12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кристина194
Россия, Москва

Учебный предмет: Окружающий мир

Авторы учебника: Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас.

1 класс, тетрадей: Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Рабочая тетрадь. 1 класс

 

Тема: «Кто такие насекомые?»

Цель: 

• создать условия для формирования понятия учащихся о насекомых; 

• учить называть существенные признаки насекомых; 

• дать представление о строении насекомых, раскрыть роль насекомых в природе; 

• развивать речевые навыки, мышление, внимание, наблюдательность;

• воспитывать бережное отношение к насекомым, любовь к природе. 

• организовать деятельность учащихся по формированию универсальных учебных действий вида: 

личностных УУД:

• самоопределение;

• смыслообразование и нравственно – этическая ориентация;

регулятивных УУД:

• контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности;

познавательных УУД:

1. общеучебных:

• поиск и выделение необходимой информации (работа с текстом);

• анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков;

• умение ставить, формулировать и решать проблемы

2. информационных:

• обучение работе с разными видами информации;

• поиск и выделение необходимой информации 

3. логических:

• подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;

• формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное;

• коммуникативных УУД:

• инициативное сотрудничество;

• планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками (распределение ролей в коллективной работе).

Тип урока: ознакомление с новым материалом. 

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, рисунки с насекомыми, загадки о насекомых, таблица строения насекомых.

Ожидаемые результаты формирования УУД по данному уроку:

В области познавательных (общеучебных) УУД школьник научится: ориентироваться в учебной книге - находить и выделять необходимую информацию, выделять существенные признаки.

В области регулятивных УУД (контроль и самоконтроль учебных действий) ученик научится понимать, что можно по-разному отвечать на вопросы, используя личный опыт. 

В области коммуникативных УУД ученик научится планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. В рамках инициативного сотрудничества: работать с соседом по парте – пробовать проверять часть работы. В рамках коммуникации как взаимодействия: видеть разницу двух заявленных точек зрения и понимать необходимость присоединиться к одной из них.

 

ХОД УРОКА

 

I. Организационный момент

Цель: организовать направленное внимание на начало урока.

Вновь звенит для нас звонок,

Начинаем наш урок. 

 

II. Актуализация знаний учащихся

Упражнение «Синоптик»

• Какое сейчас время года?

• Какой месяц?

• Какое число?

• Каково состояние неба?

• Какая температура воздуха?

• Были сегодня в течение дня осадки?

 

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

• Дети, а бывали ли вы когда-нибудь в лесу? А хотели бы еще раз там побывать? Унесет нас туда «волшебный» ветерок. Закрываем глаза ...

(Учитель говорит):

«Ветер, ветер, ветерок,

Подними нас до небес,

На облаке покачай,

Детей наших развлекай.

Как окажемся за городом,

Опусти в безлюдном месте

В зеленый темный лес.

Спасибо, ты нас принес!»

• утренний лес всегда напоминает сказку. Все в нем волшебное, необычное. Под каждым кустиком вас ждет неожиданность, на каждой полянке - чудо. Не верите? Тогда отгадайте загадки: (На доске появляется картина «В лесу». На ней иллюстрации насекомых, учитель открывает, когда дети отгадают загадку.)

На дороге лежит цветок,

Лепестки сворачивает.

Я хотел его поднять – А он летает!

(Бабочка)

 

Эти букашки работящие,

Среди которых нет ленивых.

Целый день они работают

И муравейник свой строят.

(Муравьи)

 

С цветка на цветок.

Летит очень быстро.

Минуток не теряет. 

Медочек собирает.

(Пчелка)

 

Нос длинный, голос тонкий,

Кто его убьет, тот свою кровь прольет.

(Комар)

 

Он черный, мохнатый,

Большой, волосатый.

Целый день летает,

Усталости не знает!

(Шмель)

 

Красный в точку полушубок.

Птички его не затрагивают,

Летает на лужайке.

(Солнышко)

 

• Молодцы дети, узнали всех обитателей леса. Объединяющие слова -отгадки? (Это насекомые).

• Сегодня мы познакомься с волшебным миром насекомых, узнаете о существенных признаках насекомых, о части, из которых состоит их тело, как они живут.

Насекомые - самая многочисленная группа животных. Это жуки, кузнечики, бабочки, мухи.

 

IV. Изучение нового материала

1. Вводный рассказ учителя о разнообразии насекомых

• Насекомые - небольшие по размерам животного. На Земле насчитывается около 1 млн. Различных видов насекомых, почти втрое больше, чем всех других живых существ. А сколько всего насекомых живет на планете, невозможно сосчитать, как невозможно сосчитать листья на деревьях в лесу.

2. Практическая работа. Работа с учебником с. 76-77

• Рассмотрите на фотографиях насекомых.

