"Культура делового человека"дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности Возраст учащихся: 14-16 лет Срок реализации: 36 часов Уровень сложности: стартовый

0
0
Материал опубликован 30 October

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности

Культура делового человека

Возраст учащихся: 14-16 лет

Срок реализации: 36 часов

Уровень сложности: стартовый





Автор-составитель программы:

Буланова Светлана Вячеславовна

Должность: педагог дополнительного образования



Калуга, 2025г


ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Полное название программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Культура делового человека».

Автор-составитель программы, должность

Буланова Светлана Вячеславовна, педагог дополнительного образования.

Адрес реализации, телефон

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования ««Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» города Калуги.

Ул. Телевизионная, д.14, корп.1.

Тел. 8 (4842) 55-02-09.

Вид программы

по степени авторства: модифицированная;

по уровню освоения: стартовая;


Направленность программы

Социально-гуманитарная.

Вид деятельности

Развитие навыков деловой культуры

Срок реализации

36 часов.

Возраст детей

От 14 до 16 лет.

Название объединения

«Психология личности»

РАЗДЕЛ 1. «КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК»


Пояснительная записка

Современное общество требует от нового поколения умения планировать свои действия, находить необходимую информацию для решения задачи, моделировать будущий процесс. Умение вести себя с людьми надлежащим образом является одним из важнейших, если не важнейшим, фактором, определяющим шансы добиться успеха в служебной или предпринимательской деятельности. Ещё в 30-е годы Дейл Карнеги заметил, что успехи того или иного человека в его финансовых делах даже в технической сфере или инженерном деле процентов на пятнадцать зависят от его профессиональных знаний и процентов на восемьдесят пять - от его умения общаться с людьми.

Культура делового человека остается актуальной в и в наши дни. Овладеть навыками делового этикета, искусству общения позволит модернизированная программа дополнительного образования для учащихся в возрасте 14-16 лет. Занятия включают практические задания, творческие и игровые формы, предусмотрена и самостоятельная работа (написание сообщений, рефератов).

Направленность программы: социально-гуманитарная.

Вид программы:

по степени авторства: модифицированная;

по целевому назначению: познавательная;

по уровню реализуемых функций: учебная;

по уровню освоения: краткосрочная;

по уровню сложности: стартовая.

Язык реализации программы: русский

Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».

Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 год. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 678-р.

Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648 – 20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

Подпрограмма «Дополнительное образование» государственной программы Калужской области «Развитие общего и дополнительного образования в Калужской области». Утверждена постановлением Правительства Калужской области от 29 января 2019 года № 38 «Об утверждении государственной программы Калужской области «Развитие общего и дополнительного образования в Калужской области».



Состав группы может быть как одновозрастный, так и разновозрастный.

Набор: свободный.

Получение образования учащихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано совместно с другими учащимися. Количество учащихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливается из расчета не более 3 человек при получении образования с другими учащимися.

Особенности образовательного процесса:

Объем программы 36 часов.

Срок освоения программы: 9 месяца;

Режим занятий: 2 часа в неделю.

Формы обучения: очная. Программа может быть реализована в очно-заочной форме и дистанционно с помощью интернет-ресурсов.

Форма организации образовательной деятельности: групповая.

Формы проведения занятий: комбинированные, теоретические, практические, диагностические.

Цели и задачи программы

Цель: Ознакомить учащихся с основами делового этика и межличностного общения в социуме, научить на практике использовать техники и приемы управления персоналом, разрешение конфликтных ситуаций в деловой профессиональной обстановке.

Задачи программы:

в результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- применять правила делового этикета;

- поддерживать деловую репутацию;

- соблюдать требования культуры речи при устном, письменном обращении;

- пользоваться простейшими приёмами саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;

- выполнять нормы и правила поведения и общения в деловой профессиональной обстановке;

- налаживать контакты с партнерами;

- организовывать рабочее место.


В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- этику деловых отношений;

- основы деловой культуры в устной и письменной форме;

- нормы и правила поведения и общения в деловой профессиональной обстановке;

- основные правила этикета;

- основы психологии производственных отношений;

- основы управления и конфликтологии.


2.1 Тематический план и примерное содержание учебной дисциплины «Основы деловой культуры»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающихся,

курсовая работ (проект).

Объем часов

Раздел 1. Введение


2

Тема 1.1. Предмет деловая культура, его структура и задачи.

Содержание учебного материала

2

1.

Введение, Инструктаж безопасности.

Представления общих понятий о культуре; деловой культуре; структуре предмета «Деловая культура»; основные цели и задачи предмета «деловая культура».

Раздел 2. Этическая культура.


4

Тема 2.1. Этика как наука.

Содержание учебного материала

1

1.

Понятия «мораль», «этика», «этикет», профессиональная этика, основные этапы и направления развития этики.


Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовить сообщение на тему: «Этикет на предприятии».

2

Тема 2.2. Профессиональная этика. Этикет. Сферы действия этикета.

Содержание учебного материала

1

1.

Понятия о роли и задачах профессиональной этики; сущность и элементы этикета; представления о кодексе профессиональной этике.

Раздел 3. Психология общения.


14

Тема 3.1. Психология как наука.

Содержание учебного материала

1

1.

Основные понятия в области психологии, цели и задачи.

Тема 3.2. Психические процессы и состояния.

Содержание учебного материала

2

1.

Основные психические процессы и их влияние на производительность труда, внимание (понятия, виды, особенности); восприятие (понятия, виды, особенности); мышление; эмоции и чувства; влияние эмоциональных состояний на производительность труда.

Практические занятия

«Изучение познавательных процессов личности» (тестирование, анкетирование).

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Выполнение домашних заданий по теме.

2

Тема 3.3. Понятие о личности и ее структуре.

Содержание учебного материала

1

1.

Индивидуально-психологические особенности личности; понятие о личности, структура и направленность личности; темперамент, типы и особенности; характер, личность.

Практические занятия

«Изучение индивидуально-психологических особенностей личности» (тестирование, анкетирование


1

Тема 3.4. Психологические основы общения.

Содержание учебного материала

1

1.

Деловое общение с психологической точки зрения; применение коммуникативных умений и навыков.

Практические занятия

«Отработка коммуникативных умений и навыков».

2

Тема 3.5. Барьеры в общении.

Содержание учебного материала


1.

Основные представления о барьерах в общении, препятствующих эффективному общению; отработка навыков общения с сотрудниками.

1

Практические занятия

«Составление и проигрывание ситуаций общения с людьми»

2

Раздел 4. Культура общения.


6

Тема 4.1 Общение как коммуникация.


Содержание учебного материала

1



1.

Промежуточный инструктаж безопасности.

Понятия о видах и средствах общения; вербальных и невербальных средствах общения; мимические коды эмоциональных состояний.

Практические занятия

«Отработка навыков вербального и невербального общения» (игровые упражнения, творческие задания).

1

Тема 4.3. Конфликт. Стили разрешения конфликтов.

Содержание учебного материала

1

1.

Понятие «конфликт»; представления о различных стилях разрешения конфликта; выявление собственного стиля поведения в конфликтных ситуациях.

Практические занятия

«Определение стиля поведения в конфликтных ситуациях» (тестирование).

1

Тема 4.4. Этикет в деловом общении.

Содержание учебного материала

1

1.

Основные правила поведения этикета; понятия принципов делового этикета, манер.

Практические занятия

«Изучение деловых манер».

1

Раздел 5. Имидж человека.


2

Тема 5.1. Имидж и его составные элементы и функции.

Содержание учебного материала

1

1.

Понятия сущности, задач, основных элементов и функций имиджа; внешних и внутренних составляющих имидж делового человека.

Практические занятия

«Составление портрета делового человека с внешними и внутренними составляющими имидж».

1

Раздел 6. Культура речи.


4

Тема 6.1 Основные требования к речи. Речевой этикет в деловом общении.

Содержание учебного материала

1

1.

Понятия специфики культуры речи продавца; стили речи; цели и задачи разговора; требования к содержанию, форме, грамматике речи.

Практические занятия

«Составление делового диалога, с учетом культуры речи, требований к содержанию».

1

Самостоятельная работа:

Выполнение домашних заданий по разделу 6.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Требования к культуре речи.

Особенности делового разговора.

2

Раздел 7. Культура телефонного разговора.


4

Тема 7.1 Основные требования к содержанию деловых и частных разговоров по служебному телефону.

Содержание учебного материала

1

1.

Понятия о телефонном разговоре; типах телефонного разговора; правилах разговора по служебному телефону; смысловой части разговора.

Практические занятия

«Составление деловой беседы по телефону».

1

Самостоятельная работа:

Выполнение домашних заданий по разделу 7.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Типы телефонных разговоров.

Правила разговора по служебному телефону.

1


Итоговая аттестация

1


Всего:

36


3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета.


Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий.


Технические средства обучения: мультимедийная установка, персональный компьютер, экран.



3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы

Основные источники:

Измайлова М.А. Психология и этика торговли. – М.: Академия, 2009г.

Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения.– М.: Академия, 2009г.

Социальная психология. Интенсивный курс.- СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2007г.

Дополнительные источники:

Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений. – М.: Дело, 2008.

КарповА.В. Общая психология.- М.: Гардарики, 2009г.

Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум Издание 5-е.-Ростов н/Д.:Феникс, 2008г.

Интернет ресурсы:

Федеральный образовательный портал – ДЕЛОВАЯ КУЛЬТУРА

Форма доступа

http://www.koryazhma.ru/articles/etiket/work.asp


4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.



Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения


Умения применять правила делового этикета.


Умения поддерживать деловую репутацию.


Умения соблюдать требования культуры речи при устном, письменном обращении.


Умения пользоваться простейшими приёмами саморегуляции поведения в процессе межличностного общения.


Умения выполнять нормы и правила поведения общения в деловой профессиональной обстановке.


Умения налаживать контакты с партнерами.


Умения организовывать рабочее место;

Знание этики деловых отношений.


Знание основ деловой культуры в устной и письменной форме.

Знание норм и правил поведения и общения в деловой профессиональной обстановке.


Знание основных правил этикета.


Знание основ психологии производственных отношений.


Знание основ управления и конфликтологии.


Текущий контроль в форме:

- оценка результатов практической работы.


- оценка опроса и результатов практической работы.

- оценка опроса и результатов практической работы.


- оценка опроса и результатов практической работы.



- оценка опроса и результатов практической работы.


- оценка результатов практической работы.


- оценка опроса.


- устного опроса.


- письменного опроса.



- тестирования.



-оценка результатов самостоятельной работы.

- устного опроса.



-письменного опроса.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации