Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Правовой консультант»

0
0
Материал опубликован 16 March 2022









дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

социально-гуманитарной направленности

«Правовой консультант»

(с применением дистанционных образовательных технологий)


Возраст учащихся: 14 - 17лет

Срок реализации 1 год

Объем программы 34 часа







Автор:

Крыштопова Наталья Валерьевна, учитель истории и обществознания, высшая категория


























Структура программы


1

Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы



1.1.

Пояснительная записка

3

стр.

1.2.

Цели и задачи программы

5

стр.

1.3.

Планируемые результаты

5

стр.

1.4.

Содержание программы

6

стр.

1.5.

Формы аттестации и их периодичность

9

стр.

2

Комплекс организационно-педагогических условий



2.1.

Методическое обеспечение

9

стр.

2.2.

Условия реализации программы

11

стр.

2.3.

Оценочные материалы

13

стр.

2.4.


Список литературы

Приложение 1. Календарный учебный график

18

19

стр.

стр.



Приложение 2. Тестирование предметных результатов

21

стр.






























Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Пояснительная записка

Направленность программы

дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Правовой консультант» является программой социально – гуманитарной направленности.

Программа разработана в соответствии с:

Федеральным законом «Об образовании Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. № 273 –ФЗ),

Санитарными правилами СП2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи». Утверждены Постановлением Главного Государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020;

Приказом Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»

Письмом Минобрнауки РФ от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

Правилами ПФДО (Приказ «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования в Саратовской области» от 21.05.2019г. №1077, п.51.).

Приказом Министерства Просвещения РФ от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей».

Письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020г. № ВБ – 976/04 «О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий».


Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Правовой консультант» (далее - Программа) направлена на повышение политико - правовой культуры учащихся.

Актуальность программы

Современная действительность перед каждым человеком ставит задачи овладения компетенциями универсального взаимодействия в условиях глобализации всех сфер общественной жизни. Быстро меняющейся ситуация в рамках единого цифровой действительности требует знания механизмов правовой защиты человека и гражданина на различных уровнях правового поля. Повышение политико - правовой грамотности способствует успешной социализации в обществе. Однако самому осваивать лабиринты правовой культуры нелегко. Данная программа позволяет подросткам в увлекательной и доступной форме изучить вопросы, касающиеся механизмов защиты их прав.


Отличительная особенность программы

Программа содержит учебный материал, актуальный и полезный не только для развития учебной мотивации и выбора профиля обучения, но и для повседневной жизни, расширения кругозора учащихся.


Адресат программы

Программа рассчитана на детей в возрасте от 14 до 17 лет.

Возраст учащихся и психолого – педагогические особенности возрастной группы

Особенность подросткового возраста в том, что внешне он взрослеет, а по внутренним особенностям и возможностям остается ребенком, которому необходима ласка, внимание, игры и т.п. Ведущей деятельностью в подростковом возрасте является личностное общение, в ходе которого происходит полноценное развитие личности подростка. Формируются взгляды, принципы, идеалы, жизненные цели, усваиваются правила поведения. И главная положительная черта этой деятельности заключается в моделировании реальных общественных отношений, что способствует потребности подростка войти в активную жизнь общества.

Вхождение подростка в активную общественную или социальную жизнь общества сопровождается обильным потоком информации, жизненные впечатления становятся разнообразнее, темп жизни ускоряется, а образование становится более сложным.

Познавательные процессы в подростковом возрасте достигают высокого уровня. Закономерности развития мышления определяют в значительной мере особенности функционирования и развития других психических процессов. Некоторые авторы полагают, что именно в этот период развития личности, интеллектуальные способности достигают своего максимума.

Новообразования подросткового возраста:

чувство зрелости;

развитие самосознания, формирование идеала личности;

склонность к рефлексии;

интерес к противоположному полу, половое созревание;

повышенная возбудимость, частая смена настроения;

особое развитие волевых качеств;

потребность в самоутверждении и самосовершенствовании;

самоопределение.

В подростковом возрасте начинают формироваться организаторские способности, деловитость, предприимчивость, умение налаживать деловые контакты, договариваться о совместных делах, распределении обязанностей и т.д. Данные качества могут развиваться в любой сфере деятельности, в которую вовлечен подросток: в учении, труде, игре, общении.

Объем программы

Общее количество часов – 34 часа

Срок освоения программы

1 год

Режим занятий:

Занятия проходят 1 раз в неделю по 1 часу

Оптимальное количество детей в группе: 15 человек.


Новизна программы

Программа реализуется в дистанционной форме обучения. Материалы размещаются на платформе Moodl. Доступ к электронному ресурсу дистанционной программы «Правовой консультант»:
https://edusar.soiro.ru/course/view.php?id=2508 Образовательный процесс осуществляется с использованием различных цифровых ресурсов: групповые занятия в Skype; индивидуальное консультирование в Viber, WhatsApp, рассылка материалов через электронную почту. Занятия проводятся с использованием электронных средств обучения: педагог. Обязательное условие: наличие интернета.

