Критерии эффективности современного урока Подготовила: учитель английского языка МБОУ СОШ с.Завидово Рауцкая Э.В.
американский философ и педагог Джон Дьюи «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра»
Вспомним, из каких этапов состоял урок… Традиционный урок состоял из четко выделяющихся этапов: организационный момент; повторение и проверка домашнего задания; изучение нового материала; закрепление изученного на уроке; объяснение домашнего задания; оценивание учеников. Несколько могла отличаться структура уроков в зависимости от типа урока: начало изучения новой темы, практическое занятие, урок контроля знаний и др. Роль учителя заключалась в передаче знаний ученику и контролю усвоения знаний, умений и навыков (ЗУН).
Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты третьего поколения, где на смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг «Образование на протяжении всей жизни».
По взаимосвязи цели, содержания и результата на уроке, по учету особенностей учащихся и их влияние на результат урока можно судить об эффективности урока. Учитель для себя всегда ставит цель. Ученику эта цель может не сообщаться, но создаются условия, при которых ученик сам выводит цель урока. Цель зависит от содержания урока, уровня профессионального мастерства учителя, от типа урока, от методов и форм работы, от уровня подготовленности класса и возможностей учеников. Общая цель может дробиться на отдельные задачи. Большую роль играют интуиция, личность учителя, владение им ситуацией на уроке, наличие у него психологических знаний. Цель образовательная – «что?» Цель развивающая – «как?»
Эффективность – дающий эффект, приводящий к нужным результатам , действенный (словарь С.И. Ушакова) Под эффективностью понимают полезность для развития каждого ребёнка « Эффективность» (в переводе с латинского ) – « эфектос» означает выполнение действий, результат, следствие каких- либо действий Критерии эффективности урока
Эффективность любого урока определяется не только тем, что учитель пытается дать детям, а прежде всего тем, что именно они взяли в процессе обучения. Учеником можно назвать не того, кого учитель учит, а того, кто у него учится. «Ученический блок» конечного результата урока складывается из следующих позиций. 1. Уровень самостоятельности, самодеятельности учащихся на уроке. 2. Отношение учащихся к учебному труду. 3. Отношение учащихся к предмету, учителю, друг к другу. 4. Объективная направленность деятельности учеников на образование и развитие своей личности. 5. Наличие у учащихся познавательного интереса. 6. Воспитательная и развивающая подвижка личности, возникшая в ходе урока. 7. Знание учениками фактического материала и уровень его усвоения.
Причины низкой эффективности урока Ученик : - Место урока в расписании (первые – последние, начало - конец недели) Состояние учащихся (психическое, физическое, эмоциональное) – Комплектация уроков в течение дня и количество подготовок Смена состава класса (приход новых учащихся) – адаптация к новому коллективу, учителям, их требованиям Высокая учебная нагрузка Отсутствие современной материально-технической базы из-за недостаточного финансирования (микроскопы, лупы на штативе, компьютер)
Причины низкой эффективности урока Учитель : Эмоциональное состояние Количество подготовок к урокам
Критерии эффективного урока Активная мыслительная деятельность каждого ученика течение всего урока. Известно, что в школе учащиеся наиболее активны на уроках трудового обучения, иностранного языка, физкультуры, во время проведения практических и контрольных работ. На всех остальных уроках комбинированного типа активность учащихся остаѐтся очень низкой. Лишь четвѐртая часть учащихся внимательна, трудолюбива. Четвѐртая часть совсем не работает. Остальные малоактивны. Очевидно, что необходимо планировать деятельность каждого ученика на всех этапах урока. 2. Обеспечение эмоциональной сопричастности ученика к собственной деятельности и деятельности других. Именно переживания стимулируют изменения и последующее развитие интеллекта. Если ученик переживает свои успехи или неудачи, то это способствует включению мотивационных центров. 3. Мотивация познавательной деятельности на уроке.
4. Обеспечение рефлексии и самоконтроля учащихся в процессе деятельности в течение всего урока. С введением рефлексии повышается ответственность учащихся за результаты своего труда, снимается страх перед плохой отметкой. 5. Наличие самостоятельной работы или творческого задания на уроке, с последующей самопроверкой или взаимопроверкой. 6. Достижение целей урока Критерии эффективного урока
Требования к эффективному уроку: хорошее начало и хорошее окончание; четко сформулированные тема, цель, задачи урока; урок должен быть проблемным и развивающим; учитель активизирует деятельность учащихся; вывод делают сами учащиеся; минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества; времясбережение и здоровьесбережение; учет уровня и возможностей учащихся; урок должен быть добрым.
Принципы педагогической техники свобода выбора; открытость; деятельность; идеальность (высокий КПД); обратная связь. «Идеальный урок» урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами.
Так что же для нас современный, т.е. эффективный урок ? Это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация, интерес, профессионализм, выбор, инициативность, уверенность.
Что главное в уроке? Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим обучающихся сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали.
Урок может считаться удавшимся, если: - реализован замысел урока (то есть достигнут запланированный сдвиг в способах работы детей, достигнуты запланированные достижения), даже если спроектированный ход урока нарушен; результат получен не насильственным по отношению к детям путём, то есть дети работали инициативно, с интересом, говорили на уроке больше, чем учитель; ушли с урока, желая продолжить это занятие.
Можно долго спорить о том, каким должен быть урок . Неоспоримо одно: он должен быть одушевленным личностью учителя.