12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Горелова Татьяна Петровна1124 Я. Россия, Ленинградская обл., Сосновый Бор Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Программа работы кружка «Развитие речи», 1 класс (ОВЗ)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №»
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по развитию устной речи у учащихся 1 классов.
Внеурочная деятельность.
Учитель – логопед:
на 2017- 2018 учебный год
Составлено с опорой на методические системы работы Л. Н. Ефименковой, И. Н. Садовниковой, А. В. Ястребовой, Р. И. Лалаевой, С.Ю.Горбуновой, Е А. Яструбинской, Т.В.Моисеевой, И. Волковой, Е. В. Мазановой, В. В Коноваленко |
Пояснительная записка
Речевые нарушения при задержке психического развития (ЗПР) обусловлены, в первую очередь, недостаточностью межанализаторного взаимодействия, а не локальным поражением речевого анализатора.
Характерные признаки ЗПР:
•ограниченный, не соответствующий возрасту запас знаний и представлений об окружающем,
•низкий уровень познавательной активности,
•недостаточная регуляция произвольной деятельности и поведения,
•более низкая способность по сравнению с нормально развивающимися детьми того же возраста к приему и переработке информации.
У детей с задержкой психического развития недостаточно сформированы функции произвольного внимания, памяти и др. высшие психические функции. Задержка психического развития всегда ведет к различным нарушениям речевой деятельности.
При ЗПР отмечается более позднее развитие фразовой речи. Дети затрудняются в воспроизведении лексико-грамматических конструкций. С помощью языковых средств дети не могут выразить причинно-следственные, временные и другие отношения. Словарный запас дошкольников и школьников с ЗПР отличается бедностью: дети недостаточно понимают и неточно употребляют близкие по значению слова. Ограниченность словарного запаса определяется недостаточностью знаний и представлений об окружающем мире, низкой познавательной активностью.
Программа направлена на коррекцию нарушенных и недостаточно развитых функций, необходимых для успешного овладения устной и письменной речи первоклассников, восполнение пробелов подготовки к школьному обучению детей с ЗПР.
Цель программы:
коррекция дефектов устной речи и формирование навыков письма и чтения, способствующего успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей-логопатов с ЗПР.
Задачи программы:
совершенствовать звукопроизношение,
формировать фонематические процессы анализа и синтеза,
активизировать словарный запас,
формировать грамматический строй речи,
развивать связную речь,
развивать мелкую моторику,
предупредить нарушения письма и чтения,
развивать мыслительную деятельность, память, внимание обучающихся.
Общие требования к организации занятий:
направленность коррекционных занятий на восполнение пробелов предшествующего развития, формирование готовности к овладению учебным материалом; применение разнообразных наглядных опор и игровых приемов; обязательным элементом каждого занятия является проведение не менее двух динамических коррекционных пауз (артикуляционная гимнастика, упражнения дыхательной гимнастики; профилактическая гимнастика для зрения; самомассаж пальцев и кистей рук; пальчиковая гимнастика.
Личностные результаты ребенка с ЗПР в результате реализации программы коррекционной работы:
умение организовывать собственную жизнедеятельность по достижению состояния индивидуального благополучия с учетом возможностей своего здоровья;
активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками;
проявление позитивных качеств личности в различных ситуациях в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Качественным показателем эффективности коррекционной работы является, положительная динамика в формировании устной и письменной речи; повышение мотивации; пробуждение интереса к процессу чтения и письма.
календарно-тематический план
№ | Раздел, тема | Кол-во часов | Содержание коррекционной работы | Развитие неречевых процессов | Дата |
| Обследование | 1 | Исследование сенсомоторного уровня речи; артикуляционной моторики; звукопроизношения; грамматического строя речи; словаря и навыков словообразования;. | Развитие психологической базы речи | |
| Обследование | 1 | Исследование связной речи; чтение (способа правильности, выразительности, понимание) | Развитие психологической базы речи. | |
| Обследование | 1 | Заполнение речевых карт, комплектование групп, составление расписания логопедических занятий. | Развитие психологической базы речи. | |
| Речь и предложение. Предложение и слово. | 1 | Дать понятие о предложении. Дифференцировать понятия «слово» - «предложение». | Формирование представления о языке как средстве общения в процессе развития навыков устной и письменной речи | |
| Звуки речи. | 1 | Познакомить учащихся со способом образования речевых звуков. | Развитие психологической базы речи. | |
| Гласные звуки и буквы. Деление слов на слоги. | 1 | Учить детей слышать и выделять гласные первого ряда | Развитие психологической базы речи. | |
| Ударение. | 1 | Понятие о слогообразующей роли гласного. Учить детей определять ритмический рисунок слова. | Развитие психологической базы речи. | |
| Согласные звуки и буквы. Согласные звуки: твёрдые и мягкие. | 1 | Образование согласных звуков. Научить детей дифференцировать мягкие и твердые согласные. | Развитие фонематического слуха, восприятия, памяти, обогащение словарного запаса. | |
| Согласные звуки звонкие и глухие. | 1 | Научить детей дифференцировать звонкие и глухие согласные | Развитие фонематического слуха, восприятия, памяти, обогащение словарного запаса. | |
| Звуки (п) (п*). Буквы Пп. | 1 | Дифференциация звуков. Чтение буквы, слогов, слов. | Развитие фонематического слуха, развивать умение контролировать процесс и результаты своей деятельности. | |
| Звуки(б)(б*). Буквы Бб. | 1 | Дифференциация звуков. Чтение буквы, слогов, слов. | Развитие фонематического слуха, восприятия, памяти, обогащение словарного запаса. | |
| Звуки (т)(т*). Буквы Тт. | 1 | Дифференциация звуков. Чтение буквы, слогов, слов. | Развитие фонематического слуха, умения участвовать в диалоге, слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной речи. | |
| 3вуки (д)(д*). Буквы Дд | 1 | Дифференциация звуков. Чтение буквы, слогов, слов, предложений. | Развитие фонематического слуха, восприятия, памяти, обогащение словарного запаса. | |
| Звуки (к) (к*). Буквы Кк. | 1 | Дифференциация звуков. Чтение буквы, слогов, слов, предложений. | Развитие фонематического слуха, восприятия, памяти, обогащение словарного запаса. | |
| Звуки (г) (г*). Буквы Гг. | 1 | Дифференциация звуков. Чтение буквы, слогов, слов. | Развитие фонематического слуха, умения участвовать в диалоге, слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной речи. | |
| Дифференциация (к-г) (к*-г*). | 1 | Дифференциация звуков. | Развитие фонематического слуха, восприятия, памяти, обогащение словарного запаса, строить несложные рассуждения, делать выводы. | |
| Звуки (в) (в*) Буквы Вв. | 1 | Дифференциация звуков. Чтение буквы, слогов, слов. | Развитие фонематического слуха, восприятия, памяти, обогащение словарного запаса. | |
| Звуки(ф)(ф*). БуквыФф. | 1 | Дифференциация звуков. Чтение буквы, слогов, слов. | Развитие фонематического слуха, умения участвовать в диалоге, слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной речи. | |
| Дифференциация (в-ф) (в*-ф*). | 1 | Дифференциация звуков. | Развитие фонематического слуха, восприятия, памяти, обогащение словарного запаса. | |
| Звуки (с) (с*) .Буквы С с. | 1 | Дифференциация звуков. Чтение буквы, слогов, слов. | Развитие фонематического слуха, умения участвовать в диалоге, слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной речи. | |
| Звуки (з) (з*) .Буквы Зз | 1 | Дифференциация звуков. Чтение буквы, слогов, слов. | Развитие фонематического слуха, восприятия, памяти, обогащение словарного запаса. | |
| Дифференциация (с-з) (с*-з*) | 1 | Дифференциация звуков. | Развитие фонематического слуха, восприятия, памяти, обогащение словарного запаса, строить несложные рассуждения, делать выводы. | |
| Звук (ш). Буква Шш. | 1 | Дифференциация звуков. Чтение буквы, слогов, слов. | Развитие фонематического слуха, восприятия, памяти, обогащение словарного запаса. | |
| Звук (ж). Буква Жж. | 1 | Дифференциация звуков. Чтение буквы, слогов, слов. | Развитие фонематического слуха, восприятия, памяти, обогащение словарного запаса. | |
| Дифференциация (с-ш), (з-ж). (ш-ж). | 1 | Дифференциация звуков. | Развитие фонематического слуха, восприятия, памяти, обогащение словарного запаса, строить несложные рассуждения, делать выводы. | |
| Звуки (р) (р*). Буквы Рр. | 1 | Дифференциация звуков. Чтение буквы, слогов, слов. | Развитие фонематического слуха, восприятия, памяти, обогащение словарного запаса | |
| Звуки (л) (л*). Буквы Лл . | 1 | Дифференциация звуков. Чтение буквы, слогов, слов. | Развитие фонематического слуха, восприятия, памяти, обогащение словарного запаса | |
| Дифференциация ( р-л) (р*-л*). | 1 | Дифференциация звуков. | Развитие фонематического слуха, восприятия, памяти, обогащение словарного запаса | |
| Звук (ч). Буквы Чч. | 1 | Дифференциация звуков. Чтение буквы, слогов, слов. | Развитие фонематического слуха, восприятия, памяти, обогащение словарного запаса, строить несложные рассуждения, делать выводы. | |
| Дифференциация (ч-т*). | 1 | Дифференциация звуков. | Развитие фонематического слуха, восприятия, памяти, обогащение словарного запаса | |
| Звук (щ). Буквы Щщ. | 1 | Дифференциация звуков. Чтение буквы, слогов, слов. | Развитие фонематического слуха, восприятия, памяти, обогащение словарного запаса | |
| Звук (ц). Буквы Цц. | 1 | Дифференциация звуков. Чтение буквы, слогов, слов. | Развитие фонематического слуха, восприятия, памяти, обогащение словарного запаса | |
| Обследование | 1 | Оценка результативности коррекционной работы. Оценка динамики работы с учащимися. | Исследование развития мыслительной деятельности. Исследование восприятия, запоминания, воспроизведения. | |
| Обследование | 1 | Заполнение речевых карт, комплектование групп.. | Подведение итогов коррекционной работы за год. |