Мастер-класс для педагогов «Критериальное оценивание учебных достижений младших школьников на уроках литературного чтения»

2
0
Материал опубликован 14 June 2019

Ершова Светлана Вячеславовна,

учитель начальных классов

высшей категории

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Сокур»

Татищевского района

Саратовская область

Тема: «Критериальное оценивание учебных достижений младших школьников на уроках литературного чтения»

Цель: Рассмотреть различные подходы к оцениванию учебных достижений школьников.

Аудитория: учителя начальных классов

Оборудование: компьютер, проектор, листы бумаги, фломастеры, раздаточный материал, листы оценки.

Ход мастер-класса:

I. Организационный момент

- Добрый день, уважаемые коллеги! Давайте начнём наш мастер-класс с улыбки. Как здорово, что наш мастер-класс объединил вместе активных, заинтересованных в своём профессиональном росте людей.

Для определения эмоционального состояния на начало нашего мастер-класса я предлагаю вам выбрать из этих разноцветных капелек ту, которая соответствует вашему сегодняшнему настроению и разместить их на панно «Волшебная тучка».
Участники выбирают капельки по настроению и располагают их на панно (звучит музыка).
Расшифровка всех предложенных цветов по тесту Люшера (красный, желтый. Синий, зеленый – благополучное эмоциональное состояние, серый – безразличие, черный – негативное, коричневый – тревожное, фиолетовый - подавление чувств.


2. Я очень рада видеть всех вас здесь. Предлагаю Вам для создания атмосферы доверия и комфорта, настроить себя на позитивное сотрудничество, я надеюсь, что наша встреча будет плодотворной.

Работать нам предстоит в группах, потому что вместе учиться полезнее и интереснее. (Распределение на группы) 

1 слайд II. Сообщение темы, введение в тему

- Тема моего мастер-класса «Оценка учебных достижений младших школьников на уроках литературного чтения»

- Какие ассоциации у вас возникают, когда вас просят что-то оценить? (Ответы участников мастер-класса)

- А теперь я попрошу 2 участников-добровольцев выйти и прочитать отрывки из стихотворений. (Остальные получают установку оценить чтение первого добровольца положительно, а второго – отрицательно).Самуил Маршак — Школьнику на память


Тех, кто в школу опоздал,
Она не станет ждать.
Хоть без колес устроен класс,
Он далеко уйдет за час.

Не отправится охотник
Без ружья стрелять гусей.
Не оставит дома плотник
Молотка или гвоздей.

Ты не должен оставлять
Дома книгу и тетрадь!
Парта — это не кровать.
И нельзя на ней лежать!

Ты сиди за партой стройно
И веди себя достойно,
На уроках не болтай,
Как заморский попугай.

 

Самуил Маршак — Знаки препинания

 

У последней

Точки

На последней

Строчке

Собралась компания

Знаков препинания.

 

Прибежал Чудак —

Восклицательный знак.

Никогда он не молчит,

Оглушительно кричит:

— Ура! Долой! Караул! Разбой!

 

Притащился кривоносый

Вопросительный знак.

Задаёт он всем вопросы:

— Кто? Кого? Откуда? Как?

 

Явились запятые,

Девицы завитые.

Живут они в диктовке

На каждой остановке.

 

Прискакало двоеточие,

Прикатило многоточие.

И прочие, и прочие, и прочие…

 

 

- Какие ощущения были у чтецов, когда оценивали их прочтение? Почему?

- Легко ли Вам было выполнить оценивание? Почему? (Ответы участников мастер-класса).

 

2 слайд Практическая работа

- А теперь вернемся к стихам и оценим их по 5-бальной системе, а потом по критериям:

1.Указана ли фамилия автора и название стихотворения? 1 балл

2.Безошибочность чтения. 1 балл

3.Выразительность чтения:

- правильно расставлено логическое ударение 1 балл

- правильно расставлены паузы 1 балл

- правильно выбрана интонация 1 балл

- темп чтения и сила голоса 1 балл

4. Эффективное использование мимики и жестов. 1 балл

Максимальное количество баллов -  7

Вывод: по критериям оценивать намного легче.

III. Теоретически-демонстрационная часть

Слайды 3 - 6.

реализация  Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения ставит перед учителями задачу изменения традиционных подходов к оцениванию достижений учеников и расширения оценочного инструментария.

Учащиеся могут оценивать себя только в том случае, если они достаточно чётко представляют цели, которых необходимо достичь в ходе обучения. Когда учащиеся получают такое представление, они учатся с большей отдачей и эффектом: их собственные оценки становятся предметом обсуждения с учителем и друг с другом, а это означает, что анализ собственных соображений совершенно необходим для качественного обучения”

 

Джеймс Вильямс

Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) представляет собой несколько правил, определяющих порядок действий в разных ситуациях контроля и оценивания.

Эти правила дают ответы на все вопросы оценивания результатов ФГОС.

Правило 1. Что оцениваем?
Оцениваем результаты – предметные, метапредметные и личностные.

Правило 2. Кто оценивает?

Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку.

Правило 3. Сколько ставить отметок?
По числу решённых задач.

Правило 4. Где накапливать оценки и отметки?
В таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных , личностных) и в «Портфеле достижений» («Портфолио»)

Правило 5. Когда ставить оценки?
Текущие – по желанию, за тематические проверочные работы обязательно.

Правило 6. По каким критериям оценивать?
По признакам уровневой успешности:
1) необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи (умение действовать в привычной ситуации);
2) повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи (умение действовать в нестандартной ситуации, требующей применения имеющихся знаний);
3) максимальный уровень (НЕобязательный) - решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи» (умение действовать совершенно самостоятельно в незнакомой ситуации, требующей новых, неизучавшихся знаний).

В пособии М.А.Пинской представлены формы, методы, инструменты оценивания, отвечающие требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и соответствующие распространённому в современной школьной практике формирующему оцениванию. Пособие адресовано учителям начальной школы, руководителям образовательных учреждений.

Инструменты оценивания

(Пинская М.А.)

Критериальное самооценивание.

Критериальное взаимооценивание.

Карта понятий или знаний.

Составление тестов.

Смысл критериального оценивания заключается не в отказе от отметки.

Критериальное оценивание позволяет ученику планировать свою учебную деятельность, определять цели, задачи, пути их достижения, оценивать результат своего труда.

Слайды 7 - 8 Принципы оценивания:
1. Цель оценивания не в определении, кто лучше, а кто хуже, а в создании условий для достижения учащимися наивысших результатов. Оценивание является неотъемлемой частью непрерывного процесса: планирование-обучение-оценивание-планирование-...

2. Оцениваемый и оценивающий должны заранее знать условия и критерии оценивания, которые должны быть предельно ясными для того и другого.

Слайд 9. Применение критериального оценивания дает учителям ясность относительно стратегических целей и тактических задач обучения, а детям помогает понять, как учиться, чему учиться, а главное, зачем учиться. Использование критериального оценивания способствует формированию личностных, метапредметных и предметных результатов образования.

Готовясь к урокам, я старалась подбирать разные методы оценивания. Хотелось, чтобы учащиеся видели результаты своей работы и свои оценки на разных этапах работы. Критерии разрабатывались вместе с детьми (Приложение 1). Использование методов формативного оценивания помогло моим ученикам выработать навыки самостоятельной работы, работы в группе, у них появился интерес к учебе, повысилось чувство взаимопомощи, коллективизма. Все виды оценивания предполагают использование тщательно разработанных критериев. Критерии заносятся в специальную таблицу (Приложение 2).

IV. Практическая работа. Слайды 10 - 13

- Сейчас мы попробуем разработать критерии оценки к учебному заданию.

(Все группы определяются в выборе одного задания. Выполнение участниками задания в группах. Представление результатов всем участникам).

1 группа: критерии краткого пересказа

1. Указан ли автор и название произведения?

2.Сохранена ли последовательность событий?

3.Верно ли выражена основная мысль каждой части? Есть ли недочеты по существу?

4 .Были ли ошибки по форме изложения?

5. Интересно ли было слушать?

6. Можно ли считать пересказ кратким.

2 группа: Критерии составления характеристики героя

1.Возраст и внешний вид героя.

2. Черты характера героя.

3.Как изменяется герой по ходу содержания произведения.

4. Отношение автора и учащихся к герою произведения.

3 группа: критерии чтения наизусть

1.Указана ли фамилия автора и название стихотворения?

2.Безошибочность чтения.

3.Выразительность чтения (правильно ли расставлено логическое ударение, паузы, правильно ли выбрана интонация, темп чтения и сила голоса)

4. Эффективное использование мимики и жестов.

4 группа: Критерии пересказа текста-описания

1.Указан ли автор и название произведения?

2.Сохранен ли порядок описания?

3. Полным и точным ли было описание?

4. Сохранены ли стилевые особенности произведения?

5. Передано ли настроение автора?

- Скажите, пожалуйста, легко ли вам было разработать критерии?

- С какими трудностями вы столкнулись при разработке данных критериев?

- Могут ли они стимулировать учащегося для получения заветной им оценки?

- Каким образом?

V. Рефлексия. Подведение итогов мастер-класса

- Подводя итоги нашего мастер-класса, вернёмся к началу. Вспомните, какого цвета были у вас капельки в начале мастер-класса. Определите для себя, изменились ли они. (Заполнение листа оценки. Выслушиваются ответы по желанию. Приложение 2).

В заключение хочу пожелать всем творческих успехов!

Список используемой литературы

Красноборова А.А.. Критериальное оценивание в школе. Пермь, 2010

Пачина, А.Г. Оценочная деятельность педагога в условиях ФГОС начального образования/ А.Г. Пачина : учебно-методическое пособие. – Омск, 2011.

Пинская М.А. Новые формы оценивания. Начальная школа/ М.А. Пинская, И.М. Улановская. – Просвещение, 2013.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – Просвещение, 2011.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации