12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лариса Александровна Алексеева6830
Россия, Саратовская обл., Балаково
Материал размещён в группе «Учителя химии»

Класс: 8

Тема урока: Кристаллические решетки

Тип урока: комбинированный урок

Цели:

образовательная: изучить типы кристаллических решеток, рассмотреть зависимость свойств веществ от типа кристаллических решеток

развивающие: развить интеллектуальные и познавательные умения учащихся: выделять существенные признаки и свойства, устанавливать причинно-следственные связи, классифицировать, анализировать, делать выводы, выполнять опыты, наблюдать, оформлять наблюдения в виде таблиц, схем, находить нужные электронные источники в Интернете.

Воспитательные: содействовать воспитанию у учащихся организованности, организовывать взаимопомощь при работе в парах, в группах, духа соперничества при выполнении упражнений.

Планируемые результаты:

Предметные: формировать умение на основании вида химической связи прогнозировать физические свойства элемента веществ, определять тип кристаллической решетки;

Метапредметные :
  • регулятивные: формировать умение планировать и регулировать свою деятельность, пути достижения цели, владеть основами самоконтроля и самооценки;
  • коммуникативные: формировать готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу, доказательства, организовывать учебное сотрудничество, работать индивидуально и в группе, находить общее решение;
  • познавательные: формировать умение устанавливать аналогии, строить логические рассуждения и делать выводы, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. Личностные: развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл обучения, межличностных отношений, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию; развивать устойчивые познавательные интересы, осознанное уважительное и доброжелательное отношение друг к другу; воспитывать чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение   к труду, целеустремленность.

Методы и методические приемы: технология сотрудничества, работа с электронными образовательными ресурсами, метод проектов (работа в группах), лабораторный опыт (работа в паре).

Оборудование для учителя: Компьютер, проектор. Кристаллические решетки: алмаза, графита, оксида кремния. Кристаллы, выращенные членами кружка «Юный химик».

Оборудование для учащихся:

4 компьютера с выходом в интернет. На партах: жевательная резинка, пластилин, речной песок, мел, сахар, поваренная соль, графит, медная проволока.

Литература для учителя:
  1. Габриелян О.С. Химия,8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2013.
Литература для учащихся: Габриелян О.С. Химия, 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2013.

Цифровые образовательные ресурсы:
1. А. В. Мануйлов, В. И. Родионов Основы химии. Интернет-учебник. http://www.hemi.nsu.ru/ucheb138.htm

2. «Типы кристаллических решеток» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0ab743c7-4185-11db-b0de-0800200c9a66/ch08_22_06.swf

4. Типы кристаллических решеток простых веществ http://fcior.edu.ru/card/11504/tipy-kristallicheskih-reshetok.html

5. Металлическая кристаллическая решетка http://fcior.edu.ru/card/12891/metallicheskaya-kristallicheskaya-reshetka-metallicheskaya-svyaz-splavy.html

6. Тестовые задания «Кристаллические решетки» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0ab743c8-4185-11db-b0de-0800200c9a66/index_mht.htm

 

Технологическая карта урока

п/п

Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность обучающихся

1.

Организационный момент

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку.

Включает учащихся в деловой ритм.

Приветствуют учителя, включаются в деловой ритм

2.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Предлагает обвести буквы, определяя виды химических связей по химическим формулам в таблице (Приложение 1), работая в паре. Доводит информацию, что из букв, соответствующих правильным ответам, получат название темы урока

Работают в паре, определяют типы химических связей в карточках. Из букв, соответствующих правильным ответам формулируют название темы урока «Кристаллические решетки» и записывают её в тетрадь.

3.

Постановка учебной задачи

1.Предлагает вспомнить агрегатные состояния веществ и привести примеры.

2.Предлагает прочитать §22 стр.114 первый абзац, обращает внимание на твердые вещества, сформулировать цели урока.

1.Приводят примеры веществ в трех агрегатных состояниях: твердые, жидкие, газообразные.

2.Пытаются сформулировать, что на уроке будут изучать строение твердых веществ - кристаллические вещества.

4.

Открытие нового знания (добывание знаний по определённому плану)

1.Организует 4 группы.

2.Предлагает четырем группам изучить типы кристаллических решеток и зависимость свойств веществ от типа кристаллических решеток; подготовить мини проекты и представителям группы защитить мини проект пред классом:

1 группа – ионная кристаллическая решетка

2 группа – атомная кристаллическая решетка

3 группа – молекулярная кристаллическая решетка

4 группа – металлическая кристаллическая решетка

Распределяются по 4 группам.

Работают в группах, изучают типы кристаллических решеток и зависимость свойств веществ от типа кристаллических решеток по предложенным ссылкам; готовят мини проект; представители каждой группы защищают мини проект перед классом.

Задают вопросы, уточняют, корректируют.

 

5.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Предлагает ознакомиться с таблицей «Положение элементов в ПСХЭ Д.И.Менделеева и типы кристаллических решеток их простых веществ»

Записывают в тетрадь формулы простых веществ с молекулярной и атомной кристаллической решеткой.

6.

Построение проекта выхода из затруднения

Предлагает распределить на группы вещества: жевательная резинка, пластилин, речной песок, сахар, мел, поваренная соль, графит, медная проволока и прокомментировать объяснение.

Распределяют предложенные вещества на группы: аморфные - жевательная резинка, пластилин.

Атомная кристаллическая решетка – речной песок, графит.
Ионная - мел, поваренная соль.

Металлическая - медная проволока.

Молекулярная - сахар.

Комментируют, объясняют, исправляют ошибки.

7.

Закрепление с проговариванием во внешней речи

Организует усвоение учащимися нового знания, используя ЦОР «Типы кристаллических решеток» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0ab743c7-4185-11db-b0de-0800200c9a66/ch08_22_06.swf

Ученик подбирает термины к приведенным кристаллическим решеткам.
Наблюдают за ходом выполнения задания и исправляют ошибки, при необходимости комментируют

8.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

1. Предлагает выполнить тест в тетрадях

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0ab743c8-4185-11db-b0de-0800200c9a66/index_mht.htm

2.Организует самопроверку.

1. Выполняют тест из 10 вопросов, записывают ответ в тетради

2.Осуществляют самопроверку.

9.

Рефлексия УД на уроке

1.Подводит итог урока и предлагает высказаться по очереди одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивной таблицы на экране (Приложение 3).

2.Предлагает домашнее задание: §22, вопрос 2, по желанию составить кроссворд из 10 вопросов по теме «Кристаллические решетки», используя сервис http://learningapps.org/
 

1. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности высказывая одним предложением, выбранной фразы из рефлексивной таблицы на экране (Приложение 3).

2. Записывают домашнее задание в дневник: §22, вопрос 2, по желанию составляют кроссворд из 10 вопросов по теме «Кристаллические решетки», используя сервис

http://learningapps.org/

Приложение 1.

Работайте в паре. Обведите буквы, определите виды химических связей по химическим формулам в таблице и запишите в тетрадь:

Типы химической связи

Ионная

Ковалентная

Металлическая

Формулы

неполярная

полярная

Cu

а

п

р

к

НCl

ю

м

р

в

KCl

и

е

н

г

O2

х

с

з

ш

N2

у

т

к

е

H2

ш

а

г

н

H2O

в

а

л

р

CO2

о

л

л

д

Ag

п

р

о

и

CO

ж

д

ч

л

F2

и

е

и

т

KI

с

р

б

ь

MgCl2

к

о

л

д

Au

ы

в

а

а

Al

ц

а

р

я

HBr

к

ц

р

о

Br2

к

е

ь

к

CaO

ш

ф

у

п

H2S

й

к

е

е

Ca

н

и

а

т

NH3

з

б

к

в

Cu

х

ю

т

а

Приложение 2.

Задание группам. Изучите текст по ссылкам http://www.hemi.nsu.ru/ucheb138.htm выяснить зависимость свойств веществ от типа кристаллических решеток. Подготовьте выступление с использованием моделей кристаллических решеток, ЭОР, ЦОР

1 группа – ионная кристаллическая решетка (выступление и демонстрация кристаллов, выращенных членами кружка «Юный химик».

2 группа – атомная кристаллическая решетка (демонстрация кристаллических решеток алмаза, графита и оксида кремния».

3 группа – молекулярная кристаллическая решетка http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0ab743c5-4185-11db-b0de-0800200c9a66/ch08_22_04.swf

4 группа – металлическая кристаллическая решетка http://fcior.edu.ru/card/12891/metallicheskaya-kristallicheskaya-reshetka-metallicheskaya-svyaz-splavy.html

Приложение 3.
Ребята, выскажитесь по очереди  одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивной таблицы:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Я смог…

Я почувствовал, что…

Я приобрел…

Я научился…

У меня получилось …

Опубликовано в группе «Учителя химии»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.