• Какие из насекомых вам приходилось видеть летом? Назовите их.

• Рассмотрите изображения бабочки. Сколько ножек у бабочки? (6 ножек).

• Сколько частей тела? (Три: голова, грудь, брюшко).

• Какое же строение имеет тело насекомых? Сколько в них ножек. Или по - научному - конечностей? (Таблица «Строение насекомые»)

• Тело насекомых состоит из трех частей: головы, груди и брюшка. Все насекомые имеют по шесть конечностей.

• Рассмотрите изображение паука. Как вы считаете, а паук - это насекомое? Сколько ножек у паука? (8) .Сколько частей тела? У него две части тела: головогрудь и брюшко, а не три как у насекомых. Голова и грудь у паука не разделяются, а срослись. И у него 8 ножек, не имеет крыльев. Итак, паук - это не насекомое.

3. Работа в парах.

• Рассмотрите рисунки бабочки и жука.

• Сравните бабочки и жука по размеру, окраске, частями тела.

• Чем они похожи? (Бабочка и жук - насекомые. У них шесть ног.)

• Чем отличаются? (По размерам и окраске. У бабочки крылышки тонкие, а в жука - твердые.)

Сравните муху и пчелу по размеру, окраске, частями тела.

• Чем они похожи? (Муха и пчела - насекомые. У них шесть ног.)

• Чем отличаются? (По размерам и окраске. У пчелы 4 тоненькие прозрачные крылья, а у мухи - два.)

• Сравните колорадского жука и солнышко по размеру, окраске, частями тела.

• Чем они похожи? (Колорадский жук и солнышко-это насекомые. У них шесть ног.)

• Чем отличаются? (По размерам и окраске.)

Вывод. Насекомых очень много. Все они разные.

4. Обобщающий рассказ учителя

Внешне насекомые очень разнообразны. Бабочка отличается от мухи, жук - от комара, конек - от пчелы. Но общим для них всех является то, что:  

• у насекомых 6 ног;

• тело разделено на 3 части: голова, грудь, брюшко.
На голове у насекомых есть усики, глаза и рот. С помощью усиков они чувствуют запахи. 

• Усики у насекомых разнообразны: волосатые, короткие, длинные. Обоняние у насекомых очень хорошее, это помогает им в поисках пищи. 

• К груди прикреплены 4 крыла и 6 ног. Многие насекомые хорошо видят, а в некоторых и вовсе нет глаз. Зато глаза стрекозы занимают почти всю голову, каждый глаз состоит из множества глаз. Во все стороны смотрит бабка, и, не поворачивая головы, хватает добычу своими длинными лапками.

5. Беседа с элементами рассказа об образе жизни насекомых.

• Где живут насекомые? Они живут повсюду: в воде (водомерка, жук-плавунец) в почве (медведка) в траве и на деревьях (кузнечики, бабочки, муравьи) в домах (тараканы, клопы) на теле животных и человека (блохи, вши).

• Как передвигаются насекомые? Большинство насекомых хорошо летает, плавает в воде, прыгает, бегает по суше.

• Чем питаются насекомые? Среди них есть растительноядные, питающиеся нектаром цветов (бабочки), листьями и травой (жуки, саранча, колорадский жук). Насекомые-хищники питаются другими насекомыми (солнышко, бабки, жужелицы). Насекомые-паразиты питаются кровью животных и человека (блохи, вши).

• В какое время года много насекомых? Куда же они исчезают зимой? (Одни зимуют под корой деревьев (солнышко, крапивница) или глубоков почве (колорадский жук). Другие погибают, а зимуют их яйца, личинки или куколки - майский жук, яблоневая плодожорка.)

• А какое же значение насекомых в жизни человека? Насекомые приносят большую пользу человеку. Так, пчела - это первая насекомое, от которого человек начал получать пользу.

• Что получает человек от пчел? Люди получают от пчел: мед, воск, прополис, пчелиный яд, пчелиное молочко. За лето пчелиная семья собирает почти 150 кг меда и С, кг воска. Мед - не только вкусный продукт питания, а также ценные лекарства, которыми лечат многие заболевания человека. Там, где летает много пчел, получают большой урожай овощей и фруктов.

Среди насекомых есть такие, которые вредят человеку. Мухи, комары, блохи являются переносчиками болезней. Свекловичный долгоносик, яблоневая плодожорка, колорадский жук и многие другие - вредители поля, сада, огорода.

И все же польза от насекомых значительно больше, чем вред, который они наносят человеку. Поэтому полезных насекомых надо охранять. Полезными являются:

• шмели, осы, бабочки - они опыляют цветы;

• солнышко, бабочки, муравьи, жужелицы, насекомые - хищники, которые поедают вредных насекомых

6. Чтение рассказа "Золотая скрипочка" Василия Чухлиба.

Таня рвет траву крольчатам, вплоть Тарасик бежит. Увидел Таню и к ней.

- Хочешь послушать музыку?

- Хочу.

Тарасик подал Тане большой тыквенный цветок, перевязанный травой.

- Вот, примеры к уху.

И действительно, музыка! В цветке как бы маленькая скрипочка играет!

- Как это ты сделал? - удивилась Таня.

- А очень просто, - рассказывает Тарасик. - Пошел на город, подстерег, как пчела в тыквенный цветок залезла. И закрыл ее там. Вот это и есть музыка!

- Ты что, - нахмурилась Таня. - ей же надо с цветка на цветок летать, мед собирать. Давай выпустим пчелку.

- Давай! - сказал Тарасик.

Он раскрыл цветок, и из нее вдруг вылетела пчела. Повертелась немного, и улетела на огород или на пасеку.

А Тане и Тарасику еще долго слышалось, как играет золота скрипочка.

- О чем рассказывается в рассказе?

- Правильно ли поступили дети Почему?

7. Физкультминутка «Веселые букашки».

Все проснулись букашки,

Поднялись пчелки, божьи коровки, муравьи,

Кузнечики, бабочки, мушка и веселые Пчелки.

Потянулись, улыбнулись,

Крылышками смахнули,

Ветерок от них почувствовали.

Наклонились вправо, влево,

Постучали по коленям.

Все вокруг вернулись.

Опять соседа улыбнулись.

Трижды захлопали в ладошки.

Движения выполнили все,

Вы букашки - молодцы!

 

V. Исследовательская лаборатория.

Как живут муравьи? (Учебник, с. 77.)

а) Отгадывание загадок.

• В лесу у пня беготня, суета, народ рабочий весь день хлопочет. (Муравьи)

• их в траве много, любят работать: строители малые делают домик из земли. (Муравьи)

• Почему эти животные являются насекомыми?

• Знаете ли вы, как живут муравьи?

б) Беседа по рисункам таблице "Как живут муравьи" с элементами рассказа.

• Рассмотрите рисунок.

• Что изображено на нем?

• Где живут муравьи? (В муравейнике.)

• Муравьи живут одиночно или семьей? (Семьей.)

• Составьте рассказ, по рисунку, как живут муравьи.

Муравьи живут семьей в муравейнике. Муравьиное жилье является не только на поверхности земли, но и глубоко под землей. В муравейнике много ходов, разделенных на отдельные камеры, в которых и живут насекомые.

Как горка вырос дом, комнат много в нем подземные ходы все новое, семья большая здесь живет: работа найдется здесь всем; мурашечки строят дом.

Каждый муравей имеет свои обязанности и выполняет определенную работу.

муравьиная семья

Все муравьи трудолюбивые, среди которых нет ленивых.

Целый день они работают, и муравейник свой строят - не для себя, для семьи, для всей муравьиной.

У муравьев есть самки, которые откладывают яйца, есть и самцы. У самок и самцов вырастают крылья. Самок муравьи уважают.

Больше муравьев - бескрылых рабочих. Они занимаются строительными работами в муравейнике, поддерживают муравейник в чистоте, ухаживают за личинками.

Есть и муравьи - солдаты, которые имеют большие размеры, большую голову и мощные челюсти. Они охраняют муравейник. Когда рабочие муравьи возвращаются домой, они стучат усиками солдат по голове, и те пропускают их в муравейник.

Рабочие муравьи во всем помогают друг другу и действуют совместно.

С утра до вечера муравьи работают и запасаются продуктами, тянут строительный материал (хвоинки ели, травинку, горсть земли), возводят еще один этаж муравейника. Одна за другой снуют они своими проторенными дорожками, их ноша часто бывает больше их.

Движутся насекомые муравьиных тропах. Муравей-разведчик, найдя добычу, возвращается в муравейник и трется усиками о усики своих родственников, сообщая им информацию. На пути к муравейника, она оставляет пахучий след, по которому другие легко находят добычу.

Итак, насекомые общаются друг с другом с помощью прикосновений усиками и "языком запахов". В муравьев очень хорошо развито обоняние. Некоторые ученые считают, что муравьи общаются и с помощью звуков, но звуки эти неслышимые для человеческого уха.

Муравьи питаются вредителями леса - насекомыми и их личинками, а также часть животных, сладким нектаром растений.

Иногда муравьи захватывают на своих охотах насекомое - тлю, которая питается соком растений, и удерживают ее как дойную корову. Они с помощью лапок и усиков щекочут ее и она выделяет сладкую жидкость, которой питаются муравьи. Там, где гнезда муравьиные, пышные заросли шиповника и кусты малины вузы, листья, ягоды крупнее.

Понять это не трудно - почва улучшают муравьи.

Муравьи разрыхляют почву своими ходами, способствуют его увлажнению, обогащению перегноем, воздухом.

Зимуют муравьи в подземной части муравейника, где температура не такая низкая, как на поверхности. Там они собираются в тесный клубок и в таком состоянии находятся до весны.

в) Подумайте, почему нельзя разрушать муравейник?

• Почему муравьев называют санитарами леса?

Вывод. Муравьи - санитары леса. Они уничтожают его вредителей, питаются остатками животных. Не разрушайте муравейника

 

VI. Закрепление изученного материала

1. Игра «Какое животное заблудилась?»

Рассмотрите иллюстрации на доске. Назовите животное, является лишним в каждой строке. Объясните свой выбор.

• Комар, солнышко, паук, оса.

• Муха, рак, пчела, муравей.

• Жук, бабочка, кот, солнышко.

 

2. Ира «Поймай насекомое»

Учитель называет животных. Если ученики слышат название насекомого, они хлопают в ладоши.

Материал для игры: соловей, солнышко, бабочка, таракан, лягушка, шмель зайчик, колорадский жук, стрекоза, муха, блоха, рыба, змея, медведь, водомерка, оса, муравей, еж.

3. Игра "Узнай букашку" (учитель предлагает названия животных, когда ученики услышат название насекомого, хлопают в ладоши). Соловей, ворона, синица, пчелка, дятел.

А может кто-то знает что-то интересное о пчелку?

Упражнение "Обучающее Учусь"

1 ученик-пчелка: Я знаю, что пчелы производят целебный мед, опыляют цветы. Домики, в которых живут пчелы, называются ульями. Пчела трудолюбивая. Недаром в народе говорят: "Пчела мала, а и та работает".

Продолжаем игру.

• Лиса, волк, муравей, медведь.

• А что интересно вы знаете о муравьев?

2 ученик-муравей Я знаю, что муравьев называют лесными санитарами, потому что они уничтожают 15-20 тысяч вредных насекомых в день, а полезных не трогают. Муравьи, как и пчелы трудолюбивые. Живут эти насекомые семьями.

• Продолжаем игру.

• Окунь, карась, лягушка, божья коровка, паук.

А что интересно вы знаете о солнышко?

3 ученик-солнышко Я знаю, что солнышко - полезная насекомое. Она поедает тлю - крошечных насекомых, которые осыпают молодые растения и высасывают из них соки. Эта трудолюбивая насекомое за день съедает до двухсот вредных насекомых.

4. Игра "Выбери насекомое

А). Надо найти насекомое среди группы других животных;

Б). Определить, насекомое полезно, а какое вредно

 

 

VII. Итог урока. Рефлексия

Работа над пословицами

• Муравей слабый, но камень сдвинет

• Маленький муравей телом, но большой делом.

• Муравьи совместно и льва одолеют.

 

Игра «Да или нет»

Муравьи - трудолюбивые, ленивые, смелые, дружные, умные, сильные, веселые ...

Упражнение «Народная мудрость»

• В то время, когда мы загадываем загадки, природа загадывает загадки нам. Если внимательно присмотреться за поведением насекомых, мы можем понять, какая погода будет завтра.

• Если пауки собираются в кучки - будет ясная и хорошая погода. Если пауки осенью наплели много паутины - будет суровая зима.

• Когда комары и мошки летают облаками (собираются вместе) - будет хорошая солнечная погода. Если мошки лезут в лицо - будет дождь.

• Особенно надоедливыми мухи становятся перед непогодой, они ищут,где бы им спрятаться.

• Жуки летают низко - погода будет хорошей и солнечной.

• Если в поле все пчелы летят в одном направлении - будет дождь. А если на небе черные тучи, а пчелы не прячутся - ливни не будет


БЕСЕДА

• О ком мы сегодня говорили?

• Назовите, каких насекомых вы знаете?

• Какие существенные признаки всех насекомых?

• Со скольких частей состоит тело насекомого? Назовите эти части.

• А какие насекомые трудолюбивые?

• Дети, как мы должны относиться к насекомым?

 

Урок окончен

 

Список использованной литературы:  

1. Касаткина Н.А. Учебно–воспитательные занятия в группе продлённого дня: конспекты занятий, занимательные материалы, рекомендации.1 – 4 классы, – Волгоград: Учитель, 2005.

2. Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник для 1 класса начальной школы в 2 частях (1 часть), - М.: Просвещение, 2008.

3. Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Рабочая тетрадь.1 класс, - М.: Просвещение, 2010.

4. Фефилова Е.П., Поторочина Е.А., Дмитриева О.И. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 1 класс. – М.: ВАКО, 2008.

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.