12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ирина144
Россия, Иркутская обл., с. Булуса, Эхирит-Булагатский район

Класс: 7 класс.

Дата проведения: 12 декабря 2016 года

Предмет: Биология.

Тема урока: Царство Животные. Тип круглые черви (Нематоды).

Тип урока: Изучение нового материала.

Вид урока: Смешанный.

Цели урока: Создать условия для формирования универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных.

Познакомить учащихся с общей характеристикой типа Круглые черви, особенностями их строения, с мерами профилактики аскаридоза. Продолжить формирование у учащихся умения узнавать и называть изученных животных, сравнивать и делать выводы. Воспитание интереса к предмету, биологического мышления, ЗОЖ.

Задачи урока:

1) Образовательные:

- рассмотреть особенности организации круглых червей, многообразие их видов;

- выявить черты высокой организации круглых червей по сравнению с плоскими;

2) Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к своему организму;

3) Развивающие:

- продолжить формирование умения обосновывать строение паразитов и их жизнедеятельность, связанные с паразитизмом;

- развитие наблюдательности и мышления на основе сравнения плоских и круглых червей.

Оборудование: Мультимедийный проектор, проекторная доска, компьютер, презентация, карточки с заданиями.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Учитель проверяет готовность к уроку, организует позитивный психологический настрой урока. Отмечает отсутствующих.

Умение соблюдать дисциплину на уроке(Л)

-Уважительно относиться к учители(Л)

-Уважительно относиться к одноклассникам(Л)

-Умение организовать выполнение задания учителя(Р)

Проверка домашнего задания

Самостоятельная работа по индивидуальным карточкам № 1.

Тест

Выберите верный ответ:

1. Белую планарию по способу питания можно отнести к хищникам, т.к. она:

а) использует других животных в качестве местообитания;

б) постоянно или временно использует другое животное в качестве источника питания;

в) питается растительной пищей; г) уничтожает других животных.

2. Чтобы не заразиться бычьим цепнем, надо:

а) хорошо проваривать и прожаривать мясо;

б) сделать предупредительные прививки;

в) мыть руки перед едой;

г) бороться с мухами.

3. К ресничным червям относятся:

а) кошачья двуустка;

б) белая планария;

в) свиной цепень;

г) печеночная двуустка.

4. У плоских червей впервые появились:

а) системы органов; б) полость тела;

в) специализированные клетки;

г) многоклеточное строение.

5. Дыхание у плоских червей осуществляется:

а) всей поверхностью тела;

б) с помощью лёгких;

в) жабрами.

Обучающиеся выполняют тестовое задание.впвяваавыапаапрпрпапаавраппаааааррррпф

Изучение нового материала.

На экране появляется слайд с названием темы урока «Тип Круглые черви (Нематоды)».

Учитель: Целью нашего сегодняшнего урока является изучение нематод, их строение, образ жизни. «Познакомиться» с аскаридой человеческой и мерами профилактики аскаридоза.

Многие нематоды ведут свободный образ жизни, обитая на дне океанов, морей, рек и других водоемов. Некоторые живут в почве. Многие нематоды паразитируют на грибах, растениях и животных. Эта группа произошла от древних плоских червей.

Строение нематод.

Появляется слайд Форма нематод:

Далее учитель задает вопрос: Отличается ли форма тела нематод от плоских червей? Каково их отличие?

Учитель: Теперь мы рассмотрим Системы органов нематод.

Нервная система образована окологлоточным нервным кольцом, окружающим переднюю часть пищевода. От кольца вперед отходят несколько коротких веточек, назад направляются шесть стволов, 2 из них, проходящих по брюшной и спинной срединной стороне, мощнее остальных. Оба главных ствола соединяются между собой многочисленными перемычками, опоясывающие тело.

Органы чувств у нематод развиты слабо. Обычно имеются органы осязания в виде бугорков или щетинок, расположенных главным образом вокруг рта. По бокам «головного мозга» лежат органы химического чувства. У части морских нематод есть примитивные глаза – пигментные пятна.

Пищеварительная система начинается ротовым отверстием, которое находится на переднем конце тела. Кишечник образует прямую трубку, тянущуюся через всё тело. Передний его участок подразделён на ротовую полость и глотку, которую часто называют пищеводом. Ротовая полость может иметь различное строение. У некоторых хищных и паразитирующих на животных нематод в ней имеются кутикулярные выросты – зубы. У червей – паразитов растений глотка превращена в колюще-сосущий орган – стилет, способный специальными мышцами выдвигаться из ротового отверстия. За глоткой следует слабо дифференцированная кишка, заканчивающаяся анальным отверстием. Для свободноживущих нематод пищей нередко служат различные мелкие организмы. Паразитические черви питаются соками животного-хозяина; некоторые из них используют в пищу кровь хозяина.

Органы выделения заменены одноклеточными кожными железами, выделяющими растворимые продукты обмена.

Дыхательной и кровеносной систем нет; газообмен и транспорт веществ по организму осуществляется посредством диффузии.

Половая система представлена яичниками, в которых образуются яйцеклетки, и семенниками, продуцирующими сперматозоиды.

Нематоды, как правило, раздельнополы и большей частью обладают чёткими внешними различиями – половым диморфизмом.

Большинство круглых червей откладывают яйца, но встречаются и живородящие формы.

Сейчас мы рассмотрим жизненный цикл нематод на примере паразитического червы Аскариды человеческой.

На экране появляется слайд

Далее учитель рассказывает о жизненном цикле аскариды.

Ребята, существует такое заболевание, которое называется аскаридоз.

Личинки и яйца аскарид попадают в организм с немытыми овощами, фруктами, яйца развиваются в кишечнике, затем они попадают в лимфатические и кровеносные сосуды, после чего с током крови попадают в печень, правый желудочек сердца, лёгкие. Оттуда в бронхи, трахею, глотку, полость рта. После повторного заглатывания в организме растут взрослые аскариды. Этот цикл длится около трёх месяцев.

Поэтому, ребята, нужно мыть фрукты и овощи, чаще мыть руки.

Среди других круглых червей, паразитирующих на человеке, можно отметить острицу, обитающую в тонкой и толстой кишке; трихинеллу, поселяющуюся в кишечнике или в мышцах; нитчатку, или филлярию, вызывающую «слоновую болезнь», и др.

- Умение соблюдать дисциплину на уроке(Л)

-Уважительно относиться к учители(Л)

-Уважительно относиться к одноклассникам(Л)

-Умение организовать выполнение задания учителя(Р)

-Умение делать выводы по результатам работы(Р)

-Способность к мобилизации сил, к волевому усилию при разрешении учебной проблемы(Р)

-Умение сотрудничества в поисках и систематизации результатов(К)

-контроль, коррекция, оценка действий партнера, умение выражать свои мысли(К)

-Умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя(К)

Умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное (М)

Дети сравнивают плоских и круглых червей.

 

Закрепление материала.

Ребята заполняют индивидуальные карточки № 2

Заполните таблицу используя учебник стр. 119-121. Сравните с таблицей «Плоские черви».

Карточка № 3. Зарисуйте схему «Жизненный цикл аскариды человеческой»

Дети заполняют карточки.

Подведение итогов. Рефлексия.

Возвращаемся к поставленным целям в начале урока.

Учащиеся отвечают на вопросы, учитель выражает свое положительное отношение к уроку, благодарит учащихся за работу, выставляет и комментирует отметки.

Дети отвечают на вопросы учителя.

Домашнее задание.

Срт. 119 – 123 прочитать. Сделать сравнительный анализ плоских червей и круглых червей.

Стр. 124 ответить на вопросы.

 

Презентация к уроку

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.