Научно-исследовательская работа «Композиция пейзажа, как средство формирования и развития композиционных умений и навыков, учащихся 8 класса»
Автор: Лабазина М.Г.
Пейзаж – это особая сфера изобразительной деятельности, которая предоставляет богатые возможности для передачи настроения, отношения к природе. К окружающему миру. Также сама по себе тема «пейзаж» разнообразна и многогранна, так как дает возможность изобразить окружающую действительность множеством различных способов и способствует целостному восприятию мира. Таким образом, тема благотворно влияет на общее развитие учащихся (на эстетическое, интеллектуальное, культурное, развитие, и. т. д.) В 8 классе это действительно можно осуществить, так как именно в подростковом возрасте дети стремятся узнать все тонкости окружающего мира, он им интересен и притягивает их во всех своих проявлениях. Поэтому тема «композиция пейзажа» является немаловажной в программе изобразительного искусства. Тема «пейзажа» также благодатная почва для самовыражения, самореализации подростка, ведь, как и у человека, у природы есть множество настроений и состояний. (Дождливая погода - грустное настроение, солнечная – радостное) Изобразительные возможности пейзажа хороши тем, что вариантов состояний природы огромное множество, также как и способов, их передачи в различных видах искусства, различными, выразительными средствами, материалами, техниками. (графика, живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура, и. т. д.) Пейзаж помогает дать ребенку разносторонние знания о художественном мире человека, о видении мира природы, формировать основные компоненты художественной картины окружающей
действительности на материале искусства региона, как составляющей общей культуры личности. Способствует становлению учащихся как субъектов художественной жизни региона, страны.
Но успешная реализация подростка в области пейзажа, его самовыражение через изображение состояний природы невозможно без знаний основ композиции. Ведь природа - это книга мудрости. Прочитать эту книгу, овладеть драгоценным богатством, заложенным в ней, помогает пейзаж.
Он изображает природу в отдельных её проявлениях и поэтому может постепенно открывать её сокровенный смысл.Но, чтобы этот смысл не был нарушен в картине художника, при его работе над пейзажем, рисовальщику необходимо знать особенности композиции. И действительно определенные знания, умения, навыки, в сфере композиции способствуют самовыражению подростков художественно - эстетическими средствами. Например: один и тот же пейзаж изображенный с различных точек зрения, передает совершенно разное настроение. А, используя различные виды композиции пейзажа (открытая, закрытая, и. т. д.), можно передать свое отношение к этим состояниям природы. Также для того чтоб передать в работе простор русских полей, чуть видное движение рек и колышущихся листьев, убегающую в даль лесную тропинку, невозможно без знаний выразительных средств композиции (Динамика, статика, ритм, перспектива, и. т. д.). Таким образом тема «композиция пейзажа» действительно способствует формированию данных композиционных знаний, умений, навыков, а также осмыслению детьми многогранности мира, и способов передачи этого понимания.
Композиция пейзажа
«…Тот, кто смел в композиции, никогда не будет затруднен сложным построением…» (Ф.Ангель)
Композиция – (от лат. Composition) – означает составление, сочетание различных частей в единое целое, в соответствии с какой – либо идеей. В архитектуре, скульптуре, живописи, графике, а также в декоративно- прикладном искусстве под композицией понимают целостность произведения, его пластическое единство. Умение видеть целостную картину природы, литой образ того или иного природного явления, состояния – является неотъемлемой частью правдивого, честного, профессионального воспроизведения природы. В композиции пейзажа существует несколько видов композиции. Для передачи образа чего-то неподвижного, устойчивого, (например темной чащи леса) подойдет замкнутая - закрытая композиция. Основные направления линий этого вида композиции, стягиваются к центру. ( Прил. ) Если художнику необходимо нарисовать панорамный пейзаж, показать большой простор, безграничность Русских полей, или лугов, то не следует его перегораживать с боков, ограничивать какими – либо деревьями, зданиями, а лучше сделать уходящим за пределы рамы. Это вид открытой композиции. Основные направления линий, из центра. ( Прил. )
Учащимся необходимо уметь видеть и различать данные виды композиции в работах известных художников, а, кроме того, им нужно знать и различать приемы создания таких типов композиции. Например: при рисовании на тему «темная чаща леса», учащимся необходимо использовать закрытый вид композиции, чтобы передать глухое, темное, немного пугающее пространство лесного уголка. А для того чтобы изобразить «Русское поле», в своей работе можно использовать открытый вид композиции, для передачи необъятного простора нашей страны. В процессе работы над пейзажем художнику необходимо обращать внимание на композиционный центр, который обуславливает ритмическое построение всей композиции. Композиционный центр должен в первую очередь привлекать внимание зрителя, и выражать главную идею работы. Центр композиции хорошо выделяется, если его окружает легкое по тону и цвету пространство, не задерживающее взгляд. Например: тонкая, белая березка на фоне темного, елового леса. Работа над композицией пейзажа не возможна без знания перспективы. Перспектива – такая наука, которая учит изображать на плоскости предметы окружающей действительности так, чтобы создавалось впечатление, такое как в натуре. Перспектива как композиционное средство помогает передать определенное отношение художника к природе, передать особые черты, настроение характер природных явлений. Высокая точка зрения дает возможность показать природу широкой, панорамной, могущественной и величавой. (Прил. ) Горизонт определяется положением воображаемой горизонтальной плоскости, находящейся на уровне глаз наблюдателя. В природе - это линия, которая отделяет небо от земли. Низкий горизонт подчеркивает в работе монументальность форм переднего плана, вертикальные предметы переднего плана: могучие деревья, башни, крыши домов большого города, четко вырисовываются в свободном воздушном пространстве неба. Также используя в работе над пейзажем низкий горизонт, можно передать состояние некой приземленности, обыденности, реальной человеческой действительности. (Прил. )
Особое значение в эстетической выразительности пейзажа имеет цвет и колорит. Существует классическое распределение цветовых соотношений в пейзаже, которое помогает передать пространство, характер природы: на переднем плане охристо-коричневые оттенки, средний решается в зеленоватых тонах, а дальний в зелено- голубых. У каждого времени года, суток, свой колорит, поэтому, зная особенности цветового, тонового соотношения этих природных явлений, можно безошибочно передать, например: холодное утро, темный зимний вечер, осенний день или теплую летнюю ночь. А также весна и лето характеризуются насыщенными и яркими цветами, при изображении зимы – используют холодные, немного приглушенные оттенки, а осень рисуют «золотистыми», охристо-оранжевыми цветами. (Прил. ) Гармоническому построению композиции пейзажа также способствует использование такого композиционного средства как ритм. Ритм - это чередование, каких - либо элементов в определенной последовательности, например чередование стволов деревьев, облаков, крыш домов, веток, и. т. д. Ритм может быть задан выразительными средствами той или иной техники и вида искусства, например: в графике – чередование плавных, толстых и тонких линий при изображении воды, темных и светлых пятен, в живописи – чередование теплых и холодных оттенков, в декоративно прикладном искусстве чередование стилизованных элементов, в каком- либо орнаменте, и. т.д. Ритм также способствует передаче движения на плоскости. Пейзаж, в котором присутствует движение, характеризуют как динамичный. В пейзаже художники стремятся не просто запечатлеть, но и наполнить изображение динамикой, выразить его сущность в действии, в ходе определенного периода времени. Например, передать движение реки, шелест листьев, или силу ураганного ветра ломающего ветки деревьев, помогают определенные средства динамики. Рассмотрим некоторые средства передачи динамики: 1, если в картине изображение (цветовые, тоновые пятна) расположено по диагональным линиям, то изображение будет казаться более динамичным. 2, Эффект движения можно создать, если оставить свободное пространство перед движущимся предметом, например перед падающим листом, или веткой.
3,Для передачи движения следует выбирать определенный его момент, который наиболее ярко отражает характер движения. Также передаче движения применение такого средства как асимметрия. Асимметрия - средство, при котором части композиции несоразмерны. Асимметрия всегда придает пластической форме динамику. Поэтому принципы асимметрии лежат в основе изображения предметов движущихся, либо предметов, в которых надо выразить внутреннюю энергию, жизнь. Например, наклонившееся под натиском ветра дерево, или волны бушующего моря. Пейзажи, в которых художники стараются передать статичность, спокойствие и выразительность мирной природы, называются - статичными (спокойными).
Безмолвие лунной, летней ночи, величие, могущество и силу соснового бора, несокрушимость, устойчивость, большого города можно передать, используя определенные правила и средства статики. Вот некоторые из них: 1. использование в работе вертикального, горизонтального расположения элементов композиции, направлений выразительных средств того или иного искусства. (В живописи - мазков, пятен, в графике штрихов линий, ритмов, направлений и. т. д.)
