12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Репина Марина278
Россия, Владимирская обл., г.Меленки

Актуальность проведенного мероприятия

Тема духовно - нравственного воспитания волновала во все времена и продолжает быть актуальной в наше время. Именно поэтому мои интересы обратились к нравственным ценностям, к национальной культуре нашего народа, именно поэтому родная культура, как и отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность. К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека… » Изучение отеческого наследия воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Конечно, нужно с уважением относиться к людям всех национальностей, но человек, живущий в России, обязан знать её культуру и историю. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Младший возраст — это начало осознанного восприятия мира, ког­да закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости. Поэтому этот возраст является одним из основ­ных этапов воспитания, в котором закладываются основные принци­пы духовной жизни.

К великому сожалению прошло то время, когда поля были полями, а не зарастали как сейчас кустами и травой.

Но большее разочарование наступает, когда дети думают, что хлеб – это просто товар на прилавке магазина.

Тема о хлебе затронута не случайно. Эта тема актуальна всегда, связана с жизнью. С хлебом дети встречаются ежедневно и, возможно, у них теряется значимость этого главного продукта.

Многие дети не знают о труде людей, выращивающих хлеб, и относятся к хлебу небрежно (бросают, играют, крошат, выбрасывают недоеденные куски). Мне хочется в доступной игровой форме, донести до детей ценность хлеба – как главного продукта на столе. Обратить внимание детей, на то какими усилиями появляется хлеб на нашем столе. Предложить проследить какой длинный и трудоёмкий путь проходит маленькое зёрнышко до того, как окажется на нашем столе вкусной и ароматной буханкой хлеба и сколько людей разных профессий трудится над его производством, воспитать бережное и уважительное отношение к хлебу и людям разных профессий вырастивших его.

Данное мероприятие развивает у детей более широкий обзор о ценности здоровья и необходимости вести здоровый образ жизни. Формируются чувства любви к земле, где родился; обогащается эмоциональный мир детей.

После проведения мероприятия нами была совершена экскурсия в город Муром, где мы посетили «Муромский пекарь». Ребята попробовали себя в роли дизайнеров оформления пряников, узнали о традициях празднования Нового года в России.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

«Хлеб на столе – Мир на Земле»

Цели:

формировать у школьников пред­ставления о ценности здоровья и необходимости ведения здорового образа жизни

эстетическое развитие детей;

уважение к труду

Формирование у детей представлений о том, что хлеб – это ценный продукт, производство которого требует большого труда.

Задачи:

формировать патриотические чувства: любовь к Родине, к земле, где родился и вырос; чувства гор­дости за свою страну;

обогатить эмоциональный мир детей;

сформировать представление детей о многообразии ассортимента продуктов, получаемых из зерна, необходимости их ежедневного включения в рацион;

расширить представление детей о традиционных народных блюдах, приготовляемых из зерна, традициях, связанных с их использованием;

способствовать формированию уважения к культуре собственного народа и других народов.

Познакомить с процессом выращивания и изготовления хлеба, начиная со старины и до наших дней;

Формировать у детей представление о том, что хлеб – это итог большой работы многих профессий людей;

Приобщать детей к художественной литературе: знакомить со стихами, пословицами и поговорками о хлебе;

Показать значимость необходимой сельскохозяйственной техники для подготовки почвы, сбора и обработки урожая в разные времена;

Развивать любознательность к процессу изготовления солёного теста;

Вызвать интерес к лепке кондитерских и кулинарных изделий из солёного теста;

Обогащать детско- родительские отношения опытом совместной трудовой деятельности.

Ожидаемые конечные результа­ты:

обогащение эмоционального мира детей и формирование у них нравственных чувств;

накопление и обогащение опыта нравственного поведения младших школьников путем организации их практической деятельности;

формирование у детей ответ­ственности за свое здоровье;

вооружение учащихся знаниями о морали, формирование мораль­ных норм;

Оборудование: карточки для работы в парах, группах; презентация к занятию.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Вхождение в урок

Учитель: Ребята, представьте себе, что мы находимся на краю пшеничного поля. Давайте встанем в круг и возьмемся за руки. Стоит яркий солнечный день. Ветерок колышет спелые колосья. Пшеница передает тепло этого дня (пожимаем руку одному из детей, ребенок передает пожатие по кругу).
– Ну, вот теперь и мы согреты теплом этого дня, которого, надеюсь, нам хватит до конца занятия.
– Посмотрите еще раз пшеничное поле, скажите, какое у вас сегодня настроение, с чем вы его можете сравнить? Оно как нежное маленькое зернышко, которое хочет укрыться в тепле, как колосок, который тянется к солнцу.

