Презентация «Кристаллические решётки» (Химия, 8 класс)

2
0
Материал опубликован 22 March 2017 в группе

Пояснительная записка к презентации

Конспект урока химии в 8 классе на тему

«Кристаллические решётки» (слайд 1)

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы и технологии, применяемые при обучении: проблемное обучение, ИКТ, самостоятельная работа учащихся.

Цель: изучение типов кристаллических решеток.

Задачи:

Образовательные:

создать условия для самостоятельного решения учебно-познавательных задач;

способствовать актуализации и закреплению знаний обучающихся об агрегатных состояниях веществах и условиях перехода вещества из одного состояния в другое;

ознакомить с понятиями «аморфного» и «кристаллического» веществ, выявить зависимость «свойство вещества – тип кристаллической решетки», «свойство вещества - химическая связь», «свойство вещества - строение атомов»;

создать условия для овладения первичными навыками определения типа кристаллической решетки и определение по типу решётки физических свойств веществ;

Развивающие:

способствовать развитию познавательного интереса обучающихся к предмету;

развивать познавательные умения;

развивать навыки работы с информацией, представленной в различном виде (текстовая, видео, графическая), и перевода её в другую форму, систематизации в виде схемы или таблицы;

развивать коммуникативные навыки общения через работу в парах;

Воспитательные:

культуры умственного труда (ведения записей, самостоятельного оформления информации и др.).

Оборудование:

Мультимедийное: проектор, экран или интерактивная доска, компьютер или ноутбук, презентация;

Вещества: пластилин, мука, пластмасса, соль, сахар, графит.

ХОД УРОКА

Химия создала свой предмет. Эта творческая  способность, подобная искусству, коренным образом  отличает химию от остальных естественных наук.

М. Бертло

I. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Каково настроение на начало урока?

II. Актуализация знаний учащихся

- Ответьте на вопрос, пожалуйста, в каком виде чаще всего существуют химические элементы?

- А если есть соединения, это значит, что между атомами элементов этого соединения существует какая-то связь. Вы согласны с этим?

- Какие виды химической связи вам известны?

- Давайте проверим, насколько хорошо вы их помните и выполним небольшую проверочную работу.

 

Задачи: повторить виды химических связей, особенности образования связей (слайд 2 - 4)

- Выберите правильный ответ:

1. В молекуле Cl2 тип связи:

а) ковалентная полярная; б) ковалентная неполярная; в) ионная

2. В молекуле Н2О тип связи:

а) ковалентная полярная; б) ковалентная неполярная; в) ионная

3. В молекуле NaF тип связи:

а) ковалентная полярная; б) ковалентная неполярная; в) ионная

4. В образовании ионной связи принимают участие:

а) атомы одного и того же неметалла; б) металл и неметалл; в) атомы разных неметаллов.

5. В образовании ковалентной полярной связи принимают участие:

а) атомы одного и того же неметалла; б) металл и неметалл; в) атомы разных неметаллов.

6. В образовании ковалентной неполярной связи принимают участие:

а) атомы одного и того же неметалла; б) металл и неметалл; в) атомы разных неметаллов.

7. В веществах металлах возникает связь: а) ионная, б) ковалентная неполярная, в) металлическая

После выполнения работы – взаимопроверка по парам.

III. Новый материал

-Веществ, которые нас окружают, множество. И всё многообразие этих веществ объединяет и в то же время разделяет то, что они имеют разное внутреннее строение (слайд 5)

- Очень часто, сами того не замечая, мы встречаемся и с веществами-кристаллами. Мы ходим по кристаллам, строим из кристаллов, создаём приборы и изделия из кристаллов, широко применяем кристаллы в науке и технике, едим кристаллы, находим кристаллы в живых организмах…

- Так что же такое кристаллы?

- Задачи нашего урока: понять, что такое кристаллическое и аморфное состояние твёрдых веществ, познакомиться с типами кристаллических решёток.

- Какие агрегатные состояния веществ вам известны? (слайд 6-7)

- Посмотрите на вещества на ваших столах и распределите их на 2 группы.

- Какие вещества вы отнесли в 1-ю группу? (пластилин, мука, пластмасса)

- Это аморфные вещества. У них нет постоянной температуры плавления, наблюдается текучесть, нет кристаллической решётки.

- Какие вещества отнесли ко 2-й группе? (соль, сахар, графит)

- Это кристаллические вещества. Для них характерны чёткие температуры плавления, симметрия, чёткие правильные формы.

- Применение находят и аморфные, и кристаллические вещества. (слайд 8)

Вещества обладают самыми разными свойствами. Различают физические и химические свойства веществ. Какие свойства мы отнесём к физическим? Какие к химическим?

