Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Опубликовать»
Департамент по образованию администрации Волгограда
Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Центр «Олимпия» Дзержинского района Волгограда»
Принята на заседании
педагогического совета Центра «Олимпия»
(протокол от «31» марта 2021 г. №4 )
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности
«Опубликовать»
Возраст обучающихся: 10 — 18 лет
Срок реализации: 1 месяц
Автор-составитель:
Павлова Наталья Владиславовна, методист
Волгоград, 2020
Пояснительная записка.
Направленность программы.
Программа объединения «Опубликовать» по содержательной, тематической направленности является социально-гуманитарной; по функциональному назначению – досуговой; по форме организации – групповой; по времени реализации – краткосрочной; по уровню сложности – ознакомительный.
Программа нацелена на первичное знакомство с алгоритмом создания текстов для различных социальных сетей с целью выражения собственного мнения обучающихся. Учитывая то, что программа охватывает социальные сети и литературное творчество, её следует отнести к социально-гуманитарной направленности.
Актуальность программы заключается в том, что в современном мире социальные сети являются средством массового общения и платформой для выражения мнения о социальной и личной жизни. Умение грамотно излагать свои мысли, использовать лексику, соответствующую возрасту и тематике, является социально значимым в современном мире.
Социальные сети, вопреки сложившемуся мнению, представляют собой культурное сообщество людей. И как любое объединение, оно имеет свои правила и этикет. Знакомство с ними необходимо в рамках современного образования и воспитания, так как нацелено на формирование у обучающихся умения создавать в социальных сетях комфортную среду общения, тем самым снижая стрессовые факторы.
Обучение цифровому этикету и базовым правилам составления текстов для различных социальных сетей позволит не только сформировать у обучающихся первичные представления о самостоятельном составлении короткого художественного и публицистического текста на интересующую их тематику, но и послужит средством воспитания толерантной личности, эмпатичной к проблемам других социальных групп и личностей.
Новизна программы состоит в том, что в ней представлены основы взаимодействия на различных социальных платформах для общения (социальные сети) и алгоритм написания текстов к ним.
Педагогическая целесообразность изучения основ работы с короткими художественными и публицистическими текстами для размещения в социальных сетях и основ диалогического общения заключается в формировании навыков письменной коммуникации обучающихся. Развитие навыка письменной речи является одним из ключевых в современном мире, так как различные виды письменного общения занимают всё большее место в межличностной коммуникации. Различные статьи, отзывы, выражение авторского мнения и даже комментарии являются видами письменного общения, в котором существуют свои правила оформления, структурные элементы и правила этикета. Умение обращаться с совокупностью данных факторов формирует навык выстраивать грамотную коммуникацию в различных социальных сетях.
В современном мире всё популярнее и востребованнее становятся профессии, связанные с публичной деятельностью и работой в сети Интернет. Умение создавать текст является ведущим, так как формирует первое впечатление о личности и специалисте. Тексты в социальных сетях о своей деятельности, интересах и убеждениях как сами являются одним из видов работы, так и создают общий облик специалиста, презентуют его для потенциальных работодателей. Грамотно составленный текст можно считать одним из основных факторов успеха в социальной и профессиональной сферах.
Реализация данной программы основана на следующих принципах обучения:
1. Принцип использования новейших обучающих технологий. Процесс преподавания построен на интерактивных методах и предусматривает чтение теоретического курса с привлечением дидактического материала; проведение семинаров и тренингов, использование современных технических средств в процессе практической работы над материалом.
2. Принцип профессионализма. Постоянное повышение квалификации педагогов. Привлечение к преподавательской деятельности специалистов, имеющих высокий рейтинг у обучающихся.
3. Принцип этики. На занятиях педагог выстраивает комфортную, этичную среду, следит за вежливостью во взаимоотношениях между обучающимися.
4. Принцип толерантности. Ко всем обучающимся одинаковое отношение вне зависимости от сторонних факторов; привитие толерантного отношения ко всем категориям людей во время занятий.
5. Принцип системности. Все занятия выстраиваются в чёткой логической последовательности: материал одного занятия является базой для следующего, а результаты деятельности обучающихся – базой для практической работы.
6. Принцип деятельностного подхода. Метод обучения, при котором обучающийся не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.
Отличительные особенности данной общеобразовательной программы объединения «Опубликовать» состоят в том, что основной предмет работы – тексты – подаётся как социально значимое явление и выражение свободного мнения самого обучающегося. Привлечение к образовательному процессу различных социальных сетей является важным фактором, так как способствует вовлечению обучающихся в учебный процесс и активизации их творческой активности из-за явной практической значимости изучаемого материала.
Адресат программы.
Программа объединения «Опубликовать» предназначена для обучающихся средней и старшей школы.
Средний школьный возраст называют ещё «подростковым возрастом». Он связан с перестройкой организма человека – половым созреванием. Средний школьник вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме. Средний школьник как будто всё время находится в состоянии стресса.
Бурный рост и перестройка организма в подростковом возрасте резко повышают интерес к своей внешности. Формируется новый образ своего физического «Я». Из-за его гипертрофированной значимости обучающийся остро переживает все изъяны внешности, как действительные, так и мнимые. Непропорциональность частей тела, неловкость движений, излишний вес ли, худоба – всё это расстраивает среднего школьника, а иногда приводит к чувству неполноценности, замкнутости, даже неврозу.
В этом возрасте необходимы тёплые, доверительные отношения с близкими взрослыми, которые должны проявлять понимание и тактичность.
Доминантами развития в возраст 11-15 лет являются потребности во взрослом общении, общение преобразуется в самостоятельный вид деятельности, возникновение потребности самоутвердиться, занять достойное место в коллективе, формируется потребность в активной познавательной деятельности.
Старший школьный возраст – это возраст от 15 до 18 лет. Он характеризуется совершенно новой для обучающихся социальной ситуацией. Все познавательные процессы уже сформированы. В старшем школьном возрасте и в дальнейшем они будут только укрепляться. Главное для старшего школьника теперь другое – выход во взрослый мир, овладение профессией, а значит, нахождение своего места в мире. Доминантой становится выбор и овладение профессией, поскольку от этого зависит дальнейшая жизнь, которую избирает человек на пороге взрослой жизни. Соответственно новая доминанта изменяет отношение к учению, заставляя соотносить свои старания и практическое их применение. Как правило, школьники старшего возраста к окончанию школы уже определяются со своей будущей профессией, хотя, конечно, многие еще колеблются, надеются на своих родителей. Но, в основном, для них уже ясно, чем бы они хотели заниматься. Это определяет круг учебных интересов. У многих меняется отношение к школьным предметам. Они отдают предпочтение тем, которые им нужны для будущей профессии. Иногда это бывает и в ущерб остальным предметам, иногда школьник совмещает необходимое и полезное.
Ведущее место в учебной деятельности у старших школьников занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к взрослой жизни. Познавательные мотивы связаны с широкими социальными мотивами. На первый план выдвигается произвольная мотивация. Старший школьник в выборе способов деятельности руководствуется уже сознательно поставленной целью.
Уровень программы: данная программа ознакомительного уровня. Рассчитана на четыре недели обучения.
Объём и сроки реализации программы. Режим занятий.
Программа рассчитана на 1 месяц обучения (4 учебные недели) – 16 часов. 4 занятия в неделю по 45 минут каждое.
Форма обучения по программе «Опубликовать» – очная с применение дистанционных технологий обучения.
Особенности организации образовательного процесса - формируются группы обучающихся одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы) постоянного состава из 8-12 обучающихся. В объединение принимаются все желающие. Занятия проводятся 4 часа в неделю, 16 часов за учебный период. Расписание занятий составляется с учётом пожеланий обучающихся, их родителей, а также возможностей учреждения.
Занятия включают в себя теоретическую и практическую части. Теоретическая часть занятий при работе должна быть максимально компактной и включать в себя необходимую информацию о теме и предмете знания.
Основной целью общеобразовательной программы «Опубликовать» является развитие коммуникативных способностей посредством создания письменных текстов различных стилей для социальный сетей (ВКонтакте, Twitter, Instagram).
Логика освоения учебных тем определяется задачами:
Образовательные:
актуализировать знания правил русского литературного языка и умение применять их в письменной речи;
актуализировать и углубить знания об основных частях текста;сформировать знания о различиях текстов в нескольких социальных сетях (ВКонтакте, Twitter, Instagram) в соответствии с их спецификой.
Личностные:
развивать навык владения письменной коммуникацией;
воспитывать уважение к своему и чужому труду;
воспитывать толерантное отношение к представителям разных социальных групп;
способствовать сплочению разновозрастной группы;
воспитывать этику письменного общения в социальных сетях.
Метапредметные:
развивать умение работать в группе;
развивать интеллектуальные и творческие способности обучающихся;
развивать творческое мышление и нестандартное видение объектов вокруг;
развивать произвольное внимание.
Учебный план
№ п/п | Наименование разделов плана | Общее количество часов | В том числе | Формы организации занятий | Формы аттестации/ контроля | |||
| теория | практика | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||
1 | Введение | 2 | 2 | | | | ||
1.1 | Инструктаж ОТ, организация дистанционных занятий | 1 | 1 | | Беседа | Опрос, педагогическое наблюдение | ||
1.2 | Цели курса и практическая значимость | 1 | 1 | | Беседа, презентация | Педагогическое наблюдение | ||
2 | Письменное общение | 14 | 8 | 6 | | | ||
2.1 | Повторение правил русского языка | 3 | 2 | 1 | Платформа Zoom, беседа, выполнение упражнений | Тест, опрос | ||
2.2 | Особенности личных текстов | 2 | 1 | 1 | Платформа Zoom, беседа, демонстрация | Опрос, готовый текст | ||
2.3 | Особенности экспертных текстов | 1 | 1 | | Платформа Zoom, беседа, демонстрация | Опрос | ||
2.4 | Цифровой этикет | 1 | 1 | | Платформа Zoom, беседа, демонстрация, анализ примеров | Опрос | ||
2.5 | Текст в соц. сети ВКонтакте | 2 | 1 | 1 | Платформа Zoom, беседа, демонстрация | Опрос, готовый текст | ||
2.6 | Текст в соц. сети Instagram | 2 | 1 | 1 | Платформа Zoom, беседа, демонстрация | Опрос, готовый текст | ||
2.7 | Текст в соц. сети Twitter | 2 | 1 | 1 | Платформа Zoom, беседа, демонстрация | Опрос, готовый текст | ||
2.8 | Рефлексивный текст | 1 | | 1 | Беседа, проект | Защита проекта | ||
| Итого: | 16 | 10 | 6 | |
Содержание учебного плана
Раздел 1. Введение (2 часа)
Тема 1.1. Инструктаж ОТ, организация дистанционных занятий
Теория: инструктаж по охране труда; платформы для связи на время дистанционных занятий – алгоритм работы с ними, расписание занятий в дистанционной форме; платформы для отчёта по выполненным заданиям – социальные сети, аккаунты, формы выполнения.
Виды деятельности обучающихся: участие в беседе.
Формы контроля: опрос, педагогическое наблюдение.
Методическое обеспечение: словесный метод (беседа).
Тема 1.2. Цели курса и практическая значимость
Теория: основная цель занятий – обучение алгоритму составления текстов для различных социальных сетей; текст как форма самопрезентации, текст как форма самовыражения, текст как форма коммуникации в социальных сетях.
Виды деятельности обучающихся: участие в беседе, просмотр презентации.
Формы контроля: педагогическое наблюдение.
Методическое обеспечение: словесный метод (беседа), объяснительно-иллюстративный (демонстрация презентации).
Раздел 2. Письменное общение (14 часов)
Тема 2.1. Повторение правил русского языка
Теория: правила орфографии русского литературного языка, правила пунктуации русского литературного языка коротко, обзорно.
Практическая работа: выполнение упражнений на повторение правил орфографии и пунктуации русского литературного языка.
Виды деятельности обучающихся: участие в беседе, выполнение упражнений.
Формы контроля: опрос, готовый тест.
Методическое обеспечение: словесный метод (беседа, опрос), объяснительно-иллюстративный метод (выполнение упражнений), практический метод (выполнение упражнений).
Тема 2.2. Особенности личных текстов
Теория: понятия «личность», «личный текст»; блогер как персонаж; специфика построения личных текстов в социальной сети Instagram, специфика построения личных текстов в социальной сети ВКонтакте; специфика построения личных текстов в социальной сети Twitter.
Практическая работа: создание личного текста.
Виды деятельности обучающихся: участие в беседе, просмотр демонстрируемого материала о личных текстах, создание текста.
Формы контроля: опрос, готовый текст.
Методическое обеспечение: словесный метод (беседа), объяснительно-иллюстративный метод (демонстрация личного текста и алгоритма создания), практический метод (создание готового текста).
Тема 2.3. Особенности экспертных текстов
Теория: понятия «эксперт», «экспертность», «экспертный текст»; блогер как эксперт; специфика построения экспертных текстов.
Виды деятельности обучающихся: участие в беседе, просмотр демонстрации экспертного текста и алгоритма создания экспертного текста.
Формы контроля: опрос.
Методическое обеспечение: словесный метод (беседа, опрос), объяснительно-иллюстративный (демонстрация экспертного текста и алгоритма создания экспертного текста).
Тема 2.4. Цифровой этикет
Теория: понятия «этикет», «цифровой этикет»; правила цифрового этикета; целесообразность выполнения правил цифрового этикета; соблюдение правил в различных социальных сетях.
Виды деятельности обучающихся: участие в беседе, просмотр демонстрации правил цифрового этикета и ситуаций, анализ примеров.
Формы контроля: опрос.
Методическое обеспечение: словесный метод (беседа, опрос), объяснительно-иллюстративный (демонстрация правил цифрового этикета), практический метод (анализ заданных ситуаций).
Тема 2.5. Текст в соц. сети ВКонтакте
Теория: объединения по интересам в социальной сети ВКонтакте; публикации на личной странице, в своём или чужом сообществе; правила оформления текста в социальной сети ВКонтакте; структура текста для социальной сети ВКонтакте.
Практическая работа: создание текста для социальной сети ВКонтакте для размещения на личной странице пользователя.
Виды деятельности обучающихся: участие в беседе, просмотр демонстрации текста (оформления, структуры, размещения), создание текста.
Формы контроля: опрос, готовый текст.
Методическое обеспечение: словесный метод (беседа, опрос), объяснительно-иллюстративный (демонстрация текста для социальной сети ВКонтакте и анализ его), практический метод (создание текста для социальной сети ВКонтакте).
Тема 2.6. Текст в соц. сети Instagram
Теория: личный аккаунт в социальной сети Instagram – возможности, функционал; использование хештегов как способа привлечения аудитории; правила оформления текста в социальной сети Instagram и вспомогательные ресурсы; структура текста для социальной сети Instagram.
Практическая работа: создание текста для социальной сети Instagram для размещения на личном аккаунте пользователя.
Виды деятельности обучающихся: участие в беседе, просмотр демонстрации текста (оформления, структуры, размещения), создание текста.
Формы контроля: опрос, готовый текст.
Методическое обеспечение: словесный метод (беседа, опрос), объяснительно-иллюстративный (демонстрация текста для социальной сети Instagram и анализ его), практический метод (создание текста для социальной сети Instagram).
Тема 2.7. Текст в соц. сети Twitter
Теория: личный и публичный аккаунт в социальной сети Twitter; использование ключевых (популярных) слов в тексте; подбор актуальной тематики; создание короткого текста и оформление в соответствии с правилами и структурой социальной сети Twitter.
Практическая работа: создание текста для социальной сети Twitter для размещения на личном аккаунте пользователя.
Виды деятельности обучающихся: участие в беседе, просмотр демонстрации текста (оформления, структуры, размещения), создание текста.
Формы контроля: опрос, готовый текст.
Методическое обеспечение: словесный метод (беседа, опрос), объяснительно-иллюстративный (демонстрация текста для социальной сети Twitter и анализ его), практический метод (создание текста для социальной сети Twitter).
Тема 2.8. Рефлексивный текст
Теория: понятие «рефлексия», особенности рефлексивного текста и работы с его итогом; алгоритм создания рефлексивного текста.
Практическая работа: создание проекта – рефлексия по выполненным видам работ.
Виды деятельности обучающихся: участие в беседе, создание проекта – рефлексивного текста.
Формы контроля: защита проекта.
Методическое обеспечение: словесный метод (беседа), практический метод (создание и защита проекта).
Планируемые результаты
Образовательные результаты:
Умение применять известные правила русского литературного языка в реальной речевой практике;
Знание особенностей текста для публикации в социальной сети ВКонтакте;
Знание особенностей текста для публикации в социальной сети Instagram;
Знание особенностей текста для публикации в социальной сети Twitter;
Знание правил цифрового этикета;
Умение руководствоваться правилами цифрового этикета при письменном общении в социальных сетях.
Личностные результаты:
Навык владения письменной коммуникацией;
Уважение к своему и чужому труду;
Толерантное отношение к представителям разных социальных групп;
Умение выстраивать коммуникацию в разновозрастной группе;
Этика письменного общения в социальных сетях.
Метапредметные результаты:
Умение работать в группе;
Развитие интеллектуальных и творческих способностей;
Развитие творческого мышления;
Развитие нестандартного видения объектов вокруг;
Развитие произвольного внимания.
Календарный учебный график
№ п/п | Месяц | Число | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | Июнь | | Групповая | 1 | Инструктаж ОТ, организация дистанционных занятий | Учебный кабинет | Опрос, педагогическое наблюдение |
2 | Июнь | | Групповая | 1 | Цели курса и практическая значимость | Учебный кабинет | Педагогическое наблюдение |
3 | Июнь | | Групповая | 1 | Повторение правил русского языка | Учебный кабинет | Тест, опрос |
4 | Июнь | | Групповая | 1 | Повторение правил русского языка | Учебный кабинет | Тест, опрос |
5 | Июнь | | Групповая | 1 | Повторение правил русского языка | Учебный кабинет | Тест, опрос |
6 | Июнь | | Групповая | 1 | Особенности личных текстов | Учебный кабинет | Опрос, готовый текст |
7 | Июнь | | Групповая | 1 | Особенности личных текстов | Учебный кабинет | Опрос, готовый текст |
8 | Июнь | | Групповая | 1 | Особенности экспертных текстов | Учебный кабинет | Опрос |
9 | Июнь | | Групповая | 1 | Цифровой этикет | Учебный кабинет | Опрос |
10 | Июнь | | Групповая | 1 | Текст в соц. сети ВКонтакте | Учебный кабинет | Опрос, готовый текст |
11 | Июнь | | Групповая | 1 | Текст в соц. сети ВКонтакте | Учебный кабинет | Опрос, готовый текст |
12 | Июнь | | Групповая | 1 | Текст в соц. сети Instagram | Учебный кабинет | Опрос, готовый текст |
13 | Июнь | | Групповая | 1 | Текст в соц. сети Instagram | Учебный кабинет | Опрос, готовый текст |
14 | Июнь | | Групповая | 1 | Текст в соц. сети Twitter | Учебный кабинет | Опрос, готовый текст |
15 | Июнь | | Групповая | 1 | Текст в соц. сети Twitter | Учебный кабинет | Опрос, готовый текст |
16 | Июнь | | Групповая | 1 | Рефлексивный текст | Учебный кабинет |
Условия реализации программы
Организационные условия, позволяющие реализовать содержание учебного курса, предполагают наличие просторного учебного кабинета. Данное помещение должно быть оснащено в соответствии с требованиями СанПиН: СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28), – в них должна быть возможность проветривания, они должны свободно вмещать 12 обучающихся, 6 столов с двумя стульями у каждого, преподавательский стол.
Оснащение кабинета для реализации Программы:
Доступ к Сети Интернет;
Проектор;
Экран для проектора или интерактивная доска.
Кадровое обеспечение Программы: руководитель объединения должен иметь педагогическое образование и образование в области русского языка и литературы.
Формы аттестации (контроля)
Согласно учебному плану формами контроля являются: беседа, опрос, педагогическое наблюдение, тестирование, проект, итоговый текст.
Уровень усвоения материала выявляется в беседах, опросах. В течение всего периода обучения педагог ведет индивидуальное наблюдение за развитием навыков каждого обучаемого.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: материал тестирования, итоговый самостоятельный проект.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: готовая проектная работа, готовые тексты, соответствующие требованиям.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: защита проекта.
Оценочные материалы.
Диагностические методики в Программе нацелены на выявление сформировавшихся в процессе обучения навыков. С данной целью проводятся две диагностики: самооценка умения создавать личный текст, ориентированная на рефлексию обучающихся, развитие навыка самоанализа, и диагностика сформированности специальных навыков, нацеленная на фиксацию результатов форм аттестации на протяжении всего периода обучения для отслеживания педагогом прогресса обучающихся.
