Статья «Досуговая деятельность как средство успешного социально-личностного развития младших дошкольников»
«Досуговая деятельность как средство успешного социально-личностного развития
младших дошкольников»
Автор работы: Павлова Ольга Александровна
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы проблемы досуговой деятельности как средство социально-личностного развития детей дошкольного возраста.
-
Сущность социально-личностного развития детей на этапе дошкольного детства………………………………………………………6
Роль досуговой деятельности в создании условий для успешного социально-личностного развития детей дошкольного возраста………..9
Особенности организации досуговой деятельности младших дошкольников……………………………………………………………..14
Глава 2. Исследование досуговой деятельности как средство успешного социально-личностного развития младших дошкольников.
2.1. Методика опытно-экспериментальной работы…………………………24
2.2. Исследование уровня социально-личностного развития детей младшего дошкольного возраста на констатирующем этапе…………………………….26
2.3. Педагогическая работа по созданию досуговой деятельности как условия успешного социально-личностного развития младших дошкольников……………………………………………………………………32
2.4. Описание и анализ результатов контрольного эксперимента………….36
Заключение……………………………………………………………………….41
Литература…………………………………………………………………….....44
Приложение……………………………………………………………………...47
Введение
Актуальность работы. Настоящий Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (МО РФ №1155, 2013) представляет собой совокупность принципов: поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;
личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей; уважение личности ребенка; реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
В настоящее время основное внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющегося одним из компонентов проекта Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования. Социально-личностное развитие дошкольника, то есть формирование отношения ребенка к себе и к окружающему, выработка им социальных мотивов и потребностей, становление его самопознания – процесс довольно сложный, требует от педагога немалых затрат труда и в плане результативности.
Сфера досуга является полем свободного выбора человеком видов и форм познания, общения, творчества, соответствующих его интересам и склонностям. Досуг содержит широкие возможности для участия в таких видах деятельности, как познавательная, творческая, оздоровительная и др., что обогащает содержание и структуру свободного времени, способствует развитию общей культуры ребенка, саморазвитию и самореализации личности ребенка.
Досуг является необходимым и неотъемлемым элементом образа жизни ребенка. В настоящее время отличительными чертами досуга детей младшего дошкольного возраста являются такие, как многообразие используемых форм деятельности, через которые реализуется комплекс воспитательных задач: целенаправленность, включенность участников в события, зрелищность и сотворчество организаторов и участников.
Степень разработанности проблемы исследования. Характерной особенностью исследований проблемы социализации личности является рассмотрение ее с позиций различных наук: философии (Э. Дюркгейм, В.В. Зеньковский, И. Кант, Т. Парсонс и др.), социологии и психологии (И.С. Кон, В.В. Рубцов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.), педагогики (С.Т. Шацкий, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др.). Изучением этой проблем в разное время занимались В.Р. Беспалова, П.П. Блонский, Е.А. Радина, П.М. Саморукова и др. педагоги. Теоретическую базу настоящего исследования составляют труды ученых в области социальной работы, социологии, теории социокультурной и досуговой деятельности: Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Л.П. Стрелковой, С.А. Козловой, В.Я. Сюртаева, Д.В. Шамсутдинова, Т.В. Базайкина, И.В. Колесова и др.
Цель данного исследования – определить эффективные формы и методы организации досуга в дошкольном учреждении, обеспечивающие успешное социально-личностное развитие детей младшего дошкольного возраста. Цель реализуется посредством решения следующих задач:
Рассмотреть понятие «Социально-личностное развитие детей на этапе дошкольного детства»
Рассмотреть понятие детский досуг как социальный феномен.
Выявить особенности организации детского досуга детей дошкольного возраста.
Дать характеристику педагогическим условиям, обеспечивающих эффективную деятельность дошкольного учреждения в организации досуга детей.
Разработать систему мероприятий досуговой деятельности, направленную на успешное социально-личностное развитие детей дошкольного возраста.
Выявить эффективность разработанных форм и методов организации досуга в дошкольном учреждении для успешного социально-личностного развития детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс социально-личностного развития детей в дошкольном учреждении.
Предмет исследования: досуговая деятельность как средство успешного социально-личностного развития дошкольников.
Гипотеза исследования: специально организованная досуговая деятельность положительно влияет на социально-личностное развитие детей дошкольного возраста, при условии, что:
- в дошкольном учреждении будет разработано и реализовано содержание досуговой деятельности социальной направленности
- отобраны и использованы формы и методы, обеспечивающие активное усвоение детьми дошкольного возраста представлений о социальной действительности, ценностных установок, социальных норм и правил в единстве мотивационного, когнитивного и деятельностно-практического компонента.
В исследовании применялись такие методы как наблюдение, беседы с детьми, игровые упражнения, что позволило наиболее полно, последовательно и объективно рассмотреть различные формы и методы организации досуга с детей в дошкольном учреждении в соответствии с целями и задачами исследования.
Глава 1. Теоретические основы проблемы досуговой деятельности как средство социально-личностного развития детей дошкольного возраста.
-
Сущность социально-личностного развития детей на этапе дошкольного детства.
Для нашего исследования важно уточнить цель, сущность и специфику социально-личностного развития детей на этапе дошкольного детства.
Цель социально-личностного развития детей дошкольного возраста заключается в оказании ребенку постоянной поддержки, в содействии развитию эмоционально-положительного отношения к окружающим, в развитии у детей уверенности в собственных силах, в формировании коммуникативных навыков.
Социально-личностное развитие, как особое направление в работе с детьми дошкольного возраста, заявлено сравнительно недавно и поэтому имеются «белые пятна» в отборе доступного возрасту детей содержания социальной направленности, разработке эффективных технологий, использовании специфических видов деятельности, содействующих формированию у дошкольников ценностных личностных проявлений и качеств, изучении педагогических условий для организации эффективного образовательного процесса социального воспитания детей дошкольного возраста.
Исследованием проблемы социально-личностного развития детей дошкольного возраста занимались выдающиеся отечественные ученые Л.С. Выготский, М.И. Богомолова, А.Г. Гогоберидзе, Л.М. Захарова, С.А. Козлова, Т.С. Комарова, Л.В. Коломийченко, В.Т. Кудрявцев и др. Проблема социально-личностного развития как процесса приобщения ребенка к духовному и материальному опыту, осознания им своего «Я» и развития у него способности адекватно оценивать себя имеет длительную историю.
Выдающийся психолог Л.С. Выготский рассматривал процесс социального развития как приобщение детей к богатству и разнообразию окружающего мира и его проявлениям, как результат «врастания» ребенка в культуру.
В.Т. Кудрявцев отмечал, что социально-личностное развитие – это подлинное культуроосвоение и культуротворчество. В исследованиях В.Т. Кудрявцева, обосновано положение о том, что культура, превращаясь в содержание детской деятельности, приобретает функцию материала, на котором ребенок производит ориентацию в сфере человеческих отношений, одновременно ребенок не только присваивает, но и творит собственную культуру. Процесс социального развития дошкольников, по мнению В.Т. Кудрявцева, предполагает становление у ребенка личного отношения, преобразования и трансформации культурных ценностей в собственные межличностные отношения. Успешность социального развития обуславливается творческой социализацией и индивидуализацией личности. Специфика приобщения ребенка-дошкольника к культуре обусловлена не столько усвоением «готовых» знаний, сколько установлением универсальных человеческих способностей.
Доктор педагогических наук А.Г. Гогоберидзе в своих трудах конкретизирует перечень универсальных человеческих способностей, становление которых осуществляется в процессе социального развития: компетентность, креативность, инициативность, произвольность, самостоятельность, ответственность, безопасность, свобода поведения, самосознание личности, способность к самооценке. В авторской работе «Концепции организации образования детей старшего дошкольного возраста» А.Г. Гогоберидзе предлагает компетентностный подход к становлению личности ребенка-дошкольника. В качестве многофункциональной начальной ключевой компетентности дошкольников она выделяет начальную личностно-социальную компетентность, которая предполагает готовность ребенка самостоятельно решать задачи, связанные с общением со сверстниками и взрослыми и совокупностью развивающих представлений о себе, его самооценкой, определяющими выбор способов поведения и взаимодействия с социумом. Формирование начальной ключевой личностно-социальной компетентности обеспечивается решением комплекса задач, направленных на:
- оформление соответствующего возрастным возможностям ребенка-дошкольника образа «Я», самопознание, самооценку;
- начальную ориентацию в общечеловеческих ценностях добра, красоты, истины;
- проявления у детей эмоционально-оценочного отношения к миру (интересы, склонности, предпочтения), выражения собственного мнения, позиции;
- саморегуляцию, самоконтроль поведения, действий и поступков и их последствий для окружающих;
- ориентацию и проявление у ребенка интереса к социуму (семья, сверстники, взрослые, люди в стране и в мире) и культуре;
- соблюдение и использование культуры общения и поведения со сверстниками и взрослыми;
- адекватное проявление сочувствия, сопереживания, эмоциональной отзывчивости;
- организацию совместной деятельности и сотрудничества.
