Статья на тему «Интенсификация процессов обучения»

2
0
Материал опубликован 24 August 2022

Интенсификация методов и форм обучения в СПО

​​​​​​​ Интенсификация обучения (лат. – напряженный) – принцип организации системы обучения, максимально использующая внутренние резервы для повышения эффективности образования. Интенсификация – это рационализация структуры системы образования. Интенсификация – это рационализация структуры системы образования и функций субъектов системы; введение эффективных образовательных технологий; переход на многоуровневое образование, обеспечивающее удовлетворение разнообразных образовательных потребностей; смена принципов обучения и реализация гуманизации, регионализации и демократизации образования как принципов, стимулирующих развитие системы. Интенсификация обучения ведет к более рациональному использованию учебного времени, активизации функций субъектов образования, повышает энергичность и напряженность, стимулирует познавательную деятельность учащихся.

С изменениями в обществе изменяются и приоритеты в системе образования. На смену жесткой централизации, монополизации и политизации образования приходят тенденции к вариативности, индивидуальности. Человек в данном рассмотрении является центром и целью образования с учетом его потребностей, интересов, ценностного отношения к уровню и качеству образования. В связи с активным проникновением новейших информационных технологий в сферу образования проблема интенсификации процесса обучения ставится как никогда остро. Это обусловлено увеличивающимся объемом информации, необходимостью ее обработать в ограниченный период времени, крайне жесткими требованиями, предъявляемыми к выпускникам школ. Интенсификация значится в энциклопедическом словаре как «усиление, увеличение напряженности, производительности, действенности». Разные авторы педагогических исследований предлагают различные трактовки понятия «интенсификация образования». Ю. К. Бабанский понимает интенсификацию как «повышение производительности труда учителя и ученика в каждую единицу времени». С. И. Архангельский определяет интенсификацию учебного процесса как «повышение качества обучения и одновременное снижение временных затрат».

Цели интенсификации должны соответствовать следующим требованиям:

1) ориентированы на максимум возможностей студентов и высокую их активность;

2) реальными, так как завышенные цели приводят к «самоотключению» от решения поставленных задач;

3) осознанными, иначе они не становятся руководством к деятельности;

4) перспективными, конкретными, учитывающими реальные учебные возможности коллектива;

5) пластичными, меняющимися с изменением условий и возможностей для их достижения.

Цель интенсивного обучения состоит из конкретных задач.

Образовательные задачи – это формирование знаний и практических умений; воспитательные – формирование мировоззрения, нравственных, эстетических, физических и других качеств личности. Задачи развития включают развитие мышления, воли, эмоций, потребностей, способностей личности.

Основными факторами интенсификации обучения являются следующие:

1) повышение целенаправленности обучения;

2) усиление мотивации учения;

3) повышение информативной емкости содержания образования;

4) применение активных методов и форм обучения;

5) ускорение темпа учебных действий;

6) развитие навыков учебного труда;

7) использование компьютерных и других технических средств.

К важнейшим принципам процесса интенсивного обучения относятся:

1) принцип мотивации;

2) принцип осознанности;

3) принцип программирования деятельности;

4) принцип оценки усвоения деятельности;

4) принцип самостоятельности в познании;

5) принцип активности.

Переход человечества в 21век знаменуется качественными изменениями в сфере общественного производства.

В этих условиях должно кардинально меняться и образование, как общее, так и профессиональное. Молодежь, которой предстоит трудиться в xxi веке, надо учить мыслить не техническими, а технологическими категориями. Технологическая образованность становится важным критерием общей культуры человека.

Таким образом, выпускник современного колледжа , который будет жить и трудиться в грядущем тысячелетии, в постиндустриальном обществе, должен обладать определенными качествами личности, в частности:

- гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях;

- самостоятельно критически мыслить;

- грамотно работать с информацией;

- быть коммуникабельным;

- самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Для того чтобы образование давало более качественные результаты необходима интенсификация форм и методов обучения.

При этом нужно обеспечить рост качественного обучения за счёт использования эффективных форм и методов организации учебной деятельности, соответствующих достижениям науки, за счёт включения интенсивных факторов.

В этом могут помочь новые педагогические и информационные технологии.

Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий могут применяться:

- активные лекции

- обучение в сотрудничестве;

- метод проектов;

- разноуровневое обучение;

- «Портфель студента»;

При этом индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, возможности рефлексии, реализуются во всех перечисленных выше технологиях.

Активные лекции.

В зависимости от способа проведения можно выделить следующие ви-ды и формы активных лекций:

1. Информационная ( используется объяснительно-иллюстративный метод изложения).

2. Проблемная (показывается решение проблемы).

3. Лекция-беседа (используется постановка вопросов учащимся).

В основе активных форм лекций лежат следующие принципы обучения:

1. Принцип проблемности.

Этот принцип предполагает представление учебного материала в виде проблемных ситуаций и вовлечение слушателей в совместный анализ и поиск их решений.

2. Принцип игровой деятельности. Для активизации лекции целесооб-разно использовать игровую деятельность с помощью игровых процедур: разыгрывание ролей, мозговой атаки, блиц-игры и т. д.

3. Принцип диалогического общения.

