ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА И СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ КУРСА «ФИЗИКА»
Количество часов |
Раздел программы |
Тема урока |
Основа урока |
Знания |
Умения |
Демонстрации, оборудование |
нрк |
Метод обучения |
Тип урока и содержание |
Дата |
|||
План |
Факт |
||||||||||||
22 |
Законы взаимодействия и движения тел |
Законы движения и взаимодействия тел Цели: Ознакомить с понятиями «материальная точка», «перемещение», «Прямолинейное равномерное и равноускоренное движения» Развивать умение 1) представлять результаты измерений в виде таблицы, графиков и выявлять эмпирические закономерности, изменение координаты тела от времени, силы тяжести от массы тела; 2) применять экспериментальные результаты для предсказания значения величин, характеризующих ход физических явлений : положение тела при его движении под действием силы; 3) вычислять равнодействующую силу, используя 11 закон Ньютона; импульс тела, если известны скорость тела и его масса. |
|||||||||||
1/1 |
Вводный инструктаж по ТБ Материальная точка Система отсчета |
Вводный инструктаж по ТБ в физкабинете. Знакомство с учебником физики. Как работать с учебником. Требования к ведению тетрадей. Объяснение учителя п. 1. Решение задач упр. 1 (3, 5) |
Правила техники безопасности в физкабинете. Понятия: механическое движение, материальная точка, система отсчета, поступательное движение |
Определять является ли тело материальной точкой, приводить примеры механического движения, поступательного движения |
Рис 2 (учебник) |
Информационно – развивающий |
Изучение нового материала: Механическое движение Основная задача механики Материальная точка Система отсчета |
||||||
2/2 |
Перемещение |
Объяснение учителя п. 2 Решение задач №9, 10 – Р |
Понятия: вектор, перемещение |
Определять перемещение тела |
Частично-поисковый |
Комбинированный урок. Проверка знаний Изложение нового материала:
|
|||||||
3/3 |
Определение координаты движущегося тела |
Объяснение учителя п. 3 Решение задач №11, 13, 20 – Р |
Понятия проекция вектора Формулы координаты тела |
Находить проекции векторов на координатные оси, находить путь и перемещение тела, координату тела |
* Определение координат движущегося самолета, автомобиля, других видов транспорта с помощью средств слежения в нашем регионе. |
Частично-поисковый |
Комбинированный урок. -Прямолинейное равномерное движение -Скорость при прямолинейном равномерном движении -Перемещение при прямолинейном равномерном движении |
||||||
4/4 |
Законы взаимодействия и движения тел |
Перемещение при прямолинейном равномерном движении |
Объяснение учителя п. 4 Решение задач на чтение и построение графиков скорости при прямолинейном равномерном движении Решение задач на расчет скорости и перемещения тела при прямолинейном равномерном движении |
Определение и формула скорости равномерного прямолинейного движения, формула перемещения при прямолинейном равномерном движении, геометрический смысл графика скорости |
Читать и строить графики скорости при прямолинейном равномерном движении Решать задачи на расчет скорости и перемещения при прямолинейном равномерном движении |
Схемы графиков движения |
Частично-поисковый |
Комбинированный урок. Графики зависимости проекции перемещения от времени Графики зависимости проекции скорости от времени Графики зависимости координаты от времени Графики пути Выполнение графических упражнений |
|||||
5/5 |
Прямолинейное равноускоренное движение Ускорение |
Объяснение учителя п. 5 Решение задач упр. 5 (1), №50-Р |
Формула, единицы ускорения Понятия: прямолинейное равноускоренное движение, ускорение |
Решать задачи на расчет ускорения и времени при прямолинейном равноускоренном движении |
Схемы графиков движения |
Информационно-развивающий |
Комбинированный урок. Изложение нового материала:
|
||||||
6/6 |
Скорость прямолинейного равноускоренного движения График скорости |
Объяснение учителя п. 6 Решение задач на чтение и построение графиков скорости при прямолинейном равноускоренном движении Упр 6(3) |
Формула скорости при прямолинейном равноускоренном движении |
Читать и строить графики скорости при прямолинейном равноускоренном движении |
Схемы графиков движения |
Информационно – развивающий |
Комбинированный урок. Изложение нового материала: Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении Координата при прямолинейном равноускоренном движении Средняя скорость при прямолинейном равноускоренном движении Соотношение между перемещением и скоростью. |
||||||
7/7 |
Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении |
Объяснение учителя п. 7 Решение задач №69, 78, *68-Р |
Формула перемещения при прямолинейном равноускоренном движении |
Решать задачи на расчет перемещения при прямолинейном равноускоренном движении |
Творчески–репродуктивный |
Комбинированный урок. |
|||||||
8/8 |
Законы взаимодействия и движения тел |
Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости. Инструктаж по ТБ при выполнении лабораторных работ. Лабораторная работа №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости» |
Объяснение учителя п. 8 Решение задач №54 – Р, упр. 8(2) Инструктаж по ТБ при выполнении лабораторных работ Выполнение работы по инструкции с. 226 под руководством учителя |
Формула перемещения при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости Правила ТБ при выполнении лабораторных работ Понятия: ускорение, прямолинейное равноускоренное движение Формулы ускорения, скорости и перемещения при прямолинейном равноускоренном движении |
Решать задачи на расчет перемещения при прямолинейном равноускоренном движении. Экспериментально определять ускорение и мгновенную скорость при прямолинейном равноускоренном движении |
Зависимость перемещение от времени движения капельницы |
Творчески–репродуктивный |
Урок закрепления знаний Относительность формы траектории Относительность перемещения и скорости Движение и покой Выбор системы отсчета |
|||||
9/9 |
Решение задач по теме «Основы кинематики» |
Физический диктант Самостоятельная работа «Прямолинейное равноускоренное движение» Фронтальное и самостоятельное решение задач на расчет характеристик прямолинейного равноускоренного движения |
Формулы скорости, ускорения, перемещения при прямолинейном равноускоренном движения; скорости, перемещения и координаты при прямолинейном равномерном движении |
Рассчитывать характеристики прямолинейного равноускоренного движения |
Творчески-репродуктивный |
Урок изучения нового материала Погрешность измерения физической величины Абсолютная погрешность Относительная погрешность Оценка абсолютной погрешности прямых измерений Оценка абсолютной погрешности косвенных измерений |
|||||||
10/10 |
Контрольная работа №1 по теме «Основы кинематики» |
Самостоятельное выполнение работы по вариантам |
Формулы скорости, ускорения, перемещения при прямолинейном равноускоренном движения; скорости, перемещения и координаты при прямолинейном равномерном движении Понятия: перемещение тела, материальная точка |
Рассчитывать характеристики прямолинейного равноускоренного, равномерного движений Читать графики скорости |
Репродуктивный |
Урок контроля и оценивания знаний |
|||||||
11/11 |
Законы взаимодействия и движения тел |
Относительность движения. Инерциальные системы отсчета Первый закон Ньютона |
Анализ контрольной работы Самостоятельное изучение п. 9, объяснение учителя п.10 Решение задач упр. 9 Доклад «И. Ньютон» |
Сущность относительности движения Понятия: ИСО Первый закон Ньютона |
Решать задачи на расчет относительной скорости Применять первый закон Ньютона для объяснения физических явлений |
Опыты, демонстрирующие закон инерции и взаимодействия тел |
Информационно-развивающий |
Изучение нового материала. Как был открыт первый закон механики Явление инерции, закон инерции Первый закон Ньютона Какое движение можно назвать движением по инерции |
|||||
12/12 |
Второй закон Ньютона |
Объяснение учителя п. 11 Решение задач упр. 11 (1), |
Второй закон Ньютона Формула второго закона Ньютона, Факты: физический смысл 1 Н |
Решать задачи на применение второго закона Ньютона |
Рис. 20 (уч) |
Проблемно-поисковый |
Урок изучения нового материала. Зависимость ускорения тела от действующей на него силы масса тела второй закон Ньютона |
||||||
13/13 |
Третий закон Ньютона |
Объяснение учителя п. 12 Демонстрация «Третий закон Ньютона» Решение задач |
Третий закон Ньютона |
Применять третий закон Ньютона для объяснения физических явлений |
Рис 21, 22 (уч), опыты с динамометрами |
Проблемно-поисковый |
Комбинированный урок. Третий закон Ньютона Свойства сил, связанных третьим законом Ньютона Примеры проявления третьего закона Ньютона в природе |
||||||
14/14 |
Свободное падение тел |
Объяснение учителя п. 13 Демонстрация «Свободное падение тел» Решение задач упр. 13 (2) |
Понятие6 свободное падение тел Факты: особенности свободного падения тел Формулы скорости и перемещения при свободном падении тел |
Решать задачи на расчет характеристик свободного падения тел |
Рис 28 |
Информационно-развивающих |
Комбинированный урок. Свободное падение, ускорение свободного падения Зависимость скорости и координаты падающего тела от времени |
||||||
15/15 |
Законы взаимодействия и движения тел |
Движение тела, брошенного вертикально вверх |
Объяснение учителя п. 14 Решение задач на расчет времени, высоты подъема тела |
Формулы скорости и перемещения тела, брошенного вертикально вверх |
Решать задачи на расчет характеристик тела, брошенного вертикально вверх |
Информационно-развивающих |
- Зависимость скорости и координаты тела, брошенного вертикально вверх, от времени - Связь начальной скорости бросания и конечной скорости падения |
||||||
16/16 |
Закон всемирного тяготения |
Объяснение учителя п. 15 Решение задач Упр. 15 |
Понятия: всемирное тяготение, гравитационная сила Закон всемирного тяготения Факты: значение и физический смысл гравитационной постоянной |
Решать задачи на применение закона всемирного тяготения |
Частично–поисковый |
Комбинированный урок. Понятие о гравитационных силах Закон всемирного тяготения Гравитационная постоянная Закон всемирного тяготения, третий закон Ньютона |
|||||||
17/17 |
Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах |
Объяснение учителя п. 16 Решение задач п. 16 |
Формула ускорения свободного падения Факты: зависимость ускорения свободного падения от радиуса Земли |
Решать задачи на расчет ускорения свободного падения |
Проблемно-поисковый |
Урок изучения нового материала. Первая и вторая космические скорости Расчет орбитальной скорости спутника Примеры решения задач |
|||||||
18/18 |
Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью Искусственные спутники Земли |
Объяснение учителя п. 18, 19 Решение задач упр. 18 (20), Объяснение учителя п. 20 Решение задач упр. 19 (2), |
Понятия: криволинейное движение, период, частота обращения, Факты: направления перемещения, скорости и ускорения при криволинейном движении Формула центростремительного ускорения Понятия: ИСЗ, первая космическая скорость Формулы первой космической скорости |
Решать задачи на расчет центростемитель- |
Рис. 38 (уч) Наклонный желоб, магнит, металлический шарик |
Информационно-развивающий |
Комбинированный урок. Особенности криволинейного движения Основные характеристики равномерного движения по окружности Ускорение при равномерном движении по окружности |
||||||
19/19 |
Импульс тела. Закон сохранения импульса. |
Объяснение учителя п. 21, 22 Решение задач упр. 20 (1), Самостоятельная работа «Криволинейное движение, ИСЗ» |
Понятия: импульс тела Формула и единицы импульса тела Закон сохранения импульса |
Решать задачи на расчет импульса тела, на применение закона сохранения импульса тела |
Рис. 42 (уч) |
Проблемно–поисковый |
Комбинированный урок. Передача движения от одного тела к другому при их взаимодействии Импульс тела и импульс силы Закон сохранения импульса |
||||||
20/20 |
Законы взаимодействия и движения тел |
Реактивное движение. Ракеты. Вывод ЗСЭ полной механической энергии |
Самостоятельное изучение п. 23 Решение задач упр. 22 (2) Доклады «К. Э. Циолковский», «Полет фантазии» |
Понятия: реактивное движение Факты: устройство, принцип движения ракет |
Рис 44 и 45 (уч) Модель ракеты |
Информационно-развивающий |
Комбинированный урок. Реактивное движение, устройство ракеты. Решение задач |
||||||
21/21 |
Решение задач по теме «Основы динамики» |
Физический диктант Решение типовых задач (подготовка к контрольной работе) |
1,2,3 законы Ньютона, закон всемирного тяготения, закон сохранения импульса Формулы: импульса тела, первой космической скорости, центростремительного ускорения, скорости и перемещения при свободном падении |
Объяснять физические явления на основе знаний законов Ньютона Решать задачи на расчет импульса, центростремительного ускорения, характеристик свободного падения тел; на применение закона сохранения импульса Читать графики скорости тел |
Творчески-репродуктивный |
Урок закрепления знаний |
|||||||
22/22 |
Контрольная работа №2 по теме «Основы динамики» |
Самостоятельное выполнение работы по вариантам |
Репродуктивный |
Урок контроля и оценивания знаний |
|||||||||
Механические колебания и волны. Звук (11ч) Цели: Ознакомить с определением колебательного движения, его видами, определением волны, её видами, звуком как поперечной волной. Развивать умение описывать изменения и преобразования энергии при анализе колебаний нитяного и пружинистого маятников; приводить периоды колебательных и волновых движений в природе и технике; определять период, амплитуду и частоту по графику колебаний |
|||||||||||||
23/1 |
Механические колебания и звук |
Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник. |
Анализ контрольной работы. Объяснение учителя п. 24, 25 Демонстрации Колебательное движение |
Понятия: колебательное движение, свободные колебания, колебательные системы, период колебаний Факты: особенности колебательного движения |
Определять, является ли система колебательной |
Рис 48(уч) |
Информационно-развивающий. |
Урок изучения нового материала. Что такое колебания? Свободные и вынужденные колебания. Условия существования свободных колебаний. Колебательные системы. |
|||||
24\2 |
Величины, характеризующие колебательное движение |
Объяснение учителя п. 26 Решение задач упр. 24 (1,2,4,7) |
Понятия: смещение, амплитуда, период, частота колебаний, фаза колебаний Формулы периода и частоты колебаний |
Рассчитывать период и частоту колебаний |
Рис 59,61(уч) |
Информационно-развивающий |
Комбинированный урок. Уравнение колебательного движения груза на пружине Гармонические колебания Амплитуда колебания. Период и частота. |
||||||
25/3 |
Лабораторная работа №3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины» |
Инструктаж по ТБ Выполнение работы по инструкции с. 232 под руководством учителя |
Понятия: колебательное движение, период, частота колебаний |
Экспериментально определять период и частоту колебаний |
Информационно-развивающий |
Комбинированный урок. Период колебаний груза на пружине Математический маятник Лабораторные работы № 2 и 3 |
|||||||
26/4 |
Превращения энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. |
Объяснение учителя п. 28, 29 Решение задач из упр. 25 |
Понятия: затухающие колебания, вынужденные колебания Факты: отличия свободных и вынужденных колебаний, причина затухания колебаний, превращение энергии при колебаниях |
Объяснять физические явления на основе знаний о колебательном движении |
Проблемно-поисковый |
Превращения энергии при отсутствии трения Превращения энергии при наличии трения Вынужденные колебания |
|||||||
27/5 |
Механические колеба-ния и звук |
Распространение колебаний в среде. Волны. Продольные и поперечные волны. |
Объяснение учителя п. 31 Составление таблицы сравнительной характеристики волн по п. 32 Проверочная работа по теме «Механические колебания» |
Понятия: волна, упругая волна, продольная волна, поперечная волна, Факты: условие возникновения волн, отличие продольных и поперечных волн |
Рис 65-67(уч) |
Проблемно-поисковый |
Урок изучения нового материала Механические волны Основные характеристики волн Поперечные и продольные волны |
||||||
28\6 |
Длина волны. Скорость распространения волны. |
Самостоятельное изучение п. 33 Решение задач № 435, 437, 436 - Р |
Понятия: длина волны, Формула связи периода и длины волны |
Решать задачи на расчет периода, длины волны, частоты и скорости волны |
Информационно–развивающий |
Комбинированный урок. Плоская и сферическая волна. Механизм распространения волны Решение задач |
|||||||
29/7 |
Источники звука. Звуковые колебания. Решение задач |
Объяснение учителя п. 34 Демонстрации Источники звука Решение задач из упр. 30 Проверочная работа по теме «Механические волны» |
Понятия: звуковая волна, ультразвук, инфразвук, чистый тон Факты: связь громкости звука и амплитуды колебаний источника, связь частоты колебаний источника и высоты тона |
Решать задачи на расчет скорости, периода, частоты и длины звуковой волны Решать задачи на расчет характеристик колебаний, волн Читать графики колебательного движения |
Рис 70-72(уч) |
Информационно-развивающий |
Комбинированный урок. Звуковые волны, инфразвук и ультразвук |
||||||
30/8 |
Характеристики звука |
Объяснение учителя п. 35,36 |
Зависимость высоты тона от частоты колебаний Зависимость громкости звука от амплитуды колебания |
Изучить физические характеристики звука: высота и тембр, громкость. |
Частично-поисковый |
Комбинированный урок. Высота звука Тембр звука Громкость звука |
|||||||
31/9 |
Распространение звука. Звуковые волны. Скорость звука. |
Сообщения учащихся по п. 37, 38 Решение задач упр. 32 (2 в), 31 (1) №438, 439 – Р |
Факты: особенности распространения звука, скорость распространения звука в воздухе |
Решать задачи на расчет скорости, периода, частоты и длины звуковой волны |
Рис74 (уч) |
Информационно-развивающий |
Комбинированный урок. Распространение звуковых волн, скорость звука |
||||||
32/10 |
Отражение звука. Эхо. Звуковой резонанс |
Сообщения учащихся по п. 39, |
Понятия: эхо |
Рис76 (уч) |
Информационно-развивающий |
Комбинированный урок. Эхо Акустический резонанс |
|
||||||
33/11 |
Контрольная работа по теме «Механические колебания и звук» |
Самостоятельное выполнение работы по вариантам |
Формулы связи периода и частоты колебаний, длины волны и скорости волны; периода колебаний, частоты колебаний Факты: причина затухания колебаний, условие возникновения колебаний |
Репродуктивный |
Урок контроля и оценивания знаний |
||||||||
3. Электромагнитное поле (17ч) Цели: Ознакомить с определением магнитного и электромагнитного полей и их графическим изображением, электромагнитной индукции, электромагнитной волны, света как электромагнитной волны. Развивать умение определять направление линий магнитного поля, применять правило левой руки. |
|||||||||||||
34/1 |
Электромагнитное поле |
Магнитное поле и его графическое изображение. Неоднородное и однородное магнитное поле. |
Объяснение учителя п. 42, 43 Решение задач упр. 33 (1), 34 (1) Анализ контрольной работы |
Понятия: магнитное поле, однородное магнитное поле, неоднородное магнитное поле Факты: связь густоты силовых линий и величины магнитного поля, гипотеза Ампера |
Объяснять физические явления на основе знаний о магнитном поле |
Проблемно-поисковый |
Урок изучения нового материала Простейшие свойства магнитных материалов Связь электрических и магнитных явлений Магнитное поле. Определяющие свойства магнитного поля Направление и линии магнитного поля |
||||||
35/2 |
Направление тока и направление линий его магнитного поля |
Объяснение учителя п. 44 Решение задач упр. 35 (3,4, 5) |
Правила правой руки, буравчика |
Определять направление магнитных линий, направление тока с помощью правил буравчика, правой руки |
Информационно-развивающий |
Комбинированный урок. Магнитные спектры прямого и кругового проводника с током Определение направления линий магнитного поля Магнитное поле. Катушки с током. |
|||||||
36/3 |
Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки. |
Объяснение учителя п. 45 Решение типовых задач на применение правила левой руки |
Правила левой руки |
Применять правила левой руки для определения направления силы, действующей на проводник, на заряженную частицу в магнитном поле |
По рис 104 (уч) |
Проблемно-поисковый |
Комбинированный урок. Сила Ампера Сила Лоренца |
||||||
37/4 |
Индукция магнитного поля |
Объяснение учителя п. 46 Решение задач упр. 37 (1,2), №830, 832 - Р |
Понятия: магнитная индукция, линии магнитной индукции, однородное магнитное поле, неоднородное магнитное поле, Формула и единицы магнитной индукции |
Решать задачи на применение формулы магнитной индукции |
Информационно-развивающий |
Комбинированный урок. Действие магнитного поля на рамку с током Единица магнитной индукции Сила Ампера |
|||||||
38/5 |
Магнитный поток |
Объяснение учителя п. 47 Самостоятельная работа «Магнитная индукция» |
Понятие магнитный поток Факты: зависимость магнитного потока от величины магнитного поля, от площади контура |
Объяснять физические явления на основе знаний о магнитном потоке |
Частично–поисковый. |
Комбинированный урок. Поток магнитной индукции Единица магнитного потока |
|||||||
39/6 |
Явление электромагнитной индукции Лабораторная работа №4 «Изучение явления электромагнитной индукции» |
Объяснение учителя п. 48 Демонстрации Явление электромагнитной индукции, зависимость величины индукционного тока от величины магнитного поля, скорости изменения магнитного потока Инструктаж по ТБ Выполнение работы по инструкции под руководством учителя |
Понятия: электромагнитная индукция, индукционный ток |
Объяснять физические явления на основе знаний об электромагнитной индукции |
Рис 130-134 |
Проблемно-поисковый |
Урок изучения нового материала. Краткий исторический очерк открытия явления электромагнитной индукции Демонстрация опытов по явлению электромагнитной индукции Физическая сущность явления электромагнитной индукции Электромагнитная индукция в современной технике |
||||||
40/7 |
Явление самоиндукции |
Объяснение учителя п. 50 |
Понятия: явление самоиндукции, индуктивность |
Объяснять физические явления на основе знаний о явлении самоиндукции |
Рис. 135, 136 |
Информационно-развивающий |
Комбинированный урок. Переменный электрический ток
|
||||||
41/8 |
Получение переменного электрического тока. Трансформатор |
Объяснение учителя п. 51 Демонстрации ГПТ Решение типовых задач на чтение графиков переменного тока |
Понятия: генератор переменного тока, переменный ток Факты: устройство, назначение, принцип действия генератора переменного тока |
Читать графики переменного тока |
Получение переменного тока при вращении витка в магнитном поле |
* Применение трансформаторов в нашем регионе * Производство, передача и использование электроэнергии в нашем регионе |
Информационно-развивающий |
Комбинированный урок. Переменный электрический ток Генератор переменного тока |
|||||
42/9 |
Электромагнитное поле |
Электромагнитное поле |
Объяснение учителя п. 52 Проверочная работа «Электромагнитная индукция, переменный ток» |
Понятия: электромагнитное поле, вихревое поле Факты: отличия электростатического поля и вихревого поля |
Частично-поисковый |
Комбинированный урок. Электромагнитное взаимодействие Электромагнитное поле Выводы |
|||||||
43/10 |
Электромагнитные волны |
Объяснение учителя п. 53 Решение задач №987, 986, 995 –Р Упр. 44 (4, 5) |
Понятия: электромагнитная волна, напряженность электрического поля Факты: скорость, условие излучения электромагнитных волн Формула связи дины волны и скорости |
Рассчитывать характеристики электромагнитных волн |
Частично-поисковый |
Урок изучения нового материала Излучение энергии электрическим зарядом Излучение электромагнитных волн |
|||||||
44/11 |
Конденсатор |
Объяснение учителя п. 54 |
Электроемкость. Единицы электроемкости. Конденсатор. Электроемкость плоского конденсатора. Энергия электрического поля. Применение Конденсаторов. |
Рассчитывать характеристики конденсатора |
*Применение различных видов конденсаторов на промышленных предприятиях нашего региона |
Частично-поисковый |
Урок изучения нового материала 1.Электрическое поле плоского воздушного конденсатора. 2.Различные виды конденсаторов. 3.Конденсатор переменной емкости |
||||||
45/12 |
Колебательный контур. Получение ЭМК. Принципы радиосвязи и телевидения |
Объяснение учителя п. 55, 56 Упр.46 |
Колебательный контур. Превращение энергии при электромагнитных колебаниях. Аналогия между механическими и электромагнитными колебаниями. Изобретение радио А.С.Поповым. Радиотелефонная связь. Модуляция. Детектирование. |
Объяснять превращение энергии при электромагнитных колебаниях, работу простейшего радиоприемника |
Рис 152-155 |
* Развитие средств связи в нашем регионе |
1. Колебательный контур. 2. Превращение энергии при электромагнитных колебаниях. 3. Изобретение радио А.С.Поповым. 4. Радиотелефонная связь. 5.Модуляция. Детектирование.6. Понятие о телевидении. Развитие средств связи. |
||||||
46/13 |
Электромагнитная природа света |
Самостоятельное изучение п. 58 Самостоятельная работа «Электромагнитные волны» |
Факты: природа света |
Рассчитывать характеристики электромагнитных волн |
Спектр эмв |
Проблемно-поисковый |
Урок изучения нового материала Первые представления древних ученых о свете Корпускулярная и волновая теория света Электромагнитная теория света Корпускулярно – волновой дуализм |
||||||
47/14 |
Преломление света. Физический смысл показателя преломления |
Объяснение учителя п. 59 Выполнить Упр.48 |
Физический смысл показателя преломления |
Наблюдение преломления света. Вывод закона преломления света. Показатель преломления. Ход лучей в треугольной призме. |
Применение закона преломления света в оптических приборах, используемых в быту и промышленности нашего региона |
Проблемно-поисковый |
Комбинированный урок. Наблюдение преломления света в плоскопараллельной пластинке и в треугольной призме |
||||||
48/15 |
Дисперсия света. Цвета тел |
Объяснение учителя п. 60 |
Дисперсия света. Опыт И. Ньютона по дисперсии света. |
||||||||||
49\16 |
Типы оптических спектров. Решение задач по теме «Электромагнитные явления |
Решение типовых задач (подготовка к контрольной работе) |
Формулы магнитной индукции, связи скорости и длины электромагнитной волны Правила буравчика, левой руки, правой руки |
Рассчитывать период, частоту, длину электромагнитных волн Читать графики переменного тока Рассчитывать магнитную индукцию, силу, действующую на проводник в магнитном поле |
Проблемно-поисковый |
Комбинированный урок. Распределение энергии в спектре. Непрерывные спектры. Линейчатые спектры. Полосатые спектры. Спектры поглощения. |
|||||||
50/17 |
Контрольная работа №4 по теме «Электромагнитное поле» |
Самостоятельное выполнение работы по вариантам |
Репродуктивный |
Урок контроля и оценивания знаний |
|||||||||
4. Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомного ядра.(12 ч) Цели: Ознакомить со сложным строением атома, с частицами, из которых состоит атом, и методам их регистрации ; с применением атомной энергетики преимущества и основные проблемы. |
|||||||||||||
51/1 |
Радиоактивность |
Объяснение учителя п. 65 Анализ контрольной работы |
Понятия: радиоактивность, альфа-, бета-, гамма-частицы |
Таблица «Альфа-, бета–, гамма– лучи» |
Частично-поисковый и информационно-развивающий |
Урок изучения нового материала Открытие радиоактивности Альфа-, бета–, гамма– излучения Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов |
|||||||
52/2 |
Модели атомов. Опыт Резерфорда |
Объяснение учителя п. 66 Решение типовых задач на описание и схематическое изображение состава атома |
Факты: сущность планетарной модели атома |
Описывать состав атома, схематически изображать строение атома |
Модель опыта Резерфорда. Таблица, опыт Резерфорда |
Проблемно-поисковый |
Комбинированный урок Модель атома Томсона Опыты Резерфорда Ядерная модель атома Резерфорда |
||||||
53/3 |
Радиоактивные превращения атомных ядер |
Объяснение учителя п. 67 Решение типовых задач на написание ядерных реакций |
Законы сохранения заряда и массового числа Правила смещения |
Находить недостающие элементы в ядерных реакциях, записывать реакции альфа- и бета-распадов |
Информационно-развивающий |
Комбинированный урок. Радиоактивный распад Массовые и зарядовые числа Альфа- распад Бета- распад |
|||||||
54/4 |
Экспериментальные методы исследования частиц |
Самостоятельное изучение п. 68 Самостоятельная работа «Состав атома, правила смещения» |
Факты: устройство, назначение, принцип действия счетчика Гейгера, камеры Вильсона |
Ознакомить учащихся с современными методами обнаружения и исследования заряженных частиц и ядерных превращений |
Устройство и принцип действия счетчика ионизирующих частиц Фотографии треков заряженных частиц в камере Вильсона и пузырьковой камере |
* Применение методов регистрации заряженных частиц в нашем регионе |
Частично-поисковый |
Комбинированный урок. Устройство и принцип действия счетчика Гейгера Устройство и принцип действия камеры Вильсона Устройство и принцип действия пузырьковой камеры |
|||||
55/5 |
Открытие протона и нейтрона. |
Сообщения учащихся по п. 69, 70, заполнение таблицы «Общие сведения о протоне и нейтроне» |
Факты: сущность протонно-нейтронной модели ядра, общие сведения о протоне и нейтроне |
Описывать состав ядра атома |
Доклады и презентации учащихся по данной теме |
Информационно-развивающий |
Комбинированный урок. Открытие протона Искусственное превращение атомных ядер Открытие нейтрона |
||||||
56/6 |
Состав атомного ядра. Ядерные силы |
Объяснение учителя п. 71,72 |
Понятия: массовое число, зарядовое число, Факты: общие сведения о ядерных силах |
Описывать состав ядра атома |
Частично-поисковый |
Комбинированный урок. Протонно-нейтронная модель атома Нуклоны Особенности взаимодействия частиц внутри ядра |
|||||||
57/7 |
Энергия связи. Дефект масс |
Объяснение учителя п. 73 Нахождение дефекта масс, энергии связи лития |
Понятия: дефект масс, энергия связи Формулы дефекта масс, энергии связи |
Рассчитывать дефект масс, энергию связи |
Творчески-репродуктивный |
Комбинированный урок. Чем характеризовать прочность ядер? Удельная энергия связи Дефект масс |
|||||||
58/8 |
Деление ядер урана. Цепная реакция |
Объяснение учителя п. 74 Самостоятельное изучение п. 75 Проверочная работа «Дефект масс, энергия связи» |
Понятия: цепная реакция, критическая масса Факты: механизм деления ядер урана |
Радиоактивные изотопы в биологии и медицине. Радиоактивные изотопы в промышленности и сельском хозяйстве региона |
Информационно-развивающий |
Комбинированный урок. Деление ядер урана Механизм деления Цепная реакция деления Скорость цепной реакции. Критическая масса |
|||||||
59/9 |
Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер |
Лабораторная работа №5 «Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков» |
Выполнение работы по инструкции |
Таблица «Деление ядер урана» |
|||||||||
60/10 |
Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии атомных ядер в электрическую энергию |
Объяснение учителя п. 76 |
Частично-поисковый, информационно-развивающий |
Комбинированный урок. Основные элементы ядерного реактора Реактор на медленных нейтронах Реактор на быстрых нейтронах Преобразование внутренней энергии атомных ядер в электрическую энергию |
|||||||||
61/11 |
Атомная энергетика |
Сообщения учащихся по п. 69 Доклад «Чернобыльская катастрофа» |
Понятия: ядерный реактор Факты: принцип действия ядерного реактора |
Таблица «Ядерный реактор» |
*Развитие ядерной энергетики в регионе |
Информационно-развивающий, частично-поисковый |
Комбинированный урок. |
||||||
62/12 |
Биологическое действие радиации |
Объяснение учителя п. 78 |
Понятия: поглощенная доза излучения, коэффициент качества, эквивалентная доза |
Информационно-развивающий, проблемно-поисковый |
Комбинированный урок. |
||||||||
63/13 |
Термоядерная реакция |
Объяснение учителя п. 79 |
Понятие термоядерная реакция Факты: условие осуществления термоядерной реакции, значение термоядерных реакций |
Знать условия протекания и применения ядерных реакций |
Информационно-развивающий, частично-поисковый |
Комбинированный урок. Термоядерная реакция; Энергетический выход термоядерной реакции Роль термоядерных реакций в эволюции вселенной Управляемый термоядерный синтез |
|||||||
64/14 |
Решение задач по теме «Ядерная физика» |
Решение типовых задач на описание состава атома, нахождение дефекта масс, энергии связи, написание ядерных реакций |
Правила смещения, Формулы дефекта масс, энергии связи Сущность планетарной модели атома, протонно-нейтронной модели ядра |
Рассчитывать энергию связи, дефект масс Записывать ядерные реакции Описывать состав атома |
Информационно-развивающий, частично-поисковый |
Урок закрепления знаний |
|||||||
65/15 |
Контрольная работа №5 по теме «Ядерная физика» |
Самостоятельное выполнение работы по вариантам |
Репродуктивный |
Урок контроля и оценивания знаний |
|||||||||
Итоговое повторение (5 часов) |
|||||||||||||
66/1 |
Повторение материала по теме «Основы кинематики и динамики» |
Анализ контрольной работы Тестовая работа «Основы кинематики и динамики» Решение типовых задач на расчет характеристик равномерного и равноускоренного движения, чтение графиков движения |
Формулы скорости, ускорения, перемещения при прямолинейном равноускоренном движении, импульса тела, первой космической скорости, уравнения свободного падения тел, законы Ньютона, закон сохранения импульса |
Рассчитывать характеристики прямолинейного равноускоренного движения, свободного падения, читать графики скорости ПРУД Объяснять причины движения тел |
|||||||||
67/2 |
Итоговое повторение |
Повторение материала по теме «Электромагнитные явления» |
Решение типовых задач на применение правил буравчика, левой руки, правой руки, на расчет магнитной индукции, длины волны, частоты и периода электромагнитных волн |
Правила буравчика, левой руки, правой руки Формулы магнитной индукции, связи длины волны и скорости распространения |
Рассчитывать длину волны, период и частоту электромагнитной волны Определять направление магнитной индукции, электрического тока, скорости движения частицы |
||||||||
68/3 |
Итоговая контрольная работа №6 |
Самостоятельное выполнение работы по вариантам |
Правила смещения, Уравнения свободного падения, формулы скорости, перемещения при равноускоренном движении, законы Ньютона, формула магнитной индукции, связи периода и частоты колебаний, длины волны и периода |
Описывать состав атома, записывать реакции альфа- и бета- распада, Читать графики колебательного движения Рассчитывать характеристики свободного падения, РУД, частоту и период электромагни-тных волн Объяснять причины движения тел |
|||||||||
Омарова Альмира Шигаповна