Статья «Рефлексия учащихся на разных этапах урока, примеры по ФГОС»

2
0
Материал опубликован 5 June 2019 в группе

Рефлексия учащихся на разных этапах  урока, примеры по ФГОС.

 

Аннотация. В  статье  представлен  опыт  организации рефлексии на уроках.  Конкретные педагогические приемы организации рефлексии,   направленные на раскрытие творческого потенциала учащихся, формирование самооценки.

Ключевые слова: Рефлексия деятельности, рефлексия содержания,  рефлексия эмоционального состояния.

 

Рефлексия - от латинского обращение назад, отражение.

Я работаю учителем информатики  уже 25 лет и только недавно, с появлением новых стандартов, с необходимостью повышения квалификации стала осмысливать как я работаю, какие инновационные технологии использую, зачем я это делаю…  С опытом приходит понимание, что рефлексия хорошо помогает учителю контролировать класс, уже в ходе урока видеть, что было понято, а что осталось на доработку, то есть, "держать руку на пульсе". Не стоит забывать и о том, что рефлексия — это то новое, к чему стремится современная педагогика: учить не науке, а учить учиться. Рефлексия помогает ребенку не только осознать пройденный путь, но и выстроить логическую цепочку, систематизировать полученный опыт, сравнить свои успехи с успехами других учеников.  В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока. В ФГОС особый упор делается на рефлексию деятельности, предлагается проводить этот этап в конце урока. При этом учитель играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают ученики.

По началу мне пришлось  изучить технологию рефлексии, прочесть несколько книг и статей. А.В. Хуторской считает, что рефлексия – это мыследеятельностный и чувственный процесс осознания субъектом образования своей деятельности, направленной на исследование уже осуществлённой деятельности (вспомнить, выявить и осознать).  М.В. Захаренко считает, что рефлексия является побудителем к самостоятельному творчеству, изобретательности, прогнозированию своего пути образования)

«Существенным фактором, влияющим на эффективность рефлексивной деятельности, является многообразие её форм, соответствующих возрастным особенностям учащихся и имеющих при этом разное смысловое назначение…»

А.В. Карпов, С.Ю. Степанов, И.Н. Семенов выделяют:

o        рефлексию настроения и эмоционального состояния (направлена на установление эмоционального контакта с группой, выявление степени удовлетворённости её работой),  в начале и в конце урока;

o         рефлексию содержания учебного материала (выявляет уровень осознания содержания пройденного и направлена на получение новой информации);

o        рефлексию деятельности (проводится на разных этапах урока и заключается в осмыслении способов и приёмов работы с учебным материалом, поиске более рациональных приёмов).

Я предлагаю несколько приемов, которые часто и успешно использую на уроках. Надо признаться, что дети очень любят эти моменты на уроке.

Рефлексия деятельности. Данный вид рефлексии я считаю,  удобнее применять при проверке домашних заданий, на этапе закрепления материала, при защите проектов. Он помогает ученикам осмыслить виды и способы работы, проанализировать свою активность и, конечно, выявить пробелы.

Примеры организации работы:

Лесенка успеха. Каждая ступень — один из видов работы. Чем больше заданий выполнено, тем выше поднимается нарисованный человечек.

Дерево успеха. Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый — все сделал правильно, желтый — встретились трудности, красный — много ошибок. Каждый ученик наряжает свое дерево соответствующими листочками. Подобным же образом можно наряжать елку игрушками, украшать поляну цветами и т.д.

Упражнение  «Плюс – минус – интересно»

         «П»записывается всё, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции 

         «М» записывается всё, что не понравилось на уроке, показалось скучным, осталось непонятным.

         «И»учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что хотелось бы узнать по этой проблеме и вопросы учителю.

Этот прием приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ; он даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных; а применение в конце урока покажет активность каждого ученика.

Рефлексия содержания материала

Этот тип рефлексии я  провожу в конце урока или на этапе подведения итогов. Он дает возможность детям осознать содержание пройденного, оценить эффективность собственной работы на уроке.