Активизация лекции предполагает использование определенных мето-дических приемов включения слушателей в диалогическое общение, проте-кающее в виде внешнего и внутреннего диалога.

4. Принцип совместной коллективной деятельности.

Обучение в сотрудничестве.

Обучение в сотрудничестве – это обучение в малых группах, которое использовалось в педагогике довольно давно. Идея обучения в группах относится к 20 – м годам xx столетия. Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе.

Следует отметить, что недостаточно сформировать группы и дать им соответствующее задание. Суть состоит в том, чтобы учащийся захотел сам приобретать знания. Поэтому проблема мотивации самостоятельной учебной деятельности учащихся более важна, чем способ организации, условия и методика работы над заданием.

Основная идея методики состоит в общности цели и задач, индивидуальной ответственности и равных возможностях успеха. Сотрудничество лежит в основе обучения в группе. Индивидуальная ответственность означает, что успех всей команды (группы) зависит от вклада каждого ученика, что предусматривает помощь для членов команды друг другу.

Преимущества в использовании данной технологии :

1. Не все ученики готовы задавать вопросы преподавателю, если они не поняли новый или ранее пройденный материал. При работе в малых группах, при совместной деятельности учащиеся выясняют друг у друга все, что им не ясно. В случае необходимости не боятся все вместе обратиться за помощью к учителю.

2.Учащиеся учатся сами видеть проблемы окружающего мира и находить способы их решения.

3.Каждый понимает, что успех группы зависит не только от запоминания готовых сведений, данных в учебнике, но и от способности самостоятельно приобретать новые знания и умения их применять в конкретных заданиях.

4.У учащихся формируется собственная точка зрения, они учатся ее аргументировать, отстаивать свое мнение.

5.Учащиеся начинают понимать, где и как они смогут применить полученные на уроках знания.

6. Учатся общаться между собой, с преподавателями, овладевают коммуникативными умениями.

7.Развивается чувство товарищества, взаимопомощи.

Примеры различных видов обучения в сотрудничестве для различных задач обучения.

Проверка домашнего задания

Часто урок начинается с проверки домашнего задания. Как правило, это опрос в той или иной форме (устной или письменной). Основная задача учителя на традиционном уроке — проконтролировать, кто и как выполнил домашнее задание. Соответственно выставляются отметки.

При обучении в сотрудничестве основная задача преподавателя - добиться полного осмысления ранее пройденного материала, по которому было дано домашнее задание, и цель этого задания - убедиться, действительно ли все учащиеся поняли данный материал, т.е. диагностика.

Поэтому прежде, чем проверять, необходимо предоставить ученикам еще одну возможность прояснить непонятые в ходе выполнения домашнего задания детали.

Для этого учащиеся в начале урока могут задать вопросы учителю (до опроса!), если таковые созрели в ходе самостоятельной домашней работы. Далее имеет смысл организовать группы (лучше не более трех учеников в группе), причем те же, в которых учащиеся работали на уроке, когда пытались разобраться общими усилиями в новом материале. Теперь они могут проверить друг у друга правильность выполнения домашнего задания, вместе выявить трудные места и разобраться в них, попросить учителя помочь, если не смогут сделать это самостоятельно. Когда группа готова (все ученики!), работы (подписанные каждым учеником группы) сдаются учителю, если это письменная работа, либо ребята заявляют о своей готовности отвечать устно.

Метод проектов.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в 1920-е годы нынешнего столетия в США.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми»: если это теоретическая проблема - то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению.

Умение пользоваться методом проектов - показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся..

Разноуровневое обучение.

Разноуровневое обучение - это организация учебно-воспитательного процесса, при которой каждый учащийся имеет возможность овладевать учебным материалом по отдельным предметам на разных уровнях («А», «В», «С»), но не ниже базового, в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей личности. При этом за критерий оценки деятельности учащенгося принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению.

«Портфель студента»

«Портфель студента» – инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда ученика, рефлексии его собственной деятельности.

Это – комплект документов, самостоятельных работ ученика. Комплект разрабатывается преподавателем. Главное в такой работе – самооценка ученика, причём в виде рассуждений, аргументации, обоснования.

































Список информационных источников



1. Андреев, В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности / В. И. Андреев. Казань: Казанск. ун-т. 1988. -238 с.

2. Асеев, В. Г. Мотивация поведения и формирования личности / В. Г. Асеев. М.: Наука, 1976. - 158 с.

3. Бабанский, Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований / Ю. К. Бабанский. М., 1982. - 152 с.

4. Бабанский, Ю. К. Интенсификация процесса обучения / Ю. К. Бабанский. М.: Знание. - 80 с.

5. Байчаров, К. У. Дидактические условия интенсификации процесса формирования профессионально значимых качеств будущих учителей: Дис. . канд. пед. наук / К. У. Байчаров. JL, 1988. - 215 с.

6. Бордовский, Г. А., Извозчиков В. А. Новые технологии обучения: вопросы терминологии / Г. А. Бордовский, В. А. Извозчиков // Педагогика. 1993. - № 5. - С. 25-30.

7. Борисова, Н. В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора / Н. В. Борисова. М.: ИЦПКПС, 2000. - 146 с.

8. Вербицкий, А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А. А. Вербицкий. — М.: Высшая школа, 1991. — 207 с.

















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации