12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Алена Иванова22
Россия, Комсомольск-на-Амуре

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования «Детский технопарк «Кванториум»

г. Комсомольска-на-Амуре












Образовательный кейс

«Кто такие беспозвоночные?»

по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей

программе «Курс молодого исследователя»

Кейс 2. Разнообразие живых организмов

Тема №2.2. Кто такие беспозвоночные?

1 год обучения

10 учебных часов













Автор-составитель:

Пупкова Алёна Сергеевна,

педагог дополнительного образования

МБОУ ДО Кванториум











г. Комсомольск-на-Амуре

2022 г.


Содержание

1. Проблемная ситуация. 3

Науке известно около 2 миллионов видов животных. Более 90% всех видов на Земле - это беспозвоночные. Но если спросить человека без профильного биологического образования о беспозвоночных, какие примеры он назовёт? Скорее всего, назовет только насекомых, но ведь разнообразие беспозвоночных ими не ограничивается. 3

2. Привязка к предметным областям знаний: 3

3. Цель кейса, задачи кейса. 3

4. Планируемые результаты кейса. 4

5. Оборудование и материалы. 4

Презентация «Кто такие беспозвоночные?», интерактивная доска, проектор, колонки, 5 ноутбуков, 5 маршрутных листов, 10 синих ручек, видео Галилео «Океанариум». 4

6. Этапы реализации. 4

7. Дополнение: 8

Беспозвоночные животные 26

Занимательная задача «Собери слово» 27


Проблемная ситуация. Науке известно около 2 миллионов видов животных. Более 90% всех видов на Земле - это беспозвоночные. Но если спросить человека без профильного биологического образования о беспозвоночных, какие примеры он назовёт? Скорее всего, назовет только насекомых, но ведь разнообразие беспозвоночных ими не ограничивается.

Педагогическая ситуация.

Земля богата живыми организмами, но сколько именно видов животных нас окружает - ученым до сих пор точно неизвестно. Среди животных особенно разнообразны членистоногие, которые по оценкам специалистов составляют более 80% всех живых существ на планете. Если ученым точно неизвестно, сколько видов животных существует, то что уж говорить о школьниках, у которых рабочая программа для 7 класса, где как раз и изучается раздел зоологии, рассчитана на 68 часов, а это всего 2 часа в неделю. Это очень мало для полноценного изучения курса.

Кейс рассчитан на учащихся 14-18 лет.

Привязка к предметным областям знаний:

Биология, зоология.

Цель кейса, задачи кейса.

Цель: Формирование первоначальных знаний о беспозвоночных животных.

Задачи:

Предметные:

познакомить с классификацией беспозвоночных животных;

познакомить с внешним видом и образом жизни беспозвоночных животных;

изучить особенности строения тела беспозвоночных животных;

сформировать начальные знания о способе питания и размножения беспозвоночных;

расширить знания учащихся о жизни данной группы животных.

2) Метапредметные:

развивать умение аргументировать высказываемую точку зрения;

создать условия для развития таких аналитических способностей учащихся, как умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать познавательные объекты, делать выводы;

создать условия для развития коммуникативных навыков, навыков командообразования.

3) Личностные:

воспитывать доброжелательное отношение к природе;

формировать положительное отношение к совместному труду;

способствовать бережному отношению к животному миру.

4) Продуктовые:

Мини-проект «Название группы».

Планируемые результаты кейса.

- Мини-проект «Название группы».

Оборудование и материалы.

Презентация «Кто такие беспозвоночные?», интерактивная доска, проектор, колонки, 5 ноутбуков, 5 маршрутных листов, 10 синих ручек, видео Галилео «Океанариум».

Этапы реализации.

Дорожная карта кейса:

Этап работы

Цель

Описание

Планируемый результат

Введение

40 мин.

1) Эмоциональный настрой «Дотронься и скажи...»












2) Познакомить учащихся с темой кейса и педагогической ситуацией.


1. Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

-желаю (соприкасаются большими пальцами);

-успеха (указательными);

-большого (средними);

-во всём (безымянными);

-и везде (мизинцами);

-Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)


Проведение «Мозгового штурма», для ознакомления учащихся с темой.

Список вопросов:

1. На какие группы делят многоклеточных?

2. Неклеточным строением обладает живой организм?

3. Защищает внутреннее содержимое клетки от воздействий внешней среды?

4. Только в растительной клетке имеется органоид?

5. В животной клетке наследственная информация хранится в?

6. Верны ли следующие утверждения?

А. Только животные клетки обладают плазматической мембраной.

Б. Цитоплазма является средой, в которой протекают клеточные реакции обмена веществ.


Выявление уровня знаний о царстве животных.


1. Положительный настрой на занятие.













2. Учащиеся ознакомлены с темой кейса, с помощью «Мозгового штурма» и педагогической ситуацией.

Ответы на вопросы:

1. Позвоночные и безпозвоночные;

2. Вирус;

3. Цитоплазма;

4. Хлоропласт;

5. Ядре;

6. Цитоплазма является средой, в которой протекают клеточные реакции обмена веществ.

Лекционный

100 мин.

1) Сформировать знания о беспозвоночных животных.






2) Создать условия для формирования учащимися целей и задач кейса.




















3) Посмотреть видеоролик Галилео «Океанариум» (1 и 2 часть)

Демонстрация презентации «Кто такие беспозвоночные»: рассматриваем понятия: беспозвоночные, тип губки, тип членистоногие, тип книдарианцы, нематоды, кольчатые черви, плоские черви, тип иглокожие, тип моллюски.

С помощью загадок, учащиеся выходят на определение цели кейса, и формируют правильный путь к достижению цели, с помощью поставленных задач.


Педагог направляет, корректирует их рассуждения.













Учащиеся смотрят видеоролик Галилео «Океанариум»

1 часть (https://www.youtube.com/watch?v=9u1V2H9x96o).

2 часть (https://www.youtube.com/watch?v=sfgSO9WkXnM).

1. Сформированы знания обучающихся, рассмотрены понятия о беспозвоночных животных.




2. Обучающимися сформулированы цели и задачи кейса.

Загадки:

1. Без ног - передвигается, без глаз – видит (Пиявка).

2. Без рук, без ног, а по земле ползет (Черви).

3. Восемь рук иль восемь ног. Кто же это? (Осьминог)

4. Под водой растут рога

Охраняют от врага.

