Лекция «Культурно-досуговая деятельность как сфера самореализации молодежи»
Культурно-досуговая деятельность как сфера самореализации молодежи
Активным средством удовлетворения потребности личности в самореализации является досуг. Участвуя в культурно организованном досуге, личность «примеряет» себе определенные творческие роли, пробует свои художественно-творческие таланты и, не противопоставляя себя обществу, не нарушая границ дозволенного, творчески самореализуется. И лучше всего это происходит в самостоятельно осознанном времяпрепровождении.
Как считает Н. Аберкромби, досуг - совокупность видов деятельности, ориентированных на удовлетворение физических, духовных и социальных потребностей людей в свободное время и связанных преимущественно с отдыхом и развлечениями: чтением, играми, танцами, посещением учреждений культуры и массовых зрелищ, любительскими занятиями, занятиями физкультурой и спортом.
На современном этапе в обществе наблюдаются трансформации, которые имеют проявление во многих социальных институтах (семья, образование и т.д.), которые являются основополагающими в процессе социализации молодого человека, поэтому возрастает роль досуга в этом процессе.
А.Д. Жаркова считает, что в настоящее время одним из наиболее успешных путей социализации молодого поколения связан с вовлечением молодых людей в досуговую деятельность, которая в свою очередь определяется такими факторами как: условия жизни, здоровье населения деятельность культурно-досуговых учреждений. Стоит отметить, что изменения социаокультурной ситуации отражаются на культурно-досуговой деятельности.
Процесс трансформации досуговой деятельности в современном обществе, несмотря на имеющиеся положительные тенденции (рост возможностей самореализации, свобода выбора и многообразие форм досуговой активности), в целом характеризуется потерей приоритетов творчества и духовного развития и смещением акцентов на развлечения и бессодержательное времяпрепровождение. В настоящее время в сфере досуга, как отмечает А.Д. Жаркова, утрачены позиции традиционных нравственных и культурных ценностей, преобладают пассивность и потребительство.
Являясь частью свободного времени, досуг привлекает молодежь его разнообразием форм, демократичностью, эмоциональной окрашенностью, возможностью сочетать физическую и интеллектуальную деятельность, творческую и созерцательную, производственную и игровую. Для значительной части молодых людей социальные институты досуга являются ведущими сферами личностной самореализации. Однако все эти преимущества досуговой сферы деятельности пока еще не стали приоритетной частью образа жизни молодежи.
Таким образом, при всем разнообразии культурно-досуговой деятельности, молодежь не всегда стремится к полноценной самореализации в разных сферах жизнедеятельности. Возможно, это обусловлено отсутствием в настоящее время комплексных, научно обоснованных знаний о личностной самореализации посредством культурно-досуговой деятельности.
Культурно-досуговая деятельность - это процесс создания, распространения и умножения духовных ценностей. Это положение подтверждается определением: «Культурно-досуговая деятельность есть специализированная подсистема духовно-культурной жизни общества, функционально объединяющая социальные институты, призванные обеспечить распространение духовно-культурных ценностей, их активное творческое освоение людьми в сфере досуга в целях формирования гармонично развитой, творчески активной личности».
Занимаясь культурно-досуговой деятельностью, молодежь развивает свой интеллектуальный и эмоциональный потенциал. Самообразование и познавательная активность формируют творческий характер досуговой деятельности. Именно во время самореализационного досуга все накопленные знания, опыт, идеи обретают форму. Полученный опыт и знания в ходе культурно - досуговой деятельности обучающиеся могут перенести на другие виды деятельности:
-учебную;
-профессиональную;
-научную;
-общественную;
-семейную жизнь.
Как объясняет И.В. Бестужев-Лада, именно в сфере досуговой деятельности современные люди открывают для себя и осваивают типичные для представителей этой социальной группы формы поведения и ценностные ориентиры. Для молодежи предпочтения в сфере досуга являются не только важнейшими характеристиками избираемого стиля жизни, но и выступают в качестве одного из главных критериев самореализации и самоидентификации молодого человека с определенной группой или средой.
То как молодежь использует свое свободное время, показывает уровень культуры, которым они обладают, определяет их духовные ценности. Правильно организованный досуг может способствовать самореализации молодого человека, освоения им культурных ценностей.