Самооценка умения создавать личный текст
| Не умею/не получается | Не всегда получается | Хорошо умею/хорошо получается |
Формулировка тезиса | | | |
Поиск и приведение аргументов | | | |
Формулировка вывода | | | |
Формирующее оценивание призвано вовлечь обучающегося в осмысление своего процесса обучения. С этой целью можно предложить обучающимся ответить на вопросы по результатам изучения темы:
– добился ли я улучшения результатов в изучении темы?
– почему это произошло? (не произошло?)
– что мне осталось непонятным?
Диагностика сформированности специальных навыков
№ | Критерии оценивания | Баллы |
1 | Умение чётко формулировать цель своей работы, процесса обучения | |
| Цель сформулирована чётко. Обучающийся осознаёт мотивы выбора творческого объединения | 1 |
| Цель не сформулирована, размыта. Обучающийся не до конца или совершенно не осознаёт цели и мотивы посещения дополнительных занятий | 0 |
2 | Грамотная письменная речь | |
| Ошибок при выполнении упражнений и проверочного тестирования не допущено | 2 |
| Допущена 1 грубая или 2 негрубые ошибки при выполнении упражнений и проверочного тестирования | 1 |
| Допущено 2 и более ошибки грубые ошибки при выполнении упражнений и проверочного тестирования | 0 |
3 | Структура текста | |
| Готовые тексты содержат все структурные элементы, раскрытые в достаточной степени для понимания смысла текста | 2 |
| Пропущен или частично отсутствие один структурный элемент текста | 1 |
| Нарушен порядок структурных элементов, пропущены или раскрыты не полностью два и более структурных элементов текста | 0 |
4 | Понимание формальных особенностей социальных сетей | |
| Теория вопроса понята верно | 2 |
| Теория вопроса понята верно, но имеются незначительные, не влияющие на общее понимание неточности | 1 |
| Теория вопроса не понята | 0 |
5 | Саморефлексия Обучающегося | |
| Обучающийся адекватно оценивает полученные результаты | 1 |
| Обучающийся не может адекватно оценить полученные результаты | 0 |
| Максимальное количество баллов за весь период обучения | |
Основываясь на результатах данных диагностических методик, педагог может сделать вывод о результативности освоения данной Программы и скорректировать её ход в дальнейшем. Это важный инструмент в постоянном совершенствовании программ дополнительного образования с целью наилучшей адаптации под условия современного мира и возможности обучающихся.
Методические материалы.
Методика организации теоретических и практических занятий может быть представлена следующим образом: теоретический материал, объяснённый в форме беседе с применением IT–технологий обучения; практическая апробация знаний, включающая в себе работу под руководством преподавателя по изучению и применению на практике полученных теоретических знаний; практическая деятельность репродуктивного или творческого характера, выполняемая обучающимся самостоятельно.
На занятиях обучающиеся получат навыки и способы работы с текстом и организации информации. Это является актуальным в современном мире, где повсеместно используются IT-технологии. Проектирование собственных работ и самостоятельное определение своих действий, под контролем педагога, развивают самостоятельность и саморегуляцию обучающегося.
Важным в курсе программы «Опубликовать» является постоянная работа с художественным и публицистическим текстом, что развивает у обучающихся орфографическую и пунктуационную грамотность, навык создания художественного и публицистического текста и воспитывает уважительное отношение к интеллектуальному труду.
Ведущие методы организации образовательной деятельности:
Объяснительно-иллюстративные (методы обучения, при использовании которых, обучающиеся воспринимают и усваивают готовую информацию).
Репродуктивные методы обучения (обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности).
Поисковые (создание продукта при консультировании педагога).
Методы работы:
Словесные (устное изложение, рассказ, беседа, объяснения, убеждение, поощрение).
Практические (упражнения, тренинг, практикум).
Аналитические (наблюдение, сравнение, самоконтроль, самоанализ, опрос).
Прием объяснения обучающимся собственных действий, а также прием совместного обсуждения вопросов, возникающих по ходу работы, с педагогом или другими обучающимися (при индивидуально-групповой форме занятий) помогают расширить представления о средствах, способах, возможностях данной деятельности и тем самым способствуют развитию коммуникативной компетенции.
