12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Тырышкина Дарья Павловна76
Россия, Коми респ., Сыктывкар
Материал размещён в группе «Биологи и экологи»
2

Урок «Многообразие и происхождение культурных растений. Дары Старого и Нового Света. Культурные растения РК», 6 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное

учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 35

с углубленным изучением отдельных предметов»

(МАОУ «СОШ № 35»)

«Öткымын предмет пыдiсянь велöдан 35 №-a

шöр школа» муниципальнöй асъюралана велöдан учреждение

(«35 – а ШШ МАВУ»)


 

Конспект урока по теме

«Многообразие и происхождение культурных растений.

Дары Старого и Нового Света.

Культурные растения РК»

6 класс

Выполнила учитель:

Тырышкина Дарья Павловна,

учитель биологии

Сыктывкар, 2017


 

Цель урока:

Познакомит учащихся с происхождением и использованием некоторых культурных растений, расширения знаний учащихся о представителях покрытосеменных растений, о значении даров Старого и Нового Света для человечества РК

Планируемые результаты:

Предметные:

получить представление о многообразии культурных растений;

овладеть информацией о центрах происхождения культурных растений;

ознакомиться с трудами Н.И. Вавилова и определить их значение.

Метапредметные:

продолжить работу по формированию умений видеть проблему, ставить вопросы, давать определения понятиям, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи, сотрудничать для достижения общих результатов.

Личностные:

сформировать понимание значение культурных растений, их роль для жизнедеятельности человека

Формирование УУД:

Познавательные УУД

Сформировать умение осуществлять поиск информации с использованием ресурсов учебника

Коммуникативные УУД

Сформировать умение аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

Сформировать умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

Сформировать умение адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;

Сформировать умение осознанно строить речевое высказывание в устной речи

Регулятивные УУД

Сформировать умение в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

Сформировать умение преобразовывать практическую задачу в познавательную;

Сформировать умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Личностные УУД

Способствовать формированию устойчивой учебно-познавательной мотивации учения и учебно-познавательного интереса.

Тип урока: открытие новых знаний

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах

Оборудование:

компьютер,

мультимедийный проектор

печатная таблица «Центры происхождения растений»,

портрет Н.И. Вавилова,

карточки с заданиями, раздаточный материал


 


 


 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Стадия вызова

- Мотивирование учащихся и пробуждение у учащихся интереса к получению новых знаний

- Прослушивание аудиозаписи Юлиан Тувим «Овощи»

- Ответы на вопросы: О чём текст, который вы прослушали? О каких овощах говорится в тексте?

- Определение темы урока

- Постановка цели (план)

Стадия осмысления

- Организация работы в парах и индивидуальной работы;

- Разъяснение методики выполнения заданий

- Индивидуальная работа по карточкам;

- Работа в парах по карточкам;

- работа с текстом учебником индивидуальная;

- Сообщения учащихся

Стадия рефлексии

- Подведение итогов урока

- Сообщение домашнего задания, инструктаж по его выполнению

- Применение полученных знаний на практике;

- Подведение итогов


 

Ход урока:

I. Стадия вызова

«Овощи» звучит текст (музыка)

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку,

Капусту,

Морковку,

Горох,

Петрушку и свёклу.

Ох! ..

Вот овощи спор завели на столе

Кто лучше, вкусней и нужней на земле:

Картошка?

Капуста?

Морковка?

Горох?

Петрушка иль свёкла?

Ох!..

Хозяйка тем временем ножик взяла.

И ножиком этим крошить начала:

Картошку,

Капусту,

Морковку,

Горох,

Петрушку и свёклу.

Ох!..

Накрытые крышкой, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке:

Картошка,

Капуста,

Морковка,

Горох,

Петрушка и свёкла.

Ох!..

И суп овощной оказался неплох!


 

Учитель:

Какие овощи перечислены в тексте прослушанной вами песни?

А как давно хозяйки стали готовить блюда из овощей?

