12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Анастасия Ботина46

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА И СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ КУРСА «ФИЗИКА»

Количество часов

Раздел

программы

Тема урока

Основа урока

Знания

Умения

Демонстрации, оборудование

нрк

Метод обучения

Тип урока и содержание

Дата

 

План

Факт

 

22

Законы взаимодействия и движения тел

Законы движения и взаимодействия тел

Цели: Ознакомить с понятиями «материальная точка», «перемещение», «Прямолинейное равномерное и равноускоренное движения»

Развивать умение 1) представлять результаты измерений в виде таблицы, графиков и выявлять эмпирические закономерности, изменение координаты тела от времени, силы тяжести от массы тела; 2) применять экспериментальные результаты для предсказания значения величин, характеризующих ход физических явлений : положение тела при его движении под действием силы; 3) вычислять равнодействующую силу, используя 11 закон Ньютона; импульс тела, если известны скорость тела и его масса.

1/1

Вводный инструктаж по ТБ

Материальная точка

Система отсчета

Вводный инструктаж по ТБ в физкабинете.

Знакомство с учебником физики. Как работать с учебником. Требования к ведению тетрадей.

Объяснение учителя п. 1.

Решение задач упр. 1 (3, 5)

Правила техники безопасности в физкабинете.

Понятия: механическое движение, материальная точка, система отсчета, поступательное движение

Определять является ли тело материальной точкой, приводить примеры механического движения, поступательного движения

Рис 2 (учебник)

 

Информационно – развивающий

Изучение нового материала:

Механическое движение

Основная задача механики

Материальная точка

Система отсчета

     

2/2

Перемещение

Объяснение учителя п. 2

Решение задач №9, 10 – Р

Понятия: вектор, перемещение

Определять перемещение тела

   

Частично-поисковый

Комбинированный урок.

Проверка знаний

Изложение нового материала:

  1. Траектория

    Путь и перемещение

    Поступательное движение

    Определение координаты движущегося тела

     

3/3

Определение координаты движущегося тела

Объяснение учителя п. 3

Решение задач №11, 13, 20 – Р

Понятия проекция вектора

Формулы координаты тела

Находить проекции векторов на координатные оси, находить путь и перемещение тела, координату тела

 

* Определение координат движущегося самолета, автомобиля, других видов транспорта с помощью средств слежения в нашем регионе.

Частично-поисковый

Комбинированный урок.

-Прямолинейное равномерное движение

-Скорость при прямолинейном равномерном движении

-Перемещение при прямолинейном равномерном движении

     

4/4

Законы взаимодействия и движения тел

Перемещение при прямолинейном равномерном движении

Объяснение учителя п. 4

Решение задач на чтение и построение графиков скорости при прямолинейном равномерном движении

Решение задач на расчет скорости и перемещения тела при прямолинейном равномерном движении

Определение и формула скорости равномерного прямолинейного движения, формула перемещения при прямолинейном равномерном движении, геометрический смысл графика скорости

Читать и строить графики скорости при прямолинейном равномерном движении

Решать задачи на расчет скорости и перемещения при прямолинейном равномерном движении

Схемы графиков движения

 

Частично-поисковый

Комбинированный урок.

Графики зависимости проекции перемещения от времени

Графики зависимости проекции скорости от времени

Графики зависимости координаты от времени

Графики пути

Выполнение графических упражнений

     

5/5

Прямолинейное равноускоренное движение

Ускорение

Объяснение учителя п. 5

Решение задач упр. 5 (1), №50-Р

Формула, единицы ускорения

Понятия: прямолинейное равноускоренное движение, ускорение

Решать задачи на расчет ускорения и времени при прямолинейном равноускоренном движении

Схемы графиков движения

 

Информационно-развивающий

Комбинированный урок.

Изложение нового материала:

  1. Мгновенная скорость

    Ускорение

  1. Скорость при прямолинейном равноускоренном движении

     

6/6

Скорость прямолинейного равноускоренного движения

График скорости

Объяснение учителя п. 6

Решение задач на чтение и построение графиков скорости при прямолинейном равноускоренном движении

Упр 6(3)

Формула скорости при прямолинейном равноускоренном движении

Читать и строить графики скорости при прямолинейном равноускоренном движении

Схемы графиков движения

 

Информационно – развивающий

Комбинированный урок.

Изложение нового материала:

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении

Координата при прямолинейном равноускоренном движении

Средняя скорость при прямолинейном равноускоренном движении

Соотношение между перемещением и скоростью.

