12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Баранова Марина Алексеевна717
Россия, Смоленская обл., пгт. Кардымово
2

Презентация «Кристаллические решётки»



Конспект урока химии в 8 классе на тему

«Кристаллические решётки» (слайд 1)

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы и технологии, применяемые при обучении: проблемное обучение, ИКТ, самостоятельная работа учащихся.

Цель: изучение типов кристаллических решеток.

Задачи:

Образовательные:

создать условия для самостоятельного решения учебно-познавательных задач;

способствовать актуализации и закреплению знаний обучающихся об агрегатных состояниях веществах и условиях перехода вещества из одного состояния в другое;

ознакомить с понятиями «аморфного» и «кристаллического» веществ, выявить зависимость «свойство вещества – тип кристаллической решетки», «свойство вещества - химическая связь», «свойство вещества - строение атомов»;

создать условия для овладения первичными навыками определения типа кристаллической решетки и определение по типу решётки физических свойств веществ;

Развивающие:

способствовать развитию познавательного интереса обучающихся к предмету;

развивать познавательные умения;

развивать навыки работы с информацией, представленной в различном виде (текстовая, видео, графическая), и перевода её в другую форму, систематизации в виде схемы или таблицы;

развивать коммуникативные навыки общения через работу в парах;

Воспитательные:

культуры умственного труда (ведения записей, самостоятельного оформления информации и др.).

Оборудование:

Мультимедийное: проектор, экран или интерактивная доска, компьютер или ноутбук, презентация;

Вещества: пластилин, мука, пластмасса, соль, сахар, графит.

ХОД УРОКА

Химия создала свой предмет. Эта творческая  способность, подобная искусству, коренным образом  отличает химию от остальных естественных наук.

М. Бертло

I. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Каково настроение на начало урока?

II. Актуализация знаний учащихся

- Ответьте на вопрос, пожалуйста, в каком виде чаще всего существуют химические элементы?

- А если есть соединения, это значит, что между атомами элементов этого соединения существует какая-то связь. Вы согласны с этим?

- Какие виды химической связи вам известны?

- Давайте проверим, насколько хорошо вы их помните и выполним небольшую проверочную работу.

 

Задачи: повторить виды химических связей, особенности образования связей (слайд 2 - 4)

- Выберите правильный ответ:

1. В молекуле Cl2 тип связи:

а) ковалентная полярная; б) ковалентная неполярная; в) ионная

2. В молекуле Н2О тип связи:

а) ковалентная полярная; б) ковалентная неполярная; в) ионная

3. В молекуле NaF тип связи:

а) ковалентная полярная; б) ковалентная неполярная; в) ионная

4. В образовании ионной связи принимают участие:

а) атомы одного и того же неметалла; б) металл и неметалл; в) атомы разных неметаллов.

5. В образовании ковалентной полярной связи принимают участие:

а) атомы одного и того же неметалла; б) металл и неметалл; в) атомы разных неметаллов.

6. В образовании ковалентной неполярной связи принимают участие:

а) атомы одного и того же неметалла; б) металл и неметалл; в) атомы разных неметаллов.

7. В веществах металлах возникает связь: а) ионная, б) ковалентная неполярная, в) металлическая

После выполнения работы – взаимопроверка по парам.

III. Новый материал

-Веществ, которые нас окружают, множество. И всё многообразие этих веществ объединяет и в то же время разделяет то, что они имеют разное внутреннее строение (слайд 5)

- Очень часто, сами того не замечая, мы встречаемся и с веществами-кристаллами. Мы ходим по кристаллам, строим из кристаллов, создаём приборы и изделия из кристаллов, широко применяем кристаллы в науке и технике, едим кристаллы, находим кристаллы в живых организмах…

- Так что же такое кристаллы?

- Задачи нашего урока: понять, что такое кристаллическое и аморфное состояние твёрдых веществ, познакомиться с типами кристаллических решёток.

- Какие агрегатные состояния веществ вам известны? (слайд 6-7)

- Посмотрите на вещества на ваших столах и распределите их на 2 группы.

- Какие вещества вы отнесли в 1-ю группу? (пластилин, мука, пластмасса)

- Это аморфные вещества. У них нет постоянной температуры плавления, наблюдается текучесть, нет кристаллической решётки.

