Критерии здоровьесбережения на уроке
Критерии здоровьесбережения |
Характеристика |
Обстановка и гигиенические условия в классе |
Температура 18-200С, свежесть воздуха, освещение класса и доски. Отсутствие посторонних звуков |
Количество видов учебной деятельности (опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, решение примеров, рассматривание, списывание и т.д) |
4-7 видов. Отсутствие однообразной деятельности. Творческие задания. |
Средняя продолжительность видов деятельности |
7-10 минут |
Количество видов преподавания (словесный,наглядный,самостоятельная работа, аудовизуальный, практическая работа) |
Не более трёх |
Чередование видов преподавания |
Через 10- 15 минут |
Наличие и место методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся |
Метод свободного выбора( свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества). Активные методы( ученик в роли: учителя, исследователя, ролевая и деловая игра, дискуссия, семинар). Методы, направленные на самопознание и развитие ( интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки). |
Место и длительность применения ТСО |
Умение учителя использовать ТСО как средство для дискуссии, беседы, обсуждения. Непрерывная деятельность учащегося непосредственно с ПК: 1 кл.- 10мин., 2-5 классы – 15 мин., 6-7 классы – 20 мин., 8-9классы -25 – 25 мин., 10 – 11 классы – 30 мин. |
Поза учащегося, чередование позы |
Правильная посадка ученика, смена видов деятельности требует смены позы. |
Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления |
Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз ( на 15-20 минут урока – 1 минута) |
Наличие мотивации деятельности учащихся, организация успеха ученика в учебной деятельности |
Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу. |
Психологический климат на уроке |
Взаимоотношения на уроке: учитель – ученик, Комфорт – напряжение, сотрудничество – соперничество, дружелюбие – враждебность, активность – пассивность, заинтересованность – безразличие. |
Эмоциональные разрядки на уроке |
Шутка. Улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие. |
Наличие в содержании урока материала о ЗОЖ |
Выработка способов безопасного поведения влияния различных веществ на организм человека. |
Организация условий для запоминания и снижения психологической нагрузки |
Памятки, алгоритмы, схемы и т.д. |
Достижение положительного настроя учащихся на выходе с урока |
Различные способы рефлексии : например конце урока учащиеся дают понять какими были их самочувствие и образовательный успех на уроке: • Очень хорошо • Научился многому • Не научился ничему • Очень плохо • Я доволен своей работой на уроке • Я хорошо работал, но умею ещё лучше • Работа не получилась • Не доволен собой |