КТП по Русскому языку для 3-4 классов
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО
РУССКОМУ ЯЗЫКУ
УМК «ПЕРСПЕКТИВА» (учебник Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной)
Класс – 3
В неделю – 5ч
Всего в год – 170ч
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата |
Содержание урока |
Планируемые результаты (УУД) |
Виды контроля |
Средства ИКТ |
«Мир общения. Повторяем – узнаём новое» |
15 ч |
Личностные: Проявлять интерес к изучению темы, желание помочь Ване вести корректно диалог, творческое отношение к составлению и оформлению диалога в соответствии с этими нормами общения. Познавательные: Различать дискуссию и ссору в диалоговом общении и обосновывать её мнение; вести диалог в необходимой ситуации на основе речевого этикета, определять тему беседы и обосновывать своё мнение; отбирать необходимую информацию из содержания литературных произведений и обосновывать своё мнение, определять речевые ошибки в тексте и обосновывать своё мнение, использовать приобретённые знания при составлении и оформлении диалога с разными социальными службами. Регулятивные: Планировать своё действие в соответствии с целью, выполнять учебное задание в соответствии с планом, выполнять учебное действие в соответствии с правилами, учитывать характер ошибок, вносить коррективы, ориентироваться в разных способах выполнения задания. Коммуникативные: Слушать мнение партнёра в рамках учебного диалога, учитывать мнение партнёра при работе в паре, использовать речь для регуляции своего действия в рамках учебного диалога, адекватно использовать речь для представления результата. |
Фронтальный, индивидуальный, взаимопроверка. Контрольная работа (входная) Тематическая проверочная работа. . |
||||
1. |
Диалог. Собеседники. Смысловая сторона речи и словесная форма её выражения. |
1ч |
Основные функции общения; умение вести диалог с опорой на рисунки и жизненные впечатления детей; основные требования к монологическому тексту (смысловая связь предложений в тексте, их верное письменное оформление); правила оформления предложений на письме, употребления прописной буквы в именах собственных, написания безударных гласных и парных по звонкости-глухости согласных в корне слова. |
Электронное приложение к учебнику |
|||
2. |
Диалог. Собеседники. Воображаемые коммуникативно-речевые ситуации. |
1ч |
Составление (устно) текстов-рассуждений; особенности текста в целом и жанра письма как одного из типов текста в частности; типы предложений по цели высказывания и по интонации, алгоритм работы с проверяемыми и непроверяемыми написаниями. |
||||
3. |
Диалог. Собеседники. Общение с партнёром на основе взаимопонимания, доброжелательности и уважения. |
1ч |
Различие между диалогом и спором, важность для общения спокойной, доброжелательной манеры разговора; использование слов речевого этикета (вежливых слов) при ведении диалога |
||||
4. |
Диалог. Собеседники. Речевой этикет. Наблюдение за стилем общения собеседников. |
1ч |
Различие между диалогом и спором, важность для общения спокойной, доброжелательной манеры разговора; использование слов речевого этикета (вежливых слов) при ведении диалога. |
||||
5. |
Культура устной и письменной речи. Совершенствование устной речи на фонетическом, лексическом, синтаксическом уровнях. |
1ч |
Роль языка в истории общества; две формы языка — устная и письменная; культура речи; основные требования к устной и письменной речи. |
Электронное приложение к учебнику |
|||
6. |
Культура устной и письменной речи. Культура письма: написание букв, слов, предложений в соответствии с правилами русской графики и орфографии. |
1ч |
Зависимость выбора речевых средств от ситуации общения (коммуникативной обусловленности речи); орфоэпические нормы (нормы верного произношения): постановка ударения в словах; произнесение звуков [шн] на месте буквосочетания чн; произнесение долгого согласного звука на месте удвоенной буквы. |
||||
7. |
Текст. Общее представление о тексте и его особенностях. |
1ч |
Тема и главная мысль текста; прогнозирование предполагаемого содержания текста по его теме или по его главной мысли; составление текстов на заданную тему. |
Презентация |
|||
8. |
Текст. Виды текстов. |
1ч |
Сравнение текстов разных типов: текст-описание, текст-повествование, текст-рассуждение. |
Электронное приложение к учебнику |
|||
9. |
Текст. Как устроен текст. |
1ч |
Составные части текста: вступление, основная часть, заключение; установление логической последовательности частей текста; роль плана текста; стилистическая принадлежность (сфера использования) текста. |
||||
10. |
Входная контрольная работа. Диктант |
2ч |
Проверка усвоения материала за 2 класс. |
||||
11. |
Работа над ошибками. |
Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. |
|||||
12. |
Текст. План текста. |
1ч |
Составные части текста: вступление, основная часть, заключение; установление логической последовательности частей текста; роль плана текста. |
Электронное приложение к учебнику |
|||
13. |
Текст. Художественный и научный тексты. |
1ч |
Установление стилистической принадлежности (сфера использования) текста. |
Презентация |
|||
14. |
Контрольная работа по теме «Текст» |
1ч |
Проверка усвоения теоретических знаний и умение применить их при работе с языковым материалом; умение учащихся самостоятельно выполнять предложенные задания. |
||||
15. |
Работа над ошибками. |
1ч |
Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. |
||||
«Язык – главный помощник в общении» |
40 ч |
Личностные: Проявлять интерес к изучению темы, желание помочь Ване, творческое отношение к процессу составления и оформления текста объявления, понимание успешности при освоении темы. Познавательные: Раскрывать значение понятий «словосочетание», «объявление» и использовать их в активном словаре, раскрывать значение выражений «второстепенные члены предложения», «однородные члены предложения» и обосновывать своё мнение, определять тип предложения по интонации и по цели высказывания и обосновывать своё мнение; определять знаки препинания в предложении с однородными членами с союзами и без него и обосновывать своё мнение, использовать приобретённые знания при составлении и оформлении текста объявления. Регулятивные: Выполнять учебное задание в соответствии с целью, выполнять учебное действие в соответствии с планом, соотносить учебное действие с известным правилом, выполнять самопроверку, взаимопроверку и корректировку учебного задания, соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. Коммуникативные: Формировать понятное для партнёра высказывание в рамках учебного диалога, используя термины, осуществлять взаимный контроль, приходить к единому мнению, адекватно использовать речь для представления результата. |
|||||
16. |
Язык – главный помощник в общении. |
1ч |
Язык как средство общения и познавательной деятельности. Русский язык – культурная ценность народов России. Высказывания писателей о русском языке. |
Фронтальный, индивидуальный, взаимопроверка. Контрольный диктант. Проверочная работа по теме «Язык как средство общения» Контрольный диктант за 1 четверть. Словарный диктант. Контрольная работа по разделу «Мир общения. Повторяем – узнаём новое». Обучающее изложение(деление рассказа на части и озаглавливание их) Контрольный диктант по теме «Предложение» |
Электронное приложение к учебнику |
||
17. |
Звуки и буквы. |
1ч |
Классификация звуков. Звуко-буквенный анализ слов. |
||||
18. |
Слог, ударение. |
1ч |
Ударение. Деление слова на слоги. Ударный и безударный слог. Перенос слов по слогам. |
||||
19. |
Девять правил орфографии. Имена собственные. |
1ч |
Определение орфограммы; обобщение знаний учеников обо всех известных орфограммах. |
Презентация |
|||
20. |
Безударная гласная в корне. Способы проверки безударной гласной в корне слова. |
1ч |
Правило написания безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением; алгоритм проверки данной орфограммы; способы проверки орфограммы «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением». |
Электронное приложение к учебнику |
|||
21. |
Обучающее изложение. |
2ч |
Повторение признаков текста. Установление последовательности частей в тексте. Наблюдение над средствами связи частей текста. |
||||
22. |
Анализ изложений и работа над ошибками |
Анализ ошибок, допущенных в изложении. |
|||||
23. |
Парные согласные. Проверка парных согласных в конце и в середине слова. |
1ч |
Правило написания букв парных по звонкости-глухости согласных звуков в конце слова или перед другими парными согласными; алгоритм проверки данной орфограммы; отличия в работе со словами с проверяемыми и непроверяемыми согласными. |
Презентация |
|||
25. |
Непроизносимые согласные. |
1ч |
Правило написания непроизносимых согласных; составление устных текстов-рассуждений. |
Электронное приложение к учебнику |
|||
26. |
Разделительные твёрдый и мягкий знаки. |
1ч |
Правила написания разделительных твердого и мягкого знаков; алгоритм проверки того, какой разделительный знак пишется в слове. |
||||
27. |
Удвоенные согласные. |
1ч |
Орфограмма «Удвоенные согласные»; нахождение в словах изученных ранее орфограмм; составление словосочетаний, предложений, устных рассказов по личным впечатлениям. |
Презентация |
|||
28. |
Правила написания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, -чк,-чн, -щн. |
1ч |
Правила написания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чн, чк, объяснить, почему это орфограммы; написание жи-ши, ча-ща под ударением и в безударном положении; актуализация знаний учеников о частях речи; типах текстов; составление текста-рассуждения. |
||||
29. |
Перенос слова. |
1ч |
Правила переноса слов, запись ответов на вопросы по тексту. |
||||
30. |
Обучающее изложение (ответы на вопросы по содержанию полностью разобранного текста) |
2ч |
Ответы на вопросы по содержанию полностью разобранного текста. |
||||
31. |
Анализ изложений и работа над ошибками. |
Анализ ошибок, допущенных в изложении. |
|||||
32. |
Написание слов с изученными орфограммами. |
1ч |
Закрепление теоретических знаний и умение применить их при работе с языковым материалом; умение учащихся самостоятельно выполнять предложенные задания. |
Презентация |
|||
33. |
Контрольная работа по разделу «Мир общения. Повторяем – узнаём новое». |
2ч |
Проверка усвоения теоретических знаний и умение применить их при работе с языковым материалом. |
||||
34. |
Работа над ошибками. |
Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе |
|||||
35. |
Слово и его значение. Сопоставление значений слов на основе их двусторонних моделей. |
1ч |
Роль слова в речевом общении и роль жеста как «помощника» в общении и «предшественника» слова; значения жестов, принятых у разных народов; уместность использования жестов в общении, культура поведения. |
Электронное приложение к учебнику |
|||
36. |
Слова-приветствия. Фразеологизмы. |
1ч |
Устройство слова, его внешняя сторона и внутренняя. Возникновение слова; значение слова, его происхождение; этимология некоторых слов. |
Презентация |
|||
37. |
Основные функции слова. Звуко-буквенная форма слова и его значение. Словари. |
1ч |
Основные функции слова; структура слова: зависимость значения слова от его звуко-буквенной формы; нематериальность лексического значения слова. |
||||
38. |
Мотивированные названия слов. |
1ч |
Звукопись и роль звуковых повторов в тексте; семантика звуков. |
||||
39. |
Контрольный диктант за 1 четверть. |
2ч |
Написание текста диктанта в соответствии с правилами, выполнение грамматических заданий. |
||||
40. |
Работа над ошибками. |
Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. |
|||||
41. |
Синонимы. |
2ч |
Неоднозначность соответствия предмета и слова, которое этот предмет называет; признаки синонимов. Синонимы, их роль в русском языке. |
Презентация |
|||
42. |
Роль синонимов в речи. |
Неоднозначность соответствия предмета и слова, которое этот предмет называет; признаки синонимов, синонимы, их роль в русском языке. |
|||||
43. |
Антонимы. |
1ч |
Антонимы, использование антонимов в речи; подбор антонимических пар. |
Презентация |
|||
44. |
Омонимы. |
1ч |
Омонимы; роль омонимов в речи; использование толкового словаря для определения значения слов-омонимов. |
Презентация |
|||
45. |
Многозначные слова. |
1ч |
Многозначные слова; определение значения многозначных слов в контексте. |
Электронное приложение к учебнику |
|||
46. |
Слова с обобщающим значением. |
1ч |
Отличие имен нарицательных от имен собственных; слова с обобщающим значением. |
||||
47. |
Местоимения как заменители имён собственных и нарицательных. |
1ч |
Наблюдение за местоимениями как словами-заместителями других слов; правила употребления местоимений в речи. |
||||
48. |
Обучающее изложение. Деление рассказа на части и озаглавливание их. |
2ч |
Деление рассказа на части и озаглавливание их. |
||||
49. |
Анализ изложений и работа над ошибками. |
Анализ ошибок, допущенных в изложении. |
|||||
50. |
Словосочетание. Сравнение предложения и словосочетания, их различение на основе цели использования: предложение – для сообщения, словосочетание – для называния. |
1ч |
Сравнение словосочетания и предложения, их различение на основе использования: словосочетание – для называния, предложение – для сообщения. |
Электронное приложение к учебнику |
|||
51. |
Предложение. Типы предложений по цели высказывания и по интонации, связь слов по смыслу и по форме. |
1ч |
Типы предложений по цели высказывания и по интонации, связь слов по смыслу и по форме. |
Презентация |
|||
52. |
Главные члены предложения. |
1ч |
Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое. |
Электронное приложение к учебнику |
|||
53. |
Второстепенные члены предложения, их роль в предложении. |
1ч |
Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое. Второстепенные члены предложения, их роль в предложении. Предложения распространённые и нераспространённые |
||||
54. |
Предложения с однородными членами. |
2ч |
Понятие однородных членов предложения; поиск в предложениях однородных членов. |
||||
55. |
Интонация перечисления. Запятая в предложениях с однородными членами. |
Поиск в предложениях однородных членов; правило постановки знаков препинания при однородных членах предложения. |
|||||
56. |
Контрольный диктант по теме «Предложение» |
1ч |
Написание текста диктанта в соответствии с правилами, выполнение грамматических заданий. |
||||
«Состав слова» |
17ч |
Личностные: Проявлять интерес к изучению темы, желание помочь Ане и Ване соотнести слово и схему, творчески относиться к процессу работы над составом слова и словообразованием, осознавать собственные достижения при освоении учебной темы. Познавательные: Определять основу слова, нулевое окончание в слове и обосновывать своё мнение , раскрывать смысл правила о написании корня в однокоренных словах с чередованием согласных и без него и обосновывать своё мнение; определять способы словообразования с помощью суффикса и приставки и обосновывать своё мнение , раскрывать значение понятия «сложные слова» и обосновывать своё мнение, использовать приобретённые знания при выполнении учебного задания. Регулятивные: Выполнять учебное задание, используя правило, выполнять самопроверку, взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания, ориентироваться в разных способах выполнения задания, соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. Коммуникативные: Действовать по правилам сотрудничества, принимая во внимание позиции партнёра, формировать понятные высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога, договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и группе, учитывать общепризнанные правила в совместной деятельности, адекватно использовать речь для представления результата. |
Фронтальный, индивидуальный, взаимопроверка. Проверочная работа по теме «Состав слова». Контрольный диктант за 2 четверть. |
||||
57. |
Работа над ошибками. Повторение значимых частей слова. Корень. |
1 ч |
Части слова, понятие основы слова; выделение основы слова и его окончания; нулевое окончание. |
||||
58. |
Однокоренные слова. Наблюдение за чередованием букв согласных звуков в корнях слов. |
1ч |
Корень слова, нахождение корня в словах. Однокоренные слова. Сравнение однокоренных слов, форм одного и того же слова. Чередование букв согласных звуков в корнях слов. |
Презентация |
|||
59. |
Закрепление навыка нахождения изученных орфограмм в словах и алгоритма их проверки. Правописание имён собственных. |
3ч |
Написание имён собственных. |
||||
60. |
Закрепление навыка нахождения изученных орфограмм в словах и алгоритма их проверки. Правописание безударных гласных в корне слова. |
Единообразное написание корня слова, безударная гласная в корне слова. |
Презентация |
||||
61. |
Закрепление навыка нахождения изученных орфограмм в словах и алгоритма их проверки. Правописание парных согласных в корне слова. |
Единообразное написание корня слова, парный согласный в корне слова, непроизносимый согласный в корне слова. |
|||||
62. |
Приставка. Разделительный твёрдый знак в словах с приставками. |
3ч |
Приставка как часть слова; значения приставок в словах. |
Электронное приложение к учебнику |
|||
63. |
Разделительный твёрдый знак в словах с приставками. |
Правило употребления разделительного твердого знака после приставок. |
|||||
64. |
Отличие приставки от предлога. |
Различия в написании приставок и предлогов, способы различения приставок и предлогов. |
Презентация |
||||
65. |
Суффикс как значимая часть слова. |
2ч |
Суффикс как часть слова; значение суффикса в слове и сфера употребления слов с определенными (уменьшительно-ласкательными) суффиксами. |
Презентация |
|||
66. |
Роль суффикса в словообразовании. |
Суффикс как часть слова; значение суффикса в слове и сфера употребления слов с определенными (уменьшительно-ласкательными) суффиксами; слова с суффиксами субъективной оценки; с суффиксами со значением обозначения лица по профессии. |
|||||
67. |
Окончание. |
1ч |
Слово как единство определенных морфем, каждая из которых привносит в слово свое значение (основное значение или оттенок значения); разбор слова по составу; алгоритм разбора слова по составу. |
Электронное приложение к учебнику |
|||
68. |
Основа слова. |
1ч |
Разбор слова по составу; алгоритм разбора слова по составу. |
||||
69. |
Как образуются слова. |
1ч |
Основные способы образования слов с помощью приставок и суффиксов; исторические изменения в морфемном составе слов. |
Презентация |
|||
70. |
Сложные слова – слова с двумя корнями. Наблюдение за образованием новых слов. |
1ч |
Образование слова из заданных морфем; особенности словообразования и правописания сложных слов; слова — названия лица по профессии. |
Презентация |
|||
71. |
Проверочная работа по теме «Состав слова». |
1ч |
Систематизация знаний учащихся о составе слова; проверка уровня знаний учеников по изученной теме. |
||||
72. |
Контрольный диктант за 2 четверть. |
2ч |
Проверка усвоения материала за первое полугодие. |
||||
73. |
Работа над ошибками. |
Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. |
|||||
«Части речи» |
87ч |
Фронтальный, индивидуальный, взаимопроверка. Контрольная работа по разделу «Части речи» Контрольная работа по разделу «Имя существительное» Обучающее изложение по готовому плану. Контрольное списывание за 3 четверть(с последующим заданием). Контрольный диктант по теме «Имя существительное Сочинение по рисункам и опорным словам. Контрольное изложение. Обучающее изложение. Деление текста на части и озаглавливание их. Контрольный диктант по теме «Глагол Сочинение по рисунку с использованием опорных словосочетаний. Контрольная работа по теме «Имя прилагательное |
|||||
74. |
Систематизация знаний по разделу «Части речи» |
1ч |
Актуализация знаний о частях речи; части речи как группы слов, каждая из которых выделяется на основе общности вопросов и значений; имена существительные, имена прилагательные и глаголы; определение принадлежности к части речи омонимичных словоформ; различия между самостоятельными и служебными частями речи. |
Личностные: Проявлять интерес к изучению темы, творческое отношение к составлению и оформлению ответа на письмо от имени Вани, понимание успешности при освоении учебной темы. Познавательные: Раскрывать значение выражений «значимые части речи», «служебные части речи» и использовать из в активном словаре; раскрывать значение понятий «мужской род», «женский род», «средний род» и использовать их в активном словаре; различать значимые и служебные части речи и обосновывать своё мнение; различать род имён существительных и обосновывать своё мнение, определять значение «Ь» в именах существительных женского рода с шипящим звуком на конце и обосновывать своё мнение , использовать приобретённые знания при составлении и оформлении ответа на письмо от имени Вани. Раскрывать значение понятий «склонение», «падеж». «начальная форма слова», «именительный падеж», «родительный падеж», «дательный падеж», «винительный падеж», «творительный падеж», «предложный падеж», «местоимение», «личное местоимение» и использование их в активном словаре; определять падежный вопрос для существительного (одушевлённого, неодушевлённого) и обосновывать своё мнение; различать вопросы именительного и винительного, родительного и винительного падежей и обосновывать своё мнение ; определять роль существительного (местоимения) в предложении и обосновывать своё мнение; использовать приобретённые знания и умения для составления и оформления надписи на подарке. Определять морфологические признаки глагола неопределённой формы, настоящего, прошедшего, и будущего времени и обосновывать своё мнение; определять роль глагола в предложении и обосновывать своё мнение; определять случаи написания глагола с частицей не и обосновывать своё мнение, использовать приобретённые знания при написании окончании сказки. Определять роль прилагательного в тексте и обосновывать своё мнение; определять непостоянные признаки имени прилагательного , различать падежные вопросы имени прилагательного и существительного, использовать приобретённые знания при составлении текста поздравительного выступления. Регулятивные: Планировать и выполнять учебное задание в соответствии с целью, соотносить учебное действие с известным правилом, выполнять учебное задание , используя алгоритм, выполнять самопроверку, взаимопроверку и взаимооценку учебного задания, оценивать результат собственной деятельности. Коммуникативные: Формировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; учитывать мнение партнёра в рамках учебного диалога и приходить к совместному решению, адекватно воспринимать оценку своих действий и вносить коррективы, адекватно использовать речь для представления результата. |
Электронное приложение к учебнику |
||
75. |
Принципы выделения частей речи. Общее значение и вопросы как средство выделения частей речи. |
1ч |
Роль слов разных частей речи в тексте; дифференциация слов одной части речи и однокоренных слов; составление предложений и рассказа по рисунку с использованием слов разных частей речи. |
Презентация |
|||
76. |
Закрепление по разделу «Части речи» |
1ч |
Роль слов разных частей речи в тексте. |
||||
77. |
Контрольная работа по разделу «Части речи» |
2ч |
Проверка уровня первоначальных знаний детей о частях речи, уровня сформированности умения определять принадлежность слова к какой-либо части речи. |
||||
78. |
Работа над ошибками. |
Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. |
|||||
79. |
Имя существительное как часть речи. Повторяем, что знаем. |
1ч |
Предмет как грамматическое понятие; различие между бытовым и грамматическим пониманием предмета; обогащение словарного запаса учеников именами существительными со значениями «явление природы», «животное», «техническое средство»; определение частеречной принадлежности омонимичных словоформ. |
Презентация |
|||
80. |
Собственные и нарицательные имена существительные. |
2ч |
Отличия в орфографическом оформлении имен собственных и нарицательных; смысловые отличия собственных и нарицательных имен существительных: называние одного (единичного) предмета или группы однородных предметов; наличие или отсутствие характеристики предмета в слове; имена собственные, обозначающие географические объекты (топонимы); соответствие некоторых русских и иноязычных личных имен. |
Презентация |
|||
81. |
Собственные и нарицательные имена существительные. |
||||||
82. |
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. |
2ч |
Различие одушевленных и неодушевленных имен существительных по вопросу и значению; слова — названия жителей определенных городов; придумывание окончания рассказа; олицетворение. |
Электронное приложение к учебнику |
|||
83. |
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. |
||||||
84. |
Число имён существительных. |
2ч |
Лексико-грамматическое значение категории числа имен существительных; роль окончаний при изменении имен существительных по числам; зависимость от формы числа имени существительного формы других слов в словосочетании и предложении; имена существительные, не изменяющиеся по числам. |
||||
85. |
Имена существительные, употребляемые только в единственном числе или только во множественном числе. |
Роль окончаний при изменении имен существительных по числам; зависимость от формы числа имени существительного формы других слов в словосочетании и предложении; имена существительные, не изменяющиеся по числам. |
Презентация |
||||
86. |
Развитие речи. Письменные ответы на вопросы по содержанию текста. |
1ч |
Письменные ответы на вопросы по содержанию текста. |
||||
87. |
Контрольная работа по разделу «Имя существительное» |
1ч |
Проверка уровня первоначальных знаний детей об имени существительном. |
||||
88. |
Работа над ошибками. Род имён существительных. |
4ч |
Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Актуализация знаний учащихся о роде имен существительных. |
Презентация |
|||
89. |
Род имён существительных. |
Определение рода имен существительных; роль окончания в определении рода имени существительного; значение категории рода имени существительного для правильного образования словосочетаний. |
Электронное приложение к учебнику |
||||
90. |
Род имён существительных. |
||||||
91. |
Род имён существительных. |
||||||
92. |
Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих |
3ч |
Определение рода имени существительного; орфограмма — правописание мягкого знака в конце имен существительных женского рода; научить детей разграничивать существительные с мягким знаком в конце после шипящих и без него; показать новую функцию мягкого знака — грамматическую. |
Презентация |
|||
93. |
Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих. |
Орфограмма «Правописание мягкого знака в конце имен существительных женского рода»; научить детей разграничивать существительные с мягким знаком в конце после шипящих и без него; показать новую функцию мягкого знака — грамматическую. |
|||||
94. |
Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих. Закрепление. |
||||||
95. |
Обучающее изложение по готовому плану. |
2ч |
Озаглавливание частей текста. План текста. Пересказ по составленному плану. Запись текста. |
||||
96. |
Анализ изложений и работа над ошибками. |
Анализ ошибок, допущенных в изложении. |
|||||
97. |
Изменение имён существительных по падежам. |
11ч |
Понятия склонения и падежа; названия падежей, роль окончания при изменении имен существительных по падежам; слова-«помощники» при определении падежей. |
Электронное приложение к учебнику |
|||
98. |
Изменение имён существительных по падежам. Алгоритм определения падежа. |
Алгоритм определения падежа; роль окончания при изменении имен существительных по падежам; слова-«помощники» при определении падежей, предлоги, употребляемые с определенными падежами. |
Презентация |
||||
99. |
Именительный падеж имён существительных. |
Определение имен существительных в именительном падеже; роль имени существительного в именительном падеже в предложении. |
|||||
100. |
Родительный падеж имён существительных. |
Нахождение в предложении имен существительных в родительном падеже по вопросам; окончания существительных в родительном падеже. |
|||||
101. |
Окончания имён существительных в родительном падеже. |
Нахождение в предложении имен существительных в родительном падеже по вопросам; предлоги, употребляемые с существительными в родительном падеже; окончания существительных в родительном падеже. |
|||||
102. |
Дательный падеж имён существительных. |
Нахождение имен существительных в дательном падеже по вопросам; значение имен существительных в дательном падеже (значение адресата). |
Электронное приложение к учебнику |
||||
103. |
Винительный падеж имён существительных. |
Определение винительного падежа имен существительных по вопросам, предлогам и синтаксической функции, которую они выполняют (существительное в винительном падеже является второстепенным членом предложения); различие имен существительных в именительном падеже и в винительном падеже; главные члены предложения. |
Электронное приложение к учебнику |
||||
104. |
Различие именительного и винительного падежа. |
Презентация |
|||||
105. |
Творительный падеж имён существительных. |
Определение творительного падежа имен существительных по вопросам и предлогам; окончания имен существительных в творительном падеже; использование сравнений в художественной речи. |
|||||
106. |
Предложный падеж имён существительных. |
Определение имен существительных в предложном падеже по вопросам и предлогам; значение имен существительных в предложном падеже (в простых случаях); пропедевтическое наблюдение за окончаниями имен существительных в предложном падеже. |
|||||
107. |
Закрепление по теме «Изменение имён существительных по падежам». |
Склонение имен существительных; определение падежа имени существительного и его окончания; образование падежных форм имен существительных, выбор нужных предлогов и верных вариантов окончаний; повторение изученных ранее орфограмм. |
|||||
108. |
Контрольное списывание за 3 четверть. |
1ч |
Выполнение контрольного списывания текста, следуя правилам оформления письма. |
||||
109. |
Как разобрать имя существительное |
3ч |
Систематизация знаний учащихся о роде, числе и падеже имени существительного; устный и письменный разбор имени существительного как части речи. |
Презентация |
|||
110. |
Порядок анализа имени существительного как части речи. |
Электронное приложение к учебнику |
|||||
111. |
Морфологический разбор имени существительного. |
||||||
112. |
Повторение и обобщение знаний по теме «Имя существительное» |
1ч |
|||||
113. |
Контрольный диктант по теме «Имя существительное» |
2ч |
Проверка уровня усвоения знаний по теме «Имя существительное». |
||||
114. |
Работа над ошибками. |
Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. |
|||||
115. |
Личные местоимения (общее представление) |
3ч |
Основная функция местоимений — заменять другие слова в предложении; использование местоимений в речи. |
Презентация |
|||
116. |
Наблюдение за ролью местоимений в речи. |
Основная функция местоимений — заменять другие слова в предложении. |
|||||
117. |
Закрепление по теме «Местоимение» |
||||||
118. |
Глагол как часть речи. |
2ч |
Глагол как части речи; значение глагола. |
Электронное приложение к учебнику |
|||
119. |
Роль глаголов в речи. |
Группы глаголов по значению; роль глаголов в речи; этимология термина «глагол». |
|||||
120. |
Сочинение по рисункам и опорным словам. |
1ч |
Особенности описательного текста. |
Презентация |
|||
121. |
Анализ сочинений. Изменение глагола по временам. |
8ч |
Анализ сочинений. Изменение глаголов по временам; определение времени глагола по вопросу. |
||||
122. |
Упражнения в определении времени глагола и изменение глагола по временам. |
Образование грамматических форм времени глагола. |
Электронное приложение к учебнику |
||||
123. |
Контрольное изложение. |
Составление плана текста. Изложение текста по плану. |
|||||
124. |
Анализ изложений и работа над ошибками. |
Анализ изложений и работа над ошибками. |
|||||
125. |
Употребление глаголов в настоящем времени. |
Образование формы глаголов настоящего времени по образцу; зависимость употребления глагола в настоящем времени от того, на какой вопрос (что делать? что сделать?) глагол отвечает; новая орфограмма (без объяснения) — «Безударные гласные в окончаниях глаголов». |
|||||
126. |
Распознавание глаголов в прошедшем времени. |
Поиск глагола в прошедшем времени по вопросу; суффиксы глаголов в прошедшем времени; изменение глаголов в прошедшем времени в единственном числе по родам; родовые окончания глаголов в прошедшем времени. |
Презентация |
||||
127. |
Образование форм глаголов в будущем времени |
Особенности образования форм глаголов в будущем времени: будущее простое время и будущее сложное время; определение времени действия, обозначаемого глаголом в будущем времени; сложность написания безударных окончаний глаголов в будущем времени. |
|||||
128. |
Изменение глаголов в форме будущего времени. |
||||||
129. |
Неопределённая форма глагола. |
3ч |
Определение термина «неопределенная форма глагола»; суффиксы глаголов в неопределенной форме; нахождение глаголов в неопределенной форме в предложениях. |
Электронное приложение к учебнику |
|||
130. |
Правописание мягкого знака после ч в глаголах неопределённой формы. |
Орфограмма «Мягкий знак после шипящих согласных в конце глаголов в неопределенной форме»; отличие глаголов в неопределенной форме от омонимичных имен существительных; пропедевтические наблюдения за грамматическим значением глаголов в неопределенной форме совершенного и несовершенного вида. |
|||||
131. |
Закрепление по теме «Неопределённая форма глагола» |
||||||
132. |
Изменение глаголов по числам. |
2ч |
Грамматическая природа изменения глаголов по числам, значение категории числа глаголов; пропедевтическое наблюдение за ролью окончаний при изменении глаголов по числам; развитие речи учащихся при изменении текстов, при составлении рассказов по рисункам, при изложении текста. |
||||
133. |
Роль окончаний при изменении глаголов по числам. |
Пропедевтическое наблюдение за ролью окончаний при изменении глаголов по числам; развитие речи учащихся при изменении текстов, при составлении рассказов по рисункам, при изложении текста. |
|||||
134. |
Обучающее изложение. Деление текста на части и озаглавливание их. |
2ч |
Деление текста на части и озаглавливание их. |
||||
135. |
Анализ изложений и работа над ошибками. |
Анализ изложений и работа над ошибками |
|||||
136. |
Изменение по родам глаголов прошедшего времени. |
3ч |
Изменение глаголов в прошедшем времени в единственном числе по родам; письмо родовых окончаний глаголов в прошедшем времени. |
Презентация |
|||
137. |
Родовые окончания глаголов в прошедшем времени. |
||||||
138. |
Употребление глаголов настоящего и будущего времени. |
Употребление глаголов настоящего и будущего времени. |
|||||
139. |
Правописание частицы не с глаголами. |
3ч |
Значение частицы НЕ и правила ее написания с глаголами; изменение текстов; нормы поведения в школе и дома. |
Презентация |
|||
140. |
Роль частицы не и правило её написания с глаголами. |
Электронное приложение к учебнику |
|||||
141. |
Закрепление по теме «Правописание частицы не с глаголами» |
||||||
142. |
Разбор глагола как части речи. |
2ч |
Систематизация знаний детей о времени, числе и роде глагола; разбор глагола как части речи; закрепление орфографических навыков учащихся. |
||||
143. |
Морфологический разбор глагола. |
Электронное приложение к учебнику |
|||||
144. |
Контрольный диктант по теме «Глагол» |
2ч |
Проверка уровня усвоения знаний по теме «Глагол»; корректировка знаний учащихся. |
||||
145. |
Работа над ошибками. |
Работа над ошибками, допущенными в диктанте и при выполнении грамматического задания. |
|||||
146. |
Имя прилагательное как часть речи. |
4ч |
Актуализация знаний детей об имени прилагательном как части речи; классификация имен прилагательных по значению; роль имен прилагательных в речи. |
||||
147. |
Роль имён прилагательных в речи. |
Классификация имен прилагательных по значению; роль имен прилагательных в речи. |
Презентация |
||||
148. |
Образование имён прилагательных с помощью суффиксов. |
||||||
149. |
Зависимость имени прилагательного от имени существительного. |
Грамматическая зависимость имени прилагательного от имени существительного; нахождение в предложении имени существительного, от которого зависит имя прилагательное, постановка вопроса от существительного к прилагательному; изменение имен прилагательных по родам и числам. |
Презентация |
||||
150. |
Изменение имён прилагательных по родам. |
2ч |
Электронное приложение к учебнику |
||||
151. |
Изменение имён прилагательных по родам. |
||||||
152. |
Изменение имён прилагательных по числам. |
2ч |
|||||
153. |
Имена прилагательные множественного числа. |
||||||
154. |
Изменение имён прилагательных по падежам. Алгоритм определения падежа имени прилагательного. |
3ч |
|||||
155. |
Проверка безударных окончаний имён прилагательных. |
Алгоритм проверки безударных окончаний имен прилагательных по окончанию вопроса; написание безударных окончаний имен прилагательных мужского рода; определение рода «проблемных» имен существительных и согласованных с ними прилагательных. |
Электронное приложение к учебнику |
||||
156. |
Алгоритм определения рода, числа и падежа имени прилагательного. |
Презентация |
|||||
157. |
Разбор имени прилагательного как части речи |
1ч |
Алгоритм разбора прилагательного как части речи, разбор прилагательных как части речи. |
Электронное приложение к учебнику |
|||
158. |
Сочинение по рисунку с использованием опорных словосочетаний. |
1ч |
Особенности описательного текста. |
Презентация |
|||
159. |
Закрепление по теме «Имя прилагательное» |
1ч |
Обобщение знаний по теме «Имя прилагательное». |
Электронное приложение к учебнику |
|||
160. |
Контрольная работа по теме «Имя прилагательное» |
1ч |
Проверка усвоения материала по теме «Имя прилагательное». |
||||
Повторение |
10ч |
Регулятивные: - выполнять учебное действие, используя правило, алгоритм; - ориентироваться в разных способах выполнения задания; - планировать свои действия в соответствии с целью; - выполнять самопроверку учебного задания Коммуникативные: - использовать речь для регуляции своего действия. - соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. |
Контрольный диктант за год. |
||||
161. |
Повторение изученных единиц языка и речи – слова, предложения, текста. Особенности предложения и текста. |
1ч |
Систематизация изученного в третьем классе материала по всем разделам учебника; закрепление навыка написания изученных орфограмм; создание положительной мотивации к дальнейшему изучению языка. |
Презентация |
|||
162. |
Повторение по теме «Главные члены предложения». |
1ч |
|||||
163. |
Повторение по теме «Состав слова». |
1ч |
|||||
164. |
Контрольный диктант за год. |
2ч |
Проверка усвоения материала за третий класс. |
||||
165. |
Работа над ошибками. |
Корректировка знаний и способов действий учащихся. |
|||||
166. |
Корневые орфограммы. |
1ч |
Систематизация изученного в третьем классе материала по всем разделам учебника; закрепление навыка написания изученных орфограмм; создание положительной мотивации к дальнейшему изучению языка. |
Презентация |
|||
167. |
Повторение по теме «Имя существительное». |
1ч |
|||||
168. |
Повторение по теме «Имя прилагательное». |
1ч |
|||||
169. |
Повторение по теме «Глагол». |
1ч |
|||||
170. |
Разбор слов как часть речи. |
1ч |
Используемый источник: Сборник рабочих программ «Перспектива», Москва, «Просвещение», 2011