"Культура делового человека"дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности Возраст учащихся: 14-16 лет Срок реализации: 36 часов Уровень сложности: стартовый
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
Культура делового человека
Возраст учащихся: 14-16 лет
Срок реализации: 36 часов
Уровень сложности: стартовый
Автор-составитель программы:
Буланова Светлана Вячеславовна
Должность: педагог дополнительного образования
Калуга, 2025г
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Полное название программы | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Культура делового человека». |
Автор-составитель программы, должность | Буланова Светлана Вячеславовна, педагог дополнительного образования. |
Адрес реализации, телефон | Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования ««Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» города Калуги. Ул. Телевизионная, д.14, корп.1. Тел. 8 (4842) 55-02-09. |
Вид программы | по степени авторства: модифицированная; по уровню освоения: стартовая; |
Направленность программы | Социально-гуманитарная. |
Вид деятельности | Развитие навыков деловой культуры |
Срок реализации | 36 часов. |
Возраст детей | От 14 до 16 лет. |
Название объединения |
РАЗДЕЛ 1. «КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК»
Современное общество требует от нового поколения умения планировать свои действия, находить необходимую информацию для решения задачи, моделировать будущий процесс. Умение вести себя с людьми надлежащим образом является одним из важнейших, если не важнейшим, фактором, определяющим шансы добиться успеха в служебной или предпринимательской деятельности. Ещё в 30-е годы Дейл Карнеги заметил, что успехи того или иного человека в его финансовых делах даже в технической сфере или инженерном деле процентов на пятнадцать зависят от его профессиональных знаний и процентов на восемьдесят пять - от его умения общаться с людьми.
Культура делового человека остается актуальной в и в наши дни. Овладеть навыками делового этикета, искусству общения позволит модернизированная программа дополнительного образования для учащихся в возрасте 14-16 лет. Занятия включают практические задания, творческие и игровые формы, предусмотрена и самостоятельная работа (написание сообщений, рефератов).
Направленность программы: социально-гуманитарная.
Вид программы:
по степени авторства: модифицированная;
по целевому назначению: познавательная;
по уровню реализуемых функций: учебная;
по уровню освоения: краткосрочная;
по уровню сложности: стартовая.
Язык реализации программы: русский
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 год. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 678-р.
Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648 – 20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Подпрограмма «Дополнительное образование» государственной программы Калужской области «Развитие общего и дополнительного образования в Калужской области». Утверждена постановлением Правительства Калужской области от 29 января 2019 года № 38 «Об утверждении государственной программы Калужской области «Развитие общего и дополнительного образования в Калужской области».
Состав группы может быть как одновозрастный, так и разновозрастный.
Набор: свободный.
Получение образования учащихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано совместно с другими учащимися. Количество учащихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливается из расчета не более 3 человек при получении образования с другими учащимися.
Особенности образовательного процесса:
Срок освоения программы: 9 месяца;
Режим занятий: 2 часа в неделю.
Формы обучения: очная. Программа может быть реализована в очно-заочной форме и дистанционно с помощью интернет-ресурсов.
Форма организации образовательной деятельности: групповая.
Формы проведения занятий: комбинированные, теоретические, практические, диагностические.
Цель: Ознакомить учащихся с основами делового этика и межличностного общения в социуме, научить на практике использовать техники и приемы управления персоналом, разрешение конфликтных ситуаций в деловой профессиональной обстановке.
Задачи программы:
в результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- применять правила делового этикета;
- поддерживать деловую репутацию;
- соблюдать требования культуры речи при устном, письменном обращении;
- пользоваться простейшими приёмами саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;
- выполнять нормы и правила поведения и общения в деловой профессиональной обстановке;
- налаживать контакты с партнерами;
- организовывать рабочее место.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- этику деловых отношений;
- основы деловой культуры в устной и письменной форме;
- нормы и правила поведения и общения в деловой профессиональной обстановке;
- основные правила этикета;
- основы психологии производственных отношений;
- основы управления и конфликтологии.
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект). | Объем часов | ||
Раздел 1. Введение | | 2 | ||
Тема 1.1. Предмет деловая культура, его структура и задачи. | Содержание учебного материала | 2 | ||
1. | Введение, Инструктаж безопасности. Представления общих понятий о культуре; деловой культуре; структуре предмета «Деловая культура»; основные цели и задачи предмета «деловая культура». | |||
Раздел 2. Этическая культура. | | 4 | ||
Тема 2.1. Этика как наука. | Содержание учебного материала | 1 | ||
1. | Понятия «мораль», «этика», «этикет», профессиональная этика, основные этапы и направления развития этики. | |||
| Самостоятельная работа обучающихся: Подготовить сообщение на тему: «Этикет на предприятии». | 2 | ||
Тема 2.2. Профессиональная этика. Этикет. Сферы действия этикета. | Содержание учебного материала | 1 | ||
1. | Понятия о роли и задачах профессиональной этики; сущность и элементы этикета; представления о кодексе профессиональной этике. | |||
Раздел 3. Психология общения. | | 14 | ||
Тема 3.1. Психология как наука. | Содержание учебного материала | 1 | ||
1. | Основные понятия в области психологии, цели и задачи. | |||
Тема 3.2. Психические процессы и состояния. | Содержание учебного материала | 2 | ||
1. | Основные психические процессы и их влияние на производительность труда, внимание (понятия, виды, особенности); восприятие (понятия, виды, особенности); мышление; эмоции и чувства; влияние эмоциональных состояний на производительность труда. | |||
Практические занятия «Изучение познавательных процессов личности» (тестирование, анкетирование). | 1 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение домашних заданий по теме. | 2 | |||
Тема 3.3. Понятие о личности и ее структуре. | Содержание учебного материала | 1 | ||
1. | Индивидуально-психологические особенности личности; понятие о личности, структура и направленность личности; темперамент, типы и особенности; характер, личность. | |||
Практические занятия «Изучение индивидуально-психологических особенностей личности» (тестирование, анкетирование | 1 | |||
Тема 3.4. Психологические основы общения. | Содержание учебного материала | 1 | ||
1. | Деловое общение с психологической точки зрения; применение коммуникативных умений и навыков. | |||
Практические занятия «Отработка коммуникативных умений и навыков». | 2 | |||
Тема 3.5. Барьеры в общении. | Содержание учебного материала | | ||
1. | Основные представления о барьерах в общении, препятствующих эффективному общению; отработка навыков общения с сотрудниками. | 1 | ||
Практические занятия «Составление и проигрывание ситуаций общения с людьми» | 2 | |||
Раздел 4. Культура общения. | | 6 | ||
Тема 4.1 Общение как коммуникация. | Содержание учебного материала | 1 | ||
1. | Промежуточный инструктаж безопасности. Понятия о видах и средствах общения; вербальных и невербальных средствах общения; мимические коды эмоциональных состояний. | |||
Практические занятия «Отработка навыков вербального и невербального общения» (игровые упражнения, творческие задания). | 1 | |||
Тема 4.3. Конфликт. Стили разрешения конфликтов. | Содержание учебного материала | 1 | ||
1. | Понятие «конфликт»; представления о различных стилях разрешения конфликта; выявление собственного стиля поведения в конфликтных ситуациях. | |||
Практические занятия «Определение стиля поведения в конфликтных ситуациях» (тестирование). | 1 | |||
Тема 4.4. Этикет в деловом общении. | Содержание учебного материала | 1 | ||
1. | Основные правила поведения этикета; понятия принципов делового этикета, манер. | |||
Практические занятия «Изучение деловых манер». | 1 | |||
Раздел 5. Имидж человека. | | 2 | ||
Тема 5.1. Имидж и его составные элементы и функции. | Содержание учебного материала | 1 | ||
1. | Понятия сущности, задач, основных элементов и функций имиджа; внешних и внутренних составляющих имидж делового человека. | |||
Практические занятия «Составление портрета делового человека с внешними и внутренними составляющими имидж». | 1 | |||
Раздел 6. Культура речи. | | 4 | ||
Тема 6.1 Основные требования к речи. Речевой этикет в деловом общении. | Содержание учебного материала | 1 | ||
1. | Понятия специфики культуры речи продавца; стили речи; цели и задачи разговора; требования к содержанию, форме, грамматике речи. | |||
Практические занятия «Составление делового диалога, с учетом культуры речи, требований к содержанию». | 1 | |||
Самостоятельная работа: Выполнение домашних заданий по разделу 6. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Требования к культуре речи. Особенности делового разговора. | 2 | |||
Раздел 7. Культура телефонного разговора. | | 4 | ||
Тема 7.1 Основные требования к содержанию деловых и частных разговоров по служебному телефону. | Содержание учебного материала | 1 | ||
1. | Понятия о телефонном разговоре; типах телефонного разговора; правилах разговора по служебному телефону; смысловой части разговора. | |||
Практические занятия «Составление деловой беседы по телефону». | 1 | |||
Самостоятельная работа: Выполнение домашних заданий по разделу 7. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Типы телефонных разговоров. Правила разговора по служебному телефону. | 1 | |||
| Итоговая аттестация | 1 | ||
| Всего: | 36 | ||
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий.
Технические средства обучения: мультимедийная установка, персональный компьютер, экран.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы
Основные источники:
Измайлова М.А. Психология и этика торговли. – М.: Академия, 2009г.
Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения.– М.: Академия, 2009г.
Социальная психология. Интенсивный курс.- СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2007г.
Дополнительные источники:
Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений. – М.: Дело, 2008.
КарповА.В. Общая психология.- М.: Гардарики, 2009г.Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум Издание 5-е.-Ростов н/Д.:Феникс, 2008г.
Интернет ресурсы:
Федеральный образовательный портал – ДЕЛОВАЯ КУЛЬТУРА
Форма доступа
http://www.koryazhma.ru/articles/etiket/work.asp
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения применять правила делового этикета. Умения поддерживать деловую репутацию. Умения соблюдать требования культуры речи при устном, письменном обращении. Умения пользоваться простейшими приёмами саморегуляции поведения в процессе межличностного общения. Умения выполнять нормы и правила поведения общения в деловой профессиональной обстановке. Умения налаживать контакты с партнерами. Умения организовывать рабочее место;
Знание этики деловых отношений. Знание основ деловой культуры в устной и письменной форме. Знание норм и правил поведения и общения в деловой профессиональной обстановке. Знание основных правил этикета. Знание основ психологии производственных отношений. Знание основ управления и конфликтологии. | Текущий контроль в форме: - оценка результатов практической работы. - оценка опроса и результатов практической работы. - оценка опроса и результатов практической работы. - оценка опроса и результатов практической работы. - оценка опроса и результатов практической работы. - оценка результатов практической работы. - оценка опроса. - устного опроса. - письменного опроса. - тестирования. -оценка результатов самостоятельной работы. - устного опроса. -письменного опроса. |