Рабочая программа по Музыке, 5-7 классы

2
0
Материал опубликован 7 February 2017
программа УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

МУЗЫКА

Основное общее образование

Программа по музыке для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном

государ­ственном образовательном стандарте общего образования вто­рого поколения, примерными программа­ми по музыкальному искусству для основного общего обра­зования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсаль­ных учебных действий для основного общего образования, соблюдается преемственность с программой начального общего образования.

В программе для основной школы предусмот­рено развитие всех основных видов деятельности. Программа соответствует основным положениям художественно-педаго­гической концепции Д. Б. Кабалевского, с учётом авторской программы Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской и обеспечена УМК под редакцией Е. Д. Критской. В данной програм­ме нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, пот­ребности педагогов-музыкантов в обновлении содержания и новые технологии общего музыкального образования.

Программа включает следующие разделы: пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета, описание места учебного предмета в учебном плане, результаты освоения курса (личностные, метапредметные и предметные), содержание курса, тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся, описание материально-технического обеспечения образовательного процесса и планируемые результаты изучения предмета музыка.

Пояснительная записка

Задача массового музыкального образования и воспитания — развитие музыкальной культуры школьников как неотъем­лемой части духовной культуры — наиболее полно отража­ет заинтересованность современного общества в возрождении духовности, обеспечивает формирование целостного миро­восприятия учащихся, их умения ориентироваться в жизнен­ном информационном пространстве.

В большой степени программа ориентирована на реализа­цию компенсаторной функции искусства: восстановление эмоционально-энергетического тонуса подростков, снятие нервно-психических перегрузок учащихся.

Изучение музыки в основной школе направлено на дос­тижение следующих целей:

формирование музыкальной культуры личности, освое­ние музыкальной картины мира;

развитие и углубление интереса к музыке и музыкаль­ной деятельности, развитие музыкальной памяти и слуха, ас­социативного мышления, фантазии и воображения;

развитие творческих способностей учащихся в различ­ных видах музыкальной деятельности (слушание музыки, пе­ние, игра на музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение, импровизация и др.).

Содержание программы базируется на нравственно-эстети­ческом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постиже­нии школьниками основных пластов музыкального искусства (фольклор, музыка религиозной традиции, золотой фонд классической музыки, сочинения современных композиторов) в их взаимодействии с произведениями других видов искус­ства. Искусство, как и культура в целом, предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, ве­личайшее нравственное значение которой, по словам акаде­мика Д. С. Лихачева, «в преодолении времени». Отношение к памятникам любого из искусств (в том числе и музыкаль­ного искусства) — показатель культуры всего общества в це­лом и каждого человека в отдельности. Воспитание деятель­ной, творческой памяти — важнейшая задача музыкального образования в основной школе. Сохранение культурной сре­ды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, социализацию личности учащихся.

В качестве приоритетных в данной программе выдвигают­ся следующие задачи и направления музыкального образо­вания и воспитания, вытекающие из специфики музыкально­го искусства, закономерностей художественного творчества и возрастных особенностей учащихся:

приобщение к музыке как эмоциональному, нравствен­но-эстетическому феномену, осознание через музыку жизнен­ных явлений, овладение культурой отношений, запечатленной в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;

развитие в процессе музыкальных занятий творческого потенциала, ассоциативности мышления, воображения через опыт собственной музыкальной деятельности;

воспитание музыкальности, художественного вкуса и потребности в общении с искусством;

освоение языка музыки, его выразительных возможнос­тей в создании музыкального (шире — художественного) об­раза, общих и специфических средств художественной выра­зительности разных видов искусства.

Общая характеристика предмета «Музыка»

Специфика урока музыки заключается в том, что при доминировании музыки «как искусства интонируемого смыс­ла» (Б. В. Асафьев) ее сюжетно-образные, жанровые, сти­листические, языковые особенности определяют подходы к разработке содержания урока, в котором другие виды искус­ства дополняют и расширяют представления школьников о духовном опыте человечества, помогают осознавать вечные темы искусства и жизни. Нравственно-эстетическая, этичес­кая проблематика концентрируются вокруг художественно-педагогической идеи — содержательного стержня урока му­зыки.

Методологическим основанием данной программы слу­жат современные научные исследования, в которых отража­ется идея познания школьниками художественной картины мира и себя в этом мире. Приоритетным в программе, как и в программе начальной школы, является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы отечествен­ного музыкального искусства, произведения которого рас­сматриваются в постоянных связях и отношениях с произве­дениями мировой музыкальной культуры. Воспитание любви к своей культуре, своему народу и настроенности на воспри­ятие иных культур («Я и другой») обеспечивает осознание ценности своей собственной культуры, развивает самосозна­ние ребенка, а также интерес и уважение к культуре других народов мира.

Преемственность содержания программы VVII классов с программой «Музыка» для начальной школы выражается в таких аспектах, как:

освоение учащимися основных закономерностей му­зыкального искусства — интонационной природы музыки, жанров, стилей, языка произведений народного творчества, музыки религиозной традиции, классики и современной му­зыки;

включение в контекст урока музыки широкого культу­рологического пространства, подразумевающего выход за рам­ки музыки;

расширение музыкально-слуховых представлений школьников, развитие ассоциативно-образного мышления школьников на основе совершенствования «внутреннего слу­ха» и «внутреннего зрения» путем привлечения образов лите­ратуры, изобразительного искусства;

формирование способов, умений и навыков творческой деятельности учащихся на основе усвоения особенностей ху­дожественных образов различных видов искусства на уроках музыки.

Основные методические принципы построения програм­мы VVII классов:

Принцип увлеченности, согласно которому в основе му­зыкальных занятий лежит эмоциональное восприятие музы­ки, предполагает развитие личностного отношения ребенка к явлениям музыкального искусства, его творческое самовыра­жение, активное включение в процесс художественно-образ­ного музицирования.

Принцип триединства деятельности композитораис­полнителяслушателя ориентирует учителя на развитие му­зыкального мышления школьников во всех формах общения с музыкой. Важно, чтобы в сознании учащихся восприятие музыки всегда было связано с представлением о том, кто и как ее сочинил, кто и как ее исполнил. В равной мере ис­полнение музыки всегда должно быть связано с ее осознан­ным восприятием и пониманием учащимися того, как они ее исполнили сами.

Принцип тождества и контраста, сходства и разли­чия реализуется в процессе выявления интонационных, жан­ровых, стилистических связей музыкальных произведений и освоения музыкального языка. Этот принцип является важ­нейшим для развития не только музыкальной культуры уча­щихся, но и культуры восприятия жизни и осознания своих жизненных впечатлений.

Принцип интонационности выступает как ведущий прин­цип, регулирующий процесс развития музыкальной культуры школьников и смыкающий специфически музыкальное с об­щедуховным. Музыкальное произведение открывается перед ребенком как процесс становления художественного смысла через разные формы воплощения музыкальных образов (ли­тературные, зрительные, пластические и др.) с опорой на вы­явление жизненных связей музыки.

Принцип диалога культур предполагает знакомство уча­щихся с народной и профессиональной музыкой других на­циональностей на основе ее сопоставления и выявления общ­ности жизненного содержания, нравственно-эстетической проблематики, различия стилей, музыкального языка, твор­ческого почерка представителей разных эпох и культур. Диа­лог учащихся с композиторами (известными и безымянны­ми), исполнителями, слушателями заключается в поиске от­ветов на вечные вопросы: что есть истина, добро, красота? А также выяснение значимости музыкального классического наследия для современного подростка, его духовно-нрав­ственных приоритетов как человека XXI в.

В целом все принципы ориентированы на социализацию учащихся, формирование ценностных ориентации, эмоцио­нально-эстетического отношения к музыкальному искусству и жизни.

Виды музыкальной деятельности на уроках разнообраз­ны и направлены на полноценное общение школьников с вы­сокохудожественной музыкой в современных условиях широ­кого распространения образцов поп-культуры в средствах массовой информации. Одно и то же музыкальное произве­дение может осваиваться учащимся в процессе слушания и исполнения музыки.

В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интони­рование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (вокальные, ритмические, инструменталь­ные, пластические и др.), инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации му­зыкальной речи.

Помимо исполнительской деятельности, творческое нача­ло учащихся проявляется в размышлениях о музыке (ориги­нальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), художественных импро­визациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбивших­ся музыкальных произведений), самостоятельной индивиду­альной и коллективной исследовательской (проектной) дея­тельности и др.

Реализация данной программы предполагает использование тех методов художественной педагогики, которые нашли отражение в научно-методических исследованиях в области музыкальной педагогики (Д. Б. Кабалевского, Э. Б. Абдуллина, Л. В. Горюновой, А. А. Пиличяускаса, Л. М. Предтеченской, Л. В. Школяр и др.) и получили свое реальное вопло­щение в практике работы учителей музыки.

Метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки предполагает организацию такой совмест­ной деятельности учителя и учащихся, при которой содержа­ние произведения осваивается на разных уровнях: а) понима­ние художественной значимости данного сочинения в кон­тексте культурных ценностей эпохи, творчества конкретного композитора, особенностей восприятия современного слуша­теля; б) осознание нравственной проблематики данного сочи­нения, формирование личностных установок учащихся; в) ус­воение общих (художественно-эстетических) и частных (язы­ковых) свойств музыкального образа, отражающих степень развития позитивного отношения учащихся к эстетическим ценностям. Действие этого метода предполагает активное использование в учебно-воспитательном процессе таких форм общения, как диалог и коллективное обсуждение, дискуссия и др. Учитель при этом выступает как мудрый посредник между музыкой и детьми.

Метод интонационно-стилевого постижения музыки предполагает наличие в деятельности учителя таких действий, которые стимулировали бы учащихся к выявлению интонаци­онно-образной и жанрово-стилевой природы музыки и осво­ению ее как искусства временного, процессуального. Действие этого метода проявляется в намеренном соединении на уроке произведений различных эпох, национальных и ин­дивидуальных стилей, опирается на проблемность вопросов и организацию творческих заданий, направленных на выявле­ние связей и отношений между отдельными художественны­ми явлениями, на развитие способности учащихся «схваты­вать» своеобразие индивидуального воплощения композитора­ми и исполнителями вечных тем искусства. Этому могут способствовать приемы интонационно-образного анализа му­зыки, которая слушается и исполняется на уроках: вокализа­ция, пластическое интонирование музыки, ориентация на нотную запись, импровизации — сочинение интонаций, ме­лодий в определенном жанре и стиле.

Метод эмоциональной драматургии урока используется при разработке учителем музыки сценария урока. Драматур­гия урока (последовательность учебных задач, содержание и объем звучащей музыки, кульминация урока, «последей­ствие», эмоциональный тонус) определяется в зависимости от смысловых акцентов на том или ином музыкальном сочине­нии, конкретных художественных пристрастий учителя и уча­щихся, позитивного отношения школьников к тем или иным видам музицирования, уровня общего и музыкального разви­тия учеников класса. Возможны разработки сценарных пла­нов уроков, построенных по законам музыкальной формы (например, трехчастной, рондо, вариаций). В любой из вы­бранных учителем композиций урока важно не утратить его сугубо музыкальную направленность.

Метод концентричности изучения музыкального мате­риала способствует организации всего музыкального матери­ала, во-первых, на разных отрезках учебных циклов (четверть, год, блоки начальной и основной школы): одни и те же про­изведения повторяются с разными задачами; во-вторых, на конкретном уроке, когда изучение нового произведения опи­рается на уже известные детям интонации, темы, образы. Это повторение можно сравнить с движением по восходящей кон­центрической спирали, каждый виток которой выявляет но­вые свойства уже знакомого детям сочинения.

Метод забегания вперед и возвращения к пройденному (перспективы и ретроспективы в обучении) тесным образом связан с предыдущим методом музыкального обучения. Выявляя возможности усвоения детьми новых закономернос­тей музыки, учитель в процессе урока обращается к таким яв­лениям, понятиям, категориям музыкального искусства, кото­рых ранее не было в жизненно-музыкальном опыте детей. Возвращение же к знакомым интонационно-образным анало­гиям, нахождение связей знакомого музыкального материала с новым расширяют музыкальный словарь учащихся, попол­няют запас их жизненно-музыкальных впечатлений.

