Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Школа Лидерства»

2
0
Материал опубликован 2 June 2021

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования

Дворец творчества детей и молодёжи






«Рассмотрено»

На методическом совете

Протокол № 1от 22.09.20



«Принято»

На педагогическом совете Протокол № 1 от 22.09.20



«Утверждено»

Приказ директора

___ от «___»__________2020

__________ И. В. Юн





Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

социально-педагогической направленности

«Школа Лидерства»

Возраст обучающихся: 15-18 лет

Срок реализации: 2 года




Составитель: Новикова Ольга Павловна,

педагог дополнительного образования













г. Комсомольск-на-Амуре,

2020 год

«Надо помочь входящим во взрослую жизнь поколениям обрести собственное

неповторимое лицо».

А. Запесоцкий


«Нет такого человека, который не смог бы

значительно развить свои способности к лидерству,

немного поразмыслив над этим и попрактиковавшись». 

Лорд Слим

Направленность образовательной программы – социально-педагогическая.


Программа рассчитана на обучение подростков в возрасте 15-18 лет.

Пояснительная записка

Перед детьми – широкая и длинная дорога жизни. В ней будет все: успехи и неудачи, победы и поражения, радости и горести, любовь и разочарования – словом, все то, что и составляет полнокровную человеческую судьбу. И, конечно, каждому хочется, чтобы в жизни было больше успешности, побед, любви, хочется прожить жизнь счастливо и ярко.

Это зависит от многих обстоятельств, но главное – от самих ребят, от их желания, старания, способностей, от умения правильно выбрать решения, особенно в переломные моменты жизни. Они должны не просто иметь багаж знаний, а уметь применять его, уметь работать в коллективе.

Способность человека быть лидером во многом зависит от развитости у него организаторских и коммуникативных качеств.

Формирование лидеров в обществе не может быть стихийным процессом. Этот процесс необходимо организовать, учитывая потребность подрастающего поколения в образовательных услугах, а также влияние микросоциума на процессы социализации личности, инициативу и самодеятельность самих детей. Именно в этом и заклю­чается социально-образовательная направленность программы.

Старший школьный возраст - это возраст формирования собственных взглядов и отношений. Именно в этом проявляется самостоятельность старшеклассников.

Основными новообразованиями в личности старшего школьника являются формирование мировоззрения, самостоятельности суждений, повышенные требования к моральному облику человека, формирование адекватной самооценки, стремление к самовоспитанию.

В центре психологического развития старшего школьника стоит профессиональное самоопределение.

Принципиальное отличие позиции старшего школьника в том, что он обращен в будущее и все настоящее выступает для него в свете основной направленности его личности. Выбор дальнейшего жизненного пути, самоопределение, становится тем эмоциональным центром жизненной ситуации, вокруг которого начинают вращаться и вся деятельность, все интересы.

Данная комплексная программа ориентирует подростков на ценности профессионализма, творчества, социальной активности. Программа предполагает создание условий для расширения знаний, нацелена на развитие коммуникативных навыков, навыков «представительства», повышения психологической и эмоцио­нальной устойчивости личности.

Новизна программы «Школа лидерства» состоит в интенсивной практикоориентированной деятельности, организации «Профессиональных проб» и проектной деятельности – эффективных площадок формирования опыта и профессионального самоопределения.

Практическая значимость программы заключается в том, что обучающиеся овладевают опытом проведения различных мероприятий, коллективно-творческих дел, навыком реализации общественно значимых инициатив, работы вместе со сверстниками и взрослыми. В процессе обучения подростки познакомятся с возрастными особенностями младших и средних школьников, научатся выявлять лидеров, развивать организаторские способности свои и других детей, смогут самостоятельно принимать решения, делать качественную оценку своей деятельности, анализировать свои ошибки и находить пути их исправления.

Нормативно-правовая основа программы «Школа лидерства» представлена Конституцией и Законодательством РФ:

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «Об образовании в Российской Федерации».

Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей».

Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».

Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ (ред. от 18.12.2018) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.11.2018 N 52831).

