12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Валентина119
Россия, Татарстан респ., Чистополь
Материал размещён в группе «Педагоги дополнительного образования»









Полевой семинар по керамике

«КРУТИСЬ, КРУТИСЬ, ГОНЧАРНЫЙ КРУГ»

(внеурочное занятие)





Новикова Валентина Петровна

педагог дополнительного образования

 

МБУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи»

Чистопольского муниципального района Республики Татарстан

Цель: сохранение и развитие традиционного гончарного ремесла в Чистопольском районе.

Задачи:

Образовательная: способствовать приобретению новых знаний о гончарном ремесле

Развивающая: развить навыки изготовления изделий из глины, освоение основных приемов гончарного мастерства

Воспитательная: создать условия для организации семейного досуга и воспитать доброжелательное отношение членов семьи друг к другу

Форма проведения: семинар

Оборудование:

Гончарный круг

Подготовленная глина

Генератор

Столы для лепки

Фартуки

Доски, скалки, салфетки для лепки

Луговые цветы для мастер класса

Инвентарь для обжига в полевых условиях

Звуковая аппаратура

Целевая аудитория: семьи имеющие несовершеннолетних детей

Общий охват: 20-25 семей

Ведущий:  Новикова В.П.

Место проведения: Археологический комплекс "Джукетау",расположенный на левом берегу р. Камы на западной окраине г. Чистополя    Республики Татарстан - остатки г. Джукетау X-XIV вв.

Ход мероприятия:

1.Вводная часть

2. Знакомство с художником керамистом

3. Практическая часть семинара I

4. Практическая часть семинара II

5. Заключительная часть

1.Вводная часть

звучит народная музыка, художник -керамист работает на гончарном круге с завязанными глазами.

Ведущий (педагог):

Гончар, живет в твоей работе тайна!
Здесь каждое движенье не случайно.
Под пальцами, что движутся проворно,
Из хаоса вдруг проступает форма.
Она свежа, послушна и ранима.
В ней сплавлен опыт с мыслями незримо.
Не объяснить законами науки,
Как чувствуют ее живые руки.
Есть колдовство в том притяженье круга,
Где глина кверху тянется упруго.
Для мастера она - не часть природы,
В ней слиты поколения и годы.
Твой круг, гончар - основа мирозданья,
Пусть не принес ни почестей, ни званья.
И ни к чему тебе капризы моды,
С твоей посудой выросли народы!

музыка стихает

Ведущий (педагог): Здравствуйте дорогие друзья!!! Я рада приветствовать вас на нашем семинаре по гончарному искусству. Устраивайтесь поудобнее, нас сегодня ждет плодотворная работа. Я уверена, что вам очень понравится! Вы познакомитесь с древним ремеслом, побываете в роли гончара и научитесь обжигать гончарные изделия в полевых условиях!


Ведущий (педагог): Гончарное ремесло древнейший вид декоративного творчества татарского народа – прошла сложный путь развития. Гончарное ремесло уходит корнями во времена Волжской Булгарии, периода Золотой Орды и эпохи Казанского ханства.   Исчезнув в археологических слоях второй половины XVI века, оно возрождается в наши дни – в творчестве современных художников, привнесших в традиционные изделия новые импульсы.

Разрешите представить вам современного художника, настоящего профессионального гончара! Приветствуем! Александр Стрелов!

2. Знакомство с художником керамистом

Александр Стрелов: Добрый день! Я очень рад встречи с вами.

Ведущий (педагог): Расскажите о себе: как долго работаете по этой профессии и почему вы выбрали эту профессию?

Александр Стрелов: ……

Ведущий (педагог): В древние времена профессия гончара имела сакральный характер. Отношению к этому ремеслу было особенным, и работа самого мастера была окружена множеством обрядов, ритуалов. Существовало много разных поверий и примет. Многие, безусловно, и в наше время верят в приметы. Вот ответьте Александр в наше время, в своей работе вы с этим сталкиваетесь? Может у вас тоже есть свой ритуал или примета, в которую вы верите?

