Презентация «Кристаллические решётки» (Химия, 8 класс)
Пояснительная записка к презентации
Конспект урока химии в 8 классе на тему
«Кристаллические решётки» (слайд 1)
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы и технологии, применяемые при обучении: проблемное обучение, ИКТ, самостоятельная работа учащихся.
Цель: изучение типов кристаллических решеток.
Задачи:
Образовательные:
создать условия для самостоятельного решения учебно-познавательных задач;
способствовать актуализации и закреплению знаний обучающихся об агрегатных состояниях веществах и условиях перехода вещества из одного состояния в другое;
ознакомить с понятиями «аморфного» и «кристаллического» веществ, выявить зависимость «свойство вещества – тип кристаллической решетки», «свойство вещества - химическая связь», «свойство вещества - строение атомов»;
создать условия для овладения первичными навыками определения типа кристаллической решетки и определение по типу решётки физических свойств веществ;
Развивающие:
способствовать развитию познавательного интереса обучающихся к предмету;
развивать познавательные умения;
развивать навыки работы с информацией, представленной в различном виде (текстовая, видео, графическая), и перевода её в другую форму, систематизации в виде схемы или таблицы;
развивать коммуникативные навыки общения через работу в парах;
Воспитательные:
культуры умственного труда (ведения записей, самостоятельного оформления информации и др.).
Оборудование:
Мультимедийное: проектор, экран или интерактивная доска, компьютер или ноутбук, презентация;
Вещества: пластилин, мука, пластмасса, соль, сахар, графит.
ХОД УРОКА
Химия создала свой предмет. Эта творческая способность, подобная искусству, коренным образом отличает химию от остальных естественных наук.
М. Бертло
I. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Каково настроение на начало урока?
II. Актуализация знаний учащихся
- Ответьте на вопрос, пожалуйста, в каком виде чаще всего существуют химические элементы?
- А если есть соединения, это значит, что между атомами элементов этого соединения существует какая-то связь. Вы согласны с этим?
- Какие виды химической связи вам известны?
- Давайте проверим, насколько хорошо вы их помните и выполним небольшую проверочную работу.
Задачи: повторить виды химических связей, особенности образования связей (слайд 2 - 4)
- Выберите правильный ответ:
1. В молекуле Cl2 тип связи:
а) ковалентная полярная; б) ковалентная неполярная; в) ионная
2. В молекуле Н2О тип связи:
а) ковалентная полярная; б) ковалентная неполярная; в) ионная
3. В молекуле NaF тип связи:
а) ковалентная полярная; б) ковалентная неполярная; в) ионная
4. В образовании ионной связи принимают участие:
а) атомы одного и того же неметалла; б) металл и неметалл; в) атомы разных неметаллов.
5. В образовании ковалентной полярной связи принимают участие:
а) атомы одного и того же неметалла; б) металл и неметалл; в) атомы разных неметаллов.
6. В образовании ковалентной неполярной связи принимают участие:
а) атомы одного и того же неметалла; б) металл и неметалл; в) атомы разных неметаллов.
7. В веществах металлах возникает связь: а) ионная, б) ковалентная неполярная, в) металлическая
После выполнения работы – взаимопроверка по парам.
III. Новый материал
-Веществ, которые нас окружают, множество. И всё многообразие этих веществ объединяет и в то же время разделяет то, что они имеют разное внутреннее строение (слайд 5)
- Очень часто, сами того не замечая, мы встречаемся и с веществами-кристаллами. Мы ходим по кристаллам, строим из кристаллов, создаём приборы и изделия из кристаллов, широко применяем кристаллы в науке и технике, едим кристаллы, находим кристаллы в живых организмах…
- Так что же такое кристаллы?
- Задачи нашего урока: понять, что такое кристаллическое и аморфное состояние твёрдых веществ, познакомиться с типами кристаллических решёток.
- Какие агрегатные состояния веществ вам известны? (слайд 6-7)
- Посмотрите на вещества на ваших столах и распределите их на 2 группы.
- Какие вещества вы отнесли в 1-ю группу? (пластилин, мука, пластмасса)
- Это аморфные вещества. У них нет постоянной температуры плавления, наблюдается текучесть, нет кристаллической решётки.
- Какие вещества отнесли ко 2-й группе? (соль, сахар, графит)
- Это кристаллические вещества. Для них характерны чёткие температуры плавления, симметрия, чёткие правильные формы.
- Применение находят и аморфные, и кристаллические вещества. (слайд 8)
Вещества обладают самыми разными свойствами. Различают физические и химические свойства веществ. Какие свойства мы отнесём к физическим? Какие к химическим?
- Используя только понятие о физических свойства попробуем дать характеристику следующим веществам: водород, углекислый газ, сахар, сажа.
- По физическим свойствам веществ можно определить их строение: СТРОЕНИЕ АТОМА – ХИМИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ – КРИСТАЛЛИЧЕСКАЯ РЕШЁТКА – СВОЙСТВА ВЕЩЕСТВА
- Что же такое кристаллическая решётка? Как вы это понимаете? (слайд 9)
- Всего выделяют четыре типа кристаллических решёток (слайд 10)
Физминутка (слайд 11)
Зайцы бегали в лесу, (бег на месте)
Повстречали там лису (повилять «хвостиком»)
Прыг-скок, прыг-скок, (прыжки на месте)
Убежали под кусток. (присесть)
- А теперь вместе постараемся с вами заполнить таблицу «Типы кристаллических решеток» (слайд 12 - 16)
- Вещества с молекулярным строением подчиняются закону постоянства состава вещества; вещества молекулярного строения имеют постоянный состав независимо от способа их получения. Данный заключение принадлежит Ж.Л. Прусту, и в дальнейшем стало Законом Пруста. (слайд 17 - 18)
- Давайте возьмём вещество Н2О. Как называется это вещество (привести всевозможные названия)?
- Простое или сложное?
- Какие химические элементы входят в состав?
- Какую кристаллическую решётку имеет?
- Найдите молярную массу.
- Число молекул?
IV. Закрепление
Работа в парах.
- Оксид кремния имеет атомную кристаллическую решётку. Каковы его физические свойства?
- Какой тип кристаллической решётки у карбоната кальция? (ионная)
- Оксид углерода (IV) имеет низкую температуру плавления, а кварц SiO3 - очень высокую. Какие кристаллические решётки они должны иметь? (молекулярную и атомную соответственно).
V. Обобщение, итог
- На сегодняшнем занятии мы с вами постарались заглянуть внутрь веществ и, в целом, вещей.
Сейчас давайте заслушаем несколько сообщений о некоторых драгоценных камнях (выступают отдельные обучающиеся с индивидуальными сообщениями).
IV. Домашнее задание. Домашний химический эксперимент «Выращивание кристаллов»
- Некоторые вещества встречаются в виде кристаллов. Кристаллы можно встретить не только в природе, но и вырастить в бытовых условиях. Попробуйте «похимичить» дома и выполнить практическое домашнее задание по выращиванию кристаллов. Инструкция по выполнению этого задания у вас на партах.
- Параграф 22.
Рефлексия.
- Скажите, каково ваше настроение в конце урока, закончив предложения
Мне понравилось…
У меня возникли затруднения при … (затруднения с …)
Я хотел бы …
Благодарю вас за работу. (слайд 19)
Оборудование и вещества: чистые стаканы, картон, карандаш, нитки, вода, соль (хлорид натрия, или медный купорос).
Ход работы
1 способ. Банку с насыщенным раствором закройте картоном и подождите, пока при медленном охлаждении на дно выпадут кристаллы. Обсушите кристаллы на салфетке, несколько самых привлекательных укрепите на нитке, привяжите к карандашу и опустите в насыщенный раствор, освобожденный от других кристаллов. Кристаллы могут расти 2-3 недели
2 способ. Приготовьте насыщенный раствор выбранной вами соли. Для этого в горячую воду насыпьте порциями соль и перемешивайте до растворения. Как только соль перестанет растворяться, раствор насыщен. Раствор профильтруйте через марлю. Этот раствор налейте в стакан, положите карандаш с ниткой и грузом (пуговичка, например). Через 2-3 дня груз должен обрасти кристалликами.
Список литературы
Энциклопедия «Эрудит»
Энциклопедия «Я познаю мир»
Интернет - ресурсы
http://www.hemi.nsu.ru/ucheb139.htm
http://www.alhimikov.net/elektronbuch/Page-11.html