Рабочая программа по музыке для 4 класса
Рабочая программа
по музыке для 4 класса на 2015-16 уч. год
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями
федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования второго поколения
Всего: 34 часа
1 час в неделю
Учитель: Купрякова Л.А.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по музыке для 4 класса составлена на основе
ФГОС второго поколения и системы учебников «Школа России»
и авторской программы
(автор Е.Д.Критская).
Соответствие Государственному образовательному стандарту
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 4 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, программе формирования универсальных учебных действий, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы по музыке и на основе авторской программы: Е.Д.Критская «Музыка»: рабочие программы. 1-4 класс М: «Просвещение», 2011 г. К учебнику Е.Д.Критской М.: «Просвещение», 2014г.
Роль и место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с базисным учебным планом в 4 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 34 часа (из расчета 1 час в неделю).
Изучение музыки в 4 классе начальной школы направлено на формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников. Введение детей в многообразный мир музыки через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию. Программа разработана на основе ФГОС НОО, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы по музыке и на основе авторской программы «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2012г.
Общая характеристика предмета
Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирование способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе и другим людям, Отечеству, миру в целом.
Цель изучения курса:
– формирование музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры.
Задачи изучения курса:
- развитие нравственно-эстетических ориентаций учащихся в процессе восприятия и исполнения музыкальных произведений – фольклора, музыки религиозной традиции, «золотого фонда» классики, современных сочинений;
- обогащение первоначальных представлений учащихся о музыке разных народов, стилей, композиторов; сопоставление особенностей их языка, творческого почерка;
накопление впечатлений от знакомства с различными жанрами музыкального искусства;
вавыувыработка умения эмоционально откликаться на музыку, связанную с более сложным (по сравнению с предыдущими годами обучения) миром музыкальных образов;
совершенствование представлений о триединстве музыкальной деятельности (композитор–исполнитель-слушатель);
- развитие навыков хорового (ансамблевого, сольного) пения – унисон, кантилена, широкое дыхание, легкое, полетное звучание детских голосов, расширение певческого диапазона голоса, элементы двухголосного пения, понимание руки дирижера при исполнении музыки различного характера; выразительное исполнение песен, вокальных импровизаций, накопление песенного репертуара, формирование умений его концертного исполнения;
- совершенствование умения передавать в выразительных движениях характер музыки (пластические этюды); развитие навыков «свободного дирижирования»;
освоение музыкального языка и средств музыкальной выразительности в разных видах и формах детского музицирования (музыкально-ритмические движения, игра на простейших инструментах, импровизации и др.);
- развитие ассоциативно-образного мышления учащихся и творческих способностей;
развитие умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя всем детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.
Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает:
формирование опыта эмоционально-образного восприятия;
начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности;
приобретение знаний и умении;
овладение УУД
Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно – эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с базисным учебным планом в 4 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 34 часа (из расчета 1 час в неделю).
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
- целостный, социально - ориетированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности;
- уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие музыкально – эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально – ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты:
- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально – творческих возможностей;
- овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
- формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщение, установления аналогий в процессе интонационно – образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально – творческой деятельности;
- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации и т.д.).
Предметные результаты:
- формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно – нравственном развитии;
- формирование общего представления о музыкальной картине мира; - знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
- формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому- либо виду) музыкально - творческой деятельности;
- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
- умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной, классической и современной; понимать содержание, интонационно – образный смысл произведений разных жанров и стилей;
- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально – пластических композиций, исполнение вокально – хоровых произведений.
Результаты освоения программы:
Обучающийся научится:
воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;
ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края, сопоставлять различные образцы народной
и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении, играх, действах и др.).
Обучающийся получит возможность научиться:
реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности;
организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальных играх.
реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);
использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов.
УМК:
Программы общеобразовательных учреждений « Музыка. Начальные классы» - Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина., М., Методическое пособие для учителя «Методика работы с учебниками «Музыка 1-4 классы М., Просвещение, 2012 г.
Учебник-тетрадь «Музыка 4 класс», М., Просвещение, 2013 г.
Рабочая тетрадь для 4 класса, М., Просвещение, 2013 г.
Интернет-источники:
http: //www.edu.ru (Российское образование. Федеральный портал)
http://www.ug.ru (Учительская газета) , http://www.lessons.irk.ru (Нестандартные уроки)
http://www.intergu.ru (Интернет-государство учителей) , http://www.ed.gov.ru (МО РФ)
Тематическое планирование.
Музыка, 4 класс (34 часа)
№ п/п |
Дата |
Тема урока |
Вид контроля |
Деятельность учащихся |
Примеча ние |
|||||||||
Россия- Родина моя-3 ч.. |
||||||||||||||
1/1 |
Мелодия. Ты запой мне ту песню… |
текущий контроль |
узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; - показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения. |
|||||||||||
2/2 |
Звучащие картины. «Ты откуда русская, зародилась, музыка?» |
текущий контроль |
понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке. |
|||||||||||
3/3 |
Я пойду по полю белому… На великий праздник собралася Русь! |
называть авторов; смысл понятий: скрипач, виртуоз. эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике. |
||||||||||||
О России петь- что стремиться в храм-4 ч. |
||||||||||||||
4/1 |
Святые земли Русской. Илья Муромец. |
текущий контроль |
проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов (гусли); охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества. |
|||||||||||
5/2 |
«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…» |
взаимоконтроль |
определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества; продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах; воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы. |
|||||||||||
6/3 |
«Что за прелесть эти сказки!» Три чуда. |
самоконтроль |
определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества; продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах; воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы. |
|||||||||||
7/4 |
Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь. |
самоконтроль |
Знать создателей славянской азбуки. Различать жанры русских народных песен. |
|||||||||||
День, что полный событий-6 ч. |
||||||||||||||
8/1 |
«Приют, сияньем муз одеты |
текущий контроль |
Научатся передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей |
|||||||||||
9/2 |
Композитор – имя ему народ |
взаимоконтроль |
определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык творчества композиторов; узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов. |
|||||||||||
10/3 |
Музыкальные инструменты России. |
самоконт роль |
определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык творчества композиторов; узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов. |
|||||||||||
11/4 |
Оркестр русских народных инструментов. «Музыкант – чародей». Белорусская народная сказка. |
самоконт роль |
узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов |
|||||||||||
12/5 |
Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель). |
текущий контроль |
Комментарии
Похожие публикации |
Переломова Марина Петровна
Купрякова Любовь Александровна