Среди методов, направленных на стимулирование творческой деятельности, можно выделить методы, связанные непосредственно с содержанием этой деятельности, а также методы, воздействующие на нее извне путем создания на занятиях обстановки, располагающей к творчеству: проблемная ситуация, разнообразие форм урочной деятельности, создание на занятиях доброжелательного психологического климата, индивидуальный подход.
Возможные формы организации деятельности обучающихся на занятиях:
индивидуальные (индивидуально-групповая);
фронтальные (работа по подгруппам).
Формы работы с обучающимися: упражнения, круглый стол, беседа, дискуссия, практическая самостоятельная работа, индивидуальное проектирование.
Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы организовано в форме защиты проекта, нацеленного на развитие навыка рефлексии.
Содержание образования предпочтительно реализовывать посредством технологий проблемного обучения и проектной технологии. Данный образовательный курс поможет формированию ценностно-смысловых компетенций, связанных с ценностными ориентирами обучающегося, при помощи сюжетных творческих дел; формированию учебно-познавательной компетенции и информационной компетенции за счёт постоянной работы с информацией, самостоятельным её упорядочиванием и анализом.
Литература для педагога
Анатолий Баранов Лингвистическая экспертиза текста. Теоретические основания и практика. Учебное пособие . - М.: Флинта, 2020. - 592 с.
В.Ф. Олешко Журналистика как творчество: Практическая журналистика // - М.: 2003.
Е.И. Журбина. Теория и практика художественно-публицистических жанров. // - М. 1999.
Е.С. Романичева, Г.В. Пранцова Современные стратегии чтения. Теория и практика. Смысловое чтение и работа с текстом. - М.: Форум, 2017. - 368 с.
Марина Генцарь-Осипова, Мария Синюкова Пиши, как художник. Как создавать цепляющие инстаграм-тексты. - 4 изд. - М.: ИД Комсомольская правда, 2021. - 320 с.
Н.Я. Галь Слово живое и мертвое: Из опыта переводчика и редактора. - 4 изд. - М.: Книга, 1987. - 272 с.
Ольга Лукинова Цифровой этикет. Как не бесить друг друга в интернете. - М.: ОДРИ, 2020. - 240 с.
Сто текстов о языке. Книга 1. Тотальный диктант. - М.: Городец, 2021. - 272 с.
Уильям Зинсер Как писать хорошо: Классическое руководство по созданию нехудожественных текстов. - 4 изд. - М.: АЛЬПИНА ПАБЛИШЕР, 2013. - 292 с.
Ю. Вольф Школа литературного мастерства: От концепции до публикации: рассказы, романы, статьи, нон-фикшн, сценарии, новые медиа. - М.: Альпина нон-фикшн, 2014. - 384 с.
Литература для обучающихся
Аня Гетьман Мой блог – мой стиль. Как писать классные тексты. Книга-челлендж. – СПб.: 2021. - 176 с.
Дмитрий Кот Инста-грамотные тексты. Пиши с душой – продавай с умом. - СПб: 2021. - 224 с.
Е.С. Романичева, Г.В. Пранцова Современные стратегии чтения. Теория и практика. Смысловое чтение и работа с текстом. - М.: Форум, 2017. - 368 с.
Мария Санакоева Текстофабрика. Как писать тексты для Инстаграма. - М.: Новое Небо, 2021. - 228 с.
Николай Кононов Автор, ножницы, бумага. Как быстро писать впечатляющие тексты. 14 уроков. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2021. - 272 с.
О. Соломатина Писать легко. Как писать тексты, не дожидаясь вдохновения. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. - 144 с.
Ольга Лукинова Цифровой этикет. Как не бесить друг друга в интернете. - М.: ОДРИ, 2020. - 240 с.
Сто текстов о языке. Книга 1. Тотальный диктант. - М.: Городец, 2021. - 272 с.
Литература для родителей
Е.С. Романичева, Г.В. Пранцова Современные стратегии чтения. Теория и практика. Смысловое чтение и работа с текстом. - М.: Форум, 2017. - 368 с.
Ольга Лукинова Цифровой этикет. Как не бесить друг друга в интернете. - М.: ОДРИ, 2020. - 240 с.
Сто текстов о языке. Книга 1. Тотальный диктант. - М.: Городец, 2021. - 272 с.
Умберто Эко Роль читателя. Исследования по семиотике текста. - М.: Corpus, 2016. - 640 с.