Педагогическая целесообразность. В рамках программы учащиеся погружаются в проблему – ситуацию, для разрешения которых требуются политико-правовые знания . В ходе онлайн (англ. online) и офлайн (англ. оffline) консультирования разбираются варианты решения проблемных заданий на основе знаний норм конституционного, административного, уголовного, гражданского и трудового права. Таким образом, осуществляется активное включение учащегося в современное цифровое образовательное пространство с использованием разнообразных электронных средств.


Цели и задачи программы

Цель: программа предназначена для совершенствования учащимися актуальных политико - правовых знаний, развития и приобретения ключевых компетентностей, которые помогут профессиональному самоопределению и социализации в условиях современного информационного общества.

Задачи:

Обучающие

формировать у учащихся теоретические знания основных понятий в областях политики и права: основы конституционного строя, полномочия органов государственной власти и местного самоуправления, источники права; отрасли права; правоспособность и дееспособность; избирательное право; субъекты гражданского и уголовного права; права и обязанности работодателя и работника; права и обязанности налогоплательщика; супружеские права и обязанности; права человека и гражданина; права ребенка; механизм защиты прав и свобод;

обучать практическим умениям в области политико-правовых знаний: работа с нормативно-правовыми актами, анализ документов, развитие умения и навыков разрешения правовых конфликтных ситуаций.

Развивающие

развивать навыки дистанционного обучения и возможностями Интернета и средств ИКТ для получения образования в дистанционном режиме;

развивать интерес к политико - правовым знаниям, умение принимать и достигать цели и задачи учебной деятельности на занятии; умение анализировать, устанавливать причинно – следственные связи и закономерности политических процессов и событий;

развивать умение задавать вопросы, способность помогать и принимать помощь от других; взаимодействовать в паре и в группе.

Воспитательные

воспитание у учащихся гражданственности, основных социальных навыков, нравственности, уважения к правам и свободам человека, навыков здорового образа жизни.


Планируемые результаты.

Предметные результаты:

знает базовые понятия по разделам программы: основы конституционного строя, полномочия органов государственной власти и местного самоуправления, источники права; отрасли права; правоспособность и дееспособность; избирательное право; субъекты гражданского и уголовного права; права и обязанности работодателя и работника; права и обязанности налогоплательщика; супружеские права и обязанности; права человека и гражданина; права ребенка; механизм защиты прав и свобод;

умеет определять причинно-следственные связи и закономерности при решении политико - правовых заданий и ситуаций;

выполняет задания различной сложности: составить план, кроссворд, решить тест, написать творческое эссе.

Метапредметные результаты:

познавательные: сформирован интерес к политико правовой области; умеет обобщать, анализировать и преобразовывать информацию.

регулятивные: овладение навыками самодиагностики уровня самоуважения; дистанционного обучения и возможностями Интернета и средств ИКТ для получения образования в дистанционном режиме

коммуникативные: умеет слушать и вступать в диалог с педагогом, взаимодействовать в паре и в группе; владеет навыками социального взаимодействия.

Личностные результаты: проявляет интерес к предмету и целенаправленной познавательной деятельности; успешно адаптирован в коллективе; владеет знаниями об общественных нормах поведения в коллективе.



1.4. Содержание программы

Учебный план


Наименование разделов, тем

Всего

Теория

Практика

Форма аттестации

1

Вводное занятие

2

1

1

Входная диагностика. Тест


Раздел 1 « Политическая культура гражданина»





2

Основы конституционного строя Российской федерации

2

1

1

Решение практических заданий

3

Территориально- административное устройство

2

1

1

Опросник

4

Институт Президентства

2

1

1

Решение практических заданий

5

Структура и полномочия высших органов власти

2

1

1

Опросник

6

Местное самоуправление

2

1

1

Решение практических заданий

7

Законотворческий процесс

2

1

1

Опросник

8

Гражданское общество и правовое государство

2

1

1

Решение практических заданий

9

Избирательное право

2

1

1

Опросник


Раздел 2

«Правовая грамотность»





10

Система права. Юридическая ответственность

4

2

2

План «Система права»

11

Трудовые права несовершеннолетних

Трудовой кодекс РФ.

2

1

1

Решение практических заданий

12

Кто прав? Кто виноват?

8

4

4

Разбор ситуаций из судебной практики

13

Итоговое занятие

2

1

1



Итого

34

17

17




Содержание учебного плана

1. Вводное занятие.

Теория. Введение в программу. Инструктаж по правилам охраны труда и технике безопасности на занятиях и мероприятиях. Особенности интерактивного обучения. Информационная безопасность.

Практика. Выработка правил дистанционного обучения. Входная диагностика. Тест «Правила информационной безопасности»

2. Основы конституционного строя Российской федерации.

Теория. Конституционный строй РФ, Российская федерация – демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Социальное государство. Светское государство. Человек, его права и свободы – высшая ценность. Многонациональный народ России – носитель суверенитета и источник власти. Субъекты осуществления государственной власти. Прямое действие Конституции РФ.

Практика. Работа с документами. Конституция Российской федерации.

Самостоятельная работа. Найти информацию о странах с монархической формой правления.

Самостоятельное ознакомление с лекцией. Электронный вариант лекции. Тестирование.

3.Территориально- административное устройство

Теория. Основные формы государственного устройства: унитарное государство; федерация;

конфедерация. Признаки унитарного государства. Виды унитарных государств: Признаки федерации Виды федераций Признаки конфедерации Федеративное устройство РФ

Практика. Работа с документами. Конституция Российской федерации.

Самостоятельная работа. Изучение электронного варианта лекции. Выполнение задания на соответствие.

4. Институт Президентства

Теория.   Президент как выборный глава государства.  Конституционно-правовой статус Президента РФ: является главой государства;является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина;определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;представляет РФ внутри страны и в международных отношениях;обладает неприкосновенностью.Избрание Президента РФ:сроком на шесть лет гражданами РФ; на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании; гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет. Присяга Президента РФ (инаугурация).  Полномочия Президента РФ:определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;представляет РФ внутри страны и в международных отношениях;издает указы и распоряжения, возглавляет Совет Безопасности РФ, является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами;принимает решение об отставке Правительства РФ или роспуска Государственной Думы;назначает выборы Государственной Думы и референдум, вносит законопроекты в Государственную Думу, подписывает (промульгирует) и обнародует федеральные закон;вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях военное или чрезвычайное положение утверждает военную доктрину РФ;ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ и ратификационные грамоты; осуществляет помилование.Главные структурные элементы института президентства:

Администрация Президента РФ;Совет Безопасностиполномочные представители Президента РФ.  Прекращение исполнения полномочий Президента РФ:


Практика. Работа с документами. Конституция

5. Структура и полномочия высших органов государственной власти.

Теория. Федеральное собрание РФ. Парламентаризм. Избирательная система. Две палаты Федерального собрания. Государственная Дума. Способы формирования комитетов и комиссий. Вопросы ведения Совета Федерации и Государственной Думы. Правительство РФ – высший исполнительный орган государственной власти. Структура и порядок формирования Правительства. Полномочия Председателя Правительства. Полномочия Правительства. Условия прекращения полномочий Правительства РФ. Конституционные принципы правосудия. Судебная система. Принципы судопроизводства. Присяжные заседатели. Прокуратура. Адвокатура. Конституционный суд РФ. Порядок формирования Конституционного Суда. Состав и полномочия.

Практика. Работа с документами. Конституция. Деловая игра «Судебное разбирательство».

Самостоятельная работа. Ознакомиться с электронным вариантом лекции. Тестирование.

Разработать тесты на соответствие органов государственной власти и функций. Конкурс образцов тестов.

6. Местное самоуправление

Теория. Местное самоуправление. Сущность понятия.Функции местного самоуправления.

Принципы местного самоуправления.Формы участия населения в МСУ.Полномочия органов МСУ.Отличия МСУ и местной власти.Законодательные основы местного самоуправления.

Из Конституции РФ о МСУ.

Практика. Работа с документами. Конституция

7. Законотворческий процесс

Теория. Законодательный процесс – понятие.Стадии законодательного процесса:законодательная инициатива; рассмотрение законопроекта в парламентских палатах и комитетах (комиссиях);принятие закона и т. д.Правом законодательной инициативы обладают:Президент РФ; члены Совета Федерации;депутаты Государственной Думы и др.

Порядок рассмотрения и обсуждения законопроекта.Порядок принятия и утверждения закона:

принятие закона Государственной Думой; одобрение закона Советом Федерации; подписание закона Президентом РФ. Порядок опубликования и вступления в силу.

Практика. Творческое задание - Ролевая игра «Мой выбор».

Самостоятельная работа. Электронный вариант лекции. Подготовить развернутый план ответа на тему «Законотворческий процесс».


8. Гражданское общество и правовое государство.

Теория. Гражданское общество. Предпосылки формирования гражданского общества. Структура гражданского общества. Правовое государство. Признаки правового государства.

Практика. Творческое задание - Ролевая игра «Мой выбор».

Самостоятельная работа. Электронный вариант лекции. Подготовить развернутый план ответа на тему «Гражданское общество и правовое государство».

9.Избирательное право

Теория. Понятие избирательного права:активное право (избирать);пассивное право (быть избранным).Основные принципы участия граждан Российской Федерации в выборах: всеобщее избирательное право;равное избирательное право;прямое избирательное право; тайное голосование; альтернативность выборов;добровольность выборов.Нормативные правовые акты РФ, регламентирующие выборы:Закон РФ «О выборах Президента РФ»;Закон РФ «О выборах депутатов Государственной Думы»;законы субъектов РФ о региональных выборах.Ответственность за нарушение законодательства РФ о выборах:гражданско-правовая;административная;уголовная. Развитие избирательной системы в России.

Практика. Работа по документу.

10.Система права.

Теория. Понятия: право, система права, отрасли права, институт права, источник права. Классификация отраслей права: материальное и процессуальное право, публичное и частное право.

Практика. Составить квест («бродилка по отраслям права»).

11.Юридическая ответственность.

Теория. Виды юридической ответственности. Особенности видов юридической ответственности. Принципы юридической ответственности. Функции юридической ответственности.

Практика. Гражданско – правовые споры.

12. Трудовые права несовершеннолетних.Трудовой кодекс.

Теория. Нормативные акты, регулирующие трудовые правоотношения несовершеннолетних. Трудовой Кодекс РФ и Федеральный закон «ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ПРАВ РЕБЕНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет. Порядок оформления трудовых отношений с несовершеннолетним. Охрана труда несовершеннолетних. Особенности режима труда несовершеннолетних. Работы, на которых запрещается труд несовершеннолетних. Оплата труда и материальная ответственность несовершеннолетних.

