Консультация для родителей «Кто много читает, становится умнее»
Консультация для родителей
Формирование у школьников положительного
«Кто много читает, становится умнее»
« Уметь читать» - это не только умение прочитать текст, но и осознать его, эмоционально прочувствовать и пережить каждый поступок героя.
Чтобы достичь этих целей, на логопедических занятиях используются различные задания и упражнения, направленные на развитие и коррекцию психических процессов у учащихся, которые способствуют формированию у них положительного отношения к чтению.
С детьми необходимо проводить беседы о том, какую роль в жизни человека играет книга, об ее пользе и значимости, а также о том, что в книге можно найти ответы на все свои вопросы, получить самую нужную, а главное добрую информацию, в отличие от телевизора.
Для развития скорости чтения используются следующие виды упражнений:
1) В тексте найти заданные слова.
2) Чтение хором.
3) Развитие бокового зрения (назвать предметы, находящиеся вокруг, при этом смотреть в одну точку).
4) «Доскажи словечко».
5) «Найди ошибку» (учитель намеренно ошибается).
6) Чтение детских журналов.
7) Игра – прочитай фразу медленно, в нормальном темпе, как можно быстрее.
8) Чтение слов, фраз и текстов наоборот – справа налево; чтение сходных слов.
9) «Игра в прятки» (учитель начинает читать с любого места, называя только страницу, дети должны найти).
10) Чтение текстов, написанных разным шрифтом или разным цветом.
11) Найти вторую половину слова.
12) Чтение в зеркальном изображении; «вверх ногами».
13) Чтение трудных слов вместе с детьми, сначала по слогам, потом целиком.
14) «Читаем скороговорки».
15) Найти в тексте нужную строку (это упражнение тренирует вертикальное движение глаз по странице).
16) Чтение с полосками. Полоска под строкой и полоска над строкой дают возможность ребенку ускорить темп чтения.
17) Метод ритмических фиксаций. Это упражнение основано на принудительном увеличении скорости перемещения взгляда по строкам, что способствует формированию навыка скачкообразного движения взгляда во время чтения. Упражнение направлено на расширение поля зрения.
18) За одну минуту найти в тексте слова на какую-либо букву.
19) Столбик слов. Поочередно читать слова вслух в столбике слов, стараясь за одну минуту прочитать все большее количество раз этот столбик.
20) Перечитывание понравившихся эпизодов.
21) Заинтересовать детей отрывком из произведения, чтобы они нашли эту книгу в библиотеке и прочитали.
Кроме того, параллельно ведется работа над правильностью и выразительностью чтения.
Правильность чтения – это чтение без искажений, то есть без ошибок, влияющих на смысл читаемого.
Работа над выразительностью чтения проводится следующим образом:
Упражнения:
1). Логические ударения.
2). Паузы. Роль паузы в предложении особенно ясно выступает тогда, когда сочетание одних и тех же слов в одном и том же порядке, будучи по-разному разделено паузами, приобретает разное значение.
3). Интонации, повышение и понижения голоса.
Для формирования навыка чтения, его коррекции, работа должна вестись в комплексе. Постоянно необходимо хвалить учащихся, оценивать достижения каждого, а если в классе есть дети с задержкой психического развития, то похвала может быть даже за самый малейший успех. Учитель должен уметь направить мысль учащегося на правильный путь, а ласковое слово стимулирует процесс обучения и у ребенка пропадает неуверенность в себе.
Автор учитель-логопед Шаршова И.В.