За рога и рожки

Прячутся рыбёшки (Кораллы).

5. Симпатичный он на вид, хоть бывает ядовит!

У моллюска - восемь ног. То придонный… (Осьминог).


Учащиеся посмотрели видеоролик.

Подготовительный

60 мин.

Разделение учащихся на 4 группы (по 2 человека).

Учащиеся вытягивают цифры от одного до четырех. Учащиеся, у которых совпали цифры, будут друг с другом в команде.

Группа, которая получила цифру 1, называется «Черви».

Группа, которая вытянула цифру 2, называется «Членистоногие».

Группа, имеющая цифру 3, называется «Моллюски».

Группа, имеющая цифру 4, называется «Иглокожие».

Все группы будут выполнять практическую работу на ноутбуках, искать и обрабатывать информацию.


После получения определенной цифры, учащиеся объединяются в группы.

Сформированы рабочие группы обучающихся.

Составление плана работы групп.

Объяснение работы в маршрутной карте.

Обсуждение с группами плана работы.

Предоставление на каждую группу одного маршрутного листа (Приложение 1).

Составлен план работы.

Обозначена верная работа в маршрутном листе.

Реализационный

150 мин.

1. Работа с текстом + кластер

Участники всех групп, получают текст (Приложение 2) с беспозвоночными животными. Изучают содержимое текста.

По данному тексту заполняют кластер (Приложение 3).


Педагог проверяет заполнение кластера, в случае ошибки, исправляет учащихся.

Изучили текст и заполнили кластер.


Проверили на правильность заполнения кластера.

2. Филворды «Беспозвоночные»

Учащимся необходимо найти слова, связанные с темой беспозвоночные. Задание находится на маршрутном листе.

Учащиеся выписывают слова, которые нашли и отнесли к теме «беспозвоночные».

3. «Угадай, кто это»

Учащиеся 1 группы загадывают беспозвоночное животное, пишут все, что можно, про своего загаданного животного, начиная с малоизвестных фактов и заканчивая общеизвестными, а другие отгадывают.

Учащиеся 2 группы загадывают беспозвоночное животное, а другие задают вопросы про загаданного животного, но только такие, на которые можно ответить «да» или «нет».

Учащиеся 3 группы, загадывают беспозвоночное животное, пишут все, что можно, про своего загаданного животного, начиная с малоизвестных фактов и заканчивая общеизвестными, а другие отгадывают.

Учащиеся 4 группы загадывают беспозвоночное животное, а другие задают вопросы про загаданного животного, но только такие, на которые можно ответить «да» или «нет».

Учащиеся 2,3,4 группы отгадывают загаданное животное 1 группой.






Учащиеся 1,3,4 группы отгадывают загаданное животное 2 группой, при этом отвечая на вопросы «да» или «нет».


Учащиеся 1,2,4 группы отгадывают загаданное животное 3 группой.






Учащиеся 1,2,3 группы отгадывают загаданное животное 4 группой, при этом отвечая на вопросы «да» или «нет».

4. Занимательная задача «Собери слово»

Учащимся предстоит задача, собрать слово из разбросанных букв в таблице (Приложение 4)

Учащиеся читают загадку, находят буквы и составляют нужное слово.

5. Мини-проекты «Название группы»

Используя название своей группы, учащимся необходимо создать мини-проект про беспозвоночное животное.

Учащиеся готовят мини -проекты на обозначенные темы, например,

1. «Особенности жизнедеятельности плоских, круглых и кольчатых червей»,

2. «Особенности жизнедеятельности членистоногих»,

3. «Особенности жизнедеятельности моллюсков»,

4. «Особенности жизнедеятельности иглокожих».

Наблюдательный

Наставник мониторит работу в группах, следит за общением, направляет деятельность обучающихся на достижение поставленных задач.

Экспертный

50 мин.

Защита командами выполненного задания «Название группы»

Все команды представляют результаты своей деятельности, демонстрирует выполненные задания и презентации. Другие учащиеся задают интересующие вопросы.


Обсуждение результатов работы над задачами кейса.

Учащиеся совместно с педагогом анализируют уровень овладения учебным материалом.

Закрепление материала

20 мин.

Выполнение теста на тему «Кто такие беспозвоночные»

В закреплении материала, учащимся необходимо ответить на вопросы теста (приложение 5).

Ответили на вопросы теста в качестве закрепления пройденного материала.

Психологическая рефлексия

«SMS» рефлексия

Учащимся раздаются бумажные мобильные телефоны (приложение 6).

Учащимся необходимо написать педагогу или другу сообщение, как прошло их занятие, что бы они хотели ещё узнать, оценили свою работу на занятии.

Учащиеся пишут сообщение педагогу или другу, как прошло их занятие.



Дополнение:

Беспозвоночные (Invertebrata) – группа животных, которые не имеют позвоночник и костный скелет. На сегодняшний день открыто около одного миллиона видов беспозвоночных, но это лишь малая часть от общего числа видов, которые населяют нашу планету. По предположениям ученых, существует около 30 миллионов видов беспозвоночных, хотя, по всей вероятности, мы никогда не будем знать точное количество видов беспозвоночных, с которыми мы разделяем эту планету. Помимо бесчисленного количества видов, не может удивлять тот факт, что более 97 процентов всех видов животных, живущих сегодня, являются беспозвоночными. Люди и все другие млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся, земноводные и рыбы относятся к группе позвоночных.

Есть более тридцати групп беспозвоночных. Наиболее известными группами являются членистоногие, иглокожие, кишечнополостные, моллюски, кольчатые черви и губки. К менее известным группам беспозвоночных относятся гребневики, плоские черви, нематоды, коловратки, плеченогие и мшанки.

Разнообразие беспозвоночных может создавать сложности для тех, кто пытается понять эту группу животных. Но, глядя на вариации этой группы, ученые смогли охарактеризовать и классифицировать беспозвоночных в более приемлемые подгруппы. Беспозвоночные были объединены в различные подгруппы на основе простых, наблюдаемых характеристик. Членистоногие, например, известны за то, что имеют сегментированные тела и членистые придатки. Иглокожие известны своей вторично-приобретенной радиальной симметрией тела. Стрекающие имеют гастроваскулярную полость с отверстием, которое окружено щупальцами.

