Статья «Актуальность здоровьесбережения как веление времени»

4
0
Материал опубликован 3 December 2018

Калашников Игорь Васильевич,

учитель МБОУ СОШ № 2

МО Темрюкский район

Актуальность здоровьесбережения как веление времени

Одним из главных условий успешного существования и дальнейшего развития государства является здоровье нации, главным образом, его молодого поколения (дети, подростки, молодёжь). В основе – это обучающиеся в различных образовательных организациях, и в частности, школах. Данная категория населения к тому же является наиболее уязвимой.

В Законе «Об образовании» (ст.41) чётко прописаны требования по охране обучающихся образовательных организаций, где сказано:

«1.Охрана здоровья обучающихся включает в себя:

оказание первичных медико – санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;

организация питания обучающихся;

определение оптимальной учебной и внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;

пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требования охраны труда;

организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом;

прохождением обучающимися в соответствие с законодательством Российской Федерации медицинских осмотров в связи с занятиями физической культурой и спортом, и диспансеризации;

профилактику и запрещения курения; употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов, других одурманивающих веществ;

обеспечение безопасности обучающимся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;

профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;

проведение санитарно – противоэпидемических и профилактических мероприятий;

обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи».

Таким образом, на основании ст. 41 ФЗ – 273 «Об образовании», следует сделать вывод, что государство имеет обязательства перед учащимся (и его родителями либо законными представителями) о гарантии его здоровья, в части сохранения и дальнейшего развития. А это означает, что перед современной школой ставится задача: каким образом и какими средствами (способами) решить проблему здоровьесбережения, потому что в последнее время здоровье учащихся катастрофически ухудшается – возможность преодоления этой мега проблемы кроется в комбинированном (согласованном) решении не только проблем образовательной организации, но и проблем, идущих, главным образом, из семьи. Для начала следует понять что же значит данное сложное слово «здоровьесбережение»?! Состоит из двух простых слов: «здоровье» и «сбережение». В 2001 году ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) приняла следующую формулировку: «Здоровье – состояние полного физического физического, душевного, сексуального, социального благополучия и способность приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям внешней и внутренней среды и естественному процессу старения, а также отсутствие болезней и дефектов». О понимании слова «сбережение» обратимся к словарю Синонимов: сбережение значит - запас; припасы; хранение; экономия; защита; удержание; убережение; оберегание; резерв; соблюдение состояния.

На основании вышеизложенного можно говорить о здоровьесбережении как о сохранении здоровья как главной ценности любого человека. О ценности здоровья писали многие знаменитые люди (учёные, философы, педагоги) всех времен. Например, о значимости и первостепенности здоровья русский учёный И.И. Мечников писал, «что здоровье играет преобладающую роль в жизни» (с. 273 Мечников И.И. «Этюды оптимизма»). А великий французский философ М.Монтень называл здоровье «драгоценностью, причём единственной, ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяких благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни». Подводя промежуточный итог, следует сказать, что здоровье – это бесценное достояние самого человека и показатель его личного благополучия.

Современный мир достаточно динамичный, происходят глобальные изменения. И современное образование, где учащийся является участником образовательного процесса, подвержено преобразованиям. Здесь необходимо отметить, что школьник проводит не малое время в стенах школы, затем идёт домой. Именно эти два пространства занимают большее время жизнедеятельности ребёнка. Очень важным является в данном контексте объединение этих двух пространств в одно большое культурное (в широком смысле этого слова), где школьнику будет комфортно. А это значит, что педагоги и родители должны, безусловно, принимать участие в развитии подростков и сотрудничать. Ведь не для никого не секрет, что состояние здоровья человека (и ребёнка) на 50% зависит от образа жизни, 10% определяется уровнем развития медицины, 20% - наследственные факторы, 20% - состояние окружающей среды. Теперь становится понятным насколько велико значение семьи и школы для развития школьника.