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2014 N 33660

Кроме того, работа объединения организуется с учётом целевых программ, реализуемых министерством образования и науки Хабаровского края и Управлением образования администрации г. Комсомольска-на-Амуре, Уставом и локальными правовыми актами ДТДиМ.

Для реализации программы в практической деятельности используются технологии личностно-ориентрованного обучения, базирующегося на принципах гуманистического направления в психологии и педагогике. Из всего многообразия технологий, претендующих на реализацию личностно-ориентированного подхода, в рамках программы «Школа Лидерства» наиболее эффективными являются следующие:

Обучение в сотрудничестве (cooperative learning), или обучение в малых группах. К данной технологии относят варианты обучения: обучение в команде (Student Team Learning), «Учимся вместе» (Learning Together), исследовательская работа учащихся в группах.

Метод проектов. В рамках программы «Школа Лидерства» используется следующая типология: творческие, ролевые (игровые), ознакомительно-ориентировочные (информационные), практико-ориентированные (прикладные).

«Портфель ученика». Подразумевается инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда ученика, рефлексии его собственной деятельности.

Технология коллективной творческой деятельности.

Технология работы с информацией.

Также, для успешного решения основных задач программы используются современные образовательные технологии, техники и приемы, в том числе интерактивные:

- информационно-коммуникационные технологии;

- технология игротерапии;

- сказочная имидж-терапия;

- техника «Фототерапия»;

- арт-терапия;

- прием синемалогики;

- шоу-технологии;

- технология дебатов и дискуссий;

- техника коллажа;

- технологии РКМ;

- метод Дельфи;

- метод «мозгового штурма»;

- метод кейсов;

- технология ПОПС-формулы;

- образовательная технология НооГен;

- эвристическое обучение.

Цель программы:

- создание благоприятных условий для выявления, развития и поддержки лидерских качеств детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности.

Предметные задачи:

Приобретение навыков лидерского поведения через индивидуальную и коллективную деятельность.

Обучение подростков умениям и навыкам организаторской деятельности, самоорганизации, формированию ответственности за себя и других.

Развитие умений и навыков по подготовке и проведению коллективно-творческих дел.

Формирование способностей к принятию решений и готовности брать на себя инициативу и ответственность.

Формирование способности к рефлексии, самооценке.

Метапредметные задачи:

Развитие творческих и организаторских способностей учащихся.

Развитие навыков работы в группе, в команде.

Развитие умений ориентироваться в мире взрослых, занимать активную жизненную позицию, преодолевать трудности адаптации в современном обществе.

Развитие эмоциональной устойчивости в сложных жизненных ситуациях.

Личностные задачи:

Воспитание умения действовать в интересах совершенствования своей личности.

Воспитание интереса к самому себе, формирование культуры самопознания, саморазвития и самовоспитания.

Формирование ценностных основ нравственности, поведенческих норм в условиях уважения к правам и свободам человека.





2. Организационно-педагогические условия реализации программы

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы – 15-18 лет, то есть дети, обучающиеся во 8-11 классе. Продолжительность образовательного процесса – 2 года. Режим работы:

Групповые занятия – 2 часа в неделю.

Проектная деятельность в подгруппах (очно, заочно, дистанционно) – 2 часа в неделю.

Индивидуальная, консультационная работа – 1 час в неделю.

Структура «Школы Лидерства» - группа от 10 до 15 человек.

Программа «Школа лидерства» входит в перечень программ, реализуемых в работе педагогического класса «Школа будущего педагога» в рамках реализации проекта «Педагогический класс как площадка эффективного сетевого наставничества» «Краевого инновационного комплекса».

Формы организации учебной деятельности:

Для достижения поставленных задач предусматривается отбор основных методов и приёмов совместной деятельности педагога и обучающихся, соответствующих возрастным особенностям и потребностям последних. В соответствии с целями и задачами, определёнными нами в качестве ключевых, в основе всех методов и приёмов лежат следующие формы организации деятельности:

Беседы.

Тренинги.

КТД.

Мини-конкурсы, игры-соревнования.

Проектная деятельность.

Упражнения коммуникативного, психодиагностического, коррекционного и развивающего характера.

Составление синквейнов.

Работа с притчами.

