Креативное мышление – ключ к развитию функциональной грамотности

9
0
Материал опубликован 30 May

В современном мире креативность играет ключевую роль в развитии у детей важных когнитивных навыков. Задача учителя создать такой урок английского языка, где дети не просто запоминают слова и грамматику, но и вовлечены в творческий процесс, который стимулирует их ум и воображение.

Когда мы говорим о творческом мышлении, мы подразумеваем нестандартный подход к решению задач. Это способность видеть мир по-новому, находить неожиданные связи и создавать что-то уникальное. Интеграция творческого мышления в уроки английского языка позволяет детям развивать навыки, которые пригодятся им не только в учебе, но и в повседневной жизни.


Важно помнить, что творчество не возникает из ниоткуда. Для развития нестандартного мышления детей необходимы стимулы - будь то картинки, тексты, задачи или просто интересные идеи. Эмоциональная вовлеченность также играет важную роль: когда ребенок увлечен процессом, его внимание сосредоточено, и он готов погрузиться в творческую деятельность.


Однако творчество требует не только вдохновения, но и дисциплины. Дети должны уметь играть с идеями, но при этом быть внимательными к деталям и усердно работать над учебными задачами. Поэтому на уроках английского языка важно создавать атмосферу, где дети могут свободно экспериментировать, задавать вопросы и искать нестандартные решения. Поддержка со стороны педагогов и предоставление моделей для подражания играют ключевую роль в формировании творческого мышления у детей.


Креативность в образовании играет важную роль. Согласно исследованию Дин Кит Симонса существует два вида креативности:

- Большая кретивность (big "C")

- Малая креативность (little "c")

 Когда мы говорим о большой креативности (big "C"), мы имеем в виду результаты, которые являются по-настоящему новыми и оригинальными для ученика. Это как раз тот момент, когда ребенок создает что-то удивительное, что отражает его индивидуальность и талант. Например, написание стихотворения или рассказа на английском языке - это отличный пример большой креативности в деле обучения.

С другой стороны, малая креативность (little "c") - это процесс творческого мышления, который происходит в повседневном взаимодействии учеников в классе. Это когда дети используют изученный языковой материал для того, чтобы выразить свои мысли, делать предположения и рисковать. Важно, чтобы уроки английского языка давали возможность развивать оба вида креативности, ведь это помогает детям не только понимать язык, но и самовыражаться через него.

Чтобы поддерживать большую креативность, учителя должны планировать уроки так, чтобы стимулировать у детей навыки и стратегии, необходимые для достижения творческих результатов. Это может быть использование различных форм искусства: письма, актерского мастерства, музыки, танца и даже мультимедиа. Результаты могут быть весьма разнообразными - от стихов до видеопрезентаций.

С другой стороны, для развития малой креативности важно дать детям больше свободы в языковой практике. Позволить им самостоятельно исследовать и использовать язык в повседневных ситуациях. Это поможет им чувствовать себя более уверенно и выразительно на английском языке.

Таким образом, поддерживая как большую, так и малую креативность учеников, мы помогаем им развивать не только языковые навыки, но и способности к самовыражению и творчеству.

Креативность - это ключ к успешному обучению и развитию детей в современном мире. Независимо от возраста и уровня обучения, педагоги могут вдохновить учеников на творческое мышление, используя семь основ креативности. Они представляют собой фундамент, на котором строится культура развития индивидуальности и самовыражения.

В основе формирования креативного мышления у школьников лежат следующие идеи:

  1. Формирование позитивной самооценки.

Позитивная самооценка - это основа, на которой строится уверенность и готовность к творчеству. Признание индивидуальных достоинств, оценка вклада в учебный процесс и уважение различий во взглядах формируют атмосферу в классе, где ученики чувствуют себя комфортно для проявления своего потенциала.


Приёмы для работы над самооценкой:

1. Веер самооценки (Self-esteem fan): Позвольте каждому ученику создать веер из бумаги, на каждой складке которого будет написано положительное качество, начинающееся с буквы его имени. Это упражнение поможет детям увидеть свои сильные стороны и ценить их.

2. Время круга (Circle time): Проведение круга общения способствует персонализации обучения, укрепляет чувство принадлежности и развивает социальные навыки учеников. В ходе этого мероприятия дети могут делиться своими мыслями, идеями и чувствами, создавая доверительные отношения в клас1. Рассказ о себе на английском языке, в котором ребёнок должен упомянуть свои положительные качества и умения, которые отличают его от других, достижения в чём-либо. Публичные выступления должны вселить в учащихся уверенность и нужно проводить их как можно чаще [4].