- Какие вещества отнесли ко 2-й группе? (соль, сахар, графит)

- Это кристаллические вещества. Для них характерны чёткие температуры плавления, симметрия, чёткие правильные формы.

- Применение находят и аморфные, и кристаллические вещества. (слайд 8)

Вещества обладают самыми разными свойствами. Различают физические и химические свойства веществ. Какие свойства мы отнесём к физическим? Какие к химическим?

- Используя только понятие о физических свойства попробуем дать характеристику следующим веществам: водород, углекислый газ, сахар, сажа.

- По физическим свойствам веществ можно определить их строение: СТРОЕНИЕ АТОМА – ХИМИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ – КРИСТАЛЛИЧЕСКАЯ РЕШЁТКА – СВОЙСТВА ВЕЩЕСТВА

- Что же такое кристаллическая решётка? Как вы это понимаете? (слайд 9)

- Всего выделяют четыре типа кристаллических решёток (слайд 10)

Физминутка (слайд 11)

Зайцы бегали в лесу, (бег на месте)

Повстречали там лису (повилять «хвостиком»)

Прыг-скок, прыг-скок, (прыжки на месте)

Убежали под кусток. (присесть)

- А теперь вместе постараемся с вами заполнить таблицу «Типы кристаллических решеток» (слайд 12 - 16)

- Вещества с молекулярным строением подчиняются закону постоянства состава вещества; вещества молекулярного строения имеют постоянный состав независимо от способа их получения. Данный заключение принадлежит Ж.Л. Прусту, и в дальнейшем стало Законом Пруста. (слайд 17 - 18)

- Давайте возьмём вещество Н2О. Как называется это вещество (привести всевозможные названия)?

- Простое или сложное?

- Какие химические элементы входят в состав?

- Какую кристаллическую решётку имеет?

- Найдите молярную массу.

- Число молекул?

IV. Закрепление

Работа в парах.

- Оксид кремния имеет атомную кристаллическую решётку. Каковы его физические свойства?

- Какой тип кристаллической решётки у карбоната кальция? (ионная)

- Оксид углерода (IV) имеет низкую температуру плавления, а кварц SiO3 - очень высокую. Какие кристаллические решётки они должны иметь? (молекулярную и атомную соответственно).

V. Обобщение, итог

- На сегодняшнем занятии мы с вами постарались заглянуть внутрь веществ и, в целом, вещей.

Сейчас давайте заслушаем несколько сообщений о некоторых драгоценных камнях (выступают отдельные обучающиеся с индивидуальными сообщениями).

IV. Домашнее задание. Домашний химический эксперимент «Выращивание кристаллов»

- Некоторые вещества встречаются в виде кристаллов. Кристаллы можно встретить не только в природе, но и вырастить в бытовых условиях. Попробуйте «похимичить» дома и выполнить практическое домашнее задание по выращиванию кристаллов. Инструкция по выполнению этого задания у вас на партах.

- Параграф 22.

Рефлексия.

- Скажите, каково ваше настроение в конце урока, закончив предложения

Мне понравилось…

У меня возникли затруднения при … (затруднения с …)

Я хотел бы …

Благодарю вас за работу. (слайд 19)

Оборудование и вещества: чистые стаканы, картон, карандаш, нитки, вода, соль (хлорид натрия, или медный купорос).

Ход работы

1 способ. Банку с насыщенным раствором закройте картоном и подождите, пока при медленном охлаждении на дно выпадут кристаллы. Обсушите кристаллы на салфетке, несколько самых привлекательных укрепите на нитке, привяжите к карандашу и опустите в насыщенный раствор, освобожденный от других кристаллов. Кристаллы могут расти 2-3 недели

2 способ. Приготовьте насыщенный раствор выбранной вами соли. Для этого в горячую воду насыпьте порциями соль и перемешивайте до растворения. Как только соль перестанет растворяться, раствор насыщен. Раствор профильтруйте через марлю. Этот раствор налейте в стакан, положите карандаш с ниткой и грузом (пуговичка, например). Через 2-3 дня груз должен обрасти кристалликами.

Список литературы

Энциклопедия «Эрудит»

Энциклопедия «Я познаю мир»

Интернет - ресурсы

www.alhimik.ru

www.1september.ru

http://www.hemi.nsu.ru/ucheb139.htm

http://www.alhimikov.net/elektronbuch/Page-11.html


Кристаллические решётки
PPTX / 1.47 Мб

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.