2, Композиционный центр можно вписать в замкнутую, статичную геометрическую фигуру: квадрат, треугольник. 3. Изображение предметов в спокойных, статичных позах (ненаклонные деревья, спокойное море). 4, Передаче статичности способствует такое средство как - симметрия - «гармония», соразмерность. Это выразительное средство позволяет передать впечатление покоя, величественности, торжественности и значимости природы. В симметричной композиции предметы расположены почти зеркально по отношению к центральной оси картины. (Прил. )
Поэтому, изображая то или иное настроение, характер природы (спокойный, унылый, радостный) учащимся необходимо знать и владеть навыками в области выразительных средств композиции пейзажа. При изучении темы « композиция пейзажа» учащимся необходимо знать правила, средства передачи покоя (статики) и динамики в пейзаже, уметь их использовать при составлении собственной композиции. Например, при рисовании на тему « путешествуя на автомобиле» учащимся нужно изобразить пейзаж, который можно увидеть из окна, путешествуя на автомобиле, и конечно пейзаж необходимо изобразить в движении, а для этого следует использовать выразительные средства динамики. Также учащимся необходимо уметь видеть композиционный центр в работах известных художников, а также знать основные приемы и средства для передачи композиционного центра (прием изоляции, цвет, форма, свет) и уметь их применять в работе над своим замыслом. Например, рисуя на тему « листопад» учащимся необходимо показать движение лишь нескольких листьев, в качестве композиционного центра, а остальные листочки не прописывать, оставив фоновой поддержкой композиционного центра. Поэтому учащимся необходимо уметь отображать в работах пространственные отношения пейзажа, посредством изменения тональных, колористических, масштабных характеристик элементов пейзажа, учитывая законы перспективы. А также уметь использовать в своих работах особенности «точки зрения» (линии горизонта), при передаче определенного замысла, идеи композиции пейзажа, уметь определять «точку зрения» в работах известных художников, и связывать её выбор с замыслом работы. Например, в работе И. Э. Грабаря «Февральская лазурь» «точка зрения» ниже линии горизонта, что способствует передаче возвышенности, торжественности березок, символа России.
Учащимся необходимо знать классическое распределение цветовых отношений в пейзаже, а также уметь использовать эти знания при работе над собственной композицией, учитывая колорит каждого времени года, суток, характеристики цвета, которые способствуют передаче настроения, характера пейзажа. Например: рисуя зимний пейзаж учащимся необходимо использовать холодные цвета, а летний - теплые оттенки, контрастные, насыщенные цвета. А также уметь гармонично, ритмично распределять данные цветовые соотношения в своей работе и видеть ритм в работах известных художников, связывать использование данного композиционного средства с замыслом, идеей содержащейся в работах.
История мирового искусства красноречиво рассказывает о постоянных, мучительных поисках выразительных средств пейзажа, способных глубоко и эмоционально раскрыть творческий замысел, ярко выразить мир природы. Знание особенностей этих средств помогает учащимся правильно решать композиционную задачу, проникать в сущность всего изображаемого, понимать характер и логику формы элементов пейзажа, то есть красоту природы. Наконец, знание композиционных средств пейзажа, которыми оперирует, применяет в своей работе учащийся, воплощая свой замысел, помогает глубже анализировать произведения искусства и способствует успеху, как в учебной, так и в творческой работе. Также знания, умения, навыки в области композиции могут являться отправной точкой реализации идей, художественного замысла. Например: ученик давно хотел нарисовать могучее, величественное, похожее на мудрого старца дерево, мальчик хотел показать всю его силу и мощь, но не знал, как передать такой характер в своей работе. После изучения в школе такого композиционного средства как перспектива (точка зрения, линия горизонта) учащийся решил поставленную ранее перед собой задачу, используя в своей композиции «точку зрения» ниже линии горизонта.
А также он нарисовал это же дерево, но используя «завышенную линию» горизонта, передав тем самым совсем другой замысел, некое непостоянство мира, превратив могучего «старца» (дерево), в «дряхлого старика».
В связи, с чем можно сделать вывод о том, что композиционные навыки, умения не только помогают реализации замысла, но и сами являются источниками творческих идей.