Александр Стрелов: ……

Ведущий (педагог): Друзья, если у вас есть вопросы, вы можете их задать прямо сейчас! (Вопросы)

Ведущий (педагог): Молодцы. Спасибо всем за активность, по ходу семинара вы сможете так же задавать вопросы и пообщаться поближе.

Ведущий (педагог): А сейчас я думаю, подошло время поработать и подружиться с природным материалом - глиной и подружиться с гончарным кругом.

- Каким образом мы построим нашу работу?

Начиная с первого столика по одной семье подходим к гончарному кругу и работаем с Александром. А с остальными в это время мы будем изготавливать еще одно гончарное изделие – декоративное панно.

3. Практическая часть семинара I

(мастер классы)

- мастер класс на гончарном круге совместно с художником керамистом Александром Стреловым (проводит самостоятельно)

- мастер класс по изготовлению декоративного панно совместно с ведущим. (Приложение 1)

Ведущий (педагог): Какие замечательные работы у нас получились! Все просто молодцы! Я надеюсь, вам понравилось работать с глиной? Подружились? Тогда поделитесь своими впечатлениями. Что для вас было самым сложным? Какие чувства вы испытывали при работе на гончарном круге?

Ведущий (педагог): Все ваши работы мы аккуратно упакуем, и вы сможете увезти их домой и просушить при комнатной температуре 2-3 суток, только после сушки в естественных условиях изделие можно подвергать обжигу. Сегодня существуют специальные печи для обжига керамических изделий, а самым древним, самым начальным простым способом являлся обжиг на открытом костре. И сегодня мы с вами познакомимся с технологией этого обжига, конечно с помощью Александра. Изделия для обжига мы подготовили заранее, они уже просушились и готовы к обжигу. Я сейчас попрошу наших самых активных и творческих пап оказать помощь и я в свою очередь передаю слово Александру.

4. Практическая часть семинара II

(технология обжига в полевых условиях)

- мастер класс с художником керамистом Александром Стреловым (проводит самостоятельно, папы включаются в работу)

мамы тем временем организовывают фуршет,

дети играют в подвижные игры

5. Заключительная часть

Ведущий (педагог): Вот и подошел к концу наш семинар. Я очень надеюсь, что гончарное искусство останется с вами на всю жизнь. Оно, конечно же, сделает ее интереснее, ярче и богаче. Александр, мы бы очень хотели услышать от вас напутственные слова.

Александр Стрелов: ……

Ведущий (педагог): Благодарим вас за теплые слова. Мы рады что вы были с нами. Ждем новых встреч!

Ведущий (педагог): До свидания, друзья, успехов вам!


6. Приложение 1

Ведущий: Народные умельцы научились делать из глины настоящие предметы искусства. Вам сегодня представится возможность вылепить из глины плоское панно. Постарайтесь проявить усидчивость, аккуратность, фантазию.

Практическая часть семинара I

1. Раскатать пласт глины на деревянной поверхности, покрытой салфеткой, чтобы глина не прилипала к столу 

2. Из пласта вырезаем форму будущего панно 

3.  Приступаем к декорированию.

Существует 3 способа:

- способ вдавливания вспомогательных вещей для декора (например искусственные цветы) при помощи скалки.

- способ лепнины из глины, дополнительные элементы приклеиваются на панно с помощью шликера (глина разведенная с водой до состояния сметаны)

- рельефный способ подразумевает нанесение стеком рисунка на панно

Итог занятия.

-Понравилось ли вам работать с глиной?

-Что нового узнали ?

-Чему научились?

- Что осталось непонятным?

Такое панно хорошо смотрится на кухне, в детской или на даче. Оно добавит колорита и теплой атмосферы в ваш дом!






Опубликовано в группе «Педагоги дополнительного образования»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.