Программа работы кружка «Развитие речи» (1 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №»
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по развитию устной речи у учащихся 1 классов.
Внеурочная деятельность.
Учитель – логопед:
на 2017- 2018 учебный год
Составлено с опорой на методические системы работы Л. Н. Ефименковой, И. Н. Садовниковой, А. В. Ястребовой, Р. И. Лалаевой, С.Ю.Горбуновой, Е А. Яструбинской, Т.В.Моисеевой, И. Волковой, Е. В. Мазановой, В. В Коноваленко |
Пояснительная записка
Речевые нарушения при задержке психического развития (ЗПР) обусловлены, в первую очередь, недостаточностью межанализаторного взаимодействия, а не локальным поражением речевого анализатора.
Характерные признаки ЗПР:
•ограниченный, не соответствующий возрасту запас знаний и представлений об окружающем,
•низкий уровень познавательной активности,
•недостаточная регуляция произвольной деятельности и поведения,
•более низкая способность по сравнению с нормально развивающимися детьми того же возраста к приему и переработке информации.
У детей с задержкой психического развития недостаточно сформированы функции произвольного внимания, памяти и др. высшие психические функции. Задержка психического развития всегда ведет к различным нарушениям речевой деятельности.
При ЗПР отмечается более позднее развитие фразовой речи. Дети затрудняются в воспроизведении лексико-грамматических конструкций. С помощью языковых средств дети не могут выразить причинно-следственные, временные и другие отношения. Словарный запас дошкольников и школьников с ЗПР отличается бедностью: дети недостаточно понимают и неточно употребляют близкие по значению слова. Ограниченность словарного запаса определяется недостаточностью знаний и представлений об окружающем мире, низкой познавательной активностью.
Программа направлена на коррекцию нарушенных и недостаточно развитых функций, необходимых для успешного овладения устной и письменной речи первоклассников, восполнение пробелов подготовки к школьному обучению детей с ЗПР.
Цель программы:
коррекция дефектов устной речи и формирование навыков письма и чтения, способствующего успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей-логопатов с ЗПР.
Задачи программы:
совершенствовать звукопроизношение,
формировать фонематические процессы анализа и синтеза,
активизировать словарный запас,
формировать грамматический строй речи,
развивать связную речь,
развивать мелкую моторику,
предупредить нарушения письма и чтения,
развивать мыслительную деятельность, память, внимание обучающихся.
Общие требования к организации занятий:
направленность коррекционных занятий на восполнение пробелов предшествующего развития, формирование готовности к овладению учебным материалом; применение разнообразных наглядных опор и игровых приемов; обязательным элементом каждого занятия является проведение не менее двух динамических коррекционных пауз (артикуляционная гимнастика, упражнения дыхательной гимнастики; профилактическая гимнастика для зрения; самомассаж пальцев и кистей рук; пальчиковая гимнастика.
Личностные результаты ребенка с ЗПР в результате реализации программы коррекционной работы:
умение организовывать собственную жизнедеятельность по достижению состояния индивидуального благополучия с учетом возможностей своего здоровья;
активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками;
проявление позитивных качеств личности в различных ситуациях в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Качественным показателем эффективности коррекционной работы является, положительная динамика в формировании устной и письменной речи; повышение мотивации; пробуждение интереса к процессу чтения и письма.
календарно-тематический план
№ |
Раздел, тема |
Кол-во часов |
Содержание коррекционной работы |
Развитие неречевых процессов |
Дата |
|
Обследование |
1 |
Исследование сенсомоторного уровня речи; артикуляционной моторики; звукопроизношения; грамматического строя речи; словаря и навыков словообразования;. |
Развитие психологической базы речи |
|
|
Обследование |
1 |
Исследование связной речи; чтение (способа правильности, выразительности, понимание) |
Развитие психологической базы речи. |
|
|
Обследование |
1 |
Заполнение речевых карт, комплектование групп, составление расписания логопедических занятий. |
Развитие психологической базы речи. |
|
|
Речь и предложение. Предложение и слово. |
1 |
Дать понятие о предложении. Дифференцировать понятия «слово» - «предложение». |
Формирование представления о языке как средстве общения в процессе развития навыков устной и письменной речи |
|
|
Звуки речи. |
1 |
Познакомить учащихся со способом образования речевых звуков. |
Развитие психологической базы речи. |
|
|
Гласные звуки и буквы. Деление слов на слоги. |
1 |
Учить детей слышать и выделять гласные первого ряда |
Развитие психологической базы речи. |
|
|
Ударение. |
1 |
Понятие о слогообразующей роли гласного. Учить детей определять ритмический рисунок слова. |
Развитие психологической базы речи. |
|
|
Согласные звуки и буквы. Согласные звуки: твёрдые и мягкие. |
1 |
Образование согласных звуков. Научить детей дифференцировать мягкие и твердые согласные. |
Развитие фонематического слуха, восприятия, памяти, обогащение словарного запаса. |
|
|
Согласные звуки звонкие и глухие. |
1 |
Научить детей дифференцировать звонкие и глухие согласные |
Развитие фонематического слуха, восприятия, памяти, обогащение словарного запаса. |
|
|
Звуки (п) (п*). Буквы Пп. |
1 |
Дифференциация звуков. Чтение буквы, слогов, слов. |
Развитие фонематического слуха, развивать умение контролировать процесс и результаты своей деятельности. |
|
|
Звуки(б)(б*). Буквы Бб. |
1 |
Дифференциация звуков. Чтение буквы, слогов, слов. |
Развитие фонематического слуха, восприятия, памяти, обогащение словарного запаса. |
|
|
Звуки (т)(т*). Буквы Тт. |
1 |
Дифференциация звуков. Чтение буквы, слогов, слов. |
Развитие фонематического слуха, умения участвовать в диалоге, слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной речи. |
|
|
3вуки (д)(д*). Буквы Дд |
1 |
Дифференциация звуков. Чтение буквы, слогов, слов, предложений. |
Развитие фонематического слуха, восприятия, памяти, обогащение словарного запаса. |
|
|
Звуки (к) (к*). Буквы Кк. |
1 |
Дифференциация звуков. Чтение буквы, слогов, слов, предложений. |
Развитие фонематического слуха, восприятия, памяти, обогащение словарного запаса. |
|
|
Звуки (г) (г*). Буквы Гг. |
1 |
Дифференциация звуков. Чтение буквы, слогов, слов. |
Развитие фонематического слуха, умения участвовать в диалоге, слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной речи. |
|
|
Дифференциация (к-г) (к*-г*). |
1 |
Дифференциация звуков. |
Развитие фонематического слуха, восприятия, памяти, обогащение словарного запаса, строить несложные рассуждения, делать выводы. |
|
|
Звуки (в) (в*) Буквы Вв. |
1 |
Дифференциация звуков. Чтение буквы, слогов, слов. |
Развитие фонематического слуха, восприятия, памяти, обогащение словарного запаса. |
|
|
Звуки(ф)(ф*). БуквыФф. |
1 |
Дифференциация звуков. Чтение буквы, слогов, слов. |
Развитие фонематического слуха, умения участвовать в диалоге, слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной речи. |
|
|
Дифференциация (в-ф) (в*-ф*). |
1 |
Дифференциация звуков. |
Развитие фонематического слуха, восприятия, памяти, обогащение словарного запаса. |
|
|
Звуки (с) (с*) .Буквы С с. |
1 |
Дифференциация звуков. Чтение буквы, слогов, слов. |
Развитие фонематического слуха, умения участвовать в диалоге, слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной речи. |
|
|
Звуки (з) (з*) .Буквы Зз |
1 |
Дифференциация звуков. Чтение буквы, слогов, слов. |
Развитие фонематического слуха, восприятия, памяти, обогащение словарного запаса. |
|
|
Дифференциация (с-з) (с*-з*) |
1 |
Дифференциация звуков. |
Развитие фонематического слуха, восприятия, памяти, обогащение словарного запаса, строить несложные рассуждения, делать выводы. |
|
|
Звук (ш). Буква Шш. |
1 |
Дифференциация звуков. Чтение буквы, слогов, слов. |
Развитие фонематического слуха, восприятия, памяти, обогащение словарного запаса. |
|
|
Звук (ж). Буква Жж. |
1 |
Дифференциация звуков. Чтение буквы, слогов, слов. |
Развитие фонематического слуха, восприятия, памяти, обогащение словарного запаса. |
|
|
Дифференциация (с-ш), (з-ж). (ш-ж). |
1 |
Дифференциация звуков. |
Развитие фонематического слуха, восприятия, памяти, обогащение словарного запаса, строить несложные рассуждения, делать выводы. |
|
|
Звуки (р) (р*). Буквы Рр. |
1 |
Дифференциация звуков. Чтение буквы, слогов, слов. |
Развитие фонематического слуха, восприятия, памяти, обогащение словарного запаса |
|
|
Звуки (л) (л*). Буквы Лл . |
1 |
Дифференциация звуков. Чтение буквы, слогов, слов. |
Развитие фонематического слуха, восприятия, памяти, обогащение словарного запаса |
|
|
Дифференциация ( р-л) (р*-л*). |
1 |
Дифференциация звуков. |
Развитие фонематического слуха, восприятия, памяти, обогащение словарного запаса |
|
|
Звук (ч). Буквы Чч. |
1 |
Дифференциация звуков. Чтение буквы, слогов, слов. |
Развитие фонематического слуха, восприятия, памяти, обогащение словарного запаса, строить несложные рассуждения, делать выводы. |
|
|
Дифференциация (ч-т*). |
1 |
Дифференциация звуков. |
Развитие фонематического слуха, восприятия, памяти, обогащение словарного запаса |
|
|
Звук (щ). Буквы Щщ. |
1 |
Дифференциация звуков. Чтение буквы, слогов, слов. |
Развитие фонематического слуха, восприятия, памяти, обогащение словарного запаса |
|
|
Звук (ц). Буквы Цц. |
1 |
Дифференциация звуков. Чтение буквы, слогов, слов. |
Развитие фонематического слуха, восприятия, памяти, обогащение словарного запаса |
|
|
Обследование |
1 |
Оценка результативности коррекционной работы. Оценка динамики работы с учащимися. |
Исследование развития мыслительной деятельности. Исследование восприятия, запоминания, воспроизведения. |
|
|
Обследование |
1 |
Заполнение речевых карт, комплектование групп.. |
Подведение итогов коррекционной работы за год. |