     

7/7

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении

Объяснение учителя п. 7

Решение задач №69, 78, *68-Р

Формула перемещения при прямолинейном равноускоренном движении

Решать задачи на расчет перемещения при прямолинейном равноускоренном движении

   

Творчески–репродуктивный

Комбинированный урок.

     

8/8

Законы взаимодействия и движения тел

Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости. Инструктаж по ТБ при выполнении лабораторных работ.

Лабораторная работа №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости»

Объяснение учителя п. 8

Решение задач №54 – Р, упр. 8(2)

Инструктаж по ТБ при выполнении лабораторных работ

Выполнение работы по инструкции с. 226 под руководством учителя

Формула перемещения при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости

Правила ТБ при выполнении лабораторных работ

Понятия: ускорение, прямолинейное равноускоренное движение

Формулы ускорения, скорости и перемещения при прямолинейном равноускоренном движении

Решать задачи на расчет перемещения при прямолинейном равноускоренном движении.

Экспериментально определять ускорение и мгновенную скорость при прямолинейном равноускоренном движении

Зависимость перемещение от времени движения капельницы

 

Творчески–репродуктивный

Урок закрепления знаний

Относительность формы траектории

Относительность перемещения и скорости

Движение и покой

Выбор системы отсчета

     

9/9

Решение задач по теме «Основы кинематики»

Физический диктант

Самостоятельная работа «Прямолинейное равноускоренное движение»

Фронтальное и самостоятельное решение задач на расчет характеристик прямолинейного равноускоренного движения

Формулы скорости, ускорения, перемещения при прямолинейном равноускоренном движения; скорости, перемещения и координаты при прямолинейном равномерном движении

Рассчитывать характеристики прямолинейного равноускоренного движения

   

Творчески-репродуктивный

Урок изучения нового материала

Погрешность измерения физической величины

Абсолютная погрешность

Относительная погрешность

Оценка абсолютной погрешности прямых измерений

Оценка абсолютной погрешности косвенных измерений

     

10/10

Контрольная работа №1 по теме «Основы кинематики»

Самостоятельное выполнение работы по вариантам

Формулы скорости, ускорения, перемещения при прямолинейном равноускоренном движения; скорости, перемещения и координаты при прямолинейном равномерном движении

Понятия: перемещение тела, материальная точка

Рассчитывать характеристики прямолинейного равноускоренного, равномерного движений

Читать графики скорости

   

Репродуктивный

Урок контроля и оценивания знаний

     

11/11

Законы взаимодействия и движения тел

Относительность движения. Инерциальные системы отсчета

Первый закон Ньютона

Анализ контрольной работы

Самостоятельное изучение п. 9, объяснение учителя п.10

Решение задач упр. 9

Доклад «И. Ньютон»

Сущность относительности движения

Понятия: ИСО

Первый закон Ньютона

Решать задачи на расчет относительной скорости

Применять первый закон Ньютона для объяснения физических явлений

Опыты, демонстрирующие закон инерции и взаимодействия тел

 

Информационно-развивающий

Изучение нового материала.

Как был открыт первый закон механики

Явление инерции, закон инерции

Первый закон Ньютона

Какое движение можно назвать движением по инерции

     

12/12

Второй закон Ньютона

Объяснение учителя п. 11

Решение задач упр. 11 (1),
№143 – Р

Второй закон Ньютона

Формула второго закона Ньютона,

Факты: физический смысл 1 Н

Решать задачи на применение второго закона Ньютона

Рис. 20 (уч)

 

Проблемно-поисковый

Урок изучения нового материала.

Зависимость ускорения тела от действующей на него силы

масса тела

второй закон Ньютона

     

13/13

Третий закон Ньютона

Объяснение учителя п. 12

Демонстрация «Третий закон Ньютона»

Решение задач
упр. 12 (1, 3а)

Третий закон Ньютона

Применять третий закон Ньютона для объяснения физических явлений

Рис 21, 22 (уч), опыты с динамометрами

 

Проблемно-поисковый

Комбинированный урок.

Третий закон Ньютона

Свойства сил, связанных третьим законом Ньютона

Примеры проявления третьего закона Ньютона в природе

     

14/14

Свободное падение тел

Объяснение учителя п. 13

Демонстрация «Свободное падение тел»

Решение задач упр. 13 (2)

Понятие6 свободное падение тел

Факты: особенности свободного падения тел

Формулы скорости и перемещения при свободном падении тел

Решать задачи на расчет характеристик свободного падения тел

Рис 28

 

Информационно-развивающих

Комбинированный урок.

Свободное падение, ускорение свободного падения

Зависимость скорости и координаты падающего тела от времени

     

15/15

Законы взаимодействия и движения тел

Движение тела, брошенного вертикально вверх

Объяснение учителя п. 14

Решение задач на расчет времени, высоты подъема тела

Формулы скорости и перемещения тела, брошенного вертикально вверх

Решать задачи на расчет характеристик тела, брошенного вертикально вверх

   

Информационно-развивающих

- Зависимость скорости и координаты тела, брошенного вертикально вверх, от времени

- Связь начальной скорости бросания и конечной скорости падения

     

16/16

Закон всемирного тяготения

Объяснение учителя п. 15

Решение задач

Упр. 15

Понятия: всемирное тяготение, гравитационная сила

Закон всемирного тяготения

Факты: значение и физический смысл гравитационной постоянной

Решать задачи на применение закона всемирного тяготения

   

Частично–поисковый

Комбинированный урок.

Понятие о гравитационных силах

Закон всемирного тяготения

Гравитационная постоянная

Закон всемирного тяготения, третий закон Ньютона

     

17/17

Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах

Объяснение учителя п. 16

Решение задач п. 16

Формула ускорения свободного падения

Факты: зависимость ускорения свободного падения от радиуса Земли

Решать задачи на расчет ускорения свободного падения

   

Проблемно-поисковый

Урок изучения нового материала.

Первая и вторая космические скорости

Расчет орбитальной скорости спутника

Примеры решения задач

     

18/18

Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью

Искусственные спутники Земли

Объяснение учителя п. 18, 19

Решение задач упр. 18 (20),

Объяснение учителя п. 20

Решение задач упр. 19 (2),

Понятия: криволинейное движение, период, частота обращения,

Факты: направления перемещения, скорости и ускорения при криволинейном движении

Формула центростремительного ускорения

Понятия: ИСЗ, первая космическая скорость

Формулы первой космической скорости

Решать задачи на расчет центростемитель-
ного ускорения, скорости ИСЗ

Рис. 38 (уч)

Наклонный желоб, магнит, металлический шарик

 

Информационно-развивающий

Комбинированный урок.

Особенности криволинейного движения

Основные характеристики равномерного движения по окружности

Ускорение при равномерном движении по окружности

     

19/19

Импульс тела. Закон сохранения импульса.

Объяснение учителя п. 21, 22

Решение задач упр. 20 (1),
упр. 21 (2), №314-Р

Самостоятельная работа «Криволинейное движение, ИСЗ»

Понятия: импульс тела

Формула и единицы импульса тела

Закон сохранения импульса

Решать задачи на расчет импульса тела, на применение закона сохранения импульса тела

Рис. 42 (уч)

 

Проблемно–поисковый

Комбинированный урок.

Передача движения от одного тела к другому при их взаимодействии

Импульс тела и импульс силы

Закон сохранения импульса

     

20/20

Законы взаимодействия и движения тел

Реактивное движение. Ракеты. Вывод ЗСЭ полной механической энергии

Самостоятельное изучение п. 23

Решение задач упр. 22 (2)

Доклады «К. Э. Циолковский», «Полет фантазии»

Понятия: реактивное движение

Факты: устройство, принцип движения ракет

 

Рис 44 и 45 (уч)

Модель ракеты

 

Информационно-развивающий

Комбинированный урок.

Реактивное движение, устройство ракеты. Решение задач

     

21/21

Решение задач по теме «Основы динамики»

Физический диктант

Решение типовых задач (подготовка к контрольной работе)

1,2,3 законы Ньютона, закон всемирного тяготения, закон сохранения импульса

Формулы: импульса тела, первой космической скорости, центростремительного ускорения, скорости и перемещения при свободном падении

Объяснять физические явления на основе знаний законов Ньютона

Решать задачи на расчет импульса, центростремительного ускорения, характеристик свободного падения тел; на применение закона сохранения импульса

Читать графики скорости тел

   

Творчески-репродуктивный

Урок закрепления знаний

     

22/22

Контрольная работа №2 по теме «Основы динамики»

Самостоятельное выполнение работы по вариантам

       

Репродуктивный

Урок контроля и оценивания знаний

     
   

 

Механические колебания и волны. Звук (11ч)

Цели: Ознакомить с определением колебательного движения, его видами, определением волны, её видами, звуком как поперечной волной. Развивать умение описывать изменения и преобразования энергии при анализе колебаний нитяного и пружинистого маятников; приводить периоды колебательных и волновых движений в природе и технике; определять период, амплитуду и частоту по графику колебаний

23/1

Механические колебания и звук

Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник.

Анализ контрольной работы.

Объяснение учителя п. 24, 25

Демонстрации Колебательное движение

Понятия: колебательное движение, свободные колебания, колебательные системы, период колебаний

Факты: особенности колебательного движения

Определять, является ли система колебательной

Рис 48(уч)

 

Информационно-развивающий.

Урок изучения нового

материала.

Что такое колебания?

Свободные и вынужденные колебания.

Условия существования свободных колебаний.

Колебательные системы.

     

24\2

Величины, характеризующие колебательное движение

Объяснение учителя п. 26

Решение задач упр. 24 (1,2,4,7)

Понятия: смещение, амплитуда, период, частота колебаний, фаза колебаний

Формулы периода и частоты колебаний

Рассчитывать период и частоту колебаний

Рис 59,61(уч)

 

Информационно-развивающий

Комбинированный урок.

Уравнение колебательного движения груза на пружине

Гармонические колебания

Амплитуда колебания. Период и частота.

     

25/3

Лабораторная работа №3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины»

Инструктаж по ТБ

Выполнение работы по инструкции с. 232 под руководством учителя

Понятия: колебательное движение, период, частота колебаний

Экспериментально определять период и частоту колебаний

   

Информационно-развивающий

Комбинированный урок.

Период колебаний груза на пружине

Математический маятник

Лабораторные работы № 2 и 3

     

26/4

Превращения энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания.

Объяснение учителя п. 28, 29

Решение задач из упр. 25

Понятия: затухающие колебания, вынужденные колебания

Факты: отличия свободных и вынужденных колебаний, причина затухания колебаний, превращение энергии при колебаниях

Объяснять физические явления на основе знаний о колебательном движении

   

Проблемно-поисковый

Превращения энергии при отсутствии трения

Превращения энергии при наличии трения

Вынужденные колебания

     

27/5

Механические колеба-ния и звук

Распространение колебаний в среде. Волны. Продольные и поперечные волны.

Объяснение учителя п. 31

Составление таблицы сравнительной характеристики волн по п. 32

Проверочная работа по теме «Механические колебания»

Понятия: волна, упругая волна, продольная волна, поперечная волна,

Факты: условие возникновения волн, отличие продольных и поперечных волн

 

Рис 65-67(уч)

 

Проблемно-поисковый

Урок изучения нового материала

Механические волны

Основные характеристики волн

Поперечные и продольные волны

     

28\6

Длина волны. Скорость распространения волны.

Самостоятельное изучение п. 33

Решение задач № 435, 437, 436 - Р

Понятия: длина волны,

Формула связи периода и длины волны

Решать задачи на расчет периода, длины волны, частоты и скорости волны

   

Информационно–развивающий

Комбинированный урок.

Плоская и сферическая волна.

Механизм распространения волны

Решение задач

     

29/7

Источники звука. Звуковые колебания. Решение задач

Объяснение учителя п. 34

Демонстрации Источники звука

Решение задач из упр. 30

Проверочная работа по теме «Механические волны»

Понятия: звуковая волна, ультразвук, инфразвук, чистый тон

Факты: связь громкости звука и амплитуды колебаний источника, связь частоты колебаний источника и высоты тона

Решать задачи на расчет скорости, периода, частоты и длины звуковой волны

Решать задачи на расчет характеристик колебаний, волн

Читать графики колебательного движения

Рис 70-72(уч)

 

Информационно-развивающий

Комбинированный урок.

Звуковые волны, инфразвук и ультразвук

     

30/8

Характеристики звука

Объяснение учителя п. 35,36

Зависимость высоты тона от частоты колебаний

Зависимость громкости звука от амплитуды колебания

Изучить физические характеристики звука: высота и тембр, громкость.

   

Частично-поисковый

Комбинированный урок.

Высота звука

Тембр звука

Громкость звука

     

31/9

 

Распространение звука. Звуковые волны. Скорость звука.

Сообщения учащихся по п. 37, 38

Решение задач упр. 32 (2 в), 31 (1)

438, 439 – Р

Факты: особенности распространения звука, скорость распространения звука в воздухе

Решать задачи на расчет скорости, периода, частоты и длины звуковой волны

Рис74 (уч)

 

Информационно-развивающий

Комбинированный урок.

Распространение звуковых волн, скорость звука

     

32/10

Отражение звука. Эхо. Звуковой резонанс

Сообщения учащихся по п. 39,
* 41

Понятия: эхо

 

Рис76 (уч)

 

Информационно-развивающий

Комбинированный урок.

Эхо

Акустический резонанс

 

 

 

33/11

Контрольная работа по теме «Механические колебания и звук»

Самостоятельное выполнение работы по вариантам

Формулы связи периода и частоты колебаний, длины волны и скорости волны; периода колебаний, частоты колебаний

Факты: причина затухания колебаний, условие возникновения колебаний

     

Репродуктивный

Урок контроля и оценивания знаний

     
   

3. Электромагнитное поле (17ч)

Цели: Ознакомить с определением магнитного и электромагнитного полей и их графическим изображением, электромагнитной индукции, электромагнитной волны, света как электромагнитной волны.

Развивать умение определять направление линий магнитного поля, применять правило левой руки.

 

34/1

Электромагнитное поле

Магнитное поле и его графическое изображение. Неоднородное и однородное магнитное поле.

Объяснение учителя п. 42, 43

Решение задач упр. 33 (1), 34 (1)

Анализ контрольной работы

Понятия: магнитное поле, однородное магнитное поле, неоднородное магнитное поле

Факты: связь густоты силовых линий и величины магнитного поля, гипотеза Ампера

Объяснять физические явления на основе знаний о магнитном поле

   

Проблемно-поисковый

Урок изучения нового материала

Простейшие свойства магнитных материалов

Связь электрических и магнитных явлений

Магнитное поле. Определяющие свойства магнитного поля

Направление и линии магнитного поля

     

35/2

Направление тока и направление линий его магнитного поля

Объяснение учителя п. 44

Решение задач упр. 35 (3,4, 5)

Правила правой руки, буравчика

Определять направление магнитных линий, направление тока с помощью правил буравчика, правой руки

   

Информационно-развивающий

Комбинированный урок.

Магнитные спектры прямого и кругового проводника с током

Определение направления линий магнитного поля

Магнитное поле. Катушки с током.

     

36/3

Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки.

Объяснение учителя п. 45

Решение типовых задач на применение правила левой руки

Правила левой руки

Применять правила левой руки для определения направления силы, действующей на проводник, на заряженную частицу в магнитном поле

По рис 104 (уч)

 

Проблемно-поисковый

Комбинированный урок.

Сила Ампера

Сила Лоренца

     

37/4

Индукция магнитного поля

Объяснение учителя п. 46

Решение задач упр. 37 (1,2), №830, 832 - Р

Понятия: магнитная индукция, линии магнитной индукции, однородное магнитное поле, неоднородное магнитное поле,

Формула и единицы магнитной индукции

Решать задачи на применение формулы магнитной индукции

   

Информационно-развивающий

Комбинированный урок.

Действие магнитного поля на рамку с током

Единица магнитной индукции

Сила Ампера

     

38/5

Магнитный поток

Объяснение учителя п. 47

Самостоятельная работа «Магнитная индукция»

Понятие магнитный поток

Факты: зависимость магнитного потока от величины магнитного поля, от площади контура

Объяснять физические явления на основе знаний о магнитном потоке

   

Частично–поисковый.

Комбинированный урок.

Поток магнитной индукции

Единица магнитного потока

     

39/6

Явление электромагнитной индукции

Лабораторная работа №4 «Изучение явления электромагнитной индукции»

Объяснение учителя п. 48

Демонстрации Явление электромагнитной индукции, зависимость величины индукционного тока от величины магнитного поля, скорости изменения магнитного потока

Инструктаж по ТБ

Выполнение работы по инструкции под руководством учителя

Понятия: электромагнитная индукция, индукционный ток

Объяснять физические явления на основе знаний об электромагнитной индукции

Рис 130-134

 

Проблемно-поисковый

Урок изучения нового материала.

Краткий исторический очерк открытия явления электромагнитной индукции

Демонстрация опытов по явлению электромагнитной индукции

Физическая сущность явления электромагнитной индукции

Электромагнитная индукция в современной технике

     

40/7

Явление самоиндукции

Объяснение учителя п. 50

Понятия: явление самоиндукции, индуктивность

Объяснять физические явления на основе знаний о явлении самоиндукции

Рис. 135, 136

 

Информационно-развивающий

Комбинированный урок.

Переменный электрический ток

 

     

41/8

Получение переменного электрического тока. Трансформатор

Объяснение учителя п. 51

Демонстрации ГПТ

Решение типовых задач на чтение графиков переменного тока

Понятия: генератор переменного тока, переменный ток

Факты: устройство, назначение, принцип действия генератора переменного тока

Читать графики переменного тока

Получение переменного тока при вращении витка в магнитном поле

* Применение трансформаторов в нашем регионе

* Производство, передача и использование электроэнергии в нашем регионе

Информационно-развивающий

Комбинированный урок.

Переменный электрический ток

Генератор переменного тока

     

42/9

Электромагнитное поле

Электромагнитное поле

Объяснение учителя п. 52

Проверочная работа «Электромагнитная индукция, переменный ток»

Понятия: электромагнитное поле, вихревое поле

Факты: отличия электростатического поля и вихревого поля

     

Частично-поисковый

Комбинированный урок.

Электромагнитное взаимодействие

Электромагнитное поле

Выводы

     

43/10

Электромагнитные волны

Объяснение учителя п. 53

Решение задач №987, 986, 995 –Р

Упр. 44 (4, 5)

Понятия: электромагнитная волна, напряженность электрического поля

Факты: скорость, условие излучения электромагнитных волн

Формула связи дины волны и скорости

Рассчитывать характеристики электромагнитных волн

   

Частично-поисковый

Урок изучения нового материала

Излучение энергии электрическим зарядом

Излучение электромагнитных волн

     

44/11

Конденсатор

Объяснение учителя п. 54

Электроемкость. Единицы электроемкости. Конденсатор. Электроемкость плоского конденсатора. Энергия электрического поля. Применение

Конденсаторов.

Рассчитывать характеристики конденсатора

 

*Применение различных видов конденсаторов на промышленных предприятиях нашего региона

Частично-поисковый

Урок изучения нового материала

1.Электрическое поле плоского воздушного конденсатора.

2.Различные виды конденсаторов.

3.Конденсатор переменной емкости

     

45/12

Колебательный контур. Получение ЭМК. Принципы радиосвязи и телевидения

Объяснение учителя п. 55, 56

Упр.46

Колебательный контур. Превращение энергии при электромагнитных колебаниях. Аналогия между механическими и электромагнитными колебаниями.

Изобретение радио А.С.Поповым. Радиотелефонная связь. Модуляция. Детектирование.

Объяснять превращение энергии при электромагнитных колебаниях, работу простейшего радиоприемника

Рис 152-155

* Развитие средств связи в нашем регионе

 

1. Колебательный контур.

2. Превращение энергии при электромагнитных колебаниях.

3. Изобретение радио А.С.Поповым.

4. Радиотелефонная связь.

5.Модуляция. Детектирование.6. Понятие о телевидении. Развитие средств связи.

     

46/13

Электромагнитная природа света

Самостоятельное изучение п. 58

Самостоятельная работа «Электромагнитные волны»

Факты: природа света

Рассчитывать характеристики электромагнитных волн

Спектр эмв

 

Проблемно-поисковый

Урок изучения нового материала

Первые представления древних ученых о свете

Корпускулярная и волновая теория света

Электромагнитная теория света

Корпускулярно – волновой дуализм

     

47/14

Преломление света. Физический смысл показателя преломления

Объяснение учителя п. 59

Выполнить Упр.48

Физический смысл показателя преломления

Наблюдение преломления света. Вывод закона преломления света. Показатель преломления. Ход лучей в треугольной призме.

 

Применение закона преломления света в оптических приборах, используемых в быту и промышленности нашего региона

Проблемно-поисковый

Комбинированный урок.

Наблюдение преломления света в плоскопараллельной пластинке и в треугольной призме

     

48/15

Дисперсия света. Цвета тел

Объяснение учителя п. 60

Дисперсия света. Опыт И. Ньютона по дисперсии света.

               

49\16

Типы оптических спектров.

Решение задач по теме «Электромагнитные явления

Решение типовых задач (подготовка к контрольной работе)

Формулы магнитной индукции, связи скорости и длины электромагнитной волны

Правила буравчика, левой руки, правой руки

Рассчитывать период, частоту, длину электромагнитных волн

Читать графики переменного тока

Рассчитывать магнитную индукцию, силу, действующую на проводник в магнитном поле

   

Проблемно-поисковый

Комбинированный урок.

Распределение энергии в спектре. Непрерывные спектры. Линейчатые спектры. Полосатые спектры. Спектры поглощения.

     

50/17

Контрольная работа №4 по теме «Электромагнитное поле»

Самостоятельное выполнение работы по вариантам

   

Репродуктивный

Урок контроля и оценивания знаний

     
   

4. Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомного ядра.(12 ч)

Цели: Ознакомить со сложным строением атома, с частицами, из которых состоит атом, и методам их регистрации ; с применением атомной энергетики преимущества и основные проблемы.

 

51/1

 

Радиоактивность

Объяснение учителя п. 65

Анализ контрольной работы

Понятия: радиоактивность, альфа-, бета-, гамма-частицы

 

Таблица «Альфа-, бета–, гамма– лучи»

 

Частично-поисковый и информационно-развивающий

Урок изучения нового материала

Открытие радиоактивности

Альфа-, бета–, гамма– излучения

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов

     

52/2

Модели атомов. Опыт Резерфорда

Объяснение учителя п. 66

Решение типовых задач на описание и схематическое изображение состава атома

Факты: сущность планетарной модели атома

Описывать состав атома, схематически изображать строение атома

Модель опыта Резерфорда. Таблица, опыт Резерфорда

 

Проблемно-поисковый

Комбинированный урок

Модель атома Томсона

Опыты Резерфорда

Ядерная модель атома Резерфорда

     

53/3

Радиоактивные превращения атомных ядер

Объяснение учителя п. 67

Решение типовых задач на написание ядерных реакций

Законы сохранения заряда и массового числа

Правила смещения

Находить недостающие элементы в ядерных реакциях, записывать реакции альфа- и бета-распадов

   

Информационно-развивающий

Комбинированный урок.

Радиоактивный распад

Массовые и зарядовые числа

Альфа- распад

Бета- распад

     

54/4

Экспериментальные методы исследования частиц

Самостоятельное изучение п. 68

Самостоятельная работа «Состав атома, правила смещения»

Факты: устройство, назначение, принцип действия счетчика Гейгера, камеры Вильсона

Ознакомить учащихся с современными методами обнаружения и исследования заряженных частиц и ядерных превращений

Устройство и принцип действия счетчика ионизирующих частиц

Фотографии треков заряженных частиц в камере Вильсона и пузырьковой камере

* Применение методов регист­рации заряженных частиц в нашем регионе

Частично-поисковый

Комбинированный урок.

Устройство и принцип действия счетчика Гейгера

Устройство и принцип действия камеры Вильсона

Устройство и принцип действия пузырьковой камеры

     

55/5

Открытие протона и нейтрона.

Сообщения учащихся по п. 69, 70, заполнение таблицы «Общие сведения о протоне и нейтроне»

Факты: сущность протонно-нейтронной модели ядра, общие сведения о протоне и нейтроне

Описывать состав ядра атома

Доклады и презентации учащихся по данной теме

 

Информационно-развивающий

Комбинированный урок.

Открытие протона

Искусственное превращение атомных ядер

Открытие нейтрона

     

56/6

Состав атомного ядра. Ядерные силы

Объяснение учителя п. 71,72

Понятия: массовое число, зарядовое число,

Факты: общие сведения о ядерных силах

Описывать состав ядра атома

   

Частично-поисковый

Комбинированный урок.

Протонно-нейтронная модель атома

Нуклоны

Особенности взаимодействия частиц внутри ядра

     

57/7

Энергия связи. Дефект масс

Объяснение учителя п. 73

Нахождение дефекта масс, энергии связи лития

Понятия: дефект масс, энергия связи

Формулы дефекта масс, энергии связи

Рассчитывать дефект масс, энергию связи

   

Творчески-репродуктивный

Комбинированный урок.

Чем характеризовать прочность ядер?

Удельная энергия связи

Дефект масс

     

58/8

Деление ядер урана.

Цепная реакция

Объяснение учителя п. 74

Самостоятельное изучение п. 75

Проверочная работа «Дефект масс, энергия связи»

Понятия: цепная реакция, критическая масса

Факты: механизм деления ядер урана

   

Радиоактивные изотопы в биологии и медицине. Радиоактив­ные изотопы в промышленности и сельском хозяйстве региона

Информационно-развивающий

Комбинированный урок.

Деление ядер урана

Механизм деления

Цепная реакция деления

Скорость цепной реакции. Критическая масса

     

59/9

Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер

Лабораторная работа №5 «Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков»

Выполнение работы по инструкции

 

Таблица «Деление ядер урана»

           

60/10

Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии атомных ядер в электрическую энергию

Объяснение учителя п. 76

       

Частично-поисковый, информационно-развивающий

Комбинированный урок.

Основные элементы ядерного реактора

Реактор на медленных нейтронах

Реактор на быстрых нейтронах

Преобразование внутренней энергии атомных ядер в электрическую энергию

     

61/11

Атомная энергетика

Сообщения учащихся по п. 69

Доклад «Чернобыльская катастрофа»

Понятия: ядерный реактор

Факты: принцип действия ядерного реактора

 

Таблица «Ядерный реактор»

*Развитие ядерной энергетики в регионе

Информационно-развивающий, частично-поисковый

Комбинированный урок.

     

62/12

Биологическое действие радиации

Объяснение учителя п. 78

Понятия: поглощенная доза излучения, коэффициент качества, эквивалентная доза

     

Информационно-развивающий, проблемно-поисковый

Комбинированный урок.

     

63/13

Термоядерная реакция

Объяснение учителя п. 79

Понятие термоядерная реакция

Факты: условие осуществления термоядерной реакции, значение термоядерных реакций

Знать условия протекания и применения ядерных реакций

   

Информационно-развивающий, частично-поисковый

Комбинированный урок.

Термоядерная реакция;

Энергетический выход термоядерной реакции

Роль термоядерных реакций в эволюции вселенной

Управляемый термоядерный синтез

     

64/14

Решение задач по теме «Ядерная физика»

Решение типовых задач на описание состава атома, нахождение дефекта масс, энергии связи, написание ядерных реакций

Правила смещения, Формулы дефекта масс, энергии связи

Сущность планетарной модели атома, протонно-нейтронной модели ядра

Рассчитывать энергию связи, дефект масс

Записывать ядерные реакции

Описывать состав атома

   

Информационно-развивающий, частично-поисковый

Урок закрепления знаний

     

65/15

Контрольная работа №5 по теме «Ядерная физика»

Самостоятельное выполнение работы по вариантам

   

Репродуктивный

Урок контроля и оценивания знаний

     

Итоговое повторение (5 часов)

66/1

 

Повторение материала по теме «Основы кинематики и динамики»

Анализ контрольной работы

Тестовая работа «Основы кинематики и динамики»

Решение типовых задач на расчет характеристик равномерного и равноускоренного движения, чтение графиков движения

Формулы скорости, ускорения, перемещения при прямолинейном равноускоренном движении, импульса тела, первой космической скорости, уравнения свободного падения тел, законы Ньютона, закон сохранения импульса

Рассчитывать характеристики прямолинейного равноускоренного движения, свободного падения, читать графики скорости ПРУД

Объяснять причины движения тел

             

67/2

Итоговое повторение

Повторение материала по теме «Электромагнитные явления»

Решение типовых задач на применение правил буравчика, левой руки, правой руки, на расчет магнитной индукции, длины волны, частоты и периода электромагнитных волн

Правила буравчика, левой руки, правой руки

Формулы магнитной индукции, связи длины волны и скорости распространения

Рассчитывать длину волны, период и частоту электромагнитной волны

Определять направление магнитной индукции, электрического тока, скорости движения частицы

             

68/3

Итоговая контрольная работа №6

Самостоятельное выполнение работы по вариантам

Правила смещения,

Уравнения свободного падения, формулы скорости, перемещения при равноускоренном движении, законы Ньютона, формула магнитной индукции, связи периода и частоты колебаний, длины волны и периода

Описывать состав атома, записывать реакции альфа- и бета- распада,

Читать графики колебательного движения

Рассчитывать характеристики свободного падения, РУД, частоту и период электромагни-тных волн

Объяснять причины движения тел

             
             
 
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Омарова Альмира Шигаповна, 29.10.18 в 05:12 0Ответить Пожаловаться
Добрый день, Анастасия.ХОРОШЕЕ ПЛАНИРОАНИЕ У ВАС, А ЧТО ОЗНАЧАЕТ ГРАФА ПОД НАЗВАНИЕМ нрк?
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.