Практика. Работа по документу.

Самостоятельная работа. Изучение электронного варианта лекции. Выполнение задания на соответствие.

13.Кто прав, кто виноват? Ведем разбирательство.

Теория. Правила правовых игр и заданий по трудовому кодексу.

Практика. Разбор ситуаций.

Самостоятельная работа. Подготовить задания по трудовым конфликтам.

14. Итоговое занятие

Анализ реализации ожиданий. Упражнение «Я хочу пожелать себе». Коллаж «Мое будущее».

Итоговое тестирование.


1.5. Формы аттестации планируемых результатов программы и их периодичность

В рамках реализации Программы применяются следующие виды контроля:

входной контроль (начало обучения);

промежуточный контроль (по результатам изучения разделов);

итоговый контроль (в конце периода освоения программы).

Текущий контроль предметных результатов проводится на каждом занятия в форме письменного опроса, тестирования, саморефлексии по определению качества и полноты выполнения практического задания.


Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Методическое обеспечение программы Методические материалы

При составлении и реализации данной образовательной программы использованы следующие принципы:

Принцип гуманизации обучения, включающий:

использование индивидуального подхода к каждому ребенку, в гармонии с группой в целом, для оптимально возможного усвоения данной учебной программы, т.е. получение социального опыта в виде выбора;

использование индивидуальных маршрутов прохождения данной программы по темам;

варьирование темпов прохождения программы в зависимости от уровня развития ребенка и группы в целом;

опора на интерес учащихся к игре, общению.

Принцип личностно-ориентированного подхода в данной образовательной программе базируется на:

движении к личности ребенка;

развитии индивидуальности ребенка;

праве ребенка на выбор.

Принцип данной образовательной программы – практико – ориентированный, т.е. её основное содержание непосредственно связано с жизнью, потребностями и интересами самих учащихся.


Педагогические технологии и методики, использующиеся при реализации программы.

п/п

Название

Цель

Механизм

Результат применения

Технология развивающего обучения

Развитие личности и ее способностей

Обеспечение совместной или самостоятельной деятельности детей, при которой они сами «додумываются» до решения проблемы

Развиваются мыслительные способности, активная самостоятельная деятельность, творческое овладение предложенным материалом

Технология дифференцированного обучения

Создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей

Методы индивидуального обучения

Дети усваивают программный материала на различных уровнях, в соответствии с их способностями и возможностями

Технология проектной деятельности

Технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Результаты выполненных проектов имеют конкретное решение или конкретный продукт.

Дает возможность рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем. “Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить” - вот основной тезис применения метода проектов.

Технология личностно-ориентированного обучения

Развитие индивидуальных духовных и интеллектуальных качеств каждого ребенка как личностных новообразований

Собственный путь развития каждого ребёнка через создание альтернативных форм, индивидуальных программ обучения

Обеспечивается возможность развития и саморазвития личности каждого ребенка исходя из его индивидуальных особенностей

Коллективное творческое дело

Позитивная деятельностная активность учащихся, сопровождающаяся чувством коллективного авторства

Участие конкретного учащегося в совместном планировании, в проведении дела, в его анализе


Технологический результат КТД – опыт позитивной совместной активности, стремление к общению, познавательной деятельности

Здоровьесберегающая технология

Воспитание потребности здорового образа жизни

Совокупность организационных, обучающих условий, направленных на формирование, укрепление и сохранение социального, физического, психического здоровья

Приобретение привычки заботиться о собственном здоровье, реализуя специальные техники и технологии его сохранения и укрепления

Условия реализации программы

Техническое оснащение

Компьютер

Интернет

Информационно – методические и дидактические материалы

1 год обучения

Тема

Содержание

Дидактический материал

1

Вводное занятие

Введение в программу. Инструктаж по правилам охраны труда и технике безопасности на занятиях и мероприятиях. Особенности интерактивного обучения.

- План – конспект занятия.

- Инструкция по правилам охраны труда и технике безопасности на занятия

- Информационная безопасность

- Создание памятки «Декларация прав и обязанностей учащегося дистанционного курса»

Тест по входной диагностике «Правила информационной безопасности»

2

Основы конституционного строя Российской федерации

Конституционный строй РФ, Российская федерация – демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Социальное государство. Светское государство. Человек, его права и свободы – высшая ценность. Многонациональный народ России – носитель суверенитета и источник власти. Субъекты осуществления государственной власти. Прямое действие Конституции РФ.

- Конспект лекции;

- таблица «Государственное устройство Российской Федерации»;

- тест «Конституционный строй Российской Федерации»;

- Эссе «Принципы правового государства»


3

Структура и полномочия высших органов власти

Федеральное собрание РФ. Парламентаризм. Избирательная система. Две палаты Федерального собрания. Государственная Дума. Способы формирования комитетов и комиссий. Вопросы ведения Совета Федерации и Государственной Думы. Правительство РФ – высший исполнительный орган государственной власти. Структура и порядок формирования Правительства. Полномочия Председателя Правительства. Полномочия Правительства. Условия прекращения полномочий Правительства РФ. Конституционные принципы правосудия. Судебная система. Принципы судопроизводства. Присяжные заседатели. Прокуратура. Конституционный суд РФ. Порядок формирования Конституционного Суда. Состав и полномочия.

