по математике для 4 класса на 2015-16 уч. год
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями
федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования второго поколения
Количество часов в неделю: 4
Всего: 136 часов
Учитель: Купрякова Л.А.
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике для 4 класса составлена на основе
ФГОС второго поколения и системы учебников «Школа России».
и авторской программы (Авторы . М.И. Моро и др.).
Соответствие Государственному образовательному стандарту : Рабочая программа по математике для 4 класса
разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373).
- Сборника рабочих программ УМК «Школа России». 1-4 классы. – М.: Просвещение, 2011 («Математика» - авт. М.И. Моро и др.).
-Учебного плана для 4 класса в соответствии с ФГОС НОО на 2015-2016 учебный год и направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий
Программа разработана с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса по математике, возрастных особенностей младших школьников.
Роль и место дисциплины. Изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника.
Приобретенные им знания, первоначальное овладение математическим языком станут фундаментом для дальнейшего обучения этому предмету, а также необходимыми для применения в жизни. На реализацию программы по математике в 4 классе в федеральном базисном учебном плане предусмотрено - 136 часов ( 4 часа в неделю, 34 недели)
Основная цель обучения математике состоит в формировании всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят ученика к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе.
Исходя из общих положений концепции математического образования, начальный курс математики призван решать следующие задачи:
- создать условия для формирования логического и абстрактного мышления у младших школьников на входе в основную школу как основы их дальнейшего эффективного обучения;
- сформировать набор необходимых для дальнейшего обучения предметных и общеучебных умений на основе решения как предметных, так и интегрированных жизненных задач;
- сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;
- сформировать устойчивый интерес к математике на основе дифференцированного подхода к учащимся;
- выявить и развить математические и творческие способности на основе заданий, носящих нестандартный, занимательный характер.
Данный курс создан на основе личностно ориентированных, деятельностно-ориентированных и культурно-ориентированных принципов, сформулированных в образовательной программе «Школа России», основной целью которой является формирование функционально грамотной личности, готовой к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе, владеющей системой математических знаний и умений, позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач, руководствуясь при этом идейно-нравственными, культурными и этическими принципами, нормами поведения, которые формируются в ходе учебно-воспитательного процесса.
Общая характеристика учебного предмета математики
Содержание программы по математике позволяет шире использовать дифференцированный подход к учащимся. Это способствует нормализации нагрузки обучающихся, обеспечивает более целесообразное их включение в учебную деятельность, своевременную корректировку трудностей и успешное продвижение в математическом развитии
Начальный курс математики - курс интегрированный: в нем объединены арифметический, алгебраический и геометрический материалы. При этом основу начального курса составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырех арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений.
Наряду с этим важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их измерением.
Курс предполагает также формирование у детей пространственных представлений, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими чертежными и измерительными приборами.
Изучение начального курса математики должно создать прочную основу для дальнейшего обучения этому предмету. Для этого важно не только вооружить учащихся предусмотренным программой кругом знаний, умений и навыков, но и обеспечить необходимый уровень их общего и математического развития. Последнее может быть достигнуто лишь при условии реализации в практике соответствующей целенаправленной методики.
Программа предусматривает раскрытие взаимосвязи между компонентами и результатами действий. Важнейшее значение придается постоянному использованию сопоставления, сравнения, противопоставления связанных между собой понятий, действий и задач, выяснению сходства и различия в рассматриваемых фактах. С этой целью материал сгруппирован так, что изучение связанных между собой понятий, действий, задач сближено во времени.
При обучении математике важно научить детей самостоятельно находить пути решения предлагаемых программой задач, применять простейшие общие подходы к их решению.
Геометрический материал предусмотрен программой для каждого класса. Круг формируемых у детей представлений о различных геометрических фигурах и некоторых их свойствах расширяется постепенно. Это точка, линии (кривая, прямая), отрезок, ломаная, многоугольники различных видов и их элементы .
Содержание курса математики позволяет осуществлять его связь с другими предметами, изучаемыми в начальной школе (русский язык, природоведение, трудовое обучение).
Основные содержательные линии курса
Основные содержательные линии представлены в программе разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения», «Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией». Основу курса математики в 4 классе составляет внетабличное умножение и деление, изучение нумерации чисел в пределах 1000000 и четыре арифметических действия с числами в пределах 1000000.
