12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Зубова Светлана Дмитриевна138
Россия, Белгородская обл., пос. Ровеньки
1

Выступление на тему «Проблемно-речевые ситуации как средство развития речи детей»

МБДОУ «Ровеньской детский сад «Радуга»


 

Выступление:

«Проблемно–речевые ситуации- как средство развития речи детей»


 


 

Подготовила и выступила:

Зубова Светлана Дмитриевна,

воспитатель

 

п. Ровеньки,

2019

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

Овладение речью — одна из самых сложных и таинственных проблем детской психологии и педагогики. Остается непонятным, как маленький ребенок, не умеющий ни на чем сосредоточиться, не владеющий интеллектуальными операциями, всего за 1—2 года практически в совершенстве овладевает столь сложной знаковой системой, как язык.

Речь, как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном детстве. Путь, который проходит ребёнок в первые годы жизни, поистине грандиозен. Ребёнок пользуется речью для того, чтобы выразить свои мысли, чувства, т.е. воздействовать на окружающий мир. Речь маленького ребёнка формируется в общении с окружающими его взрослыми, а в дошкольном учреждении и на занятиях по развитию речи. В процессе общения проявляются его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает психику малыша, позволяет воспринимать ему явления более осознанно и произвольно.

К.Д.Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития и одним из направлений в педагогической работе дошкольного учреждения. Без хорошо развитой речи нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении.

Развитие речи — процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети, возможно, раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили правильно и красиво. Следовательно, чем раньше (по мере возрастных особенностей) мы научим ребёнка говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе.

Развитие речи — это целенаправленная и последовательная педагогическая работа, предполагающая использование арсенала специальных педагогических методов и собственные речевые упражнения ребенка.

Способность понимать чужое высказывание - один из важнейших аспектов развития речи ребенка. При этом понимание в современной психолингвистике выступает не просто как декодирование текста, но как результат соотнесения воспринимаемого текста с имеющимся у человека опытом. Важно понять, как ребенок решает такую задачу, если содержание высказывания не соответствует этому опыту или даже противоречит ему? Сегодня очевидно, что такое умение необходимо человеку, чтобы ориентироваться в информационном потоке, в котором постоянно звучат противоречащие друг другу «голоса».

В институте психологии им. Л.С. Выготского РГГУ Россия, Москва были проведены исследования. В ходе исследований была смоделирована проблемно–речевая ситуация: несовпадение модели ситуации (рисунка с понятным содержанием) и описывающего ее высказывания. Ложное описание давалось игрушечным персонажем, принимавшим участие в игре. Ребенку предлагалась инструкция выбрать картинку из набора по описанию игрушечного партнера по игре, отдельной задачей установить истинность или ложность описания не ставилась. Впоследствии экспериментатор проверял, понимает ли ребенок несоответствие рисунка и описания.

Было выявлено, что большинство детей по собственной инициативе не обнаруживало этого конфликта и не указывало на ложность высказывания партнера по игре, хотя возможность такого комментария правилами была задана и после наводящих вопросов дети говорили о наличии несовпадения рисунка и описания. Сопоставляя модель ситуации и содержание высказывания, дети чаще всего ставят задачу примирить их, а не обнаружить конфликт. В некоторых случаях возникает эффект своеобразного замещения: ребенок признает истинность высказывания вопреки очевидности - его несоответствия ситуации (в данном случае - рисунку). Возникает предположение, что такая ситуация приближена к практике повседневного общения, в которую погружены дети в детском саду.

Можно предположить, что в исследовании проявились не просто особенности решения проблемно–речевых ситуаций, но именно особенности их решения в специфических обстоятельствах: обозначим их как «общение, не требующее возражения».

В тех же случаях, когда детям прямо задавался вопрос о том, насколько описание, данное персонажем, соответствует рисунку, дети чаще всего могли предложить правильное описание рисунка, но не комментировали истинность или ложность слов собеседника. При комментировании высказывания, описывающего рисунок, дети удерживают поочередно то содержание высказывания, то содержание рисунка, но испытывают трудности при их соотнесении и словесном сравнении. Таким образом, сопоставление двух текстов и обнаружение конфликта, а также выражение согласия-несогласия - это задачи более сложные, чем декодирование, и по собственной инициативе они субъектом могут не ставиться.

В исследовании были обнаружены контуры зоны ближайшего речевого развития старших дошкольников в сфере решения проблемно–речевых ситуаций.

Во–первых, это способность по собственной инициативе обнаруживать задачу на соотнесение модели ситуации и содержания высказывания.

Во–вторых, это способность продуктивно решать проблемно–речевые ситуации. Продуктивное решение проблемно речевой ситуации заключается в построении высказывания нового уровня (высказывания о чужом высказывании) и способности перейти от анализа содержания чужого слова к анализу позиции говорящего. В проводящем исследовании эта способность проявилась в том, что некоторые дети сумели совершить обобщение относительно одного из собеседников и понять его позицию как противоположную собственной.

Были обнаружены следующие лингвистические маркеры продуктивного решения проблемно–речевых ситуаций: конструкции с отрицанием, конструкции с косвенной речью, оценочные высказывания о чужом высказывании. Такие конструкции составили всего 5–6% всех высказываний в проведенном исследовании.

Возникает важный вопрос о том, с какими факторами связаны трудности обнаружения и решения проблемно–речевых ситуаций: с когнитивным развитием детей, развитием речи, особенностями личности (в частности, готовностью к независимому поведению) или с внешними, например, образовательными обстоятельствами. В частности, это вопрос о том, какой должна быть речевая среда дошкольника: провоцирующей на безоговорочное доверие к чужой речи или на решение проблемно–речевых ситуаций, предполагающих согласие или несогласие с чужим словом. Современные исследования, упомянутые выше, говорят, скорее, в пользу второго: освоение речи - результат не столько пассивного подражания, сколько встречной активности детей и взрослых.

 

Литература

Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей [Текст]: книга для воспитателей детского сада / А.Г. Арушанова. — М.: Мозаика–синтез, 2002. - 270с.

Арушанова А.Г., Рычагова Е.С., Сигал К.Я., Юрьева Н.М. Проблемы развития речи в психолингвистическом и лингводидактическом освещении. — М., 2014.

Леонгард Э.И. Самсонова Е.Г. Нормализация условий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образования. — М., 2011.

Андриянова Т. Н., Гуткович И. Я., Самойлова О.Н. Учимся системно думать// Сборник игровых заданий по формированию системного мышления дошкольников. Под ред. Т. А. Сидорчук – Ульяновск, 2001.

Герасимова А.С. Уникальное руководство по развитию речи / Под ред. Б.Ф. Сергеева. – 2-е изд. – М.: Айрис – Пресс, 2004.

Дубинина Т.Н. Умей объяснить и доказать: развитие связной речи у дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – Беларусь. – 2002.

Зизатуллина Д.Х. Развитие внимания, памяти, фонематического слуха, мышления, воображения на занятиях по русому языку. – СПб, 1998.

Комплексная подготовка детей к школе. Книга для детей и взрослых. / Под ред. Ю.Г. Исаевич. – М., 2002.

Корзун А.В. Веселая дидактика: Использование элементов ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками.- Минск, 2000.

Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников. / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Издательство института психотерапии, 2001.

Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине. – Ульяновск, 1997.

Pay Е. Ф., Синяк Е. А. Логопедия (пособие для учащихся педагогических училищ). М., «Просвещение», 1969.

Рождественская В. И., Радина Е. И. Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста. Изд. 5-е. М., «Просвещение», 1968.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.