12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Голубева Ирина Николаевна193
Россия, Вологодская обл., п. Вожега

МБОУ «Вожегодская средняя школа»

Занятие кружка «Занимательная математика» для обучающихся 6 класса

по теме «Круги Эйлера»

Автор: Голубева Ирина Николаевна,

учитель математики МБОУ «Вожегодская сш»

2017 год

Тема занятия: «Круги Эйлера»

Обоснование выбора темы: Существует множество приёмов, которые используются при решении текстовых логических задач. Очень часто решение задачи помогает найти рисунок. Использование рисунка делает решение задачи простым и наглядным. Решение каждой из этих задач можно красиво оформить. Логические задачи данного вида загадочны с первого взгляда, поэтому многие считаются неразгаданными. Ценность задач, решаемых с помощью кругов Эйлера, состоит в том, что решения задач с громоздкими условиями и со многими данными, просты и не вызывают особых умозаключений. Эйлер наглядно изображал операции над множествами при помощи особых чертежей, называемых кругами Эйлера. Для этого множества, сколько бы элементов они не содержали, представляют при помощи кругов, овалов или любых других геометрических фигур.

В ходе решения задач с помощью кругов Эйлера у шестиклассников могут быть сформированы следующие способности:

- рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки);

- моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя всё существенное и главное);

- вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументированно отклонять точки зрения других).

Цель занятия: введение понятия кругов Эйлера. Развитие познавательного интереса, воображения; привитие интереса к решению нестандартных задач графическим методом, расширение кругозора.

Планируемые результаты.

Предметные: Знать и уметь применять алгоритм решения задач с помощью кругов Эйлера.

УУД:

Личностные: позитивное отношение к результатам обучения в рамках изученной темы; формирование способности к самооценке геометрических составляющих окружающего мира.

Регулятивные: выполнение учебного задания в соответствии с поставленной целью, использование алгоритма; осуществление взаимопроверки, взаимооценки и корректировки выполнения учебного задания.

Коммуникативные: развивать навык сотрудничества со сверстниками; формировать уважительное отношение к иному мнению; обосновывать свое мнение, используя термины в рамках учебного диалога.

Познавательные: развивать познавательный интерес и воображение, логическое мышление; закреплять и совершенствовать графические навыки.

Формы работы: фронтальные, групповые, индивидуальные.

Методическое обеспечение занятия: учебная презентация, раздаточный материал для обучающихся, листы формата А4, фломастеры (цветные карандаши).

Структура занятия (этапы)

Виды деятельности на этапе

Планируемые результаты

Содержание

1

2

3

Ресурсный круг

Начало занятия

Позитивный настрой обучающихся на начало занятия.

Обучающиеся вместе с учителем встают в круг, передают друг другу мяч с пожеланиями на успешную работу.

Мотивационный этап

Организация учащихся, мотивация к освоению нового.

Создание благоприятного психологического настроя на работу.

Актуализация знаний учащихся.

Девизом нашего занятия будут слова С. Алдошина:

«Ты человек, а значит, ты обязан рассуждать – а без логичной простоты ты будешь пропадать. Пусть за собой она зовёт – уйми в коленях дрожь! Коль с Логикой пойдёшь вперёд – нигде не пропадёшь!»

Коллективная работа.

- Внимательно посмотрите на слайд и определите, из каких фигур выполнены рисунки?

Слайд 1.

Этап учебно-познавательной деятельности

Постановка цели и учебных задач занятия; открытие новых знаний.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания изученной темы

Тема нашего занятия тоже связана с особыми кругами. Это круги Эйлера, которые мы будем использовать для решения новых для нас логических задач.

Фронтальная работа.

Сформулируйте цель нашего занятия и задачи, необходимые для достижения цели.

Слайд 2

Леонард Эйлер (1707–1783) – математик, механик, физик. Швейцарский, немецкий и российский математик, внёсший значительный вклад в развитие математики, а также механики, физики, астрономии и ряда прикладных наук.

Слайд 3

Почти полжизни провёл в России, где внёс существенный вклад в становление российской науки. В 1726 году он был приглашён работать в Санкт-Петербург, куда переехал годом позже. С 1731 по 1741, а также с 1766 года был академиком Петербургской Академии Наук (в 1741–1766 годах работал в Берлине, оставаясь одновременно почётным членом Петербургской Академии). Хорошо знал русский язык и часть своих сочинений (особенно учебники) публиковал на русском.

