Квест – игра «От урока ОБЗР – к безопасной жизни» ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Луганской Народной Республики
«Стахановский учебно-воспитательный комплекс № 8»
Квест – игра «От урока ОБЗР – к безопасной жизни»
ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(участники: 4 – 8 класс)
Составитель:
Пивоваров Александр Николаевич
Стаханов
Квест – игра «От урока ОБЗР (ОБЖ) – к безопасной жизни»
(участники: 4 – 8 класс)
Цель проведения квест - игры: Систематизация полученных на уроках ОБЖ знаний учащимися по безопасности, их систематизация и практическое применение в различных жизненных ситуациях.
(участники команды: учащиеся 4-8 классов,
судейская группа: учитель – предметник, учащиеся 9-11 классов)
Задача: выявление знаний, умений и навыков, полученных в процессе обучения на уроках «Основ безопасности жизнедеятельности»; развить умение готовности действовать при любых чрезвычайных ситуациях (ЧС); развивать логическое мышление, быстрого ориентирования в предложенных повседневных жизненных ситуациях; воспитание чувства товарищеского долга и коллективного мышления и принятие коллективного решения.
Безопасность жизнедеятельности (БЖД) — наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека с техносферой, представляет собой область научных знаний, изучающая опасности, угрожающие человеку и разрабатывающие способы защиты от них в любых условиях обитания человека.
В квест – игре «От урока ОБЗР (ОБЖ)– к безопасной жизни» использованы формы тематики безопасного взаимодействия человека со средой обитания, охрана труда и жизни подростка, его безопасного поведения, вопросы защиты от негативных факторов чрезвычайных ситуаций и воздействия окружающей среды.
Учитель, используя квест- игру в форме занятия, выполняет много теоретических и практических заданий:
- участник игры показывает умение идентифицировать опасность, распознаёт и даёт свою оценку негативных воздействий среды обитания;
- распознаёт воздействия тех или иных негативных факторов на человека, повторяет и закрепляет пройденный материала в рамках дисциплины ОБЖ (ОБЗР);
- умело применяет умение применять защиту от опасности, развивает умения мыслить и логически рассуждать, основываясь на полученных ранее знаниях по предмету ОБЖ(ОБЗР).
- предлагает форму ликвидации отрицательных последствий воздействия на окружающею среду и человека опасных и вредных факторов;
Основной задачей как для учителя, так и для учащегося является понимание основной цели: «Объектом защиты в первую очередь, является человек»!
Учитель решает и воспитательные задачи: понимание значимости дисциплины ОБЖ, соблюдение техники безопасности, правил дорожного движения, пожарной безопасности, ведение здорового образа жизни, безопасного активного отдыха на природе и т.д.
Развивающие задачи: развить личностные и коллективные интеллектуальные качества учащихся, познавательный интерес используя игровые ситуации.
Развить волевые качества учащихся, самостоятельность, умение преодолевать трудности, готовность к действию в чрезвычайных ситуациях, умения оказания первой медицинской помощи при различных видах травм и повреждений, проявить у учащихся навыки командного взаимодействия в процессе игры.
Сформировать умение четко, кратко и исчерпывающе излагать свои мысли.
Организация и подготовка игры.
- разработка содержания и структуры игры;
- формирование команд и выбор капитанов;
- подготовка учащихся к проведению игры-квеста.
- задания разделяются на теоретические и практические.
Квест – игра проводится на базе школы, в подготовленных для проведения игры помещениях. Квест - начинается с построения всех участвующих команд. Судейская команда мероприятия представляет команды – участников, объясняет всем членам команд, судейской группе правила игры. Затем каждая команда получает маршрутный лист с индивидуальной последовательностью остановок (станций – этапов).
В соответствии с этим маршрутом команда должна пройти 8 станций. На каждой станции организатор мероприятия проверяет правильность выполнения предложенного задания, а также правильность заполнения маршрутного листа.
ПРИМЕЧАНИЕ: выбор количества «станций – этапов», выбор уровня сложности вопросов и заданий зависит от количества команд – участниц, возраста участников, подготовленности преподавателя, наличия территории (помещений).
Оборудование и используемые средства: школьные кабинеты, маршрутные листы, ручки, карандаши, листы, часы (секундомер, таймер), набор для оказания ПМП, противогаз детский фильтрующий школьный ПДФ-Ш(2Ш), настольная игра «Знаки ПДД», таблицы по правилам Дорожного движения, таблицы с изображением чрезвычайных ситуаций (ЧС), оборудование спортивное (спортзал).
Команды, получив маршрутный лист, заполняют пункты: название, школа (класс), девиз, имя капитана команды.
Образец маршрутного листа:
Название команды: «Крепкие парни» | Класс (школа) | Капитан команды:
| |
«Мы — сильнее, мы — мощнее, Все преграды одолеем! Не просто мы пришли играть, А побеждать, так побеждать!» | |||
1. станция - этап «Пожарная безопасность» | Сумма баллов: | ||
2. станция - этап «Природа и человек» | Сумма баллов: | ||
3. станция - этап «Наш друг в поход собрался» | Сумма баллов: | ||
4. станция - этап «Безопасный пассажир» | Сумма баллов: | ||
5. станция - этап «Мой дом – моя крепость» | Сумма баллов: | ||
6. станция - этап «Себя спасу и товарищу помогу» | Сумма баллов: | ||
7. станция – этап «Я знаю основы «Гражданской обороны»» | Сумма баллов: | ||
8. станция – этап «Чтобы на уроке ты был в порядке, начинай его с зарядки!» | Сумма баллов: | ||
ИТОГ: |
|
Максимальное количество баллов – 5. Учитывается время и техника выполнения практического задания.
Станция - этап «Себя спасу и товарищу помогу»
(Основы медицинских знаний и здорового образа жизни)
Теоретический блок. Команда выбирает задание, обсуждает его, отвечают на поставленные вопросы и вопросы теста. Командир команды или участник команды озвучивает ответы.
Какие виды кровотечений вы знаете? Какое кровотечение считается наиболее опасным? Почему?
Артериальное
Венозное
Капиллярное
Чем характеризуются кровотечение?
Кровь из раны вытекает непрерывно, сплошной струей темно-красного цвета.
Кровь из раны вытекает пульсирующей струей, имеет ярко-алую окраску.
Кровь из раны вытекает редкими каплями или медленно расплывающимся пятном.
Что из перечисленного определяет признаки закрытого перелома костей конечностей.
Сильная боль, отёк тканей и искаженная форма конечности.
Поврежден кожный покров, видны осколки костей, «ноющая боль».
Синяки, ссадины на коже, повышенная температура.
Как оказать помощь при ожогах?
Не вскрывать пузыри, обработать кожу 5% спиртовым раствором йода.
Вскрыть пузыри, положить мазевую повязку.
Не вскрывая пузырей, наложить стерильную ватно-марлевую повязку.
Практический тур: команде предлагается на практике оказать первую медицинскую помощь при «переломе верхних или нижних конечностей человека», «остановки кровотечения» (наложение ватно - марлевой повязки), использовав предметы медицинской сумки – аптечки (жгут, шина, бинт, ватный тампон, и т.д.). Для усложнения задания, если участники старшего звена, в наборе предлагаются как необходимые, так и лишние предметы, из которых необходимо выбрать и использовать в выполнении поставленного задания. Оценивается умение оценить содержимое сумки – аптечки для оказания первой медицинской помощи.
Станция – этап «Я знаю основы Гражданской обороны»
Теоретический тур:
1) Что означают длительные звонки, заводские гудки , завывание сирен ?
А) Внимание, Всем;
Б) Внимание! Воздушная тревога;
В) Спасайся!!! кто может.
2) Правила поведения при поступлении сообщения о наводнении и эвакуации:
А) останусь дома
Б) подготовлю дом к наводнению
В) соберу необходимые вещи, продукты, документы и прибуду на эвакуационный пункт.
3) Как вы будете действовать, если услышите сигнал «Внимание, Всем», находясь дома:
А) буду и дальше заниматься своими делами
Б) позвоню родителям
В) быстро включу телевизор и внимательно прослушаю сообщения и рекомендации о порядке действий.
4) Вам, чтобы сократить расстояние, необходимо пройти по льду водоёма:
А) вы выберете самый короткий путь
Б) всё - таки обойдёте водоём
В) пойдёте по чужим следам.