Дискуссии.

Учебная игра.

Конференция.

Прием «Открытая кафедра».

Презентации индивидуальных и групповых работ.

Общественные практики: интервью, комментарии, митинги.

Прием «Тематический стол».

Занятия, основанные на межпредметных связях.


Оборудование и методическое обеспечение программы:

Кабинет для занятий или любое другое просторное помещение.

Мебель: индивидуальная парта со стулом.

Мультимедийные средства (компьютер, проектор, экран).

Диски с записями фильмов, фрагментов для анализа ситуаций учащимися.

Старые газеты, журналы.

Фломастеры, краски, карандаши.

Диагностические материалы.

Памятки и инструкции для обучающихся.

Методические рекомендации по ведению портфолио.

Примерные варианты занятий с обучающимися.

Мультимедийные презентации.

Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:

Создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях.

Проведение психологического тестирования с целью выявления направленности личности.

Побуждение творческого воображения учащихся к практической и творческой деятельности.

Применение индивидуальных групповых и массовых форм обучения.

Кадровое обеспечение программы:

Для реализации дополнительной общеразвивающей программы «Школа Лидерства» требуется педагог дополнительного образования, имеющий высшее педагогическое или культурологическое образование.

Принципы программы:

Необходимым условием эффективности занятий станет принцип активной личной вовлеченности обучаемых в учебный процесс. Личная активность возможна, прежде всего, на основе принятия ими целей обучения, т.е. при личной мотивации.

При обучении делается опора на принцип мотивированности и принцип проблемности, т.е. занятия превращаются в решение ряда проблем, постепенно усложняющихся, стимулирование тенденции к личностному росту.

Проблемное содержание занятий опирается на принцип развивающего обучения. Это означает, что каждый раздел программы должен ставить перед обучаемыми все более сложные содержательные, коммуникативные и деятельностные задачи.

Поскольку программа направлена на обучение детей среднего и старшего школьного возраста, то необходимо отметить следующие принципы организации обучения:

Принцип гуманизации и демократизации педагогических отношений. Личностные отношения являются важнейшим фактором, определяющим результаты учебно-воспитательного процесса и включающим в себя любовь к детям, заинтересованность в их судьбе; оптимистическую веру в ребенка, сотрудничество, мастерство общения.

Принцип интенсивного восприятия предполагает максимальное использование различных сенсорных каналов и разнообразных их сочетаний. Такое многоканальное восприятие дает возможность лучше узнать себя самого, что с одной стороны порождает массу вопросов, а с другой, позволяет найти способы решения ранее выявленных проблем, открывая тем самым путь к собственному развитию.

Принцип открытого общения. Педагог сообщает учащимся о чувствах, мыслях, ощущениях, которые вызывает у него тот или иной процесс или явление. Такая открытость способствует формированию доверительных отношений, располагает к высказыванию собственных чувств, позволяет вовлечь ребят в дискуссию, помогает созданию ситуации успеха.

Принцип природосообразности – необходимо учитывать природные задатки ребенка, и, опираясь на них, создавать максимально благоприятные условия для выявления способностей.

Принцип психологической комфортности, предполагающий охрану и укрепление психологического здоровья ребенка.

Формы контроля и  методы  оценки знаний обучащихся:

Каждую тему программы завершают практические упражнения, игры, тренинги, включающие изученный теоретический  материал, но позволяющие  оценить умения применять знания на практических упражнениях и заданиях. Итоговым мероприятием по каждому блоку является коллективное творческое дело.

Планируемые результаты обучения:

Предметные результаты:

Учащиеся будут иметь опыт социального проектирования.

Опыт организаторской работы.

Опыт игровой деятельности.

Опыт публичного выступления.

Знание понятий «лидер», «характер», «темперамент», основные качества лидера.

Метапредметные результаты:

Учащиеся будут уметь самостоятельно формулировать познавательную цель учения.

Самостоятельно планировать пути достижения поставленных целей.

Применять методы поиска информации.

Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения задач.

Создавать алгоритмы деятельности.

Осуществлять контроль своей деятельности.

Анализировать, сравнивать результаты своей деятельности.

Корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Владеть основами самоконтроля и самооценки.

Иметь опыт индивидуальной работы и работы в команде.

Уметь осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей, потребностей, планирования и регуляции своей деятельности.

Владеть устной и письменной, монологической контекстной речью.

Владеть ИКТ-технологиями.

Личностные результаты:

У учащихся будет формироваться адекватная возрасту самооценка.

Рефлексивная деятельность.

Учащиеся будут уметь делать нравственный выбор.

Давать нравственную оценку событиям.

У учащихся будет сформирована активная жизненная позиция.

Учебный план программы «Школа Лидерства» 1 год обучения

Раздел

Содержание

Количество часов

Формы контроля

Теория

Практика

Всего

«Я-концепция»

Качества лидера. Лидерские уроки.

16

4

20

Анкетирование. Контрольные упражнения. Диагностические процедуры. Педагогическое наблюдение.

«Синергия знаний»

Актуализация знаний возрастных и психо-физических особенностей детей, этапов становления коллектива, форм внеурочной деятельности и т. д.

16

4

20

Контрольные упражнения. Тестирование.

«Event-марафон»

Формирование организационных и лидерских качеств; формирование банка идей деятельности, опыта работы в команде.

20

6

26

Контрольные упражнения. Диагностические процедуры. Педагогическое наблюдение.

«Открытая кафедра»

Навыки работы в команде и индивидуально, публичные выступления, работа над стрессоустойчивостью, эмоциональной стабильностью.

14

4

18

Контрольные упражнения. Диагностические процедуры. Педагогическое наблюдение.

«Профессиональные пробы»

Профессиональные практики в рамках осенних, зимних, весенних каникул.

---

24

24

Контрольные упражнения. Диагностические процедуры. Педагогическое наблюдение.





108


Содержание разделов первого года обучения:

Раздел «Я-концепция»

Раздел представлен блоками «Теоретико-практические занятия» (16 часов), «СтартПроект» (4 часа), «Профессиональные пробы» (6 часов). Раздел посвящен изучению проблем лидерства, основам эффективного лидерства и управления, личности лидера, его позиции в команде, обучению лидерству и способам управления конфликтами.

Раздел «Синергия знаний»

Блоки раздела «Теоретико-практические занятия» - 16 часов, «СтартПроект» - 4 часа, «Профессиональные пробы» - 6 часов. В рамках данного раздела обучающиеся знакомятся с психофизическими возрастными особенностями детей и подростков, многообразием форм работы с детьми, способам решения педагогических ситуаций и задач, направлениями внеурочной деятельности, системой дополнительного образования в России и за рубежом, учатся разрабатывать внеурочные занятия.

Раздел «Event-марафон»

«Теоретико-практические занятия» - 20 часов, «СтартПроект» - 6 часов, «Профессиональные пробы» - 8 часов.

Раздел «Event-марафон» предполагает знакомство и изучение систем самоуправления в образовательных организациях, организаторских техник, основ актерского мастерства, приемов написания сценариев, проектированию и оформлению мероприятий. Кроме того, обучающиеся познакомятся с основами журналистской деятельности, работой в социальных сетях и проблемами блоггерства, способами поиска социальных партнеров и спонсоров.

Раздел «Открытая кафедра»

«Теоретико-практические занятия» - 14 часов, «СтартПроект» - 4 часа, «Профессиональные пробы» - 4 часа.

Раздел «Открытая кафедра» ставит своей целью обучить приемам и особенностям командообразования, умению работать в команде, выступать на публике и готовить спикеров и докладчиков, работать над стрессоустойчивостью и эмоциональной стабильностью.

Раздел «Профессиональные пробы»

Представлен практическими занятиями в количестве 24 часов, в рамках организации каникулярных школ, направлен на отработку полученных навыков, формированию нового опыта.

Учебный план программы «Школа Лидерства» 2 год обучения

Раздел

Содержание

Количество часов

Формы контроля

Теория

Практика

Всего

«Синектика: развитие творческого коллектива»

Развитие творческого мышления и творчества, как способности личности, таланта; сплочение коллектива.

8

14

22

Контрольные упражнения. Диагностические процедуры. Педагогическое наблюдение.

«IT-Техник»

Работа с компьютером и программным обеспечением, использование современных компьютерных и мобильных приложений (фоторедакторов, музыкальных и видео-приложений)

8

16

24

Контрольные упражнения. Тестирование. Аналитическая деятельность.

«Формула успеха»

КТД (организуемые для одноклассников, параллели, младших классов).

10

18

28

Контрольные упражнения. Диагностические процедуры. Педагогическое наблюдение. Обсуждение результатов деятельности с педагогами, классными руководителями, родителями.

«Профессиональные пробы»

Профессиональные практики в рамках осенних, зимних, весенних каникул.

---

34

34

Контрольные упражнения. Диагностические процедуры. Педагогическое наблюдение.





108



Содержание разделов второго года обучения:

Раздел «Синектика: развитие творческого коллектива»

«Теоретико-практические занятия» - 8 часов, «СтартПроект» - 14 часов, «Профессиональные пробы» - 8 часов. Раздел предусматривает работу по развитию творческого мышления и личности, талантов и способностей; обучение приемам сплочения коллектива, формирования эффективного вектора деятельности любой команды.

Раздел «IT-техник»

«Теоретико-практические занятия» - 8 часов, «СтартПроект» - 16 часа, «Профессиональные пробы» - 8 часов. Раздел представлен темами по изучению программного обеспечения, компьютерных и мобильных приложений, работы в приложениях Skype, Zoom, Messenger Rooms, Google Meet, веб-конструированию, основам работы с текстовыми, музыкальными, фото- и видеоредакторами.

Раздел «Формула успеха»

«Теоретико-практические занятия» - 10 часов, «СтартПроект» - 18 часов, «Профессиональные пробы» - 10 часов. Раздел представляет собой интенсивную работу по проектированию и разработке мероприятий, событий для обучающихся младших классов и параллели.

Раздел «Профессиональные пробы»

Представлен практическими занятиями в количестве 34 часов, в рамках организации каникулярных школ, направлен на отработку полученных навыков, формированию нового опыта.

Рекомендуемая литература:

Блага Карел, Шебек Михаэл. Я твой ученик, ты – мой учитель. – М.: Просвещение, 1991.

Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – Спб. : 2009. – 398 с.

Бодалев А.А. Личность и общение. – М., 1983.

Вотинова, Е. Г. Методика воспитания школьников и воспитательной деятельности педагога: учебное пособие / Е. Г. Вотинова, Н. А. Ложникова; ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2008. – 228 с.

Грецов А. Тренинги развития с подростками: творчество, общение, самопознание. – СПб.: Питер, 2011.

Дедушка А. И. Психологическая работа с подростковыми группами. Создание дружного коллектива. – СПб.: Речь, 2010. – 256 с

Дедушка А. И. Как научить детей дружбе? Психологическая работа с подростками. – СПб.: Речь, 2010. – 235 с

Джон С. Максвелл, Джим Дорнан. Как стать человеком влияния.

Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. Как перестать беспокоиться и начать жить. Перев. с англ. – М., 1990.

Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. – М., 1984.

Кон И.С. Открытие «я». – М., 1978.

Ричард Б. Брук. Скорость 2М, от которой волосы встают дыбом. Перев. с англ. К.Бухарева. – Минск, ПКП «Эрбиния», 1999.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т.2. – М.: Педагогика, 1989.

Сухомлинский В.А. О воспитании. – М.: Политиздат, 1982.

Шефер Б. Законы победителей. Перев. с нем. С.Э. Борич. – Мн.: Попурри, 2006.

Литература для обучающихся и их родителей:


Лутошкин H. Как вести за собой. – М.: «Просвещение», 1981.

Грецов А. Г. Лучшие упражнения для развития уверенности в себе. – СПб, 2012 г.

Грецов А. Г. Лучшие упражнения для сплочения команды. – СПб, 2012 г.

Грецов А. Г., Попова Е. Г. Раскрой свои способности. – СПб, 2004 г.

Грецов А. Г., Попова Е. Г. Узнай себя. – СПб, 2004 г.







13


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации