Рабочая программа по Музыке, 5-7 классы
МУЗЫКА
Основное общее образование
Программа по музыке для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном
государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения, примерными программами по музыкальному искусству для основного общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, соблюдается преемственность с программой начального общего образования.
В программе для основной школы предусмотрено развитие всех основных видов деятельности. Программа соответствует основным положениям художественно-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского, с учётом авторской программы Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской и обеспечена УМК под редакцией Е. Д. Критской. В данной программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности педагогов-музыкантов в обновлении содержания и новые технологии общего музыкального образования.
Программа включает следующие разделы: пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета, описание места учебного предмета в учебном плане, результаты освоения курса (личностные, метапредметные и предметные), содержание курса, тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся, описание материально-технического обеспечения образовательного процесса и планируемые результаты изучения предмета музыка.
Пояснительная записка
Задача массового музыкального образования и воспитания — развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры — наиболее полно отражает заинтересованность современного общества в возрождении духовности, обеспечивает формирование целостного мировосприятия учащихся, их умения ориентироваться в жизненном информационном пространстве.
В большой степени программа ориентирована на реализацию компенсаторной функции искусства: восстановление эмоционально-энергетического тонуса подростков, снятие нервно-психических перегрузок учащихся.
Изучение музыки в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• формирование музыкальной культуры личности, освоение музыкальной картины мира;
• развитие и углубление интереса к музыке и музыкальной деятельности, развитие музыкальной памяти и слуха, ассоциативного мышления, фантазии и воображения;
• развитие творческих способностей учащихся в различных видах музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение, импровизация и др.).
Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении школьниками основных пластов музыкального искусства (фольклор, музыка религиозной традиции, золотой фонд классической музыки, сочинения современных композиторов) в их взаимодействии с произведениями других видов искусства. Искусство, как и культура в целом, предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д. С. Лихачева, «в преодолении времени». Отношение к памятникам любого из искусств (в том числе и музыкального искусства) — показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Воспитание деятельной, творческой памяти — важнейшая задача музыкального образования в основной школе. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, социализацию личности учащихся.
В качестве приоритетных в данной программе выдвигаются следующие задачи и направления музыкального образования и воспитания, вытекающие из специфики музыкального искусства, закономерностей художественного творчества и возрастных особенностей учащихся:
приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношений, запечатленной в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;
развитие в процессе музыкальных занятий творческого потенциала, ассоциативности мышления, воображения через опыт собственной музыкальной деятельности;
воспитание музыкальности, художественного вкуса и потребности в общении с искусством;
освоение языка музыки, его выразительных возможностей в создании музыкального (шире — художественного) образа, общих и специфических средств художественной выразительности разных видов искусства.
Общая характеристика предмета «Музыка»
Специфика урока музыки заключается в том, что при доминировании музыки «как искусства интонируемого смысла» (Б. В. Асафьев) ее сюжетно-образные, жанровые, стилистические, языковые особенности определяют подходы к разработке содержания урока, в котором другие виды искусства дополняют и расширяют представления школьников о духовном опыте человечества, помогают осознавать вечные темы искусства и жизни. Нравственно-эстетическая, этическая проблематика концентрируются вокруг художественно-педагогической идеи — содержательного стержня урока музыки.
Методологическим основанием данной программы служат современные научные исследования, в которых отражается идея познания школьниками художественной картины мира и себя в этом мире. Приоритетным в программе, как и в программе начальной школы, является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы отечественного музыкального искусства, произведения которого рассматриваются в постоянных связях и отношениях с произведениями мировой музыкальной культуры. Воспитание любви к своей культуре, своему народу и настроенности на восприятие иных культур («Я и другой») обеспечивает осознание ценности своей собственной культуры, развивает самосознание ребенка, а также интерес и уважение к культуре других народов мира.
Преемственность содержания программы V—VII классов с программой «Музыка» для начальной школы выражается в таких аспектах, как:
освоение учащимися основных закономерностей музыкального искусства — интонационной природы музыки, жанров, стилей, языка произведений народного творчества, музыки религиозной традиции, классики и современной музыки;
включение в контекст урока музыки широкого культурологического пространства, подразумевающего выход за рамки музыки;
расширение музыкально-слуховых представлений школьников, развитие ассоциативно-образного мышления школьников на основе совершенствования «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения» путем привлечения образов литературы, изобразительного искусства;
формирование способов, умений и навыков творческой деятельности учащихся на основе усвоения особенностей художественных образов различных видов искусства на уроках музыки.
Основные методические принципы построения программы V—VII классов:
Принцип увлеченности, согласно которому в основе музыкальных занятий лежит эмоциональное восприятие музыки, предполагает развитие личностного отношения ребенка к явлениям музыкального искусства, его творческое самовыражение, активное включение в процесс художественно-образного музицирования.
Принцип триединства деятельности композитора—исполнителя—слушателя ориентирует учителя на развитие музыкального мышления школьников во всех формах общения с музыкой. Важно, чтобы в сознании учащихся восприятие музыки всегда было связано с представлением о том, кто и как ее сочинил, кто и как ее исполнил. В равной мере исполнение музыки всегда должно быть связано с ее осознанным восприятием и пониманием учащимися того, как они ее исполнили сами.
Принцип тождества и контраста, сходства и различия реализуется в процессе выявления интонационных, жанровых, стилистических связей музыкальных произведений и освоения музыкального языка. Этот принцип является важнейшим для развития не только музыкальной культуры учащихся, но и культуры восприятия жизни и осознания своих жизненных впечатлений.
Принцип интонационности выступает как ведущий принцип, регулирующий процесс развития музыкальной культуры школьников и смыкающий специфически музыкальное с общедуховным. Музыкальное произведение открывается перед ребенком как процесс становления художественного смысла через разные формы воплощения музыкальных образов (литературные, зрительные, пластические и др.) с опорой на выявление жизненных связей музыки.
Принцип диалога культур предполагает знакомство учащихся с народной и профессиональной музыкой других национальностей на основе ее сопоставления и выявления общности жизненного содержания, нравственно-эстетической проблематики, различия стилей, музыкального языка, творческого почерка представителей разных эпох и культур. Диалог учащихся с композиторами (известными и безымянными), исполнителями, слушателями заключается в поиске ответов на вечные вопросы: что есть истина, добро, красота? А также выяснение значимости музыкального классического наследия для современного подростка, его духовно-нравственных приоритетов как человека XXI в.
В целом все принципы ориентированы на социализацию учащихся, формирование ценностных ориентации, эмоционально-эстетического отношения к музыкальному искусству и жизни.
Виды музыкальной деятельности на уроках разнообразны и направлены на полноценное общение школьников с высокохудожественной музыкой в современных условиях широкого распространения образцов поп-культуры в средствах массовой информации. Одно и то же музыкальное произведение может осваиваться учащимся в процессе слушания и исполнения музыки.
В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (вокальные, ритмические, инструментальные, пластические и др.), инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.
Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся проявляется в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений), самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) деятельности и др.
Реализация данной программы предполагает использование тех методов художественной педагогики, которые нашли отражение в научно-методических исследованиях в области музыкальной педагогики (Д. Б. Кабалевского, Э. Б. Абдуллина, Л. В. Горюновой, А. А. Пиличяускаса, Л. М. Предтеченской, Л. В. Школяр и др.) и получили свое реальное воплощение в практике работы учителей музыки.
Метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки предполагает организацию такой совместной деятельности учителя и учащихся, при которой содержание произведения осваивается на разных уровнях: а) понимание художественной значимости данного сочинения в контексте культурных ценностей эпохи, творчества конкретного композитора, особенностей восприятия современного слушателя; б) осознание нравственной проблематики данного сочинения, формирование личностных установок учащихся; в) усвоение общих (художественно-эстетических) и частных (языковых) свойств музыкального образа, отражающих степень развития позитивного отношения учащихся к эстетическим ценностям. Действие этого метода предполагает активное использование в учебно-воспитательном процессе таких форм общения, как диалог и коллективное обсуждение, дискуссия и др. Учитель при этом выступает как мудрый посредник между музыкой и детьми.
Метод интонационно-стилевого постижения музыки предполагает наличие в деятельности учителя таких действий, которые стимулировали бы учащихся к выявлению интонационно-образной и жанрово-стилевой природы музыки и освоению ее как искусства временного, процессуального. Действие этого метода проявляется в намеренном соединении на уроке произведений различных эпох, национальных и индивидуальных стилей, опирается на проблемность вопросов и организацию творческих заданий, направленных на выявление связей и отношений между отдельными художественными явлениями, на развитие способности учащихся «схватывать» своеобразие индивидуального воплощения композиторами и исполнителями вечных тем искусства. Этому могут способствовать приемы интонационно-образного анализа музыки, которая слушается и исполняется на уроках: вокализация, пластическое интонирование музыки, ориентация на нотную запись, импровизации — сочинение интонаций, мелодий в определенном жанре и стиле.
Метод эмоциональной драматургии урока используется при разработке учителем музыки сценария урока. Драматургия урока (последовательность учебных задач, содержание и объем звучащей музыки, кульминация урока, «последействие», эмоциональный тонус) определяется в зависимости от смысловых акцентов на том или ином музыкальном сочинении, конкретных художественных пристрастий учителя и учащихся, позитивного отношения школьников к тем или иным видам музицирования, уровня общего и музыкального развития учеников класса. Возможны разработки сценарных планов уроков, построенных по законам музыкальной формы (например, трехчастной, рондо, вариаций). В любой из выбранных учителем композиций урока важно не утратить его сугубо музыкальную направленность.
Метод концентричности изучения музыкального материала способствует организации всего музыкального материала, во-первых, на разных отрезках учебных циклов (четверть, год, блоки начальной и основной школы): одни и те же произведения повторяются с разными задачами; во-вторых, на конкретном уроке, когда изучение нового произведения опирается на уже известные детям интонации, темы, образы. Это повторение можно сравнить с движением по восходящей концентрической спирали, каждый виток которой выявляет новые свойства уже знакомого детям сочинения.
Метод забегания вперед и возвращения к пройденному (перспективы и ретроспективы в обучении) тесным образом связан с предыдущим методом музыкального обучения. Выявляя возможности усвоения детьми новых закономерностей музыки, учитель в процессе урока обращается к таким явлениям, понятиям, категориям музыкального искусства, которых ранее не было в жизненно-музыкальном опыте детей. Возвращение же к знакомым интонационно-образным аналогиям, нахождение связей знакомого музыкального материала с новым расширяют музыкальный словарь учащихся, пополняют запас их жизненно-музыкальных впечатлений.
Метод создания композиций (в форме диалога, музыкальных ансамблей и др.) направлен на варьирование в процессе музыкального обучения различных видов музыкальной деятельности. Их сочетание дает возможность не только усилить эмоциональное воздействие музыки на слушателей-школьников, но и совершенствовать навыки коллективного, ансамблевого, сольного исполнения музыки, что способствует более глубокому и эмоциональному освоению содержания музыкального искусства.
Метод художественного контекста (выхода за пределы музыки) обеспечивает целенаправленную совместную деятельность учителя и учащихся по освоению содержания учебно-методического комплекта «Музыка» для V—VII классов. Изучение конкретных музыкальных произведений в контексте культурной жизни того времени, художественных творений других видов искусства (литературы, изобразительного искусства, кино, театра) позволяет учащимся более глубоко постигать содержание музыки, особенности ее языка.
Связь уроков музыки с внеурочными и внешкольными формами работы. Программа не только предполагает изучение музыкального искусства на уроках, входящих в обязательную часть учебного плана общеобразовательного учреждения, но и создает предпосылки для целенаправленной работы по художественно-эстетическому воспитанию школьников, подразумевая организацию широкой образовательной среды: выстраивание системы внеурочных и внешкольных мероприятий, интеграцию основного и дополнительного образования учащихся.
Исследовательские проекты. Метод проектов — педагогическая технология, ориентированная не только на обобщение фактических знаний учащихся, но и на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Активное включение школьников в создание тех или иных проектов дает им возможность осваивать новые способы деятельности в социокультурной среде.
Проект («брошенный вперед») — прообраз какого-либо объекта, вида деятельности. Метод проектов в образовании рассматривается как некая альтернатива классно-урочной системе. Современный проект учащихся — это средство активизации познавательной деятельности, развития креативности (творческого мышления), исследовательских умений, навыков общения в коллективе, формирования определенных личностных качеств, умения учиться.
Начиная с VI класса в учебники «Музыка» введен раздел «Исследовательский проект». Содержание проектов ориентирует учащихся на постижение в индивидуальной и коллективной деятельности вечных тем искусства и жизни (например, «Образы Родины, родного края в музыкальном искусстве», «Образы защитников Отечества в музыке, изобразительном искусстве, литературе», «Музыка в храмовом синтезе искусств», «Народная музыка: истоки, направления, сюжеты и образы», «Авторская песня: любимые барды», «Что такое современность в музыке», «Классика в обработке: поиски и находки» и др.).
Задача педагога заключается в том, чтобы в процессе выполнения проектов у учащихся развивались познавательные интересы, универсальные учебные действия, специальные и общеучебные умения и навыки музыкальной и интеллектуальной деятельности, опыт рефлексии, адекватной оценки и самооценки выполненного проекта. Учитель не столько учит, сколько воспитывает у школьников умение учиться, направляет их деятельность, подсказывает пути добывания информации, присвоения знаний и формирования опыта, выступает в роли независимого консультанта. Учащиеся свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели. Они активные участники процесса, а не пассивные статисты. Происходит формирование конструктивного критического мышления, которому трудно научить при обычной, урочной форме обучения.
В предлагаемых проектах могут взаимодействовать такие формы урочной и внеурочной деятельности учащихся, как индивидуальное и коллективное музицирование, театрализация (драматизация) художественных произведений, жизненных впечатлений школьников, творческие работы: изготовление альбомов, газет, составление коллекций, съемка видеофильмов, рисование, конструирование, литературное творчество (стихи, проза, эссе) и др.
Итогом деятельности по проекту может стать письменная творческая работа учащихся, которую они публично защищают. Защита проекта может проходить в форме компьютерной презентации, коллективного творческого дела: соревнования команд (КВН), музыкального ринга, всеобуча для родителей, музыкального спектакля (театрализации), представления для младших школьников и др.
Основные критерии оценки ученического проекта:
• актуальность темы и предлагаемых решений, практическая направленность и значимость работы;
• полнота и логичность раскрытия темы, ее законченность;
• умение делать выводы и обобщения;
• самостоятельность суждений, уровень творчества участников проекта, оригинальность раскрытия темы, решений;
• умение аргументировать собственную точку зрения;
•художественное оформление проекта (подбор музыкальных произведений, слайдов, рисунков; изготовление альбомов, стендов, газет, фотографий, видеороликов; литературное и сценическое сопровождение защиты проекта).
Реализация программы требует выявления специфики развития музыкальной культуры Уральского региона (народное и профессиональное музыкальное искусство, возможности изучения искусства различных религиозных конфессий, особенности музицирования и пр.), а также установления множественных связей с мировой музыкальной культурой. Традиции Южного Урала, так же как и традиции школы, отражены и в содержании уроков музыки, и во внеурочных мероприятиях: в проведении народных праздников, клубов по интересам и др. В них нашла выражение идея интеграции различных видов искусства и многообразие творческой художественно-эстетической деятельности учащихся.
Место предмета «Музыка» в учебном плане
Федеральный базисный учебный план на изучение музыки в 5-7 классах отводит 1 ч в неделю в течение трех лет, всего 105 уроков (по 35 часов в каждом классе).
Результаты освоения учебного предмета музыка
В соответствии со стандартами второго поколения оцениванию подлежит опыт эмоционально-ценностного отношения школьников к искусству; знание музыки и знания о музыке; опыт музыкально-творческой деятельности, проявляющийся в процессе слушания музыки, пения, игры на элементарных детских музыкальных инструментах (в том числе электронных) и др.; способы учебно-познавательной, исследовательской деятельности; коммуникативные умения, способность к контролю и самоконтролю. Важным показателем успешности достижения планируемых результатов является участие школьников в различных формах культурно-досуговой деятельности класса, школы, округа, региона.
Личностными результатами изучения музыки являются:
развитое музыкально-эстетическое чувство, проявляющееся в эмоционально ценностном отношении к искусству;
реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или
индивидуального) музицирования при воплощении музыкальных образов;
позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.