Введение понятия «Круги Эйлера».

Круги Эйлера – геометрическая схема, с помощью которой можно наглядно изобразить отношения между различными предметами, объектами, понятиями.

Метод Эйлера является незаменимым при решении некоторых задач, а также упрощает рассуждения. Однако, прежде чем приступить к решению задачи, нужно проанализировать условие. Иногда с помощью арифметических действий решить задачу легче.

Этот метод даёт ещё более наглядное представление о возможном способе изображения условий, зависимостей, отношений в логических задачах.

Применение кругов Эйлера на примерах.

Задача 1. К Лене на день рождения пришли гости с подарками. Получилось так, что дарили только коробки конфет и сувениры. Шесть гостей подарили конфеты, четыре – сувениры. Сколько было гостей?

Решение задачи помогает найти рисунок. Использование рисунка делает решение задачи простым и наглядным.

Слайд 5

Фронтальная работа

Обсуждают возможное количество гостей.

Этап закрепления практических навыков

Планирование и осуществление деятельности, направленной на решение задач.

Формирование умения оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности. Развитие творческих способностей. Сотрудничество с учителем.

Задача 2. "Обитаемый остров" и "Стиляги"

Некоторые ребята из нашего класса любят ходить в кино. Известно, что 15 ребят смотрели фильм «Обитаемый остров», 11 человек – фильм «Стиляги», из них 6 смотрели и «Обитаемый остров», и «Стиляги». Сколько человек смотрели только фильм «Стиляги»? 

Слайд 6

Решение:

Чертим два множества таким образом: 

6 человек, которые смотрели фильмы «Обитаемый остров» и «Стиляги», помещаем в пересечение множеств. 
15 – 6 = 9 – человек, которые смотрели только «Обитаемый остров». 
11 – 6 = 5 – человек, которые смотрели только «Стиляги». 
Получаем: 
Ответ. 5 человек смотрели только «Стиляги».

Построение логического рассуждения, умозаключения (индуктивного, дедуктивного и по аналогии); формулировка выводов.

Формирование познавательного интереса к изучению предмета. Развитие практических навыков при решении задач на применение кругов Эйлера.

Задача 3.

Всего в классе 32 ученика. Из них занимаются баскетболом 23 человека, хоккеем 24 человека, волейболом 16 человек. Баскетбол и хоккей посещают 6 человек, баскетбол и волейбол 4 человека, волейбол и хоккей 4 человека. Причём 3 человека вообще не занимаются спортом. Сколько человек занимаются всеми видами спорта? В одной спортивной секции?

Слайд 7

Решение.

32-3=29(ч) – играют хотя бы в одну игру

2) 23 – 6 -4- z = 13 – z (ч) – играют только в баскетбол

3) 24-6-4-z=14-z (ч) – играют только в хоккей

4) 16-4-4-z=8-z (ч) – играют только в волейбол

5) 13-z+14-z+8-z+(4+6+4-2z)=29 (ч) – всего спортсменов

49-5z=29

5z=20

z=4

Четверо ребят занимаются 3-мя видами спорта 13-z=9; 14-z=10; 8-z=4(ч) только в одной спортивной секции.

Ответ: 9 ребят занимаются только баскетболом, 10 – только хоккеем, 4 – только волейболом; 4 – всеми тремя видами спорта.

Задача 4.

Среди школьников шестого класса проводилось анкетирование по любимым мультфильмам. Самыми популярными оказались три мультфильма: «Белоснежка и семь гномов», «Губка Боб Квадратные Штаны», «Волк и теленок». Всего в классе 38 человек. «Белоснежку и семь гномов» выбрали 21 ученик, среди которых трое назвали еще «Волк и теленок», шестеро – «Губка Боб Квадратные Штаны», а один написал все три мультфильма. Мультфильм «Волк и теленок» назвали 13 ребят, среди которых пятеро выбрали сразу два мультфильма. Сколько человек выбрали мультфильм «Губка Боб Квадратные Штаны»?

