12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Горелова Татьяна Петровна1124
Я.
Россия, Ленинградская обл., Сосновый Бор

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №»


 


 


 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


 

по развитию устной речи у учащихся 1 классов.

Внеурочная деятельность.


 


 


Учитель – логопед: 

на 2017- 2018 учебный год


 


 


 


 


 


 


 


 

 

Составлено с опорой на методические системы работы Л. Н. Ефименковой, И. Н. Садовниковой, А. В. Ястребовой, Р. И. Лалаевой, С.Ю.Горбуновой, Е А. Яструбинской, Т.В.Моисеевой, И. Волковой, Е. В. Мазановой, В. В Коноваленко

 

 

 

Пояснительная записка

Речевые нарушения при задержке психического развития (ЗПР) обусловлены, в первую очередь, недостаточностью межанализаторного взаимодействия, а не локальным поражением речевого анализатора.

Характерные признаки ЗПР:

•ограниченный, не соответствующий возрасту запас знаний и представлений об окружающем,

•низкий уровень познавательной активности,

•недостаточная регуляция произвольной деятельности и поведения,

•более низкая способность по сравнению с нормально развивающимися детьми того же возраста к приему и переработке информации.

У детей с задержкой психического развития недостаточно сформированы функции произвольного внимания, памяти и др. высшие психические функции. Задержка психического развития всегда ведет к различным нарушениям речевой деятельности.

При ЗПР отмечается более позднее развитие фразовой речи. Дети затрудняются в воспроизведении лексико-грамматических конструкций. С помощью языковых средств дети не могут выразить причинно-следственные, временные и другие отношения. Словарный запас дошкольников и школьников с ЗПР отличается бедностью: дети недостаточно понимают и неточно употребляют близкие по значению слова. Ограниченность словарного запаса определяется недостаточностью знаний и представлений об окружающем мире, низкой познавательной активностью.

Программа направлена на коррекцию нарушенных и недостаточно развитых функций, необходимых для успешного овладения устной и письменной речи первоклассников, восполнение пробелов подготовки к школьному обучению детей с ЗПР.

Цель программы:

коррекция дефектов устной речи и формирование навыков письма и чтения, способствующего успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей-логопатов с ЗПР.

Задачи программы:

совершенствовать звукопроизношение,

формировать фонематические процессы анализа и синтеза,

активизировать словарный запас,

формировать грамматический строй речи,

развивать связную речь,

развивать мелкую моторику,

предупредить нарушения письма и чтения,

развивать мыслительную деятельность, память, внимание обучающихся.

Общие требования к организации занятий:

направленность коррекционных занятий на восполнение пробелов предшествующего развития, формирование готовности к овладению учебным материалом; применение разнообразных наглядных опор и игровых приемов; обязательным элементом каждого занятия является проведение не менее двух динамических коррекционных пауз (артикуляционная гимнастика, упражнения дыхательной гимнастики; профилактическая гимнастика для зрения; самомассаж пальцев и кистей рук; пальчиковая гимнастика.

Личностные результаты ребенка с ЗПР в результате реализации программы коррекционной работы:

умение организовывать собственную жизнедеятельность по достижению состояния индивидуального благополучия с учетом возможностей своего здоровья;

активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками;

проявление позитивных качеств личности в различных ситуациях в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми;

принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

Качественным показателем эффективности коррекционной работы является, положительная динамика в формировании устной и письменной речи; повышение мотивации; пробуждение интереса к процессу чтения и письма.

календарно-тематический план


пп

Раздел, тема

Кол-во

часов

Содержание коррекционной работы

Развитие неречевых процессов

Дата

 

Обследование

1

Исследование сенсомоторного уровня речи; артикуляционной моторики; звукопроизношения; грамматического строя речи; словаря и навыков словообразования;.

Развитие психологической

базы речи

 

 

Обследование

1

Исследование связной речи; чтение (способа правильности, выразительности, понимание)

Развитие психологической

базы речи.

 

 

Обследование

1

Заполнение речевых карт, комплектование групп, составление расписания логопедических занятий.

Развитие психологической

базы речи.

 

 

Речь и предложение. Предложение и слово.

1

Дать понятие о предложении. Дифференцировать понятия «слово» - «предложение».

Формирование представления о языке как средстве общения в процессе развития навыков устной и письменной речи

 

 

Звуки речи.

1

Познакомить учащихся со способом образования речевых звуков.

Развитие психологической

базы речи.

 

 

Гласные звуки и буквы. Деление слов на слоги.

1

Учить детей слышать и выделять гласные первого ряда

Развитие психологической

базы речи.

 

 

Ударение.

1

Понятие о слогообразующей роли гласного. Учить детей определять ритмический рисунок слова.

Развитие психологической

базы речи.

 

 

Согласные звуки и буквы. Согласные звуки: твёрдые и мягкие.

1

Образование согласных звуков. Научить детей дифференцировать мягкие и твердые согласные.

Развитие фонематического слуха, восприятия, памяти, обогащение словарного запаса.

 

 

Согласные звуки звонкие и глухие.

1

Научить детей дифференцировать звонкие и глухие согласные

Развитие фонематического слуха, восприятия, памяти, обогащение словарного запаса.

