12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ваниватова Александра Станиславовна3911
Россия, Хабаровский край, Хабаровск

РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ

КРЕАТИВ-БОЙ «В МИРЕ ФЛОРЫ И ФАУНЫ»

Пояснительная записка

Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Одна из главных задач, которая стоит перед системой образования, это формирование активной гражданской позиции в сфере экологии у юных граждан Российской Федерации.

Становится ясно, что недостаточна простая фиксация экологических проблем. Нужен постоянный поиск эффективных методов решения (и предотвращения!) экологических проблем разного уровня, от глобальных до локальных. И мы, прежде всего, должны научить решать такие задачи подрастающее поколение, ведь от того, какими будут ценностные приоритеты сегодняшних детей и молодежи, во многом зависит будущее состояние окружающей среды.

Современные дидактические поиски привели к необходимости создания инновационного типа обучения, который стимулирует активный отклик на возникающие как перед отдельным человеком, так и перед обществом проблемные ситуации. В нашей стране создана одна из наиболее эффективных технологий воспитания новой культуры мышления, позволяющей человеку адекватно воспринимать постоянно изменяющийся мир, понимать подлинную природу происходящих событий, приобрести навыки решения проблемных задач – ТРИЗ (теория решения изобретательских задач).

С целью формирования экоориентированного мышления детей и подростков в МАУДО ДЮЦ «Восхождение» был создан проект «Мы в ответе за свою планету». В рамках этого проекта педагогом-психологом Центра был разработан цикл занятий, одно из них «Креатив-бой» с применением ТРИЗ-технологии.

«Креатив-бой» - это интеллектуальное командное соревнование, в котором в качестве заданий предлагаются открытые (т.е. творческие, изобретательские, исследовательские, а может быть, и социальные) задачи. Такие задачи далеко не всегда имеют единственно правильный ответ. Участникам «боя» требуется не столько эрудиция (знание фактов или событий), сколько умение объединять самые разные знания и творчески их применять.

Цель: развитие экологического сознания и экоориентированного образа мышления детей и подростков.

Задачи:

способствовать развитию умения нестандартно решать экологические задачи, формируя новый взгляд на решение проблемных ситуаций;

активизировать познавательную активность учащихся по отношению к природе;

развить у детей понятие системности окружающего природного мира;

способствовать развитию творческих и коммуникативных умений.

Качества, которые формирует и развивает «Креатив-бой»:

умение работать в команде;

системность мышления;

оригинальность мышления;

умение слушать и слышать собеседника;

умение развивать мысли, высказанные другими членами команды;

умение кратко и емко рассказать о своем решении;

умение отстаивать свое мнение.

Возрастная категория участников: 12-15 лет.

Продолжительность креатив-боя: 45 минут.

Ожидаемые результаты:

у участников развиты навыки системного и оригинального мышления;

сформированы умения четко и ясно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;

участники проявили умение нестандартно решать задачи на экологическую тематику, подходя к их решению с различных сторон;

повысилась тяга к познавательной деятельности по отношению к природе;

участники закрепили различные коммуникативные умения: общаться и взаимодействовать в группе, уважать мнение других, объективно оценивать свою и чужую работу.

Правила проведения креатив-боя

В «Креатив-бое» одновременно могут принимать участие от 2 до 5 команд. В команде может быть от 3 до 5 «бойцов», причем лучше различного возраста. В каждой команде выбирается руководитель (капитан), секретарь, а также докладчик. Командам предлагаются творческие задания – открытые задачи. Задания демонстрируются на большом экране – это могут быть слайды презентации или видеофрагменты. Кроме того, командам также выдаются тексты заданий, справочные и другие необходимые материалы. На каждое задание выделяется от 5 до 10 минут. Каждая команда коллективно работает над заданием, при этом секретари команд фиксируют варианты решений на листке бумаги. После окончания отведенного на задание времени команды по очереди докладывают и обосновывают свои решения. Лист с ответами передаются жюри. Жюри засчитывает только те ответы, которые были зафиксированы секретарем команды до начала обсуждения данного задания. Затем командам предлагается следующее задание. В зависимости от количества времени, которое выделено на бой, командам последовательно предлагается от пяти до шести заданий.

Жюри конкурса состоит из 3-5 человек. В него могут входить эксперты, педагоги, а также старшие воспитанники. Каждый член жюри оценивает выступления всех команд. За одно задание он имеет право присудить каждой команде до 10 баллов. По каждому заданию подводятся промежуточные итоги, при этом члены жюри могут высказать краткое мнение о выступлениях команд. После выполнения всех заданий подводится окончательный итог соревнования, и объявляются победители в заранее объявленных номинациях (самое оригинальное решение, лучшая практическая идея и т.д.). Заметим, что перед командами вовсе не ставится цель найти контрольный ответ. Командам ставится цель – предложить интересную и толковую идею. Предложенные детьми ответы бывают интереснее и лучше контрольного ответа. При решении исследовательских задач перед участниками боя ставится цель найти наиболее правдоподобную гипотезу.

Если на бое присутствуют болельщики или группы поддержки, то, пока команды размышляют над полученными заданиями, им можно предложить простые задачи или вопросы на сообразительность. За правильные ответы им, по усмотрению жюри, тоже могут начисляться баллы. В конце боя можно подвести итоги и наградить наиболее активных болельщиков.

Необходимые технические условия для проведения занятия:

- помещение кабинета со столами и стульями по количеству участников команд;

- мультимедийная установка, компьютер, презентация, слайды с заданиями;

- письменные принадлежности;

- таймер обратного отсчета;

- раздаточный материал с задачами.

На подготовительном этапе была проведена следующая работа:

- были подобраны открытые задачи, разработан сценарий экологического креатив-боя и создана презентация;

- был подготовлен раздаточный материал и дипломы для награждения участников;

- проведена информационная консультация для жюри креатив-боя, определены ответственные за мультимедиа и фотосъёмку.

Рекомендации к проведению занятия

Для творческой активности необходимо создавать условия психологического комфорта, а именно поддержание способности ребенка к творчеству (сочувствие к его неудачам, недопустимость неодобрительной оценки творческих попыток) и терпимость к странным идеям и вопросам (необходимо давать ответы на все вопросы детей).


Методическая разработка занятия адресована методистам, учителям общеобразовательных учреждений, педагогам дополнительного образования, и в целом, всем тем, кто стремится развивать экологическую культуру детей, стимулируя, развивая и формируя их уникальные способности.


Ход занятия


Вводные слова ведущего

Здравствуйте, уважаемые ребята! Рада приветствовать вас на игре «Креатив-бой «В мире флоры и фауны». Все помнят, что такое «Креатив-бой»?

Креатив-бой - это интеллектуальное командное соревнование, которое состоит из открытых задач. Что такое открытая задача?

Открытые задачи – это такие задачи, на которые можно дать множество ответов, у них нет единственного правильного решения.

Сегодняшний креатив-бой необычный, он посвящен Всемирному дню окружающей среды. А значит, и тематика задач будет связана с экологическими проблемами различного уровня, от глобальных до локальных. Только способность нестандартного подхода к решению возникших на сегодняшний день экологических проблем может спасти окружающий природный мир. Например, проблему истощения природных ресурсов, на фоне постоянно растущих потребностей человечества и ограниченными ресурсами атмо-, гидро-, лито- и биосферы, вряд ли удастся решить только за счет создания новых изобретений.


Правила «Креатив-боя»

На мультимедиа правила креатив-боя:

Всем командам на листах выдаётся задача. На них нужно написать название вашей команды.

После зачитывания задачи на поиск ответов у вас 5 минут, в течение которых команда должна предложить как можно больше вариантов решения.

Все варианты ответов фиксируются на листе с задачей. Затем команда выбирает лучшее решение.

Капитан команды озвучивает самое интересное с точки зрения команды решение и передаёт лист с ответами жюри.

За каждое решение команда получает от 1 до 10 баллов. Команда, набравшая больше всех баллов, выигрывает. Оценивается оригинальность, практичность решения (на сколько оно воплотимо в жизни), и, конечно, дисциплина команд. Всего будет 6 вопросов.

Представление жюри и хранителя времени.

Сейчас у вас есть время чтобы придумать название команды, выбрать командира и секретаря, того кто будет писать все варианты решений.


Основная часть занятия


Задача. Выруби елку!

Проблема, где достать елку к Новому году, актуальна не только у нас. И, к сожалению, некоторые достают елку, просто вырубая ее в лесу у шоссе. Убытки огромны. Что делать? Не сторожить же огромные массивы леса?

Контрольный ответ:

В Германии решили проблему так: деревья у шоссе опрыскивают специальным препаратом, запах которого отвратителен. Правда, в холодную погоду он не ощутим. А вот в закрытом и теплом человеческом жилище встречать Новый год придется в противогазе... 


Задача. Бешеные лисицы

Из диких животных наиболее часто переносчиком бешенства является лисица. Чтобы помешать распространению этой опасной для человека болезни, долгое время лисиц в Европе безжалостно отстреливали. Наконец была изобретена вакцина против бешенства, но лисиц не заставишь приходить на пункты приема вакцины. Как быть?

Контрольный ответ:

В приманки из рыбьей муки и жира помещают капсулу с вакциной и раскладывают их в местах обитания лисиц. Обладая тонким обонянием, те легко находят приманки и поедают их вместе с вакциной. После одной такой массовой акции в Швейцарии практически полностью было искоренено бешенство среди животных. 


Задача. Откуда рыба в пруду? 

В большом городе в центре жилого микрорайона был котлован, где брали песок для строительства. После окончания застройки котлован заполнили водой – решили, пусть будет искусственный водоём, место отдыха горожан. К изумлению жителей, на следующий год у водоёма появились рыбаки – мальчишки и взрослые приносили домой плотву, карасей, ёршиков. Многие решили, что это рыболовы-любители выпустили в водоём мальков или рыбью икру. Но оказывается, в глухих изолированных водоёмах, возле которых не бывает людей, тоже водится рыба. Откуда берётся рыба в закрытых прудах и водоёмах?

Контрольный ответ:

Рыбы откладывают икру на траву и другую растительность на мелководье. Плавающие и ныряющие птицы задевают лапками или другими частями тела за траву, и икринки прилипают к ним. Птицы летят на другие водоёмы, и там происходит всё наоборот – икра, смоченная водой, снимается при касании растительности или других твёрдых подводных предметов.


Задача. Почему экологи против?

Многие города переполнены бродячими животными. В Москве, например, по улицам бродят более 30 тысяч бездомных собак. Они являются источниками и переносчиками различных заболеваний, в том числе инфекционных. Санэпидемнадзор предложил отловить всех бродячих животных, чтобы решить эту проблему раз и навсегда. Но экологи высказались против такого решения. Как вы думаете, почему?

Контрольный ответ:

Отлов всех бродячих животных снимет биологический барьер, и в город хлынут животные из прилегающих областей. Они занесут свои болезни, а также начнут борьбу за территорию, за выживание в новых условиях. В результате ситуация в городе может стать даже хуже исходной.


Задача. Браконьеры и нерпы

Активистов движения «Зеленый мир» встревожило уменьшение поголовья нерп из-за уничтожения детенышей нерп - бельков. Браконьеры убивали нерпят с целью добычи их шкурок, отличающихся от шкур взрослых особей своей ослепительной белизной. Попытки «зеленых» бороться с охотниками силой не привели к успеху - силы не равны, да и pакон не на их стороне... А впереди новый охотничий сезон: через месяц возобновится жуткая бойня только-только подросшего молодняка. Как быть? Как сделать бессмысленной для охотников добычу бельков?

Контрольный ответ:

Активисты высаживались в местах обитания нерпы до промыслового сезона и «портили» шкурки бельков несмывающейся краской.


Задача. Муравьиная кухня

Вот муравей тащит огрызок листа. Куда? Зачем? Это 
муравьи-листорезы, живущие в Южной Америке. Подземное их жилище охватывает десятки кубометров грунта — камеры, галереи, тоннели. Hаиболее мощные муравьи-«фуражиры» вереницей лезут на дерево и обгрызают черенки листьев. Зеленый листопад покрывает землю ковром. Эти листья разрезаются на кусочки муравьями-«закройщиками». Кусочки тут же подхватываются носильщиками. Как лодочки под парусами, спускаются они друг за другом в тоннели подземного города. Работа настолько спорая, что за сутки дерево становится голым. Раньше думали: внизу, в подземелье идет пир горой — тысячи муравьев пожирают зеленый салат. Все оказалось более сложным и интересным. Муравьи не едят листья!

Попробуйте выдвинуть гипотезы, объясняющие такое поведение муравьев.

Контрольный ответ:

Муравьи несут зелень в подземелье, чтобы там выращивать на ней грибы, которыми они и питаются.


Ведущий: Завершилась наше увлекательное мероприятие, посвященное Всемирному дню окружающей среды. Вы проявили свою удивительную креативность и оригинальность.

Рефлексия (опрос участников в зале)

Что больше всего вам запомнилось? Что было наиболее интересным?

Что вам показалось сложным?

Как вы думаете, полезно ли вам было такое занятие?

Узнали ли вы что-то новое сегодня?

Подведение итогов

Ведущий: Для объявления результатов нашего креатив-боя слово предоставляется председателю жюри.

Итоговое выступление жюри и награждение каждой команды дипломами.

Ведущий: Поздравляю вас, ребята, вы очень хорошо справились со всеми заданиями. Надеюсь, что вы всегда будете активными защитниками природы и нашей родной планеты. Наше занятие подошло к концу. До новых встреч!


АНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ

t1616561788aq.jpg

Систематическое проведение таких занятий позволяет сделать образовательный и воспитательный процессы более эффективными, что сказывается на продуктивности деятельности и удовлетворенности участников деятельности ее организацией и результатами.

t1616561788ar.jpg 

Технология ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) помогает развить у детей умение решать разнообразные экологические проблемы по-новому, в соответствии с новыми реалиями. Решение открытых задач, в форме «Креатив-бой», это одна из методик ТРИЗ-педагогики, которая позволяет ребенку глубже понять системность окружающего природного мира, закрепляя его познавательное отношение к природе. А также позволяет воспитывать в детях умение разрешать жизненные задачи самостоятельно, без помощи взрослого, снимает боязнь придумать что-то совершенно новое, до сих пор ребенку не известное.

t1616561788as.jpg 

"Креатив-бой" прекрасное средство для повышения мотивации к добыванию знаний. Посредством включения детей в игровую ситуацию, мы показываем необходимость знаний, которые могут помочь решать экологические проблемы, связанные с деятельностью человека.

t1616561788at.jpg

Дети с большим удовольствием принимают участие в таких занятиях, в которых при решении задач необходимы знания из различных областей науки, быта, что способствует развитию творческого мышления и формированию творческой самоактуализации. Помимо этого, подобные занятия способствуют формированию всего комплекса универсальных учебных действий за счёт реализации принципа системно-деятельностного подхода и приносит радость от исследования при получении новых знаний.

Использование полученных знаний позволит детям в дальнейшем добиваться успехов при разрешении любых проблемных жизненных ситуаций.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука. – 2-е изд., дополненное. – Петрозаводск: Скандинавия, 2004. – с. 208.

Альтшуллер Г.С., Сeлюцкий А.Б., Крылья для Икара: Как решать изобретательские задачи, Петрозаводск, «Карелия», 1980 г., с. 47-48.

Гин А., Андржевская И. 150 творческих задач о том, что нас окружает: учеб.-метод.пособие: проект «Креативное мышление». – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012.

Гин А., Кавтрев А. «Креатив-бой»: как его провести: метод.пособие для общеобразовательных школ и учрежд.дополн. образования. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012.

Де Боно Э. Генератор креатиffных идей. – СПб.: Питер, 2008. – 192 с.


Интернет-ресурсы:

http://www.trizway.com – Образование для новой эры.

http://4brain.ru/triz - ТРИЗ - теория решения изобретательских задач.

http://temm.ru/ru/section.php?docId=3987 – ТЭММ. Методика развития ассоциативного мышления.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.