Метод создания композиций (в форме диалога, музы­кальных ансамблей и др.) направлен на варьирование в про­цессе музыкального обучения различных видов музыкальной деятельности. Их сочетание дает возможность не только уси­лить эмоциональное воздействие музыки на слушателей-школьников, но и совершенствовать навыки коллективного, ансамблевого, сольного исполнения музыки, что способству­ет более глубокому и эмоциональному освоению содержания музыкального искусства.

Метод художественного контекста (выхода за преде­лы музыки) обеспечивает целенаправленную совместную де­ятельность учителя и учащихся по освоению содержания учебно-методического комплекта «Музыка» для VVII клас­сов. Изучение конкретных музыкальных произведений в кон­тексте культурной жизни того времени, художественных тво­рений других видов искусства (литературы, изобразительного искусства, кино, театра) позволяет учащимся более глубоко постигать содержание музыки, особенности ее языка.

Связь уроков музыки с внеурочными и внешкольными формами работы. Программа не только предполагает изу­чение музыкального искусства на уроках, входящих в обязательную часть учебного плана общеобразовательного учреж­дения, но и создает предпосылки для целенаправленной работы по художественно-эстетическому воспитанию школь­ников, подразумевая организацию широкой образовательной среды: выстраивание системы внеурочных и внешкольных ме­роприятий, интеграцию основного и дополнительного обра­зования учащихся.

Исследовательские проекты. Метод проектов — педа­гогическая технология, ориентированная не только на обоб­щение фактических знаний учащихся, но и на их примене­ние и приобретение новых знаний путем самообразования. Активное включение школьников в создание тех или иных проектов дает им возможность осваивать новые способы де­ятельности в социокультурной среде.

Проект («брошенный вперед») — прообраз какого-либо объекта, вида деятельности. Метод проектов в образовании рассматривается как некая альтернатива классно-урочной системе. Современный проект учащихся — это средство ак­тивизации познавательной деятельности, развития креатив­ности (творческого мышления), исследовательских умений, навыков общения в коллективе, формирования определенных личностных качеств, умения учиться.

Начиная с VI класса в учебники «Музыка» введен раздел «Исследовательский проект». Содержание проектов ориентиру­ет учащихся на постижение в индивидуальной и коллективной деятельности вечных тем искусства и жизни (например, «Об­разы Родины, родного края в музыкальном искусстве», «Обра­зы защитников Отечества в музыке, изобразительном искус­стве, литературе», «Музыка в храмовом синтезе искусств», «На­родная музыка: истоки, направления, сюжеты и образы», «Авторская песня: любимые барды», «Что такое современность в музыке», «Классика в обработке: поиски и находки» и др.).

Задача педагога заключается в том, чтобы в процессе вы­полнения проектов у учащихся развивались познавательные интересы, универсальные учебные действия, специальные и общеучебные умения и навыки музыкальной и интеллекту­альной деятельности, опыт рефлексии, адекватной оценки и самооценки выполненного проекта. Учитель не столько учит, сколько воспитывает у школьников умение учиться, направ­ляет их деятельность, подсказывает пути добывания инфор­мации, присвоения знаний и формирования опыта, выступа­ет в роли независимого консультанта. Учащиеся свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения пос­тавленной цели. Они активные участники процесса, а не пас­сивные статисты. Происходит формирование конструктивно­го критического мышления, которому трудно научить при обычной, урочной форме обучения.

В предлагаемых проектах могут взаимодействовать такие формы урочной и внеурочной деятельности учащихся, как индивидуальное и коллективное музицирование, театрализа­ция (драматизация) художественных произведений, жизнен­ных впечатлений школьников, творческие работы: изготовле­ние альбомов, газет, составление коллекций, съемка видео­фильмов, рисование, конструирование, литературное твор­чество (стихи, проза, эссе) и др.

Итогом деятельности по проекту может стать письменная творческая работа учащихся, которую они публично защища­ют. Защита проекта может проходить в форме компьютерной презентации, коллективного творческого дела: соревнования команд (КВН), музыкального ринга, всеобуча для родителей, музыкального спектакля (театрализации), представления для младших школьников и др.

Основные критерии оценки ученического проекта:

актуальность темы и предлагаемых решений, практичес­кая направленность и значимость работы;

полнота и логичность раскрытия темы, ее законченность;

умение делать выводы и обобщения;

самостоятельность суждений, уровень творчества участ­ников проекта, оригинальность раскрытия темы, решений;

умение аргументировать собственную точку зрения;

художественное оформление проекта (подбор музыкаль­ных произведений, слайдов, рисунков; изготовление альбо­мов, стендов, газет, фотографий, видеороликов; литературное и сценическое сопровождение защиты проекта).

Реализация программы требует выявления специфики развития музыкальной культуры Уральского ре­гиона (народное и профессиональное музыкальное искусство, возможности изучения искусства различных религиозных конфессий, особенности музицирования и пр.), а также уста­новления множественных связей с мировой музыкальной культурой. Традиции Южного Урала, так же как и тра­диции школы, отражены и в содержании уроков музыки, и во внеурочных мероприятиях: в проведении народ­ных праздников, клубов по интересам и др. В них нашла вы­ражение идея интеграции различных видов искусства и мно­гообразие творческой художественно-эстетической деятель­ности учащихся.

Место предмета «Музыка» в учебном плане

Федеральный базисный учебный план на изучение музыки в 5-7 классах отводит 1 ч в неделю в течение трех лет, всего 105 уроков (по 35 часов в каждом классе).

Результаты освоения учебного предмета музыка

В соответствии со стандартами второго поколения оцени­ванию подлежит опыт эмоционально-ценностного отношения школьников к искусству; знание музыки и знания о музыке; опыт музыкально-творческой деятельности, проявляющийся в процессе слушания музыки, пения, игры на элементарных детских музыкальных инструментах (в том числе электрон­ных) и др.; способы учебно-познавательной, исследовательс­кой деятельности; коммуникативные умения, способность к контролю и самоконтролю. Важным показателем успешности достижения планируемых результатов является участие школь­ников в различных формах культурно-досуговой деятель­ности класса, школы, округа, региона.

Личностными результатами изучения музыки являются:

развитое музыкально-эстетическое чувство, про­являющееся в эмоционально ценностном отношении к ис­кусству;

реализация творческого потенциала в процессе коллек­тивного (или

индивидуального) музицирования при воплоще­нии музыкальных образов;

позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.

Учащиеся научатся:

высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и идеалах шедевров музыкального искусства прошлого и современнос­ти;

использовать различные формы индивидуального, груп­пового и коллективного музицирования (пение, пластическое интонирование, импровизация, игра на инструментах);

решать творческие задачи, участвовать в исследовательс­ких проектах, художественных событиях школы;

проявлять творческую инициативу в различных сферах художественно-творческой деятельности, в музыкально-эсте­тической жизни класса, школы (музыкальные вечера, музы­кальные гостиные, концерты для младших школьников и др.).

Предметными результатами занятий по программе «Му­зыка» являются:

устойчивый интерес к музыке, к художественным тра­дициям своего народа, к различным видам музыкально-твор­ческой деятельности; понимание значения музыки в жизни человека, представление о музыкальной картине мира;

освоение/присвоение музыкальных произведений как духовного опыта поколений;

знание основных закономерностей музыкального ис­кусства, умения и навыки в различных видах учебно-творчес­кой деятельности.

Учащиеся научатся:

понимать роль музыки в жизни человека; образное со­держание музыкальных произведений, особенности претворе­ния вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей; различать лирические, эпические, драмати­ческие музыкальные образы; определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к со­ответствующему жанру и стилю — музыка классическая, на­родная, религиозной традиции, современная;

эмоционально-образно воспринимать и оценивать музы­кальные произведения различных жанров и стилей классичес­кой и современной музыки, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора; размышлять о знакомом музыкальном произведении; высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;

понимать специфику и особенности музыкального язы­ка, закономерности музыкального искусства; получать предс­тавление о средствах музыкальной выразительности, музы­кальной драматургии, приемах взаимодействия и развития му­зыкальных образов; анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительс­кую интерпретацию замысла композитора;

исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений; участвовать в концертном исполнении песенного репертуара класса;

различать простые и сложные жанры вокальной, инстру­ментальной, сценической музыки; находить жанровые парал­лели между музыкой и другими видами искусства;

творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, пластическом интонировании, поэтическом слове, изобрази­тельной деятельности;

знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей, узнавать наиболее значимые их произведения и интерпретации; приводить примеры их произведений;

ориентироваться в нотной записи как средстве фикса­ции музыкальной речи.

Метапредметными результатами изучения музыки явля­ются освоенные способы деятельности, применимые при ре­шении проблем в реальных жизненных ситуациях:

сравнение, анализ, обобщение, нахождение ассоциа­тивных связей между произведениями разных видов искус­ства;

работа с разными источниками информации; стремле­ние к самостоятельному общению с искусством и художест­венному самообразованию;

умение участвовать в музыкально-эстетической жизни класса, школы, города и др. и продуктивно сотрудничать (об­щаться, взаимодействовать) со сверстниками при решении различных задач.

Учащиеся научатся:

наблюдать за разнообразными явлениями жизни и ис­кусства и оценивать их; выявлять особенности взаимодей­ствия музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, театр, кино и др.); раскрывать об­разный строй художественных произведений; находить ассо­циативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;

передавать свои впечатления в устной и письменной форме; развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов);

заниматься музыкально-эстетическим самообразованием при организации культурного досуга, составлении домашней фонотеки, видеотеки, библиотеки и пр., посещении концер­тов, театров и др.;

Кроме того, учащиеся получат представление о крупней­ших музыкальных центрах мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи), о текущих событиях музыкальной/художественной жизни в отечественной и за­рубежной культуре.

Содержание курса «Музыка»

Основными содержательными линиями при изучении курса «Музыка» являются: музыка как вид искусства; средства музыкальной выразительности; образ и драматургия в музыке; народное музыкальное творчество; особенности музыки раз­личных эпох; отечественная музыкальная культура XIX в.; сти­левое многообразие музыки XX столетия; взаимосвязь класси­ческой и современной музыки с другими искусствами как раз­личными способами художественного познания мира.

Основными видами учебной деятельности школьников являются: слушание музыки, пение, инструментальное музи­цирование, музыкально-пластическое движение, драматиза­ция музыкальных произведений.

Музыка как вид искусства

Музыка как часть духовного опыта человечества. Интона­ционно-образная, жанровая и стилевая основы музыкально­го искусства. Особенности музыкального языка (средства му­зыкальной выразительности: мелодия, ритм, тембр, лад и др.). Музыкальная картина современного мира.

Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Му­зыкальный фольклор

Музыкальный образ и музыкальная драматургия как ос­новные закономерности музыкального искусства. Народное музыкальное творчество. Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части обшей культу­ры народа и способа самовыражения человека. Единство со­держания и формы в музыке.

Образная природа и исторические особенности рус­ской и западноевропейской музыки

Музыка Средневековья в России и в Западной Европе. Музыка эпохи Возрождения и Барокко в Западной Европе. Своеобразие музыкальной культуры России во второй по­ловине XVII в., XVIII в. и XIX вв.

Стилевое многообразие музыки XX столетия

Традиции русской классической музыкальной школы. Взаимосвязь классической и современной музыки. Современное музыкальное искусство: наиболее популяр­ные жанры.

Музыкальная культура своего региона.

Музыка в семье искусств

Взаимосвязь музыки с другими искусствами как различ­ными способами художественного познания мира.

Истоки и традиции взаимосвязи образных систем различ­ных искусств. Связь музыки, изобразительного искусства и литературы.