5) Если вы видите человека, провалившегося под лёд:
А) позовёте на помощь и бросите ему длинную палку или верёвку, прикреплённую к опоре
Б) побежите его спасать
В) побежите за помощью.
6) Если вы провалились под лёд:
А) закричите, чтобы позвать на помощь
Б) будете барахтаться, чтобы как можно быстрее выбраться из полыньи
В) раскинете руки и попытаетесь осторожно выкатиться на лёд без резких движений
Вопросы: - Какие необходимо применять правила поведения в ситуациях при угрозе террористического акта.
- Как можно уменьшить опасность террористического акта.
Практическое задание: использование средств индивидуальной защиты при возникновении чрезвычайной ситуации.
«Каждой команде предлагаются карточки с этапами надевания противогаза. Необходимо разместить эти этапы в правильной последовательности:
1. Закрыть глаза.
2. Задержать дыхание.
3. Снять головной убор.
4. Вынуть из сумки противогаз и надеть на лицо и голову.
5. Сделать резкий выдох.
6. Открыть глаза.
7. Возобновить дыхание.
8. Надеть головной убор.
Участникам команды (2-3 человека или всем участникам, при наличии СИЗ) предлагается надеть противогазы. Время, правильность надевания можно не учитывать, так как в квесте – игре участвуют участники различной возрастной категории).
Станция - этап «Наш друг в поход собрался»
Теоретический тур. Команде предоставляется набор тестов по туризму.
1. Турист использует компас?
а) узнать направление ветра;
б) для ориентирования на местности и по топографической карте;
в) узнать время;
г) для измерения масштаба карты.
2. Что такое бивак?
а) участник группы, идущий последним в походной группе;
б) место размещения туристской группы для ночлега или отдыха;
в) день в походе, предназначенный для отдыха и подготовки группы к дальнейшему движению по маршруту;
г) турист, ответственный за приготовление пищи.
3. Какие работы относятся к бивачным?
а) разработка туристского маршрута, заполнение маршрутной
документации;
б) преодоление естественных препятствия, вязание туристских узлов;
в) заготовка дров, оборудование место для костра, установка палаток;
г) определение по карте своего местоположения.
4. Разводить костер необходимо…
а) рядом с источником воды;
б) среди деревьев под нависающими ветвями;
в) у палаток, что бы тёплый воздух попадал в них;
г) по возможности на старом кострище.
5. Какие предметы относятся к групповому снаряжению?
а) компас, рюкзак, кружка;
б) спальный мешок, рюкзак, топор;
в) кружка, медицинская аптечка, накидка от дождя.
г) палатка, ремонтный набор, костровое оборудование
6. На каком рисунке изображен условный знак – дома лесников? Или команда называет условные знаки топографической карты.
1
2
3. 4.
Ответ: Дом лесника «№4»
7. Как должны поступить туристы, продолжая путь после привала?
а) весь мусор закопать в землю;
б) весь пластик забрать с собой и выбросить в ближайший контейнер;
в) весь мусор сжечь в костре.
г) мусор аккуратно сложить в кучу и оградить флажками.
8. Какие предметы входят в состав ремонтного набора?
а) иголки, нитки, булавки;
б) зубная щетка, зубная паста, полотенце;
в) медикаменты, портативная швейная машинка;
г) учебное пособие «Юный турист».
Практический тур предусматривает различные формы заданий. Предлагается три задания:
«Подготовка ко сну» (на время лечь в спальном мешке).
«Мама собрала в поход...» (предлагается из набора самых различных вещей, туристического снаряжения упаковать туристический рюкзак) Оценивается правильность сбора снаряжения в рюкзаке, объясняется, почему некоторые вещи в туристическом походе станут обузой (стеклянная банка с вареньем, электрический чайник, любимая чашка и т.п.) Какие вещи и почему необходимо уложить в рюкзак?
«Я умею приготовить походный суп…» (Из набора самых разнообразных продуктов, находящихся на столе, в походный котёл складываются продукты, из которых можно приготовить полевой суп (кулеш).
Станция - этап «Безопасный пассажир»
Теоретический тур:
- Обеспечение личной безопасности при следовании наземными видами транспортами.