Вышесказанное позволяет констатировать, что процесс социального развития представляет сложное явление, включающее освоение личностью многообразия социального мира и взаимоотношений окружающих, проявление индивидом активности в различной деятельности. Сущность социально-личностного развития на этапе дошкольного возраста заключается в формировании у ребенка адекватных моделей поведения в обществе взрослых и сверстников, воспитании у него ценностных личностных проявлений и доброжелательного отношения к окружающим.
В связи с этим можно определить несколько показателей, влияющих на успешность социально-личностного развития детей дошкольного возраста:
Освоение детьми представлений о социальной действительности и взаимоотношениях окружающих;
овладение дошкольниками способами взаимодействия с окружающими взрослыми и сверстниками;
проявление дошкольниками ценностных личностных качеств.
-
Роль досуговой деятельности в создании условий для успешного социально-личностного развития детей дошкольного возраста.
Известные ученые в области дошкольного образования В.Д. Шадриков, Н.В. Нижегородцева, М.М. Безруких, С.П. Ефимова и др. отмечают, что занятия в образовательном процессе ДОУ занимают ведущее место и рассматриваются как основная форма подготовки детей к школе. Игра, как ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника, конструирование, лепка, рисование и другие виды деятельности игнорируются и вытесняются неспецифическими видами детской деятельности. В связи с этим особо значимым для нашего исследования является положение Концепции дошкольного воспитания (1989 г.) о том, что «только обогащение специфических детских деятельностей в период раннего и дошкольного детства может привести к полноценному развитию ребенка». Полагаем, что обогащение специфических детских деятельностей, в том числе амплификация досуговой деятельности в ДОУ, является важным условием становления личности ребенка-дошкольника, успешного социально-личностного развития детей.
Рассмотрим более подробно, что же представляет досуговая деятельность на этапе дошкольного возраста. В дошкольной педагогике изучением досуговой деятельности занимались Л.В. Ворошина, Л.П. Бочкарева, О.В. Дыбина, Т. и Ю. Караманенко, Т.С. Комарова, Л.С. Фурмина и др.
В педагогической энциклопедии досуг трактуется как «свободное от обязательных учебных занятий время, используемое для игр, прогулок и спорта, чтения, занятий искусством, техникой и другими видами полезной деятельности по собственному влечению детей. Задача педагогов и родителей состоит в том, чтобы досуг развивал у детей личностные качества и свойства, запросы и творческие наклонности».
Многими исследователями (О.В. Дыбина, Л.С. Фурмина, М.В. Крулехт и др.) досуг рассматривается как важное средство реализации интересов личности, связанных с саморазвитием, общением, оздоровлением характеризуется свободным, развлекательным и ненавязчивым характером. Содержательность и разнообразие досуга отражает культурный и интеллектуальный уровень развития личности, степень развития интересов, способностей и наклонностей человека.
В научных трудах А.В. Антоновой, М.Б. Зацепиной, Т.С. Комаровой и др. досуг рассматривается как сложное социальное явление, включающее отдых, развлечение, праздник, самообразование и творчество.
На этапе дошкольного детства досуговая деятельность является уникальным феноменом и представляет сложный комплекс видов детской деятельности, включающий разнообразное содержание, формы и методы взаимодействия с дошкольниками. Досуг, как специфическая деятельность в дошкольном образовательном учреждении, интегрирует разнообразные варианты художественной, двигательной, познавательной, изобразительной, игровой, музыкальной, театрализованной деятельности детей. В досуговой деятельности создаются условия для успешного социально-личностного, физического, сенсорного, познавательно-речевого, художественно-творческого развития. Привлекательно и ненавязчиво у дошкольников формируются двигательные умения и навыки, происходит накопление сенсорного опыта, развиваются мыслительные операции и эстетическое восприятие. В занимательной форме в процессе досуга дети имеют возможность упражняться в звукопроизношении, закреплять представления об окружающих предметах и явлениях, у них развиваются физические, интеллектуальные и личностные качества: двигательная активность, любознательность, осведомленность, коммуникативность, инициативность, внимание, доброжелательность, отзывчивость, социализированность и т.д.
Художественный досуг детей дошкольного возраста интегрирует разнообразные продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд и т.д.) и является эффективным средством становления творческого потенциала ребенка. Создание в процессе досуговой художественной деятельности условий для проведения детских художественных вернисажей, выставок, изготовление поделок из бумаги и природного материала с использованием различных техник (печатание, бисероплетение, квилинг и др.) обеспечивает полноценное гармоничное художественное развитие малышей (З.А. Богатеева, Т.С. Комарова, Т.А. Котлякова и др.). В то же время досуговая деятельность художественно-творческой направленности способствует развитию коммуникативных способностей детей, формирует социальные навыки взаимодействия с окружающими сверстниками, содействует знакомству детей с народным творчеством, произведениями декоративно-прикладного искусства, приобщает детей к истокам народного творчества, воспитывает у них уважение к культуре и истории нашей страны, ее гражданам.
Организация физкультурного досуга имеет большой потенциал для развития двигательной деятельности. Подвижные игры, активный отдых, физические упражнения способствуют полноценному развитию физических качеств и совершенствованию двигательных навыков у детей (Л.И. Пензулаева, Т.И. Осокина, Н.В. Потехина, И.А. Анохина и др.). Физкультурные досуги обеспечивают реализацию задач по воспитанию у дошкольников волевых качеств, смелости, ловкости, выносливости и др. особенностью физкультурных развлечений является ознакомление детей с народными играми и забавами, приобщение дошкольников к культуре, традициям и обычаям народов нашей страны, развитие у них ориентированности на сотрудничество со сверстниками, социальных навыков.
Литературный и музыкальный досуг, интегрируя различные виды искусства (литература, поэзия, музыка, балет), активно используется в организации образовательного процесса в детском саду. Особая роль литературного и музыкального досугов в создании условий для становления эмоционально-чувственной сферы детей дошкольного возраста. Досуговая деятельность, с опорой на литературное, поэтическое, музыкальное и танцевальное искусство, вызывает у детей сильнейший эмоциональный отклик, восприятие поэтического слова, мелодии, художественных, пластических образов развивает восприятие, речь, коммуникативные способности, а также формирует эстетические потребности вкус и оценку. Приобщение к произведениям отечественной классической литературы и музыки развивает у детей эмоциональную отзывчивость, способность к проявлениям сопереживания и сочувствия, пробуждает чувство гордости нашей культурой, уважения к гражданам нашей страны, формирует у дошкольников гражданскую принадлежность.
Огромное место в развитии эмоционально-чувственной сферы детей имеет театрально-игровой досуг. Л.С. Выготский дал следующее определение «искусству» - это есть общественная техника чувств, орудие, посредством которого оно вовлекает в круг социальной жизни самые интимные и самые личные стороны нашего существа. В процессе досуговой театрально-игровой деятельности у детей развивается эмоциональная сфера, являющаяся одним из основных регуляторов поведения человека. По мнению Л.С. Выготского, театр является средством развития внутреннего мира ребенка, его чувств. В детском саду досуговая театрально-игровая деятельность привлекает детей красочностью, динамикой и разнообразием. В процессе досуговой театрально-игровой деятельности дошкольники становятся творцами собственной субкультуры: пьес, образов, персонажей, декораций. В процессе досуговой театрально-игровой деятельности дошкольники расширяют представления о социальном мире, культуре взаимоотношений взрослых и сверстников, приучаются ориентироваться в эмоциональных проявлениях и состояниях окружающих и своих собственных, у них формируются одобряемые обществом модели поведения.
Отображение дошкольниками в процессе досуговой театрально-игровой деятельности образов героев народных сказок, сказаний, былин вызывает у детей активное сопереживание событиям, инициирует у них желание выразить собственную оценку поступков и действий персонажей. Обращение к устному народному творчеству (сказкам, песням, танцам) содействует приобщению детей к истории и культуре народа, его традициям, обычаям, общественным ценностям.
Таким образом, современный досуг в ДОУ представляет уникальный комплекс видов детской деятельности, включающий разнообразное содержание, формы и методы взаимодействия с дошкольниками. Многоаспектное содержание досуговой деятельности оказывает серьезное влияние на разностороннее развитие личности ребенка-дошкольника и в целом на формирование основ общей культуры детей дошкольного возраста. Амплификация досуговой деятельности в образовательном процессе дошкольного учреждения имеет особое значение для успешного социально-личностного развития детей дошкольного возраста. Разнообразные вид досуговой деятельности способны отображать многогранные социальные явления и обеспечивать в ДОУ условия для расширения детского кругозора, закрепления у детей структурированных представлений о социальной действительности, развития коммуникативных способностей, ценностных личностных проявлений, чувства гендерной, семейной и гражданской принадлежности, патриотических чувств, позитивной социализации.
-
Особенности организации досуговой деятельности младших дошкольников.
Дошкольное детство - один из самых важных этапов жизни ребенка, в значительной мере определяющий все его последующее развитие. На протяжении этого периода идет интенсивное развитие и созревание всех систем и функций детского организма
На границе раннего детства и младшего дошкольного возраста принципиально меняется характер совместной деятельности ребенка и взрослого: ребенок уже способен к определенной доле самостоятельности и испытывает острую потребность в реализации этой новой способности. Удовлетворение потребности в самостоятельности, предполагающее изменение всей сложившейся к этому времени системы отношений взрослого и ребенка, снимает негативные симптомы периода перехода от раннего детства к дошкольному.
В дошкольном возрасте мотивы и желания ребенка начинают образовывать систему, в которой выделяются более и менее значимые. Ребенок переходит от импульсивного, ситуативного поведения к личностному, опосредованному представлениями или образами. Образ поведения и результата действия становится его регулятором и выступает в качестве образца.
При преобладании наглядно-действенных и наглядно-образных форм мышления, в дошкольном возрасте закладываются основы логического мышления, смысловой памяти, произвольного внимания, совершенствуется координация психических функций. Средний дошкольный возраст - пик эмоционального развития ребенка, расцвета воображения и творческих форм детской деятельности.
В дошкольном возрасте маленькие дети приобретают способность формировать реальные лингвистически грамотные понятия. Они начинают осознавать, что им по силам, а что - нет. Ребенок пытается обобщить свой опыт. Его рассуждения из ассоциативных постепенно превращаются в логические.
Кроме того, дети овладевают речью в объеме, необходимом для выражения своих мыслей, потребностей и чувств. Речевое развитие происходит стремительными темпами, в тесном взаимодействии с когнитивным и социальным. Осваивая правила синтаксиса и расширяя свой словарный запас, дошкольники одновременно осваивают и социальные ценности, такие как вежливость и послушание, тендерные роли. В результате язык становится своеобразным мостом между младенчеством и детством: с его помощью ребенок может сообщить и объяснить свои желания, потребности и наблюдения, и благодаря этому окружающие начинают общаться с ним совсем по-другому.
Параллельно этим переменам в когнитивной и речевой сфере быстро и разительно меняются внешний облик детей, их физические возможности. Дети совершенствуются в прыжках, беге и развивают мелкую моторику, необходимую для того, чтобы писать буквы алфавита, застегивать одежду или собирать головоломки.
Динамика, которую ребенок совершает в области мышления, языка и физических навыков в течение раннего детства, глубоко и тонко взаимосвязана. По мере того как дети приобретают большую физическую силу и совершенствуют моторные способности, у них появляется желание использовать свои возросшие возможности для исследования и научения. Такая исследовательско-ориентировочная деятельность ведет, в свою очередь, к дальнейшему развитию силы и ловкости.
Младший дошкольный возраст объединяет детей третьего и четвертого года жизни. Этот период детства начинается с кризиса 3 лет, что значительно усложняет проведение как обучающих занятий, так и организованных коллективных развивающих игровых занятий с детьми этого возраста. Дети проявляют свою самостоятельность, отказываясь слушать взрослого, выполнять задания. Порой занятия сводятся к восклицаниям ребенка: "Я сам", что не дает взрослому возможности показать как правильно, помочь, исправить ошибки.
Кроме того младшее дошкольное детство характеризуется повышенной активностью детей, часто сопровождающейся дефицитом внимания. Для того чтобы привлечь внимание младшего дошкольника, необходимо его заинтересовать, выстраивать занятия так, чтобы чередовались активная деятельность с пассивной, например занятия физическим развитием с чтением книг, рисованием и т.д.
Младший дошкольный возраст - это период возникновения и развития познавательных интересов ребенка, где практическое сотрудничество со взрослым сменяется теоретическим. Теперь родитель не только взрослый, способный защитить и выполнить все желания ребенка, но и источник знаний о мире вещей и явлений.
Дети этого возраста часто задают много вопросов взрослым о природе вещей, явлений, пополняя базу знаний. Но, к сожалению, педагогическая неграмотность родителей, отсутствие терпеливости приводит к тому, что все ответы сводятся к фразе "потому что". Тем самым родитель рискует получить как отрицательную оценку своих действий, снижение авторитета, так и потерю интереса ребенка к познавательной деятельности в целом.
Педагогическая неграмотность родителей характеризуется непониманием детей, незнанием методов воспитания, ложными представлениями о воспитательном процессе, выбором несоответствующих форм взаимодействия с ребенком как в игровой, развивающей деятельности, так и в познавательной. Это может привести как к незначительным отклонениям в процессе развития ребенка, его социализации, так и к серьезным психологическим и физическим травмам.
Таким образом, можно определить следующие особенности в организации досуговой деятельности младших дошкольников:
В связи с тем, что данный возрастной период в значительной мере определяет все последующее развитие ребенка, на всем его протяжении идет интенсивное развитие и созревание всех систем и функций детского организма, в организации досуговой деятельности следует использовать досуг как инструмент развития ребенка.
При определении вида досуговой деятельности детей младшего дошкольного возраста следует учитывать психологические особенности данного возраста: кризис 3 лет, проявление повышенной самостоятельности, повышенная активность детей, дефицит внимания.
Для сохранения заинтересованности детей следует чередовать активные и пассивные формы досуга.
В связи с возникновением и развитием познавательных интересов ребенка необходимо начать проводить обучающие занятия как одну из форм досуга.
Существует множество форм организации досуговой деятельности детей младшего дошкольного возраста, в рамках которых решаются задачи различных воспитательных направлений:
Нравственное воспитание
Эстетическое воспитание
Физическое воспитание
Трудовое воспитание
Интеллектуальное воспитание
Экологическое воспитание
Частично задачи всех воспитательных направлений, перечисленных выше, решаются средствами игры. Она выступает способом вхождения ребенка в мир взрослых, активным отражением ребенком окружающей его жизни людей.
Советский психолог П.П. Блонский определял значение игры в жизни дошкольника как "…основной вид активности дошкольника, в процессе которой он упражняет силы, расширяет ориентировку, усваивает социальный опыт, воспроизводя и творчески комбинируя явления окружающей жизни"
Игра - это творческий процесс, в котором ребенок оперирует полученными знаниями, уточняет их и обогащает.
В структуре детской игры выделяются сюжет - область действительности, которая воспроизводится детьми в игре, и содержание игры - то, что ребенок выделяет и воспроизводит как основной момент деятельности взрослых.
Игра, являясь ведущей деятельностью дошкольного возраста, становится и основной формой организации досуговой деятельности детей младшего дошкольного возраста.
Детские игры чрезвычайно многообразны по содержанию, характеру, организации, поэтому точная классификация их затруднительна.
П.П. Блонский выделял следующие виды деятельности, объединяющиеся термином игра:
мнимые игры;
строительные игры;
подражательные;
драматизации;
подвижные
интеллектуальные.
И типичными для младшего дошкольника играми считал подражательные и строительные.
Дети младшего дошкольного возраста начинают отражать в игре свои впечатления и переживания. Задача воспитателя - содействовать тому, чтобы они подражали хорошему примеру, чтобы у детей складывались правильные представления, формировались положительные качества.
Очень важно с самого начала развивать у детей активность и самостоятельность в игре, не ограничивать ее повторением действий взрослого, а сочетать подражание с творческой выдумкой. Поэтому в руководстве играми детей 3-4 лет возможны следующие приемы: создание интереса к явлениям окружающей жизни (быт детского сада и семьи, праздники, труд взрослых), напоминание, помощь в организации игр и т.д.