Учащиеся научатся:
высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и идеалах шедевров музыкального искусства прошлого и современности;
использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования (пение, пластическое интонирование, импровизация, игра на инструментах);
решать творческие задачи, участвовать в исследовательских проектах, художественных событиях школы;
проявлять творческую инициативу в различных сферах художественно-творческой деятельности, в музыкально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.).
Предметными результатами занятий по программе «Музыка» являются:
устойчивый интерес к музыке, к художественным традициям своего народа, к различным видам музыкально-творческой деятельности; понимание значения музыки в жизни человека, представление о музыкальной картине мира;
освоение/присвоение музыкальных произведений как духовного опыта поколений;
знание основных закономерностей музыкального искусства, умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.
Учащиеся научатся:
понимать роль музыки в жизни человека; образное содержание музыкальных произведений, особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы; определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, народная, религиозной традиции, современная;
эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора; размышлять о знакомом музыкальном произведении; высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности музыкального искусства; получать представление о средствах музыкальной выразительности, музыкальной драматургии, приемах взаимодействия и развития музыкальных образов; анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений; участвовать в концертном исполнении песенного репертуара класса;
различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки; находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства;
творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, пластическом интонировании, поэтическом слове, изобразительной деятельности;
знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей, узнавать наиболее значимые их произведения и интерпретации; приводить примеры их произведений;
ориентироваться в нотной записи как средстве фиксации музыкальной речи.
Метапредметными результатами изучения музыки являются освоенные способы деятельности, применимые при решении проблем в реальных жизненных ситуациях:
сравнение, анализ, обобщение, нахождение ассоциативных связей между произведениями разных видов искусства;
работа с разными источниками информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
умение участвовать в музыкально-эстетической жизни класса, школы, города и др. и продуктивно сотрудничать (общаться, взаимодействовать) со сверстниками при решении различных задач.
Учащиеся научатся:
наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства и оценивать их; выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, театр, кино и др.); раскрывать образный строй художественных произведений; находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;
передавать свои впечатления в устной и письменной форме; развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов);
заниматься музыкально-эстетическим самообразованием при организации культурного досуга, составлении домашней фонотеки, видеотеки, библиотеки и пр., посещении концертов, театров и др.;
Кроме того, учащиеся получат представление о крупнейших музыкальных центрах мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи), о текущих событиях музыкальной/художественной жизни в отечественной и зарубежной культуре.
Содержание курса «Музыка»
Основными содержательными линиями при изучении курса «Музыка» являются: музыка как вид искусства; средства музыкальной выразительности; образ и драматургия в музыке; народное музыкальное творчество; особенности музыки различных эпох; отечественная музыкальная культура XIX в.; стилевое многообразие музыки XX столетия; взаимосвязь классической и современной музыки с другими искусствами как различными способами художественного познания мира.
Основными видами учебной деятельности школьников являются: слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, музыкально-пластическое движение, драматизация музыкальных произведений.
Музыка как вид искусства
Музыка как часть духовного опыта человечества. Интонационно-образная, жанровая и стилевая основы музыкального искусства. Особенности музыкального языка (средства музыкальной выразительности: мелодия, ритм, тембр, лад и др.). Музыкальная картина современного мира.
Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Музыкальный фольклор
Музыкальный образ и музыкальная драматургия как основные закономерности музыкального искусства. Народное музыкальное творчество. Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части обшей культуры народа и способа самовыражения человека. Единство содержания и формы в музыке.
Образная природа и исторические особенности русской и западноевропейской музыки
Музыка Средневековья в России и в Западной Европе. Музыка эпохи Возрождения и Барокко в Западной Европе. Своеобразие музыкальной культуры России во второй половине XVII в., XVIII в. и XIX вв.
Стилевое многообразие музыки XX столетия
Традиции русской классической музыкальной школы. Взаимосвязь классической и современной музыки. Современное музыкальное искусство: наиболее популярные жанры.
Музыкальная культура своего региона.
Музыка в семье искусств
Взаимосвязь музыки с другими искусствами как различными способами художественного познания мира.
Истоки и традиции взаимосвязи образных систем различных искусств. Связь музыки, изобразительного искусства и литературы.
Практические творческие работы
Слушание музыки. Эмоционально-образное восприятие музыкальных шедевров русской и зарубежной классики (фрагментарно и полностью).
Хоровое и сольное пение, вокально-инструментальная импровизация.
Музицирование на простейших музыкальных инструментах (в том числе на электронных).
Музыкально-пластическое движение. Выражение через пластику образного содержания музыкального произведения.
Драматизация музыкальных произведений.
Выполнение исследовательских проектов, связанных с историей музыки, современным этапом ее развития, практическим музицированием (в том числе с использованием средств новых информационно-коммуникационных технологий).
Объекты культуры для посещения учащимися
Музеи — художественные, краеведческие, декоративно-прикладного искусства, мемориальные.
Концертные и выставочные залы, театры, кинотеатры.
Музыка
Музыка как вид искусства. Основы музыки: интонационно-образная, жанровая, стилевая. Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерно-инструментальная. Музыкальное искусство: исторические эпохи, стилевые направления, национальные школы и их традиции, творчество выдающихся отечественных и зарубежных композиторов. Искусство исполнительской интерпретации в музыке (вокальной и инструментальной).
Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор — поэт — художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.
Воздействие музыки на человека, её роль в человеческом обществе. Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Преобразующая сила музыки как вида искусства.
Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Всеобщность музыкального языка. Жизненное содержание музыкальных образов, их характеристика и построение, взаимосвязь и развитие. Лирические и драматические, романтические и героические образы и др.
Общие закономерности развития музыки: сходство и контраст. Противоречие как источник непрерывного развития музыки и жизни. Разнообразие музыкальных форм: двухчастные и трёхчастные, вариации, рондо, сюиты, сонатно-симфонический цикл. Воплощение единства содержания и художественной формы.
Взаимодействие музыкальных образов, драматургическое и интонационное развитие на примере произведений русской и зарубежной музыки от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв.: духовная музыка (знаменный распев и григорианский хорал), западноевропейская и русская музыка XVII—XVIII вв., зарубежная и русская музыкальная культура XIX в. (основные стили, жанры и характерные черты, специфика национальных школ).
Музыка в современном мире: традиции и инновации. Народное музыкальное творчество как часть общей культуры народа. Музыкальный фольклор разных стран: истоки и интонационное своеобразие, образцы традиционных обрядов. Русская народная музыка: песенное и инструментальное творчество (характерные черты, основные жанры, темы, образы). Народно-песенные истоки русского профессионального музыкального творчества. Этническая музыка. Музыкальная культура своего региона.
Отечественная и зарубежная музыка композиторов XX в., её стилевое многообразие (импрессионизм, неофольклоризм и неоклассицизм). Музыкальное творчество композиторов академического направления. Джаз и симфоджаз. Современная популярная музыка: авторская песня, электронная музыка, рок-музыка (рок-опера, рок-н-ролл, фолк-рок, арт-рок), мюзикл, диско-музыка. Информационно-коммуникационные технологии в музыке.
Современная музыкальная жизнь. Выдающиеся отечественные и зарубежные исполнители, ансамбли и музыкальные коллективы. Пение: соло, дуэт, трио, квартет, ансамбль, хор; аккомпанемент, a capella. Певческие голоса: сопрано, меццо-сопрано, альт, тенор, баритон, бас. Хоры: народный, академический. Музыкальные инструменты: духовые, струнные, ударные, современные электронные. Виды оркестра: симфонический, духовой, камерный, народных инструментов, эстрадно-джазовый оркестр.
Тематическое планирование (105 ч)
Содержание курса |
Тематическое планирование |
Характеристика деятельности учащихся |
Музыка как вид искусства (18 ч) |
||
Музыка как часть духовного опыта человечества. Интонационно-образная, жанровая и стилевая основы музыкального искусства. Особенности музыкального языка (средства музыкальной вы разительности: мелодия, ритм, тембр, лад и др.). Музыкальная картина современного мира |
Музыка как вид искусства, часть духовного опыта человечества. Основные образно-эмоциональные сферы музыки и многообразие музыкальных жанров и стилей. Характеристика особенностей музыкального языка. Основные закономерности музыкального искусства. Интонационная и временная основы музыкального искусства. Круг интонаций, выражающих внутренний мир человека и восприятие им окружающего мира. Средства музыкальной выразительности: мелодия, ритм, тембр, лад и др. Нотная запись как средство фиксации особенностей музыкальной речи. Многообразие мира современной музыки. Отечественное и зарубежное музыкальное искусство. Традиции и новаторство в мире музыки. Формы бытия музыкального искусства в жизни общества. Практические творческие работы Слушание музыкальных произведений. Простейшее музицирование на народных инструментах. Хоровое и сольное пение. Музыкально-пластическое движение. Драматизация музыкальных произведений. Посещение концертов, музыкальных спектаклей. Выполнение творческих (исследовательских) проектов, связанных с историей музыки, современным этапом ее развития, практическим музицированием. |
Наблюдать бытование музыки и понимать ее значение в жизни людей. Различать чувства, настроения, состояния, выраженные в музыке. Слушать, воспринимать, анализировать музыкальные произведения и их фрагменты. Описывать и характеризовать музыкальные образы. Определять и правильно употреблять в речи изученные понятия. Исполнять музыкальные произведения (или их фрагменты) на различных музыкальных инструментах. Выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений и проявлять личностное отношение при их восприятии и исполнении |
Музыкальный образ и музыкальная драматургия Музыкальный фольклор (25 ч) |
||
Музыкальный образ и музыкальная драматургия как основные закономерности музыкального искусства. Народное музыкальное творчество. Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа и способа самовыражения человека. Единство содержания и формы в музыке |
Основные закономерности искусства музыки. Единство содержания и формы в музыке. Воплощение музыкального образа и его развития в различных музыкальных формах. Разнообразие вокальной, вокально-инструментальной, камерной, симфонической и сценической музыки. Фольклор как часть общей культуры народа. Особенности музыкального фольклора своего народа и других народов мира. Специфика и основные жанры русской народной музыкальной культуры. Интонационное своеобразие музыкального фольклора разных народов. Образцы песенной и инструментальной народной музыки. Характерные черты народной и профессиональной музыки. Многообразие отражения окружающего мира в музыкальных произведениях малых и крупных (развитых) форм разных направлений и стилей. Народно-песенные истоки русской профессиональной музыки. Музыка русских классиков, ее значение в музыкальной культуре мира. Единство содержания и формы в классической и современной музыке. Взаимопроникновение легкой и серьезной музыки. Практические творческие работы Слушание музыкальных произведений. Простейшее музицирование на народных инструментах. Хоровое и сольное пение. Музыкально-пластическое движение. Драматизация фольклорных музыкальных произведений. Посещение концертов, музыкальных спектаклей, выставок декоративно-прикладного искусства. Выполнение творческих (исследовательских) проектов, связанных с историей музыки, современным этапом ее развития, практическим музицированием. |
Наблюдать бытование музыки и понимать ее значение в жизни людей. Различать чувства, настроения, состояния, выраженные в музыке. Слушать, воспринимать, анализировать музыкальные произведения и их фрагменты. Описывать и характеризовать музыкальные образы и музыкальную драматургию. Выявлять единство содержания и формы в музыке. Определять и правильно употреблять в речи изученные понятия. Выражать эмоциональное содержание фольклорных музыкальных произведений и проявлять личностное отношение при их восприятии и исполнении. Анализировать примеры взаимопроникновения легкой и серьезной музыки. Импровизировать в пении, игре на музыкальных инструментах, пластических движениях. Исполнять музыкальные произведения на народных инструментах. |
Образная природа и исторические особенности русской и западноевропейской музыки (25 ч) |
||
Музыка эпохи Средневековья в России и в Западной Европе. Музыка эпохи Возрождения и Барокко в Западной Европе. Своеобразие музыкальной культуры России во второй половине XVII в., в XVIII и XIX вв. |
Образ и особенности русской духовной музыки в эпоху Средневековья. Знаменный распев как музыкально-звуковой символ Древней Руси. Средневековая духовная музыка западноевропейской традиции: григорианский хорал. Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Своеобразие западноевропейской профессиональной музыки эпохи Возрождения. Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко. Духовная и светская музыкальная культура России во второй половине XVII в. и в XVIII в. Отечественная музыкальная культура XIX в. Классицизм и романтизм в отечественной и западноевропейской музыке. Практические творческие работы Слушание музыкальных произведений. Простейшее музицирование на народных инструментах. Хоровое и сольное пение. Музыкально-пластическое движение. Драматизация музыкальных произведений. Посещение концертов, музыкальных спектаклей, художественных выставок. Выполнение творческих (исследовательских) проектов, связанных с историей музыки, современным этапом ее развития, практическим музицированием. |
Слушать, воспринимать и анализировать музыкальные произведения и их фрагменты. Различать способы художественного познания мира. Классифицировать особенности музыкальных образов изучаемых эпох. Определять и правильно употреблять в речи изученные понятия. Описывать и анализировать произведения музыкального искусства изучаемых эпох. Характеризовать своеобразие отечественной и западноевропейской музыкальной культуры. Выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений и проявлять личностное отношение при их восприятии и исполнении |
Стилевое многообразие музыки XX столетия (25 ч) |
||
Традиции русской классической музыкальной школы. Взаимосвязь классической и современной музыки. Современное музыкальное искусство: наиболее популярные жанры. Музыкальная культура своего региона. |
Развитие традиций русской классической музыкальной школы: импрессионизм, экспрессионизм и др. Классическая и современная музыка: новые виды, жанры и стили. Обращение композиторов к родному фольклору и к фольклору других народов. Многообразие форм творческих поисков. Стили и жанры современного музыкального искусства. Особенности творчества современных композиторов. Современное исполнительское творчество (на примерах музыкальной культуры своего региона). Практические творческие работы Слушание музыкальных произведений. Простейшее музицирование на народных инструментах. Хоровое и сольное пение. Музыкально-пластическое движение. Драматизация музыкальных произведений. Посещение концертов, музыкальных спектаклей, художественных выставок, мемориальных музеев композиторов. Выполнение творческих (исследовательских) проектов, связанных с историей музыки, современным этапом ее развития, практическим музицированием. |
Слушать, воспринимать и анализировать музыкальные произведения и их фрагменты. Классифицировать и систематизировать виды, жанры и стили музыки. Характеризовать произведе ния (фрагменты) классического музыкального искусства и современных популярных жанров. Описывать и анализировать музыкальные произведения. Выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений и проявлять личностное отношение при их восприятии и исполнении. |
Музыка в семье искусств (12 ч) |
||
Взаимосвязь музыки с другими искусствами как различными способами художественного познания мира. Истоки и традиции взаимосвязи образных систем различных искусств. Связь музыки, изобразительного искусства и литературы |
Роль музыки в синтезе искусств. Музыка в кино, театре, на телевидении и ее роль в создании целостного произведения искусства. Творчество наиболее популярных композиторов театра и кино. Общность жизненных истоков, художественных идей и направлений, образного строя произведений различных видов искусства. Взаимосвязь музыки с другими искусствами как различными способами художественного познания мира (музыка — пластические искусства - литература). Формы бытия музыки в синтетических искусствах (театр, кино, компьютерные искусства). Практические творческие работы Слушание музыкальных произведений. Простейшее музицирование на народных инструментах Хоровое и сольное пение. Музыкально-пластическое движение. |
Слушать, воспринимать и анализировать музыкальные произведения и их фрагменты. Классифицировать виды искусств. Определять и правильно употреблять в речи изученные понятия. Характеризовать роль музы ки в создании целостного произведения искусства в кино, театре, на телевидении. Выявлять и описывать фор мы взаимосвязи музыки с другими искусствами как различными способами художественного познания мира. Выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений и проявлять личностное отношение при их восприятии и исполнении |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
(каждый учитель заполняет самостоятельно в зависимости от наличия МТО в ОУ)
Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:
Д – демонстрационный экземпляр (один экземпляр, кроме специально оговоренных случаев), в т.ч. используемые для постоянной экспозиции;
К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса);
Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, т.е. не менее 1 экз. на двух учащихся);
П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по несколько учащихся (6-7 экз.), или для использования несколькими учащимися поочередно.
№ |
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения |
Необходимое кол-во |
Примечания |
|||
1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) |
||||||
|
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования |
Д-1(экз) |
Стандарт по музыке, примерная программа, авторские рабочие программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета музыки |
|||
|
Примерная программа основного общего образования по музыке |
Д-1(экз) |
||||
|
Авторские программы по музыке, Е.Д.Критская,Г.П.Сергеева,Т.С.Шмагина. |
Д-1(экз) |
||||
|
Хрестоматии с нотным материалом |
Д-3 (экз) |
Для каждого года обучения |
|||
|
Сборники песен и хоров |
Д-(8 экз) |
Для хорового пения в классе и школьном хоре (с учетом разных возрастных составов) |
|||
|
Методические пособия (рекомендации к проведению уроков музыки) |
Д-(4экз) |
Пособия могут входить в УМК по музыке, а также освещать различные разделы и темы курса, в том числе проблемы электронного музыкального творчества |
|||
|
Методические журналы по искусству |
5 журналов |
Федерального значения |
|||
|
Учебно-методические комплекты к программе по музыке, выбранной в качестве основной для проведения уроков музыки. Учебники по музыке |
К-6 |
При комплектации библиотечного фонда полными комплектами учебников целесообразно включить в состав книгопечатной продукции, имеющейся в кабинете музыки, по несколько экземпляров учебников из других УМК по музыке. Эти учебники могут быть использованы учащимися для выполнения практических работ, а также учителем как часть методического обеспечения кабинета. |
|||
|
Рабочие / творческие тетради / |
К-1 |
В состав библиотечного фонда целесообразно включать рабочие тетради, соответствующие используемым комплектам учебников |
|||
|
Учебное пособие по |
Ф-10 |
В перспективе |
|||
|
Книги о музыке и музыкантах. Научно-популярная литература по искусству |
П-7 |
Необходимы для самостоятельной работы учащихся, подготовки сообщений, творческих работ, исследовательской проектной деятельности и должны находиться в фондах школьной библиотеки |
|||
|
Справочные пособия, |
Д/П |
Музыкальная энциклопедия, музыкальный энциклопедический словарь, Энциклопедический словарь юного музыканта, Словарь основных терминов по искусствоведению, эстетике, педагогике и психологии искусства («В мире искусства») |
|||
2. ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ | ||||||
|
Таблицы: – нотные примеры;
– признаки характера звучания – средства музыкальной выразительности |
Д-6 Д-6 Д-6 |
Таблицы, схемы представлены в демонстрационном (настенном) и индивидуально раздаточном вариантах, в полиграфических изданиях и на электронных носителях | |||
|
Схемы: – расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров; – расположение партий в хоре;– графические партитуры |
Д-8 Д-2 |
||||
|
Транспарант: нотный и поэтический текст Гимна России |
Д-1 | ||||
|
Портреты композиторов |
Д-30 |
Комплекты. Могут содержаться в настенном варианте, полиграфических изданиях (альбомы по искусству) и на электронных носителях |
|||
|
Портреты исполнителей |
Д-10 |
||||
|
Атласы музыкальных инструментов |
Д-1 |
||||
|
Альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы |
Д-0 |
||||
|
Дидактический раздаточный материал: |
|||||
|
Карточки с признаками характера звучания |
К-1 |
Комплект |
|||
|
Карточки с обозначением выразительных возможностей различных музыкальных средств |
К-1 |
Комплект |
|||
|
Карточки с обозначением исполнительских средств выразительности |
К-1 |
Комплект |
|||
3. ИГРЫ И ИГРУШКИ |
||||||
3.1 |
Театральные куклы |
П-0 |
Для театрализованных форм работы на уроках музыки и во внеклассной деятельности |
|||
4. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ | ||||||
|
Цифровые компоненты учебно-методических комплексов по музыке |
Д/П |
Цифровые компоненты учебно-методического комплекса могут быть ориентированы на различные формы учебной деятельности (в том числе игровую), носить проблемно-тематический характер и обеспечивать дополнительные условия для изучения отдельных предметных тем и разделов стандарта. В любом случае эти пособия должны предоставлять техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся (в т.ч. в форме тестового контроля). |
|||
|
Коллекция цифровых образовательных ресурсов по музыке |
Д/П |
Коллекция образовательных ресурсов включает комплекс информационно-справочных материалов, объединенных единой системой навигации и ориентированных на различные формы познавательной деятельности, в т.ч. исследовательскую проектную работу. В состав коллекции могут входить тематические базы данных, фрагменты исторических источников и текстов из научных и научно-популярных изданий, фотографии, анимация, таблицы, схемы, диаграммы и графики, иллюстративные материалы, аудио- и видеоматериалы, ссылки на внешние источники. Коллекция образовательных ресурсов может размещаться на CD, или создаваться в сетевом варианте (в т.ч. на базе образовательного учреждения). |
|||
|
Цифровая база данных для создания тематических и итоговых разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы. |
Д/П |
Цифровой компонент учебно-методического комплекса, включающий обновляемый набор заданий по музыке, а также системы комплектования тематических и итоговых работ с учетом вариативности, уровня усвоения знаний и особенностей индивидуальной образовательной траектории учащихся. |
|||
|
Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности |
Д/П |
К общепользовательским цифровым инструментам учебной деятельности, используемым в курсе музыки, относятся, в частности, текстовый редактор, редактор создания презентаций. |
|||
|
Специализированные цифровые инструменты учебной деятельности |
Д/П |
К специализированным инструментам учебной деятельности, используемыми в курсе музыки, относятся, в частности, редактор нотной грамоты, система обработки звука, редактор временной оси; |
|||
5. ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ (МОГУТ БЫТЬ В ЦИФРОВОМ ВИДЕ) | ||||||
|
Аудиозаписи и |
Д-7 |
Комплекты компакт-дисков и аудиокассет по темам и разделам курса каждого года обучения включают материал для слушания и исполнения (возможно в цифровой форме) Песенный материал может быть представлен в виде инструментального сопровождения, специально аранжированного для учащихся основной школы (возможно в цифровой форме) |
|||
|
Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов |
Д-4 | ||||
|
Видеофильмы с записью фрагментов из оперных спектаклей |
Д-5 | ||||
|
Видеофильмы с записью фрагментов из балетных спектаклей |
Д-5 | ||||
|
Видеофильмы с записью выступлений выдающихся отечественных и зарубежных певцов |
Д-0 | ||||
|
Видеофильмы с записью известных хоровых коллективов |
Д-0 | ||||
|
Видеофильмы с записью известных оркестровых коллективов |
Д-0 | ||||
|
Видеофильмы с записью фрагментов из мюзиклов |
Д-1 | ||||
|
Слайды (диапозитивы): – произведения пластических искусств различных исторических стилей и направлений |
Д- | ||||
|
– эскизы декораций к музыкально-театральным спектаклям (иллюстрации к литературным первоисточникам музыкальных произведений) |
Д-10 |
||||
|
– нотный и поэтический текст песен; – изображения музыкантов, играющих на различных инструментах; – фотографии и репродукции картин крупнейших центров мировой музыкальной культуры |
Д-15 Д-20 Д-1 комплект |
||||
6.УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ | ||||||
|
Музыкальные инструменты: Фортепиано (пианино, рояль) Баян /аккордеон Скрипка Гитара Клавишный синтезатор |
Д-1 Д-0 Д-0 Д-0 Д-1 |
Два инструмента: для кабинета музыки и школьного зала Для учителя |
|||
|
Детские клавишные |
Ф-0 |
||||
|
Комплект детских музыкальных инструментов: – блок-флейта, – глокеншпиль /колокольчик, – бубен – барабан – треугольник – румба, – маракасы, – кастаньетты – металлофоны – ксилофоны; – народные инструменты: свистульки, деревянные ложки, трещотки и др.; – дирижерская палочка |
П-0 П-2 П-1 П-1 П-0 П-0 П-2 П-0 П-0 П-0 П-14 П-2 П-0 П-2 П-0 |
Набор народных инструментов определяется содержанием регионального компонента и может быть значительно расширен. Комплектация инструментов производится учителем. |
|||
|
Комплект знаков нотного письма (на магнитной основе) |
Д-0 |
||||
|
Расходные материалы: – нотная бумага – цветные фломастеры – цветные мелки |
К-20 Д- 1комплект Д-1комплект |
Для оформления музыкально-графических схем |
|||
|
Комплект звуковоспроизводящей аппаратуры (микрофоны, усилители звука, динамики) |
1комплект |
В комплекте: не менее трех микрофонов и двух динамиков |
|||
|
Музыкальные инструменты для эстрадного ансамбля |
0 |
В комплекте: не менее двух электрогитар и ударной установки |
Планируемые результаты изучения предмета музыка
Выпускник научится: |
Выпускник получит возможность научиться: |
|
Музыка как вид искусства |
• наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой; • понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств (общность тем, взаимодополнение выразительных средств — звучаний, линий, красок), различать особенности видов искусства; • выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности. |
• принимать активное участие в художественных событиях класса, музыкально-эстетической жизни школы, района, города и др. (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.); • самостоятельно решать творческие задачи, высказывать свои впечатления о концертах, спектаклях, кинофильмах, художественных выставках и др., оценивая их с художественно-эстетической точки зрения. |
Музыкальный образ и музыкальная драматургия |
• раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; определять средства музыкальной выразительности, приёмы взаимодействия и развития музыкальных образов, особенности (типы) музыкальной драматургии, высказывать суждение об основной идее и форме её воплощения; • понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности музыкального искусства, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, пластическом интонировании, поэтическом слове, изобразительной деятельности; • осуществлять на основе полученных знаний о музыкальном образе и музыкальной драматургии исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности для участия в выполнении творческих проектов, в том числе связанных с практическим музицированием. |
• заниматься музыкально-эстетическим самообразованием при организации культурного досуга, составлении домашней фонотеки, видеотеки, библиотеки и пр.; посещении концертов, театров и др.; • воплощать различные творческие замыслы в многообразной художественной деятельности, проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др. |
Музыка в современном мире: традиции и инновации |
• ориентироваться в исторически сложившихся музыкальных традициях и поликультурной картине современного музыкального мира, разбираться в текущих событиях художественной жизни в отечественной культуре и за рубежом, владеть специальной терминологией, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи); • определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, понимать стилевые особенности музыкального искусства разных эпох (русская и зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв., отечественное и зарубежное музыкальное искусство XX в.); • применять информационно-коммуникационные технологии для расширения опыта творческой деятельности и углублённого понимания образного содержания и формы музыкальных произведений в процессе музицирования на электронных музыкальных инструментах и поиска информации в музыкально-образовательном пространстве сети Интернета. |
• высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и эстетических идеалах, воплощённых в шедеврах музыкального искусства прошлого и современности, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора; • структурировать и систематизировать на основе эстетического восприятия музыки и окружающей действительности изученный материал и разнообразную информацию, полученную из других источников. |