- Используя только понятие о физических свойства попробуем дать характеристику следующим веществам: водород, углекислый газ, сахар, сажа.

- По физическим свойствам веществ можно определить их строение: СТРОЕНИЕ АТОМА – ХИМИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ – КРИСТАЛЛИЧЕСКАЯ РЕШЁТКА – СВОЙСТВА ВЕЩЕСТВА

- Что же такое кристаллическая решётка? Как вы это понимаете? (слайд 9)

- Всего выделяют четыре типа кристаллических решёток (слайд 10)

Физминутка (слайд 11)

Зайцы бегали в лесу, (бег на месте)

Повстречали там лису (повилять «хвостиком»)

Прыг-скок, прыг-скок, (прыжки на месте)

Убежали под кусток. (присесть)

- А теперь вместе постараемся с вами заполнить таблицу «Типы кристаллических решеток» (слайд 12 - 16)

- Вещества с молекулярным строением подчиняются закону постоянства состава вещества; вещества молекулярного строения имеют постоянный состав независимо от способа их получения. Данный заключение принадлежит Ж.Л. Прусту, и в дальнейшем стало Законом Пруста. (слайд 17 - 18)

- Давайте возьмём вещество Н2О. Как называется это вещество (привести всевозможные названия)?

- Простое или сложное?

- Какие химические элементы входят в состав?

- Какую кристаллическую решётку имеет?

- Найдите молярную массу.

- Число молекул?

IV. Закрепление

Работа в парах.

- Оксид кремния имеет атомную кристаллическую решётку. Каковы его физические свойства?

- Какой тип кристаллической решётки у карбоната кальция? (ионная)

- Оксид углерода (IV) имеет низкую температуру плавления, а кварц SiO3 - очень высокую. Какие кристаллические решётки они должны иметь? (молекулярную и атомную соответственно).

V. Обобщение, итог

- На сегодняшнем занятии мы с вами постарались заглянуть внутрь веществ и, в целом, вещей.

Сейчас давайте заслушаем несколько сообщений о некоторых драгоценных камнях (выступают отдельные обучающиеся с индивидуальными сообщениями).

IV. Домашнее задание. Домашний химический эксперимент «Выращивание кристаллов»

- Некоторые вещества встречаются в виде кристаллов. Кристаллы можно встретить не только в природе, но и вырастить в бытовых условиях. Попробуйте «похимичить» дома и выполнить практическое домашнее задание по выращиванию кристаллов. Инструкция по выполнению этого задания у вас на партах.

- Параграф 22.

Рефлексия.

- Скажите, каково ваше настроение в конце урока, закончив предложения

Мне понравилось…

У меня возникли затруднения при … (затруднения с …)

Я хотел бы …

Благодарю вас за работу. (слайд 19)

Оборудование и вещества: чистые стаканы, картон, карандаш, нитки, вода, соль (хлорид натрия, или медный купорос).

Ход работы

1 способ. Банку с насыщенным раствором закройте картоном и подождите, пока при медленном охлаждении на дно выпадут кристаллы. Обсушите кристаллы на салфетке, несколько самых привлекательных укрепите на нитке, привяжите к карандашу и опустите в насыщенный раствор, освобожденный от других кристаллов. Кристаллы могут расти 2-3 недели

2 способ. Приготовьте насыщенный раствор выбранной вами соли. Для этого в горячую воду насыпьте порциями соль и перемешивайте до растворения. Как только соль перестанет растворяться, раствор насыщен. Раствор профильтруйте через марлю. Этот раствор налейте в стакан, положите карандаш с ниткой и грузом (пуговичка, например). Через 2-3 дня груз должен обрасти кристалликами.

Список литературы

Энциклопедия «Эрудит»

Энциклопедия «Я познаю мир»

Интернет - ресурсы

www.alhimik.ru

www.1september.ru

http://www.hemi.nsu.ru/ucheb139.htm

http://www.alhimikov.net/elektronbuch/Page-11.html


Кристаллические решётки
PPTX / 1.47 Мб

Предварительный просмотр презентации

«Кристаллические решётки» (презентация к уроку химии, 8 класс) разработала: учитель химии и биологии Баранова М.А.

1. В молекуле Cl2 тип связи: 1. В молекуле Cl2 тип связи: а) ковалентная полярная; б) ковалентная неполярная; в) ионная 2. В молекуле Н2О тип связи: а) ковалентная полярная; б) ковалентная неполярная; в) ионная 3. В молекуле NaF тип связи: а) ковалентная полярная; б) ковалентная неполярная; в) ионная

4. В образовании ионной связи принимают участие: 4. В образовании ионной связи принимают участие: а) атомы одного и того же неметалла; б) металл и неметалл; в) атомы разных неметаллов. 5. В образовании ковалентной полярной связи принимают участие: а) атомы одного и того же неметалла; б) металл и неметалл; в) атомы разных неметаллов.

6. В образовании ковалентной неполярной связи принимают участие: 6. В образовании ковалентной неполярной связи принимают участие: а) атомы одного и того же неметалла; б) металл и неметалл; в) атомы разных неметаллов. 7. В веществах металлах возникает связь: а) ионная, б) ковалентная неполярная, в) металлическая

Состояние вещества Твердое Жидкое Газообразное

Состояние вещества Твердое Жидкое Газообразное Стекло (дополнить) (дополнить) Железо Соль

Твердое вещество Аморфное Кристаллическое нет определенной tпл определенная tпл пластилин соль мука сахар пластмасса графит

Кристаллические решётки - это упорядоченное расположение частиц (атомов, молекул, ионов) в строго определённых точках пространства. Узлы решётки - точки размещения частиц.

Типы кристаллических решеток характеристики Тип решетки атомная ионная молекулярная металлическая Вид частиц в узлах решетки Характер химической связи между частицами Прочность связи Отличительные свойства веществ Примеры веществ

Физминутка Зайцы бегали в лесу, (бег на месте) Повстречали там лису (повилять «хвостиком») Прыг-скок, прыг-скок, (прыжки на месте) Убежали под кусток. (присесть)

ИОННЫЕ Ионные кристаллические решётки - кристаллические решетки, в узлах которых находятся ионы. Таким типом решёток обладают вещества с ионной связью. Ионные кристаллические решётки характерны для солей, некоторых гидроксидов и оксидов металлов. Связи между ионами в кристалле очень прочные и устойчивые. Физические свойства веществ с ионной решёткой: высокая твёрдость, тугоплавкость, прочность, нелетучесть.

Атомные Атомные решётки - кристаллические решётки, содержащие в узлах отдельные атомы, которые соединены очень прочными ковалентными связями. Выше показана кристаллическая решётка алмаза. Вещества с атомной решёткой: бор, кремний, германий, кварц, алмаз. Их свойства: высокие температуры плавления, повышенная твёрдость.

Молекулярные Молекулярные решётки - кристаллические решётки, в узлах которых располагаются молекулы. Химические связи в них ковалентные (полярные и неполярные). Связи в молекулах прочные, но между молекулами - не прочные. Выше представлена кристаллическая решётка I2. Физические свойства веществ: малая твёрдость, плавятся при низкой температуре, летучие, при обычных условиях газы или жидкости.

Металлические Металлические кристаллические решётки - решётки, в узлах которых находятся атомы и ионы металла. Физические свойства металлов: пластичность, ковкость, металлический блеск, высокая электро- и теплопроводность

Типы кристаллических решеток характеристики Тип решетки атомная ионная молекулярная металлическая Вид частиц в узлах решетки Атомы Ионы: катионы, анионы Молекулы Атом-ионы Характер химической связи между частицами Ковалентная Ионная Силы межмолекулярного взаимодействия Металлическая связь Прочность связи Очень прочная Прочная Слабая Разной прочности Отличительные свойства веществ Твердые, тугоплавкие, нелетучие, нерастворимы в воде Твердые, тугоплавкие, нелетучие, растворимы в воде (многие) Хрупкие, легкоплавкие, при обычных условиях часто – жидкости или газы Металлический блеск, хорошие электро- и теплопроводность, ковкость, пластичность Примеры веществ Кремний, алмаз Поваренная соль, основания, хлорид кальция Йод, лед, «сухой лед» Медь, железо, золото

ЗПС (Закон постоянства состава Жозеф Луи Пруст. 1808 г. родился 26 сентября 1754 г. в небольшом городке Анжере в семье аптекаря 1775 г. он был назначен на должность управляющего аптекой больницы Сальпетриер 1777 г. Пруст получил приглашение на кафедру химии и металлургии недавно основанной Королевской семинарии в Вергаре (Испания) 1785 г. король Испании Карл III пригласил Пруста на должность профессора химии Артиллерийской школы в Сеговии В дальнейшем Пруст руководил кафедрами химии в университете Саламанки (1789), а затем Мадрида (1791–1808).

Закон постоянства состава Ж.Л.Пруст, 1808 г.: «Молекулярные химические соединения независимо от способа их получения имеют постоянный состав и свойства»

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.