Основные характеристики беспозвоночных включают в себя:

отсутствие позвоночника и костного скелета;

первые животные планеты были беспозвоночными;

более 97 процентов всех видов животных являются беспозвоночными;

по оценкам ученых в мире до 30 миллионов видов беспозвоночных из которых только около 1 миллиона известных науке сегодня.

Членистоногие (Arthropoda) – самый успешный тип беспозвоночных животных, который включает в себя: многоножек, пауков, клещей, мечехвостов, скорпионов, насекомых и ракообразных.

К типу Членистоногие относятся:

Класс Ракообразные

Класс Паукообразные

Класс Насекомые

Является наиболее многочисленной группой среди животных. Один только класс насекомых (Insecta) включает в себя больше видов, чем все прочие группы животных вместе взятые.

Членистоногие адаптированы почти ко всем типам местообитаний и встречаются от высокогорий до океанических глубин. В большинстве групп членистоногих известны паразитические виды.

Общая характеристика:

1. Первичноротые.

2. Билатеральная симметрия.

3. В эмбриональный период целом сливается с первичной полостью; в результате формируется смешанная полость тела (миксоцель), содержащая внутренние органы и наполненная гемолимфой.

4. Тело сегментировано. Метамерия (посегментное строение).

5. Тело состоит из головы, груди и брюшка. Иногда грудь сливается с головой, образуя головогрудь.

6. Конечности членистые. У более продвинутых форм развивается специализация конечностей.

7. Тело покрыто плотной хитиновой оболочкой, образующей наружный скелет, к ней присоединяются внутренние мышцы. Оболочка состоит из нескольких слоёв и у большинства видов водонепроницаема, что позволило членистоногим заселить сушу.

8. Рост сопровождается линькой — сменой хитинового покрова. Так как хитиновую выстилку имеет эпителий передней и задней кишки, во время линьки животные не питаются.

9. Нет кожно-мускульного мешка. Мышцы из поперечно-полосатой мышечной ткани представлены отдельными пучками. Обычно один конец мускула прикрепляется к стенке одного сегмента тела или членика конечности, другой — к стенке другого сегмента.

10. Нервная система: головной ганглий, брюшная нервная цепочка.

11. Органы чувств хорошо развиты. У некоторых групп развиваются фасеточные глаза.

12. Кровеносная система не замкнута. Сердце — спинной сердечный сосуд.

13. Дыхательная система: жабры, легкие или трахеи — в зависимости от среды обитания.

14. Пищеварительная система: ротовое отверстие снабжено придатками, развивающимися из конечностей головных сегментов.

15. Ротовое отверстие — ротовая полость + слюнные железы — глотка — пищевод — желудок — средняя кишка + печень — задняя кишка — анальное отверстие

16. Выделительная система: почки (метанефридии), мальпигиевы сосуды (у наземных форм).

17. Половая система: раздельнополые. Внутреннее оплодотворение. Яйца обычно крупные и богаты желтком. Развитие с метаморфозом.

Губки (Porifera) – тип водных беспозвоночных животных, включающий около 10000 известных видов обитающих на Земле в наши дни. Членами этого типа животных, являются известковые губки, обыкновенные губки, шестилучевые губки. Взрослые губки – это оседлые животные, которые живут, прикрепляясь к скалистым поверхностям, раковинам, или другим подводным объектам, а личинки находятся в свободном плавание. Большинство губок обитают в морской среде, но несколько видов можно повстречать в пресноводных водоемах.

Губки являются примитивными многоклеточными животными, которые не имеют пищеварительной, кровеносной и нервной систем. У них нет органов и клетки не организовывают четко определенную структуру.

Существует три основных класса губок. Стеклянные губки имеют скелет, который состоит из хрупких, стеклообразных игл, сформированных из кремнезема. Обыкновенные губки зачастую ярко окрашены и вырастают крупнее остальных представителей губок. На обыкновенных губок приходится более 90 процентов всех современных видов губок. Известковые губки – это единственный класс губок, имеющий спикулы, состоящие из карбоната кальция. Известковые губки, обычно меньше чем другие представители типа.

Тело губки как мешок, перфорированный множеством мелких отверстий или пор. Стенки тела состоят из трех слоев:

-наружный слой плоских клеток эпидермиса;

-средний слой, который состоит из студенистого вещества и амебоидных клеток, мигрирующих в пределах слоя;

-внутренний слой, сформирован из жгутиковых и воротничковых (хоаноциты) клеток.

Питаются губки путем фильтрации воды. Они всасывают воду через поры, расположенные по всей стенке тела в центральной полости. Течение воды также обеспечивает постоянную подачу кислорода и удаляет азотистые отходы. Вода выходит из губки через большое отверстие в верхней части корпуса под названием оскулюм.

Книдарии - это филюм в животном мире с исключительно водными видами. Из более чем 11 000 существующих, большинство из них являются морскими, хотя некоторые (например, гидры) могут населять пресноводные экосистемы.

Наряду с пористыми грибами (такими как морские губки) книдарии были одними из первых многоклеточных животных, поэтому, учитывая эволюционную историю Земли, неудивительно, что они существуют только в водных экосистемах.

Это животный край, чей виды выделяются тем, что они беспозвоночные, не имеют развитой системы органов или тканей и имеют ограниченное движение. Фактически, книдарии не могут активно двигаться и, так или иначе, зависят от океанских течений для своего движения и / или размножения.

Некоторые виды бентосные и сидячие, что означает, что они живут на якоре на морском дне, например, кораллы и анемоны. Другие же, как и медузы, перемещаются по воде, хотя их движение ограничено океанскими течениями.

Книдарии - плотоядные животные, то есть они питаются другими животными. В зависимости от того, медуза это, коралл или анемон, рацион будет разным, но почти всегда основан на хищничестве щупалец и книдоцитов.

Медузы захватывают свою добычу щупальцами и ротовыми руками, которые уводят добычу в ротовую полость. Анемоны, в свою очередь, используют ротовой диск как своего рода рыболовную сеть, которая ловит рыбу. С другой стороны, кораллы, имеющие очень маленькие щупальца, обычно питаются за счет поглощения питательных веществ, присутствующих в воде, то есть они являются «аспиратором» остатков органического вещества.

