Технологическая карта урока по теме: «Кристаллические решётки» (Химия, 8 класс)
Технологическая карта
Ф.И.О. Акимова Е.В. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предмет: Химия |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Класс: 8 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема: «Кристаллические решётки» 1/30 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цели урока: 1) обучения – сформировать понятие о кристаллическом и аморфном состоянии твёрдых тел, кристаллической решётке; ознакомить с типами кристаллических решёток, рассмотреть влияние химической связи на свойства твёрдых тел; дать представление о законе постоянства состава веществ; 2) развития – сформировать умение делать выводы, сравнивать, сопоставлять, анализировать, высказывать и обосновывать суждения; устанавливать причинно-следственные связи; 3) воспитания – способствовать формированию мировоззренческих понятий – причинно-следственные связи между строением кристаллической решётки вещества и свойствами данного вещества. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Термины и понятия: степень окисления, валентность |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ресурсы: Учебник «Химия»; О.С. Габриелян, ПСХЭ Д.И.Менделеева, модели кристаллических решёток хлорида натрия, графита, оксида углерода (IV), плакат «Типы кристаллических решёток», образцы кристаллических и аморфных тел (изделия из пластмассы, пластилин, стекло, слюда, мрамор, кварц, графит, песок, йод кристаллический, поваренная соль, сера кристаллическая, сахар, Al, Zn), карточки с заданиями |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Межпредметные связи: география (минералы и горные породы), физика (электрический ток) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Форма работы: групповая, фронтальная, индивидуальная |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Планируемые результаты |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предметные: |
УУД |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Знать: определения изученных понятий: «аморфные вещества», «кристаллические вещества», «кристаллическая решетка», «ионная кристаллическая решётка», «атомная кристаллическая решётка», «молекулярная кристаллическая решётка», «металлическая кристаллическая решётка» Уметь: устанавливать причинно-следственные связи между строением атома, химической связью и типом кристаллической решётки химических соединений; характеризовать атомные, молекулярные, ионные и металлические кристаллические решётки; характеризовать свойства веществ с атомной, ионной, металлической и молекулярной кристаллическими решётками; приводить примеры веществ с разными типами кристаллической решётки. |
Познавательные – использовать знаково-символические средства для решения задач; создавать обобщения, устанавливать аналогии, осуществлять классификацию, делать выводы; проводить наблюдение; моделировать объекты; составлять на основе текста таблицы, в том числе с применением средств ИКТ. Регулятивные – формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать её результаты; работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, корректировать ошибки самостоятельно; оформлять отчёт с описанием эксперимента, его результатов и выводов. Коммуникативные - строить речевые высказывания в устной форме; выражать и аргументировать свою точку зрения; сотрудничество учащихся между собой, работа в группах; взаимоконтроль, умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Личностные - формирование умения грамотного обращения с веществами в химической лаборатории и в быту; понимание значимости естественно-научных знаний в повседневной жизни, технике, медицине, для решения практических задач. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организация пространства |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап урока, цель деятельности |
Совместная деятельность |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности учащихся |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.Организационный момент. Включение в деловой ритм. Подготовка класса к работе. |
Психологический настрой обучающихся на урок. Проверка готовности к уроку. |
Самооценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность. Психологически настраиваются на урок |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Работа над ошибками. Анализ к/р. Актуализация знаний. Проверка опорных знаний, необходимых обучающимся для изучения нового материала |
Проводит анализ контрольной работы по теме: «Атомы химических элементов», организует работу над ошибками. Активизирует знания, необходимые обучающимся для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный и индивидуальный контроль: Какие агрегатные состояния характерны для веществ? (Твёрдое, жидкое, газообразное) Какие агрегатные состояния характерны для воды и при каких условиях? (При 0 0С – замерзает и превращается в лёд, при обычных условиях – жидкость, при 100 0С – превращается в пар) Какие агрегатные состояния характерны для кислорода? (Газообразное вещество; возможно, обучающиеся ответят, что кислород может быть и жидкостью, и твёрдым веществом) - При обычных условиях кислород – это газообразное вещество. Но при температуре -194 0С превращается в жидкость голубого цвета, а при температуре -218,8 0С превращается в твёрдое вещество голубого цвета, которое состоит из кристаллов. - Твёрдый натрий легко плавится и может испаряться, то есть быть газообразным. Что такое электрический ток? (Упорядоченное движение заряженных частиц) Какие вещества способны проводить электрический ток? (Металлы) Благодаря каким свойствам они проводят электрический ток? (Свободные электроны являются проводниками электрического тока) |
Слушают вопросы учителя. Отвечают на вопросы. Слушают мнения одноклассников. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Мотивация учебной деятельности. Целеполагание. Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности. Подведение обучающихся к формулированию темы и постановке задач урока. |
Мотивирует обучающихся к определению темы и к постановке познавательной цели урока. Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание обучающимися поставленных целей урока. - Из веществ, с которыми мы встречаемся повседневно, начиная с утреннего завтрака, соль относится к ионным соединениям, а сахар и вода - к ковалентным соединениям. Не существует внешних признаков, по которым вещество с ковалентными связями можно было бы легко отличить от вещества с ионными связями: сахар можно спутать с поваренной солью. С другой стороны, вещества с ковалентными связями могут быть совершенно непохожими друг на друга, например, сахар не похож на воду. К веществам с ковалентными связями относятся также простые вещества, а среди них мы обнаруживаем и алмаз – самое тугоплавкое и твёрдое из природных веществ, и водород – газ, сжижающийся и затвердевающий при таких низких температурах. Чтобы понять причины такого разнообразия свойств веществ, следует ознакомиться со строением их кристаллов. При затвердевании веществ образующие их частицы размещаются небеспорядочно. Правильное расположение частиц в кристаллах получило название «кристаллическая решётка». Демонстрирует образцы жевательной резинки, пластмасс, пластилина, металлов, льда, графита и кристаллов поваренной соли. - На какие группы можно разделить представленные вещества? Формулирует проблему: - Что определяют свойства вещества? Почему одни при обычных условиях твёрдые, другие - жидкие? Почему графит оставляет за собой черту на бумаге? Почему сахар на сковороде обугливается, а лёд тает? На эти вопросы мы сегодня и постараемся ответить. |
Понимают на слух рассказ учителя. Выдвигают свои идеи Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока. Записывают тему урока |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.Формирование новых знаний и способов действия Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний. Развитие умений находить ответы на проблемные вопросы. Подведение обучающихся к самостоятельному выводу способа действия с информацией |
Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. Проводит параллель с ранее изученным материалом: - Твёрдые вещества делятся на аморфные и кристаллические. Используя текст учебника, заполните таблицу «Виды твёрдых веществ».
- У аморфных веществ (рис.70, на с.134 учебника) нет определённой температуры плавления, и расположение частиц в них строго не упорядочено. Аморфные (бесформенные) тела размягчаются постепенно и переходят в текучее состояние. Кристаллические вещества имеют строго определённую температуру плавления и, главное, характеризуются правильным расположением частиц, из которых они построены: атомов, молекул и ионов. - В кристаллических телах частицы расположены регулярно в определённых точках пространства. Если соединить эти точки прямыми линиями, образуется пространственный каркас, называемый кристаллической решёткой. Кристаллической решёткой называют совокупность точек пространства, в которых располагаются частицы, образующие кристалл. - Кристаллическую решётку можно представить как простейшие геометрические фигуры, многократно повторяющиеся в пространстве, соединённые общими гранями с такими же фигурами. Точки, в которых размещены частицы кристалла, называют узлами решётки. Здесь могут находиться атомы, молекулы, ионы (простые и сложные). Эти частицы совершают колебательные движения, с повышением температуры амплитуда колебаний возрастает, тела начинают расширяться. При дальнейшем увеличении температуры правильное расположение частиц нарушается, происходит разрушение структуры, т.е. плавление кристаллического вещества. В зависимости от природы частиц, образующих кристаллическую решётку, различают 4 типа кристаллических решёток: атомные, ионные, молекулярные и металлические. В узлах атомных кристаллических решёток находятся отдельные атомы, связанные между собой ковалентными связями. Т.к. атомы могут располагаться в пространстве по-разному, то и в этих случаях образуются кристаллы различной формы. Алмаз и графит имеют атомную кристаллическую решётку, но атомы углероды различно располагаются в кристаллах алмаза и графита. Атомы кристалла алмаза имеют октаэдрическую форму (рис.72, с.136), а кристаллы графита – призматическую. В графите, в одних плоскостях атомы углерода расположены близко один к другому, образуя слой, а в других плоскостях – на более далёких расстояниях. Именно по плоскостям, в которых атомы углерода находятся дальше один от другого, графит легко расщепляется на чешуйки. Вспомните: когда вы пишите карандашом, от графитового стержня карандаша остаются на бумаге следы (чешуйки графита). Демонстрирует модель кристаллической решётки графита. Примеры: алмаз, кремний, кварц, песок, графит, слюда. Ионные кристаллические решётки характерны для ионных соединений. В узлах ионных решёток находятся противоположно заряженные ионы. Типичными