Урок по биологии в 7 классе «Круглые черви (Нематоды)»
Класс: 7 класс.
Дата проведения: 12 декабря 2016 года
Предмет: Биология.
Тема урока: Царство Животные. Тип круглые черви (Нематоды).
Тип урока: Изучение нового материала.
Вид урока: Смешанный.
Цели урока: Создать условия для формирования универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных.
Познакомить учащихся с общей характеристикой типа Круглые черви, особенностями их строения, с мерами профилактики аскаридоза. Продолжить формирование у учащихся умения узнавать и называть изученных животных, сравнивать и делать выводы. Воспитание интереса к предмету, биологического мышления, ЗОЖ.
Задачи урока:
1) Образовательные:
- рассмотреть особенности организации круглых червей, многообразие их видов;
- выявить черты высокой организации круглых червей по сравнению с плоскими;
2) Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к своему организму;
3) Развивающие:
- продолжить формирование умения обосновывать строение паразитов и их жизнедеятельность, связанные с паразитизмом;
- развитие наблюдательности и мышления на основе сравнения плоских и круглых червей.
Оборудование: Мультимедийный проектор, проекторная доска, компьютер, презентация, карточки с заданиями.
Ход урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Организационный момент |
Учитель проверяет готовность к уроку, организует позитивный психологический настрой урока. Отмечает отсутствующих. |
Умение соблюдать дисциплину на уроке(Л) -Уважительно относиться к учители(Л) -Уважительно относиться к одноклассникам(Л) -Умение организовать выполнение задания учителя(Р) |
Проверка домашнего задания |
Самостоятельная работа по индивидуальным карточкам № 1. Тест Выберите верный ответ: 1. Белую планарию по способу питания можно отнести к хищникам, т.к. она: а) использует других животных в качестве местообитания; б) постоянно или временно использует другое животное в качестве источника питания; в) питается растительной пищей; г) уничтожает других животных. 2. Чтобы не заразиться бычьим цепнем, надо: а) хорошо проваривать и прожаривать мясо; б) сделать предупредительные прививки; в) мыть руки перед едой; г) бороться с мухами. 3. К ресничным червям относятся: а) кошачья двуустка; б) белая планария; в) свиной цепень; г) печеночная двуустка. 4. У плоских червей впервые появились: а) системы органов; б) полость тела; в) специализированные клетки; г) многоклеточное строение. 5. Дыхание у плоских червей осуществляется: а) всей поверхностью тела; б) с помощью лёгких; в) жабрами. |
Обучающиеся выполняют тестовое задание.впвяваавыапаапрпрпапаавраппаааааррррпф |
Изучение нового материала. |
На экране появляется слайд с названием темы урока «Тип Круглые черви (Нематоды)». Учитель: Целью нашего сегодняшнего урока является изучение нематод, их строение, образ жизни. «Познакомиться» с аскаридой человеческой и мерами профилактики аскаридоза. Многие нематоды ведут свободный образ жизни, обитая на дне океанов, морей, рек и других водоемов. Некоторые живут в почве. Многие нематоды паразитируют на грибах, растениях и животных. Эта группа произошла от древних плоских червей. Строение нематод. Появляется слайд Форма нематод: Далее учитель задает вопрос: Отличается ли форма тела нематод от плоских червей? Каково их отличие? Учитель: Теперь мы рассмотрим Системы органов нематод. Нервная система образована окологлоточным нервным кольцом, окружающим переднюю часть пищевода. От кольца вперед отходят несколько коротких веточек, назад направляются шесть стволов, 2 из них, проходящих по брюшной и спинной срединной стороне, мощнее остальных. Оба главных ствола соединяются между собой многочисленными перемычками, опоясывающие тело. Органы чувств у нематод развиты слабо. Обычно имеются органы осязания в виде бугорков или щетинок, расположенных главным образом вокруг рта. По бокам «головного мозга» лежат органы химического чувства. У части морских нематод есть примитивные глаза – пигментные пятна. Пищеварительная система начинается ротовым отверстием, которое находится на переднем конце тела. Кишечник образует прямую трубку, тянущуюся через всё тело. Передний его участок подразделён на ротовую полость и глотку, которую часто называют пищеводом. Ротовая полость может иметь различное строение. У некоторых хищных и паразитирующих на животных нематод в ней имеются кутикулярные выросты – зубы. У червей – паразитов растений глотка превращена в колюще-сосущий орган – стилет, способный специальными мышцами выдвигаться из ротового отверстия. За глоткой следует слабо дифференцированная кишка, заканчивающаяся анальным отверстием. Для свободноживущих нематод пищей нередко служат различные мелкие организмы. Паразитические черви питаются соками животного-хозяина; некоторые из них используют в пищу кровь хозяина. Органы выделения заменены одноклеточными кожными железами, выделяющими растворимые продукты обмена. Дыхательной и кровеносной систем нет; газообмен и транспорт веществ по организму осуществляется посредством диффузии. Половая система представлена яичниками, в которых образуются яйцеклетки, и семенниками, продуцирующими сперматозоиды. Нематоды, как правило, раздельнополы и большей частью обладают чёткими внешними различиями – половым диморфизмом. Большинство круглых червей откладывают яйца, но встречаются и живородящие формы. Сейчас мы рассмотрим жизненный цикл нематод на примере паразитического червы Аскариды человеческой. На экране появляется слайд Далее учитель рассказывает о жизненном цикле аскариды. Ребята, существует такое заболевание, которое называется аскаридоз. Личинки и яйца аскарид попадают в организм с немытыми овощами, фруктами, яйца развиваются в кишечнике, затем они попадают в лимфатические и кровеносные сосуды, после чего с током крови попадают в печень, правый желудочек сердца, лёгкие. Оттуда в бронхи, трахею, глотку, полость рта. После повторного заглатывания в организме растут взрослые аскариды. Этот цикл длится около трёх месяцев. Поэтому, ребята, нужно мыть фрукты и овощи, чаще мыть руки. Среди других круглых червей, паразитирующих на человеке, можно отметить острицу, обитающую в тонкой и толстой кишке; трихинеллу, поселяющуюся в кишечнике или в мышцах; нитчатку, или филлярию, вызывающую «слоновую болезнь», и др. |
- Умение соблюдать дисциплину на уроке(Л) -Уважительно относиться к учители(Л) -Уважительно относиться к одноклассникам(Л) -Умение организовать выполнение задания учителя(Р) -Умение делать выводы по результатам работы(Р) -Способность к мобилизации сил, к волевому усилию при разрешении учебной проблемы(Р) -Умение сотрудничества в поисках и систематизации результатов(К) -контроль, коррекция, оценка действий партнера, умение выражать свои мысли(К) -Умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя(К) Умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное (М) Дети сравнивают плоских и круглых червей. |
Закрепление материала. |
Ребята заполняют индивидуальные карточки № 2 Заполните таблицу используя учебник стр. 119-121. Сравните с таблицей «Плоские черви». Карточка № 3. Зарисуйте схему «Жизненный цикл аскариды человеческой» |
Дети заполняют карточки. |
Подведение итогов. Рефлексия. |
Возвращаемся к поставленным целям в начале урока. Учащиеся отвечают на вопросы, учитель выражает свое положительное отношение к уроку, благодарит учащихся за работу, выставляет и комментирует отметки. |
Дети отвечают на вопросы учителя. |
Домашнее задание. |
Срт. 119 – 123 прочитать. Сделать сравнительный анализ плоских червей и круглых червей. Стр. 124 ответить на вопросы. |