Выступление «Социализация личности путём привития навыков культуры поведения»
Из опыта работы.
Социализация личности путем привития навыков культуры поведения.
Карпова Г.В.
Воспитатель, высшая категория
ОГБОУ «Школа – интернат№89»
г. Ульяновск
Добрая школа – это хорошо,
умная школа – это великолепно,
но ребенок должен быть еще
и подготовлен к жизни.
Д. Дьюи.
Чтобы быть успешным в современном обществе, ребенок должен обладать социальными умениями и навыками, устанавливать и поддерживать связь с социумом, действовать в команде, разрешать возникающие конфликты, выстраивать правильно отношения с другими людьми, проявлять уважение к своим сверстникам и старшим. Реализуя эти задачи, я стараюсь придерживаться педагогического принципа, высказанного Я. Корчаком:
Воспитатель, который не сковывает, а освобождает,
не подавляет, а возносит,
не комкает, а формирует,
не диктует, а учит,
не требует, а спрашивает,
переживает вместе с ребенком…»
Как воспитатель, руководствуюсь «Программой воспитания» школы -интерната , основной целью которого является «создание оптимальных условий, способствующих успешной адаптации и социализации в обществе детей с ОВЗ»
Что мы понимаем под социализацией?
Социализация (от латинского socialis– «общественный») – процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. С педагогической точки зрения социализация представляет собой педагогический процесс целенаправленной подготовки растущего человека к жизни в качестве полноценного члена общества, что невозможно без продолжительного и специальным образом организованного воспитания. Воспитание культуры поведения начинается с раннего возраста, когда навыки и привычки поведения формируются значительно легче, чем в старшем возрасте. А в младшем школьном возрасте дети уже умеют отличать добро от зла, справедливость, ложь, обман. В этом возрасте формируется, трудолюбие, дружба, товарищество, взаимопомощь, ответственность, именно в этом возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения.
Культура поведения- совокупность всех форм поведения, в которых выражаются моральные и этические принципы человека
И потому воспитанию навыков и привычек культурного поведения, привитию навыков поведения мы обращаем особое внимание, говорю «мы», потому что достижению положительного результата, успеху работы способствует совместная деятельность учителя (в нач. кл. руководителя) и воспитателя.
Тесное взаимодействие в работе по социализации зависит от согласованности действий учителя и воспитателя, их контактов, информированности о работе друг друга, скоординированных планов работы. Я прислушиваюсь, пользуюсь рекомендациями классного руководителя, придерживаюсь того же уровня требований, что и она к самостоятельности учащихся при выполнении домашних заданий и к выполнению санитарно-гигиенических умений, и соблюдению правил поведения, и других направлениях воспитательной работы. А дети наши чувствуют это содружество, и продолжается процесс воспитания, все, наверное, помнят слова Антона Семеновича Макаренко:
«Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда когда вас нет».
Все мы понимаем, что воспитание процесс постоянный, окружение, педагоги, внешний вид, облик, поступки и суждения, отношение к окружающим и прежде всего к детям - действенный пример для подражания культуры поведения. Одним из условий культурно поведения школьников является приучение их к вежливой и культурной речи.
Я нередко слышу, в адрес моих воспитанников похвалу, когда, мы идем по коридорам школы, и дети приветствуют, каждого, кто встречается им, и при этом оглядываются на меня: Аделина-довольная, что первая из класса поздоровалась, Аделины, у которой проблемы с речью, выговорила длинное слово, «Здравствуйте!», умненькие Дмитрий с Иваном взглядом мне говорят: « И мы поздоровались». Конечно, и я их похвалю в такие моменты. Для успешной социализации важно, чтобы школьника чаще хвалили, чем ругали.
Я вам должна признаться, учились мы приветствовать с подготовительного класса, разные приемы применяла, подсказывала, предупреждала, произносила сигнальные слова … и только в этом году ребята в моей помощи не нуждается.
Также и со словом « Спасибо» работали, благодарить за оказанную помощь нашим педагогам, медикам, поварам, кухонным работникам и всем, кто оказывает помощь. А помощнику воспитателя- ежедневное «Спасибо, за вместе прожитый день».
Немаловажное значение в воспитании навыков и привычек культурного поведения имеет приучение школьников к опрятности и аккуратности, важно развивать хороший вкус. А в этом вопросе нам помогает тесное взаимодействие с родителями воспитанников, важно обеспечить единство и согласованность в требованиях к школьником со стороны педагогов и родителей.
Чистоплотность в быту, опрятность в одежде и аккуратность, важные детали культурного поведения, из этого следует, что учащихся надо приучать доделывать свою работу до конца, всегда убирать за собой вещи, учебные пособия после работы. Такие навыки легче всего выработать путем систематических упражнений, путем тренировок. Так у нас в группе уже сложились правила – рабочий стол всегда должен быть в порядке, на столе только необходимые принадлежности и учебные пособия, нашим детям не просто переодеться, но спортивная форма только для физкультуры.
В воспитании культуры поведения у младших подростков немаловажную роль выполняет пространство, в котором они находится. Порядок и чистота, удобство и уют создают благоприятное психологическое состояние.
Значимую роль в процессе социализации учащихся играют клубные часы, и поэтому они остаются основной формой работы воспитателя.
Во внеурочной деятельности используются различные формы деятельности - подготовка и участие в школьных мероприятиях и праздниках, выполнение поручений,(ученическое самоуправление), коллективные творческие дела (проектная деятельность).
Методы и приемы формирования правил поведения.
Наглядные методы (иллюстрация, показ, предъявление материала, демонстрация видеофильмов).
Словесные методы (этическая беседа, диалог, рассказ, инструктаж, анализ литературных произведений, поступков героев).
Практические методы (упражнения –игра, упражнение –практикум, тренировки, квест, тренинг, практический прием).
Приведу несколько практических приемов, используемые в работе:
Прием - оцени поступок.
После просмотра фильмов, чтения произведений предлагается оценить поступки различных героев.
Прием доброго поступка. Наша одноклассница Зарина, сейчас на индивидуальном обучении, мы решили поддержать ее, изготовили поздравительную новогоднюю открытку.
Прием - стратегия жизни. В ходе беседы выясняются жизненные планы воспитанника. После этого обговаривается с ним, что поможет реализовать эти планы, а что может помешать их реализации.
Для этого используем игру - упражнение "Если бы ты был волшебником", "У тебя Цветик – семи цветик»
Прием-Заключение договора о поведении. Большинство детей с удовольствием заключают договор. Поскольку такая работа предполагает внимание к их проблемам и обратную связь не только педагога, но и со стороны одноклассников.
Методы стимулирования (поощрение, похвала, соревнование).
Поощрение — это метод, стимулирующий развитие ребёнка. Поощрение вызывает положительные эмоции, способствует формированию чувства собственного достоинства, дисциплинированности, ответственности. Поощрение даже минимальных изменений имеет положительный эффект, ребенок вряд ли сможет быстро стать кардинально другим
Успешная социализация может осуществляться только одним способом – необходимо создать для ученика условия свободы, творчества, индивидуальный подход к каждому из них. Доверие, положительная оценка, поощрение - имеют сильный воспитательный эффект, а для детей важна спокойная обстановка, систематичность требований – всё то, что создает и закрепляет у них необходимые привычки. Уважать каждого отдельного ученика, и совместно с учениками осваивать культурные взаимодействия с миром, человечеством, и что не маловажно с самим собой.
Татьяна Александровна