Урок биологии «Многообразие и происхождение культурных растений. Дары Старого и Нового Света. Культурные растения РК», 6 класс
Муниципальное автономное общеобразовательное
учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 35
с углубленным изучением отдельных предметов»
(МАОУ «СОШ № 35»)
«Öткымын предмет пыдiсянь велöдан 35 №-a
шöр школа» муниципальнöй асъюралана велöдан учреждение
(«35 – а ШШ МАВУ»)
Конспект урока по теме
«Многообразие и происхождение культурных растений.
Дары Старого и Нового Света.
Культурные растения РК»
6 класс
Выполнила учитель:
Тырышкина Дарья Павловна,
учитель биологии
Сыктывкар, 2017
Цель урока:
Познакомит учащихся с происхождением и использованием некоторых культурных растений, расширения знаний учащихся о представителях покрытосеменных растений, о значении даров Старого и Нового Света для человечества РК
Планируемые результаты:
Предметные:
получить представление о многообразии культурных растений;
овладеть информацией о центрах происхождения культурных растений;
ознакомиться с трудами Н.И. Вавилова и определить их значение.
Метапредметные:
продолжить работу по формированию умений видеть проблему, ставить вопросы, давать определения понятиям, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи, сотрудничать для достижения общих результатов.
Личностные:
сформировать понимание значение культурных растений, их роль для жизнедеятельности человека
Формирование УУД:
Познавательные УУД
Сформировать умение осуществлять поиск информации с использованием ресурсов учебника
Коммуникативные УУД
Сформировать умение аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
Сформировать умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
Сформировать умение адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;
Сформировать умение осознанно строить речевое высказывание в устной речи
Регулятивные УУД
Сформировать умение в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
Сформировать умение преобразовывать практическую задачу в познавательную;
Сформировать умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Личностные УУД
Способствовать формированию устойчивой учебно-познавательной мотивации учения и учебно-познавательного интереса.
Тип урока: открытие новых знаний
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах
Оборудование:
компьютер,
мультимедийный проектор
печатная таблица «Центры происхождения растений»,
портрет Н.И. Вавилова,
карточки с заданиями, раздаточный материал
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Стадия вызова |
- Мотивирование учащихся и пробуждение у учащихся интереса к получению новых знаний |
- Прослушивание аудиозаписи Юлиан Тувим «Овощи» - Ответы на вопросы: О чём текст, который вы прослушали? О каких овощах говорится в тексте? - Определение темы урока - Постановка цели (план) |
Стадия осмысления |
- Организация работы в парах и индивидуальной работы; - Разъяснение методики выполнения заданий |
- Индивидуальная работа по карточкам; - Работа в парах по карточкам; - работа с текстом учебником индивидуальная; - Сообщения учащихся |
Стадия рефлексии |
- Подведение итогов урока - Сообщение домашнего задания, инструктаж по его выполнению |
- Применение полученных знаний на практике; - Подведение итогов |
Ход урока:
I. Стадия вызова
«Овощи» звучит текст (музыка)
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свёклу.
Ох! ..
Вот овощи спор завели на столе
Кто лучше, вкусней и нужней на земле:
Картошка?
Капуста?
Морковка?
Горох?
Петрушка иль свёкла?
Ох!..
Хозяйка тем временем ножик взяла.
И ножиком этим крошить начала:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свёклу.
Ох!..
Накрытые крышкой, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка,
Капуста,
Морковка,
Горох,
Петрушка и свёкла.
Ох!..
И суп овощной оказался неплох!
Учитель:
Какие овощи перечислены в тексте прослушанной вами песни?
А как давно хозяйки стали готовить блюда из овощей?
Питались ли наши предки (первобытные люди) свеклой и картофелем? (да)
А как вы думаете, они, были ли они похожи внешне на нынешние? (нет)
Почему? (потому что в наши дни за овощами ухаживает человек, раньше были распространены дикие формы)
А вы знаете, откуда родом картофель? (Ответы учеников).
Молодцы, ребята.
Как вы думаете, о чём пойдет речь на сегодняшнем уроке? (культурные растения)
Итак, тема урока «Культурные растения»
Попробуйем сформулировать цель нашего урока. (Ученики формулируют цель урока). На столе у вас есть карточки-таблички (Приложение №2). Запишите, что вы уже знаете по теме, а что узнаете сегодня. (Дети записывают).
Что такое культурные растения? (Культурные растения — растения, выращиваемые человеком для получения пищевых продуктов, кормов в сельском хозяйстве, лекарств, промышленного и иного сырья и других целей).
Предки культурных растений
Родина культурных растений
Значение культурных растений
Знал |
Хочу узнать (цель) |
Отметка за урок |
Учитель: Начнём с первого вопроса, что такое культурные растения? Откроем словари (учебники) и найдем определение запишем в тетрадь. (Смена деятельности учащихся)
Учитель: Как вы уже говорили, культурные растения произошли от диких форм. Значит, предками и были дикие формы. И такие растения называются – дикорастущими. Выпишем определение в тетради.
Учитель: Каждое растение имеет свою историческую родину – центр происхождения.
Выдающийся ученый Н.И. Вавиловым (показывают портрет) открыл центры происхождения растений. Большинство центров совпадает с древними очагами земледелия, чаще всего это не равнинные, а горные районы. Он побывал в многочисленных экспедициях по нашей стране и за рубежом. Во время экспедиций он изучил около 1600 видов культурных растений.
II. Стадия осмысления.
Учитель: Задание: на карточках №1 «Центры происхождения растений» Вспомним знания по географии и подпишем названия центров происхождения растений. (Смена деятельности учащихся, межпредметная связь с географией)
Карточка №1
(Ученики проверяют правильность своего ответа по образцу, демонстрируемой на экране)
Изучение нового материала
Учитель: Давайте обратим внимание на таблицу и ответим на вопрос на каких материках растений больше? (Евразия, Африка) Эти растение изучены были раньше – это дары Старого Света. А материки Северная и Южная Америка – дары Нового Света.
Учитель: Послушаем сообщения учеников о тех культурах, которые хозяйка принесла с базара. (Темы сообщений даны учащимся на предыдущем уроке) (Смена деятельности учащихся)
1 ученик - сообщение о свёкле
2 ученик - сообщение о картофеле
3 ученик - сообщение о капусте
4 ученик - сообщение о петрушке
5 ученик - сообщение о томате
Остальные ребята слушают сообщения и заполняют таблицу в тетради
Дары Нового Света |
Дары Старого Света |
Картофель, Томат |
Свёкла, Капуста, Петрушка |
Учитель: Но нам известно, происхождение и других ценных культур.
Учитель предлагает учащимся дополнить таблицу, работая в группах, пользуясь тестом учебника
Дары Нового Света |
Дары Старого Света |
Картофель (Плоскогорья Перу, Боливии) Томат (Южная и Центральная Америка) Перец Кукуруза Тыква Фасоль Какао |
Капуста (Побережье Средиземного моря) Свекла Морковь Лук Пшеница Овес Чеснок Горох |
Учитель. А теперь, ребята, проверим, внимательно ли вы слушали своих товарищей. Внимание на экран. (На партах также имеются карточки с заданиями (Приложение №3). Ученики записывают ответы на листочках)- (Смена деятельности учащихся)
1) Утолщённый главный корень свёклы, в котором накапливаются питательные вещества, называется:
а) корневище;
б) клубень;
в) корнеплод.
2) Дикая «родственница» свёклы встречается:
а) в Южной Америке;
б) на побережье Средиземного моря;
в) в пустынях Средней Азии.
3) Кочанная капуста –
а) однолетнее растение;
б) двулетнее растение;
в) многолетнее растение.
4) Капуста огородная относится к семейству:
а) маревые;
б) сложноцветные;
в) крестоцветные.
5) Кто из русских царей привез картофель в Россию?
а) Иван Грозный;
б) Петр Первый;
в) Александр II.
Учитель. Проводим разминку (см. Презентация)
Учитель. Следующее задание: на карточках вы видите несколько утверждений о картофеле, перце и томатах. Вам нужно определить, какие из них являются верными, а какие – нет
1) Клубень картофеля – это подземный побег со стеблевым утолщением, развивающийся из верхушечной почки длинного столона.
2) В клубнях картофеля запасается большое количество жиров.
3) Родина картофеля – побережье Средиземного моря, при раскопках там находят сосуды в форме клубней этого растения.
4) Название помидора произошло от испанского слова pomod’oro – «золотое яблоко».
5) В России начали выращивать перец только с начала XIX века.
Ребята проверяют себя и выставляют отметки на карточках - табличках (Правильные ответы и критерии оценивания на экране
IV. Закрепление изученного материала
Учитель: Итак, мы узнали о происхождении растений и истории их возделывания растений.
Осталось только выполнить последнее задание: Соотнесите культурные растения и места их происхождения
А. Побережье Средиземного моря, а также берега Атлантического океана, от Испании до Норвегии.
Б. Многие районы Азии, Северной Африки и Европы, включая Россию.
В. Побережье Средиземного моря.
Г. Берега Чили и горы Перу.
Картофель
Капуста
Морковь
Свёкла
Картофель Учитель: Проверяем ответы друг у друга, затем сверяем правильность ответов с таблицей на экране
А |
Б |
В |
Г |
3 |
1 |
2 |
4 |
III. Стадия рефлексии
Учитель: Какое значение для человечества имело открытие Колумбом Нового Света? (Дети отвечают). Правильно! Старый и Новый Свет дали человеку много различных ценных растений для питания, лечения, украшения жилищ, изготовления одежды, красителей и т.д.
Учитель: Достигли ли мы поставленной в начале урока цели? (Обращаю внимание учеников на карточки-таблички (Приложение №2, графа «Хочу узнать»). Что вы сегодня узнали нового на уроке? (Ученики отвечают по-очереди по одному предложению).
Учитель: В заключение урока оцените результаты своей деятельности на уроке по критериям которые мы обычно с вами используем и запишите оценку на карточке. (карточки-таблички собрать в конце урока).
Критерии оценивания:
умение распределить работу в парах;
умение выслушать друг друга;
согласованность действий;
правильность и полнота выступлений.
активность
Домашнее задание. Выполните задание на выбор:
* § 49, ответить на вопросы на стр. 186-187 + составить кроссворд;
* § 49, ответить на вопросы на стр. 186-187+ найти загадки о культурных растениях Старого Света и (или) Нового Света.
* § 49, ответить на вопросы на стр. 186-187 + пословицы и поговорки
Рефлексия.
Учитель: В уголке листочка нарисуйте смайлик, отражающий ваше настроение на этом уроке.
Учитель: Благодарю за урок!
Список использованной литературы:
1)Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология: Растения. Бактерии. Грибы.
2) Верзилин Н. Растения в жизни человека. – Л.: Государственное Издательство Детской 3) Литературы Министерства Просвещения РСФСР, 1952. – 164 с.
4) Энциклопедия для детей. Т.2. Биология/Глав. ред. М.Д. Аксёнова. – М.: Аванта+, 2002. – 704 с.
5) Энциклопедического словаря юного натуралиста. Сост. - А.Г. Рогожкин, М., Педагогика, 1981 г.