Однако, игры маленьких детей возникают в основном под влиянием зрительных образов: ребенку требуется пример для подражания. Действия, которым надо обучить малыша, воспитатель может проделать с куклами и другими игрушками, причем ненавязчиво, не принуждая незамедлительно поступать так же, а лишь влияя на воображение и чувства ребенка. Игрушки можно использовать и для наглядного напоминания: маленькая елочка вызовет желание повторить новогодний праздник, игрушечное пианино - устроить музыкальное занятие.
На развитие самостоятельной игровой деятельности, творческого воображения большое влияние оказывают игры-инсценировки (например, на мотив известных сказок и стихов С. Маршака, К. Чуковского), дидактические и подвижные игры ("Поезд", "Автомобили", "Прятки игрушек" и др.).
Основное содержание игр детей младшего дошкольного возраста можно разделить на:
изображение домашнего труда (дети кормят кукол, одевают их, укладывают спать, готовят им обед);
лечение кукол и игрушечных зверей (малыши смазывают их воображаемой мазью, выслушивают, дают лекарство, кормят);
поездки на транспорте (дети составляют стульчики, берут в руки обручи, бруски - управляют машиной. Одна и та же постройка бывает поездом, автомобилем и т.п.);
катание в тележке и машине кукол, мишек и других игрушек;
изображение музыкального занятия (дети играют на "пианино", поют, пляшут с куклами);
изображение животных (малыши бегают, лают, как собачки, прыгают, как зайчики);
воспроизведение инсценировок (отрывочное) (доктор Айболит лечит зверей, куклы поют и читают стихи для мишки и собачки; сами дети выступают - поют и пляшут);
игры со строительным материалом (дети строят домик, горку, забор, мебель. В постройках действуют куклы, игрушечные звери);
игры с песком (малыши формуют куличики, зарывают в песок игрушки, откапывают их).
Кроме игры в досуг младшего дошкольника включаются различные виды изобразительной деятельности, развивающей интересы ребенка. Например, рисование, лепка, аппликации, раскрашивание и др.
Основное назначение этой деятельности - образное отражение действительности. Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.
Н.К. Крупская писала: "Очень рано ребенок начинает также стремиться самым разнообразным образом выразить полученные им впечатления: движением, словами, мимикой. Надо дать возможность ему расширить область выражения складывающихся у него образов. Надо дать ему материал: глину для лепки, карандаши и бумагу, всякий материал для построек и т.п., научить, как обращаться с этим материалом. Материальное выражение сложившихся образов служит прекрасным средством проверки и обогащения их. Надо всячески поощрять детское творчество, в какой бы форме оно ни выразилось". Как правило, дети любят рисовать, лепить, вырезать и наклеивать, конструировать, получая возможность передать то, что их взволновало, что им понравилось, что вызвало у них интерес. Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Изобразительная деятельность - это специфическое образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность она имеет большое значение для умственного воспитания детей.
На занятиях по рисованию, лепке, аппликации и конструированию развивается речь детей: усвоение названий форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений предметов и явлений, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на формирование связной речи.
При проведении занятий создаются благоприятные условия для формирования таких качеств личности, как пытливость, инициатива, умственная активность и самостоятельность. Непосредственное, чувственное знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами составляет область сенсорного воспитания. Успешное овладение изобразительной деятельностью требует осуществления сенсорного воспитания и само содействует этому воспитанию.
Детское изобразительное творчество имеет общественную направленность. Ребенок рисует, лепит не только для себя, но и для окружающих. Ему хочется, чтобы его рисунок что-то рассказал, чтобы изображенное им узнали. Детей очень волнует отношение взрослых, сверстников к их рисункам, лепке. Похвала ребенка радует, а отрицательная оценка огорчает. Поэтому использовать похвалу и порицание нужно вдумчиво, осторожно: если все время хвалить ребенка, у него может сформироваться самоуверенность, зазнайство; и наоборот: если постоянно говорить ребенку, что он плохо нарисовал, вылепил или наклеил, можно выработать прочное отрицательное отношение к изобразительной деятельности.
Основное значение изобразительной деятельности заключается в том, что она является средством эстетического воспитания. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности. Выделение свойств предметов (формы, строения, величины, цвета, расположения в пространстве), способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма - компонентов эстетического чувства.
Так же важно заниматься физическим развитием ребенка. Физические упражнения, подвижные игры необходимо включать в досуговую деятельность ребенка. При помощи физического воспитания решаются оздоровительные, образовательные задачи, Осуществляется нравственное, умственное, эстетическое, трудовое воспитание. Кроме того, активность младшего дошкольника необходимо направлять в нужное русло, чему способствует физические занятия, подвижные игры.
С самого раннего возраста нужно воспитывать у детей привычку к строгому соблюдению режима дня и вырабатывать потребность к ежедневным занятиям физическими упражнениями, развивать умение самостоятельно заниматься этими упражнениями в детском саду и дома. Важно учить детей организовывать и проводить физические упражнения, в том числе подвижные игры, со своими сверстниками и малышами.
У детей важно воспитывать любовь к занятиям спортом, интерес к результатам своих занятий и к достижениям спортсменов.
Хорошо поставленное физическое воспитание во многом способствует умственному развитию детей, так как обеспечивает оптимальные условия для нормальной деятельности нервной системы и других систем организма, что в свою очередь помогает лучшему восприятию и запоминанию.
Важной формой досуга является организация общения со сверстниками. Здесь нужно не просто привести детей, но грамотно организовать это время, что бы детям было весело, они получали удовольствие от коллективной деятельности. Это положительно сказывается на социализации ребенка, на его желании общаться с другими людьми.
В рамках досуговой деятельности необходимо проводить занятия по ознакомлению детей с окружающим миром, решать задачи экологического воспитания детей. Здесь возможно использование различных методов:
наглядные, практические, словесные и др.
Ознакомление детей с природой осуществляется в разнообразных формах: в чтении книг, в труде, наблюдениях, играх на участке и в уголке природы. Воспитатель должен следить за действиями ребенка, рассказывать о надлежащем поведении в данных условиях, принимать непосредственное участие в играх на природе с целью научить ребенка правильному отношению к окружающей его среде. Кроме того ребенку необходимо рассказывать о том, что надо ценить природу, то что она нам дает, приводя примеры, а так же показывая своими действиями.
Все виды досуговой деятельности младших дошкольников содержат элемент игры, что обусловлено возрастными особенностями восприятия. Они решают множество воспитательных задач, облегчая тем самым социализацию ребенка, развивая его представления о мире.
Существуют различные методики воспитания детей этого возраста, включающие виды досуговой деятельности как методы и средства всестороннего развития детей.
Досуговую деятельность младших дошкольников можно разделить на игру, изобразительную деятельность, спортивные мероприятия и игры, общение с другими людьми, а так же занятия, включающие в себя элемент учения, описывающие окружающую действительность, помогающие ребенку познать окружающий мир и удовлетворить свои познавательные потребности.
Основной формой проведения досуга детей этого возраста является игра или деятельность, содержащая элементы игры.
Глава 2. Исследование досуговой деятельности как средство успешного социально-личностного развития дошкольников.
2.1. Методика опытно-экспериментальной работы.
Теоретическое исследование показало, что социально-личностное развитие ребенка является одним из ведущих направлений в дошкольной педагогике и в деятельности образовательных учреждений. В дошкольном возрасте происходит становление базовых характеристик личности: самооценки, эмоционально-потребностной сферы, нравственных ценностей и установок, а также социально-психологических особенностей в общении с людьми. Одним из инструментов гармоничного социально-личностного развития дошкольников является оптимальным образом организованный досуг. Основной целью проведения практического исследования является оценка количественных показателей эффективности досуговой деятельности для социально-личностного развития детей младшего дошкольного возраста.
В исследовании приняли участие 20 воспитанников младших групп МБДОУ №207 г. Ульяновска, которые для получения достоверных и значимых результатов были разделены на две исследовательские группы по 10 человек в каждой (экспериментальная и контрольная группы). Контрольная группа детей занимались по общей программе обучения и воспитания в ДОУ. С детьми экспериментальной группы в период исследования проводились мероприятия досуговой деятельности по разработанной системе, направленной на эффективное социально-личностное развитие.
Исследование проводилось в рамках трех последовательных и взаимосвязанных этапов, обеспечивающие преемственность в планировании, получении, обработке, интерпретации и представлении теоретического и экспериментального материала.
На первом, поисково-теоретическом, этапе проводился теоретический анализ научно-методической литературы, изучался опыт российских и зарубежных исследователей по изучаемой проблеме, определялись объект, предмет, цель, гипотеза и задачи исследования.
На втором, практическом, этапе были проведены исследования качественных и количественных показателей социально-личностных особенностей дошкольников. Данный этап работы состоял в выявлении уровня социально-личностного развития детей.
На третьем этапе, носившем обобщающий характер, были проведены: обработка полученных данных, их обобщение, систематизация и интерпретация с формулированием выводов.
В работе применялись следующие методики:
- для определения общения детей младшего дошкольного возраста в процессе повседневной, игровой, досуговой деятельности применялась методика Т.И. Бабаевой;
-для изучения особенности представлений дошкольников о своей семье, характер отношения к близким провели беседу на тему “Моя семья”;
- для выявления взаимоотношений со сверстниками, предпочтений в игровой деятельности проводилась беседа «Наша группа»;
- для выявления у детей знаний форм приветствия провели игровое занимательное упражнение "Какое приветствие сегодня у тебя».
Критерии оценки уровня социального развития детей младшего дошкольного возраста:
1 балл – задание не выполнено, нет ответа на вопрос.
2 балла – задание выполнено, отвечает на вопрос с небольшой помощью взрослого.
3 балла – задание выполнено, отвечает на вопрос.
Общее количество баллов:
Низкий уровень – от 1 до 5 баллов;
Средний уровень – от 6 до 10 баллов;
Высокий уровень – от 10 до 15 баллов.
2.2. Исследование уровня социально-личностного развития детей младшего дошкольного возраста на констатирующем этапе.
Целью констатирующего эксперимента являлось определение уровня сформированности представлений о социальной действительности у младших дошкольников.
Задачи констатирующего эксперимента:
определить критерии уровня сформированности представлений о социальной действительности младших дошкольников;
подобрать диагностический материал;
провести диагностику уровня сформированности представлений о социальной действительности детей в экспериментальной и контрольной группах.
Социальное воспитание в дошкольном возрасте представляет собой процесс, направленный на создание условий для приобщения детей к национальным и общечеловеческим ценностям, усвоение элементарных и правовых норм и формирование предпосылок активной жизненной позиции ребенка.
Сравнивая результаты диагностики уровня социального развития дошкольников экспериментальной и контрольной групп (см. Таблицу 1), можно говорить о том, что:
- дошкольники экспериментальной и контрольной групп в целом показали средний уровень сформированности представлений о социальной действительности – соответственно 8,2 и 8,9 баллов.
- уровень сформированности представлений дошкольников о своей семье и характер отношения к близким в экспериментальной группе существенно ниже, чем в контрольной группе – 8,3 и 9,3 балла соответственно.
- уровень взаимоотношений со сверстниками и предпочтений в игровой деятельности в экспериментальной группе ниже, чем в контрольной группе – 8,7 и 9,0 баллов соответственно.
- уровень знаний форм приветствия показал следующий результат: в экспериментальной группе 7,8 баллов, в контрольной группе значительно выше – 8,4. (см. Рисунок 1)
Таблица 1. Уровень сформированности социальных знаний у младших дошкольников на этапе констатирующего эксперимента.
Э.Г.-экспериментальная группа К.Г.- контрольная группа |
Уровень сформированности знаний |
||||||||
«Я и моя семья» |
«Наша группа» |
«Какое приветствие сегодня у тебя» |
Средняя оценка |
||||||
Э.Г. |
К.Г. |
Э.Г. |
К.Г. |
Э.Г. |
К.Г. |
Э.Г. |
К.Г. |
||
Средний балл по группе |
8,3 |
9,3 |
8,7 |
9,0 |
7,8 |
8,4 |
8,2 (55%) |
8,9 (59%) |
Рисунок 1. Уровень сформированности социальных знаний у младших дошкольников на этапе констатирующего эксперимента.
Результаты наблюдения за общением детей в процессе образовательной деятельности, в режимных моментах показали, что активность и настойчивость в деятельности проявляют 40% в экспериментальной группе и 50% в контрольной группе, средний уровень активности проявляют 50% в экспериментальной и 40% в контрольной группе, активность не проявляют 10% в обеих группах. ( см. Таблица 2). Позитивное отношение к окружающим в контрольной группе показали выше результаты- 60%, по сравнению, с экспериментальной группой там показатели равны 40%. Однако, средний показатель у экспериментальной группы значительно выше, по сравнению с контрольной-60% и 30% соответственно. А низкий показатель отношения к окружающим показали 10% малышей в обеих группах. Контролировать свое поведение в контрольной и экспериментальной группах могут 30% детей, а дети, которые не контролируют свое поведение составляют 30% в экспериментальной и 20% в контрольной группе. Показатели представлены в Рисунке 2.
Таблица 2. Результаты диагностики индивидуально-личностных и поведенческих качеств младших дошкольников
№ п/п |
Проявление активности и настойчивости в деятельности, умение самостоятельно действовать |
Позитивное отношение к окружающим |
Умение контролировать свое поведение |
||||||
Э.Г. |
К.Г. |
Э.Г. |
К.Г. |
Э.Г. |
К.Г. |
||||
1 |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
|||
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
3 |
|||
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
|||
4 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
|||
5 |
1 |
2 |
3 |
3 |
3 |
1 |
|||
6 |
2 |
3 |
2 |
2 |
1 |
2 |
|||
7 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
|||
8 |
2 |
2 |
3 |
3 |
1 |
3 |
|||
9 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
|||
10 |
3 |
3 |
2 |
3 |
1 |
2 |
|||
Высокий уровень |
40% |
50% |
40% |
60% |
30% |
30% |
|||
Средний уровень |
50% |
40% |
60% |
30% |
40% |
50% |
|||
Низкий уровень |
10% |
10% |
10% |
10% |
30% |
20% |
Рисунок 2. Результаты диагностики индивидуально-личностных и поведенческих качеств младших дошкольников в экспериментальной группе
Результаты диагностики индивидуально-личностных и поведенческих качеств младших дошкольников в контрольной группе
Таким образом, по результатам диагностики уровня социально-личностного развития младших дошкольников, можно говорить о том, что у детей в исследуемых группах наблюдается: средний уровень эмоционально-личностного развития, средний уровень сформированности социальных знаний.
Достоверно доказаны следующие различия:
- испытуемые контрольной группы обладают большими представлениями о своей семье, выше уровень взаимоотношений со сверстниками и они знают больше форм приветствия по сравнению с экспериментальной группой;
- дети контрольной группы проявляют больше активности в общении, позитивно относятся к окружающим и умеют контролировать свое поведение, нежели дети в экспериментальной группе.
Возможные позитивные изменения, обнаруженные на контрольном этапе исследования – по завершении системы занятий, направленной на развитие социально-коммуникативных знаний, умений и навыков, будут свидетельствовать о положительном влиянии досуга на социально-личностное развитие младших дошкольников.
2.3. Педагогическая работа по созданию досуговой деятельности как условия успешного социально-личностного развития младших дошкольников
Главными путями реализации задачи повышения уровня социально-личностного развития младших дошкольников являются игровые занятия, чтение художественной литературы, познавательные и развивающие игры, пальчиковая гимнастика, развлечения, а также совместная и самостоятельная деятельность. Вся запланированная работа сообщает детям знания, вызывает оценочное отношение к социальным явлениям, фактам, событиям, способствует развитию социальных эмоций, чувств.
Наша педагогическая работа была построена на тематическом блоке «Бесед у камина», которая была разработана О.Н. Андреевой. Нами было использовано примерное тематическое планирование досуговой деятельности, направленной на социально-личностное развитие дошкольников младшего возраста. А также в своей работе мы использовали картотеку пальчиковых игр. (Приложение 1)
Тематическое планирование досуговой деятельности направленной на социально-личностное развитие дошкольников младшего возраста.
Месяц |
Неделя |
Тема |
Образовательная область Образовательная деятельность |
|
сентябрь |
1 |
«А вот и Я!» |
Социально-коммуникативное развитие Игра «Давайте познакомимся!» |
|
2 |
Социально-коммуникативное развитие Игра «Маленькие ножки бежали по дорожке» |
|||
3 |
Речевое развитие Упражнение «Где же мои…» |
|||
4 |
Физическое развитие (здоровье) Игра «Назови и покажи» |
|||
октябрь |
1 |
Физическое развитие (здоровье) Пальчиковая гимнастика «Пальчики» |
||
2 |
Социально-коммуникативное развитие Упражнение «Украсим себя» |
|||
3 |
Социально-коммуникативное развитие Игровое упражнение «Солнечный зайчик» |
|||
4 |
Социально-коммуникативное развитие Игра-пантомима «Маски» |
|||
ноябрь |
1 |
«Имя мое» |
Социально-коммуникативное развитие Игра «Прошепчи имя» |
|
2 |
Социально-коммуникативное развитие Игра «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий» |
|||
3 |
Социально-коммуникативное развитие Хороводная игра «Зайка, зайка, попляши!» |
|||
4 |
Социально-коммуникативное развитие Дидактическая игра «Девочки-мальчики» |
|||
декабрь |
1 |
Речевое развитие Чтение потешек об именах |
||
2 |
Речевое развитие Стихотворение «Федотка» К.Чуковского |
|||
3 |
Социально-коммуникативное развитие Игра «Назови имя мальчика (девочки)» |
|||
4 |
Социально-коммуникативное развитие Дид.игра «На прогулку» |
|||
январь |
1 |
«Дружная семейка» |
Физическое развитие Игра «Мышки в норочках сидят» |
|
2 |
Речевое развитие Стихотворение «Новичок» А.Бродского |
|||
3 |
Социально-коммуникативное развитие Проблемная ситуация «Хорошо-плохо» |
|||
4 |
Социально-коммуникативное развитие Игра «Кто спрятался» |
|||
февраль |
1 |
Социально-коммуникативное развитие Игра «Рукавичка» |
||
2 |
Социально-коммуникативное развитие Упражнение «Каждой вещи - свое место |
|||
3 |
Социально-коммуникативное развитие Игра «Мирилочка» |
|||
4 |
Социально-коммуникативное развитие Речевое развитие Дид.упражнение «Пригласи в гости» |
|||
март |
1 |
«Папа, мама, я - дружная семья!» |
Физическое развитие (здоровье) Пальчиковая гимнастика |
|
2 |
Социально-коммуникативное развитие Упражнение «Кто?» |
|||
3 |
Социально-коммуникативное развитие Рассматривание семейных альбомов |
|||
4 |
Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Упражнение «Размести сказочных героев» |
|||
апрель |
1 |
Социально-коммуникативное развитие Речевое развитие Игра-инсценировка «Наша-то хозяюшка сметлива была» |
||
2 |
Речевое развитие Заучивание стихотворения «Мама» И.Мельничук |
|||
3 |
Речевое развитие Чтение «Моя родня» Я.Аким |
|||
4 |
Социально-коммуникативное развитие Игра «Колыбельная для куклы» |
|||
май |
1 |
«Забавы с песком» |
Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Упражнение «Отгадай загадку» Игра «Чувствительные ладошки» |
|
2 |
Познавательное развитие Игра «Мой клад» |
|||
3 |
Познавательное развитие Экспериментирование «Песочные струйки» |
|||
3 |
Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Игра-развлечение «Испеки пирожок» |
|||
4 |
Познавательное развитие Художественно-эстетическое развитие Упражнение «Рисунки на песке» |
2.4. Описание и анализ результатов контрольного эксперимента.
Цель контрольного эксперимента – проверка эффективности разработанного комплекса мероприятий по повышению уровня сформированности социальных навыков у младших дошкольников. Для определения эффективности проделанной работы был использован тот же диагностический материал, что и в констатирующем эксперименте.
Анализ результатов диагностики уровня сформированности социальных знаний младших дошкольников экспериментальной и контрольной групп в контрольном эксперименте показывает:
- уровень сформированности представлений дошкольников о своей семье и характер отношения к близким повысился в обеих группах, однако, динамика его повышения в экспериментальной группе выше, чем в контрольной; (см. Таблицу 3)
- возрос уровень взаимоотношений со сверстниками и предпочтений в игровой деятельности в экспериментальной группе, показавших в констатирующем этапе низкие результаты;
- значительно возрос уровень знаний форм приветствия в экспериментальной группе, по сравнению с констатирующим результатом.
Таблица 3. Динамика уровня сформированности социальных знаний у младших дошкольников.
Э.Г.-экспериментальная группа К.Г.- контрольная группа |
Уровень сформированности знаний |
|||||||||||
«Я и моя семья» |
«Наша группа» |
«Какое приветствие сегодня у тебя» |
Средняя оценка |
|||||||||
Э.Г. |
К.Г. |
Э.Г. |
К.Г. |
Э.Г. |
К.Г. |
Э.Г. |
К.Г. |
|||||
Констатирующий эксперимент |
8,3 |
9,3 |
8,7 |
9,0 |
7,8 |
8,4 |
8,2 (55%) |
8,9 (59%) |
||||
Контрольный эксперимент |
9,8 |
99,6 |
9,8 |
9,2 |
10,2 |
9,0 |
9,9 (66%) |
9,2 (61%) |
||||
Изменение среднего уровня |
1,5 |
0,3 |
1,1 |
0,2 |
2,4 |
0,6 |
1,7 (11%) |
0,3 (2%) |
Рисунок 4. Уровень сформированности социальных знаний у младших дошкольников на этапе контрольного эксперимента.
Результаты контрольного наблюдения за общением детей в процессе образовательной деятельности, в режимных моментах в ходе педагогической работы, направленной на развитие социально-коммуникативных знаний, умений и навыков, показали что, уровень активности детей в деятельности повысился в обеих группах. Причем, показатели в экспериментальной группе превышают показатели контрольной группы на 10%. (см. Таблицу 4). Дети экспериментальной группы позитивнее относятся к окружающим, по сравнению, с контрольной группой. Их результаты показали 80% и 70% соответственно. Детей с низким уровнем не оказалось ни в одной группе. Контролировать свое поведение дети стали лучше в экспериментальной группе – их 50%, по сравнению с контрольной группой, где результат показал 40%. С низким уровнем контроля за своим поведением в обеих группах одинаковое количество-10%. (см. Рисунок 5)
Таблица 4. Результаты сравнительной диагностики индивидуально-личностных и поведенческих качеств младших дошкольников
№ п/п |
Проявление активности и настойчивости в деятельности, умение самостоятельно действовать |
Позитивное отношение к окружающим |
Умение контролировать свое поведение |
||||||||
Констатирующий эксперимент |
|||||||||||
Э.Г. |
К.Г. |
Э.Г. |
К.Г. |
Э.Г. |
К.Г. |
||||||
Высокий уровень |
40% |
50% |
40% |
60% |
30% |
30% |
|||||
Средний уровень |
50% |
40% |
60% |
30% |
40% |
50% |
|||||
Низкий уровень |
10% |
10% |
10% |
10% |
30% |
20% |
|||||
Контрольный эксперимент |
|||||||||||
Высокий уровень |
70% |
60% |
80% |
70% |
50% |
40% |
|||||
Средний уровень |
30% |
30% |
20% |
30% |
40% |
60% |
|||||
Низкий уровень |
- |
10% |
- |
- |
10% |
10% |
Рисунок 5.
Учитывая данные оценки достоверности обнаруженных отличий, по итогам проведения исследования влияния досуговой деятельности на социально-личностное развитие детей младшего дошкольного возраста, можно сделать выводы о том, что применение специально отобранных досуговых мероприятий влияет на социально-личностное развитие ребенка следующим образом:
- повышаются показатели представления дошкольников о своей семье и характер отношения к близким;
- проявляется больше активности в общении, в позитивном отношении к окружающим и умении контролировать свое поведение;
- улучшаются взаимоотношения со сверстниками;
- повышается показатель социально-нравственного развития.
Таким образом, позитивные изменения, обнаруженные на контрольном этапе исследования – по завершении систем занятий, направленной на развитие социально-коммуникативных знаний, умений и навыков, свидетельствуют о положительном влиянии досуговой деятельности на социально-личностное развитие дошкольников.
Заключение.
Проблема индивидуального человеческого бытия так или иначе отражает систему определенных ценностей: общечеловеческих, лежащих в основе мировоззрения, конкретно - исторических социокультурных, определяющих типичные черты образа жизни, общественных, регулирующих поведение, индивидуально - уникальных, участвующих в формировании личности. Данные ценностные ориентации актуальны на современном этапе развития общества, так как они определяют одновременно автономию личности и ее социальную ценность.
Сложившийся в раннем детстве социально-личностный опыт существенно влияет на различные грани становления сознания и самосознания индивида. Гуманистическая психология, в которой предметом исследования является самореализация и самоактуализация личности, прослеживает влияние индивидуального опыта экзестенциальных переживаний на развитие личности. К тому моменту, когда у личности складывается специфические психологические средства-орудия, необходимые для организации опыта собственной жизни, сам опыт может быть трансформирован и вытеснен из сознания. Каждый этап жизни требует продуктивного включения уже достигнутых уровней развития. В отношении опыта собственной жизни, таких культурно заданных средств в настоящее время не существует.
Большинство исследователей обращаются к социально-личностным особенностям взрослого и изучают влияние детских впечатлений и переживаний на особенности личности в настоящем (Ф. Зимбардо, 3. Гелус, Е.П. Ильин). Оказание человеку психологической помощи путем обращения к периоду социально-личностного развития, а при необходимости реконструкция и преобразование индивидуального опыта человека используется в различных областях индивидуальной психологии (3. Фрейд, М. Клайн, А. Адлер), а также в работах К. Юнга, Ф. Перлза, А. Асссаджаолли. При этом социально-личностное развитие самих детей изучается мало (И.С. Якиманская, Ю.О. Бирюкова).
В данной работе было осуществлено исследование, выявляющее оптимальные условия социально-личностного развития детей младшего дошкольного возраста средствами организации досуговой деятельности. Исследование включало в себя три последовательных и взаимосвязанных этапа, позволяющих получить достоверные результаты: констатирующий, формирующий и контрольный. Целью формирующего эксперимента было передать детям определенный багаж этических знаний как основу нравственных отношений и нравственного поведения. Данная цель реализовывалась средствами досуговой деятельности в следующем содержании формирующего эксперимента:
ознакомление детей с системой общечеловеческих норм, принципов и правил, принятых в обществе;
знакомство с основными этическими категориями и нравственными качествами человека;
формирование определенного багажа нравственных представлений и понятий как основы социально-личностного развития;
формирование у детей умения осознанно делать выбор и принимать обоснованное решение.
Учитывая данные оценки достоверности обнаруженных отличий, по итогам проведения исследования, можно сделать выводы о том, что досуговая деятельность в ДОУ влияет на социально-личностное развитие ребенка следующим образом:
- повышаются показатели представления дошкольников о своей семье и характер отношения к близким;
- проявляется больше активности в общении, в позитивном отношении к окружающим и умении контролировать свое поведение;
- улучшаются взаимоотношения со сверстниками;
- повышается показатель социально-нравственного развития.
Таким образом, позитивные изменения, обнаруженные на контрольном этапе исследования - по завершении системы занятий, направленной на развитие социально-коммуникативных знаний, умений и навыков, - свидетельствуют о положительном влиянии досуговой деятельности в ДОУ на социально-личностное развитие дошкольников. Гипотеза исследования доказана полностью.
Разнообразные по форме, содержанию и эмоциональной насыщенности досуговые занятия детей вызывают широкий резонанс в их душах, в кругу друзей и знакомых, в семье, порождая, таким образом, заданное досуговым мероприятием общение на предмет услышанного, увиденного, совершенного. Как результат, осуществляются виды деятельности, которые сам ребенок не совершил бы, не будь побуждения извне. То есть детский досуг предполагает прокреативную функцию. Реализация данных функций обеспечивает целостное развитие личности ребенка.
Итак, досуговая деятельность является не только приоритетным направлением организации деятельности ребенка, способствующей развитию его личности, но важной сферой социализации дошкольника.
Литература
Аверин, В. А. Психология развития детей дошкольного возраста [Текст] / В. А. Аверин. - Спб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000. - 64 с. - ISBN 5-8016-0203-8.
Азбукина Е.Ю. Использование элементов театральной педагогики при работе с детьми [Текст] / Е.Ю. Азбукина// Вестник Томского государственного педагогического университета. -2010. - №1. - С. 70-74.
Валитова, И. Е. Психология развития ребенка дошкольного возраста [Текст] / И. Е. Валитова. - Мн.: Ушверсггэцкая, 1999. - 160 с. - ISBN 985-09-0294-9.
Войди в мир развлечений и забав: организация досуговой деятельности в ДОУ [Текст]: методическое пособие/ А.Е. Заверуха, Т.В. Кузнецова, Н.Ю. Майданкина, Л.Г. Лихачева, Е.В. Усова, Н.А. Прохорова, О.Г. Шатунова; под ред. Н.Ю. Майданкиной.- Ульяновск: Издатель Качалин Александр Васильевич, 2013. – 132 с.
Гализина Е.С. Туризм - источник радости [Текст] / Е.С. Гализина // Дополнительное образование и воспитание. - 2010. - №9. - С. 34.
Добрович, А. Общение: наука и искусство [Текст] / А. Добрович. - М.: АОЗТ «Яуза», 1996. - 254 с- ISBN5-87849-069-2.
Еникеев М. И. Общая и социальная психология [Текст] / М. И. Еникеев. - М.: Норма, 2002. - 624 с. - ISBN: 5-89123-359-2.
Забрамная С. Д. Развивающие занятия с детьми [Текст] / С. Д. Забрамная. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2006. - 170 с. -ISBN: 5-88923-066-2.
Зацепина М.Б. Организация культурно-досуговой деятельности дошкольников [Текст] / Под ред. Т.С. Комаровой. - М., 2004.
Иванова Н.В. Социальное развитие детей в ДОУ: методическое пособие [Текст] / Н.В. Иванова, Е.Ю. Бардинова, А.М. Калинина. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
Исаева И.Ю. Досуговая педагогика [Текст] : Учебное пособие / И.Ю. Исаева - М: Флинта, 2010. - С. 26.
Кленов Н.В. Культурно-досуговая сфера УДОД [Текст] / Н.В. Кленов // Дополнительное образование и воспитание. - 2008. - №7. - С. 12-18.
Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] / В. С. Мухина. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 456 с. - ISBN 5-7695-0408-0.
Непомнящая, Н. И. Становление личности ребенка 6-7 лет [Текст]/ Н. И. Непомнящая. - М.: Педагогика, 1992. - 160 с.' - ISBN 5-7155-0379-5.
Онощенко СВ. Педагогические условия реализации возможностей игрушки как средства формирования социального опыта дошкольников [Текст] / СВ. Оношенко // Вестник Тамбовского университета. - Серия: Гуманитарные науки. - 2008. - №12. - С. 156.
Пере-Клеймон, А. Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей [Текст] / А. Н. Пере-Клеймон. - М.: Педагогика, 2001. - 248 с. -ISBN 5-7155-0023-0.
Смирнова, Е. О. Детская психология [Текст] / Е. О. Смирнов. - М: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2003. - 368 с. - ISBN 5-691-00893-5.
Станкин, М. И. Психология общения [Текст] / М. И. Станкин. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2000. - 304 с. - ISBN 5-89502-072-0.
Столяренко, Л. Д. Педагогическая психология [Текст] / Л. Д. Столяренко. - Р-н/Д.: Феникс, 2000. - 544 с. - ISBN 5-222-01423-1.
Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология [Текст] / Г. А. Урунтаева. -М.: Академия, 2001. - 336 с. - ISBN 5-7695-0034-4.
Урунтаева, Г. А. Практикум по детской психологии [Текст] / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. - М.: Просвещение, 1995. - 291 с. - ISBN 5-09-006457-1.
Целуйко, В. М. Вы и ваши дети. Психология семьи [Текст] / В. М. Целуйко. - Р-н/Д.: Феникс, 2004. - 448 с. - ISBN 5-222-05215-Х.
Шамсутдинова Д.В. Организованный досуг как вид социально-культурной и педагогической деятельности [Текст] / Д.В. Шамсутдинова // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2007. - Специальный номер. - С 147.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования /http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах [Текст] / Д. Б. Эльконин. - М.: Просвещение, 1995. - 416 с. - ISBN 5-87224-087-2.
Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 56 с.
Приложение
Приложение 1.
Комплекс пальчиковой гимнастики для младших дошкольников.
Приложение 2.
Развивающие упражнения для самых маленьких.(2-4 года).
Яблочко.
(Русская народная потешка)
Катилось яблочко по огороду
Сложите руку в кулак и покрутите
кулаком.
И упало прямо в воду –
Бульк!
Уроните руку вниз.
Дождик.
(Русская народная потешка)
Дождик, дождик, посильней,
Машем открытыми ладошками
вверх – вниз.
Будет травка зеленей,
Ставим на стол открытые ладошки
растопыренными пальчиками вверх.
Вырастут цветочки
На кругленьком лужочке!
Свёрнутые в кулачок пальцы обеих
рук раскрываются, изображая распускающиеся цветы.
Жук, жук.
(Русская народная потешка)
Жук, жук не жужжи!
Изображаем жука с длинными
усиками.
Где ты прячешься, скажи!
Разводим руками в стороны и
пожимаем плечами.
Мой дом под кустом,
Изображаем ладонями крышу.
Под берёзовым листом!
Опять одной рукой изображаем жука,
а второй – листик, под который и
залетает жук.
Муха строит дом.
(Русская народная потешка)
Ох, ох, что за гром?
Ладони к щекам. Качаем головой
из стороны в сторону.
Муха строит новый дом.
Изображаем ладонями крышу.
Молоток: стук – стук,
Изображаем рукой
движения молотком.
Помогать идёт петух.
Двумя пальцами изображаем
ноги, показываем, как идёт петух –
важно, вразвалочку.
Кораблик
По реке плывёт кораблик,
Он плывет из далека,
Сложили руки лодочкой и делаем
ими волнообразные движения.
На кораблике четыре
Очень храбрых моряка.
Показываем поднятые вверх
четыре пальца.
У них ушки на макушке,
Поднимаем руки к голове, показываем
ушки согнутыми ладонями.
У них длинные хвосты.
Приставляем руку к пояснице,
изображая движения хвостиком.
Не страшны им только кошки,
Только кошки да коты.
Обе руки поднимаем к голове,
изображаем кошачьи когти и шипим.
Тетери.
(Русская народная потешка)
Как на нашем на лугу
Разводим руки в стороны,
изображая простор.
Стоит чашка творогу.
Ладони вместе – горстью.
Прилетели две тетери,
Машем пальчиками обеих рук,
«слетаемся» с разных сторон
в середину.
Наклевались, улетели.
Указательный и средний палец –
клювы – тыкают в сложенную
горстью вторую ладонь.
Отличные пшеничные.
(Из шведской народной поэзии)
Мы печём пшеничные
Пироги отличные.
Одну ладонь кладём на другую,
потом наоборот – лепим пирожки.
Кто придёт к нам пробовать
Пироги пшеничные?
Две ладони рядом, изображаем
поднос с пирожками.
Мама, папа, брат, сестра,
Пёс лохматый со двора.
По очереди загибаем пальцы,
начиная с большого.
И другие, все, кто может,
Пусть приходят с ними тоже.
Машем ладонями по направлению
к себе – зазываем в гости.
Тесто замесили мы,
Изображаем руками, как месят
тесто.
Сахар не забыли мы,
Сыпем «сахар» щепоткой.
Пироги пшеничные
В печку посадили мы.
Воображаемый пирог обхватили руками
и ставим в печку – движение вперёд.
Печка весело горит,
Наша мама говорит:
- Крошки, что останутся,
Воробью достанутся.
Изображаем, как воробей клюёт крошки –
указательным пальцем одной руки
с ладони другой руки.
Синий чиж.
(Русская народная потешка)
По дубочку постучишь
Стучим кулачком по столу.
Прилетает синий чиж.
Машем «крыльями».
У чижа, у чиженьки
Хохолочек рыженький.
Поднимаем вверх четыре пальца
и делаем пальцами волнообразные
движения, пёрышки на хохолке
«развеваются».
А на лапке маленькой
Сапожочек аленький.
Указательный палец одной руки
поставить на стол и кончиком пальца
другой руки погладить ноготь пальца,
изображающего лапку.
Чиж под солнышком летал
И головкою кивал.
Машем «крыльями», киваем головой
Ах ты, радуга-дуга…
(Русская народная потешка)
Ах ты, радуга-дуга,
Ты высока и туга!
Соедините руки в замок, поднимите их
над головой и покачайте из стороны
в сторону.
Не дай дождичка,
Машем открытыми от себя ладонями
из стороны в сторону, изображая
отказ.
Дай нам вёдрышко.
Ладони горизонтально, как бы
подставляем ладони под дождь.
Чтобы деткам погулять,
Чтоб теляткам поскакать,
В такт стихам качаем головой
из стороны в сторону, как бы
напевая песенку.
Нужно солнышко –
Колоколнышко!
Поднимаем руки вверх,
растопырив пальцы, -
изображаем солнышко.
ИГРЫ С ВОДОЙ
Воду можно наливать в различные ёмкости, естественно только пластмассовые. Можно использовать баночки и бутылочки разного размера, вида объёма.
Попробуйте сосчитать, сколько маленьких стаканчиков поместится в большой бутылке. А если вылить потом обратно в стаканчики? Будут ли они все заполнены? Или вода в бутылке останется?
А что будет, если опустить пустую незакрытую бутылку целиком под воду? Она заполнится или останется пустой?
А что будет, если закрыть бутылку и опустить в воду? Она будет плавать горизонтально на поверхности воды. Пусть ребёнок попробует опустить её ко дну и удержать там. Повторите с заполненной наполовину и полностью заполненной бутылкой.
Предложите малышу кидать игрушки в воду и вылавливать те, которые будут плавать на поверхности.
Те игрушки, которые тонут, надо просто собирать руками со дна тазика.
Бросьте в воду три разные ложки: металлическую, пластмассовую, деревянную. Какая утонет, какая нет?
Бросайте в воду кусочки разных тканей различных размеров: некоторые из них будут быстро намокать, некоторые нет.
ИГРЫ С ПЕСКОМ.
Разрешите малышу трогать песок, копаться в нём руками, лопаткой, совочком.
Покажите, как можно втыкать в песок палочки, веточки, листики, камушки.
Слепите малышу несколько куличиков разной формы, пусть он их ломает их, нажимая ладошкой, лопаткой.
Покажите ему, какой песок сухой, какой мокрый. Продемонстрируйте, что кулич получается из мокрого песка и не получается из сухого. Все действия комментируйте словами.
Научите малыша насыпать песок в ведёрки и формочки, утрамбовывать его лопаткой или ладошкой, перекладывать и пересыпать из одной ёмкости в другую, копать ямки и насыпать кучи.
Можно лепить руками из мокрого песка заборчики, башенки. Это даже проще, чем лепить куличи. Ручки сдвинул, слегка сжал, убрал – и уже что-то получилось.
Когда ребёнок освоит эту науку, покажите ему, как лепить заборчики по кругу. Как пристраивать к ним башенки из ведёрок, на ведёрки ставить маленькие формочки, делать из палочек мосты и т.д.
Сначала делайте это сами. А ребёнок пусть только помогает. Потом он будет играть самостоятельно.
ИГРЫ СО ШНУРКАМИ.
Игры-шнуровки сейчас широко представлены на прилавках магазинов. От простейших шнуровок-
пуговиц, где надо протолкнуть шнурок в
отверстие, до целых домов из фанеры, стены
которых пришнуровываются друг к другу.
Можно каждый день делать новую интересную
игру-шнуровку. Для этого нужно: плотный
картон, дырокол и шнурок для обуви.
Единственная проблема – обычным
бытовым дыроколом вы сможете проделывать
отверстия только о краю картонки. Проявите
фантазию и не используйте большие куски картона.
Сделайте из картона цветок, ёлочку, ёжика, грузовик с рядом отверстий по краю. Вырежьте более мелкие детали, которые к ним можно пришнуровывать. Например, бабочку, которая сядет на цветок и т.д.
Можно нанизывать на шнурок для обуви бусины от вышедших из моды пластмассовых «ожерелий». На кухне попробуйте нанизывать на шнурок макароны.
ВОЛШЕБНЫЙ МЕШОЧЕК.
Покажите ребёнку те предметы, которые вы собираетесь положить в мешочек.
Для начала возьмите один предмет и уберите его в мешочек на глазах у ребёнка. Спросите где же кубик? Куда он делся? Достаньте игрушку из мешочка, скажите: «Вот она!»
Опять спрячьте её в мешочек, предложите ребёнку найти предмет самостоятельно.
Потом положите в мешочек не один, а два предмета или три.
Можете назвать ребёнку фигуру, которую нужно достать.
Можно играть по-другому – пусть ребёнок достаёт все предметы один за другим, называя каждый, прежде чем вытащить из мешка.