Практические творческие работы

Слушание музыки. Эмоционально-образное восприятие музыкальных шедевров русской и зарубежной классики (фрагментарно и полностью).

Хоровое и сольное пение, вокально-инструментальная импровизация.

Музицирование на простейших музыкальных инстру­ментах (в том числе на электронных).

Музыкально-пластическое движение. Выражение через пластику образного содержания музыкального произведения.

Драматизация музыкальных произведений.

Выполнение исследовательских проектов, связанных с историей музыки, современным этапом ее развития, практи­ческим музицированием (в том числе с использованием средств новых информационно-коммуникационных техноло­гий).

Объекты культуры для посещения учащимися

Музеи — художественные, краеведческие, декоративно-прикладного искусства, мемориальные.

Концертные и выставочные залы, театры, кинотеатры.

Музыка

Музыка как вид искусства. Основы музыки: интонационно-образная, жанровая, стилевая. Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерно-инструментальная. Музыкальное искусство: исторические эпохи, стилевые направления, национальные школы и их традиции, творчество выдающихся отечественных и зарубежных композиторов. Искусство исполнительской интерпретации в музыке (вокальной и инструментальной).

Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор — поэт — художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.

Воздействие музыки на человека, её роль в человеческом обществе. Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Преобразующая сила музыки как вида искусства.

Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Всеобщность музыкального языка. Жизненное содержание музыкальных образов, их характеристика и построение, взаимосвязь и развитие. Лирические и драматические, романтические и героические образы и др.

Общие закономерности развития музыки: сходство и контраст. Противоречие как источник непрерывного развития музыки и жизни. Разнообразие музыкальных форм: двухчастные и трёхчастные, вариации, рондо, сюиты, сонатно-симфонический цикл. Воплощение единства содержания и художественной формы.

Взаимодействие музыкальных образов, драматургическое и интонационное развитие на примере произведений русской и зарубежной музыки от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв.: духовная музыка (знаменный распев и григорианский хорал), западноевропейская и русская музыка XVII—XVIII вв., зарубежная и русская музыкальная культура XIX в. (основные стили, жанры и характерные черты, специфика национальных школ).

Музыка в современном мире: традиции и инновации. Народное музыкальное творчество как часть общей культуры народа. Музыкальный фольклор разных стран: истоки и интонационное своеобразие, образцы традиционных обрядов. Русская народная музыка: песенное и инструментальное творчество (характерные черты, основные жанры, темы, образы). Народно-песенные истоки русского профессионального музыкального творчества. Этническая музыка. Музыкальная культура своего региона.

Отечественная и зарубежная музыка композиторов XX в., её стилевое многообразие (импрессионизм, неофольклоризм и неоклассицизм). Музыкальное творчество композиторов академического направления. Джаз и симфоджаз. Современная популярная музыка: авторская песня, электронная музыка, рок-музыка (рок-опера, рок-н-ролл, фолк-рок, арт-рок), мюзикл, диско-музыка. Информационно-коммуникационные технологии в музыке.

Современная музыкальная жизнь. Выдающиеся отечественные и зарубежные исполнители, ансамбли и музыкальные коллективы. Пение: соло, дуэт, трио, квартет, ансамбль, хор; аккомпанемент, a capella. Певческие голоса: сопрано, меццо-сопрано, альт, тенор, баритон, бас. Хоры: народный, академический. Музыкальные инструменты: духовые, струнные, ударные, современные электронные. Виды оркестра: симфонический, духовой, камерный, народных инструментов, эстрадно-джазовый оркестр.

Тематическое планирование (105 ч)

Содержание курса

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

Музыка как вид искусства (18 ч)

Музыка как часть духовного опыта человечества. Интонацион­но-образная, жанровая и стиле­вая основы музыкального искус­ства. Особенности музыкального языка (средства музыкальной вы разительности: мелодия, ритм, тембр, лад и др.). Музыкальная картина современного мира

Музыка как вид искусства, часть духовного опыта человече­ства. Основные образно-эмоцио­нальные сферы музыки и много­образие музыкальных жанров и стилей.

Характеристика особенностей музыкального языка. Основные закономерности музыкального ис­кусства.

Интонационная и временная основы музыкального искусства. Круг интонаций, выражающих внутренний мир человека и вос­приятие им окружающего мира.

Средства музыкальной выра­зительности: мелодия, ритм, тембр, лад и др.

Нотная запись как средство фиксации особенностей музы­кальной речи.

Многообразие мира совре­менной музыки. Отечественное и зарубежное музыкальное искус­ство. Традиции и новаторство в мире музыки. Формы бытия му­зыкального искусства в жизни об­щества.

Практические творческие ра­боты

Слушание музыкальных про­изведений.

Простейшее музицирование на народных инструментах.

Хоровое и сольное пение.

Музыкально-пластическое дви­жение.

Драматизация музыкальных произведений.

Посещение концертов, музы­кальных спектаклей.

Выполнение творческих (ис­следовательских) проектов, свя­занных с историей музыки, со­временным этапом ее развития, практическим музицированием.

Наблюдать бытование музы­ки и понимать ее значение в жиз­ни людей.

Различать чувства, настрое­ния, состояния, выраженные в музыке.

Слушать, воспринимать, ана­лизировать музыкальные произ­ведения и их фрагменты.

Описывать и характеризо­вать музыкальные образы.

Определять и правильно употреблять в речи изученные понятия.

Исполнять музыкальные про­изведения (или их фрагменты) на различных музыкальных инстру­ментах.

Выражать эмоциональное со­держание музыкальных произве­дений и проявлять личностное отношение при их восприятии и исполнении

Музыкальный образ и музыкальная драматургия

Музыкальный фольклор (25 ч)

Музыкальный образ и музы­кальная драматургия как основ­ные закономерности музыкально­го искусства.

Народное музыкальное твор­чество. Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей куль­туры народа и способа самовы­ражения человека.

Единство содержания и фор­мы в музыке

Основные закономерности ис­кусства музыки. Единство содер­жания и формы в музыке.

