Статья «Рефлексия учащихся на разных этапах урока, примеры по ФГОС»
Рефлексия учащихся на разных этапах урока, примеры по ФГОС.
Аннотация. В статье представлен опыт организации рефлексии на уроках. Конкретные педагогические приемы организации рефлексии, направленные на раскрытие творческого потенциала учащихся, формирование самооценки.
Ключевые слова: Рефлексия деятельности, рефлексия содержания, рефлексия эмоционального состояния.
Рефлексия - от латинского обращение назад, отражение.
Я работаю учителем информатики уже 25 лет и только недавно, с появлением новых стандартов, с необходимостью повышения квалификации стала осмысливать как я работаю, какие инновационные технологии использую, зачем я это делаю… С опытом приходит понимание, что рефлексия хорошо помогает учителю контролировать класс, уже в ходе урока видеть, что было понято, а что осталось на доработку, то есть, "держать руку на пульсе". Не стоит забывать и о том, что рефлексия — это то новое, к чему стремится современная педагогика: учить не науке, а учить учиться. Рефлексия помогает ребенку не только осознать пройденный путь, но и выстроить логическую цепочку, систематизировать полученный опыт, сравнить свои успехи с успехами других учеников. В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока. В ФГОС особый упор делается на рефлексию деятельности, предлагается проводить этот этап в конце урока. При этом учитель играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают ученики.
По началу мне пришлось изучить технологию рефлексии, прочесть несколько книг и статей. А.В. Хуторской считает, что рефлексия – это мыследеятельностный и чувственный процесс осознания субъектом образования своей деятельности, направленной на исследование уже осуществлённой деятельности (вспомнить, выявить и осознать). М.В. Захаренко считает, что рефлексия является побудителем к самостоятельному творчеству, изобретательности, прогнозированию своего пути образования)
«Существенным фактором, влияющим на эффективность рефлексивной деятельности, является многообразие её форм, соответствующих возрастным особенностям учащихся и имеющих при этом разное смысловое назначение…»
А.В. Карпов, С.Ю. Степанов, И.Н. Семенов выделяют:
o рефлексию настроения и эмоционального состояния (направлена на установление эмоционального контакта с группой, выявление степени удовлетворённости её работой), в начале и в конце урока;
o рефлексию содержания учебного материала (выявляет уровень осознания содержания пройденного и направлена на получение новой информации);
o рефлексию деятельности (проводится на разных этапах урока и заключается в осмыслении способов и приёмов работы с учебным материалом, поиске более рациональных приёмов).
Я предлагаю несколько приемов, которые часто и успешно использую на уроках. Надо признаться, что дети очень любят эти моменты на уроке.
Рефлексия деятельности. Данный вид рефлексии я считаю, удобнее применять при проверке домашних заданий, на этапе закрепления материала, при защите проектов. Он помогает ученикам осмыслить виды и способы работы, проанализировать свою активность и, конечно, выявить пробелы.
Примеры организации работы:
Лесенка успеха. Каждая ступень — один из видов работы. Чем больше заданий выполнено, тем выше поднимается нарисованный человечек.
Дерево успеха. Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый — все сделал правильно, желтый — встретились трудности, красный — много ошибок. Каждый ученик наряжает свое дерево соответствующими листочками. Подобным же образом можно наряжать елку игрушками, украшать поляну цветами и т.д.
Упражнение «Плюс – минус – интересно»
• «П»записывается всё, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции
• «М» записывается всё, что не понравилось на уроке, показалось скучным, осталось непонятным.
• «И»учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что хотелось бы узнать по этой проблеме и вопросы учителю.
Этот прием приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ; он даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных; а применение в конце урока покажет активность каждого ученика.
Рефлексия содержания материала
Этот тип рефлексии я провожу в конце урока или на этапе подведения итогов. Он дает возможность детям осознать содержание пройденного, оценить эффективность собственной работы на уроке.