представителями этих соединений являются соли. Демонстрирует модель кристаллической решётки поваренной соли. В узлах молекулярных кристаллических решёток находятся молекулы. Молекулы притягиваются друг к другу во много раз слабее, чем ионы и атомы, связанные ковалентными связями. Поэтому нужно ожидать, что вещества с молекулярной кристаллической решёткой будут отличаться от веществ с атомной и ионной решётками легкоплавкостью и летучестью. Действительно, все вещества, представляющие собой при обычных условиях газы и жидкости, в твердом виде (например, вода в виде обыкновенного льда, углекислый газ в виде «сухого льда») имеют молекулярную кристаллическую решётку. Среди веществ с молекулярной решёткой, впрочем, встречаются и твёрдые при обычных условиях вещества, например, сахар, йод, камфара. Но они либо легкоплавкие (сахар), либо летучи (йод, камфара). Примеры: лёд, «сухой лёд», нафталин, сахар, йод, камфара. Демонстрирует модель кристаллической решётки оксида углерода (II). Кристаллические решётки, в узлах которых находятся положительно заряженные ионы и некоторое число нейтральных атомов, между которыми передвигаются относительно свободные электроны, называют металлическими. Демонстрирует плакат «Типы кристаллических решёток». - В отличие от кристаллических веществ в аморфных веществах такое закономерное расположение частиц не наблюдается. Если подвергнуть механическому дроблению слюду (кристаллическое вещество), то она раскалывается. и образуются мелкие кристаллики определённой формы. Однако, аморфные твёрдые вещества при ударе образуют осколки неопределённой формы (стекло, куски смолы). - Как вы думаете, влияет ли тип кристаллической решётки на физические свойства вещества? (Да) - Существует следующая закономерность: Если известно строение веществ, то можно предсказать их свойства или наоборот: если известны свойства веществ, то можно определить их строение. - Давайте заполним таблицу «Типы кристаллических решёток».
Организует выполнение работы, контроль, коллективную проверку. - Изучение состава веществ привело в начале XIX в. к открытию закона, который дал толчок дальнейшему развитию химии как науки. В результате почти десятилетнего спора двух французских учёных Клода Луи Бертолле и Жозефа Луи Пруста, химики пришли к выводу, что состав вещества постоянен и не зависит от способа его получения и нахождения в природе. Молекулярные химические соединения независимо от способа их получения имеют постоянный состав и свойства. Каким бы способом мы не получали углекислый газ, его состав будет постоянен. Практическое значение данного закона: на его основании мы можем утверждать, что каждому веществу соответствует только одна химическая формула. Закон постоянства состава справедлив только для веществ молекулярного строения. Распределяет задания и организует самостоятельную (индивидуальную) работу обучающихся. (См. Ресурсный материал к уроку). Контролирует выполнение задания. |
Воспринимают информацию, сообщаемую учителем. Работают с материалами ЭОР, учебником, фиксируют новые термины и понятия в тетради Заполняют таблицу Изучают рисунок Записывают определение кристаллической решётки в тетрадь Изучают плакат Заполняют таблицу Осуществляют коллективную проверку Выполняют задания и по просьбе учителя выражают свои ответы. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Первичная проверка понимания Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности. |
Организует повторение ТБ в кабинете химии при проведении лабораторных работ. Контролирует выполнение лабораторной работы №13 «Ознакомление с коллекцией веществ с разным типом кристаллической решётки. Изготовление моделей кристаллических решёток» (учебник, с.139). Осуществляет индивидуальный контроль; выборочный контроль. Организует обсуждение способов решения; поисковую работу обучающихся (постановка цели и план действий). Устанавливает осознанность восприятия, первичное обобщение, побуждает обучающихся к высказыванию своего мнения. Подводит обучающихся к выводу о том, что причина разнообразия свойств веществ кроется в строении их кристаллов. Правильное расположение частиц в кристаллах получило название «кристаллическая решётка». В зависимости от природы частиц, образующих кристаллическую решётку, различают 4 вида последних: ионные, молекулярные, атомные и металлические. Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи между типом кристаллической решётки и свойствами вещества. Обеспечивает положительную реакцию обучающихся на творчество одноклассников. |
Выполняют лабораторную работу: знакомятся с коллекцией веществ с разным типом кристаллической решётки; изготавливают модели кристаллических решёток; соблюдают технику безопасности; формулируют вывод |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. Подведение итогов. Рефлексия. Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции. |
Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке. - Что нового вы узнали на уроке? - Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке? Оценивает работу обучающихся во время урока, комментирует оценки. Отмечает степень вовлечённости обучающихся в работу на уроке. |
Осуществляют самоанализ деятельности |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7.Домашнее задание Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения д/з |
Проводится подробный инструктаж о выполнении домашнего задания: §23. |
Слушают учителя, задают вопросы на уточнение, фиксируют информацию в дневник. |