12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Столбова Елена Николаевна198
Россия, Пермский край, Лысьва

РАСМОТРЕНО

на заседании МО

протокол №____

«____» _________ 2015 г.

 

Программа

Курса основы проектно-исследовательской деятельности

по географии для 6-ых классов

«Школа увлекательных проектов»

Разработала

Столбова

Елена Николаевна

Учитель географии

МБОУ «Лицей №1»

г. Лысьва

Лысьва, 2015

Пояснительная записка

Если хочешь научить меня чему-то,

Позволь мне идти медленно…

Дай мне приглядеться…

Потрогать и подержать в руках

Послушать…

Понюхать…

И может быть попробовать на вкус…

О, сколько всего я смогу

Найти самостоятельно!

Преобразования в Российском образовании требуют от педагога нового подхода к процессу обучения. В современных условиях жизни не достаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь их приобретать все в большем объёме, уметь преобразовывать информацию из одного вида в другой, уметь применять ее в реальной жизни, реальной ситуации.
Внедрение новых стандартов образования предполагает внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — сформировать у него универсальные учебные действия, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов:

- ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи),

- хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия);

- уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль)

- адекватно оценивать качество его выполнения (оценка),

Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской и проектной деятельности, которая зафиксирована в новом ФГОС.

Актуальность проектной и исследовательской деятельности сегодня осознается всеми участниками образовательного процесса. ФГОС требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы. Современные развивающие программы включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности. Спецкурс способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.

Основные принципы реализации программы

доступностизанятие проектно-исследовательской деятельностью предполагает освоение материала за рамками школьного учебника, и это зачастую вызывает трудности. Но понятие «трудности» имеет отношение к конкретному ученику, а не к конкретному учебному материалу: что для одного ученика сложно и непонятно, для другого просто и доступно;

естественности – тема исследования, за которую берётся ученик, не должна быть надуманной учителем. Она должна быть интересной и реально выполнимой. Естественность заключается в том, что ученик сможет исследовать тему самостоятельно, без постоянной помощи руководителя; наглядности, или экспериментальности – в исследовательской деятельности человек познаёт свойства веществ и явлений, экспериментирует с теми предметами, материалами, которые он изучает в качестве исследователя;

культуросообразности – это воспитание в ученике культуры соблюдения научных традиций, научного исследования с учётом актуальности и оригинальности подходов к решению научной задачи. Этот принцип можно считать принципом творческой исследовательской деятельности, когда обучающийся привносит в работу что-то своё, неповторимое, пронизанное своим мироощущением и мировосприятием;

осмысленности – знания, полученные в ходе исследования (проекта), должны осознаваться и осмысливаться учеником. Цель, задачи, проблема, гипотеза исследования должны быть сформулированы не взрослым, а быть своеобразным инсайтом ученика;

самостоятельности – ученик может выполнить свою исследовательскую (проектную) работу только в том случае, если она необходима ему, и основана на собственном опыте. Выбор собственной предметной деятельности в той или иной области позволяют самостоятельно анализировать результаты, проводить рефлексию. Самостоятельная деятельность школьника позволяет ему выйти на новый уровень взаимоотношений со своими сверстниками и педагогами, уровень сотрудничества в решении той или иной проблемы.

Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации исследовательской деятельности в старших классах, вузах, колледжах, техникумах.

Специфические черты (различия) проектной и учебно-исследовательской деятельности:

Проектная деятельность

Учебно-исследовательская деятельность

Проект направлен на получение конкретного запланированного результата – продукта, обладающего определенными свойствами, и который необходим для конкретного использования.

В ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ. Отрицательный результат есть тоже результат.

Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана. Результат проекта должен быть точно соотнесен со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле.

Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений.

Основные требования к использованию метода проектов (по Е.С. Полат и др.)

1.Наличие значимой в творческом плане проблемы или задачи, требующей для своего решения актуализации опыта творческой деятельности учащихся.

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

4. Структурирование содержательной части проекта.

5. Использование исследовательских методов.

Цель и задачи курса «Школа увлекательных проектов»

Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектной и исследовательской деятельности.

Задачи программы:

формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;

обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;

развивать познавательные потребности и способности, креативность.

Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.

Классические источники информации — энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.

По окончании курса проводится тестирование по теоретическим знаниям. В ходе работы учащиеся заполняют рабочую тетрадь и папку «Портфолио», как итог деятельности на спецкурсе. Папка «портфолио» содержит все работы учащихся, выполненных в ходе работы спецкурса.

Место «Проектной деятельности» в учебном плане.

Программа «Школа увлекательных проектов» в соответствии с учебным планом МБОУ Лицей №1 апробируется на 6 классах в размере 0.5 аудиторных часа в неделю. Соответственно программа рассчитана на 18 часов.

Методологической основой курса являются работы А.И.Савенкова «Методика исследовательского обучения младших школьников».

Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, консультация.

Методы контроля: консультация, доклад, защита работ, выступление, выставка, презентация, участие в конкурсах исследовательских работ.

Длительность выполнения проекта ограничивается 1-2 неделями в режиме урочных занятий.

Этапы проектной деятельности:

•    Определение темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта.

•    Обсуждение возможных вариантов, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов, сбор и изучение информации, определение формы продукта и требований к продукту, составление плана работы, распределение обязанностей.

•    Выполнение запланированных технологических операций, внесение необходимых изменений.

•    Подготовка и защита презентации.

•    Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта.

Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:

иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;

знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;

уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;

уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;

владеть планированием и постановкой эксперимента

Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки:

Должны научиться

Сформированные действия

Обучающиеся должны научиться

видеть проблемы;

ставить вопросы;

выдвигать гипотезы;

давать определение понятиям;

классифицировать;

наблюдать;

проводить эксперименты;

делать умозаключения и выводы;

структурировать материал;

готовить тексты собственных докладов;

объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

В ходе решения системы проектных задач у школьников могут быть сформированы следующие способности:

Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

Целеполагать (ставить и удерживать цели);

Планировать (составлять план своей деятельности);

Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

В заключение курса проводится итоговое тестирование, которое позволяет выяснить уровень сформированности важнейших понятий, оценить личностное отношение учеников и выявить учеников, желающих заниматься индивидуальной исследовательской деятельностью. Каждый учащийся в конце курса предоставляет папку «портфолио» с работами. Каждому учащемуся успешно освоившему курс выдается сертификат.

Возможные продукты проектной деятельности школьников:

карта,

план,

гербарий

родословная

герб

кластер

сувенир

эссе

портрет

Учебно - тематическое планирование.

Тематическое планирование 6 класс (18 часов)

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Формы учебной деятельности

Виды контроля

1

Введение. Что такое исследование и проект?

1

Беседа об исследовании и проекте, их отличии, этапах, структуре работы

Схема этапы исследования

2

Как работать с информацией

1

Формирование навыков эффективной работы с информацией большого объема.

Кластер, таблица вопросов, синквейн

3

Я исследователь? Я исследователь… Я исследователь!

1

Формирование представления об этапах исследования.

Развивать осознанную потребность в исследовательской деятельности

Опорный конспект

4

Мой портрет

1

Исследование самого себя

Характеристика себя

5

Картографический проект Создание плана местности по сказке

1

Составление плана местности по сказке или маршрута героя по сказке

План местности

6

Проект Географические названия в древности

1

Беседа о старинных названиях географических объектов, поиск их по картам

Карта Старинные географические названия

7-8

Изучение климатических особенностей города

2

Практикум

Графики хода температуры, роза ветров, диаграмма осадков для Лысьвы

9

Азбука по-лысьвенски

1

Викторина о достопримечательностях Лысьвы, ребусы – знаменитые люди Лысьвы, фотоквест – Наша Лысьва

Азбука. На каждую букву алфавита – слово, связанное с городом

10

Проект Герб моей семьи

1

Беседа о геральдике, правилах геральдики

Герб семьи

11

Мой любимый уголок Лысьвы

1

Достопримечательности нашего города

Эссе

12-13

Изучение листьев деревьев и кустарников родного края

2

Практическая работа Определение и изучение листьев деревьев и кустарников родного края

Гербарий

14

Проект Улицы нашего города

1

Названия улиц

Кластер

15

Лысьвенский сувенир

1

Что такое сувенир? Виды сувениров.

Сувенир

16

Моя родословная

1

Правила составления генеалогического дерева

Генеалогическое дерево

17

Старинные меры длины

1

Беседа о старинных мерах длины, решение задач со старинными мерами, изготовление линейки

Линейка со старинными мерами

18

Итоговый урок

1

Подведение итогов курса, тестирование, портфолио

Тест

Содержание занятий.

Тема 1. Что такое исследование? Методы исследования

Что такое исследование? Что такое проект? Этапы исследования и проекта. Структура проекта и исследования

Тема 2. Как работать с информацией

Способы первичной обработки информации: чтение с пометками «ИНСЕРТ», составление кластеров, составление «тонких и толстых вопросов», сочинение синквейнов.

Тема 3 Я исследователь? Я исследователь… Я исследователь!

Формирование представления об этапах исследования. Развивать осознанную потребность в исследовательской деятельности.

Тема 4 Мой портрет

Изучение себя, составление характеристики самого себя.

Тема 5 Проект Создание плана по сказке.

План местности, условные знаки, русские народные сказки. Составление плана местности по сказке или маршрута героя по сказке

Тема 6 Проект Географические названия в древности

Сравнение старинных и современных названий географических объектов. Создание карты со старинными названиями.

Тема 7 Изучение климатических особенностей города

Графики хода температуры, роза ветров, диаграмма осадков для Лысьвы

Тема 8 Азбука по-лысьвенски.

Викторина о достопримечательностях Лысьвы, ребусы – знаменитые люди Лысьвы, фотоквест – Наша Лысьва

Тема 8 Проект Герб моей семьи

Что такое герб, геральдика, правила составления герба.

Тема 8 Мой любимый уголок Лысьвы

Знакомство с достопримечательностями нашего города.

Тема 9 Проект Изучение листьев деревьев и кустарников родного края

Практическая работа Определение и изучение листьев деревьев и кустарников родного края. Правила сбора гербария.

Тема 10 Проект Улицы нашего города

Улица, виды улиц, необычные улицы, названия улиц Лысьвы.

Тема 11 Проект Лысьвенский сувенир.

Беседа о сувенирах разных стран. Составление лысьвенского сувенира

Тема 12 Проект Моя родословная

Что такое родословная, генеалогическое древо. Правила составления генеалогического дерева.

Тема 13 Проект Старинные меры длины

Беседа о старинных мерах длины, решение задач со старинными мерами, изготовление линейки

Тема 14 Итоговый урок

Подведение итогов курса, тестирование. Анализ деятельности, составление синквейна о курсе, папка Портфолио работ, тестирование.

Список литературы

1. Огородникова Н.В. “Проектная деятельность старшеклассников” “География в школе” 1,2006 г.

2. В.Крылова “Проектная деятельность учащихся по географии”

3. А.И.Савенков «Методика исследовательского обучения младших школьников».

4. М.А. Ступницкая Что такое учебный проект? Москва, Первое сентября 2010

5. Методические рекомендации по проведению занятий элективного курса «Школа увлекательных проектов»

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.