 

 

Звуки (п) (п*). Буквы Пп.

1

Дифференциация звуков. Чтение буквы, слогов, слов.

Развитие фонематического слуха, развивать умение контролировать процесс и результаты своей деятельности.

 

 

Звуки(б)(б*). Буквы Бб.

1

Дифференциация звуков. Чтение буквы, слогов, слов.

Развитие фонематического слуха, восприятия, памяти, обогащение словарного запаса.

 

 

Звуки (т)(т*). Буквы Тт.

1

Дифференциация звуков. Чтение буквы, слогов, слов.

Развитие фонематического слуха, умения участвовать в диалоге, слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной речи.

 

 

3вуки (д)(д*). Буквы Дд

1

Дифференциация звуков. Чтение буквы, слогов, слов, предложений.

Развитие фонематического слуха, восприятия, памяти, обогащение словарного запаса.

 

 

Звуки (к) (к*). Буквы Кк.

1

Дифференциация звуков. Чтение буквы, слогов, слов, предложений.

Развитие фонематического слуха, восприятия, памяти, обогащение словарного запаса.

 

 

Звуки (г) (г*). Буквы Гг.

1

Дифференциация звуков. Чтение буквы, слогов, слов.

Развитие фонематического слуха, умения участвовать в диалоге, слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной речи.

 

 

Дифференциация (к-г) (к*-г*).

1

Дифференциация звуков.

Развитие фонематического слуха, восприятия, памяти, обогащение словарного запаса, строить несложные рассуждения, делать выводы.

 

 

Звуки (в) (в*) Буквы Вв.

1

Дифференциация звуков. Чтение буквы, слогов, слов.

Развитие фонематического слуха, восприятия, памяти, обогащение словарного запаса.

 

 

Звуки(ф)(ф*). БуквыФф.

1

Дифференциация звуков. Чтение буквы, слогов, слов.

Развитие фонематического слуха, умения участвовать в диалоге, слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной речи.

 

 

Дифференциация (в-ф) (в*-ф*).

1

Дифференциация звуков.

Развитие фонематического слуха, восприятия, памяти, обогащение словарного запаса.

 

 

Звуки (с) (с*) .Буквы С с.

1

Дифференциация звуков. Чтение буквы, слогов, слов.

Развитие фонематического слуха, умения участвовать в диалоге, слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной речи.

 

 

Звуки (з) (з*) .Буквы Зз

1

Дифференциация звуков. Чтение буквы, слогов, слов.

Развитие фонематического слуха, восприятия, памяти, обогащение словарного запаса.

 

 

Дифференциация (с-з) (с*-з*)

1

Дифференциация звуков.

Развитие фонематического слуха, восприятия, памяти, обогащение словарного запаса, строить несложные рассуждения, делать выводы.

 

 

Звук (ш). Буква Шш.

1

Дифференциация звуков. Чтение буквы, слогов, слов.

Развитие фонематического слуха, восприятия, памяти, обогащение словарного запаса.

 

 

Звук (ж). Буква Жж.

1

Дифференциация звуков. Чтение буквы, слогов, слов.

Развитие фонематического слуха, восприятия, памяти, обогащение словарного запаса.

 

 

Дифференциация (с-ш), (з-ж). (ш-ж).

1

Дифференциация звуков.

Развитие фонематического слуха, восприятия, памяти, обогащение словарного запаса, строить несложные рассуждения, делать выводы.

 

 

Звуки (р) (р*). Буквы Рр.

1

Дифференциация звуков. Чтение буквы, слогов, слов.

Развитие фонематического слуха, восприятия, памяти, обогащение словарного запаса

 

 

Звуки (л) (л*). Буквы Лл .

1

Дифференциация звуков. Чтение буквы, слогов, слов.

Развитие фонематического слуха, восприятия, памяти, обогащение словарного запаса

 

 

Дифференциация ( р-л) (р*-л*).

1

Дифференциация звуков.

Развитие фонематического слуха, восприятия, памяти, обогащение словарного запаса

 

 

Звук (ч). Буквы Чч.

1

Дифференциация звуков. Чтение буквы, слогов, слов.

Развитие фонематического слуха, восприятия, памяти, обогащение словарного запаса, строить несложные рассуждения, делать выводы.

 

 

Дифференциация (ч-т*).

1

Дифференциация звуков.

Развитие фонематического слуха, восприятия, памяти, обогащение словарного запаса

 

 

Звук (щ). Буквы Щщ.

1

Дифференциация звуков. Чтение буквы, слогов, слов.

Развитие фонематического слуха, восприятия, памяти, обогащение словарного запаса

 

 

Звук (ц). Буквы Цц.

1

Дифференциация звуков. Чтение буквы, слогов, слов.

Развитие фонематического слуха, восприятия, памяти, обогащение словарного запаса

 

 

Обследование

1

Оценка результативности коррекционной работы. Оценка динамики работы с учащимися.

Исследование развития мыслительной деятельности. Исследование восприятия, запоминания, воспроизведения.

 

 

Обследование

1

Заполнение речевых карт, комплектование групп..

Подведение итогов коррекционной работы за год.

 



 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.