Детям предлагаю продолжить предложения, которые вывожу на доску, в слайде указываю варианты:
1. сегодня я узнал...
2. я научился…
3. было трудно…
4. я понял, что…
5. я смог…
6. было интересно узнать, что…
7. меня удивило…
8. мне захотелось…
и т.д.
Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их. Проводить такую рефлексию можно устно, а можно и письменно (на листочках или прямо в тетради).
Еще один прием, который мне нравится и хорошо воспринимается учащимися это рефлексивная карточка. В начале урока на этапе актуализации знаний, на этапе подготовки к практической работе предлагаю ответить на вопросы (поставить плюс или минус). Например,
Я знаю, что такое….
Я знаю, из чего состоит…
Я умею запускать программу…
Я умею создавать…
Я умею вставлять …
Затем анализируем у кого, что получилось, обсуждаем те моменты, в которых у многих минус. Затем работаем, выполняем задания, практическую работу. В конце урока возвращаемся к рефлексивной карте, еще раз отвечает на вопросы, и видим, что плюсов стало больше. Вот он итог урока, вот он прирост знаний.
Самопроверка. Предлагаю учащимся поставить оценку себе, одноклассникам и аргументировать ее. Для этого использую экспертные карточки, в которых прописываю критерии оценки, баллы.
Прием «Верю – не верю». Учащимся предлагаю утверждения по определенной теме (как правило, по теме изучаемого на уроке материала), достоверность, которых необходимо оценить как верные или неверные. В нашей практике сложилось так, что ответы ученикам оказалось удобнее кодировать двоичным кодом («да» - 1, «нет» - 0), поэтому прижилось название «цифровые диктанты» ЦД. Среди предлагаемых в ЦД утверждений могут верные и неверные. Как правило, неверное утверждение содержит одну ошибку, неверными могут быть одно-два слова, возможно, ошибочные слова нужно поменять местами. Некорректные утверждения построены так, что они содержат фактические ошибки. На этапе рефлексии можно провести содержательный анализ с опорой на утверждения ЦД и ориентируясь на таксономию Блума, что в новой теме оказалось сложным, интересным / о чем хотелось бы узнать побольше / каковы перспективы дальнейшего изучения материала / провести аналогию, установить связи с предыдущей темой (разделом) и т.д.
Рефлексия эмоционального состояния и настроения. Чаще всего использую для этого прием «Смайлики». Ребята в конце урока выбирают картинки с изображением человечков-смайликов. Обычно предлагаю три варианта: с улыбкой, что обозначает: «на уроке мне было комфортно, интересно…»; с ровными губам, что означает: « на уроке было хорошо, но ничего меня не удивило…»; с огорчением, что означает: «на уроке мне было некомфортно, неинтересно …». Для учащихся 5 – 6 классов предлагаю дорисовать эмоции человечкам-смайликам.
Круг использования различных форм и средств рефлексии, конечно, неисчерпаем. Организовывая рефлексию на своем уроке, я стараюсь обеспечить условия для создания целевого пространства (выбор ценностных ориентаций, утверждение собственной позиции) для каждого ученика.
В заключение хочется отметить, что рефлексия является обязательным условием и для саморазвития педагога. Для того чтобы лучше организовать свою деятельность, ускорить процесс самосовершенствования, раскрыть свой творческий потенциал, свободней выражать свои чувства, как негативные, так и позитивные каждый педагог может составить свою программу личностного роста, которая по-новому раскроет грани межличностных отношений, повысит уровень эмпатии к окружающим людям.
Литература:
1. Карпов А.В. Психология механизмов деятельности. М.: ИП РАН, 2004, 32 с.
2. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Личностно-рефлексивный аспект формирования решения творческих задач. //Вопросы психологии. Образование и культура, 2001, 254с.
3. А.В.Хуторской Анализ, самоанализ и рефлексия урока http://khutorskoy.ru/be/2008/0312/index.htm