2. Выведение темы и цели занятия

Учитель: Ребята, скажите, пожалуйста, какие продукты и блюда получают из зерновых культур? (Хлеб, хлебобулочные изделия, каши)

Отгадайте загадку:

Круглобок и маслян он,
В меру крут, посолен,
Пахнет солнечным теплом,
Пахнет знойным полем.

Что это? (Хлеб)
– Так о чем сегодня на занятии будем говорить? (Изделиях из зерен)
– Тема нашего занятия так и звучит: «Хлеб и каша – пища наша»
– Давайте определим цели занятия:

УЗНАТЬ… (новое по теме, полезность данных продуктов, когда появился хлеб)
ПОВТОРИТЬ… (какие бывают хлебобулочные продукты, виды каш…)
ПОМНИТЬ! (о том, что необходимо повторить, о чем нужно помнить?)

Что хотели бы узнать, что необходимо повторить, о чем нужно помнить?

3. Работа по теме урока

1) Актуализация знаний

Учитель: Что вы знаете о хлебе? (Ответы детей)
– Я надеюсь, что ваши знания, после сегодняшнего занятия еще пополняться и расширятся.

Ученица:

С караваем хлеб подносим,
Поклонясь, отведать просим:
Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб – соль из рук!

2) Рассказ учителя.

Наш народ хлебосолен. Хлеб на праздничном столе всегда стоит на почетном месте. Дорогих гостей встречают хлебом-солью. Однако не каждый гость знает, что каравай нужно разломить, самому отведать и людям раздать, как велит обычай. Не каждый знает, что принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.
Считается, что впервые хлеб появился на земле свыше 15 тысяч лет назад. Первый хлеб имел вид жидкой каши. Она и является прародительницей хлеба. 
Археологи предполагают, что однажды во время приготовления зерновой каши часть ее вывалилась и превратилась в румяную лепешку. Своим приятным запахом, аппетитным видом и вкусом она удивила человека. Тогда-то наши предки из густой зерновой каши стали выпекать хлеб в виде лепешки. 
Издавна у славян существовал такой обычай: люди, преломивши хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб– посол мира и дружбы между народами, остаётся им и ныне.
Изменяется жизнь, переоцениваются ценности,  а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью.
С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали солдат, вернувшихся с войны.
У каждого свой хлеб. Каждый по-своему помнит, воспринимает его и ценит его. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб – это жизнь.
Сегодня в нашей стране нет такого района, где бы не выпекали хлеб. Его пекут и в больших, и в маленьких городах, в селах, в деревнях. Хлеб нужен всем. Он – неотъемлемая часть рациона питания.
Мы каждый день едим хлеб, но никому не приходит в голову мысль о том, что это не просто самый распространенный продукт, а одно из величайших чудес на свете. И дается он ценой больших усилий.

Сейчас вы, вместе со своими одноклассниками совершите небольшую экскурсию о том, как хлеб пришел на стол.

3) Чтение учениками стихов

1-й:

Что стучите, мастера, золотые руки?
– Чиним, чиним трактора
– Точим, точим плуги.
– Агроном в халате белом,
– Чем он занят?
– Важным делом! Проверяю семена.

2-й:

На дворе весна у нас,
Агроном сказал: Пора!
Заводите трактора!
Тянут плуги на прицепе.
Режьте, плуги, как ножом,
Сочный, жирный чернозем!
Гребнем частым, борона,
Расчеши земельку!
Приготовим для зерна
Мягкую постельку!

3-й:

Сеял сеятель старинный,
Из лукошка-решета.
Нынче сеялка-машина
Этим делом занята.
Роет борозды проворно,
В них закладывает зерна…

4-й:

Подползают черепашки –
Ох, и вредные букашки!
Погрызут росток они…
Самолет над полем кружит.
Летчик сверху всюду-всюду
Сыплет белый порошок…

5-й:

Урожаю – хорошо!
Выплывают в степь комбайны,
Словно в море корабли.
Ох, машинища какая!
Ну, комбайнер, покажи,
Ходят острые ножи.
Вот шофер услышал,
Мчится.
Вот гудит:
«Иду-у! ..Иду!»
Лейся, теплая пшеница, 
Прямо в кузов на ходу.

Учитель: Ребята, прослушав эти стихи, вы узнали, как и кто трудится на полях. Но это не все профессии людей, которые принимают участие в производстве хлеба.
– Кто из вас назовет эти профессии? 
(Трактористы, комбайнеры, шоферы, агрономы, пекари)
– Какой же путь у хлеба от поля до стола? (Повторить еще раз всю цепочку)

4) Работа в группах

Учитель: Ребята, сейчас вам надо будет обсудить вопрос, который написан на карточке, и составить на него коллективный ответ.

Работа в группах над вопросом: Как нужно относиться к хлебу? 
Ответы представителей от каждой группы  на поставленный вопрос.

Учитель: Отношение к хлебу должно быть бережное. А у нас нередко наблюдаешь такую картину, которая больно отзывается в сердце: брошенный хлеб, растоптанный в грязи ломоть, булочки в мусорной корзине. Это свидетельствует о безнравственности поступка. Следует помнить о том, что хлеб на нашем столе появляется благодаря нелегкому труду людей 120 профессий. Труд хлебороба – тяжелый труд и длительный. Тот, кто выращивает хлеб, не бросит где попало недоеденный кусок хлеба. Учитесь ценить труд других.

Стихотворение читает подготовленный ученик:

Каравай земли и неба
На твоем столе–
Ничего сильнее хлеба
Нету на столе.
В каждом маленьком кусочке
Хлебные поля,
А на каждом колосочке
Держится земля.
В малом зернышке пшеницы
Летом и зимой
Сила солнышка хранится
И земли родной.
И растет под небом светлым,
Строен и высок,
Словно, Родина, бессмертный
Хлебный колосок!

 

5) Аукцион «Хлебобулочные изделия»

Учитель:  Какие хлебобулочные изделия вам известны? (Ответы детей)

Учитель: Хлеб и хлебобулочные изделия – незаменимые продукты питания. Они постоянно присутствуют на нашем столе и в будни, и в праздники.
У каждого народа существует исторически сложившийся ассортимент хлеба и хлебобулочных изделий, разнообразных по форме и составу. 
В Украине очень популярна паляница – каравай, круглый хлеб.
В Армении из тончайших листов теста пекут знаменитый, древнейший из хлебов лаваш.
У жителей Средней Азии  популярны всевозможные лепешки.
Армянская пита – это пологая круглая белая лепешка, внутрь которой кладут начинку: сыр, ветчину, зелень.
Маца – тонкие сухие лепешки из пресного теста, которые верующие иудеи едят в дни Пасхи.
Почему не назвали торты, печенье, пирожные? Это кондитерские изделия.
На ваш взгляд, что полезнее? 
Почему не стоит часто и много есть пирожные  и торты.
Хлеб богат углеводами, белками и витаминами, а в пирожных в большом количестве содержится жир, что может привести к ожирению.
Для детей вашего возраста суточное  количество хлеба должно составлять 60-70 г ржаного и 150г пшеничного.
В детском питании продукты из зерновых культур занимают очень важное место. Так хлеб является одним из основных источников белка, углеводов, минеральных веществ. Он содержит незаменимые аминокислоты. Однако хлеб беден кальцием, поэтому его лучше сочетать с молоком, кефиром и другими молочными продуктами.
Хлеб никогда не приедается, не надоедает – таково его удивительное свойство. Он является одним из самых главных продуктов питания многих народов мира.

Физкультминутка. Исполнение песни «Каравай»

Учитель: Без каравая не обходится и ни один день рождения. На именинах водят хоровод и поют песенку «Каравай», который вы все прекрасно знаете. Давайте исполним эту песенку для … , у которого скоро день рождение.

