Статья «Сетевые проекты как средство повышения информационной культуры участников образовательных отношений»

5
0
Материал опубликован 8 February 2021 в группе





Всероссийский дистанционный конкурс для педагогов на лучшую статью «Семья и школа: актуальные проблемы, инновационные методы и формы работы»



Тема: «Сетевые проекты как средство повышения информационной культуры участников образовательных отношений»



Доклад подготовила: Хренова Ирина Васильевна, учитель начальных классов


Место работы: МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 р.п. Красные Баки», Нижегородская область


Контактные данные:

89503577696

ho123ma2704@yandex.ru



р.п. Красные Баки, 2021



«Мы ничему не учимся у того, кто говорит:

«Делай, как я».

Единственными нашими учителями являются те,

кто говорят: «Делай со мной».

Жиль Делёз

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня каждый из вас пришел на педагогические чтения с определенной целью: одни, чтобы поделиться своим опытом, другие – чтобы перенять этот опыт для своей работы.

Тема моего выступления

Сетевые проекты как средство повышения информационной культуры участников образовательных отношений

Слайд

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, способного творчески мыслить и находить нестандартные решения, готового к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

Задача школы сегодня состоит в том, чтобы научить детей ориентироваться в мире информации, добывать ее самостоятельно, усваивать в виде знания, рационально подходить к процессу познания, то есть научить учиться.

Не секрет, современные школьники много времени проводят за компьютером, планшетом, в смартфоне. Компьютеры и подключение к сети Интернет есть во многих семьях. Часто родителей устраивает такая ситуация, при которой ребёнок не требует к себе внимания, «занят» компьютером. Но вопрос пользу или вред несут эти занятия, думаю, волнуют каждого родителя и учителя в том числе! Не каждый родитель может «сопровождать», контролировать ребенка в Сети, но и учитель не сможет «оторвать» ученика от компьютера. НО он сможет перенаправить, переориентировать интересы ребенка в сети Интернет.

Считаю, что сетевой проект и есть тот путь, по которому происходит осмысленное, продуктивное вхождение ребенка в Интернет. Учитель берет на себя роль «помощника», старается научить своих учеников не просто занимательной, но и познавательной, полезной работе в Сети. Родители, в свою очередь, становятся активными участниками педагогического процесса, включаются в совместную с детьми работу.

Мой опыт взаимодействия с детьми и родителями связан с сетевыми проектами.

Под сетевым проектом понимается совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение совместного результата деятельности. (ПОЛАТ Е.С.)

Особенности сетевого проекта:

Формируется сетевая культура.

Осуществляется совместная работа с информацией, идет активное использование различных форм сетевого взаимодействия

И деятельность, и продукт являются достоянием электронной образовательной среды.

Уровень развития фиксируется в системе электронного мониторинга

Участие в сетевых проектах, безусловно, требует хорошего владения Интернет-технологиями не только от координаторов проекта, но и от его участников.

В сетевом проекте учатся все: и координаторы, и участники, повышается уровень информационной культуры всех участников.

Сеть позволяет проведение проекта с учениками, родителями и учителями других школ, городов, стран, возможность создания коллективного продукта.

Слайд

Е.Н. Ястребцева отмечает требования, которыми должен обладать сетевой проект:

учащиеся обсуждают решение проблем в реальных условиях;

работа, в основном, проводится в Сети, она осмысленна и активна;

организация взаимодействия школьников полностью отвечает требованиям эффективной самостоятельной не только индивидуальной, но и групповой работы;

основным видом деятельности является работа с информацией на разных носителях, в том числе содержащейся в информационных ресурсах Интернета;

возможность сосредоточиться на отдельных проблемах, рассмотреть их с разных точек зрения позволяет добиться глубины размышлений и аргументированных выводов;

систематическая практика в совместной деятельности формирует самостоятельность и ответственность за собственную работу и работу всей группы;

учащиеся приучаются выполнять разные социальные роли (лидера или исполнителя, организатора совместной деятельности и т.д.).

- Сегодня я познакомлю вас с сетевым проектом «Золотое кольцо России», автором которого я являюсь и, который я реализовала в своём классе. Для этого я создала сайт сетевого проекта, используя платформу Google.

В проекте 3 этапа: подготовительный, творческий, заключительный.

1этап – подготовительный

Я познакомила родителей и учащихся с сетевым проектом на родительском собрании, а также собрала разрешения на участие в сетевом проекте.

Дети, совместно с родителями, поделись на команды, распределили роли в проекте и обсудили правила работы в группе. В команде родители играли роль, как участника, так и руководителя. После того, как команды сформировались, я предложила участникам сетевого проекта познакомиться со стартовой презентацией проекта, в ходе которой учащиеся вместе с родителями совершили виртуальную экскурсию по Золотому кольцу России.

На подготовительном этапе участники сетевого проекта познакомились друг с другом, создали визитные карточки команд (страницы команд).

В своём сетевом проекте я использовала Googl-документ, на страницах которого ребята с родителями придумывали название команды, девиз, эмблему. На страничке команды ребята работали на протяжении всего сетевого проекта, дополняя её материалами и ссылками о выполнении различных заданий.

Моя задача, как автора сетевого проекта – на каждом этапе выстроить подробный план действий, дать подробные инструкции по выполнению заданий, обязательно взаимооценка команд по заданным критериям. Отметка о выполнении каждого задания заносится в «Таблицу продвижения команд», а результаты фиксируются в таблице «Шаги к успеху» (Я использовала Googl-таблицы).

2 этап – творческий.

На этом этапе я предложила участникам сетевого проекта выполнение различных творческих заданий в разнообразных увлекательных формах, используя сервисы Web2.0.

Одним из таких заданий является общая Google-презентация «Ты – мне, я - тебе». Ученики, под руководством взрослых – родителей, собрали материал об истории городов, входящих в Золотое кольцо России (кем и когда основаны города), подобрали фотоматериалы, нашли информацию о гербе города. Задача каждой команды оформить свой слайд презентации, работая с историей одного города. В итоге получается общая презентация о городах Золотого кольца.

Основным плюсом в работе с Google-презентацией является то, что одновременно онлайн в одном документе могут работать неограниченное количество пользователей, с условием, если у них есть доступ по ссылке. Этот доступ предоставляет учитель.

Далее командам я предложила познакомиться с достопримечательностями городов и создать интерактивную книгу "Туристический маршрут". Для создания интерактивной книги «Туристический маршрут» сетевого проекта я использовала сервис StoryJumper. Команды-участницы выбирали места и достопримечательности города, которые по мнению всей команды можно включить в книгу, подбирали фотоматериалы, оформляли интерактивную книгу.

3 этап – заключительный.

На этом этапе важным является рефлексия всех участников сетевого проекта. Например, викторина «Золотое кольцо России», которую я разработала для команд-участниц, используя Googl-формы. Важным является то, что после выполнения заданий викторины, создаётся общая Googl-таблица, где можно отследить результаты каждой команды.

В качестве рефлексии команд я использовала сервис «Облако слов» - WordArt.

Посмотрите, какие интересные отзывы о проекте у нас получились…..

Ну и конечно же – итоги проекта – награждение. Итоги проекта подводятся на общем родительском собрании. Команды, которые выполнили более 70% заданий, получили сертификат победителя, менее 70% - сертификат участника.

Участие в проекте, безусловно, интересно и детям, и родителям. Хочется отметить, что позиция родителей заметно меняется: с позиции внешних наблюдателей за процессом обучения детей на позицию активных участников, со-творцов.

Участие в сетевом проекте дало возможность родителям больше времени проводить со своими детьми, с пользой! Не всё было гладко, но главное – мы пробовали и учились!

В заключении хотелось сказать, что вся наша жизнь - череда различных проектов. Задача учителя - научить ребёнка планировать и успешно реализовывать свои жизненные проекты.


Спасибо за внимание! Творческих успехов!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации