12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Тимошенко Маргарита Владимировна393
Учитель высшей категории ,звание "Старший учитель,стаж работы 32 года. Работаю учителем начальной школы.
Россия

Круглый стол для родителей на тему:

«Духовно - нравственное воспитание ребенка в семье через внедрение идей В.А.Сухомлинского»

Цели:

-ознакомить родителей с принципами духовно-нравственного развития и воспитания детей в семье, используя советы В.А.Сухомлинского;

-определить роль семьи в духовно-нравственном воспитании ребенка;

- способствовать установлению взаимосвязи между школой и семьей в воспитании норм нравственной культуры ребенка;

-определить роль художественных произведений В.А.Сухомлинского в становлении духовного облика ребенка;

-формирование педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по воспитанию нравственности ребенка в семье и школе.

Содержание

Вступительное слово учителя

Вопрос духовно-нравственного воспитания ребенка затрагивали многие педагоги, так как эта тема остается самой важной частью жизни человека. Понятие «нравственное воспитание» всеобъемлюще. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Именно поэтому, выдающийся педагог современности В.А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обоснованно считал, что ее системообразующий признак - нравственное воспитание. «Духовно-нравственное воспитание-это постепенное обогащение ребенка знаниями, умениями, опытом, это развитие ума и формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего, что идет вразрез с принятыми в обществе моральными устоями». Духовное развитие – процесс многранный, непрерывный и в то же время единый. В ребенке происходят постоянные качественные изменения всех психических процессов, всех сторон духовного облика личности. Мышление, чувства, воля, способности- все эти стороны духовного мира развиваются в тесной связи и взаимодействии.

«Сердцевина нравственного воспитания - развитие нравственных чувств личности». По мнению В.А.Сухомлинского, духовно-нравственное воспитание направлено на «возвышение сердца» ребенка как центра духовной жизни. Основным содержанием нравственного воспитания В.А. Сухомлинский считал формирование таких качеств личности, как идейность, гуманизм, гражданственность, ответственность, трудолюбие, благородство и умение управлять собой. Проблема нравственного воспитания учащихся - одна из сложнейших проблем, стоящих в наше время перед школой. Немаловажная роль в ее решении отводится также семье. В.А.Сухомлинский не отделял школьное воспитание от семейного, считал, что « нет сложнее мудрости, чем отцовская и материнская мудрость воспитания человека». «Воспитание в школе и воспитание в семье - это неразрывный процесс». «Именно Вы, уважаемые родители, должны стать заинтересованными союзниками, доброжелательными участниками единого педагогического процесса, коллегами в едином деле воспитания».

Говорить о воспитании детей всегда трудно. На протяжении многих веков человечество самым серьезным образом подходило к этому вопросу. Во главу угла ставились четко сформулированные нравственные законы. « В младшем возрасте, когда душа очень податлива к эмоциональным воздействиям, мы раскрываем перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учим их азбуке морали».

В соответствии с Государственнным образовательным стандартом начального общего образования (приказ МОН ДНР №119-НП от 07.08.2020г.) при получении начального общего образования осуществляется духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Обсуждение вопросов с родителями по данной теме

Методы, используемые В.А.Сухомлинским, актуальны и по сей день. Многие родители не задумываются о том, что на своем примере можно сформировать сознание детей. Очень важно создать систему ценностей в семье, чтобы передать их своему ребенку. Главный смысл и цель семейной жизни - воспитание детей. Главная школа воспитания детей - это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери.

В.А. Сухомлинский утверждал, что:

«Воспитание детей надо начинать именно с родителей».

«Семья-это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро».

«Ребенок- зеркало семьи, как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца».

«Если ребенка учат добру, в результате будет добро, учат злу - в результате будет зло, ибо ребенок не рождается готовым человеком, человеком его надо сделать»

Сухомлинский неоднократно подчеркивал, что современных детей нужно воспитывать только добром, только лаской.

В.А.Сухомлинский утверждал «Детей нужно через красивое подводить к человечному».

«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда. Когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он-засушенный цветок».

«Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души…»

В воспитании нравственных ценностей В.А.Сухомлинский считал незаменимой роль родного слова. Опираясь на свой огромный педагогический опыт, глубокое понимание мира ребенка, Сухомлинский создал авторскую педагогическую систему воспитания и развития детей посредством художественного слова, которое считал наилучшим выражением сложных морально-этических идей. Педагог рассматривал словесное воспитание основным в становлении моральности. Слово - по Сухомлинскому - один из важнейших инструментов воспитания; оно выступает как способ общения, влияния на чувства и эмоции ребенка. В работе по нравственному воспитанию ребенка родителям очень помогут произведения В.А.Сухомлинского. Чтение и беседа по сказкам, рассказам помогают детям понять и оценить нравственные поступки людей. Дети читают и обсуждают сказки, рассказы, в которых ставятся в доступной для них форме вопросы о справедливости, честности, товариществе, дружбе, верности общественному долгу, гуманности и патриотизме.

Сказка - один из самых развитых и любимых детьми жанров фольклора. Сказка формирует высокие нравственные качества у своих читателей: добро почти всегда побеждает, злые силы терпят поражение. Положительные герои любят свою родину, держат данное слово, всегда приходят на помощь нуждающимся, красивы душевно и физически.

Сказки несут богатый нравственный потенциал – именно то, что так необходимо сегодня нашим детям. Сказка звучит и в рисунках ребенка. Дети с помощью красок передают красоту нравственных чувств и эмоций.

Учитель знакомит родителей с советами В.А. Сухомлинского по воспитанию нравственности у ребенка.

Советы, которые дает родителям В.А.Сухомлинский:

Отец и мать - такие же воспитатели, как и учитель.

Воспитание детей - это отдача особых сил, сил духовных. Человека мы создаем любовью-любовью отца к матери и матери к отцу, глубокой верой в достоинство и красоту человека. Прекрасные дети вырастаю в тех семьях, где мать и отец любят друг друга по – настоящему и вместе с тем любят и уважают людей.

Семья в нашем обществе-первичная ячейка многогранных человеческих отношений. Добро только тогда добро, когда оно для людей. Вот о чем должны помнить родители, устраивая свое тихое семейное гнездо. Поднимайте сами себя в глазах своих детей. Помните всегда родители о том, что вы воспитываете детей своими взаимоотношениями.

Ребенок познает мир человека - с матери и отца, с того как мать обращается к нему, как отец относится к матери. Из всего этого и складываются первые представления и понятия ребенка о добре и зле. Если мать и отец живут в согласии, взаимной помощи и поддержки, духовного единства, перед ребенком раскрывается все то, на чем утверждается его вера в человеческую красоту, его душевное спокойствие и равновесие, его непримиримость ко всему аморальному.

Учить дорожить жизнью-вот тот столбовой корень нравственного поведения, от которого питаются ветви чуткости, сердечности, заботы о человеке.

В раннем детстве человек должен пройти великую школу тонких, сердечных, человеческих взаимоотношений. Эти отношения - самое главное нравственное богатство семьи.

Любовь к людям воспитывается только любовью - как огонь зажигается от огня;

Общественное воспитание-это семейно-школьное воспитание. Духовное формирование человека- это благородное гражданское творчество.

Не бойтесь быть ласковыми. Речь идет о ласке и доброте, возвышающих человека, утверждающих в его душе самоуважение и уважение к людям, чувство собственного достоинства. Прикасайтесь лаской и добром к самой нежной и чуткой в мире-материи-детскому сердцу. Как зеленый листок тянется к солнцу, так душа вашего воспитанника пусть тянется к ласке и добру. Умейте быть ласковым.

Постоянно оберегать чистоту души ребенка, чтобы на плодородную почву не попало ни одно семя зла.

Конечный результат воспитательной работы только тогда, когда воспитанник творит добро по велению совести.

С малых лет ребенок должен расти чувствительным к самым тонким, самым нежным средствам влияния на духовный мир, а этими средствами являются слово, красота, эмоциональная память.

Надо оберегать детскую душу от эгоизма, индивидуализма. Основное лечение от эгоизма - научить ребенка управлять своими желаниями.

Выводы:

Таким образом, учитель и родители тесно связаны друг с другом, и зачастую мы, учителя, не в состоянии решить некоторые школьные проблемы без семейной поддержки, без мира в семьях.

Принципы системы воспитания В.А.Сухомлинского актуальны и в настоящее время.

 Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка. Психологи установили, что именно младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Это позволяет своевременно заложить нравственный фундамент развитию личности. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности в младшем школьном возрасте, является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость.

 Следовательно, школа и семья должны быть взаимосвязаны. В начальной школе эту связь проводит учитель. Совместная работа учителя и родителя начинается уже с первого класса. Для ребенка, который впервые переступил порог школы, содружество учителя и родителя - одно из важнейших условий его всестороннего развития, потому что личность школьника не может формироваться только в школе и только в семье. Ребенок воспитывается одновременно и в семье и в школе.

Суть взаимодействия учителя и родителей заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств, необходимых для самоопределения и самореализации ребенка в будущем.

Рекомендованные произведения В.А.Сухомлинского

по формированию духовно-нравственных качеств ребенка:

1.Все добрые люди - одна семья.

2.Красивое и уродливое.

3.Грязное слово.

4. Две матери.

5.Легенда о материнской любви.

6.Как мы спасли птенцов жаворонка.

7.Мамин арбуз.

8.Не забывай про родник.

9.Стыдно перед соловушкой.

10.Отец и Сын.

11.Почему плачет синичка?

12.Девочка и ромашка.


Литература

1. Государственнный образовательный стандарт начального общего образования (приказ МОН ДНР №119-НП от 07.08.2020г.)

2.Сухомлинский В.А. Мудрость родительской любви /сост.А.И. Сухомлинская/- М: Мол. гвардия,1988-304с.

3.Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. - М.:Педагогика, 1990-288с.

4.Сухомлинский В.А. О воспитании. – М.: Политическая литература, 1982- 270с.

5.Сказки [электронный ресурс] Рассказы Василия Сухомлинского https://skazki.rustih.ru/rasskazy/rasskazy-vasiliya-suxomlinskogo/

6. Биография В.А. Сухомлинского https://ru.wikipedia.org/wiki


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.