- План лекции;

- Схема «Структура государственной власти Российской Федерации»;

4

Гражданское общество и правовое государство

Гражданское общество. Правовое государство

Творческое задание - Ролевая игра «Мой выбор».

Развернутый план на тему «Гражданское общество и правовое государство»

5

Система отраслей права Юридическая ответственность

Понятия: право, система права, отрасли права, институт права, источник права.

Виды юридической ответственности.


Задания на соответствие

6

Трудовые права несовершеннолетних Трудовой кодекс.

Нормативные акты, регулирующие трудовые правоотношения несовершеннолетних

Работа по документу.

Трудовой Кодекс РФ и Федеральный закон «ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ПРАВ РЕБЕНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

7

Кто прав, кто виноват?

Ведем разбирательство

Правила правовых игр и заданий по отраслям права

Разбор ситуаций.

Подготовить проблемные задания по трудовым, гражданским спорам.


8

Итоговое занятие

Творческое подведение итогов. Анализ реализации ожиданий.

Упражнение «Я хочу пожелать себе». Коллаж «Мое будущее».


Кадровое обеспечение

Программа реализуется педагогом дополнительного образования имеющего высшее педагогическое образование, высшую квалификационную категорию

Оценочные материалы по диагностике предметных, метапредметных и личностных результатов


Вид

результата

Проверяемые результаты

Форма контроля

1

Предметные

знание базовых понятий по разделам программы; выполнение заданий различной сложности.

Устный опрос

Соответствие практических умений и навыков уровню требований

Тестирование

2

Метапредметные результаты


Познавательные

Уровень готовности учащегося к работе с информацией и информационными источниками.

«Готовность работать с информацией и информационными источниками» Е.В. Коротаева

Регулятивные

Формирование навыков самодиагностики уровня самоуважения

Самодиагностика уровня самоуважения (по Розенбергу).


Коммуникативные

Уровень готовности к групповому взаимодействию.

«Тест на выявление готовности к обучению в интерактивном режиме» Е.В. Коротаева

3

Личностные

Степень активности учащихся в деятельности по саморазвитию своей личности.

Тест «Мой личностный рост», С.С. Кункевич




Тестирование предметных результатов (Приложение 2).


Методики тестирования метапредметных и личностных результатов:


Методика «Готовность работать с информацией и информационными источниками» Е.В. Коротаева

Цель: Выявить уровень готовности учащегося к работе с информацией и информационными источниками.

Ход проведения. Учителю предлагается отметить на оценочной шкале уровень готовности ученика к работе с информацией и информационными источниками.

Инструкция для преподавателя.

Внимательно прочитайте каждую характеристику и отметьте на оценочной шкале уровень готовности ученика к работе с информацией и информационными источниками.

Характеристики готовности ученика к работе с информацией и информационными источниками

Оценочная шкала

Характеристики затруднений ученика в работе с информацией и информационными источниками

Легко концентрирует свое внимание на информационном объекте

5

4

3

2

1

С трудом концентрирует свое внимание на информационном объекте

Умеет сформулировать информационный запрос

5

4

3

2

1

Затрудняется в формулировании информационного запроса

Умеет оценить адекватность источника информации запросу

5

4

3

2

1

Затрудняется в оценке адекватности источника информации запросу

Умеет инициировать и эффективно вести беседу по содержанию прочитанного текста или другого информационного источника

5

4

3

2

1

Негативно относится к ситуациям, требующим поддержать беседу по содержанию прочитанного текста или другого информационного источника

Умеет получать недостающую информацию с помощью вопросов

5

4

3

2

1

Избегает ситуаций, требующих обращения к учителю или товарищам для получения информации

Имеет хорошую технику чтения и письма

5

4

3

2

1

Слабая техника чтения и письма

Осознанно читает текст (выделяет главные мысли, понимает подтекст автора, устанавливает логические связи при чтении и т.д.)

5

4

3

2

1

У ученика в основном превалирует механическое чтение (с трудом выделяет главные мысли, понимает подтекст автора, устанавливает логические связи при чтении и т.д.)

Эффективно умеет пользоваться домашней и общественной библиотекой, книгой, текстом, компьютером для поиска нужного источника (фрагмента) информации

5

4

3

2

1

Испытывает затруднения, когда пользуется домашней и общественной библиотекой, книгой, текстом, компьютером для поиска нужного источника (фрагмента) информации

Умеет определять тему, сюжет, ключевые слова информационного источника

5

4

3

2

1

Затрудняется в определении темы, сюжета, ключевых слов информационного источника

Легко высказывает свои суждения для вербализации знаний, полученных в ходе работы с информационным источником

5

4

3

2

1

С трудом высказывает свои суждения для вербализации знаний, полученных в ходе работы с информационным источником

Обработка данных. Смещение линии к правому столбцу свидетельствует о недостаточно сформированных навыках работы с информацией и информационными источниками.

Центральное положение полученной линии показывает, что ученик владеет рациональными приемами работы с информацией и информационными источниками.