Детям предлагаю продолжить предложения, которые вывожу на доску, в слайде указываю варианты:

1.     сегодня я узнал...               

2. я научился…

3.     было трудно…                            

4. я понял, что…

5. я смог…                              

6. было интересно узнать, что…

7. меня удивило…                           

8. мне захотелось…

и т.д.

Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их. Проводить такую рефлексию можно устно, а можно и письменно (на листочках или прямо в тетради).

Еще один прием, который мне нравится и хорошо воспринимается учащимися это рефлексивная карточка. В начале урока на  этапе актуализации знаний, на этапе подготовки к практической работе предлагаю ответить на вопросы (поставить плюс или минус). Например,

Я знаю, что такое….

Я знаю, из чего состоит…

Я умею запускать программу…

Я умею создавать…

Я умею вставлять …

Затем анализируем у кого, что получилось, обсуждаем те моменты, в которых у многих минус. Затем работаем, выполняем задания, практическую работу. В конце урока возвращаемся к рефлексивной карте, еще раз отвечает на вопросы, и видим, что плюсов стало больше. Вот он итог урока, вот он прирост знаний.

Самопроверка. Предлагаю учащимся поставить оценку себе, одноклассникам и аргументировать ее. Для этого использую экспертные карточки, в которых прописываю критерии оценки, баллы.

Прием «Верю – не верю». Учащимся предлагаю утверждения по определенной теме (как правило, по теме изучаемого на уроке материала),  достоверность,  которых необходимо оценить как верные или  неверные. В нашей практике сложилось так, что ответы ученикам оказалось удобнее кодировать двоичным кодом («да» - 1, «нет» - 0), поэтому прижилось название «цифровые диктанты» ЦД. Среди предлагаемых в ЦД утверждений могут верные и неверные. Как правило, неверное утверждение содержит одну ошибку, неверными могут быть одно-два слова, возможно, ошибочные слова нужно поменять местами. Некорректные  утверждения построены так, что они содержат фактические ошибки. На этапе рефлексии можно провести содержательный анализ с опорой на утверждения ЦД и ориентируясь на таксономию Блума, что в новой теме оказалось сложным, интересным / о чем хотелось бы узнать побольше / каковы перспективы дальнейшего изучения материала / провести аналогию, установить связи с предыдущей темой (разделом) и т.д.

Рефлексия эмоционального состояния и настроения. Чаще всего использую для  этого прием «Смайлики». Ребята  в конце урока выбирают картинки с изображением человечков-смайликов. Обычно предлагаю три варианта: с улыбкой, что обозначает: «на уроке мне было комфортно, интересно…»; с ровными губам, что означает: « на уроке было хорошо, но ничего меня не удивило…»; с огорчением, что означает: «на уроке мне было некомфортно, неинтересно …». Для учащихся 5 – 6 классов предлагаю дорисовать эмоции человечкам-смайликам.

Круг использования различных форм и средств рефлексии, конечно, неисчерпаем. Организовывая рефлексию на своем уроке, я стараюсь обеспечить условия для создания целевого пространства (выбор ценностных ориентаций, утверждение собственной позиции) для каждого ученика.

В заключение хочется отметить, что рефлексия является обязательным условием и для саморазвития педагога. Для того чтобы лучше организовать свою деятельность, ускорить процесс самосовершенствования, раскрыть свой творческий потенциал, свободней выражать свои чувства, как негативные, так и позитивные каждый педагог может составить свою программу личностного роста, которая по-новому раскроет грани межличностных отношений, повысит уровень эмпатии к окружающим людям.

      

 

Литература:

1.     Карпов А.В. Психология механизмов деятельности. М.: ИП РАН, 2004, 32 с.

2.     Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Личностно-рефлексивный аспект формирования решения творческих задач. //Вопросы психологии. Образование и культура, 2001, 254с.

3.     А.В.Хуторской Анализ, самоанализ и рефлексия урока http://khutorskoy.ru/be/2008/0312/index.htm

Комментарии
Комментариев пока нет.