Кружковая работа (5–7 классы)
Кружковая работа
Занятия в кружках, как известно, наиболее плодотворны для раскрытия, формирования и развития индивидуальных способностей человека. В процессе таких занятий школьники получают удовлетворение своих духовных потребностей. В то же время кружок - одна из педагогических целесообразных форм организации свободного времени учащихся. Задача кружка - углублять и расширять кругозор учащихся, удовлетворять их интересы и запросы, развивать творческие способности, прививать практические умения и навыки и приобщать к общественно полезному, производительному труду.
По разным причинам приходят подростки в кружки. На вопрос, почему они выбрали кружок, следует далеко не одинаковые ответы. Одни пришли сюда из-за подруги, другие - из-за руководителя, третьи - потому что почувствовали интерес к профилю кружка. Мотивы, которые привели учащихся в кружок, пока ещё временные, неустойчивые. Для того чтобы судить о соответствии интересов способностям учащихся, нужно время для осознания: удовлетворяются ли духовные потребности в выбранном виде деятельности, нужен опыт конкретной деятельности.
Успехи в развитии интересов и способностей во многом зависят от подхода к организации работы кружка. Одним из главных моментов в жизни кружка является постановка целей. Цель может быть отдалённая: для одних это подготовка к будущей профессии, для других - приобретение знаний, умений в данной области, приобщение к культуре. Такая цель постоянно присутствует в сознании кружковцев, но руководят ими в действительности другие целевые установки. Как правило, это стремление к ближней, конкретной цели деятельности: подготовить подарки родителям, учителям.
Ближняя цель работы кружка тесно связана с перспективой творческого отчёта, возможностью самовыражения, ожиданием результатов творческой работы. Это в значительной мере волнует кружковцев и стимулирует их деятельность. Особенно привлекательно общественное признание ценности творческого труда. для этого результат кружковой. деятельности. должен быть конкретен, нагляден, иметь общественное значение (оформление музейной комнаты, изготовление изделий для подшефного Дома Малютки, подготовка работ на выставку, проводимую Домом творчества и т.д.) Трудовые успехи взывают чувство радости, сознание своей нужности, полезности людям, обществу. Особенно это важно для слабоуспевающих учащихся.
Работа кружка направлена на трудовое эстетическое воспитание школьников, расширение кругозора, развитие эстетического вкус, прививанию интереса и любви к народному творчеству.
В программе кружка «Конструирование и моделирование одежды» один из аспектов содержания воспитательной работы: это - информация о возникновении, развитии одежды, о национальных особенностях русского костюма. Учащиеся моделируют и шьют одежду, проявляя творческие способности.
Своеобразием народного декоративно-прикладного искусства,придающим ему особую воспитательную значимость, является то, что изделия народного творчества составляют часть предметной среды человека, находятся в повседневном общении с людьми. Помогая детям проникнуть в идейно-нравственную, эстетическую атмосферу произведений народного творчества, мы - педагоги - тем самым расширяем и усиливаем воспитательное воздействие окружающей среды. Практическая деятельность в традициях народного творчества способствует проявлению, развитию и закреплению способностей и интересов учащихся. Простейшими навыками способны деятельности овладеть все школьники; овладев ими, многие начинают проявлять тяготение к определённому виду народного искусства, проявляя творческие способности.
Кружковые занятия можно рассматривать как осознанный выбор объединения по интересам, как одну и форм профориентационной работы.
Положительное отношение к занятиям в кружке сохраняется ещё и тогда, когда руководитель кружка руководствуется едиными требованиями.
Уважение к увлечению подростка.
Демонстрация подростку общественной ценности его занятия, значимости его знаний, умений.
Включение личного интереса подростка, знаний и умений в решении коллективных задач.
При таком отношении к учащимся, перед педагогом открываются индивидуальные особенности личности (интересы, способности, характер, уровень знаний, особенности восприятия педагогических воздействий).
Совместно мы организуем выставку работ кружковцев, конкурсы, соревнования, совершаем благотворительные акции.
Коллективная работа в кружке обеспечивает каждому школьнику комфортное душевное состояние.