Смещение линии к левому столбцу указывает на сформированность практических умений и навыков информационной культуры ученика.

Итоговая сумма баллов по каждому ученику высчитывается педагогом и заносится в оценочную таблицу. По оценочной таблице выявляется итоговый уровень готовности учащегося к работе с информацией и информационными источниками.

Оценочная таблица

Уровни готовности учащегося к работе с информацией и информационными источниками



Сумма баллов

итогового уровня

Очень высокий уровень

От 41 до 50

Высокий уровень

От 31 до 40

Нормальный (средний) уровень

От 21 до30

Сниженный уровень

От 11 до 20

Низкий уровень

10

Таким образом, оценка качества образовательного процесса на данном этапе тестирования осуществляется по следующим групповым показателям:

количество учащихся с высоким и очень высоким уровнем готовности к работе с информацией и информационными источниками, выраженное в процентах от общего числа обследуемых;

количество учащихся со средним уровнем готовности к работе с информацией и информационными источниками, выраженное в процентах от общего числа обследуемых;

количество учащихся с низким уровнем готовности к работе с информацией и информационными источниками, выраженное в процентах от общего числа обследуемых.


Методика «Тест на выявление готовности к обучению в интерактивном режиме» Е.В. Коротаева

Цель: Выявить уровень готовности учащегося к обучению в интерактивном режиме и к групповой работе на уроке.

Ход проведения. Учащемуся предлагается отметить на оценочной шкале свой уровень готовности к групповому взаимодействию.

Инструкция для учащегося.

Дорогой друг!

Внимательно прочитай каждую характеристику и отметь на оценочной шкале свой уровень готовности к групповому взаимодействию.

Характеристики готовности к групповому взаимодействию

Оценочная шкала

Характеристики избегания совместной работы в группе

Легко принимает ситуацию групповой работы

5

4

3

2

1

Уклоняется от совместной деятельности

В работе свободен, раскован

5

4

3

2

1

Напряжен, скован

Готов согласиться с доводами окружающих

5

4

3

2

1

Не меняет собственной точки зрения

Свободно высказывает мнения, предположения

5

4

3

2

1

Боится открытого обмена мнениями

Делится информацией

5

4

3

2

1

Предпочитает владеть информацией

Адекватно откликается на предложения взаимопомощи и сотрудничество

5

4

3

2

1

Избегает ситуаций, требующих сотрудничества, поиска общего решения

Владеет умениями и навыками работы в группе

5

4

3

2

1

С трудом находит свое место в общей деятельности

Нацелен на решение групповых задач и оказание поддержки во время деятельности

5

4

3

2

1

Групповые цели и действия не являются приоритетными

Гибко реагирует на смену ролей во время деятельности

5

4

3

2

1

Старается выбирать одну и ту же роль в процессе совместной работы

Настроен на получение разнообразной информации во время рефлексивного этапа

5

4

3

2

1

Негативно относится к этапу рефлексии и анализа

Покидает группу в ожидании новой встречи

5

4

3

2

1

В итоге превалирует настроение обманутых ожиданий

Обработка данных. Смещение линии к правому столбцу свидетельствует о достаточно осознанной склонности к индивидуальным формам работы и обучения. Присутствие в группе такого человека может задержать процесс поиска общего решения.

Центральное положение полученной линии показывает, что субъект при желании может неплохо вписаться в групповую работу, но может предпочесть и индивидуальные формы деятельности. Участие в работе группы зависит от настроения субъекта.

Смещение линии к левому столбцу указывает на открытость и готовность к взаимодействию в групповом общении. Трудности могут возникнуть на этапе индивидуальной работы: ученику становится скучно, он может отказаться от выполнения задания в ожидании следующего этапа совместной деятельности.

Итоговая сумма баллов по каждому ученику высчитывается педагогом и заносится в оценочную таблицу. По оценочной таблице выявляется итоговый уровень готовности учащегося к обучению в интерактивном режиме и к групповой работе на уроке.

Оценочная таблица

Уровни готовности учащегося к обучению в интерактивном режиме и к групповой работе на уроке.


Сумма баллов

итогового уровня

Очень высокий уровень

От 45 до 55

Высокий уровень

От 34 до 44

Нормальный (средний) уровень

От 23 до33

Сниженный уровень

От 12 до 22

Низкий уровень

11


Самодиагностика уровня самоуважения (по Розенбергу).


При ответах на формулировки шкалы пользоваться оценочной шкалой в баллах: полностью согласен – 4, согласен – 3, не согласен – 2, абсолютно не согласен–1.

Я чувствую, что я достойный человек.

Я всегда склонен чувствовать себя неудачником.

Мне кажется, что у меня есть хорошие качества.

Кое-что я способен сделать не хуже, чем большинство.

Мне кажется, что мне особенно нечем гордиться.

Я к себе хорошо отношусь.

Я в целом удовлетворен собой.

Мне бы хотелось больше уважать себя.

Иногда я ясно чувствую свою бесполезность.

10. Иногда я думаю, что я во всем нехорош.

Обработка результата:

суммировать баллы по пп. 1, 3, 4, 6, 7;

суммировать баллы по пп. 2, 5, 8, 9, 10;

из первой суммы вычесть вторую;

к разности прибавить 15. Интерпретация результата:

20-30 баллов — уровень самоуважения высокий. Высокая активность в общении, стремление к лидерству.

