12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Широбокова Лариса Владимировна46
0

Работа учителей иностранного языка с детьми с высокой познавательной мотивацией.

Работа учителей иностранного языка с детьми с высокой познавательной мотивацией.

Школа испытывает особые потребности в учебниках и программах, в которых учитывались бы индивидуальные запросы и интересы одаренных и мотивированных на изучение иностранных языков детей. В программах не закладываются альтернативные пути продвижения талантливого ребенка за пределы курса. Поэтому, особое значение здесь имеет работа учителя «за пределами учебника».

Статистика гласит, что 10% детей одарены от природы, а 80% обладают определёнными способностями, которые могут раскрыться в определённых ситуациях, при определённых методах работы педагога.

Основной упор в методике преподавания делается на развитие умений общаться, на формирование коммуникативной компетенции. Уже в самом методе коммуникативного обучения заложены возможности не только обучению иностранному языку, но и для всестороннего развития личности. Этот метод ориентируется на личность школьника, позволяет учитывать сущность языка как главнейшее орудие мышления и деятельности человека, как средство становления личности, и, что не менее важно, позволяет теснее связывать учебный процесс с жизненными запросами и ориентациями учащихся.

Каждый ученик является личностью, обладает неповторимыми индивидуальными особенностями и способностью изучать иностранный язык. Следовательно, учителю необходимо так организовать деятельность учащихся, чтобы способный, одаренный ученик развивал не только способности, но и свою эрудицию, память, ум, речевую культуру, трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, которые являются непременными спутниками создания ситуации успеха у учащихся.

Приоритетной целью обучения одарённых детей является создание условий для развития личности, поэтому нельзя забывать и о широкой общеобразовательной подготовке, которая обуславливает целостность миропонимания ребенком.

Эта цель может быть реализована в обучении иностранному языку, так как методика коммуникативного образования предполагает использование знаний из разных областей. Все учебные занятия, любой урок направлены на реализацию этих целей.

Реализация этих целей происходит на учебных занятиях, и, конечно, очень важно говорить о содержании образования, которое должно соответствовать поставленным целям. Здесь можно говорить о четырех основных подходах в работе с одаренными детьми: ускорение, углубление, обогащение, проблематизация. Все эти подходы можно реализовывать в той или иной степени на уроках.

В процессе обучения одаренных детей значимым является поиск наиболее эффективных форм занятий. Классно-урочная форма организации учебной деятельности может, как содействовать, так и препятствовать развитию интеллектуально-творческих способностей ребенка. Основными путями работы с одаренными детьми в этих условиях являются дифференциация и индивидуализация.

Учителя иностранного языка нашей школы на своих уроках в работе с разными детьми используют разноуровневые задания, индивидуальные формы работы, направленные на повышение мотивации к изучению иностранных языков. В обучении английскому работа с одаренными детьми – это, прежде всего, акцент на лексико-грамматический аспект языка – в плане подготовки к олимпиадам, подготовке к прохождению итоговой аттестации в форме ЕГЭ, ОГЭ. Часто приходится пересматривать и тематическое, и поурочное планирование, создавать картотеку заданий повышенной сложности. Способные, а тем более одаренные дети быстро схватывают объяснения учителя, легко овладевают материалом, коммуникативными умениями. Их не устраивает темп продвижения, сложности и оригинальности заданий, отвечающих особенностям их познавательной деятельности. Говоря о работе на уроке, то если не занимать таких одаренных детей специальными заданиями – заданиями повышенной сложности, проблемными, творческими, то ребенка можно потерять как ученика.

Учителя иностранного языка нашей школы уделяют большое внимание работе с детьми с высокой познавательной мотивацией. Успешность работы с одаренными детьми зависит от умения учителя дифференцированно подойти к каждому и помочь в их продвижении в интеллектуальном развитии. Широкое применение на уроках нашли информационные технологии: электронные презентации, которые готовит не только учитель, но и учащиеся, используя Интернет-ресурсы. Для учеников с высокой познавательной мотивацией используем дополнительный материал из зарубежных учебных пособий и сайтов.

Вырастет ли из ребёнка с признаками одарённости талантливая личность, зависит от множества причин. Немаловажную роль в этом играет реакция взрослых, умение учителя создать максимально благоприятные условия для всестороннего развития ребёнка, стимулировать творческую деятельность одарённых детей, что мы и пытаемся делать на своих уроках.

Главной целью для нас на сегодняшний день в процессе выявления одаренных детей и работы с ними является развитие творческих способностей обучающихся. В этом нам помогают следующие виды деятельности:

1.Привлечение обучающихся к проектной и исследовательской работе.

С большим интересом одаренные дети участвуют в самой разной исследовательской работе. Во время подготовки своих исследований ребята работают с аутентичными источниками, осваивают способы научной деятельности: наблюдение, обработка полученных данных, подведение итогов, подготовка тезисов и выступлений. Все это делает процесс обучения интересным; расширяет познания за пределы темы; придаёт учебному процессу динамичность и привлекательность. Учащиеся становятся творческими исследователями, получают удовлетворение от работы.

Особыми успехами мы здесь не выделяемся, но ежегодное участие наших учащихся в конкурсах исследовательской направленности наблюдается.

2. Использование ролевых игр, которые активизируют творческий процесс на уроке, включают элементы драматизации, дают возможность организовать дискуссию, живой обмен мнениями, предполагают неформальное общение, приветствуется выполнение «сильным» учеником роли учителя и помощника более слабому.

3. Использование творческих заданий на уроке и вне урока, например: придумать загадку,

составить чайнворд, кроссворд, ребус, конкурсы сочинений, конкурсы переводчиков, составить викторину по заданной теме, выполнение индивидуального домашнего задания.

4.Проведение нестандартных и метапредметных уроков : урок – турнир, урок –КВН, урок – праздник, конкурс «Эрудит», урок – экскурсия.

5. Внеклассная работа по предмету : предметные недели, олимпиады, праздники по изучению английских традиций, марафоны знаний.

Мероприятия всегда разные по форме и содержанию, но вывод можно сделать один: развивается творческая активность учащихся, повышается мотивация, а в итоге это дает хорошую возможность развивать мотивацию учащихся.

6.Самообразование и повышение методической компетентности учителей иностранного языка по данной теме. Совместная работа учителей по данному направлению.

Личность учителя является ведущим фактором любого обучения. Не является исключением и ситуация с учителем для одаренных детей. Поскольку любой хороший учитель должен быть образцом педагогической добродетелей то учитель, работающий с высоко интеллектуальными детьми, в глазах учеников и родителей превращается в образец образцов. Если же говорить о факторах, которые наиболее значимы для успешности работы учителя, то таковым является глобальная личностная характеристика системы взглядов и убеждений, в которой большой вес имеют представления о самом себе, других людях, а также о целях и задачах своей работы. Именно эти составляющие постоянно проявляются в межличностном общении. Межличностное общение, способствующее оптимальному развитию детей с выдающимся интеллектом, должно носить характер помощи, поддержки, недирективности.

Неизбежно возникает вопрос «Существует ли такой учитель «образец образцов» в природе и можно ли такие качества умения развить».

Учителям можно помочь развить указанные личностные и профессионально-личностные качества, по меньшей мере, тремя путями с помощью тренингов в достижении понимания самих себя и других; предоставлением знаний о процессах обучения развития и особенностях разных видов одаренностей; тренировкой умений, необходимых для того, чтобы обучать эффективно и создавать индивидуальные программы.

В заключение, необходимо напомнить, что работа педагога с одаренными детьми - это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей и воспитателей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями родителями одаренных детей.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.