Проект «Учебно-исследовательская работа по физической культуре как средство повышения мотивации школьников»
Проект «Учебно-исследовательская работа по физической культуре как средство повышения мотивации школьников».
Пояснительная записка
В современной концепции физического воспитания акцентом является повышение образовательной направленности как определяющего условия успешного формирования физической культуры личности школьника. Цель деятельности учителя - в применении комплексного подхода преподавания физической культуры. Это не только физическое, но и интеллектуальное, нравственное, эстетическое развитие.
Сегодня перед учителем физической культуры поставлена задача: не только самому учить детей на уроках, но и делать все, чтобы ученики осознанно включались в процесс обучения. Решая задачи физического воспитания, направляю свою деятельность на физическое и духовное совершенствование личности, формирование потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание волевых качеств, приобретение опыта общения. Для поддержания высокого уровня физической, умственной работоспособности, состояния здоровья, самостоятельных занятий традиционные технологии не могут в полной мере реализовать поставленные цели и задачи.
Специфической формой учебной деятельности является деятельность учебно – исследовательская. Структура учебно – исследовательской деятельности по отношению к собственно учебной дополняется новыми элементами. В обобщенном виде ее можно представить так: постановка проблемы – выдвижение гипотез – выбор способа проверки гипотезы – подготовка полученных результатов к анализу – анализ, обобщение результатов – вывод. В реализации всех перечисленных этапов участвуют сами дети. Возможно лишь одно исключение – в некоторых случаях проблему может обозначить учитель. Этот вид деятельности занимает значительное время и поэтому реализуется, как в учебное так и внеурочное время.
Актуальность данного проекта определяется многофункциональной направленностью, а также возможностью ее интегрирования в целостный образовательный процесс, в ходе которого наряду овладением обучающимися системными базовыми знаниями и ключевыми компетенциями происходит многостороннее развитие растущей личности.
Актуальность данного проекта для МБОУ Ветошкинская ОШ состоит в том, что он реализуется в рамках реализации Программы.
Инновационность данного проекта заключается в том, что он реализуется через авторский учебный модуль, направленный на формирование у школьников исследовательских навыков, способствующих их адаптации в окружающем социуме.
Цель проекта: создание условий для практического применения исследовательской технологии по физической культуре на основе индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.
Задачи проекта:
1.изучить методическую и методологическую литературу;
2.разработать авторский модуль применения форм и методов исследовательской технологии на уроках физической культуры;
3.разработать сценарии уроков и внеурочных занятий с применением методов исследования;
4.создать творческую группу учащихся, занимающихся исследовательской деятельностью, на основе ИОМ (индивидуального образовательного маршрута);
5.обобщить результаты исследовательской работы и провести мониторинг результатов реализации проекта.
Для достижения поставленных целей нами использовались следующие методы исследования:
изучение учебно-методической и психолого-педагогической литературы;
анализ нормативных документов об образовании;
анализ учебников и школьной программы по физической культуре;
наблюдение за учащимися во время работы над исследовательскими и проектными работами;
анкетирование участников образовательного процесса: учеников и их родителей.
Основные результаты, достижение которых предполагается проектом:
обеспечение качества знаний учащихся не ниже – 90%, успеваемости – 100%;
успешное участие учащихся в олимпиадах и конференциях различного уровня;
рост личностных качеств и общих компетенций учащихся;
повышение мотивации учащихся к изучению физической культуры и занятиям спортом:
приобретение школьниками опыта самостоятельного выбора исследовательско - творческой деятельности, анализа и оценки полученного результата.
Объектом работы является исследовательская деятельность учащихся по физкультурно-спортивному направлению.
Предмет: методика организации исследовательской деятельности на уроках физической культуры и во внеурочное время.
Гипотеза: предположим, что исследовательская деятельность по физической культуре повышает мотивацию учащихся к изучению предмета и осознанию значимости занятий спортом.
Продукт педагогического проекта: образовательный модуль «Исследовательская деятельность младших школьников на уроках физической культуры и во внеурочное время»:
Информационный блок | Педагогический проект «Исследовательская деятельность младших школьников на уроках физической культуры и во внеурочное время». |
Методический блок | Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся для школьников, родителей и коллег. |
Исполнительский блок | Разработки уроков физической культуры с использованием исследовательской технологии. Банк исследовательских работ учащихся. Индивидуальные образовательные маршруты учащихся. |
Контролирующий блок | 1.Памятки для учащихся и педагогов. 3. Анкеты. 4.Портфолио ученических проектных и исследовательских работ. |
Риски: критерии оценки профессиональных качеств учителя и успешности ученика должны учитывать новые требования качества образования:
обученность детей;
соответствие стандарту (нормативные требования);
соответствие социальным запросам и ожиданиям;
соответствие личностным запросам школьника и его родителей.
Итогами проектной и учебно-исследовательской деятельности считаются не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности (не успешности).
Основная часть
Исследовательская технология требует реализации педагогической модели «обучение через открытие». Ведущий метод – проблемное обучение; метод проектов. Организационная форма – совместный поиск решения проблемных ситуаций.
Модель урока: «знаю, но не все; хотел бы узнать – узнал». Обучающие приемы - экспериментирование или моделирование.
В качестве основных неоспоримых достоинств данного метода по сравнению с традиционными, могут быть названы высокая степень самостоятельности; инициативность учащихся и их познавательной мотивированности; развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий; приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности; межпредметная интеграция знаний, умений и навыков. Данная технология построена на развитии способности учащихся проектировать предстоящую деятельность и быть ее активным субъектом. Работу строю так, чтобы ученик
а) получал знания,
б) чувствовал свой рост,
в) уважал себя как личность.
Это возможно, когда
1. Четко продуманы этапы исследования, формы и методы;
2. Детям ясны цели и задачи (мотивация учения);
3. Есть контакт учителя с детьми;
4. Исследование - процесс, который дает радость ученику, удовлетворение как от общения с учителем, его предметом, так и от своего собственного результата в нем;
5. У ребенка должно быть ощущение продвижения вперед (мотивация успешности)
Методы педагогической поддержки учащихся в соответствии с их личными особенностями в процессе работы над проектом:
Учитель | Ученики | |||
1-й этап (погружение) | ||||
Формулирует: | Осуществляют: | |||
1. | проблему, | личностное присвоение проблемы, | ||
2. | сюжетную ситуацию, | вживание в ситуацию, | ||
3. | цель и задачи | принятие, уточнение и конкретизацию целей и задачей | ||
2-й этап (организация деятельности) | ||||
Организует деятельность – предлагает | Осуществляют: | |||
4. | организовать группы, | разбивку на группы, | ||
5. | распределить роли в группах, | распределение ролей в группе, | ||
6. | спланировать деятельность по решению задач исследования, | планирование работ, | ||
7. | возможные формы презентации результатов. | выбор формы и способа презентации результатов | ||
3-й этап (осуществление деятельности) | ||||
Активно не участвует … | Работают активно и самостоятельно! | |||
8. | но консультирует учащихся по мере необходимости, | каждый в соответствии со своим амплуа и сообща, | ||
9. | ненавязчиво контролирует | консультируются по необходимости, | ||
10. | дает новые знания, когда его ученики просят об этом | «добывают» недостающие знания, | ||
11. | репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов. | готовят презентацию результатов. | ||
4-й этап (презентация) | ||||
Принимает отчёт… | Демонстрируют: | |||
12. | обобщает и резюмирует полученные результаты, | понимание проблемы, цели и задач, | ||
13. | подводит итоги, | умение планировать и осуществлять работу, | ||
14. | оценивает умения общаться, слушать, обосновывать свое мнение, терпимость и др., | найденный способ решения проблемы, | ||
15. | акцентирует внимание на воспитательном моменте, умении работать в группе на общий результат и др., | рефлексию деятельности и её результата, дают взаимооценку деятельности и ее результативности. |
При построении учебно-исследовательского процесса учитель учитывает следующие моменты:
тема исследования должна быть на самом деле интересна для ученика и
совпадать с кругом интереса учителя;
необходимо, чтобы обучающийся хорошо осознавал суть проблемы, иначе весь ход поиска её решения будет бессмыслен, даже если он будет проведён учителем безукоризненно правильно;
организация хода работы над раскрытием проблемы исследования должна строиться на взаимоответственности учителя и ученика друг перед другом и взаимопомощи;
раскрытие проблемы в первую очередь должно приносить что-то новое
ученику, а уже потом науке.
Технологии активного взаимодействия с учащимися по консультированию при разработке проекта:
1.Технология сотрудничества.
2. АМО (Активные Методы Обучения).
3.Интерактивные методы.
4. Методы и средства дистанционного обучения.
5. Информационно-коммуникационные технологии.
Сформированные у школьников навыки исследовательской деятельности позволяют:
выявлять проблемы, осуществлять сбор информации, строить гипотезы, ставить эксперименты;
интересоваться возможностями самостоятельного решения значимых для детей проблем;
приобретать собственные знания из разных областей и источников, которые могут быть использованы в жизни;
критически мыслить;
организовать творческую деятельность по конструированию новых объектов;
прогнозировать результаты и возможные последствия;
ориентироваться в окружающей действительности;
формировать УУД (определение цели, разработка проектного задания, планирование работы, реализация проекта, оформление результатов, общественная презентация, рефлексия.
Данная технология построена на развитии способности учащихся проектировать предстоящую деятельность и быть ее активным субъектом. Работу строю так, чтобы ученик
а) получал знания,
б) чувствовал свой рост,
в) уважал себя как личность.
Это возможно, когда
1. Четко продуманы этапы исследования, формы и методы;
2. Детям ясны цели и задачи (мотивация учения);
3. Есть контакт учителя с детьми;
4. Исследование - процесс, который дает радость ученику, удовлетворение как от общения с учителем, его предметом, так и от своего собственного результата в нем;
5.У школьника должно быть ощущение продвижения вперед (мотивация успешности).
Этапы организации исследовательской деятельности с учётом их возрастных особенностей
Уровень, форму, время исследования учитель определяет в зависимости от возраста учащихся и конкретных педагогических задач. Формирование исследовательской деятельности, как правило, проходит в несколько этапов.
Первый этап соответствует первому классу начальной школы.
Задачи обогащения исследовательского опыта первоклассников | Методы и способы деятельности | |
Урочная деятельность | Внеурочная деятельность | |
Поддержание исследовательской активности школьников; Развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать; Формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя | Коллективный учебный диалог, рассматривание предметов, создание проблемных ситуаций, чтение-рассматривание, коллективное моделирование; | Игры-занятия, совместное с ребенком определение его собственных интересов, индивидуальное составление схем, выполнение моделей из различных материалов, экскурсии, выставки детских работ |
Второй этап - второй класс начальной школы – ориентирован:
Задачи обогащения исследовательского опыта учащихся | Методы и способы деятельности | |
Урочная деятельность | Внеурочная деятельность | |
Приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя; Развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования; Поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников | Учебная дискуссия, наблюдения по плану, рассказы детей и учителя, мини-исследования; знакомство со структурой проектно–исследовательской работы | Экскурсии, индивидуальное составление моделей и схем, мини-доклады, ролевые игры, эксперименты, работа над простыми исследовательскими проектами (коллективными и индивидуальными) |
Третий этап соответствует третьему и четвёртому классам начальной школы.
Задачи обогащения исследовательского опыта учащихся | Методы и способы деятельности | |
Урочная деятельность | Внеурочная деятельность | |
Обогащение исследовательского опыта школьников через дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, ее средствах и способах, осознание логики исследования и развитие исследовательских умений Увеличение сложности учебно-исследовательских задач, развернутость и осознанность рассуждений, обобщений и выводов | Мини-исследования, уроки-исследования, коллективное выполнение и защита исследовательских работ, наблюдение, анкетирование, эксперимент и другие | Различные внеклассные занятия по предметам, а так же домашние исследования школьников, подготовка, презентация и защита проектно- исследовательских работ на конференциях, участие в конкурсах, олимпиадах. |
Очень важным этапом является этап представления результатов исследования. Он позволяет решить несколько задач: развитие научной речи; развитие умений работать с текстом; анализ продукта собственной деятельности; возможность продемонстрировать свои достижения; пополнение знаний других учащихся новыми сведениями; умения оценки и самооценки результатов исследования.
В результате проведенных исследований школьник получает не только определенный продукт (новое знание), но и переживания, личный опыт, можно говорить и возможности формирования личностных компетенций. Таким образом, организуя исследовательскую деятельность школьников, можно формировать все группы универсальных учебных действий. Однако для этого исследования не должны быть разовыми, случайными. Следует говорить о системе организации исследовательской деятельности на уроках физической культуры в школе.
Для работы составила примерные темы исследовательских работ, которые разделены по основным темам программы по физической культуре:
Название темы |
Актуальная зарядка — настоящая загадка! |
Задания для самостоятельной работы исследовательского характера при осуществлении научно-исследовательской деятельности:
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРАКТИКА ШКОЛЬНИКОВ
Основные этапы исследовательской работы:
1. Актуализация проблемы (выявить проблему и определить направление будущего исследования).
2. Определить сферы исследования (сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти).
3. Выбор темы исследования (попытаться как можно строже обозначить границы исследования)
4. Выработка гипотезы (разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные – провокационные идеи).
5. Выявление и систематизация подходов к решению (выбрать методы исследования).
6. Определить последовательность проведения исследования.
7. Сбор и обработка информации (зафиксировать полученные знания).
8. Анализ и обобщение полученных материалов (структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы).
9. Подготовка отчета (дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования).
10. Доклад (защитить результаты публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы).
Правила выбора темы
Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его.
Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования.
Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
Помогая учащемуся выбрать тему, старайтесь сами держаться ближе к той сфере, в которой сами чувствуете себя одаренным.
Педагог тоже должен чувствовать себя исследователем.
Составление плана работы над исследованием
1. Подумать самому о том, что я знаю----------------------------------
2. Прочитать-------------------------------------------------------------------
3. Посмотреть телепередачи (в Интернете, фильм…)---------------
4. Спросить у взрослых------------------------------------------------------
5. Понаблюдать------------------------------------------------------------------
6. Провести эксперимент------------------------------------------------------
7. Сделать математические расчеты--------------------------------------
8. Подвести итог (сделать выводы и умозаключения)---------------
9. Подготовиться к защите---------------------------------------------------
Технология проведения презентации проекта, приглашения экспертов, подведения итогов:
Подготовка к защите исследовательской работы
Шаг 1. Дать определения основным понятиям.
Шаг 2. Расклассифицировать основные предметы, процессы, явления и события.
Шаг 3. Выявить и обозначить все замеченные парадоксы.
Шаг 4. Ранжировать основные идеи.
Шаг 5. Предложить метафоры и сравнения (сопоставления, схемы)
Шаг 6. Выработать суждения и сделать умозаключения.
Шаг 7. Сделать выводы.
Шаг 8. Указать возможные пути дальнейшего изучения.
Шаг 9. Подготовить текст доклада.
Шаг 10. Приготовить макеты, схемы, чертежи и др.
Шаг 11. Подготовиться к ответам на вопросы.
Можно проводить следующие формы занятий, позволяющих представить результаты исследования:
конференции, на которых учащиеся представляют краткий доклад о проделанной работе и отвечают на вопросы аудитории;
презентации, на которых ярко, красочно и привлекательно представляются достижения участников;
выступления для определенного круга – своих одноклассников, учащихся параллельных классов, заинтересованных данной темой
представление доклада с целью сообщения нового знания. Исследователь выступает как бы в роли педагога, что имеет дополнительное мотивирующее значение.
выставка достижений проводится в основном для родителей и может быть посвящена определенной теме, дисциплине.
Партнеры: обучающиеся (ученики 3-4 классов); их родители; администрация школы; школьный психолог.
Целевой аудиторией настоящего педагогического опыта являются учащиеся 3-4 классов, педагогические работники школы (учителя – предметники образовательной области «Физическая культура», родители (законные представители). Предполагаемое количество участников проекта: 15 человек. Возраст – 9-10 лет.
Ожидаемые результаты проекта
Исследовательская работа в основном направлена на такие практические умения, как: поставить и сформулировать проблему исследования; умение выдвинуть и теоретически обосновать гипотезу; наметить план работы; провести исследование; обработать и проанализировать данные; написать доклад или статью; публично защитить основные тезисы исследования.
При организации исследовательской деятельности учителю необходимо учитывать желание ребенка и опираться на помощь родителей.
Список источников
1. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 2006
2. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
3.Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное образование. – М., 2009, № 9, с.177-180.
4. Новикова Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеучебной деятельности. Народное образование. 2000, № 8-9, с.151-157.
5.http://www.metod-kopilka.ru/statyaquotproektnaya_deyatelnost_na_urokah_fizicheskoy_kultury.quot-48108.htm
6. http://obuchonok.ru/node/1192
7. http://school3.karelia.ru/wp-content/uploads/2015/06/Syuxina_n.pdf