Слайд 8 Решение

В этой задаче 3 множества, из условий задачи видно, что все они пересекаются между собой. Получаем такой чертеж: 
Учитывая условие, что среди ребят, которые назвали мультфильм «Волк и теленок» пятеро выбрали сразу два мультфильма, получаем: 
21 – 3 – 6 – 1 = 11 – ребят выбрали только «Белоснежку и семь гномов». 
13 – 3 – 1 – 2 = 7 – ребят смотрят только «Волк и теленок». 
Получаем: 

Слайд 9

38 – (11 + 3 + 1 + 6 + 2 + 7) = 8 – человек смотрят только «Губка Боб Квадратные Штаны». 
Делаем вывод, что «Губка Боб Квадратные Штаны» выбрали 8 + 2 + 1 + 6 = 17 человек. 

Ответ. 17 человек выбрали мультфильм «Губка Боб Квадратные Штаны».

Самостоятельная работа.

Самостоятельное применение знаний.

Применение алгоритма решения задач с помощью кругов Эйлера.

Обсуждение решений, самопроверка и самоконтроль решения.

I вариант

В нашем доме 18 человек – грибники, 21 – любители рыбной ловли, причём 10 из них любят собирать грибы и ловить рыбу. Сколько человек нашего дома занимаются сбором грибов или рыбной ловлей?

(Ответ: 29 человек)

II вариант

На берегу озера собралась группа людей – 32 человека. Все они или плавают, или играют в волейбол. Известно, что 22 из них – пловцы, 18 – волейболисты. Сколько человек из этой группы занимаются тем и другим видом спорта?

(Ответ: 8 человек)

Работа в парах: взаимопроверка решения самостоятельной работы.

Игровой этап

Актуализация знаний в игровой форме.

Снятие утомляемости. Развитие внимания, наблюдательности.

1. Во сколько раз окружностей больше треугольников, изображённых на рисунке?

Слайд 10

Ответ: в 1,5 раза (9 окружностей, 6 треугольников).

2. Нарисуйте картину, состоящую из окружностей и её частей.

(Рисуют на листах, затем демонстрируют всем.)

Рефлексия

Оценивание собственных возможностей при решении задач. Осуществление анализа своей деятельности в учебном процессе

Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

А сейчас все вместе давайте попробуем составить алгоритм для решения задач, с помощью кругов Эйлера. Какие этапы решения и в каком порядке вы можете предложить?

– Записать краткое условие задачи;

– Выполнить рисунок;

– Записать данные в круги (в диаграмму Эйлера);

– Выбрать условие, которое содержит больше свойств;

– Анализировать, рассуждать, записывая результаты в части круга (диаграммы);

– Записать ответ.

Домашнее задание.

1 уровень: Придумать и решить 2 задачи: 1) для 2 кругов Эйлера; 2) для 3 кругов Эйлера.

2 уровень: Решить задачи: 1. «Экстрим»

Из 100 ребят, отправляющихся в детский оздоровительный лагерь, кататься на сноуборде умеют 30 ребят, на скейтборде – 28, на роликах – 42. На скейтборде и на сноуборде умеют кататься 8 ребят, на скейтборде и на роликах – 10, на сноуборде и на роликах – 5, а на всех трех – 3. Сколько ребят не умеют кататься ни на сноуборде, ни на скейтборде, ни на роликах?

2. «Гарри Поттер, Рон и Гермиона»

На полке стояло 26 волшебных книг по заклинаниям, все они были прочитаны. Из них 4 прочитал и Гарри Поттер, и Рон. Гермиона прочитала 7 книг, которых не читали ни Гарри Поттер, ни Рон, и две книги, которые читал Гарри Поттер. Всего Гарри Поттер прочитал 11 книг. Сколько книг прочитал только Рон?

Ресурсный круг

Подведение итогов

Представьте себе, что уроки уже закончились. Вы идёте домой и думаете о нашем сегодняшнем занятии. Неожиданно встречаете своего друга или подругу. О чем бы вам захотелось рассказать? Что больше всего вам запомнилось или понравилось?

Обучающиеся передают друг другу мяч, делятся впечатлениями о занятии.

Используемая литература.

1. А. В. Фарков. «Математические олимпиады, 5 – 6 классы.» Издательство «Экзамен», Москва, 2013 год.

2. Федеральное агентство по образованию Новосибирский государственный университет, Специализированный учебно – научный центр НГУ. «Занимательные математические задачи». Учебное пособие, Новосибирск, 2010 год.

3. Горев П. М., Утёмов В. В. «Уроки развивающей математики. 5–6 классы: Задачи математического кружка». Учебное пособие. Издательство МЦИТО, Киров, 2014 год.

Слайды презентации.

1 2 3

4 5 6

7 8 9

10

Раздаточный материал для обучающихся

Круги Эйлера

Задача 1.

К Лене на день рождения пришли гости с подарками. Получилось так, что дарили только коробки конфет и сувениры. Шесть гостей подарили конфеты, четыре – сувениры. Сколько было гостей?

Задача 2.

"Обитаемый остров" и "Стиляги"

Некоторые ребята из нашего класса любят ходить в кино. Известно, что 15 ребят смотрели фильм «Обитаемый остров», 11 человек – фильм «Стиляги», из них 6 смотрели и «Обитаемый остров», и «Стиляги». Сколько человек смотрели только фильм «Стиляги»? 

Решение:

Чертим два множества таким образом: 

6 человек, которые смотрели фильмы «Обитаемый остров» и «Стиляги», помещаем в пересечение множеств. 
15 – 6 = 9 – человек, которые смотрели только «Обитаемый остров». 
11 – 6 = 5 – человек, которые смотрели только «Стиляги». 
Получаем: 

Ответ. 5 человек смотрели только «Стиляги».

Задача 3.

Всего в классе 32 ученика. Из них занимаются баскетболом 23 человека, хоккеем 24 человека, волейболом 16 человек. Баскетбол и хоккей посещают 6 человек, баскетбол и волейбол 4 человека, волейбол и хоккей 4 человека. Причём 3 человека вообще не занимаются спортом.

Сколько человек занимаются всеми видами спорта? В одной спортивной секции?

Задача 4.

Среди школьников шестого класса проводилось анкетирование по любимым мультфильмам. Самыми популярными оказались три мультфильма: «Белоснежка и семь гномов», «Губка Боб Квадратные Штаны», «Волк и теленок». Всего в классе 38 человек. «Белоснежку и семь гномов» выбрали 21 ученик, среди которых трое назвали еще «Волк и теленок», шестеро – «Губка Боб Квадратные Штаны», а один написал все три мультфильма. Мультфильм «Волк и теленок» назвали 13 ребят, среди которых пятеро выбрали сразу два мультфильма. Сколько человек выбрали мультфильм «Губка Боб Квадратные Штаны»?

Самостоятельная работа

I вариант

В нашем доме 18 человек – грибники, 21 – любители рыбной ловли, причём 10 из них любят собирать грибы и ловить рыбу. Сколько человек нашего дома занимаются сбором грибов или рыбной ловлей?

II вариант

На берегу озера собралась группа людей – 32 человека. Все они или плавают, или играют в волейбол. Известно, что 22 из них – пловцы, 18 – волейболисты. Сколько человек из этой группы занимаются тем и другим видом спорта?

Домашнее задание.

1 уровень: Придумать и решить 2 задачи: 1) для 2 кругов Эйлера; 2) для 3 кругов Эйлера.

2 уровень: Решить задачи: 1. Экстрим

Из 100 ребят, отправляющихся в детский оздоровительный лагерь, кататься на сноуборде умеют 30 ребят, на скейтборде – 28, на роликах – 42. На скейтборде и на сноуборде умеют кататься 8 ребят, на скейтборде и на роликах – 10, на сноуборде и на роликах – 5, а на всех трех – 3. Сколько ребят не умеют кататься ни на сноуборде, ни на скейтборде, ни на роликах?

2. Гарри Поттер, Рон и Гермиона

На полке стояло 26 волшебных книг по заклинаниям, все они были прочитаны. Из них 4 прочитал и Гарри Поттер, и Рон. Гермиона прочитала 7 книг, которых не читали ни Гарри Поттер, ни Рон, и две книги, которые читал Гарри Поттер. Всего Гарри Поттер прочитал 11 книг. Сколько книг прочитал только Рон?

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.