Питались ли наши предки (первобытные люди) свеклой и картофелем? (да)

А как вы думаете, они, были ли они похожи внешне на нынешние? (нет)

Почему? (потому что в наши дни за овощами ухаживает человек, раньше были распространены дикие формы)

А вы знаете, откуда родом картофель? (Ответы учеников).

Молодцы, ребята.

Как вы думаете, о чём пойдет речь на сегодняшнем уроке? (культурные растения)

Итак, тема урока «Культурные растения»

Попробуйем сформулировать цель нашего урока. (Ученики формулируют цель урока). На столе у вас есть карточки-таблички (Приложение №2). Запишите, что вы уже знаете по теме, а что узнаете сегодня. (Дети записывают).

Что такое культурные растения? (Культурные растения — растения, выращиваемые человеком для получения пищевых продуктов, кормов в сельском хозяйстве, лекарств, промышленного и иного сырья и других целей).

Предки культурных растений

Родина культурных растений

Значение культурных растений


 

Знал

Хочу узнать (цель)

Отметка за урок

     


 

Учитель: Начнём с первого вопроса, что такое культурные растения? Откроем словари (учебники) и найдем определение запишем в тетрадь. (Смена деятельности учащихся)

Учитель: Как вы уже говорили, культурные растения произошли от диких форм. Значит, предками и были дикие формы. И такие растения называются – дикорастущими. Выпишем определение в тетради.

Учитель: Каждое растение имеет свою историческую родину – центр происхождения.

Выдающийся ученый Н.И. Вавиловым (показывают портрет) открыл центры происхождения растений. Большинство центров совпадает с древними очагами земледелия, чаще всего это не равнинные, а горные районы. Он побывал в многочисленных экспедициях по нашей стране и за рубежом. Во время экспедиций он изучил около 1600 видов культурных растений.


 

II. Стадия осмысления.

Учитель: Задание: на карточках №1 «Центры происхождения растений» Вспомним знания по географии и подпишем названия центров происхождения растений. (Смена деятельности учащихся, межпредметная связь с географией)


 

Карточка №1


 

ченики проверяют правильность своего ответа по образцу, демонстрируемой на экране)


 

Изучение нового материала

Учитель: Давайте обратим внимание на таблицу и ответим на вопрос на каких материках растений больше? (Евразия, Африка) Эти растение изучены были раньше – это дары Старого Света. А материки Северная и Южная Америка – дары Нового Света.

Учитель: Послушаем сообщения учеников о тех культурах, которые хозяйка принесла с базара. (Темы сообщений даны учащимся на предыдущем уроке) (Смена деятельности учащихся)

1 ученик - сообщение о свёкле

2 ученик - сообщение о картофеле

3 ученик - сообщение о капусте

4 ученик - сообщение о петрушке

5 ученик - сообщение о томате

Остальные ребята слушают сообщения и заполняют таблицу в тетради


 

Дары Нового Света

Дары Старого Света

Картофель,

Томат

Свёкла,

Капуста,

Петрушка


 

Учитель: Но нам известно, происхождение и других ценных культур.

Учитель предлагает учащимся дополнить таблицу, работая в группах, пользуясь тестом учебника


 

Дары Нового Света

Дары Старого Света

Картофель (Плоскогорья Перу, Боливии)

Томат (Южная и Центральная Америка)

Перец

Кукуруза

Тыква

Фасоль

Какао

Капуста (Побережье Средиземного моря)

Свекла

Морковь

Лук

Пшеница

Овес

Чеснок

Горох


 

Учитель. А теперь, ребята, проверим, внимательно ли вы слушали своих товарищей. Внимание на экран. (На партах также имеются карточки с заданиями (Приложение №3). Ученики записывают ответы на листочках)- (Смена деятельности учащихся)

1) Утолщённый главный корень свёклы, в котором накапливаются питательные вещества, называется:

а) корневище;

б) клубень;

в) корнеплод.

2) Дикая «родственница» свёклы встречается:

а) в Южной Америке;

б) на побережье Средиземного моря;

в) в пустынях Средней Азии.

3) Кочанная капуста –

а) однолетнее растение;

б) двулетнее растение;

в) многолетнее растение.

4) Капуста огородная относится к семейству:

а) маревые;

б) сложноцветные;

в) крестоцветные.

5) Кто из русских царей привез картофель в Россию?

а) Иван Грозный;

б) Петр Первый;

в) Александр II.

Учитель. Проводим разминку (см. Презентация)

Учитель. Следующее задание: на карточках вы видите несколько утверждений о картофеле, перце и томатах. Вам нужно определить, какие из них являются верными, а какие – нет

1) Клубень картофеля – это подземный побег со стеблевым утолщением, развивающийся из верхушечной почки длинного столона.

2) В клубнях картофеля запасается большое количество жиров.

3) Родина картофеля – побережье Средиземного моря, при раскопках там находят сосуды в форме клубней этого растения.

4) Название помидора произошло от испанского слова pomod’oro – «золотое яблоко».

5) В России начали выращивать перец только с начала XIX века.


 

Ребята проверяют себя и выставляют отметки на карточках - табличках (Правильные ответы и критерии оценивания на экране

IV. Закрепление изученного материала

Учитель: Итак, мы узнали о происхождении растений и истории их возделывания растений.

Осталось только выполнить последнее задание: Соотнесите культурные растения и места их происхождения

А. Побережье Средиземного моря, а также берега Атлантического океана, от Испании до Норвегии.

Б. Многие районы Азии, Северной Африки и Европы, включая Россию.

В. Побережье Средиземного моря.

Г. Берега Чили и горы Перу.


 

Картофель

Капуста

Морковь

Свёкла


 


 


 


 


 


 

Картофель Учитель: Проверяем ответы друг у друга, затем сверяем правильность ответов с таблицей на экране


 

А

Б

В

Г

3

1

2

4


 

III. Стадия рефлексии

Учитель: Какое значение для человечества имело открытие Колумбом Нового Света? (Дети отвечают). Правильно! Старый и Новый Свет дали человеку много различных ценных растений для питания, лечения, украшения жилищ, изготовления одежды, красителей и т.д.

Учитель: Достигли ли мы поставленной в начале урока цели? (Обращаю внимание учеников на карточки-таблички (Приложение №2, графа «Хочу узнать»). Что вы сегодня узнали нового на уроке? (Ученики отвечают по-очереди по одному предложению).

Учитель: В заключение урока оцените результаты своей деятельности на уроке по критериям которые мы обычно с вами используем и запишите оценку на карточке. (карточки-таблички собрать в конце урока).

Критерии оценивания:

умение распределить работу в парах;

умение выслушать друг друга;

согласованность действий;

правильность и полнота выступлений.

активность

Домашнее задание. Выполните задание на выбор:

* § 49, ответить на вопросы на стр. 186-187 + составить кроссворд;

* § 49, ответить на вопросы на стр. 186-187+ найти загадки о культурных растениях Старого Света и (или) Нового Света.

* § 49, ответить на вопросы на стр. 186-187 + пословицы и поговорки

Рефлексия.

Учитель: В уголке листочка нарисуйте смайлик, отражающий ваше настроение на этом уроке.

Учитель: Благодарю за урок!


 


 

Список использованной литературы:

1)Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология: Растения. Бактерии. Грибы.

2) Верзилин Н. Растения в жизни человека. – Л.: Государственное Издательство Детской 3) Литературы Министерства Просвещения РСФСР, 1952. – 164 с.

4) Энциклопедия для детей. Т.2. Биология/Глав. ред. М.Д. Аксёнова. – М.: Аванта+, 2002. – 704 с.

5) Энциклопедического словаря юного натуралиста. Сост. - А.Г. Рогожкин, М., Педагогика, 1981 г.

Опубликовано в группе «Биологи и экологи»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.