10-19 баллов — уровень самоуважения средний. Активность умеренная. Зависимость от постороннего мнения, способность посчитаться с мнением других. Осторожность в ситуациях выбора (иногда избыточная).

0-9 баллов — уровень самоуважения низкий. Тревожность. Мнительность. Депрессивность. Возможны психосоматические заболевания. Необходима психотерапевтическая поддержка.


Методика «Мой личностный рост», С.С. Кункевич

Цель: определить степень активности учащихся-подростков в деятельности по саморазвитию своей личности.

Ход проведения:

Каждому учащемуся предлагается прослушать (прочитать) утверждения и самостоятельно ответить на вопрос: «Насколько часто он так поступает?» Для этого ученику необходимо написать напротив каждого утверждения или его номера цифру, которая означает ответ, соответствующий его точке зрения.

Цифры означают следующие ответы:

3 – всегда;

2 – часто;

1 – редко;

0 – никогда.

1

Я постоянно стремлюсь узнать что-то новое в разных областях науки и культуры, не ограничиваясь учебниками, люблю смотреть познавательные телепередачи.


2

Я интересуюсь и горжусь историческим прошлым своей страны, с уважением отношусь к государственным символам и готов вносить посильный вклад в процветание и развитие своей Родины.


3

Я занимаюсь физкультурой и спортом, чтобы вырасти сильным и здоровым и знаю, что вредные привычки могут повредить моему здоровью.


4

Я соблюдаю общественный порядок, правила школьной жизни и считаю обязательным их соблюдение каждым человеком.


5

Я знаю и люблю природу, принимаю участие в делах по уборке леса, озеленению школы и поселка, не прохожу мимо, когда кто-то мучает животных.


6

Я люблю книги и телепередачи об искусстве, и всё, что я делаю, стараюсь выполнить аккуратно и красиво.



Обработка полученных результатов:

Показателем активности подростка в деятельности по саморазвитию (А) является частное от деления суммы баллов его ответов на количество ответов. Если А больше 2,2 балла, то можно констатировать высокую степень активности; если же А больше 1,5 балла, но меньше 2,2 или А меньше 1,5 балла, это соответственно свидетельствует о среднем или низком уровне активности учащегося в работе по саморазвитию.



2.4. Список литературы


Литература для педагога


1 Анн Л.В. Психологический тренинг с подростками. – СПБ.: питер, 2008.

2 Альтшуллер Г. С., Верткин И.М. Рабочая книга по теории развития творческой личности. – Кишенев., 1990.

3Буйлова Л.Н. Современные подходы к разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ//Молодой ученый – 2015. - № 15. – С. 567 – 572.

4 Дереклеева Н.И. Учиться жить в современном мире. М. «Вако».2004.

5 Родионов В.А. Я и другие. Ярославль. Академия развития. 2001.

6 Решетников О.В./Поколение Z и недалекое будущее рынка труда/О.В. Решетников// Школьные технологии. 2013.- № 5. – с.152-168.

7 Сборник тестов. Знаете ли вы себя? Донецк. 1990.

8 Овчарова В.Н. Справочная книга школьного психолога. М.: Просвещение, Учебная литература, 1996.

9 Подросток на перекрестке эпох//Проблемы и перспективы социально – психологической адаптации подростков / Под ред. С.В. Кривцовой. М., 1997.

10 Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: практическое пособие: Пер. с нем.: в 4 – х томах. Т. 1. – М.: Генезис, 1998.


Литература для учащихся


1 Родионов В.А. Я и другие. Ярославль. Академия развития. 2001.

2 Сборник тестов. Знаете ли вы себя? Донецк. 1990.

3 Платонов К.К. Занимательная психология. М. 1986

















Приложение 1

Календарный учебный график.


Календарный учебный график по программе «Правовой консультант»

Месяц

Форма занятия

Ко-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1-2

сентябрь


Интерактивноезанятие

2

Вводное занятие.


Дистанционный курс на Moodl

https://edusar.soiro.ru/course/view.php?id=2508

Тест «Правила информационной безопасности»



Раздел 1 « Политическая культура гражданина»



3-4



2

Основы конституционного строя Российской федерации


Опросник

5-6

октябрь


2

Территориально- административное устройство


Блиц-опрос

7-8


2

Институт Президентства


Практическая работа по Конституции Рф

План «Институт Президентства»

9-10

ноябрь


2

Структура и полномочия высших органов власти


Опросник

Деловая игра «Судебное разбирательство».


11-12


2

Местное самоуправление


Работа с документом

13-14

декабрь

Интерактивноезанятие

2

Законотворческий процесс

Дистанционный курс на Moodl

https://edusar.soiro.ru/course/view.php?id=2508

Решение практических заданий

15-16


2

Гражданское общество и правовое государство


Составить вопросы для викторины

17-18

январь


2

Избирательное право


Работа с источником

Раздел 2 «Правовая грамотность»



19-20


Интерактивноезанятие

2

Система отраслей права

Дистанционный курс на Moodl

https://edusar.soiro.ru/course/view.php?id=2508

Тестирование

21-22

февраль


2

Юридическая ответственность


Опросник

23-24


2

Трудовой кодекс РФ. Трудовые права несовершеннолетних


Работа с документом

25-26

март



2

Кто прав? Кто виноват?


Решение практических заданий

27-28


2

Кто прав? Кто виноват?


Решение практических заданий

29-30

апрель


2

Кто прав? Кто виноват?


Решение практических заданий

31-32

Интерактивноезанятие

2

Кто прав? Кто виноват?

Дистанционный курс на Moodl

https://edusar.soiro.ru/course/view.php?id=2508

Тестовые задания «Выберите верное суждение»

33-34

май

Интерактивноезанятие

2

Итоговое занятие

Дистанционный курс на Moodl

https://edusar.soiro.ru/course/view.php?id=2508

Итоговое тестирование




34








Приложение 2

Итоговое контрольное тестирование

на знание понятий и сущности политико – правовых явлений

1. Задание

Установите соответствие между примерами деятельности государства и функциями государства в рыночной экономике: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

 

ПРИМЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА

 

ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

А) обеспечение охраны правопорядка

Б) организация работы общественного транспорта

В) выплата пенсий, субсидий

Г) государственное финансирование строительства диагностических медицинских центров

Д) бесплатное обеспечение отдельных групп граждан лекарственными препаратами

 

1) социальное обеспечение населения

2) производство общественных благ

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 



2. Задание

Установите соответствие между примерами и функциями государства, которые они иллюстрируют: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

 

ПРИМЕРЫ

 

ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

А) обеспечение правопорядка

Б) подписание президентом договора о дружбе и сотрудничестве с главой соседнего государства

В) разработка правительством долгосрочной программы экономического развития страны

Г) участие армии в военных учениях совместно с армией другого государства

Д) государственное финансирование строительства автомобильных и железных дорог

 

1) внешние

2) внутренние

 

3. Задание

Установите соответствие между характеристиками и видами социальных норм: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

А) фиксируется в законах и подзаконных актах

Б) регулируют общественные отношения

В) охраняются силой государства

Г) отражают общественное мнение

Д) поведение оценивается с позиции добра и зла

 

1) моральные

2) правовые

3) и моральные, и правовые

 







4. Задание

Установите соответствие между действиями и видами социальных норм, которые их регулируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ДЕЙСТВИЯ

 

ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

А) составление завещание

Б) отказ друга дать денег в долг

В) получение ссуды в банке

Г) отказ оплатить проезд в автобусе

Д) выполнение школьниками домашних обязанностей

 

1) правовые

2) моральные

 5. Задание

Установите соответствие между формами демократии и примерами: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

 

ПРИМЕРЫ

 

ФОРМЫ ДЕМОКРАТИИ

А) всенародное избрание президента

Б) референдум

В) выбор депутатов парламента

 

1) прямая

2) представительная

 

6. Задание

Установите соответствие между фактами и сферами жизни общества: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

 

ФАКТЫ

 

СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

А) принятие конституции государства

Б) продажа товаров в магазине

В) принятие присяги главой государства

Г) предвыборная агитация избирателей

 

1) экономическая

2) политическая

 

7. Задание

Установите соответствие между наказаниями и видами правонарушений: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

 

НАКАЗАНИЕ

 

ВИД ПРАВОНАРУШЕНИЕ

А) ограничение свободы

Б) выговор

В) лишение свободы

Г) предупреждение

 

1) преступление

2) проступок

 



8. Задание

Установите соответствие между типами политических режимов и их характеристиками: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

ТИПЫ РЕЖИМОВ

А) гарантии прав и свобод личности

Б) власть единой массовой партии

В) официальная обязательная идеология

Г) политический плюрализм

 

1) демократический

2) тоталитарный

 

9. Задание

Установите соответствие между общественными отношениями и отраслями права: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

 

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ

 

ОТРАСЛИ ПРАВА

А) права собственности

Б) личные неимущественные отношения

В) деятельность исполнительной власти

Г) поведение в общественных местах

 

1) гражданское право

2) административное право

 

10. Задание

Установите соответствие между фактами и сферами общественной жизни: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

 

ФАКТЫ

 

СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

А) заполнение налоговой декларации

Б) выборы депутатов Госдумы

В) создание политической партии

Г) введение налога на добавленную стоимость

 

1) политическая

2) экономическая

 

11. Задание

Установите соответствие между отраслью права и видом правонарушения, относящегося к ней: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

 

ВИД ПРАВОНАРУШЕНИЯ

 

ОТРАСЛЬ ПРАВА

А) систематические опоздания гражданина на работу

Б) отказ выполнять обязательства по заключенной ранее сделке

В) увольнение женщины с места работы в связи с оформлением ею больничного листа по уходу за ребёнком

Г) распространение сведений, порочащих честь и достоинство гражданина

 

1) трудовое

2) гражданское

 

12. Задание 15 № 766

Установите соответствие между фактом политической жизни и видом демократии: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

 

ФАКТЫ

 

ВИДЫ ДЕМОКРАТИИ

А) референдум о принятии проекта Конституции

Б) законотворческая деятельность депутатов Государственной Думы

В) выборы главы политической партии

Г) делегирование представителя от инициативной группы на заседание муниципального собрания

 

1) прямая демократия

2) представительная демократия

 



23


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации