Дошкольное детство - важный период в воспитании культуры поведения. По Мнению В.Г. Нечаевой и В.И. Логиновой, этому способствует высокая детская восприимчивость и внушаемость. Известны слова выдающего педагога А.С. Макаренко: «Культурное воспитание ребенка должно начинаться очень рано, когда ребенку еще очень далеко до грамотности, когда он только научился хорошо видеть, слышать и кое-как говорить».
За последние десятилетия значительно изменились взгляды на ребенка дошкольного возраста. Все более весомо утверждается положение о том, что дошкольный возраст имеет непреходящее значение в формировании личности ребенка, является «фундаментом гармоничной личности» (А. В. Запорожец).
Рассматривая федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) как основу обязательных требований к дошкольному образованию, одной из решающих государственных задач в пункте 1.6. является формирование общей культуры детей, объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Эти задачи отражены в Программе " От рождения до школы" в образовательной области «Социально-комуникативное развитие».
Вопросами исследования проблемы содержания культуры поведения детей дошкольного возраста были посвящены труды педагогов :Э.К. Сусловой, В.Г. Нечаевой, Р.С. Буре, Л.Ф. Островской, С.В. Петериной и др.
В педагогическом словаре культура поведения определяется как совокупность сформированных, социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этики, эстетической культуре.
С. В. Петерина культуру поведения дошкольника рассматривает как «совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности». С. В. Петерина выделяет 4 группы правил поведения: правила культуры деятельности, правила культуры общения,культурно-гигиенические правила, общие правила нравственности.
Культура деятельности проявляется в поведении ребенка на занятиях в играх, во время выполнения трудовых поручений.Формировать у ребенка культуру деятельности - значит воспитать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам.Дети в среднем, а особенно в старшем дошкольном возрасте должны научиться готовить все необходимое для занятий, труда, подбирать игрушки в соответствии с игровым замыслом. Важный показатель культуры деятельности - естественная тяга к интересным, содержательным занятиям. Умение дорожить временем. В старшем дошкольном возрасте ребенок учится регулировать свою деятельность и отдых, быстро и организованно выполнять гигиенические процедуры, утреннюю гимнастику. Это будет хорошей основой для формирования у него навыков эффективной организации труда.
Культура общения предполагает выполнение ребёнком норм, правил общения со взрослыми, сверстниками основанных на уважении, а также вежливое поведение в быту. Предполагает: умение и не только действовать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляций; культуру речи т.е наличие достаточного запаса слов, умение говорить лаконично.
Культурно-гигиенические навыки - важная составная часть культурного поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду.
И наконец, перечисленные выше навыки культурного поведения приносят человеку огромную пользу в течении всей его последующей жизни. Воспитание культуры поведения дошкольников должно проходить в тесном сотрудничестве педагогов и родителей.
Екатерина Алексеевна
Галина Васильевна Каратаева