Урок биологии в 7 классе «Кольчатые черви, или Кольчецы. Класс Многощетинковые, или Полихеты»
Методическое пособие разработки уроков с видеоматериалами биологии 7класс
Тип урока - комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цель: овладение умениями применять биологические знания в практической деятельности, использовать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;
Задачи:
Образовательные: формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.
Развивающие: развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
Воспитательные: ориентация в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;
УУД
Личностные: понимание ответственности за качество приобретенных знаний; понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;
Познавательные: умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; ориентация на постоянное развитие и саморазвитие; умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.
Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Технологии: Здоровьесбережения, проблемного, развивающего обучения, групповой деятельности
Виды деятельности (элементы содержания, контроль)
Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: коллективная работа — изучение текста и иллюстративного материала составление таблицы «Систематические группы многоклеточных » при консультативной помощи учеников- экспертов с последующей самопроверкой; парное или групповое выполнение лабораторной работы при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; самостоятельная работа по изученному материалу.
Планируемые результаты
Предметные
понимать смысл биологических терминов;
описывать особенности строения и основные процессы жизнедеятельности животных разных систематических групп; сравнивать особенности строения простейших и многоклеточных животных;
распознавать органы и системы органов животных разных систематических групп; сравнивать и объяснять причины сходства и различий;
устанавливать взаимосвязь между особенностями строения органов и функциями, которые они выполняют;
приводить примеры животных разных систематических групп;
различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные систематические группы простейших и многоклеточных животных;
характеризовать направления эволюции животного мира; приводить доказательства эволюции животного мира;
Метапредметные УУД
Познавательные:
работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.), структурировать учебный материал, давать определения понятий;
проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные результаты;
сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;
строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов;
определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность;
Регулятивные:
организовывать и планировать свою учебную деятельность — определять цель работы, последовательность действий, ставить задачи, прогнозировать результаты работы;
самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные результаты работы, выбирать средства достижения цели;
работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
владеть основами самоконтроля и самооценки для принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебно-познавательной и учебно-практической деятельности;
Коммуникативные:
слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
интегрироваться и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Личностные УУД
Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии и истории развития знаний о природе
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
Основные понятия
Общая характеристика типа Кольчатые черви, понятия: параподия, окологлоточное нервное кольцо, брюшная нервная цепочка. Замкнутая кровеносная система. Полихеты. Щетинки.. Забота о потомстве.
Актуализация знаний (концентрация внимания при изучении нового материала)
Выберите все правильные ответы
1. Круглые черви характеризуются
А. плоской формой тела Б. круглой формой тела
В. сквозной пищеварительной системой Г. дыханием с помощью жабр
2. Представители класса сосальщиков обитают, как правило, в среде
А. водной Б. организменной В. почвенной Г. наземно-воздушной
3. Регуляция функций организма осуществляется системой
А. выделительной Б. нервной В. пищеварительной Г. размножения
4. Для представителей типа кольчатых червей характерны
А. щетинки, торчащие из стенки тела Б. кожный эпителий, богатый железами
В. первичная полость тела Г. замкнутая кровеносная система
5. К классу ленточных червей относятся
А. свиной цепень Б. бычий цепень
В.человеческая аскарида Г. пескожил
6. У ленточных червей, как и у сосальщиков:
А. отсутствуют органы чувств Б. тело длинное, лентовидное
В. организменная среда обитания Г. развитие со сменой хозяев
7. Большая плодовитость печеночного сосальщика объясняется
А. обитанием в бескислородной среде Б. паразитическим образом жизни
В. разветвленным кишечником
Г. возможностью размножения на личиночной стадии
9. Паразитические круглые черви, как и сосальщики
А. ведут паразитический образ жизни Б. питаются веществами тела хозяина
В. отличаются большой плодовитостью Г. обитают в бескислородной среде
10. Распределите представителей плоских червей по классам
Классы Представители
А. Ресничные черви 1) бычий цепень 2) кошачья двуустка
Б. Сосальщики 3) белая планария 4) свиной цепень
В. Ленточные черви 5) печеночный сосальщик
6) морская планария
Изучение нового материала (рассказ учителя с элементами беседа)
Тип Кольчатые черви, или Кольчецы
КЛАСС МНОГОЩЕТИНКОВЫЕ, ИЛИ ПОЛИХЕТЫ
Общая характеристика. Среди различных червей кольчатые — наиболее прогрессивная группа. Ее представители преимущественно свободноживущие черви. На их теле можно выделить головной отдел, туловище и хвостовой отдел. Туловище состоит из колец — сегментов, число которых различно у разных видов. Длина тела от 0,5 мм до 3 м.
Кольчатые черви
Кольчатые черви имеют двустороннюю симметрию. Тело состоит из трех слоев клеток и разделено перегородками вдоль и поперек тела (рис. 155). Внутренняя полость червя разделена перегородками на отдельные сегменты. Внутри находится жидкость. Движение обеспечивается пучками кольцевых и продольных мышц, а также особыми парными выростами тела, расположенными на боках каждого сегмента, — параподиями (похожими на ноги), которые есть не у всех кольчатых червей.
Кольчатые черви имеют органы чувств: зрения, осязания, вкуса, обоняния, слуха, равновесия.
У большинства кольчатых червей замкнутая кровеносная система, т. е. кровь не выливается свободно в полость тела, а движется только по сосудам. Сердца нет, его функцию выполняют сокращающиеся стенки сосудов.
К пищеварительной системе относятся рот, глотка, пищевод, средняя и задняя кишки, анальное отверстие. Дыхание осуществляется через влажную поверхность тела или с помощью жабр (рис. 156). Выделительная система находится в каждом сегменте тела червей. Нервная система характеризуется скоплением нервных клеток над глоткой — окологлоточным кольцом (это примитивный головной мозг) и брюшной нервной цепочкой с ответвлениями нервов в каждом сегменте.
Существуют кольчатые черви раздельнополые и гермафродиты. Размножение возможно бесполым и половым путями. При бесполом размножении тело червя распадается на несколько частей, а затем каждая из них достраивает недостающие головные и хвостовые отделы. Половое размножение протекает с участием двух особей даже у гермафродитов. Соприкасаясь, они обмениваются половыми клетками. После оплодотворения яйца поступают в специальное образование на теле — поясок, который затем, как муфта, сползает с переднего конца тела и остается в почве.
Тип кольчатых червей разделяют на несколько классов, среди которых наиболее значимые три: Многощетинковые, Малощетинковые и Пиявки.
Класс Многощетинковые, или Полихеты. Эти черви — типично морские животные, лишь отдельные виды полихет обитают в пресной воде. Свое название получили за многочисленные щетинки, расположенные на параподиях.
Образ жизни. Большинство многощетинковых кольчатых червей ведет свободный образ жизни. Однако известны среди них живущие в теле губок, моллюсков, на морских звездах, рыбах. Они встречаются на разных глубинах в теплых и холодных водах, достигая наибольшего разнообразия в прибрежной зоне тропических морей. Многие кольчатые многощетинковые черви обитают на морском дне в большом количестве, например, в Баренцевом море плотность населения кольчецов доходит до 90 тыс. экземпляров на 1 м2.
Кольчатые Многощетинковые
Полихеты обитают среди водорослей, рифов, в песке, мягком иле, некоторые из них строят роговые, песчаные и известковые трубки и живут в них.
Параподии со щетинками позволяют хорошо перемещаться в воде, на поверхности и в толще грунта, внутри трубок.
Среди многощетинковых червей есть хищники, питающиеся рачками, моллюсками, кишечнополостными и червями. Есть всеядные, фильтрующие воду и питающиеся растениями.
Свободноживущие полихеты всю жизнь плавают в толще воды, переносимые морскими течениями. Придонные кольчецы обитают на дне моря и питаются органическими остатками водных растений и животных.
Тип Кольчатые черви. Класс Малощетинковые черви
Развитие полихет происходит с чередованием жизненных форм. Их личинки не похожи на взрослых особей. Каждая жизненная форма выполняет различные функции: воспроизведение, расселение, самосохранение. У некоторых полихет наблюдается забота о потомстве, например они охраняют отложенные яйца. Забота о потомстве тем активнее, чем меньше яиц откладывает самка. Среди полихет есть живородящие.
Галилео. Пиявки
Значение многощетинковых червей в природе достаточно велико: они фильтруют воду, очищая ее; служат пищей для рыб и других видов водных животных, являются санитарами водоемов, уничтожая массу разлагающихся остатков; отдельные представители ведут паразитический образ жизни.
Рубрика «Знаете ли вы, что…»
Червь палоло — один из видов многощетинковых, достигающий в длину 1 м. Один из представителей многощетинковых червей рода Нереис был специально завезен в Азовское море для улучшения кормовой базы рыб.
Ответить на вопросы
1.Каковы различия в строении круглых и кольчатых червей?
2.Почему многощетинковые получили такое название?
3.Каково значение полихет в природе?
Самостоятельная работа
1.Дайте общую характеристику кольчатых червей по плану.
Симметрия:
Длина и форма тела:
Внутреннее строение
Органы чувств:
Кровеносная система:
Пищеварительная система:
Выделительная система:
Нервная система:
Способ размножения:
Среда обитания:
2.Установите черты приспособленности дождевых червей к жизни в почве и назовите их.
Строение:
Питание:
3.Укажите, какие органы в организме дождевого червя выполняют функции:
переваривания пищи
удаления из организма жидких вредных веществ
переноса веществ
регуляции работы органов, их взаимосвязи:
Ресурсы
Биология. Животные. 7 класс учебник для общеобразоват. учреждений/ В. В. Латюшин, В. А. Шапкин.
Активные формы и методы обучения биологии: Животные. Кп. для учителя: Из опыта работы, —М.:, Просвещение. Молис С. С.. Молис С. А
Рабочая программа по биологии 7класс к УМК В.В. Латюшина, В.А. Шапкина (М.: Дрофа).
В.В. Латюшин, Е. А. Ламехова. Биология. 7 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Латюшина, В.А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс». – М.: Дрофа.
Захарова Н. Ю. Контрольные и проверочные работы по биологии: к учебнику В. В. Латюшина и В. А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс»/ Н. Ю. Захарова. 2-изд. – М.: Издательство «Экзамен»
Викторины по учебнику В. В. Латюшина «Биология. 7 класс»
http://kupidonia.ru/viktoriny/viktorina-klass-kolchetsov-maloschetinkovye-ili-oligohety
Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html
Сайт YouTube: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций