Календарно-тематический план по окружающему миру за 2 класс (УМК «Школа России»)
| 
			 № п\п.  | 
			
			 Дата  | 
			
			 Тема урока.  | 
			
			 Тип урока  | 
			
			 Решаемые проблемы  | 
			
			 Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)  | 
			|||||||||||||||||
| 
			 Понятия  | 
			
			 Предметные результаты  | 
			
			 УУД  | 
			
			 Личностные результаты  | 
			|||||||||||||||||||
| 
			 1  | 
			
			 2  | 
			
			 3  | 
			
			 4  | 
			
			 5  | 
			
			 6  | 
			
			 7  | 
			
			 8  | 
			
			 9  | 
			||||||||||||||
| 
			 
 Где мы живём? (4 ч)  | 
			||||||||||||||||||||||
| 
			 1  | 
			
			 Родная страна.  | 
			
			 Урок-лекция  | 
			
			 Почему наша страна называется Российская Федерация? Какие государственные символы России?  | 
			
			 Российская Федерация, государственные символы: герб, флаг ,гимн. Национальность. Государственный язык.  | 
			
			 Научатся рассказывать о родной стране; о государственных символах Российской Федерации; о многонациональном населении России.  | 
			
			 Р. Понимать и удерживать учебные задачи; Учитывать выделенные учителем ориентиры, П.Различать, называть объекты государственной символики; анализировать информацию учебника; К.Ставить вопросы и обращаться за помощью.  | 
			
			 Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической и национальной принадлежности;  | 
			|||||||||||||||
| 
			 2  | 
			
			 Город и село.  | 
			
			 Комби-нированный урок  | 
			
			 
  | 
			
			 Город, село, городские и сельские жители; главная улица, достопримечательности.  | 
			
			 Научатся называть характерные особенности городских и сельских поселений, типы жилых построек в городе и селе.  | 
			
			 Р. Понимать учебную задачу и стремиться выполнить её. П.Осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков. К.Договариваться и приходить к общему решению при работе в паре;  | 
			
			 Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов.  | 
			|||||||||||||||
| 
			 3  | 
			
			 Природа и рукотворный мир.  | 
			
			 Комби-нированный урок  | 
			
			 Объекты природы, предметы рукотворного мира.Экология.  | 
			
			 Научатся различать объекты природы и рукотворного мира; называть их; выказывать своё отношение к окружающему миру.  | 
			
			 Р. Понимать учебную задачу и стремиться выполнить её. П. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; К. Формулировать собственное мнение.  | 
			
			 Экологическая культура: ценностное отношение к природе.  | 
			||||||||||||||||
| 
			 4  | 
			
			 Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём» Тест 1.  | 
			
			 Конт-рольно-обобща-ющий урок  | 
			
			 Как оценить свои достижения?  | 
			
			 Тесты , оценка достижений.  | 
			
			 Научатся отмечать ответы на тесты, сверять их с ответами в учебнике, оценивать результаты, подсчитывая количество правильных ответов.  | 
			
			 Р.Принимать и удерживать учебную задачу. П. проводить сравнение, ориентироваться в способах решения задачи. К.Строить понятные для партнёра высказывания, контролировать его действия.  | 
			
			 Учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу.  | 
			|||||||||||||||
| 
			 Природа (20 ч)  | 
			||||||||||||||||||||||
| 
			 5  | 
			
			 Неживая и живая природа.  | 
			
			 Урок-исследование  | 
			
			 Как можно отличить объекты неживой природы от живой? Как связаны неживая и живая природа?  | 
			
			 Неживая и живая природа. Объекты природы.  | 
			
			 Научатся различать неживую и живую природу, приводить примеры каждой группы, на отдельных примерах объяснять связь неживого и живого.  | 
			
			 Р.Принимать и удерживать учебную задачу. П.Осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков; поиск необходимой информаци. К.Договариваться и приходить к общему решению при работе в паре;.  | 
			
			 Учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу.  | 
			|||||||||||||||
| 
			 6  | 
			
			 Явления природы.  | 
			
			 Урок изуче-ния нового материала  | 
			
			 Что такое сезонные явления природы? Как измеряют температуру?  | 
			
			 Явления природы. Сезоны . Температура, Термометр.Градус.  | 
			
			 Научатся различать объекты и явления природы, Познакомятся с термометром и измерением температуры воздуха,воды,людей.  | 
			
			 Р. Понимать учебную задачу и стремиться выполнить её выполнить. П. Поиск необходимой информации по рисунку, передачаьеё устным путём, К. Применение полученной информации.  | 
			
			 Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности .  | 
			|||||||||||||||
| 
			 7  | 
			
			 Что такое погода.  | 
			
			 Комби-нированный урок  | 
			
			 Что такое погода?  | 
			
			 Погода. Температура воздуха, осадки, ветер. Явления погоды. Метеорология. Условные знаки.  | 
			
			 Усвоят, что погода – это сочетание температуры воздуха, облачности , осадков и ветра; научатся обозначать явления погоды с помощью условных знаков.  | 
			
			 Р. Принимать и удерживать учебную задачу П. Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов ,выделение существенных признаков и их синтеза. К.Работать в паре, просить помощь у взрослых.  | 
			
			 Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.  | 
			|||||||||||||||
| 
			 8  | 
			
			 В гости к осени. (Экскурсия)  | 
			
			 Урок-экскур-сия  | 
			
			 Какие явления происходят в неживой и живой природе осенью?  | 
			
			 Иней, заморозки, туман, ледостав, перелётные птицы.  | 
			
			 Научатся по своим наблюдениям приводить примеры осенних явлений в природе, узнавать изученные природные объекты.  | 
			
			 Р. Принимать и удерживать учебную задачу. П. Применять правила и пользоваться инструкциями. К. Проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач.  | 
			
			 Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природой.  | 
			|||||||||||||||
| 
			 9  | 
			
			 В гости к осени. (Урок)  | 
			
			 Комби-нированный урок  | 
			
			 Что мы узнали на экскурсии?  | 
			
			 Иней, заморозки, туман, ледостав, перелётные птицы.  | 
			
			 Научатся приводить примеры осенних явлений в неживой и живой природе и связей между этими явлениями.  | 
			
			 Р. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. П. Осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной литературы; К.Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.  | 
			
			 Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природой. Экологическая культура: ценностное отношение к природе.  | 
			|||||||||||||||
| 
			 10  | 
			
			 Звёздное небо  | 
			
			 Урок-исследование  | 
			
			 Как находить на небе созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь?  | 
			
			 Звёзды, созвездия, звёздное небо, знаки зодиака.  | 
			
			 Научатся узнавать и моделировать изученные созвездия.  | 
			
			 Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. П. Осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебника. К. Работать в паре, просить помощь у взрослых.  | 
			
			 Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.  | 
			|||||||||||||||
| 
			 11  | 
			
			 Заглянем в кладовые Земли.  | 
			
			 Комби-нированный урок  | 
			
			 Какие богатства хранятся в кладовых Земли?  | 
			
			 Горные породы, минералы, кристаллы, залежи, гранит, полевой шпат, кварц, слюда.  | 
			
			 Усвоят, что горные породы образуют толщу Земли, а сами состоят из минералов, научатся приводить примеры горных пород и минералов, различать составные части гранита.  | 
			
			 Р. Выбирать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. П.Произвольно строить сообщения исследовательского характера. К. Строить монологические высказывания.  | 
			
			 Мотивационная основа учебной деятельности.  | 
			|||||||||||||||
| 
			 12  | 
			
			 Про воздух…  | 
			
			 Комби-нированный урок  | 
			
			 Почему чистый воздух называют одним из главных богатств природы?  | 
			
			 Загрязнение воздуха, охрана воздуха, воздушные фильтры.  | 
			
			 Усвоят, что чистый воздух – одно из главных богатсв Земли, охране воздуха; обращать внимание на красоту природы.  | 
			
			 Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия. П.. Применять правила и пользоваться инструкциями. К. формулировать собственное мнение и позицию.  | 
			
			 Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природой.  | 
			|||||||||||||||
| 
			 13  | 
			
			 … И про воду  | 
			
			 Комби-нированный урок  | 
			
			 Почему воду относят к важнейшим природным богатствам ?  | 
			
			 Загрязнение воды, охрана воды, очистные сооружения  | 
			
			 Усвоят, что воду нужно использовать бережно, не тратить её напрасно, научатся рассказывать по схеме об источниках и последствиях загрязнения воды, её охране.  | 
			
			 Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия. . Принимать и удерживать учебную задачу. П.. Применять правила и пользоваться инструкциями. К. формулировать собственное мнение и позицию.  | 
			
			 Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природой.  | 
			|||||||||||||||
| 
			 14  | 
			
			 Какие бывают растения.  | 
			
			 Комби-нированный урок  | 
			
			 Как делят растения на группы?  | 
			
			 Деревья, кустарники, травы, хвойные, лиственные растения.  | 
			
			 Научатся различать группы растений по существенным признакам; приводить примеры представителей каждой группы, изображать дерево, кустарник, травы.  | 
			
			 Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия. П. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. К. определять общую цель и пути её достижения;  | 
			
			 Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природой.  | 
			|||||||||||||||
| 
			 15  | 
			
			 Какие бывают животные  | 
			
			 Комби-нированный урок  | 
			
			 По каким признакам можно разделить животных на группы?  | 
			
			 Насекомые, птицы, рыбы, звери (млекопитающие); Земноводные,пресмыкающиеся.  | 
			
			 Расширят знания об основных группах животных, их существенных признаках; познакомятся «земноводными» и «пресмыкающимися.  | 
			
			 Р. Понимать учебную задачу и стремиться выполнить её. П. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. К. Работать в группе, договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.  | 
			
			 Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.  | 
			|||||||||||||||
| 
			 16  | 
			
			 Невидимые нити.  | 
			
			 Комби-нированный урок  | 
			
			 Какие связи существуют в природе, как человек связан с природой?  | 
			
			 Живая, неживая природа, растения, животные. Связи в природе.  | 
			
			 Научатся приводить примеры невидимых нитей(связей) разных групп и их нарушений по вине человека; усвоят, что в природе нет ничего ненужного.  | 
			
			 Р. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. П. Установление причинно- следственных связей. К. Контролировать действия партнёра.  | 
			
			 Экологическая культура: ценностное отношение к природе.  | 
			|||||||||||||||
| 
			 17  | 
			
			 Дикорастущие и культурные растения.  | 
			
			 Комби-нированный урок  | 
			
			 Как делить растения на группы?  | 
			
			 Дикорастущие, культурные растения  | 
			
			 Научатся объяснять, какие растения называют культурными, а какие дикорастущими;  | 
			
			 Р. Принимать и удерживать учебную задачу. П.Находить новую информацию в учебнике, К.Определять общую цель и пути достижения.  | 
			
			 Способность к самооценке на основе критерия успешности.  | 
			|||||||||||||||
| 
			 18  | 
			
			 Дикие и домашние животные.  | 
			
			 Комби-нированный урок  | 
			
			 Как различать диких и домашних животных?  | 
			
			 Дикие и домашние животные.  | 
			
			 Научатся объяснять, каких животных называют домашними , а каких дикими; приводить их примеры;  | 
			
			 Р. Принимать и удерживать учебную задачу. П.Находить новую информацию в учебнике, К.Работая в паре, контролировать действия  | 
			
			 Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.  | 
			|||||||||||||||
| 
			 19  | 
			
			 Комнатные растения.  | 
			
			 Комби-нированный урок  | 
			
			 Как научиться ухаживать за комнатными растениями?  | 
			
			 Комнатные растения, атлас- определитель, оранжереи.  | 
			
			 Научатся распознавать комнатные растения, находить в атласе- определителе информацию о них.  | 
			
			 Р. Контролировать и оценивать свои действия, П. Поиск и выделение необходимой информации в атласе- определителе. К. использовать речь для регуляции своего действия.  | 
			
			 Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.  | 
			|||||||||||||||
| 
			 20  | 
			
			 Животные живого уголка.  | 
			
			 Комби-нированный урок  | 
			
			 Каких животных можно содержать в живом уголке? Как нужно за ними ухаживать?  | 
			
			 Живой уголок, аквариум, аквариумные рыбки, корм;  | 
			
			 Научатся распознавать животных живого уголка, находить в атласе- определителе информацию о них. Практически научатся правильно за ними ухаживать  | 
			
			 Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия П. Поиск и выделение необходимой информации в атласе- определителе. К. использовать речь для регуляции своего действия. Оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.  | 
			
			 Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу .  | 
			|||||||||||||||
| 
			 21  | 
			
			 Про кошек и собак.  | 
			
			 Комби-нированный урок  | 
			
			 Для чего нужны кошки и собаки разных пород?  | 
			
			 Домашние любимцы, породы.  | 
			
			 Узнают и научатся различать породы кошек и собак; узнают о роли домашних любимцев в жизни человека.  | 
			
			 Р. Принимать и удерживать учебную задачу. П.Находить новую информацию в учебнике, К.Работая в группе, контролировать действия партнёра.  | 
			
			 Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков. Гуманистическое сознание.  | 
			|||||||||||||||
| 
			 22  | 
			
			 Красная книга.  | 
			
			 Комби-нированный урок  | 
			
			 О чём может рассказать «Красная книга»?  | 
			
			 Редкие, вымирающие виды животных и растений. Красная книга.  | 
			
			 Узнают, что такое Красная книга, какие животные и растения в неё занесены, научатся приводить их примеры и узнавать изученные виды.  | 
			
			 Р. Принимать и удерживать учебную задачу. Преобразовывать практическую задачу в познавательную. П. Находить новую информацию в учебнике и доп. литературе; К.Формулировать своё мнение.  | 
			
			 Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков. Экологическая культура: ценностное отношение к природе.  | 
			|||||||||||||||
| 
			 23  | 
			
			 Будь природе другом. Проект «Красная книга»  | 
			
			 Урок-проект  | 
			
			 Какие поступки вредят природе, а какие помогают её защищать? Как готовить проект?  | 
			
			 Экологические, условные знаки  | 
			
			 Усвоят основные причины сокращения численности растений и животных, важнейшие правила поведения в природе, научатся « читать» и рисовать экологические знаки.  | 
			
			 Р. Выполнять учебные действия в материализованной, умственной и громкоречевой форме. П. Поиск и выделение необходимой информации из рисунков и текста. К. Формулировать собственное мнение.  | 
			
			 Экологическая культура: ценностное отношение к природе, следование нормам природоохранного, нерасточитель-ного поведения.  | 
			|||||||||||||||
| 
			 24  | 
			
			 Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа» Тест 2.  | 
			
			 Контрольно-обобщающий урок  | 
			
			 Как оценить свои достижения?  | 
			
			 Тесты , оценка достижений.  | 
			
			 Научатся отмечать ответы на тесты, сверять их с ответами в учебнике, оценивать результаты, подсчитывая количество правильных ответов.  | 
			
			 Р.Принимать и удерживать учебную задачу П. проводить сравнение, ориентироваться в способах решения задачи. К.Строить понятные для партнёра высказывания, контролировать его действия.  | 
			
			 Формирование адекватной оценки своих достижений.  | 
			|||||||||||||||
| 
			 
 Жизнь города и села. (10 ч)  | 
			||||||||||||||||||||||
| 
			 25  | 
			
			 Что такое экономика.  | 
			
			 Урок изуче-ния нового материала  | 
			
			 Что означает слово «экономика»?  | 
			
			 Экономика, сельское хозяйство, промышленность, строительство, транспорт, торговля.  | 
			
			 Усвоят, что экономика – это хозяйство, научатся перечислять составные части экономики.  | 
			
			 Р.Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; следовать плану. П. Осознанно строить сообщения исследовательского характера. К. Строить понятные для партнёра высказывания.  | 
			
			 Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу . Целостный, социально ориентированный взгляд на мир .  | 
			|||||||||||||||
| 
			 26  | 
			
			 Из чего что сделано.  | 
			
			 Комби-нированный урок  | 
			
			 Из чего и как люди изготавливают различные изделия?  | 
			
			 Природные материалы: глина,металлы, древесина, камень…  | 
			
			 Научатся объяснять и составлять несложные производственные цепочки.  | 
			
			 Р. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. П. Классифицировать объекты, обозначать фишками, по рисункам прослеживать цепоки и составлять рассказ. К.Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач.  | 
			
			 Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу . Целостный, социально- ориентирован- ный взгляд на мир. Уважение к труду.  | 
			|||||||||||||||
| 
			 27  | 
			
			 Как построить дом.  | 
			
			 Комби-нированный урок  | 
			
			 Как строят дома в городе и в селе?  | 
			
			 Строительные материалы, строительные машины.  | 
			
			 Научатся приводить примеры строительных машин и строительных материалов.  | 
			
			 Р. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. П. Поиск и выделение необходимой информации из рисунков и текста. К.Осуществлять самоконтроль и взаимный контроль.  | 
			
			 Самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности.  | 
			|||||||||||||||
| 
			 28  | 
			
			 Какой бывает транспорт.  | 
			
			 Комби-нированный урок  | 
			
			 На какие виды можно разделить Транспорт?  | 
			
			 Транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный, пассажирский, грузовой, специальный, личный, общественный.  | 
			
			 Научатся разделять средства транспорта на группы и приводить их примеры.  | 
			
			 Р. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. П. Осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной литературы. К.строить понятные для партнёра высказывания.  | 
			
			 Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу . Целостный, социально ориентированный взгляд на мир .  | 
			|||||||||||||||
| 
			 29  | 
			
			 Культура и образование.  | 
			
			 Комби-нированный урок  | 
			
			 Для чего нужны учреждения культуры и образования?  | 
			
			 Образовательные учреждения, учреждения культуры.  | 
			
			 Научатся приводить примеры учреждений культуры и образования; усвоят роль образования в получении профессии.  | 
			
			 Р. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить... П. . Поиск и выделение необходимой информации из рисунков и текста. К. Формулировать собственное мнение.  | 
			
			 Социальная мотивация учебной деятельности.  | 
			|||||||||||||||
| 
			 30  | 
			
			 Все профессии важны. Проект «Профессии».  | 
			
			 Урок-проект  | 
			
			 Как готовить проект? Какая роль в нашей жизни у людей разных профессий?  | 
			
			 Отрасли экономики. Взаимосвязь профессий.  | 
			
			 Научатся соотносить отрасли экономики и характерные профессии; приводить примеры; уважать профессиональный труд в любой сфере жизни.  | 
			
			 Р. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. П. . Поиск и выделение необходимой информации из рисунков и текста К. Договариваться и приходить к общему решению.  | 
			
			 Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм.  | 
			|||||||||||||||
| 
			 31  | 
			
			 В гости к зиме.(Экскурсия)  | 
			
			 Урок-экскур-сия  | 
			
			 Какие явления происходят в неживой и живой природе озимой?  | 
			
			 Низкая температура, короткий световой день,снегопад, оттепель гололёд, метель, сугробы, изморозь.  | 
			
			 Научатся по своим наблюдениям приводить примеры зимних явлений в природе, узнавать изученные природные объекты.  | 
			
			 Р. Принимать и удерживать учебную задачу. П. Применять правила и пользоваться инструкциями. К. Проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач.  | 
			
			 Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природой.  | 
			|||||||||||||||
| 
			 32  | 
			
			 В гости к зиме. (Урок)  | 
			
			 Комби-нированный урок  | 
			
			 Что мы узнали на экскурсии?  | 
			
			 Низкая температура, короткий световой день,снегопад, оттепель гололёд, метель, сугробы, изморозь.  | 
			
			 Научатся приводить примеры зимних явлений в неживой и живой природе и связей между этими явлениями.  | 
			
			 Р. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. П. Осуществлять поиск необходимой . К.Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.  | 
			
			 Экологическая культура: ценностное отношение к природе, следование нормам природоохранного, поведения  | 
			|||||||||||||||
| 
			 33  | 
			
			 Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села». Тест 3.  | 
			
			 Конт-рольно-обобщающий урок  | 
			
			 Как оценить свои достиже-ния?  | 
			
			 Тесты , оценка достижений.  | 
			
			 Научатся отмечать ответы на тесты, сверять их с ответами в учебнике, оценивать результаты, подсчитывая количество правильных ответов.  | 
			
			 Р.Принимать и удерживать учебную задачу. Осуществлять пошаговый и П. проводить сравнение, ориентироваться в способах решения задачи, К.Строить понятные для партнёра высказывания, контролировать его действия.  | 
			
			 Формирование адекватной оценки своих достижений.  | 
			|||||||||||||||
| 
			 34  | 
			
			 Презентация проектов.  | 
			
			 Урок-презен-тация  | 
			
			 Как представить результаты проектной деятельности?  | 
			
			 Проект. Презентация.  | 
			
			 Научатся выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами.  | 
			
			 Р. Преобразовывать практическую задачу в познавательную, П. самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. К.Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.  | 
			
			 Адекватная мотивация учебной деятельности(познавательные мотивы).  | 
			|||||||||||||||
| 
			 
 Здоровье и безопасность. (9 ч)  | 
			||||||||||||||||||||||
| 
			 35  | 
			
			 Строение тела человека.  | 
			
			 Урок введе-ния в новую тему  | 
			
			 Какие части тела есть у человека?  | 
			
			 Внешнее и внутреннее строение человека. Внутренние органы.  | 
			
			 Усвоят, какие части тела человека относятся к внешнему строению, а какие – к внутреннему; научатся определять на своём теле места расположения внутренних органов.  | 
			
			 Р. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. П. Осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной литературы. К.Предлагать вопросы и оценивать ответы партнёров.  | 
			
			 Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу .  | 
			|||||||||||||||
| 
			 36  | 
			
			 Если хочешь быть здоров.  | 
			
			 Комби-нированный урок  | 
			
			 Что необходимо делать для сохранения здоровья?  | 
			
			 Режим дня, правильное питание, правила личной гигиены, уход за зубами.  | 
			
			 Усвоят, какие правила нужно соблюдать, чтобы сохранить здоровье; научатся правильно строить свой режим дня, правильно чистить зубы.  | 
			
			 Р. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачи. П. Осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной литературы К.Предлагать помощь и сотрудничество.  | 
			
			 Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни.  | 
			|||||||||||||||
| 
			 37  | 
			
			 Берегись автомобиля!  | 
			
			 Комби-нированный урок  | 
			
			 Какие правила дорожного движения должен соблюдать пешеход?  | 
			
			 Сигналы светофора, дорожные знаки. Пешеходный переход «зебра».Правила движения по загородной трассе.  | 
			
			 Закрепят и расширят знания о безопасном поведении на улицах и дорогах, отработают соответствующие практические умения.  | 
			
			 Р. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. П. Строить рассуждения. К. Формулировать собственное мнение, вести устный диалог.  | 
			
			 Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровьесберегающий образ жизни.  | 
			|||||||||||||||
| 
			 38  | 
			
			 Школа пешехода.  | 
			
			 Комби-нированный урок  | 
			
			 Как научиться выполнять правила дорожного движения?  | 
			
			 Сигналы светофора, дорожные знаки. Пешеходный переход «зебра».Правила движения по загородной трассе. Островок безопасности.  | 
			
			 Закрепят и расширят знания о безопасном поведении на улицах и дорогах, отработают соответствующие практические умения.  | 
			
			 Р. Принимать и удерживать учебную задачу. П. Применять правила и пользоваться инструкциями, осуществлять рефлексию способов действий. К.Контролировать высказывания партнёра.  | 
			
			 Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровьесберегающий образ жизни.  | 
			|||||||||||||||
| 
			 39  | 
			
			 Домашние опасности.  | 
			
			 Комби-нированный урок  | 
			
			 Какие опасности подстерегают нас в квартире и как их избежать?  | 
			
			 Бытовые травмы: ожоги , поражение током, отравление…  | 
			
			 Усвоят правила безопасного поведения в домашних условиях, научатся предвидеть опасную ситуацию и не допускать её.  | 
			
			 Р. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить П. Использовать знаково- символические средства, создавать схемы. К. Формулировать собственное мнение, вести устный диалог .Оценивать свои достижения на уроке.  | 
			
			 Адекватная мотивация учебной деятельности(познавательные мотивы)..  | 
			|||||||||||||||
| 
			 40  | 
			
			 Пожар.  | 
			
			 Комби-нированный урок  | 
			
			 Как не допустить возгорания? Как вести себя на пожаре.  | 
			
			 Противопожарная безопасность. Телефон пожарной службы – 01.  | 
			
			 Усвоят основные правила противопожарной безопасности, научатся вызывать пожарных по телефону.  | 
			
			 Р. Принимать и удерживать учебную задачу. П. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, формулировать правила безопасности. К. Контролировать высказывания партнёра.  | 
			
			 Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровьесберегающий образ жизни  | 
			|||||||||||||||
| 
			 41  | 
			
			 На воде и в лесу.  | 
			
			 Комби-нированный урок  | 
			
			 Каких опасностей следует остерегаться на воде и в лесу?  | 
			
			 Правила купания, подводные течения, буйки, шторм, судороги. Ядовитые растения, жалящие насекомые.  | 
			
			 Усвоят основные правила безопасного поведения при купании в природных водоёмах и в бассейне ; научатся приводить примеры ядовитых ягод и грибов , узнавать их.  | 
			
			 Р. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить... П. Осуществлять поиск необходимой информации с использованием «Атласа – определителя» К. Формулировать собственное мнение, вести устный диалог.  | 
			
			 Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровьесберегающий образ жизни  | 
			|||||||||||||||
| 
			 42  | 
			
			 Опасные незнакомцы.  | 
			
			 Комби-нированный урок  | 
			
			 Как вести себя с незнакомыми людьми?  | 
			
			 Осторожность при общении с незнакомыми людьми. Телефон полиции – 02.  | 
			
			 Научатся правильному поведению при контактах с незнакомцами, анализировать конкретные ситуации на улице и дома.  | 
			
			 Р. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить... П. Осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной литературы К. Формулировать собственное мнение.  | 
			
			 Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровьесберегающий образ жизни  | 
			|||||||||||||||
| 
			 43  | 
			
			 Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность» Тест 4.  | 
			
			 Контрольно-обобщающий урок  | 
			
			 Что мы запомнили и чему научились?  | 
			
			 Тесты , оценка достижений.  | 
			
			 Научатся отмечать ответы на тесты, сверять их с ответами в учебнике, оценивать результаты ,подсчитывая количество правильных ответов.  | 
			
			 Р.Принимать и удерживать учебную задачу. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль П. проводить сравнение, ориентироваться в способах решения задачи, К.Строить понятные для партнёра высказывания, контролировать его действия  | 
			
			 Формирование адекватной оценки своих достижений. Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровьесберегающий образ жизни.  | 
			|||||||||||||||
| 
			 Общение. (7 ч)  | 
			||||||||||||||||||||||
| 
			 44  | 
			
			 Наша дружная семья.  | 
			
			 Комби-нированный урок  | 
			
			 Как правильно вести себя в семье?  | 
			
			 Семья, семейные традиции, культура общения.  | 
			
			 Запомнят, что семья – это близкие родственники, живущие вместе, усвоят, что такое культура общения в семье.  | 
			
			 Р. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить... П. Осуществлять поиск необходимой информации с использованием иллюстраций учебника. К.Формулировать выводы.  | 
			
			 Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им. Доброжелательность и эмоционально – нравственная отзывчивость.  | 
			|||||||||||||||
| 
			 45  | 
			
			 Проект «Родослов-ная»  | 
			
			 Урок-проект  | 
			
			 Как составить свою родословную?  | 
			
			 Родственники, родня, родословная, поколения, семейный альбом, семейный архив.  | 
			
			 Научатся называть родственников по именам, составлять генеологическое дерево.  | 
			
			 Р. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. П. . Поиск и выделение необходимой информации из бесед со взрослыми . К. Договариваться и приходить к общему решению.  | 
			
			 Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм.  | 
			|||||||||||||||
| 
			 46  | 
			
			 В школе.  | 
			
			 Комби-нированный урок  | 
			
			 Как правильно общаться в школе с детьми и взрослыми?  | 
			
			 Взаимоотношения, культура общения, совместная учёба игры, отдых, коллектив.  | 
			
			 Научатся рассказывать о своей школе, о жизни класса, усвоят, что такое культура общения в школе.  | 
			
			 Р. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. П.Обсуждение и передача информации устным путём. К.Определять общую цель и пути её достижения.  | 
			
			 Нравственно-этическая ориентация: навыки сотрудничества.  | 
			|||||||||||||||
| 
			 47  | 
			
			 Правила вежливости.  | 
			
			 Комби-нированный урок  | 
			
			 Какие слова и поступки сделают нас вежливыми?  | 
			
			 Культура поведения, правила вежливости, телефонный диалог  | 
			
			 Усвоят, что культура поведения – это «вежливые слова» и «вежливые поступки.  | 
			
			 Р. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. П.Обсуждение и передача информации устным путём, К. Адекватно оценивать своё поведение и поведение окружающих.  | 
			
			 Нравственно-этическая ориентация: навыки сотрудничества.  | 
			|||||||||||||||
| 
			 48  | 
			
			 Ты и твои друзья.  | 
			
			 Комби-нированный урок  | 
			
			 Как стать хорошим другом?  | 
			
			 .Любовь, уважение, согласие, взаимная помощь.  | 
			
			 Научатся принимать гостей и правильно вести себя в гостях, познакомятся с пословицами о дружбе.  | 
			
			 Р. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить... П. Осуществлять поиск необходимой информации с использованием иллюстраций учебника, озвучивать ее. К.Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы.  | 
			
			 Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им. Доброжелательность и эмоционально.  | 
			|||||||||||||||
| 
			 49  | 
			
			 Мы – зрители и пассажиры.  | 
			
			 Комби-нированный урок  | 
			
			 Какие правила надо соблюдать в общественных местах?  | 
			
			 Общественные места: зрительный зал, транспорт, зрители, пассажиры.  | 
			
			 Усвоят правила поведения в общественных местах.  | 
			
			 Р. Преобразовывать практическую задачу в познавательную. П.Обсуждение и передача информации устным путём, формулировать правила поведения « от противного». К. Адекватно оценивать своё поведение и поведение окружающих.  | 
			
			 Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им. Доброжелательность и эмоционально – нравственная отзывчивость;  | 
			|||||||||||||||
| 
			 50  | 
			
			 Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение» Тест 5.  | 
			
			 Конт-рольно-обобщающий урок  | 
			
			 Что мы запомнили и чему научились?  | 
			
			 Тесты, оценка достижений.  | 
			
			 Научатся отмечать ответы на тесты, сверять их с ответами в учебнике, оценивать результаты, подсчитывая количество правильных ответов.  | 
			
			 Р.Принимать и удерживать учебную задачу. П. проводить сравнение, ориентироваться в способах решения задачи, К.Строить понятные для партнёра высказывания.  | 
			
			 Формирование адекватной оценки своих достижений. Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки.  | 
			|||||||||||||||
| 
			 
 Путешествия. (18 ч)  | 
			||||||||||||||||||||||
| 
			 51  | 
			
			 Посмотри вокруг.  | 
			
			 Урок введе-ния в новую тему  | 
			
			 Где находится горизонт?  | 
			
			 Горизонт. Линия горизонта, стороны горизонта, форма Земли.  | 
			
			 Усвоят, что такое горизонт, линия горизонта, научатся называть и обозначать на схеме основные стороны горизонта.  | 
			
			 Р. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить... П. Осуществлять поиск необходимой информации с использованием иллюстраций учебника. К.Отвечать на итоговые вопросы.  | 
			
			 Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу .  | 
			|||||||||||||||
| 
			 52  | 
			
			 Ориентирование на местности.  | 
			
			 Комби-нированный урок  | 
			
			 Как можно сориентироваться на местности?  | 
			
			 Ориентиры, ориентирование по компасу, солнцу, природным признакам. Компас.  | 
			
			 Усвоят, что такое горизонт, линия горизонта, научатся называть и обозначать на схеме основные стороны горизонта.  | 
			
			 Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. П .Выделение и формулирование учебной цели. К.Контролировать действия партнёра.  | 
			
			 Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу .  | 
			|||||||||||||||
| 
			 53  | 
			
			 Ориентирование на местности. Практичес-кая работа.  | 
			
			 Урок-практи-ка  | 
			
			 Как можно сориентироваться на местности?  | 
			
			 Ориентиры, ориентирование по компасу, солнцу, природным признакам. Компас.  | 
			
			 Научатся ориентироваться на местности с помощью компаса и других способов.  | 
			
			 Р. Преобразовывать практическую задачу в познавательную. П.Формулирование проблемы. К.Адекватно использовать коммуникативные средства для решения задач при работе в группе.  | 
			
			 Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу .  | 
			|||||||||||||||
| 
			 54  | 
			
			 Формы земной поверхности.  | 
			
			 Комби-нированный урок  | 
			
			 Какие бывают формы земной поверхности?  | 
			
			 Равнины и горы. Холмы и овраги. Горные хребты. Подошва, склон, вершина.  | 
			
			 Научатся различать формы земной поверхности, называть их. Усвоят, что холм состоит из вершины, склона и подножия (подошвы)  | 
			
			 Р. Воспринимать на слух и понимать сообщения информационного характера П.Осуществлять анализ объектов с выделением их признаков. К.Строить понятные для партнёра высказывания.  | 
			
			 Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природой.  | 
			|||||||||||||||
| 
			 55  | 
			
			 Водные богатства.  | 
			
			 Комби-нированный урок  | 
			
			 Что составляет водные богатства нашей планеты?  | 
			
			 Океаны, моря, озера, реки, каналы, пруды, водохранилища. Части реки.  | 
			
			 Научатся приводить примеры естественных и искусственных водоёмов; называть и показывать на схеме части реки.  | 
			
			 Р. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить... П. Осуществлять поиск необходимой информации. К. Адекватно использовать коммуникативные средства для решения задач.  | 
			
			 Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природой.  | 
			|||||||||||||||
| 
			 56  | 
			
			 В гости к весне. (Экскурсия).  | 
			
			 Урок-экскур-сия  | 
			
			 Какие явления происходят в неживой и живой природе весной?  | 
			
			 Повышение температуры воздуха, увеличение светового дня, ледоход, половодье.  | 
			
			 Научатся по своим наблюдениям приводить примеры весенних явлений в природе, узнавать изученные природные объекты,  | 
			
			 Р. Принимать и удерживать учебную задачу. П. Применять правила и пользоваться инструкциями, К. Проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач.  | 
			
			 Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природой.  | 
			|||||||||||||||
| 
			 57  | 
			
			 В гости к весне. (Урок). Тест 6.  | 
			
			 Комби-нированный урок  | 
			
			 Что мы узнали на экскурсии?  | 
			
			 Повышение температуры воздуха, увеличение светового дня, ледоход, половодье  | 
			
			 Научатся приводить примеры весенних явлений в неживой и живой природе и связей между этими явлениями.  | 
			
			 Р. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. П. Осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной литературы; К.Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.  | 
			
			 Экологическая культура: ценностное отношение к природе, следование нормам природоохранного поведения  | 
			|||||||||||||||
| 
			 58  | 
			
			 Россия на карте.  | 
			
			 Комби-нированный урок  | 
			
			 Как путешествовать по карте?  | 
			
			 Карта. Условные знаки. Изображение территории России на карте. Правила показа объектов на карте.  | 
			
			 Усвоят, что такое карта. Научатся читать условные знаки; показывать на карте Россию и некоторые географические объекты.  | 
			
			 Р. Воспринимать на слух и понимать сообщения информационного характера П. . Поиск и выделение необходимой информации из настенной карты К. Строить понятные для партнёра высказывания. Контролировать действия партнёра.  | 
			
			 Адекватная мотивация учебной деятельности (познавательные мотивы).  | 
			|||||||||||||||
| 
			 59  | 
			
			 Проект «Города России».  | 
			
			 Урок-проект  | 
			
			 Как найти информацию и рассказать о городах России.  | 
			
			 История города, внешний вид, достопримечательности.  | 
			
			 Научатся собирать информацию разного вида, оформлять её, делать презентацию.  | 
			
			 Р. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. П. . Поиск и выделение необходимой информации из рисунков и текста К. Договариваться и приходить к общему решению.  | 
			
			 Чувство сопричастности и гордости за свою Родину и её историю.  | 
			|||||||||||||||
| 
			 60  | 
			
			 Путешествие по Москве.  | 
			
			 Урок-путешествие  | 
			
			 Что мы знаем о Москве?  | 
			
			 Столица, основатель столицы, историческая справка, план Москвы, герб Москвы. Достопримечательности.  | 
			
			 Научатся узнавать герб Москвы, приводить примеры достопримечательностей столицы, узнавать их по изображению.  | 
			
			 Р. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. П. классификация и фиксация информации. К. Договариваться и приходить к общему решению.  | 
			
			 Чувство сопричастности и гордости за свою Родину и её историю.  | 
			|||||||||||||||
| 
			 61  | 
			
			 Московский Кремль.  | 
			
			 Урок-путешествие  | 
			
			 Что мы знаем о Московском Кремле?  | 
			
			 Кремль, крепость, стены с зубцами, башни, Президент, памятники истории и культуры, Красная площадь.  | 
			
			 Научатся приводить примеры достопримечательностей Кремля и Красной площади, узнавать их по изображению.  | 
			
			 Р. Понимать учебную задачу. П. Поиск и выделение необходимой информации из рисунков. К. Использовать информацию Интернета.  | 
			
			 Чувство сопричастности и гордости за свою Родину и её историю.  | 
			|||||||||||||||
| 
			 62  | 
			
			 Город на Неве.  | 
			
			 Урок-путешествие  | 
			
			 Что мы знаем о Санкт- Петербурге?  | 
			
			 Нева, царь Пётр 1, Зимний дворец, Эрмитаж…  | 
			
			 Научатся приводить примеры достопримечательностей Санкт- Петербурга, узнавать их по изображению.  | 
			
			 Р. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. П. Поиск и выделение необходимой информации из рисунков и текста. К. Работать со взрослыми.  | 
			
			 Чувство сопричастности и гордости за свою Родину и её историю.  | 
			|||||||||||||||
| 
			 63  | 
			
			 Путешествие по планете.  | 
			
			 Комби-нированный урок  | 
			
			 Как выглядит наша планета на карте мира?  | 
			
			 Карта мира, океаны, материки (континенты)  | 
			
			 Научатся находить на карте и показывать материки и океаны.  | 
			
			 Р. Воспринимать на слух и понимать сообщения информационного характера П. . Поиск и выделение необходимой информации. К. Строить понятные для партнёра высказывания.  | 
			
			 Мотивация учебно-познавательной деятельности.  | 
			|||||||||||||||
| 
			 64  | 
			
			 Путешествие по материкам.  | 
			
			 Комби-нированный урок  | 
			
			 Чем интересен каждый материк?  | 
			
			 Части света: Европа, Азия, Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия.  | 
			
			 Научатся находить и показывать на карте материки и соотносить с ними информацию учебника.  | 
			
			 Р. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. П. Поиск и выделение необходимой информации из рисунков и текста К. Предлагать вопросы по содержанию.  | 
			
			 Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур.  | 
			|||||||||||||||
| 
			 65  | 
			
			 «Страны мира» проект.  | 
			
			 Урок-проект  | 
			
			 Чем интересны разные страны?  | 
			
			 Политическая карта мира. Названия крупнейших стран.  | 
			
			 Научатся находить и показывать на карте крупнейшие страны и соотносить с ними информацию учебника.  | 
			
			 Р. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. П. Поиск и выделение необходимой информации. К. Предлагать вопросы по содержанию.  | 
			
			 Целостный, социально ориентированный взгляд на мир.  | 
			|||||||||||||||
| 
			 66  | 
			
			 Впереди лето.  | 
			
			 Комби-нированный урок  | 
			
			 Что можно наблюдать в природе летом?  | 
			
			 Явления природы. Растения. Насекомые. Общение с природой.  | 
			
			 Научатся приводить примеры летних явлений в неживой и живой природе; рассказывать о красоте природы.  | 
			
			 Р. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. П. Поиск и выделение необходимой информации из рисунков и текста. К. Предлагать вопросы по содержанию.  | 
			
			 Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природой.  | 
			|||||||||||||||
| 
			 67  | 
			
			 Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешест-вия». Тест 7.  | 
			
			 Контрольно-обобщающий урок  | 
			
			 Что мы запомнили и чему научились?  | 
			
			 Тесты, оценка достижений.  | 
			
			 Научатся отмечать ответы на тесты, сверять их с ответами в учебнике,  | 
			
			 Р.Принимать и удерживать учебную задачу. П. проводить сравнение, К.Строить понятные для партнёра высказывания,  | 
			
			 Формирование адекватной оценки своих достижений.  | 
			|||||||||||||||
| 
			 68  | 
			
			 Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира».  | 
			
			 Урок-презен-тация  | 
			
			 Как представить результаты проектной деятельности?  | 
			
			 Проект. Презентация.  | 
			
			 Научатся выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами.  | 
			
			 Р. Преобразовывать практическую задачу в познавательную. П. самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. К. Задавать необходимые вопросы.  | 
			
			 Адекватная мотивация учебной деятельности: познавательные мотивы  | 
			|||||||||||||||