Кроссенс на разных этапах современного урока литературы
Кроссенс на разных этапах современного урока литературы
Кроссенс - головоломка нового поколения, основанная на ассоциациях. Название технологии обозначает «пересечение смыслов». Кроссенс был разработан писателем, педагогом, математиком С.Фединым и доктором технических наук, художником и философом В. Бусленко. Первый кроссенс был опубликован в 2002 году в журнале "Наука и жизнь".
Кроссенс представляет собой ассоциативную цепочку из нескольких картинок, замкнутых в стандартное поле, похожее на поле для игры в «Крестики-нолики». Изображения расставлены таким образом, чтобы каждая картинка имела логическую связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяла по смыслу сразу несколько картинок. Связи в такой головоломке могут быть как поверхностными, так и глубинными. Для точного понимания и толкования смысла картинок можно дать текстовую подсказку, задание, указать стрелочками направление движения и т.п.
С уществует несколько вариантов работы с данной технологией. Самый распространенный способ - чтение кроссенса с первого квадрата по спирали и до остановки на центральном квадрате (вариант 1). Читать кроссенс можно и с любой узнаваемой картинки, но в таком случает он должен быть составлен так, чтобы центральный квадрат имел смысловую связь со всеми изображениями (вариант 2). Можно читать кроссенс «по периметру» и одновременно «по кресту». В этом случае изображения должны быть расставлены таким образом, что каждая картинка имела связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяла по смыслу сразу несколько (вариант 3).
По уровню сложности можно выделить кроссенс базового типа, в котором связи между картинками поверхностные. Такой кроссенс нужно читать поверхностно, он не предполагает глубинных связей. Можно выделить и кроссенс высокого уровня сложности, в котором связи между картинками глубинные, образующиеся на основе ассоциаций и символов. Такой кроссенс вызывает напряженную мыслительную деятельность, так как учащимся необходимо его разгадать.
При создании кроссенса можно воспользоваться следующим алгоритмом:
1.Определить тематику, общую идею.
2. Создать ассоциативный ряд слов с учетом уровня сложности (базовый или повышенной сложности).
2.Выделить 8-9 элементов-картинок, имеющих отношение к теме или идее.
3.Сконцентрировать смысл в одном элементе (центр).
6. Заменить прямые образы символическими (для создания кроссенса повышенного уровня сложности).
7. Построить ассоциативную связь между образами.
8. Кроссенс готов.
Данную технологию можно успешно использовать на уроках усвоения новых знаний и умений, уроках повторения и систематизации знаний, комбинированных и уроках развивающего контроля и т.п.
Технологию «Кроссенс» можно использовать и на всех этапах современного урока литературы.
Н а этапе вхождения в тему урока при актуализации опорных знаний, при переходе к целеполаганию уместно использование кроссенса базового типа, в котором связи между картинками поверхностные. Прочитав такой кроссенс, обучающимся нужно вспомнить изученный материал, сформулировать тему урока и высказать свои предположения о целях его. Например, при изучении в 6 классе темы «Былина «Садко». Особенность былинного эпоса Новгородского цикла. Образ Садко в искусстве» можно использовать данный кроссенс:
Данный кроссенс базового типа. Чтение его предполагает движение «по спирали» (первый вариант чтения). Ассоциативный ряд: богатыри, древний Новгород, торговля, купцы, гусли, древнерусский корабль, морской царь, Микола Можайский.
В интерактивном варианте центральный квадрат пустой, со знаком вопроса. При прочтении кроссенса вместо него открывается картинка с репродукцией картины В. М. Васнецова «Садко» (1919г.).
В ассоциативном ряду также используются репродукции картин известных художников к былине «Садко»: репродукция картины Б.Н Кукилиева, К.Н. Кукулиевой «Садко в подводном царстве» (1966г.), репродукция картины В.М. Васнецова «Три богатыря». Использование репродукций картин известных художников должно подтолкнуть обучающихся к мысли, что на уроке будет не только анализ прочитанной дома былины, но и работа над особенностями воплощением образа Садко в русском художественном искусстве. Такой кроссенс способствует и актуализации знаний обучающихся, т.к. позволяет вспомнить прочитанную дома былину, и помогает определить цели и задачи урока.
П ри освоении нового материала, на этапе проверки уровня его понимания возможно использования кроссенса как базового уровня, так и высокого уровня сложности, в котором связи между картинками глубинные, образующиеся на основе ассоциаций и символов. Такой кроссенс вызывает напряженную мыслительную деятельность, так как учащимся необходимо его разгадать. Например, при изучении в 8 классе темы «М.Ю. Лермонтов. Поэма "Мцыри": история создания. Поэма "Мцыри" как романтическое произведение. Особенности сюжета и композиции» возможно использование данного материала:
Такой кроссенс состоит из 8 смысловых картинок. В центре, 9-я, заменена на знак вопроса. Кроссенс можно разгадывать с любой узнаваемой картинки (т.е. использовать 2 способ чтения), можно читать «по периметру» и одновременно «по кресту» (т.е. использовать 3-ий способ чтения). Изображения под номерами 1 (монашество) 3 (Грузия), 7 (Мцыри) и 9 (монастырь) напрямую связаны с текстом поэмы М. Ю. Лермонтова. В изображениях под номерами 2, 4, 6, 8 обучающиеся узнают Д. Байрона, В. Жуковского, М. Лермонтова и картину американского художника Т. Коула «Заводь». В центре за знаком вопроса скрывается понятие «романтизм». Эти изображения ассоциативно связаны с данным понятием, т.к. Дж. Байрон-яркий представитель английского романтизма, В. Жуковский- родоначальник русского романтизма в литературе, М. Лермонтов-один из самых ярких представителей русского романтизма, а картина Т. Коула «Заводь» -одно из ярчайших произведений романтизма в сфере живописи. На ней художником изображено двоемирие- главный признак романтизма. Работа с таким кроссенсом позволит обучающимся изучить историю создания поэмы «Мцыри», вспомнить историю развития такого литературного течения, как романтизм, определить признаки романтизма в данной поэме.
На этапе применения, закрепления изученного материала, систематизации знаний и умений кроссенс вполне применим при, например, групповой работе. Обучающиеся, работая в группах, составляют кроссенс на заданную тему из предложенных изображений, а затем сравнивают кроссенсы других групп, получившиеся в ходе работы.
Кроссенс в качестве домашней работы - это один из видов творческой работы. Обычно обучающиеся составляют его в печатном или электронном виде на заданную или произвольную тему.
Таким образом, кроссенс является прекрасным средством развития логического, критического, творческого мышления обучающихся, повышает интерес к предмету, развивает умение работать с текстовой информацией, умение взаимодействовать с окружающим миром, помогает погрузиться в исторический контекст.
Для учителя кроссенс — это способ углубить понимание уже изученного школьного понятия (явления, темы), возможность показать неординарное практическое применение знаний и связь изученного с жизнью, а также установить межпредметные связи с другими школьными дисциплинами и видами искусства. Данная технология отличается гибкостью, ее можно адаптировать под любую тему. Эта современная головоломка позволяет работать в рамках современных задач, обозначенных ФГОС.