Большое время ребёнок проводит в стенах образовательной организации. От правильной организации учебного процесса, уровня его рациональности и актуальности, зависят функциональное состояние школьника, возможность достаточно длительное время поддерживать умственную работоспособность на хорошем уровне и упреждать наступление периода утомления. Режим работы школы , где учитывается количество часов урочной и внеурочной деятельности для конкретного класса, длительность уроков и перемен, горячее питание в школьной столовой, количество спортивных залов и площадок, организованные перемены для игр учащихся начальной школы, важен как форма организации здоровьесбережения учащихся. Главнейшим средством и основной формой занятия физической культурой в школе по-прежнему остаётся урок. На мой взгляд, важен принципиальный подход именно к уроку физической культуры, но не как к уроку «физ-ры».

Вот здесь необходимо ещё заострить внимание на компетентности самого педагога. «Компетенция» в переводе с латинского означает «круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлён, обладает познаниями и опытом» (с. 9,  «135 Уроков здоровья, или Школа докторов природы. 1 – 4 классы». – 2-ое изд., перераб. – М.: 2013, 288с.). Именно компетенция в области физической культуры (как части общей культуры) позволяют любому человеку минимизировать заболеваемость, успешно учиться и(или) трудиться, оптимистично заниматься жизнедеятельностью, активно включаться любые социальные проекты. Ещё Гиппократ говорил следующие слова: «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье и радость жизни».

Правительством РФ поставлена задача перейти на одну смену обучения в школе, а после уроков удобно организовывать внеурочную деятельность, в рамках которой реализовывать интересы учащегося. Это ещё один посыл создать наиболее приемлимые(удобные) и безопасные условия для учащихся в образовательных организациях. Важным для педагогов является создание благоприятной психо – эмоциональной среды с чередованием занятий двигательной, интеллектуальной и творческой активности в рамках учебного процесса. Главной задачей педагога является формирование культуры здоровья, связанной с занятиями физической культурой и спортом на занятиях в урочной и внеурочной деятельности.

Важно помнить, что физкультурно – оздоровительная деятельность, как и любая другая, должна идти через совместную деятельность педагогов и учащихся, учащихся друг с другом. При таком условии возможно качественное усвоение накопленного ценностного опыта. Но этого не достаточно. Аналогичную «формулу успеха» необходимо создавать дома родителям. Здоровьесберегающая среда относится к качественной характеристике образовательного – воспитательного процесса. Более того, это должно носить системный (регулярный) подход. Системно организованная совокупность программ, приёмов, методов организации образовательно – воспитательного процесса – есть одно из направлений работы современной школы. А физкультурно – оздоровительная работа должна являться эпицентром всего этого. В данную работу должны быть включены спортивные праздники, различные турниры по игровым видам спорта, фестивали ГТО, участие в муниципальных, региональных, всероссийских соревнованиях, походы выходного дня, встречи с известными спортсменами и многое другое. В рамках предметных недель должны проводиться уроки здоровья, акции физкультурной направленности, межпредметные уроки, дни, декады. Соревнования, физкультурные праздники, мероприятия спортивной направленности и т.п. должны соответствовать возрастным особенностям детей, быть разнообразными и интересными учащимся, потому как интерес является основным развивающим мотивом.

Физическое здоровье наших учащихся напрямую зависит и складывается из их активного включения в физкультурно – спортивную деятельность. Важен личный пример учителя, родителя, любого взрослого человека, которые передают из поколения в поколение накопленный бесценный опыт всего человечества. Как результат качественной работы педагога, и учителя физической культуры главным образом, является то, что учащийся мотивированно занимается физической культурой, спортом, понимая значимость собственного здоровья как самого драгоценного, что есть у него. В этом заинтересован, в первую очередь, сам человек, а также государство. Потому что самый важный ресурс для любой страны – это люди, и важно воспитать компетентную и здоровую личность.

Список литературы

Словарь Синонимов

Олимпийские игры. Познавательно – игровая деятельностью1 – 11 классы. Авт. – сост. Н.В.Барминова (и др.). – Волгоград: Учитель, 2013. – 289с.

135 уроков здоровья, или Школа докторов природы. 1 – 4 классы. – 2-ое изд., М.: ВАКО, 2013. – 288 с. – (Мастерская учителя).

ФЗ «Об образовании», ФЗ – 273 (с изменениями 2018г.)

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.