Класс нематоды (от греч. nema - нитка, и eidos - сходство), также по-другому называемый - собственно круглые черви. Класс нематоды представлен не только паразитическими формами, но и свободноживущими особями, обитающими в морских и пресных водоемах, почве, где их концентрация может превысить 1 млн на 1м3. Медицинское значение имеют многие паразитические формы данного класса.

Заболевания, которые вызывают круглые черви, носят название - нематодозы. Разными паразитами поражаются печень, почки, легкие, желудочно-кишечный тракт, мышцы. На современном этапе развития общества успешно разработана терапия большинства нематодозов и они легко поддаются лечению.

Тело аскариды не сегментировано, заострено с обоих концов, покрыто плотной блестящей кутикулой, которая выполняет функцию наружного скелета и служит защитой от механических воздействий, ядов и пищеварительных ферментов. Характерно наличие только одного слоя продольной мускулатуры.

Самки (до 30 см в длину) крупнее самцов (до 20 см). У самцов задний конец тела загнут, на нем расположены кутикулярные иглы - спикулы, которые служат для удержания самки во время копуляции (лат. copulatio - соединение) - соединении двух особей во время полового акта. За один день самка аскариды способна отложить в кишечнике человека до 240 тысяч яиц.

Аскарида, как и многие другие паразиты из класса нематоды, является геогельминтом - ей не нужен промежуточный хозяин, яйца созревают прямо в почве, попав в благоприятные условия.

Взрослые особи живут в кишечнике человека, ежедневно выделяя до 240 тысяч яиц. Вместе с фекалиями яйца попадают во внешнюю среду. В этот момент, они никого не могут заразить. Чтобы яйцо стало инвазионным - способным к заражению, должно пройти 2-3 недели при температуре 20-25°C и достаточной влажности воздуха.

Геогельминт, обитающий в кишечнике человека. Вызывает заболевание - энтеробиоз. Самка в длину до 12 мм, самец - 5 мм. Вспышки заболевания острицей случаются в детских коллективах - этот паразит, благодаря своему жизненному циклу, отлично размножается среди детей, давайте разберемся - в чем хитрость острицы?

В кишечнике человека взрослые особи размножаются половым путем. После размножения самец погибает, а самка опускается в прямую кишку. Ночью самка выползает из анального отверстия и распространяет яйца в перианальной области. Вскоре после такой вылазки погибает и самка.

При доступе кислорода уже через 4-6 часов яйца становятся инвазионными. У ребенка развивается зуд в перианальной области и, конечно, ребенок начинает чесаться - яйца попадают на руки. При несоблюдении правил гигиены ребенок часто заражает сам себя (аутоинвазия). Яйца попадают в кишечник, где из них развиваются взрослые особи.

Плоские черви - древняя группа многоклеточных двусторонне-симметричных животных. На настоящий момент тип плоские черви включает около 18 тысяч видов. Представлен тремя классами: ресничные черви - наиболее высокоорганизованные, свободноживущие формы, ленточные черви и сосальщики - ведут паразитический образ жизни.

Паразитические представители данного типа имеют медицинское значение, вызывают различные заболевания у человека и животных. Их жизненные циклы сложны, но осознав их, вам легко будет сделать вывод о методах профилактики гельминтозов (заболеваний, вызванных гельминтами) и о способах заражения паразитом. Рекомендую по мере изучения паразитов сосредотачиваться именно на их жизненных циклах, я уделю этой теме особое внимание.

Чтобы отлично знать зоологию нужно помнить ароморфозы. Это те прогрессивные черты, которые ставят плоских червей на более высокий уровень организации, черты, которые мы не найдем у предыдущего, изученного нами типа Кишечнополостные.

Двусторонняя симметрия

Плоские черви - двусторонне-симметричные (билатерально симметричные) животные, у которых органы расположены слева и справа от срединной плоскости, при этом возможны несущественные отличия во внешнем строении и расположении внутренних органов.

Кожно-мускульный мешок

У плоских червей впервые возникает кожно-мускульный мешок, который представляет собой единую систему покровных и мышечных тканей.

Третий зародышевый листок - мезодерма

Плоские черви могут полноправно называться трехслойными животными. В отличие от кишечнополостных (двухслойных, у которых есть только эктодерма и энтодерма), у плоских червей, между эктодермой и энтодермой возникает третий зародышевый листок - мезодерма (от греч. mesos - средний + derma - кожа).

Появление мезодермы приводит к развитию мышечного аппарата, который образует мышечный мешок, состоящий из нескольких слоев мышц.

У плоских червей клетки наружного мышечного слоя (кольцевая мускулатура) расположены поперек передне-задней оси тела, клетки внутреннего мышечного слоя (продольная мускулатура) - вдоль передне-задней оси тела. Мышечные клетки также могут объединяться в косые и спинно-брюшные мышцы.

У плоских червей впервые появляются специализированные органы размножения, которые относятся к наиболее сложно устроенным среди всех организмов царства животные. Мужская половая система включает один или несколько семенников, семяпровод и семяизвергательный канал. Женская половая система состоит из яичников, желточников, семяприемников, матки. У зиготы впервые появляется запас питательных веществ и скорлуповая оболочка.

Кольчатые черви, или аннелиды (от лат. annulus - кольцо) - класс червей, обладающих наружной и внутренней сегментацией. Все они имеют кольцевые выступы, обычно соответствующие внутреннему подразделению тела. Тип насчитывает около 18 тысяч видов.

Относятся к первичноротым животным, тело разделено на сегменты, количество которых у некоторых видов доходит до нескольких сотен. Начнем изучать кольчатых червей с классификации.

Вторичная полость тела - целом

Впервые у кольчатых червей из мезодермы появляется целом - вторичная полость тела. Она представляет собой пространство (полость) между внутренними органами и стенками тела. Поверхность внутренних органов выстилается особым эпителием - целотелием. Число участков, на которые разделен целом, соответствует количеству сегментов тела. Наличие вторичной полости тела важнейший анатомический признак кольчатых червей.

Функции целома разнообразны:

Защитная - целом заполнен жидкостью, в которой находятся амебоподобные клетки, по-видимому, выполняющую защитную функцию, фагоцитируя чужеродные частицы

Опорная - целом является гидроскелетом, подобно тому как первичная полость у круглых червей. Целом является опорой для кожно-мускульного мешка

Транспортная - через стенки кишечника в полость целома поступают питательные вещества, которые в дальнейшем доставляются к тканям

Выделительная - целомическая жидкость участвует в выделении продуктов обмена веществ.

Сегментированное тело

Тело кольчатых червей разделено на сегменты (метамеры, членики). С сегментацией тела напрямую связана метамерия внутренних органов - строение большинства сегментов одинаково, в них можно найти боковые ответвления кишечника, нервный узел, кровеносные сосуды, органы выделения, половые железы.

Сегментация бывает гомономной и гетерономной. Гомономная (от греч. homos – сходный, одинаковый) сегментация, или метамерия - тип сегментации у организмов, членики которых имеют одинаковое строение и выполняют сходные функции - например, у аннелид. Гетерономная (от греч. heteros – иной) сегментация характерна для организмов, у которых членики резко отличаются друг от друга по строению и выполняемой функции, например, у членистоногих.

У кольчатых червей (конкретнее - у класса многощетинковые) впервые появляются конечности параподии (от греч. pará — «возле» и pódion — «ножка») - мускулистые выросты, которые располагаются по бокам каждого сегмента и служат для движения.

Замкнутая кровеносная система - это тип кровеносной системы, который отличается током крови исключительно в сосудах (артериях, венах, капиллярах) - выход из сосудов происходит только при их повреждении. В незамкнутой кровеносной системе (у членистоногих) кровь изливается в полости, омывает внутренние органы диффузно.

Нервная система представлена крупным головным ганглием - мозгом, от которого отходит брюшная нервная цепочка, представленная нервными узлами (ганглиями) в каждом сегменте.

Моллюски (от лат. molluscus – мягковатый) или по-другому мягкотелые - трехслойные первичноротые многоклеточные животные, обладающие двусторонней (билатеральной) симметрией (у брюхоногих - асимметрия) и несегментированным телом. Количество видов колеблется от 100 до 200 тысяч. Моллюски произошли от кольчатых червей, являются тупиковой ветвью эволюции.

Моллюски появились в начале кембрийского периода. Их традиционно делят на три класса: брюхоногие, двустворчатые и головоногие (и на несколько других классов, которые в данный момент рассматривать нецелесообразно).

Слияние сегментов тела в отделы

Тело моллюсков состоит из туловища, головы и ноги, с хорошо развитой мускулатурой. Такое слияние сегментов в отделы усиливает функциональную значимость органов.

Полость тела моллюсков представлена сильно редуцированной вторичной полостью (целом) и остатками первичной полости (паренхима между внутренними органами).

Нервные узлы в отделах тела

Нервная система моллюсков разбросанно-узлового типа, в целом хорошо развита, а у головоногих моллюсков вообще строение нервной системы считается одним из самых сложных среди беспозвоночных.

Сердце

Появление сердца способствует ускорению кровотока, что повышает эффективность метаболических процессов в органах и тканях моллюска.

Пищеварительные железы

Моллюски отличаются наличием особых пищеварительных желез, из которых наиболее крупная - печень. Пища в их пищеварительном тракте расщепляется лучше и интенсивнее, пищеварение идет быстрее.

Пищеварительная система моллюсков

Раковина (лат. concha) - наружное защитное скелетное образование, покрывающее тело большинства моллюсков. Защищает мягкое тело моллюсков от врагов, механических повреждений, препятствует испарению влаги.

У моллюсков наружный слой раковины органический, а следующие два (фарфоровидный и перламутровый) - известковые.

Иглокожие (Echinodermata) тип морских беспозвоночных животных, который включает в себя: морские звёзды, морские лилии, морские ежи, офиуры и морские огурцы. Нам известно около 6000 ныне живущих видов иглокожих. Большинство иглокожих являются донными животными, которые имеют разнообразные привычки питания, включая фильтрацию воды, поедание падали и хищничество. Современные иглокожие несмотря на то, что эволюционировали от оседлых предков способны передвигаться.

У иглокожих есть эндоскелет, состоящий из известковых пластин. У морских звезд и офиур, пластины имеют гибкую структуру. У морских ежей пластины сращены вместе, что придает животным жесткую каркасную структуру.

Иглокожие имеют преимущественно пятилучевую радиальную симметрию, благодаря которой их тело делится на пять равных частей вокруг центральной оси. Иглокожие разработали эту симметрию в ходе эволюции на основе двусторонней симметрии, которой обладали их предки. По этой причине, радиальная симметрия иглокожих не означает, что они тесно связаны с другими организмами с этим типом симметрии, такими как книдарии.

Основные характеристики иглокожих включают в себя:

-известковый эндоскелет, состоящий из пластин или косточек;

-радиальная (пятилучевая) симметрия;

-воднососудистая система;

-педицеллярии (небольшие клешни имеющие скелетную структуру, используемые морскими ежами и звездами для очистки и захвата добычи);

-кожные жабры (кожные бугорки, используемые для поглощения кислорода из воды).


Список использованных источников.

1. 1. Джексон Том. Биология. История, теории и практики: АСТ, 2019 г. – 168 с. 978-5-17-108796-8

2. Рупперт Э.Э. Зоология беспозвоночных: функциональные и эволюционные аспекты. Т. 1: Протисты и низшие многоклеточные. / Пер. с англ. 2014. 484 с. ISBN: 978-5-17-108796-8

3. Цингер, Я. А. Занимательная зоология / Я.А. Цингер. - М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 2013. - 184 c. ISBN: 978-5-17-114115-8

4. Шарова И.Х. Зоология беспозвоночных: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений./Шарова И. Х.// -- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. -- 592 с. ISBN: 978-5-906171-06-1

5. Ярыгин В. Н. Биология. В 2 кн. Кн. 1: Учеб. для медиц. спец. вузов - 5-е изд., испр. и доп. / В.Н. Ярыгин, В.И. Васильева, И.Н. Волков, В.В. Синелыцикова//-- М.: Высш. шк., 2003.-- 334 с. ISBN: 978-5-00101-046-3

Электронные ресурсы

1. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://natworld.info/zhivotnye/bespozvonochnye-xarakteristika-i-klassifikaciya

2. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Беспозвоночные

3. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/bespozvonochnie-zhivotnie-teoriya-i-praktikum-k-ekzamenu-po-biologii-2544440.html

4. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studarium.ru/article/38


Приложение 1

Маршрутная карта

Ф.И. ______________________________________________________

Дата и тема________________________________________________

Задания


1. Составить кластер (находится на обратной стороне листа).


2. Филворды. Найдите следующие слова: Муха, паук, насекомые, клещ, черви, рак, скорпион, бабочка, членистоногие, иглокожие, улитка, моллюск, кальмар.

П

А

О

О

Е

Ц

О

Ф

О

Ц

И

А

Ч

О

М

У

Х

А

П

С

П

А

У

К

И

М

Л

М

Я

Р

Л

Н

А

С

Е

К

О

М

Ы

Е

Е

А

К

Л

Е

Щ

Ш

Ф

Ы

Б

Ч

Ш

Ч

Э

Н

Ж

М

Щ

Ч

Ш

Г

Д

М

У

Р

А

К

Ф

И

Е

О

Д

Е

У

А

Ф

О

Ц

У

К

А

Й

С

И

В

И

Р

У

Д

Л

Л

Н

Л

Р

Л

Х

Т

Ж

Й

Ы

В

Ш

П

Е

Л

Б

И

Б

Ь

Ъ

О

О

К

М

И

Е

Д

Ф

Ю

У

Т

Я

М

Ь

Н

К

В

Р

А

К

Е

Д

С

Н

К

Н

А

С

О

О

П

Ц

Н

Н

Г

Б

К

Ф

А

Х

Р

Ы

Г

Л

О

С

К

О

Р

П

И

О

Н

Е

П

А

И

Г

Б

А

Б

О

Ч

К

А

У

Р

П

О

П

Е

И



Приложение 2

Черви

Дождевые черви (лат. Lumbricina) — подотряд малощетинковых. Обитают на всех континентах, кроме Антарктиды, однако лишь немногие виды изначально имели широкий ареал: распространение ряда представителей произошло за счёт интродукции человеком.

Длина тела представителей разных видов варьирует от 2 см до 3 м. Число сегментов также изменчиво: от 80 до 300. При передвижении дождевые черви опираются на короткие щетинки, расположенные на каждом сегменте кроме переднего. Число щетинок изменяется от 8 до нескольких десятков.

Дыхание осуществляется через богатую чувствительными клетками кожу, которая покрыта защитной слизью. Слизь насыщена колоссальным количеством ферментов, которые являются антисептиками. Имеют развитую способность к регенерации.

На значение дождевых червей в процессе образования почвы одним из первых указал Чарльз Дарвин в 1882 году. Земляные черви создают норки в почве (глубиной не менее 60—80 см, крупные виды — до 8 м), способствуя её аэрации, увлажнению и перемешиванию. Черви продвигаются через почву, расталкивая частицы или заглатывая их. Во время дождя земляные черви выходят на поверхность, вероятно, принимая звуки падения дождевых капель за звуки движения хищника — крота, из-за чего и получили название «дождевые черви».

Дождевые черви являются промежуточными хозяевами лёгочных гельминтов свиней и некоторых паразитов птиц.

Небольшие особи используются как живая наживка в любительской рыбалке.

Разведение земляных червей (вермикультура) позволяет переработать различные виды органических отходов в качественное экологически чистое удобрение — биогумус.

В Западной Европе вымытых дождевых червей или порошок из высушенных червей клали на раны для их заживления, при туберкулёзе и раке применялась настойка на порошке, отваром лечили боль в ушах, червями, сваренными в вине — желтуху, настоянным на червях маслом — боролись с ревматизмом.

По преданию, святой Франциск Ассизский собирал и относил попадавшихся ему на пути дождевых червей в безопасное место, чтобы тех не раздавили путники, в память о пророческих словах, относимых к Иисусу Христу: «Я есть червь, а не человек»

Моллюски

Моллюски — крупный по числу видов (130 тыс.) тип животных. Обитают они преимущественно в морях (мидии, устрицы, кальмары, осьминоги), пресных водоемах (беззубки, прудовики, живородки), реже — во влажной наземной среде (виноградная улитка, слизни). Размеры тела взрослых моллюсков разных видов значительно различаются — от нескольких миллиметров до 20 м. Большинство из них — малоподвижные животные, некоторые ведут прикрепленный образ жизни (мидии, устрицы), и только головоногие моллюски способны быстро передвигаться реактивным способом.

Тело имеет двустороннюю симметрию (двустворчатые и головоногие) или асимметричное (брюхоногие). Отделами тела являются голова с расположенными на ней глазами и 1-2 парами щупалец, туловище, в котором расположено большинство внутренних органов, и нога — мускулистая брюшная часть тела, служащая для передвижения. У двустворчатых моллюсков голова редуцирована.

Тело моллюсков заключено в раковину, защищающую животное и дающую опору для прикрепления мышц. Наружный слой раковины роговой, средний (фарфоровый) и внутренний (перламутровый) — известковые. У брюхоногих моллюсков раковина цельная в виде колпачка или спирально завитой башенки. У двустворчатых она состоит из двух створок.

Моллюски, в особенности двустворчатые, например, мидии и устрицы, издревле служили пищей человеку. Другие моллюски, которых часто употребляют в пищу, включают осьминогов, кальмаров, каракатиц и улиток. Морские моллюски составляют значительную часть бентоса. Плотность моллюсков на морском дне может достигать нескольких тысяч особей на 1 м². В толще морские воды многочисленны активно плавающие головоногие, ведущие хищный образ жизни.

Моллюски составляют важное звено в цепях питания в водных и наземных экосистемах. Очень небольшое число видов приспособилось к паразитическому образу жизни.

Особо велика роль двустворчатых моллюсков как биофильтраторов, очищающих водоёмы от органического загрязнения. Кроме того, они поглощают и накапливают в своём теле тяжёлые металлы. Велика роль двустворчатых и в образовании осадочных пород.

Иглокожие

Примерно 500 млн. лет назад, океаническое дно было заселено удивительными животными, которые были похожи то на огромные цветы, то на шары, покрытые длиннейшими иглами, то на многоконечные звезды. Это было время расцвета иглокожих.

Название «иглокожие» – было дано еще древними греками, из-за наличия на теле этих животных игл.

Иглокожие – это морские животные, ведущие прикрепленный или малоподвижный образ жизни. В настоящее время известно около 6 тыс. видов современных иглокожих, размеры тела которых колеблются от нескольких миллиметров до метра. Взрослые особи имеют радиальную (лучевую) симметрию. Внешне иглокожие не похожи на других животных. Форма их тела очень разнообразна: это может быть и диск, и шар, и даже причудливый цветок.

Форма тела:

Шар (морские ежи)

Диск (морские ежи)

Звезда (морские звезды, офиуры)

Цветок (морские лилии)

Червеобразная (голотурии)

Иглокожие обладают внутренним известковым скелетом. Он состоит из пластин, которые могут соединяться друг с другом в жесткий неподвижный, или подвижный панцирь. Пластины скелета очень часто несут на своей поверхности разнообразные иглы, бугры, мелкие гранулы. Скелет служит опорой для прикрепления внутренних органов, защищает тело иглокожих от нападения хищников и механических повреждений.

Многие иглокожие обладают способностью к регенерации, т.е. способны восстанавливать утраченные части тела. Так, например, из одного луча морской звезды может восстановиться целое животное.

Значение Иглокожих

В природе: Освобождают, морское дно от органических останков являются пищей морским животным. В жизни человека: морские ежи и их икра имеют промысловое значение, панцирь морских ежей богат фосфором и кальцием, поэтому перерабатывается на удобрения некоторые виды голотурий под названием «трепанги» употребляют в пищу.

Ракообразные

Ракообразные— крупная группа членистоногих, к ракообразным относятся такие широко известные животные, как крабы, омары, речной рак, креветки и криль, включает около 20 тыс. Ракообразные освоили практически все типы водоёмов. Большинство из них являются активно передвигающимися животными, однако существуют и неподвижные формы — морские жёлуди (балянусы) и морские уточки. Некоторые ракообразные обитают на суше (мокрицы, некоторые крабы и крабоиды), а в почве влажных тропических районов встречаются рачки-бокоплавы. Есть виды ведущие паразитический образ жизни, их хозяевами выступают водные беспозвоночные и рыбы. Ракообразным посвящена наука карцинология.

Как и другие членистоногие, ракообразные имеют прочный хитиновый покров или наружный скелет. Он состоит из нескольких слоёв, периферические слои пропитаны известью, а внутренние состоят в основном из мягкого и эластичного хитина. У мелких низших форм скелет мягкий и прозрачный. Кроме того, в состав хитиновой кутикулы входят разнообразные пигменты, придающие животному покровительственную окраску.

Функция наружного скелета не исчерпывается защитой животного, к нему также прикрепляются различные мышцы.

Кроме того, у ракообразных одновременно присутствуют 2 пары усиков: антеннулы и антенны. Дыхание у большинства представителей осуществляется при помощи жабр.

Вымершие ракообразные оставили после себя многочисленные ископаемые останки, древнейшие из которых датируются кембрийским периодом. Среди ракообразных есть «живые ископаемые»: современный вид щитней Triops cancriformis известен в ископаемом состоянии с триаса и оставался практически неизменным в течение 200 млн лет.

Многие ракообразные употребляются человеком в пищу, особо велико потребление креветок. Такие ракообразные, как веслоногие рачки и криль, возможно, обладают наибольшей биомассой среди всех животных на планете. Они являются важнейшим звеном пищевых цепей.

Пауки

Пауки - безжалостные убийцы. Поймав жертву в шелковые сети, они впрыскивают ей смертоносный яд. Почти все пауки ядовиты, но лишь очень немногие по-настоящему опасны для человека. Пауки принадлежат к классу арахнидов, или паукообразных. Науке известно около 32 000 видов пауков. Несмотря на различия в размерах, внешнем виде и поведении, строение тела у всех в основном одинаковое.

Тело каждого паука состоит из двух отделов. Передний - головогрудь - представляет собой сросшиеся в единое целое голову и грудь. Восемь ног. Другой отдел – брюшко. В нем находятся органы пищеварения и размножения, а также паутинные железы, с помощью которых паук прядет свои сети.

Будучи хищниками (плотоядными), пауки питаются насекомыми и прочей мелкой живностью. Некоторые даже едят небольших мышей и рыбешек, а крупные пауки - даже птиц и лягушек. Отличаясь каннибальскими замашками, большинство пауков не брезгуют и своими собратьями.

Многие пауки убивают жертву, впрыснув ей яд, иные же способны раздавить жертву насмерть. Убив жертву, паук вводит ей внутрь капельку слюны. Слюна содержит особые соки паучьего кишечника, которые разжижают ткани насекомого, после чего паук высасывает похожее на суп вещество. У него даже есть особый орган - сосательный желудок, который работает как насос и позволяет буквально вытянуть из жертвы все соки. Неутомимые прядильщики

Все пауки прядут паутину, играющую очень важную роль в их жизни, и находят ей самые разные применения. Это и паутинные коконы, где в тепле и безопасности из яиц развиваются крохотные детеныши; и спасательные тросы вроде альпинистских, которые крепятся к растениям и не дают пауку упасть на землю. Из паутины пауки свивают гнезда на зиму и, наконец, плетут ловчие сети.

Для разных целей пауки умеют прясть разные нити. Если нужна нить для ловчей сети, тогда особые железы, расположенные рядом с паутинными, покрывают ее слоем клейкого вещества. Чтобы перебраться с места на место или прикрепить ловчую сеть, вырабатывается сухая нить. Другие железы выделяют вещества, из которых прядется нить для свивания кокона. Нить паутины прочнее стальной проволоки того же диаметра и может, не разорвавшись, растянуться еще на треть своей длины.

Чтобы не попасть в собственную ловчую сеть, паук постоянно вырабатывает немного сухой нити. Он хорошо знает, где находятся безопасные участки, и, притаившись на одном из них, терпеливо ждет. К тому же, лапки паука выделяют маслянистое вещество, благодаря которому они не приклеиваются к паутине.

Насекомые

Это самый многочисленный класс, включающий более 1 млн. видов. По своему происхождению — это группа настоящих наземных животных. Насекомые заселили самые различные наземные местообитания, почву, пресные водоемы, прибрежье морей. Большое разнообразие местообитаний в наземной среде способствовало видообразованию и широкому расселению этой многочисленной группы членистоногих.

Главнейшими приспособлениями, обеспечившими прогрессивное развитие насекомых, являются следующие:

Способность к полету, позволяющая насекомым быстро заселять новые территории, преодолевать водные пространства и другие преграды; большая подвижность, обеспеченная развитой поперечнополосатой мускулатурой, членистыми конечностями.

Многослойная хитинизированная кутикула с наружным слоем, содержащим воскоподобные и жировые вещества, защищающая тело от потери влаги, механических повреждений, воздействия ультрафиолетовых лучей.

Кожные покровы насекомых устроены сходно с таковыми паукообразных. В коже расположены различные красящие вещества, определяющие окраску насекомых. Окраска может быть покровительственной, предупреждающей. Имеющиеся на поверхности хитиновой кутикулы многочисленные волоски выполняют функцию осязания. Покровы обильно снабжены различными железами — восковыми, пахучими, прядильными, ядовитыми и т. д., выделения которых играют важную роль в жизни насекомых.

Разнообразие ротовых аппаратов, позволяющее использовать различный кормовой материал, что уменьшает межвидовую конкуренцию и способствует поддержанию высокой численности насекомых.

Малые размеры насекомых, обеспечивающие выживание и способствующие созданию необходимых условий для существования даже в очень незначительных по размеру пространствах (небольшие обрастания на скалах, трещины в коре деревьев, почве и др.).


t1675663123aa.gift1675663123ab.gift1675663123ac.gift1675663123ad.gift1675663123ae.gift1675663123af.gift1675663123af.gift1675663123af.gift1675663123ag.gift1675663123af.gift1675663123ah.gift1675663123ah.gift1675663123ah.gift1675663123ah.gift1675663123ah.gift1675663123ah.gift1675663123ah.gift1675663123ah.gift1675663123ah.gift1675663123ah.gift1675663123ai.gift1675663123ai.gift1675663123ai.gift1675663123ai.gift1675663123ai.gift1675663123ah.gift1675663123ah.gift1675663123ah.gift1675663123ah.gif Беспозвоночные животные Приложение 3

t1675663123ah.gif

t1675663123aj.gift1675663123ak.gift1675663123al.gift1675663123ah.gift1675663123ah.gift1675663123am.gift1675663123ah.gif

Приложение 4

Занимательная задача «Собери слово»

Ф

Ж

А

Ю

Т

Г

О

А

Э

С

Б

У

Е

П

К

И

М

Л

Ф

Н

Ш

Ш

З

П

Ж

Т

Е

Ь

Ф

Н

У

В

К

Ф

К

Г

Я

Ь

М

З

Ш

А

С

Б

А

Т

К

Ф

Ц


Прошу в задачу углубиться и

Отыскать – острее глаз –

Те буквы, что в моей таблице

Встречаются всего лишь раз.

Составь из этих букв слово,

Уже знакомое тебе,

Что будет означать «развитие

Всего живого на Земле».





Ответ: Эволюция.


Приложение 5

Тест «Кто такие беспозвоночные?»

А 1.У какого животного клетка выполняет все функции живого организма?

1. У многоклеточного организма

2. У простейшего

3. У колониального организма

4. У любого живого организма

А 2. Животные должны передвигаться, так как

1. Они ищут освещенные места

2. Добывают готовые органические вещества

3. Все они – хищники, ищут жертву

4. Они – паразиты

А 3. Стрекательные клетки характерны

1. Для всех кишечнополостных

2. Только для актиний

3. Только для гидры

4. Для некоторых, особо опасных для человека, медуз

А 4. К двустворчатым моллюскам не относятся

1. Перловица                                  

2. Жемчужница

3. Корабельный червь                    

4. Каракатица

А 5. Насекомых среди других членистоногих можно узнать по наличию у них

1. Хитинового покрова                  

2. Трех пар ног

3. Членистых конечностей            

4. Отделов тела

А 6. Из указанных ниже насекомых роющие конечности у?

1. Мухи                                          

2. Медведки

3. Клопа                                          

4. Стрекозы

А 7. К насекомым с полным превращением не относится

1. Капустница                              

2. Колорадский жук

3. Тля                                            

4. Тутовый шелкопряд

А 8. Скорпионы относятся к классу

1. Ракообразных                            

2. Раукообразных

3. Насекомых                                  

4. Ни к одному из перечисленных

А 9. Ротовые органы божьей коровки по типу строения относятся к

1. Грызущим                                

2. Лижущим

3. Грызуще-лижущим                  

4. Грызуще-сосущим

А10. У насекомых с полным превращением

1. Личинка похожа на взрослое насекомое

2. За стадией личинки следует стадия куколки

3. Во взрослое насекомое превращается личинка

4. Личинка и куколка питаются одинаковой пищей

Часть 2

В заданиях В1 – В2 выберите три верных ответа из шести.

В1. Сложные фасеточные глаза имеют:

Пчёлы

Пауки

Жуки

Бабочки

Кузнечики

Моллюски

В2. Гермафродитами являются:

1. Бычий цепень

2. Медицинская пиявка

3. Дождевой червь

4. Нереида

5. Пескожил

6. Человеческая аскарида


При выполнении заданий В3 - В5 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.


В3. Установите соответствие между признаком животных и классом, для которого этот признак характерен.

Признак

Класс

А. Кишечная полость

1. Гидроидные

Б. Нервная система в виде сетки

2. Малощетинковые черви

В. Полостное и клеточное пищеварение


Г. Тело состоит из двух слоёв клеток


Д. Тонкая кожа, покрытая слизью


Е. Замкнутая кровеносная система



А

Б

В

Г

Д

Е








В4. Найдите соответствие между типами беспозвоночных и их представителями.

Представители

Тип

А. Молочно-белая планария

1. Кишечнополостные

Б. Человечкская аскарида

2. Плоские черви

В. Кошачья двуустка

3. Круглые черви

Г. Цианея арктическая


Д. Гидра пресноводная


Е. Луковая нематода



А

Б

В

Г

Д

Е









В5. Найдите соответствие между отрядами насекомых и их представителями

Представители

Отряды насекомых

А. Термиды

1. Двукрылые

Б. Оводы

2. Перепончатокрылые

В. Комары

3. Жесткокрылые

Г. Слепни


Д. Долгоносики


Е. Наездники



А

Б

В

Г

Д

Е








Часть 3

С1. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите предложения, в которых сделаны ошибки, запишите правильно их

Речной рак – представитель класса Насекомые

Обитает в пресных водоемах с чистой водой

Питается разными беспозвоночными, растениями, падалью

Ведет дневной образ жизни

Тело членистое, состоит из головы, груди и брюшка


Приложение 6

t1675663123an.png

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.