Воплощение музыкального об­раза и его развития в различных музыкальных формах. Разнообра­зие вокальной, вокально-инстру­ментальной, камерной, симфони­ческой и сценической музыки.

Фольклор как часть общей культуры народа. Особенности му­зыкального фольклора своего на­рода и других народов мира.

Специфика и основные жан­ры русской народной музыкаль­ной культуры.

Интонационное своеобразие музыкального фольклора разных народов. Образцы песенной и ин­струментальной народной музыки.

Характерные черты народной и профессиональной музыки. Мно­гообразие отражения окружаю­щего мира в музыкальных произ­ведениях малых и крупных (раз­витых) форм разных направле­ний и стилей.

Народно-песенные истоки рус­ской профессиональной музыки. Музыка русских классиков, ее значение в музыкальной культуре мира.

Единство содержания и фор­мы в классической и современ­ной музыке. Взаимопроникнове­ние легкой и серьезной музыки.

Практические творческие ра­боты

Слушание музыкальных про­изведений.

Простейшее музицирование на народных инструментах.

Хоровое и сольное пение.

Музыкально-пластическое дви­жение.

Драматизация фольклорных музыкальных произведений.

Посещение концертов, музы­кальных спектаклей, выставок де­коративно-прикладного искусства.

Выполнение творческих (ис­следовательских) проектов, свя­занных с историей музыки, со­временным этапом ее развития, практическим музицированием.

Наблюдать бытование музы­ки и понимать ее значение в жиз­ни людей. Различать чувства, настрое­ния, состояния, выраженные в му­зыке.

Слушать, воспринимать, ана­лизировать музыкальные произ­ведения и их фрагменты.

Описывать и характеризо­вать музыкальные образы и му­зыкальную драматургию.

Выявлять единство содержа­ния и формы в музыке.

Определять и правильно упо­треблять в речи изученные по­нятия.

Выражать эмоциональное со­держание фольклорных музы­кальных произведений и прояв­лять личностное отношение при их восприятии и исполнении.

Анализировать примеры вза­имопроникновения легкой и серьезной музыки.

Импровизировать в пении, игре на музыкальных инструмен­тах, пластических движениях.

Исполнять музыкальные произведения на народных инстру­ментах.

Образная природа и исторические особенности русской и западноевропейской музыки (25 ч)

Музыка эпохи Средневековья в России и в Западной Европе.

Музыка эпохи Возрождения и Барокко в Западной Европе.

Своеобразие музыкальной культуры России во второй поло­вине XVII в., в XVIII и XIX вв.

Образ и особенности русской духовной музыки в эпоху Средневековья. Знаменный распев как му­зыкально-звуковой символ Древ­ней Руси.

Средневековая духовная му­зыка западноевропейской тради­ции: григорианский хорал. Отече­ственная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым ис­кусством.

Своеобразие западноевропей­ской профессиональной музыки эпохи Возрождения.

Особенности западноевропей­ской музыки эпохи Барокко.

Духовная и светская музы­кальная культура России во вто­рой половине XVII в. и в XVIII в. Отечественная музыкальная куль­тура XIX в. Классицизм и роман­тизм в отечественной и западно­европейской музыке.

Практические творческие ра­боты

Слушание музыкальных про­изведений.

Простейшее музицирование на народных инструментах. Хоровое и сольное пение.

Музыкально-пластическое дви­жение.

Драматизация музыкальных произведений.

Посещение концертов, музы­кальных спектаклей, художест­венных выставок.

Выполнение творческих (ис­следовательских) проектов, свя­занных с историей музыки, со­временным этапом ее развития, практическим музицированием.

Слушать, воспринимать и анализировать музыкальные произведения и их фрагменты.

Раз­личать способы художественного познания мира.

Классифицировать особен­ности музыкальных образов изу­чаемых эпох.

Определять и правильно упо­треблять в речи изученные поня­тия.

Описывать и анализировать произведения музыкального ис­кусства изучаемых эпох.

Характеризовать своеобра­зие отечественной и западноевро­пейской музыкальной культуры.

Выражать эмоциональное со­держание музыкальных произве­дений и проявлять личностное отношение при их восприятии и исполнении

Стилевое многообразие музыки XX столетия (25 ч)

Традиции русской классичес­кой музыкальной школы.

Взаимосвязь классической и современной музыки.

Современное музыкальное ис­кусство: наиболее популярные жанры.

Музыкальная культура своего региона.

Развитие традиций русской классической музыкальной шко­лы: импрессионизм, экспрессио­низм и др.

Классическая и современная музыка: новые виды, жанры и стили. Обращение композиторов к родному фольклору и к фольк­лору других народов. Многооб­разие форм творческих поисков.

Стили и жанры современного музыкального искусства. Особен­ности творчества современных композиторов.

Современное исполнитель­ское творчество (на примерах му­зыкальной культуры своего реги­она).

Практические творческие ра­боты

Слушание музыкальных про­изведений.

Простейшее музицирование на народных инструментах.

Хоровое и сольное пение.

Музыкально-пластическое дви­жение.

Драматизация музыкальных произведений.

Посещение концертов, музы­кальных спектаклей, художест­венных выставок, мемориальных музеев композиторов.

Выполнение творческих (ис­следовательских) проектов, свя­занных с историей музыки, со­временным этапом ее развития, практическим музицированием.

Слушать, воспринимать и

анализировать музыкальные про­изведения и их фрагменты.

Классифицировать и систе­матизировать виды, жанры и стили музыки.

Характеризовать произведе ния (фрагменты) классического музыкального искусства и совре­менных популярных жанров.

Описывать и анализировать музыкальные произведения.

Выражать эмоциональное со­держание музыкальных произведений и проявлять личностное отношение при их восприятии и исполнении.

Музыка в семье искусств (12 ч)

Взаимосвязь музыки с други­ми искусствами как различными способами художественного по­знания мира.

Истоки и традиции взаимосвя­зи образных систем различных ис­кусств.

Связь музыки, изобразитель­ного искусства и литературы

Роль музыки в синтезе ис­кусств.

Музыка в кино, театре, на те­левидении и ее роль в создании целостного произведения искус­ства.

Творчество наиболее попу­лярных композиторов театра и кино.

Общность жизненных исто­ков, художественных идей и на­правлений, образного строя про­изведений различных видов ис­кусства. Взаимосвязь музыки с другими искусствами как различ­ными способами художественного познания мира (музыка — пласти­ческие искусства - литература).

Формы бытия музыки в син­тетических искусствах (театр, ки­но, компьютерные искусства).

Практические творческие ра­боты

Слушание музыкальных про­изведений.

Простейшее музицирование на народных инструментах

Хоровое и сольное пение.

Музыкально-пластическое дви­жение.

Слушать, воспринимать и

анализировать музыкальные про­изведения и их фрагменты.

Классифицировать виды ис­кусств.

Определять и правильно упо­треблять в речи изученные поня­тия.

Характеризовать роль музы ки в создании целостного произ­ведения искусства в кино, театре, на телевидении.

Выявлять и описывать фор мы взаимосвязи музыки с други­ми искусствами как различными способами художественного по­знания мира.

Выражать эмоциональное со­держание музыкальных произве­дений и проявлять личностное отношение при их восприятии и исполнении

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

(каждый учитель заполняет самостоятельно в зависимости от наличия МТО в ОУ)

Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:

Д – демонстрационный экземпляр (один экземпляр, кроме специально оговоренных случаев), в т.ч. используемые для постоянной экспозиции;

К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса);

Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, т.е. не менее 1 экз. на двух учащихся);

П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по несколько учащихся (6-7 экз.), или для использования несколькими учащимися поочередно.

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Необходимое кол-во

Примечания

1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

  1.  

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования

Д-1(экз)

Стандарт по музыке, примерная программа, авторские рабочие программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета музыки

  1.  

Примерная программа основного общего образования по музыке

Д-1(экз)

  1.  

Авторские программы по музыке, Е.Д.Критская,Г.П.Сергеева,Т.С.Шмагина.

Д-1(экз)

  1.  

Хрестоматии с нотным материалом

Д-3 (экз)

Для каждого года обучения

  1.  

Сборники песен и хоров

Д-(8 экз)

Для хорового пения в классе и школьном хоре (с учетом разных возрастных составов)

  1.  

Методические пособия (рекомендации к проведению уроков музыки)

Д-(4экз)

Пособия могут входить в УМК по музыке, а также освещать различные разделы и темы курса, в том числе проблемы электронного музыкального творчества

  1.  

Методические журналы по искусству

5 журналов

Федерального значения

  1.  

Учебно-методические комплекты к программе по музыке, выбранной в качестве основной для проведения уроков музыки.

Учебники по музыке

К-6

При комплектации библиотечного фонда полными комплектами учебников целесообразно включить в состав книгопечатной продукции, имеющейся в кабинете музыки, по несколько экземпляров учебников из других УМК по музыке. Эти учебники могут быть использованы учащимися для выполнения практических работ, а также учителем как часть методического обеспечения кабинета.

  1.  

Рабочие / творческие тетради /
блокноты

К-1

В состав библиотечного фонда целесообразно включать рабочие тетради, соответствующие используемым комплектам учебников

  1.  

Учебное пособие по
электронному музицированию

Ф-10

В перспективе

  1.  

Книги о музыке и музыкантах.

Научно-популярная литература по искусству

П-7

Необходимы для самостоятельной работы учащихся, подготовки сообщений, творческих работ, исследовательской проектной деятельности и должны находиться в фондах школьной библиотеки

  1.  

Справочные пособия,
энциклопедии

Д/П

Музыкальная энциклопедия, музыкальный энциклопедический словарь, Энциклопедический словарь юного музыканта, Словарь основных терминов по искусствоведению, эстетике, педагогике и психологии искусства («В мире искусства»)

2. ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ
Таблицы: нотные примеры;

признаки характера звучания

средства музыкальной выразительности

 

Д-6

Д-6

Д-6

Таблицы, схемы представлены в демонстрационном (настенном) и индивидуально раздаточном вариантах, в полиграфических изданиях и на электронных носителях

Схемы:

расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров;

расположение партий в хоре;

графические партитуры



Д-8 Д-2

Транспарант: нотный и поэтический текст Гимна России

Д-1  
  1.  

Портреты композиторов

Д-30

Комплекты. Могут содержаться в настенном варианте, полиграфических изданиях (альбомы по искусству) и на электронных носителях

  1.  

Портреты исполнителей

Д-10

  1.  

Атласы музыкальных инструментов

Д-1

 
  1.  

Альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы

Д-0

 
  1.  

Дидактический раздаточный материал:

    1.  

Карточки с признаками характера звучания

К-1

Комплект

    1.  

Карточки с обозначением выразительных возможностей различных музыкальных средств

К-1

Комплект

    1.  

Карточки с обозначением исполнительских средств выразительности

К-1

Комплект

3. ИГРЫ И ИГРУШКИ

3.1

Театральные куклы

П-0

Для театрализованных форм работы на уроках музыки и во внеклассной деятельности

4. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

 

Цифровые компоненты учебно-методических комплексов по музыке

Д/П

Цифровые компоненты учебно-методического комплекса могут быть ориентированы на различные формы учебной деятельности (в том числе игровую), носить проблемно-тематический характер и обеспечивать дополнительные условия для изучения отдельных предметных тем и разделов стандарта. В любом случае эти пособия должны предоставлять техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся (в т.ч. в форме тестового контроля).

 

Коллекция цифровых образовательных ресурсов по музыке

Д/П

Коллекция образовательных ресурсов включает комплекс информационно-справочных материалов, объединенных единой системой навигации и ориентированных на различные формы познавательной деятельности, в т.ч. исследовательскую проектную работу. В состав коллекции могут входить тематические базы данных, фрагменты исторических источников и текстов из научных и научно-популярных изданий, фотографии, анимация, таблицы, схемы, диаграммы и графики, иллюстративные материалы, аудио- и видеоматериалы, ссылки на внешние источники. Коллекция образовательных ресурсов может размещаться на CD, или создаваться в сетевом варианте (в т.ч. на базе образовательного учреждения).

 

Цифровая база данных для создания тематических и итоговых разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы.

Д/П

Цифровой компонент учебно-методического комплекса, включающий обновляемый набор заданий по музыке, а также системы комплектования тематических и итоговых работ с учетом вариативности, уровня усвоения знаний и особенностей индивидуальной образовательной траектории учащихся.

 

Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности

Д/П

К общепользовательским цифровым инструментам учебной деятельности, используемым в курсе музыки, относятся, в частности, текстовый редактор, редактор создания презентаций.

 

Специализированные цифровые инструменты учебной деятельности

Д/П

К специализированным инструментам учебной деятельности, используемыми в курсе музыки, относятся, в частности, редактор нотной грамоты, система обработки звука, редактор временной оси;

5. ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ (МОГУТ БЫТЬ В ЦИФРОВОМ ВИДЕ)

 

Аудиозаписи и
фонохрестоматии по музыке

Д-7

Комплекты компакт-дисков и аудиокассет по темам и разделам курса каждого года обучения включают материал для слушания и исполнения (возможно в цифровой форме)

Песенный материал может быть представлен в виде инструментального сопровождения, специально аранжированного для учащихся основной школы (возможно в цифровой форме)

 

Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов

Д-4  

 

Видеофильмы с записью фрагментов из оперных спектаклей

Д-5  

 

Видеофильмы с записью фрагментов из балетных спектаклей

Д-5  

 

Видеофильмы с записью выступлений выдающихся отечественных и зарубежных певцов

Д-0  

 

Видеофильмы с записью известных хоровых коллективов

Д-0  

 

Видеофильмы с записью известных оркестровых коллективов

Д-0  

 

Видеофильмы с записью фрагментов из мюзиклов

Д-1  

 

Слайды (диапозитивы):

произведения пластических искусств различных исторических стилей и направлений

Д-  

 

эскизы декораций к музыкально-театральным спектаклям (иллюстрации к литературным первоисточникам музыкальных произведений)

Д-10

 

 

нотный и поэтический текст песен;

изображения музыкантов, играющих на различных инструментах;

фотографии и репродукции картин крупнейших центров мировой музыкальной культуры

Д-15

Д-20

Д-1 комплект

 
6.УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

 

Музыкальные инструменты:

Фортепиано (пианино, рояль)

Баян /аккордеон

Скрипка

Гитара

Клавишный синтезатор

Д-1

Д-0

Д-0

Д-0

Д-1

Два инструмента: для кабинета музыки и школьного зала

Для учителя

 

Детские клавишные
синтезаторы

Ф-0

 

 

Комплект детских музыкальных инструментов:

блок-флейта,

глокеншпиль /колокольчик,

бубен

барабан

треугольник

румба,

маракасы,

кастаньетты

металлофоны

ксилофоны;

народные инструменты:

свистульки,

деревянные ложки,

трещотки и др.;

дирижерская палочка

П-0

П-2

П-1

П-1

П-0

П-0

П-2

П-0

П-0

П-0

П-14

П-2

П-0

П-2

П-0

Набор народных инструментов определяется содержанием регионального компонента и может быть значительно расширен.

Комплектация инструментов производится учителем.

 

Комплект знаков нотного письма (на магнитной основе)

Д-0

 

 

Расходные материалы:

нотная бумага

цветные фломастеры

цветные мелки

К-20

Д- 1комплект

Д-1комплект

Для оформления музыкально-графических схем

 

Комплект звуковоспроизводящей аппаратуры (микрофоны, усилители звука, динамики)

1комплект

В комплекте: не менее трех микрофонов и двух динамиков

 

Музыкальные инструменты для эстрадного ансамбля

0

В комплекте: не менее двух электрогитар и ударной установки

Планируемые результаты изучения предмета музыка

 

Выпускник научится:

Выпускник получит возможность научиться:

Музыка как вид искусства

• наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой;

• понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств (общность тем, взаимодополнение выразительных средств — звучаний, линий, красок), различать особенности видов искусства;

• выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности.

принимать активное участие в художественных событиях класса, музыкально-эстетической жизни школы, района, города и др. (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.);

самостоятельно решать творческие задачи, высказывать свои впечатления о концертах, спектаклях, кинофильмах, художественных выставках и др., оценивая их с художественно-эстетической точки зрения.

Музыкальный образ и музыкальная драматургия

• раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; определять средства музыкальной выразительности, приёмы взаимодействия и развития музыкальных образов, особенности (типы) музыкальной драматургии, высказывать суждение об основной идее и форме её воплощения;

• понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности музыкального искусства, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, пластическом интонировании, поэтическом слове, изобразительной деятельности;

• осуществлять на основе полученных знаний о музыкальном образе и музыкальной драматургии исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности для участия в выполнении творческих проектов, в том числе связанных с практическим музицированием.

• заниматься музыкально-эстетическим самообразованием при организации культурного досуга, составлении домашней фонотеки, видеотеки, библиотеки и пр.; посещении концертов, театров и др.;

• воплощать различные творческие замыслы в многообразной художественной деятельности, проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.

Музыка в современном мире: традиции и инновации

• ориентироваться в исторически сложившихся музыкальных традициях и поликультурной картине современного музыкального мира, разбираться в текущих событиях художественной жизни в отечественной культуре и за рубежом, владеть специальной терминологией, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);

• определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, понимать стилевые особенности музыкального искусства разных эпох (русская и зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв., отечественное и зарубежное музыкальное искусство XX в.);

• применять информационно-коммуникационные технологии для расширения опыта творческой деятельности и углублённого понимания образного содержания и формы музыкальных произведений в процессе музицирования на электронных музыкальных инструментах и поиска информации в музыкально-образовательном пространстве сети Интернета.

• высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и эстетических идеалах, воплощённых в шедеврах музыкального искусства прошлого и современности, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора;

• структурировать и систематизировать на основе эстетического восприятия музыки и окружающей действительности изученный материал и разнообразную информацию, полученную из других источников.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.