3. Методсамовнушения. Учительговоритследующиефразы: «I did a great job today», «I can do this», «I will succeed», «I am really good at it». Учащиеся повторяют это, тем самым внушая себе положительные мысли.

4. На уроках учителю важно говорить детям об уважении друг к другу. Формирование хорошего отношения к себе во многом зависит от окружающих людей, поэтому человеку с низкой самооценкой важно их мнение.

5. Проведение небольших бесед на уроке. Ребёнок воспринимает учителей как взрослых, мудрых наставников, старается слушать его, поэтому педагоги должны подбадривать их, хвалить за их достижения, так как дети с нездоровой самооценкой в этом плане очень чувствительны и положительное мнение учителя очень сильно влияет на их сознание.


  1. Креативный подход в планировании урока.

Креативный подход к обучению не только делает уроки увлекательными, но также способствует развитию у учеников навыков критического мышления и решения проблем. Важно, чтобы учителя сами проявляли креативность, чтобы вдохновить детей смотреть на учебный процесс по-новому.


Управление уроком играет ключевую роль в эффективности обучения. Учитель может использовать креативные методы, такие как сигналы привлечения внимания, системы карточек или даже "шумомер", чтобы поддерживать дисциплину и вовлеченность учеников. Например, цветовая система светофора может помочь детям понимать уровень шума в классе и адаптировать свое поведение соответственно.

Детей школьного возраста лучше всего обучать зачаткам креативности через увлекательные игры, в которых будут развиваться такие качества, как воображение, логическое мышление, умение фантазировать.

Орфографический спортзал - это отличный способ помочь детям улучшить правописание и связать его с физической активностью. Дети могут использовать различные движения для каждой буквы, что делает процесс обучения более интересным и запоминающимся. Это также способствует развитию моторики и координации.

Кроме того, учителя могут внедрять различные игры, задания и творческие проекты, которые стимулируют учеников мыслить нестандартно и находить новые подходы к решению задач. Поощрение самовыражения и экспериментирования поможет детям развить свой потенциал и уверенность в собственных способностях.

Игровые технологии в обучении использовались как эффективный способ передачи информации в целях образования и воспитания детей уже очень давно. И здесь мы говорим не только о школьниках начального уровня образования, но и основного. Для подростков основным видом деятельности становится общение, но при общении на английском языке они могут сталкиваться с рядом трудностей, в том числе и психологических, которые можно преодолеть благодаря играм. Я хочу рассказать лишь о некоторых из них, которые я использую в своей практике.

Современные игры, адаптированные к уроку:

1. Игра «GUESS THE CHARACTER», это угадай персонажа, где ребята и повторяют пройденную лексику, такую как внешность, черты характера, а также тренируют грамматику построения общих вопросов.

2. Игра «Alias», скажи иначе, когда нужно объяснить слово классу/команде, не называя его. Подобные задания встречаются в учебнике, но обычно вызывают у ребят затруднение и скуку, но в игровой атмосфере у них включается азарт и находить нужные слова начинают все, даже те, кто уверен, что говорить не может.

3. Игра «THINK OUT» разработана мной на основе отечественной настольной игры «Соображарий». Задача детей заключается назвать как можно больше ассоциаций на заданную тему. В основе этой игры лежит метод мозгового штурма. BRAINSTORM - один из методов активного обучения, который направлен на активизацию мыслительных процессов, стимулирования творческой активности. Это хороший способ быстрого включения всех учащихся группы в работу на начальном этапе урока.

4. Игра «Pantomime», она же Крокодил. Один игрок выходит к доске, берет карточку и показывает слово, написанное на карточке при помощи жестов и мимики, не называя его. Задача класса отгадать слово, чаще всего это или глаголы, или слова только что выданные на уроке. Есть обратный вариант игры, когда один угадывает, а все показывают, что на самом деле является хорошей групповой разминкой, физминуткой.

5. Сюжетно-ролевые игры, при которых школьники искусственно оказываются в заданных условиях, примеряют на себя разные роли, имитируют поведение взрослых. При ролевых играх тренируется и спонтанная и подготовленная речь, ребята могут видеть реальное применение языка, а самое главное, что здесь задействованы эмоции и чувства.

6. Квест – это игра-приключение, когда учащиеся погружаются в заданную ситуацию и решают задания по продвижению сюжета. Каждая загадка – ключ к следующей точке. Данный вид деятельности мотивирует учащихся согласовывать свои действия в ходе решения общей задачи, учит договариваться, работать в команде.

  1. Предоставление выбора.

Предложение детям возможности выбора является ключевым аспектом в их развитии. Когда дети имеют возможность принимать решения, они начинают осознавать ответственность за свои поступки и выборы. Этот процесс способствует развитию самостоятельности и умению контролировать своё обучение. Важно, чтобы дети чувствовали себя вовлечёнными и значимыми в процессе обучения, так как это мотивирует их прилагать больше усилий для достижения успеха.

Предоставление выбора детям может происходить на разных уровнях. Например, при организации группы по принципу дружбы для проектов, дети могут самостоятельно выбирать партнёров, что способствует более эмоциональному и мотивированному участию в совместной работе. Это также помогает избежать ситуаций, когда ребёнок чувствует себя исключённым.

Другим примером использования выбора является "меню урока". Предоставив детям список заданий и позволив им выбирать, какие из них они хотят выполнить и в каком порядке, педагог может заметить, что дети работают более увлечённо и внимательно. Часто дети даже выбирают самые сложные задания, что способствует их личностному росту и развитию.

Свобода выбора также может быть применена в формате представления результатов работы. Позволяя детям выбирать, в каком виде они хотят представить свои проекты или исследования, например, через постер, цифровую презентацию или видео, педагог демонстрирует уважение к индивидуальным предпочтениям и способностям учеников.


Важно помнить, что предложение выбора детям не только способствует их развитию, но также учит их принимать решения, управлять своим поведением и развивать креативное мышление. Поддерживая детей в процессе выбора, педагоги могут создать стимулирующую и запоминающуюся образовательную среду, в которой каждый ребёнок может раскрыть свой потенциал и достичь успеха.

  1. Проектная деятельность

Чтобы по-настоящему вдохновить детей на исследование идей, нужно создать подходящую атмосферу, где каждый чувствует себя важным и уважаемым. Здесь нельзя не отметить использование проектной технологии. В результате выполнения мини-проектов школьники продемонстрировали самостоятельность, аналитическое мышление и исследовательские умения, проявили творчество.

Ментальные карты. Так же является приемом для структуризации полученной информации, как лексической, так и грамматической. При этом, для создания ментальных карт нет четких правил, учащиеся вправе сами выбирать то, как будет выглядеть результат их работы, они показывают свое собственное видение систематизации информации. Это отличный способ визуализировать мыслительный процесс детей по определенной теме. Например, если выбрать тему "Питомцы", можно создать ментальную карту, где дети будут размышлять о том, какие питомцы легко ухаживать, а какие более сложны в уходе. Работая с разными заголовками и идеями, дети могут развивать свое творческое мышление и подготавливать материал для написания сочинения.

Коллажирование. Данный прием предполагает переработку большого количества материала, является творческим продуктом проекта на заданную тему. Учащиеся работают с текстом, выделяют в нем главное, находят графические средства для выражения мысли, строят речевое высказывание для презентации продукта своего творчества.

Лэпбук. Метод лэпбуков предоставляет широкие возможности для творчества: лэпбук может быть изготовлен самим педагогом, а можно его сделать совместно с учащимися. Этот интересный творческий процесс невероятно захватывает и позволяет детям проявить креативность.

Итак, креативность - это ключевой элемент успешного обучения. Учителя, проявляя креативность в своей работе, могут вдохновить учеников на саморазвитие, помочь им обрести уверенность и стимулировать интерес к учебному процессу.

И, конечно, не стоит забывать о творческом наблюдении или Creative observation. Использование изображений может быть замечательным способом развивать у детей наблюдательность, воображение и творческое мышление. Предлагая им анализировать и интерпретировать изображения, можно поощрить развитие их креативности.

Таким образом, важно создавать стимулирующую среду, где дети могут свободно исследовать идеи, задавать вопросы и развивать свое творческое мышление. Эти методы помогут им не только учиться более эффективно, но и развивать важные навыки, которые пригодятся им в будущем.

  1. Чувство меры

Применение игровых и проектных технологий на уроке дает свой позитивный результат.  Однако, при планировании урока, важно сохранять баланс между традиционным уроком и творческой составляющей, чтобы сохранить у учащихся чувство новизны и WOW эффекта.

Развитие креативного мышления должно проводиться в системе, но при этом быть обоснованным на уроке и своевременным. Упражнения могут занимать 3-4 минуты от урока, но при этом давать хороший старт в тему, настраивать учащихся на рабочий процесс, вовлекать в учебную деятельность, мотивировать. Данные приемы можно использовать, на любом этапе урока, в зависимости от его цели.

  1. Необычное использование. Предложите ученикам придумать как можно больше способов использовать любой обычный предмет и рассказать об этом на английском языке. Например, стул, чашку или карандаш.
  2. Potato talk. Принесите в класс картофелину, дайте учащимся и предложите придумать как можно больше фактов о ней. Это может быть любой неожиданный предмет.
  3. Вторая половинка фото. Покажите детям половину фотографии. Пусть они попробуют догадаться, что изображено на второй части. Интересно, если изображение необычное или неожиданное.
  4. Заголовок. Рассмотрите с учениками фотографию и попросите их придумать странный/смешной/злобный/страшный заголовок к нему на английском языке.
  5. Мозговой штурм. Задача ребят в этом упражнении — записать как можно больше слов и выражений относящихся к заданной теме. Лучше выбрать что-то нетривиальное: космические путешествия, дождь, грибы и т.д.
  6. Инсценировки. Классическое задание по разыгрыванию сценок-диалогов. Ученики играют роли и говорят от лица своего персонажа. Чем необычнее герои, тем увлекательнее игра. Почему бы ни побывать на месте работника зоопарка, полицейского, мамы 10 детей, директора музыкальной школы и т.д.
  7. Споры. Отлично прокачивают креатив обсуждения противоречивых ситуаций, когда студентам нужно принять прямо противоположные точки зрения: за и против поедания мороженого, например.
  8. Фантазёр. Для такого задания вам понадобятся фотографии. Пусть учащиеся представят диалоги и мысли изображенных людей, их прошлое и будущее, их день на английском языке.
  9.  Любопытство. Для выполнения этого задания разделите класс на команды. Предложите одной группе учеников задать как минимум 15 вопросов к простой картинке. Вторая команда пусть придумывает ответы.
  10. Невпопад. Смогут ли ученики поговорить, обсуждая каждый свою тему? Например, ученик А говорит о скорпионах, а ученик Б о спортивных машинах. При этом их задача — поддерживать разговор как можно дольше.
  11. Оправдашки. Ребятам предлагаются достаточно абсурдные ситуации. Их задача оправдаться.
  12. Ассоциации. Откройте словарь и возьмите первое попавшееся слово. Придумайте к нему как можно больше ассоциаций.
  13. Неожиданные связи. Снова откройте словарь и возьмите два любых слова. Придумайте 3 отличия и 3 сходства между предметами, а также составьте с ними несколько предложений.
  14. Рассказ из 100 слов. Вы должны составить рассказ из 100 слов. Ни одного слова больше, ни одного слова меньше. Чтобы усложнить задачу, можете уменьшить количество слов до 75 или 50. При этом рассказ должен иметь начало, развитие и концовку.
  15. Биография. Покажите ребятам фотографию неизвестного человека. Поразмышляйте о том, кто он такой, чем занимается, родился в вашем городе или приехал издалека, какова история его жизни.
  16. Друдлы — это картинки, которые можно интерпретировать разными способами. Один человек может видеть змею, а другой выступы гор. 
  17. Синквейн. Достаточно сложное задание, требующее нестандартного мышления. Это литературная форма, позволяющая кратко уместить свои мысли, эмоции, ассоциации. Правила написания синквейна: в первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным), вторая строчка – это описание темы двумя прилагательными, третья строчка – это описание действия тремя глаголами, четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме, чувства, последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
  1. Индивидуальный подход

Изучение иностранного языка может быть увлекательным и продуктивным процессом, если уделять внимание развитию творческого потенциала детей. Несмотря на существующие препятствия, такие как учебные планы, скучные учебники и нехватка времени, важно понимать, что креативность играет ключевую роль в успешном усвоении языка.

Повышение заинтересованности и мотивации учеников - одно из главных преимуществ развития творческого мышления. Создание атмосферы ценности творческого поведения в классе способствует формированию у детей чувства сопричастности и успеха. Учитель, следуя принципам креативности, может помочь ученикам преодолевать страх перед неудачей и стимулировать их к экспериментам.

Одним из ключевых моментов в развитии творческого потенциала является индивидуальный подход к каждому ученику. Это позволяет выявить и развить сильные стороны каждого ребенка, будь то талант в искусстве, музыке или других областях. Гибкость мышления, терпение, настойчивость и находчивость - эти качества также развиваются через творческие задания и проекты.

Креативность не только делает процесс изучения языка более интересным, но и создает основу для развития более сложного, абстрактного мышления в будущем. Поэтому важно поддерживать и поощрять творческий потенциал учеников на протяжении всего обучения. Пусть каждый ученик поймет, что креативность - это нечто ценное и важное для его личностного роста.

Таким образом, развитие творческого потенциала в начальной школе при изучении иностранного языка играет ключевую роль не только в усвоении языка, но и в формировании личности каждого ученика. Важно помнить, что креативность - это неотъемлемая часть образования, способствующая развитию умений и навыков, необходимых для успешного будущего.

Комментарии
Комментариев пока нет.
Комментарии на этой странице отключены автором.

Сборник методических разработок и педагогических идей