12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Лукьянова Наталья Ивановна20
0

«Культура чтения как средство повышения культуры личности»

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»

г. Северобайкальск Республика Бурятия.

Выполнила: педагог – библиотекарь Лукьянова Наталья Ивановна.

«Культура чтения как средство повышения культуры личности»



Формирование культуры чтения

В ХХI веке, веке нано-технологий, чтение продолжает оставаться важнейшим элементом культуры, инструментом повышения интеллектуального потенциала нации, роста творческой и социальной активности личности и общества.

Особое значение в приобщении детей к чтению мы придаем сотрудничеству с семьей. Семья, несомненно, наиболее активная среда формирования и социализации личности ребенка. Педагог-библиотекарь и учителя начальной школы стремятся оказывать помощь родителям в развитии педагогической культуры, в решении практических проблем, связанных с воспитанием интереса и любви к чтению, начиная с первого класса.

Воспитать увлеченного читателя трудно.

Основное – организовать чтение так, чтобы оно способствовало развитию личности, а развивающаяся личность испытывала бы потребность в чтении как источнике дальнейшего развития.

Семья

Развитие семейного чтения способствует и развитию чтения у учащегося. Чем больше семья читает, тем больше и будет читать сам ребенок.

В наше время читающих семей почти не осталось.

И наша задача научить и возобновить традиции семейного чтения.

Не читающие родители воспитывают не читающих детей. Следовательно, на сегодняшний день возрождение, дальнейшее развитие и выведение на новый уровень традиций семейного чтения как культурной нормы развития ребенка является одной из важнейших задач социума.

Сегодня все чаще с тревогой говорится о «детском читательском негативизме», который стал нормой: книгой пользуются, с книгой работают, но ее не читают. Это происходит из-за того, ребенка все меньше приучают к чтению, утрачена традиция семейного чтения, а альтернативные источники информации - телевизор, интернет – все активнее вытесняют книгу из жизни ребенка.

Последствия очевидны – оскудение духовного мира, снижение культурного уровня, деструктивное поведение.



Что делать?
Для развития семейного чтения.



Для этого педагог – библиотекарь, должен изменить свой принцип работы. Начать работать в тесном контакте с родителями и учащимися в частности.

Проводить анкетирование, всевозможные мастер классы, беседы и тренинги и т.д. На тему: «Чтения в семье» и пользы от этого действия.

Совместное прочтение книги сближает членов семьи, объединяет их духовно.

В данное время нужно сначала убедить родителей, что читать нужно и необходимо для развития личности ребенка. И для повышения качества образования.

Научить их как правильно подходить к решению этого вопроса. Если мы будем давить морально на ребенка, то он уйдет в отказ. Он будет сопротивляться данному действию. И мы не получим положительного результата.

Чтение формирует качества развитого и социально ценного человека. Человека, умеющего охватить целое, адекватно оценить ситуацию, быстро принять правильное решение, иметь больший объем памяти, лучше владеть речью, точнее формулировать, свободнее писать. Воспитание высококвалифицированного читателя — вечная проблема.

Достигнуть эффективных результатов в руководстве детским чтением возможно только в тесном сотрудничестве библиотеки, школы и семьи. Век новых технологий требует большей гибкости от пользователей информации, требует и большего развития традиционных навыков грамотности. Кроме того, книги остаются и останутся не только и не столько источником информации, сколько предметами жизненной важности для детей во всех аспектах, потому что они обеспечивают их эмоциональной, интеллектуальной и социальной поддержкой.

Необходимо предоставить возможность детям всеми путями развивать свое чтение и помочь сформировать любовь к книгам. Ведь это - первая ступень к грамотности и обучению на протяжении всей жизни. Необходимо помочь детям понять огромное количество приятных вещей, которые можно получить от чтения.

Становление личности ребенка.

Становление ребенка как читателя не может проходить без активного участия школьной библиотеки и родителей в жизни ребенка с самого раннего возраста. Они должны играть роль стимулятора интереса к чтению, поскольку в наш век полноценным читателям надо успеть стать в детстве, иначе жизнь может не оставить для этого времени.

Особое значение приобретает задача обеспечения свободного доступа к информации и знаниям, посредством создания качественно новой системы информационного библиотечного обслуживания населения. Это положение определено в Манифесте о публичной библиотеке, принятой в Париже в 1995 году: « Библиотека является местным центром информации в котором читатели могут почерпнуть всевозможные знания. Библиотека предоставляет свои услуги на основе равенства доступа всех, независимо от возраста, расы, пола, религии, национальности, языка или социального статуса…»

Фонд школьной библиотеки
играет не маловажную роль в формировании культуры чтения

В фондах должны храниться материалы, отвечающие потребностям всех возрастных групп. Библиотечные фонды и услуги должны включать все виды соответствующих средств информации, современные технологии, а также традиционные материалы.

Мы должны формировать культуру молодой личности, предоставляя весь спектр доступной, качественной и оперативной информации с использованием прежде всего новых технологий. В то же время неотъемлемой частью информационной культуры молодого поколения была и остается книга. Детской литературе, детскому чтению российское общество всегда уделяло много внимания. Но динамические перемены в политической, экономической, культурной и общественной жизни последних десятилетий отодвинули эти вопросы на второй план.

Семья и предки.

Семейное чтение – это помимо значительной работы ума и сердца, еще и возможность внутрисемейного общения. Любовь матери, ее тепло, передаваемое вместе со Словом, это и есть основа нравственного становления ребенка.

Воспитание личности невозможно без знания национальной культуры. В последние годы наблюдается устойчивый интерес молодежи к прошлому своего народа, поэтому библиотеки активно включились в работу по пропаганде ремесел, возрождению и сохранению народных традиций, праздников, изучению фольклора, истории, так как именно библиотеки являются сегодня одним из наиболее доступных каналов освоения знаний, центром сохранения и изучения культуры наций.

Приобщение молодежи к народным традициям, к культуре своего народа в широком смысле важно для сохранения исторической памяти поколений, для воспитания самоуважения и достоинства в каждом человеке.

Все выше мною перечисленное и является той работой, которую мы с вами как педагоги - библиотекари должны и обязаны проводить и осуществлять в своей работе.

Воспитывать культуру чтения среди учащихся и их родителей.

Хочу закончить словами великого ученного, воспитателя, учителя.

В.А. Сухомлинский писал:

Школа – это, прежде всего книга. Воспитание – прежде всего слово, книга и живые человеческие отношения”.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.