12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кошедова Анна Ивановна26

КОМУНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ  ЮРИЯ ГАГАРИНА
 

«ФЛОРА И ФАУНА РОДНОГО КРАЯ»
Программа элективного курса 

 6 класс
68 часов, 2 часа в неделю
Учитель: Кошедова А.И.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Для того, чтобы у детей воспитать чувство ответственности и любви к природе, её охране, надо дать им знания о растениях и животных, и начинать надо это с изучения природы своей местности, своего края. Именно этим и вызывает интерес учащихся представленная программа.

Основная цель её - расширить представления о богатстве нашего края. Новизна программы в том, что она предлагает материал о редких и исчезающих видах растений и животных, их охране. Также программа предусматривает рассмотрение вопросов о рациональном использовании природных богатств нашего края. В этом - воспитательное значение и ценность программы эл. курса.

Главной задачей данного курса является формирование у детей представления о многообразии живых организмов, их роли в природе и жизни человека, правильного поведения людей в природе.

Программа рассчитана на 68 часов, по 2 часа в неделю, что соответствует санитарным нормам. Учитель выбирает такие методы работы, как лекции, беседы, викторины, экскурсии в природу, самостоятельную, практическую формы работы, занятия - игры. 

Обобщающим занятием будет самостоятельная работа.

Учителем представлено тематическое планирование, содержание тем. Указана используемая литература.

Согласно программе планируемым результатом считается углубление экономических знаний на основе регионального компонента.

Данная программа должна быть хорошим учебным пособием для учащихся 6 класса в изучении флоры и фауны Родного края.

 

Цель курса:
- усиление регионального компонента при экологизации содержания обязательных предметов базисного учебного плана, наполнение вариативной части базисного плана местным материалом.

Задачи: 

1. углубление системы экологических знаний на основе регионального компонента;

2. развитие мотивационной сферы в экологически грамотном поведении и экологической деятельности, этических норм и принципов отношения к уникальному миру животных и растений нашего края;

3. развитие умений и навыков, связанных с практической и экспериментальной деятельностью;

4. расширение контактов учащихся с природой родного края, вовлечение их в реальную деятельность по изучению и восстановлению окружающей среды.

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА:

I. Общая характеристика растительного и животного мира. (9ч).

Лекционные занятия

Вводное занятие. Мир животных и растений. Характеристика природных зон РК.  Общая характеристика растительного животного мира РК.

Практические занятия

Характеристика природных зон РК.

Общая характеристика растительного и животного мира РК.

 

II. Растительный и животный мир природных зон. (29ч).

Лекционные занятия
Растительный и животный мир лесостепной и степной зон. Растительный и животный мир полупустыни и пустыни. Растения и животные горной местности. Общая характеристика животного мира. Растения Павлодарской области. Культурные растения.

Практические занятия

Растительный и животный мир лесостепной зоны. Растительный и животный мир степной зоны.

Растительный и животный мир пустыни. Растения и животные горной местности. Позвоночные животные  Павлодарской области. Растения Павлодарской области. Дикорастущие полезные растения.

 

III. Фенонаблюдения. Охрана животного и растительного мира. (14ч).

Лекционные занятия. Организация и ведение фенологических наблюдений за растениями и животными. Охрана животного и растительного мира.

Практические занятия. Фенологический мониторинг. Организация и ведение фенологических наблюдений. Биотические связи организмов. Охрана животного и растительного мира.

Методика коллекционирования растений и животных.

 

IV. Особенности экологических факторов нашего края, влияющих на развитие живых организмов. (16ч).

Экскурсия в природу. Определение пылевого загрязнения листьев растений. Особенности типичных экосистем Павлодарской области (лесных, степных,

луговых, пресноводных). Связи между ними и низкая устойчивость экосистем, её причины.

Исчезнувшие и нуждающиеся в охране виды животных и растений Павлодарской области.  Индустриализация. Её влияние на природу и жизнь человека.

Подведение итогов по изученному материалу.

Практические занятия

Разрушение природных сообществ в Павлодарской области: вырубки и лесные пожары, распашка степей, загрязнение водоёмов.

Примеры исчезновения видов из-за разрушения экосистем и хищнической охоты.

Специфика городских и промышленных экосистем (Павлодар, Аксу).

Растения и животные в экосистемах населённых пунктов. (село Евгеньевка).

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА.

 


Наименование тем и их содержание

 

Количество часов

 

Дата проведения

 

Примечание

Модуль 1 Общая характеристика растительного и животного мира.

Лекционные занятия

1

Вводное занятие.

Мир животных и растений.

1

 

 

 

2-3


Характеристика природных зон РК.


2

 

 

 

4-5


Общая характеристика растительного животного мира РК.


2

 

 

Практические занятия

 

6-7


Характеристика природных зон РК.


2

 

 

 

8-9


Общая характеристика растительного и животного мира РК.


2

 

 

Модуль 2. Растительный и животный мир природных зон.

Лекционные занятия

 

10,11,12,13


Растительный и животный мир лесостепной и степной зон.


4

 

 

 

14,15,16,17


Растительный и животный мир полупустыни и пустыни.


4

 

 

 

18-19


Растения и животные горной местности.


2

 

 

 

20-21


Общая характеристика животного мира.


2

 

 

 

22-23


Растения Павлодарской области.


2

 

 

 

24-25


Культурные растения.


2

 

 

Практические занятия

 

26-27


Растительный и животный мир лесостепной зоны.


2

 

 

 

28-29


Растительный и животный мир степной зоны.


2

 

 

 

30-31


Растительный и животный мир пустыни.


2

 

 

 

32


Растения и животные горной местности.


1

 

 

 

33


Позвоночные животные

Павлодарской области.


1

 

 

 

34-35


Растения Павлодарской области.


2

 

 

 

36-37


Дикорастущие полезные растения.


2

 

 

Модуль 3. Фенонаблюдения. Охрана животного и растительного мира.

Лекционные занятия

 

38-39


Фенологический мониторинг.


2

 

 

 

40-41


Организация и ведение фенологических наблюдений.


2

 

 

 

42-43


Биотические связи организмов.


2

 

 

 

44-45


Охрана животного и растительного мира.


2

 

 

 

46-47


Методика коллекционирования растений и животных.


2

 

 

Практические занятия

48-49

Организация и ведение фенологических наблюдений за растениями и животными.

2

 

 

50-51

Охрана животного и растительного мира.

2

 

 

Модуль 4. Особенности экологических факторов нашего края,

влияющих на развитие живых организмов.

 

52-53

Разрушение природных сообществ в Павлодарской области: вырубки

и лесные пожары, распашка степей, загрязнение водоёмов.

 

2

 

 

 

54-55

Примеры исчезновения видов из-за разрушения экосистем и хищнической охоты.

 

2

 

 

56-57

Специфика городских и промышленных экосистем (Павлодар, Аксу).

 

2

 

 

58-59

Растения и животные в экосистемах населённых пунктов. (село Евгеньевка).

2

 

 

Практические занятия

60

Экскурсия в природу.

1

 

 

61

Определение пылевого загрязнения

листьев растений.

1

 

 

 

62-63

Особенности типичных экосистем Павлодарской области (лесных, степных,

луговых, пресноводных). Связи между ними и низкая устойчивость экосистем, её причины.

 

2

 

 

 

64-65

Исчезнувшие и нуждающиеся в охране виды животных и растений

Павлодарской области.

 

 

2

 

 

66-67

Индустриализация. Её влияние на природу и жизнь человека.

2

 

 

68

Подведение итогов по изученному материалу.

1

 

 

 

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Учащиеся должны знать:

1) особенности влияния природных факторов (свет, температура, влажность) на развитие растений и животных в условиях Павлодарской области, соответственно их экологическим группам и жизненным формам;

2) основные фазы в развитии растений и животных; природные факторы, вызывающие сезонные изменения у растений и животных;

3) приспособленность растений и животных к месту обитания;

4) охраняемые растения и животные Казахстана, мероприятия по их охране и рациональному использованию.

 Учащиеся должны уметь:

1) определять способы адаптации растений и животных к существованию в своеобразных природно-климатических условиях Павлодарской области;

2) проводить необходимые наблюдения, объяснять полученные результаты;

3) применять знания, полученные при изучении базовых дисциплин.

 

ЛИТЕРАТУРА:


1.  Муханов Б., Мусакулов Т., Суворов Н. Растительный и животный мир Казахстана. 1987.
2. Книга природы: Рассказы/ Авторы Ю. Дмитриев и др.М.: 1991 .- 399 с.

3.Филоненко-Алексеева А.Л. и др. Полевая практика по природоведению.-М: Владос, 2000.- 384 с.

4. Прокопов К.П., Стариков С.В., Браташ И.В. Позвоночные Восточного Казахстана. - Усть-Каменогорск, 2000 – 206 с.

5. Иващенко А.А, Ковшарь В.А. Атлас ключевых видов: высшие растения и позвоночные животные. – Астана, 2006. – 144 с.

6. Красная книга Казахстана 1981. – 254 с.

8.1.7 Прокопов К. Методические разработки к учебно-полевой практике по ботанике и зоологии с представлением растительного и животного мира Восточного Казахстана. 2002.

7. Красная книга Казахской ССР. Ч. 1. Позвоночные животные. – А- А Кайнар. 1978.- 203 с.

8. Атлас Казахской ССР. Том 1.Природные условия и ресурсы. М.,1982.-81с.
9. Дополнительная литература

10. Герасимов В.П. Животный мир нашей Родины. М. Просвещение, 1977

11. Браун В. Настольная книга любителя природы. Л. Гидрометиздат, 1985 –280с.

12. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины. .Просвещение, 1991–207 с.

13. Растительный мир Земли /под ред. Ф. Фукарека. М. 1982, т. 1, 2.

14. Дмитриев Ю., Пожарницкая Н. Твоя Красная книга.М., 1983

15. Панова Снежана Алексеевна, журнал: Наука и образование – 2014, Астана

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.