Курс на интенсив: как добиться интенсификации обучения школьников
Интенсификация учебного процесса и здоровье школьника
Мы знаем: время растяжимо.
Оно зависит от того,
Какого рода содержимым
Вы наполняете его.
С.Я. Маршак
Постоянное увеличение объема учебного материала при отсутствии увеличения, а то и при уменьшении учебных часов требует особых подходов к преподаванию. Выходом из этой ситуации нам видится интенсификация учебного процесса, то есть повышение качества знаний без увеличения времени, затраченного на усвоение материала. Как повысить интенсивность подачи и усвоения знаний?
К сожалению, современные требования к обученности выпускника таковы, что образование все чаще становится стрессовым. Школьники беспокоятся из-за того, что плохо понимают материал, боятся контрольных и экзаменов. Учителя нервничают из-за недостаточных успехов учеников и тоже боятся экзаменов. Это создает нервозную обстановку в классе.
И вот на сцену выходит «стрессовая педагогика» с окриками, резкими замечаниями, запугиванием...
Класс, издерганный и запуганный учителем, на стрессе выдает высокий результат. Казалось бы, эффект есть. Но на остальных уроках дети уже почти невменяемые: одни засыпают, другие «отрываются», третьи плачут. Терпит нагрузки и их нервная система. Дети привыкают к стрессу, перестают выдавать «хорошую» реакцию в виде повышенного качества знаний. Окриков уже мало. В ход идут насмешки на грани оскорбления и крик. Это дорога никуда. В ее конце — лишь ненависть к предмету и неврозы.
Напротив, спокойное, доброжелательное отношение учителя, хотя и не дает моментального эффекта, работает на более долгосрочный результат. На таком уроке может царить по-настоящему деловая обстановка, есть возможность воспитать правильную мотивацию.
Мотивация
Мотивация — это тот рычаг, которым можно сдвинуть самое закостенелое невежество. Проблема лишь в сложности работы с ней. Ведь хороший мотив — внутренний мотив. Однако как его внушить школьнику?
Во-первых, надо побудить ребенка поверить в себя. Для того, кто живет под девизом «Все равно у меня ничего не получится!», любой мотив бесполезен.
Во-вторых, надо постараться уяснить, что школьнику интересно, чем он хотел бы заниматься. Мечта получить желанную профессию — мощный мотив.
В-третьих, поначалу годится любая мотивация. Например, порадовать маму, получить «пятерку» или приз в соревновании и т.п.
В-четвертых, интерес. Если ребенку интересно на уроке, он захвачен изучаемой темой, у него есть мотив изучить ее получше, познакомиться с дополнительными материалами и т.п.
Однако мотивация — лишь важнейшая составляющая интенсификации, но ее недостаточно для результата.
Цель
Мотивированность— общее состояние человека. Конкретное ее проявление — цель.
Целеполагание — один из важнейших и столь необходимых в наши дни гибких навыков. Оно же помогает сделать усвоение знаний более интенсивным, ведь по-настоящему интенсивное обучение — всегда осмысленное. Так что со всех точек зрения полезно научить ребят ставить перед собой цели и намечать пути решения.
Стоит уделять целеполаганию несколько минут в начале урока, и это не потерянное время. Умение ставить цель еще не раз поможет и учителю, и ученику.
Цель должна быть достижимой, но не слишком легкой; движение к ней должно требовать усилий, однако они не должны быль мучительными и изнуряющими.
Упражнения для повышения мотивации и обучения целеполаганию
Упражнение «Мои цели»
Записать на листочке все жизненные цели (стать юристом, завести хомячка, уговорить маму купить новый компьютер, встретить свою любовь, написать контрольную по физике на «четверку», иметь много друзей, съездить в Японию...); затем выбрать из них три наиболее важные и объяснить свой выбор. Что надо сделать, чтобы достичь цели?
Упражнение «Черепашьи шаги»
Составить дробный план достижения цели. То есть забить большое действие на последовательность маленьких шагов. Приведем пример.
Цель — выучить пропущенную по болезни тему. Что надо сделать?
Учить в день по 2 (1, 3, 4...) параграфа. Решать по 2 (3, 4...) задачи.
Посмотреть учебные фильмы в интернете.
Задать вопросы учителю (сильному однокласснику) о том, что все же сам не понял.
Попросить учительницу дать ту же контрольную...
Упражнение «Зачем нужно...»
Про какую-то тему записать как можно больше того, для чего она нужна (например, тема «Климат»). Время работы ограничено (в классе) или не ограничено (это домашнее задание). Потом проверить, кто нашел больше применений для изученного.
Игра «Я — предмет»
Ребята вытягивают карточки с названиями учебных предметов. После подготовки (в классе или дома) они выступают перед классом и, взяв на себя роль этого предмета, хвалят себя. Приведем пример: «Я — история. Я самый увлекательный предмет в школе. Я рассказываю о том, что было раньше. Знаю много интересного про людей и события. Я даю советы, как не совершать ошибок в будущем. Я нужна тем, кто поступает в вуз на историка, юриста, филолога. Я помогаю понять литературу...» и т.д.
Те, кому не досталось карточки, — члены жюри. Они выбирают лучшее выступление.
Можно видоизменить эту игру так, что наука не называет себя, а только говорит о себе хорошие вещи, а ребята должны угадать, что это за предмет.
«Умные» задания
Такие задания стимулируют в ребенке творческую активность. Они заставляют не только повторить весь материал, но и осмыслить его. Например, «Что общего у существительного, прилагательного и числительного? Почему эти три части речи называют именами?»
Или такое задание: «В какой из этих автономных областей вы построили бы автомобилестроительный завод? Почему?»
Такие задания можно углубить и до учебного проекта. Работать над проектом можно в одиночку или небольшими (2 - 3 человека) группами (по выбору конкретных учеников); время подготовки такого проекта обычно около недели - двух. Результаты презентуются на уроке-конференции.
Разнообразные суды, РАФТ, «загадочные тетради» и т.п. — это тоже те задания, которые позволяют быстро и качественно повторить материал.
Технология "Перевернутый класс"
Эта технология и в самом деле позволяет сделать процесс усвоения трудной темы значительно более качественным и интенсивным.
Суть метода в том, что учитель заранее предоставляет школьникам доступ к новому материалу (обычно в виде презентации PowerPointс аудио сопровождением и ссылками на обучающие видеофильмы). С материалом ребята должны ознакомиться дома и записать возникшие вопросы.
На уроке учитель отвечает на вопросы, повторно разъясняет самый трудный материал и отрабатывает практическую часть (задачи и т.п.).
Другими словами, наиболее трудная часть работы —практическое применение знаний — выполняется под руководством учителя, а теория рассматривается дважды: дома и (наиболее трудная часть) на уроке.
Кстати, презентацию стоит отправить и тем ученикам, которые болеют, чтобы они не слишком отстали, а еще ее можно использовать при повторении материала и подготовке к ЕГЭ.
Помоги себе сам
Школьник, особенно старшеклассник, и сам испытывает стресс от того, что часто не успевает сделать все намеченное. А значит, педагог может помочь ему справиться с ситуацией, причем в таких выгодных условиях, когда подросток и сам этого хочет.
Есть смысл посвятить пару классных часов приемам тайм-менеджмента для детей.
Лучше, конечно, не давать готовые рекомендации, а прийти к ним в процессе обсуждения. Вместе с детьми можно разработать, например, список «хронофагов»— действий, «съедающих» много времени: «зависание» в соцсетях и мессенджерах, болтовня по телефону, компьютерные игры и т.д. Ребята сами должны прийти к мысли, что «хронофагов» надо ограничить в их аппетитах.
Часто накапливается столько мелких дел, отложенных «на потом», что они требуют уже целого дня. Одно из правил тайм-менеджмента гласит: «Если на дело требуется менее пяти минут, сделай его немедленно». Можно даже составить с ребятами список таких дел и убедиться, что их очень немало.
Стоит научить ребят расписывать дела на группы: срочные важные, срочные неважные, несрочные важные и несрочные неважные. А затем планировать свое время исходя из этих записей.
Можно рассказать ребятам о разных способах временнОй организации работы. В школе принято работать 45 минут, затем перемена. Но дома каждый волен выбрать удобный ритм.
Например, правило «помидорки»: 25 минут интенсивной работы (отвлекаться запрещено) — 5 минут перерыв. После четырех таких циклов перерыв 15 минут. Название связано с формой таймера, который использовал создатель метода Франческо Чирилло. Работа выполняется строго по таймеру. Если что-то вспомнилось по ходу деятельности, надо записать, но не отвлекаться на другое дело, даже быстрое.
Урок тоже принято делить на этапы, каждый из которых имеет свои особенности. Смена типа деятельности (слушание, говорение, обдумывание, письмо и т.д.) помогает интенсифицировать процесс, но этого мало. Необходимо продумать два, а то и три одно-двухминутных перерыва на отдых. Это, конечно, физкультминутка (в середине или после двух третей урока) и, например, короткий «анекдот» из биографии писателя (ученого), история из жизни учителя, рассказ о забавной ошибке на изучаемое правило и т.п.
Старшеклассникам часто не нравятся физкультминутки. Им можно предложить просто встать, потянуться, размять руки, шею и плечи, выполнить упражнения для глаз. Небольшая разрядка повысит упавшую интенсивность работы.
Повышение интенсификации урока — важная задача, стоящая перед современным учителем, и решать ее надо, привлекая различные методы и создавая свои собственные технологии.
Волкова Светлана Ивановна
Сафонова Елена Валерьевна