Планируемые результаты освоения программы
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
— Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
— Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
— Целостное восприятие окружающего мира.
— Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
— Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
— Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
— Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты
— Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
— Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
— Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
— Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
— Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
— Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Предметные результаты
— Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений ,а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
— Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
— Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
— Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу 4 класса
В результате освоения предметного содержания курса математики у учащихся формируются общие учебные умения и способы познавательной деятельности. Математическое содержание позволяет развивать и организационные умения: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий; осуществлять контроль и оценку их правильности, поиск путей преодоления ошибок.
У учащегося будут сформированы:
положительное отношение к урокам математики, к обучению, к школе;
интерес к познанию, к новому учебному материалу, к овладению новыми способами познания, к исследовательской и поисковой деятельности в области математики;
основы целостного восприятия и универсальности математических способов его познания;
навыки самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности на основе выделенных критериев её успешности;
определение наиболее эффективных способов достижения результата, осваивание начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
умения и навыки самостоятельной деятельности, осознание личной ответственности за её результат;
навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
начальные представления об основах гражданской идентичности
Учащийся получит возможность для формирования:
понимания универсальности математических способов познания закономерностей окружающего мира, умения строить и преобразовывать модели его отдельных процессов и явлений;
адекватной оценки результатов своей учебной деятельности на основе заданных критериев её успешности;
устойчивого интереса к продолжению математического образования, к расширению возможностей использования математических способов познания и описания зависимостей в явлениях и процессах окружающего мира, к решению прикладных задач.
Регулятивные
Учащийся научится:
принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать и находить средства их достижения;
определять наиболее эффективные способы достижения результата, освоение начальнвх форм познавательной и личностной рефлексии;
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
воспринимать и понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Учащийся получит возможность научиться:
ставить новые учебные задачи под руководством учителя;
находить несколько способов действий при решении учебной задачи, оценивать их и выбирать наиболее рациональный.
Познавательные
Учащийся научится:
использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
представлять информацию в знаково-символической или графической форме: самостоятельно выстраивать модели математических понятий, отношений, взаимосвязей и взаимозависимостей изучаемых объектов и процессов, схемы решения учебных и практических задач; выделять существенные характеристики объекта с целью выявления общих признаков для объектов рассматриваемого вида;
владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений;
владеть базовыми предметными понятиями и межпредметными понятиями (число, величина, геометрическая фигура), отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика», используя абстрактный язык математики;
использовать способы решения проблем творческого и поискового характера;
владеть навыками смыслового чтения текстов математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами;
Учащийся получит возможность научиться:
понимать универсальность математических способов познания закономерностей окружающего мира, выстраивать и преобразовывать модели его отдельных процессов и явлений;
выполнять логические операции: сравнение, выявление закономерностей, классификацию по самостоятельно найденным основаниям — и делать на этой основе выводы;
устанавливать причинно-следственные связи между объектами и явлениями, проводить аналогии, делать обобщения;
осуществлять расширенный поиск информации в различных источниках;
Коммуникативные
Учащийся научится:
строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
признавать возможность существования различных точек зрения, согласовывать свою точку зрения с позицией участников, работающих в группе, в паре, корректно и аргументированно, с использованием математической терминологии и математических знаний отстаивать свою позицию;
принимать участие в работе в паре, в группе, использовать речевые средства, в том числе математическую терминологию, и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач, в ходе решения учебных задач, проектной деятельности;
Учащийся получит возможность научиться:
обмениваться информацией с одноклассниками, работающими в одной группе;
обосновывать свою позицию и соотносить её с позицией одноклассников, работающих в одной группе.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Учащийся научится:
образовывать, называть, читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от 0 до 1 000 000;
заменять мелкие единицы счёта крупными и наоборот;
устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/ уменьшение числа в несколько раз); продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа;
группировать числа по заданному или самостоятельно установленному одному или нескольким признакам;
читать, записывать и сравнивать величины
выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное число в пределах 10 000
устанавливать зависимости между объектами и величинами, представленными в задаче, составлять план решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
решать арифметическим способом текстовые задачи (в 1—3 действия) и задачи, связанные с повседневной жизнью;
оценивать правильность хода решения задачи, вносить исправления, оценивать реальность ответа на вопрос задачи.
решать задачи в 3—4 действия;
находить разные способы решения задачи.
распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол; многоугольник, в том числе треугольник, прямоугольник, квадрат; окруж ность, круг);
выполнять построение геометрических фигур с заданными размерами (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
измерять длину отрезка;
вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;
оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближённо (на глаз).
Учащийся получит возможность научиться:
распознавать, различать и называть геометрические тела: прямоугольный параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус;
соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для решения задач,
связанных с бытовыми жизненными ситуациями
- выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания в изменённых условиях;
- соотносить результат проведенного самоконтроля с поставленными целями при изучении темы, оценивать их и делать выводы
Формы организации учебного процесса
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, обобщающих уроков.
Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.
Особое место в овладении данным курсом отводится работе по формированию самоконтроля и самопроверки.В ходе прохождения программы обучающиеся посещают урочные занятия, занимаются внеурочно (домашняя работа).
10. Итоговый контроль
Один раз в год оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью итогового теста или контрольной работы, которые включают вопросы (задания) по основным проблемам курса.
Текущий контроль, по изучению каждого основного раздела, проводится в форме проверочной работы.
11. Объем и сроки изучения
На изучение математики отводится 4 часа в неделю, всего - 136 часа:
. УМК «Школа России»
.Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
1.Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика. Учеб. для 4 кл. нач. шк. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2013.
2.М.И. Моро, С.И. Волкова. Тетрадь по математике для 4 класса начальной школы в 2 ч.. – М.: Просвещение, 2014.
3. Т.Н. Ситникова, И.Ф. Яценко. Поурочные разработки по математике: 4класс: к учебнику М.И. Моро и др. «Математика. 4 класс. В двух частях». – М.: «ВАКО», 2013.
4. Контрольно – измерительные материалы. Математика: 4 класс Т.Н. Ситникова – М.: ВАКО, 2013.
5.Волкова С.И. Устный счет. Москва Вако.2014
6. Электронное приложение к учебнику «Математика», 4 класс – Моро М.И. (Диск СD) – М.: Просвещение, 2013
Интернет-источники http: //www.edu.ru (Российское образование. Федеральный портал)
http://www.ug.ru (Учительская газета) , http://www.lessons.irk.ru (Нестандартные уроки)
http://www.intergu.ru (Интернет-государство учителей) , http://www.ed.gov.ru (МО РФ)
Тематическое планирование по математике 4 класс,
136 часов (4 часа в неделю)
№ п/п |
Дата |
Тема урока |
Вид контроля |
Характеристика деятельности учащихся |
Примечание |
|
план |
факт |
1 четверть (36 часов) Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание Повторение (13 часов) |
||||
1/1 |
Нумерация. Счёт предметов. Разряды |
текущий контроль |
Называть последовательность чисел в пределах 1000; объяснять, как образуется каждая следующая счётная единица. Называть разряды и классы. |
|||
2/2 |
Числовые выражения. Порядок выполнения действий |
индивидуальный контроль |
Вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 действия. Понимать правила порядка выполнения действий в числовых выражениях |
|||
3/3 |
Нахождение суммы нескольких слагаемых |
текущий контроль |
Вычислять сумму трёх слагаемых. Вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 действия |
|||
4/4 |
Вычитание трёхзначных чисел |
текущий контроль |
Использовать алгоритм письменного вычитания чисел и выполнять эти действия с числами в пределах 1000 |
|||
5/5 |
Приёмы письменного умножения трехзначных чисел на однозначные |
индивидуальный контроль |
Выполнять письменное умножение в пределах 1000 с переходом через разряд многозначного числа на однозначное. |
|||
6/6 |
Письменное умножение однозначных чисел на многозначные |
текущий контроль |
Выполнять письменное умножение в пределах 1000 с переходом через разряд многозначного числа на однозначное |
|||
7/7 |
Приёмы письменного деления трехзначных чисел на однозначные |
текущий контроль |
Выполнять письменное деление в пределах 1000 |
|||
8/8 |
Деление трёхзначных чисел на однозначные |
индивидуальный контроль |
Выполнять письменное деление многозначного числа на однозначное по алгоритму |
|||
9/9 |
Приемы письменного деления трёхзначных чисел на однозначное число |
текущий контроль |
Выполнять письменное деление многозначного числа на однозначное по алгоритму |
|||
10/10 |
Деление трехзначного числа на однозначное, когда в записи частного есть нуль |
текущий контроль |
Выполнять письменное деление многозначного числа на однозначное с объяснением, когда в записи частного есть нуль. |
|||
11/11 |
Знакомство со столбчатыми диаграммами. Чтение и составление столбчатых диаграмм |
индивидуальный контроль |
Читать и строить столбчатые диаграммы |
|||
12\12 |
Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». Вводная диагностическая работа |
текущий контроль |
Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее |
|||
13/13 |
Работа над ошибками. «Странички для любознательных» |
текущий контроль |
Пользоваться вычислительными навыками, решать составные задачи |
|||
Числа, которые больше 1000. Нумерация (11 часов) |
||||||
14/1 |
Нумерация. Класс единиц и класс тысяч |
текущий контроль |
Называть новую счётную единицу – тысячу. Называть разряды, которые составляют первый класс, второй класс |
|||
15/2 |
Чтение многозначных чисел |
индивидуальный контроль |
Читать числа в пределах миллиона |
|||
16/3 |
Запись многозначных чисел |
текущий контроль |
Записывать числа в пределах миллиона |
|||
17/4 |
Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых |
текущий контроль |
Представлять многозначное число суммой разрядных слагаемых. Выполнять устно арифметические действия над числами в пределах сотни и с большими числами в случаях, легко сводимых к действиям в пределах ста |
|||
18/5 |
Сравнение многозначных чисел |
индивидуальный контроль |
Сравнивать числа по классам и разрядам. Оценивать правильность составления числовой последовательности |
|||
19/6 |
Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз |
текущий контроль |
Увеличивать (уменьшать) числа в 10, 100, 1000 раз |
|||
20/7 |
Выделение в числе общего количества единиц любого разряда |
текущий контроль |
Выделять в числе общее количество единиц любого разряда |
|||
21/8 |
Класс миллионов и класс миллиардов |
индивидуальный контроль |
Называть класс миллионов, класс миллиардов. Читать числа в пределах 1 000 000 000 . Пользоваться вычислительными навыками, решать составные задачи |
|||
22/9 |
Проект: «Математика вокруг нас». |
текущий контроль |
Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера, составлять задачи |
|||
23/10 |
Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». |
текущий контроль |
Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее |
|||
24/11 |
Обобщение знаний по теме «Нумерация» |
индивидуальный контроль |
Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее |
|||
Величины (12 часов) |
||||||
25/1 |
Единица длины – километр. |
текущий контроль |
Называть единицы длины. Сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах |
|||
26/2 |
Соотношение между единицами длины |
индивидуальный контроль |
Называть единицы длины. Сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах |
|||
27/3 |
Единицы площади: квадратный километр, квадратный миллиметр |
текущий контроль |
Называть единицы площади. Использовать приобретенные знания для сравнения и упорядочения объектов по разным признакам: длине, площади |
|||
28/4 |
Таблица единиц площади |
текущий контроль |
Называть результат при переводе одних единиц массы в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними |
|||
29/5 |
Определение площади с помощью палетки |
индивидуальный контроль |
Использовать приём измерения площади фигуры с помощью палетки. Сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах, решать текстовые задачи арифметическим способом |
|||
30/6 |
Масса. Единицы массы: центнер, тонна |
текущий контроль |
Понимать понятие «масса», называть единицы массы. Сравнивать величины по их числовым значениям |
|||
31/7 |
Таблица единиц массы |
текущий контроль |
Использовать таблицу единиц массы. Сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах. Решать задачи арифметическим способом |
|||
32/8 |
Обобщение знаний: Величины |
индивидуальный контроль |
Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее |
|||
33/9 |
«Странички для любознательных» |
текущий контроль |
Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее |
|||
34/10 |
Время. Единицы времени: год, месяц, неделя |
текущий контроль |
Называть единицы времени: год, месяц, неделя |
|||
35/11 |
Единица времени – сутки |
индивидуальный контроль |
Называть единицы времени: минута, час, сутки, неделя, месяц, год. Определять соотношения между ними. Определять время по часам (в часах и минутах), сравнивать величины по их числовым значениям |
|||
36/12 |
Решение задач на определение начала, продолжительности и конца события |
текущий контроль |
Решать задачи на определение начала, продолжительности и конца события |
|||
2 четверть (28 часов) Числа, которые больше 1000. Величины (продолжение) (4 часа) |
||||||
37/1 |
Единица времени – секунда |
Называть новую единицу измерения времени - секунду |
||||
38/2 |
Единица времени – век |
текущий контроль |
Называть новую единицу измерения времени – век |
|||
39/3 |
Таблица единиц времени. |
индивидуальный контроль |
Использовать таблицу единиц времени. Сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах |
|||
40/4 |
«Проверим себя и оценим свои достижения»» |
текущий контроль |
Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее |
|||
Сложение и вычитание (11 часов)
|
||||||
41/1 |
Устные и письменные приёмы вычислений |
текущий контроль |
Объяснять приёмы письменного сложения и вычитания чисел и выполнять эти действия с числами в пределах 1 000 000 |
|||
42/2 |
Приём письменного вычитания для случаев вида 7000 – 456, 57001 – 18032 |
индивидуальный контроль |
Использовать приёмы сложения и вычитания чисел, запись которых оканчивается нулями |
|||
43/3 |
Нахождение неизвестного слагаемого |
текущий контроль |
Использовать правило нахождения неизвестного слагаемого. Пользоваться изученной математической терминологией, проверять правильность выполненных вычислений |
|||
44/4 |
Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого |
текущий контроль |
Использовать правило нахождения неизвестного уменьшаемого и неизвестного вычитаемого. Вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 действия (со скобками и без них) |
|||
45/5 |
Нахождение нескольких долей целого |
индивидуальный контроль |
Находить несколько долей целого. Вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 действия (со скобками и без них) |
|||
46/6 |
Нахождение несколькихдолей целого |
текущий контроль |
Находить несколько долей целого. |
|||
47/7 |
Решение задач раскрывающих смысл арифметических действий |
текущий контроль |
Решать задачи арифметическим способом. Сравнивать площади фигур |
|||
48/8 |
Сложение и вычитание значений величин |
индивидуальный контроль |
Выполнять сложение и вычитание величин |
|||
49/9 |
Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц |
текущий контроль |
Решать текстовые задачи арифметическим способом, пользоваться изученной математической терминологией |
|||
50/10 |
Проверим себя и оценим свои достижения»» «Сложение и вычитание» |
текущий контроль |
Использовать приёмы сложения и вычитания многозначных чисел. Решать задачи арифметическим способом |
|||
51/11 |
Работа над ошибками. «Странички для любознательных» - |
индивидуальный контроль |
Анализировать результаты выполненной работы, оценивать их и делать выводы |
|||
52/12 |
Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились» |
текущий контроль |
Использовать приёмы сложения и вычитания многозначных чисел. Решать задачи арифметическим способом |
|||
Умножение и деление (11 часов) |
||||||
53/1 |
Умножение и его свойства. Умножение на 0 и 1 |
текущий контроль |
Использовать свойства умножения на 0 и на 1 при выполнении вычислений |
|||
54/2 |
Письменное умножение многозначного числа на однозначное |
индивидуальный контроль |
Выполнять письменное умножение многозначного числа на однозначное |
|||
55/3/4 |
Умножение на 0 и 1 |
текущий контроль |
Называть результат умножения любого числа на 0, на 1. Применять полученные знания для решения задач |
|||
56/5 |
Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями. |
текущий контроль |
Объяснять приёмы умножения на однозначное число многозначных чисел, оканчивающихся нулями |
|||
57/6 |
Нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя |
индивидуальный контроль |
Использовать правило нахождения неизвестного множителя, неизвестного делимого и неизвестного делителя. Вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 действия (со скобками и без них) |
|||
58/7 |
Деление многозначного числа на однозначное. |
текущий контроль |
Применять правила деления суммы на число и использовать его при решении примеров и задач. Применять полученные знания для решения задач. Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее |
|||
59/8 |
Работа над ошибками. «Странички для любознательных» |
текущий контроль |
Выполнять деление многозначного числа на однозначное с объяснением |
|||
60/8 |
Промежуточная диагностика |
индивидуальный контроль |
Применять правила порядка выполнения действий в выражениях в 2-3 действия (со скобками и без них). Применять полученные знания для решения задач |
|||
61/9 |
Работа над ошибками. |
текущий контроль |
Выполнять деление многозначного числа на однозначное с объяснением |
|||
62/10 |
Решение задач на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, выраженных в косвенной форме. |
текущий контроль |
Применять полученные знания для решения задач |
|||
63/11/ |
Проверим себя и оценим свои достижения»» |
индивидуальный контроль |
||||
3 четверть (40 часов) |
||||||
Числа, которые больше 1000. Умножение и деление (продолжение) (40 часов) |
||||||
64/1 |
Письменное деление многозначного числа на однозначное |
текущий контроль |
Делить многозначное число на однозначное, проверять правильность выполненных вычислений |
|||
65/2 |
13 |
Решение задач на пропорциональное деление. |
индивидуальный контроль |
Применять полученные знания для решения задач |
||
66/3 |
14 |
Письменное деление многозначного числа на однозначное |
текущий контроль |
Делить многозначное число на однозначное, проверять правильность выполненных вычислений |
||
67/4 |
15 |
Решение задач на пропорциональное деление |
текущий контроль |
Применять полученные знания для решения задач |
||
68/5 |
18 |
Деление многозначного числа на однозначное |
индивидуальный контроль |
Делить многозначное число на однозначное, проверять правильность выполненных вычислений |
||
69/6 |
20 |
«Умножение и деление на однозначное число» |
текущий контроль |
Делить многозначное число на однозначное, делать проверку |
||
70/7 |
21 |
Работа над ошибками. Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились» |
текущий контроль |
Использовать приёмы деления многозначного числа на однозначное. Решать задачи арифметическим способом |
||
71/8 |
22 |
Контрольная работа «Умножение и деление на однозначное число» |
индивидуальный контроль |
Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее |
||
72/9 |
Работа над ошибками. |
текущий контроль |
Применять полученные знания для решения задач |
|||
73/10 |
Скорость. Время. Расстояние. Единицы скорости |
текущий контроль |
Составлять план действий и определять наиболее эффективные способы решения задачи |
|||
74/11/ |
Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием |
индивидуальный контроль |
Решать задачи с величинами: скорость, время, расстояние. Называть единицы скорости. Понимать взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием |
|||
75/12 |
Решение задач с величинами: скорость, время, расстояние |
текущий контроль |
Решать задачи с величинами: скорость, время, расстояние. Называть единицы скорости. Понимать взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием |
|||
76/13 |
Решение задач на движение. Проверочная работа по теме «Скорость. Время. Расстояние» |
текущий контроль |
Решать задачи с величинами: скорость, время, расстояние. Понимать взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием |
|||
77/14 |
Умножение числа на произведение Работа над ошибками. |
индивидуальный контроль |
Использовать свойства арифметических действий при выполнении вычислений. Находить результат при умножении числа на произведение удобным способом |
|||
78/15 |
Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями |
текущий контроль |
Выполнять письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями |
|||
79/16 |
Умножение на числа, оканчивающиеся нулями |
текущий контроль |
Выполнять письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями |
|||
80/17 |
Письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями |
индивидуальный контроль |
Выполнять письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями |
|||
81/18 |
Решение задач на одновременное встречное движение |
текущий контроль |
Решать задачи на одновременное встречное движение, развивать навык устного счёта; развивать внимание, творческое мышление |
|||
82/19 |
Перестановка и группировка множителей |
текущий контроль |
Применять свойства умножения при решении числовых выражений |
|||
83/20 |
Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». |
индивидуальный контроль |
Решать задачи на одновременное встречное движение, развивать навык устного счёта; развивать внимание, творческое мышление |
|||
84/21 |
Деление числа на произведение |
текущий контроль |
Использовать свойства арифметических действий при выполнении вычислений. Находить результат при делении числа на произведение удобным способом |
|||
85/22 |
Деление числа на произведение |
текущий контроль |
Использовать свойства арифметических действий при выполнении вычислений. Находить результат при делении числа на произведение удобным способом |
|||
86/23 |
Деление с остатком на 10, 100, 1 000 |
индивидуальный контроль |
Применять приём письменного деления многозначного числа на 10, 100, 1 000 с остатком |
|||
87/24 |
Составление и решение задач, обратных данной |
текущий контроль |
Применять полученные знания для решения задач |
|||
88/25 |
Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями |
текущий контроль |
Объяснять приём деления на числа, оканчивающиеся нулями |
|||
89/26 |
Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями |
индивидуальный контроль |
Объяснять приём деления на числа, оканчивающиеся нулями |
|||
90/27 |
Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями |
текущий контроль |
Объяснять приём деления на числа, оканчивающиеся нулями |
|||
91/28 |
Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями |
текущий контроль |
Объяснять приём деления на числа, оканчивающиеся нулями |
|||
92/29 |
Решение задач на одновременное движение в противоположных направлениях |
индивидуальный контроль |
Применять полученные знания для решения задач. Решать задачи на одновременное движение в противоположных направлениях |
|||
93/30 |
Проверочная работа по теме «Деление на числа, оканчивающиеся нулями» |
текущий контроль |
Находить ошибки в вычислениях и решать правильно. Применять полученные знания для решения задач. Использовать приём деления на числа, оканчивающиеся нулями |
|||
94/31 |
Работа над ошибками. |
текущий контроль |
Выполнять письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями. Использовать приём деления на числа, оканчивающиеся нулями. Решать задачи на одновременное встречное движение, на одновременное движение в противоположных направлениях |
|||
95/32 |
«Проверим себя и оценим свои достижения». |
индивидуальный контроль |
Выполнять письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями. Использовать приём деления на числа, оканчивающиеся нулями. Решать задачи на одновременное встречное движение, на одновременное движение в противоположных направлениях |
|||
96/33 |
Проект: «Математика вокруг нас» |
текущий контроль |
Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера, составлять связный текст |
|||
97/34 |
Контрольная работа Деление с остатком |
текущий контроль |
Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее |
|||
98/35 |
Работа над ошибками. Умножение числа на сумму |
индивидуальный контроль |
Решать задачи, развивать навык устного счёта; развивать внимание, творческое мышление |
|||
99/36 |
Умножение числа на сумму |
текущий контроль |
Объяснять, как выполнено умножение числа на сумму |
|||
100/37 |
Письменное умножение многозначного числа на двузначное |
текущий контроль |
Использовать алгоритм письменного умножения многозначного числа на двузначное |
|||
101/38 |
Письменное умножение многозначного числа на двузначное |
индивидуальный контроль |
Использовать алгоритм письменного умножения многозначного числа на двузначное. Объяснять, как выполнено умножение многозначного числа на двузначное |
|||
102/39 |
Решение задач на нахождение неизвестного по двум разностям |
текущий контроль |
Составлять план действий и определять наиболее эффективные способы решения задачи |
|||
103/40 |
Проверим себя и оценим свои достижения»» |
текущий контроль |
Применять полученные знания для решения задач |
|||
4 четверть (32 часа) Числа, которые больше 1000. Умножение и деление (продолжение) (20 часов) |
||||||
104/1 |
Письменное умножение многозначного числа на трёхзначное |
текущий контроль |
Объяснять, как получают каждое неполное произведение при умножении на трёхзначное число |
|||
105/2 |
Письменное умножение многозначного числа на трёхзначное |
индивидуальный контроль |
Объяснять, почему при умножении на трёхзначное число, в записи которого есть нуль, записывают только два неполных произведения |
|||
106/3 |
Решение текстовых задач |
текущий контроль |
Объяснять, почему при умножении на трёхзначное число, в записи которого есть нуль, записывают только два неполных произведения |
|||
107/4 |
Письменное умножение многозначного числа на трёхзначное |
текущий контроль |
Объяснять приёмы умножения многозначного числа на трёхзначное, когда в записи обоих множителей встречаются нули |
|||
108/5 |
Письменное умножение многозначного числа на трёхзначное |
индивидуальный контроль |
Решать задачи, развивать навык устного и письменного счёта; развивать внимание, творческое мышление. |
|||
109/6 |
Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». |
текущий контроль |
Решать задачи, развивать навык устного и письменного счёта; развивать внимание, творческое мышление |
|||
110/7 |
Письменное деление многозначного числа на двузначное |
текущий контроль |
Объяснять алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное, когда цифра в частном находится методом подбора |
|||
111/8 |
Письменное деление многозначного числа на двузначное с остатком |
индивидуальный контроль |
Объяснять алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное с остатком |
|||
112/9 |
Письменное деление многозначного числа на двузначное |
текущий контроль |
Объяснять алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное |
|||
113/10 |
Деление многозначного числа на двузначное по плану |
текущий контроль |
Объяснять алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное по плану |
|||
114/11 |
Деление на двузначное число. Изменение пробной цифры |
индивидуальный контроль |
Объяснять алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное методом подбора (изменяя пробную цифру) |
|||
115/12 |
Деление многозначного числа на двузначное |
текущий контроль |
Выполнять деление с объяснением. Переводить одни единицы площади в другие |
|||
116/13 |
Проверочная работа по теме «Деление многозначных чисел» |
индивидуальный контроль |
Применять полученные знания для решения задач. Объяснять выбор действия для решения |
|||
117/14 |
Работа над ошибками. |
текущий контроль |
Выполнять письменное деление многозначного числа на однозначное по алгоритму |
|||
118/15 |
Деление на двузначное число, когда в частном есть нули |
текущий контроль |
Выполнять письменное деление многозначного числа на однозначное, когда в частном есть нули |
|||
119/16 |
Письменное деление на двузначное число (закрепление). |
индивидуальный контроль |
Пользоваться вычислительными навыками, решать составные задачи |
|||
120/17 |
Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». |
текущий контроль |
Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее |
|||
121/18 |
Контрольная работа по теме «Умножение и деление» |
текущий контроль |
Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее |
|||
122/19 |
Работа над ошибками. Письменное деление многозначного числа на трёхзначное |
индивидуальный контроль |
Объяснять алгоритм письменного деления многозначного числа на трёхзначное |
|||
123/20 |
Письменное деление многозначного числа на трёхзначное. |
текущий контроль |
Объяснять алгоритм письменного деления многозначного числа на трёхзначное. |
|||
Итоговое повторение (11 часов) Контроль и учёт знаний -2ч. |
||||||
124/1 |
Нумерация. Выражения и уравнения |
текущий контроль |
Использовать приёмы сложения и вычитания, умножения и деления чисел, которые больше 1 000 |
|||
125/2 |
Нумерация. Выражения и уравнения |
индивидуальный контроль |
Применять правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок при вычислениях значений числовых выражений |
|||
126/3 |
Закрепление по теме: Умножение и деление. |
текущий контроль |
Применять знания о величинах в ходе решения задач и выражений |
|||
127/4 |
Закрепление по теме «Величины. Решение задач» |
текущий контроль |
Называть виды геометрических фигур. Выполнять чертежи изученных геометрических фигур. |
|||
128/5 |
Порядок выполнения действий |
индивидуальный контроль |
||||
129/6 |
Повторение пройденного: «Что узнали. Чему научились». |
текущий контроль |
Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее |
|||
130/7 |
Итоговая диагностическая работа |
текущий контроль |
Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее |
|||
131/8 |
Работа над ошибками. «Странички для любознательных» |
индивидуальный контроль |
Называть числа натурального ряда, которые больше 1 000. Читать и записывать числа, которые больше 1 000, используя правило, по которому составлена числовая последовательность. Решать числовые выражения и уравнения |
|||
132/9 |
Арифметические действия |
текущий контроль |
Использовать приёмы сложения и вычитания, умножения и деления чисел, которые больше 1 000 |
|||
133/10 |
Порядок выполнения действий. |
текущий контроль |
Применять правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок при вычислениях значений числовых выражений |
|||
134/11 |
Величины |
индивидуальный контроль |
Применять знания о величинах в ходе решения задач и выражений |
|||
135/12 |
Итоговое повторение : Что узнали и чему научились в 3 классе |
текущий контроль |
Называть виды геометрических фигур. Выполнять чертежи изученных геометрических фигур. |
|||
136/13 |
Обобщающий урок- игра: По океану математики |
Применять полученные знания для решения задач. Записывать и решать задачи изученных видов |
Переломова Марина Петровна
Купрякова Любовь Александровна