6) Изготовление символа благополучия – «Хлебное дерево»

Учитель: В наши дни лепка из соленого теста стала очень популярным занятием. И это не удивительно. Лепить из соленого теста – большое удовольствие и радость. Считалось, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме, – символ богатства и благополучия. И хлеб с солью всегда будут на столе. Я предлагаю вам изготовить «Хлебное дерево» символ благополучия, ваша задача – вылепить всевозможные хлебобулочные изделия.
Пусть эта поделка каждому принесет добро, радость и благополучие.

4. Страничка «Праматерь хлеба»

Учитель: Cледующая страничка нашего занятия называется так – «Праматерь хлеба».
– Ребята, кто из вас может объяснить это выражение? 
(Мать всех хлебов)
– Кто из вас хоть раз в жизни не пробовал каши? Праматерью хлеба ее величают в народе. На Руси каша испокон веков занимала важнейшее место в повседневном рационе; она являлась одним из основных блюд как бедных, так и богатых людей. Отсюда и русская пословица: «Каша – мать наша». А еще каша была обязательным угощением на свадебном пиру. Свадебный пир на Руси так и называли – «кашей»
– Кашу варили и при заключении мира между враждующими сторонами: в знак мира и дружбы противники собирались за одним столом есть кашу. Если соглашения достичь не удавалось, то говорили: «С ними кашу не сваришь». Это выражение дошло до наших дней.  
– Какая самая известная сказка о каше? Как вы думаете, из какой крупы мог варить солдат кашу? Какие каши вы знаете?
– Самые старшие из каш – пшеничная, перловая и овсяная, человек ест их уже 9 тысяч лет; гречневую кашу – 4 тысячи лет.

5. Работа в группах. На столах у детей карточки голубого цвета

Ребята, сейчас вы снова будите работать в группах. Вам надо будет, снова обсудить вопросы и постараться найти на них правильные ответы.

Детям розданы карточки с вопросами:

Какие каши вы знаете? (Рисовая, гречневая, манная и тд.)
– Как кашу можно сделать вкусной? Какие добавки можно положить в кашу? (Масло, варенье, сахар, сухофрукты)
– В какое время суток лучше употреблять каши? (На завтрак, т.к. они содержат небольшое количество питательных веществ. Каши легко усваиваются)

6. Учитель: Все мы с детства любим кашу. У каждого из нас есть любимая и нелюбимая каша. Вот и у Петра I любимой кашей была ячневая каша. А вы знаете, что это за каша? (Ячменная каша)
Многие из вас помнят сказку Пушкина, в которой  поп кормил своего работника Балду вареной полбой. Что же это такое? (Полбой на Руси называли особый вид пшеницы – с ломким колосом. Это каша из зерен такой пшеницы)

Кто из вас слышал о гурьевской каше?
Казалось бы, что может быть проще манной каши? Достаточно вскипятить молоко, посолить, подсластить его, аккуратно засыпать манную крупу, и через несколько минут блюдо готово.
Фантазия же и мастерство русских кулинаров позволили превратить это прозаичное кушанье в подлинный шедевр.
Название каши связывают с именами графа Гурьева. Однажды графа Гурьева пригласили отобедать в гости. На десерт была подана очень вкусная и прекрасно оформленная каша. Попробовав ее, граф был настолько удивлен и растроган, что велел позвать в столовую повара и, когда тот явился, расцеловал его. Такой вкусной каши министр еще никогда не ел. Граф выкупил крепостного повара и изобретателя каши Захара Кузьмина.
Кого только не потчевал Гурьев удивительной кашей, и всегда она вызывала у гостей неподдельное восхищение.
Постепенно эту кашу научились готовить за пределами России, и везде она называлась кашей гурьевской, имя же действительного ее изобретателя, повара Захара Кузьмина, как это часто случается, забыли.

Рецепт гурьевской каши.

1/2 стакана манной крупы, 2 стакана молока, 1/2 ст. измельченных грецких орехов, 2 столовые ложки сахара, 2 столовые ложки сливочного масла, 2 яйца, соль, ванилин по вкусу.

Суворовская каша

Кто из вас знает, кто такой Александр Васильевич Суворов?(Фельдмаршал, великий полководец)
60 сражений провел великий полководец и ни разу не потерпел поражения. 
Как вы думаете, как связано имя этого выдающегося человека с темой нашего урока?
Прочитайте на карточках и приготовьтесь ответить. 
После одного из тяжелых сражений, переходя Альпы – высочайшие и красивейшие горы Италии,  – у солдат его войска не осталось сил и в довершение ко всему закончилось пропитание, и старик командующий – а Суворову тогда исполнилось 70 лет – всю ночь не сомкнул глаз и принял решение: отобрать у солдат их собственные запасы, сложить все продукты в котлы и сварить кашу, какой чудной  она бы ни показалась. Каша на удивление вкусной, и в народе ее прозвали суворовской.

Рецепт суворовской каши:

Лук репчатый – 6 штук, морковь – 2 штуки, пшено – 4 ст.ложки, перловая крупа – 4 ст.ложки, горох – 4 ст.ложки, растительное масло – 2ст.ложки, вода – 2 стакана, соль – по вкусу.

Ребята, а кто из вас знает рецепты приготовления каш? Может кто-то готовит каши вместе с мамой, папой, бабушкой и хочет поделиться вкусным рецептом?
Ответы детей.

7. Игра «Продолжи пословицу» Работа в парах

На партах карточки двух цветов, дети должны собрать пословицы.

Учитель: Сейчас, я предлагаю вам поработать в парах, нужно вспомнить пословицы и поговорки о хлебе и каше. На красных карточках начало пословицы, на зеленых написано продолжение. Один читает начало, другой – продолжение.

Без хлеба – не будет обеда.
Если про кашу не забудешь – здоровым будешь.
Гречневая каша – матушка наша.
Без печки холодно –  без каши голодно.
Ржаной хлебушко – калачу дедушка.
Хлеб ногами топтать– народу голодать.
Покуда есть хлеб да вода – все не беда.
Когда каша в печи – не страшен мороз, что на дворе трещит.

Учитель: Молодцы прекрасно справились с заданием. А кто еще знает пословицы и поговорки, относящиеся к нашей теме?

Кашу маслом не испортишь. 
Плох обед, коли хлеба нет.
Нет хлеба – нет обеда.
Много снега – много хлеба.
Хлеб на стол – и стол престол.
Хлеб – всему голова.
Все приедается, а хлеб нет.
Сам кашу заварил, сам ее и расхлебывай.
С ним каши не сваришь.
Просо не посеешь, блин не испечешь.

8. Итог занятия

Учитель: Давайте относиться к хлебу и каше с уважением. Кашей и хлебом вас вырастили ваши родители. Поэтому вы и выросли такими большими и здоровыми.
– Ребята, какие полезные свойства зерна вы узнали? Почему необходимо включать в рацион каши? Какие названия каш вы запомнили?
– Какой кашей угощала лиса журавля? 
(Манной)
– Назовите автора сказки «Каша из топора» (Русская народная)
– Кто желает высказать свое мнение о нашем сегодняшнем занятии? Продолжите мысль.

Я понял(а), что…
Я узнал(а), что …
Мне было интересно …
Теперь я буду …
К сожалению …

Спасибо всем. Наше занятие подошло к концу. Но вас, ребята, ожидает следующий этап работы – это конкурс рецептов приготовления каш и хлебобулочных изделий с помощью ваших мам, бабушек, а может и пап. Запишите рецепт приготовления самой вкусной каши или пирога, приготовленного вашими родными, и расскажите нам о нем на следующем занятии.


 

Результаты мероприятия:

У детей сформировалось представление о ценности хлеба.

Дети узнали, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, сколько людей разных профессий трудятся над его производством.

Дети проследили долгий и трудоёмкий процесс прохождения маленького зёрнышка до нашего стола буханкой хлеба.

Дети узнали значимость необходимой сельскохозяйственной техники для подготовки почвы, сбора и обработки урожая в разные времена;

Расширились представления детей о многообразии хлебных продуктов;

Дети побывали в роли пекаря при изготовлении пирогов из солёного теста.

Дети стали бережно, с уважением относиться к хлебу, как главному продукту на столе.

В ходе мероприятия у детей формировались навыки опытно – экспериментальной деятельности, развивалась познавательная активность, самостоятельность, творчество.

После проведенного мероприятия у учащихся класса возник интерес продолжить знакомство с хлебобулочными изделиями. Совместно с родителями было решено организовать поездку в г.Муром и посетить «Муромский пекарь», что и было сделано. Детям очень понравилась эта познавательная поездка, что, мы его посетили и на следующий год.


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.