- Обеспечение личной безопасности на водном и воздушном транспортах.
- Знание Правил дорожного движения, дорожных знаков.
Тесты:
Какие опасные ситуации могут возникнуть при поездке в автомобиле?
а) Возможное столкновение
б) Переворачивание автомобиля
в) Возгорание автомобиля
2. Какими должны быть действия пассажира легкового автомобиля при столкновении со встречной машиной?
а) Сильно напрячь все тело (мышцы), втянуть голову в плечи
б) Не расслабляться до полной остановки автомобиля Не покидать автомобиль до его полной остановки
в) Выпрыгнуть из автомобиля при первой возможности
3. Как пассажир может повысить уровень личной безопасности?
а) Пассажир обязан соблюдать правила безопасности на транспорте
б) Пассажир должен быть готов к аварийной ситуации
в) Пассажир при необходимости должен максимально использовать свои возможности для сохранения жизни и здоровья
4.Какие виды транспорта используются при следовании к местам отдыха?
а) Наземный
б) Воздушный
в) Железнодорожный
5. Какие существуют меры по обеспечению безопасности в легковом автомобиле? (Выберите правильные ответы.)
а) во время поездки следует находиться в автомобиле в головном уборе и одежде из плотной ткани
б) детям до 12 лет нельзя садиться на переднее сиденье
в) во время движения необходимо следить за дорогой
г) следует иметь в машине медицинскую аптечку и огнетушитель для обеспечения пожарной безопасности
6. Что необходимо предпринять, если столкновение легкового автомобиля с другим транспортным средством или препятствием неизбежно?
а) упереться в пол ногами и обхватить голову руками
б) натянуть ремень безопасности
в) при нахождении на заднем сиденье лечь на бок
г) выбраться на ходу из машины и убежать.
В практическом задании команде предоставляется задания:
«Придумайте лозунг, призывающий соблюдать правила поведения на транспорте» (оформить лозунг можно на листе бумаге, ватмане)
Например, «СТОП – кран в вагоне – это не игрушка для детей!!»
Знание «Правил дорожного движения», дорожных знаков. Участникам предоставляется картинки с рядом дорожных знаков. Команда составляет безопасный маршрут и в устной форме объясняет значение дорожных знаков и безопасность предложенного (составленного) маршрута. Пример:
Станция - этап «Пожарная безопасность»
Теоретический тур:
Внимательно прочитайте текст задания, ознакомьтесь со всеми вариантами предложенных ответов, выберите из предложенных вариантов один или несколько правильных ответов.
Что такое пожар?
а) неконтролируемый, стихийно развивающийся процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни людей
б) неконтролируемый процесс горения огня
в) контролируемый процесс горения огня
г) это процесс горения
Что необходимо предпринять человеку при возникновении пожара?
а) открыть окна, входные двери, проверить помещение
б) кричать и звать на помощь
в) сохранять самообладание, оценить обстановку при пожаре, применить полученные в школе знания для правильного решения
г) приступить к тушению пожара подручными средствами (водой,одеждой, плотной мокрой тканью)
3. Какие известны наиболее доступные средства тушения загорания и пожаров?
а) вода, песок, почва
б) собственные силы человека, присутствующего на пожаре
в) порошковые огнетушители
г) собственная одежда покрывала из плотной ткани, ветви деревьев
4. Какие факторы пожара являются опасными?
а) токсичные продукты горения, дым
б) пониженная температура окружающего пространства
в) высокая летняя температура окружающей среды
г) закрытый огонь и искры
5. Каковы возможные причины возникновения пожара в жилище человека?
а) нарушенная (аварийная) проводка электрической сети
б) размыкание электрической сети
в) замыкание или перегрузка электрической сети
г) эксплуатация бытовой электротехники длительное время
6. Что должен содержать вызов службе «МЧС»?
а) информацию о звонившем человеке и его номере телефона
б) объемную информацию о причине возникновения пожара
в) четкую информация о месте пожара
г) информацию о маршруте движения пожарного расчета службы МЧС
7. Чем в соответствии с правилами техники безопасности необходимо тушить горящие легковоспламеняющиеся жидкости?
а) не следует тушить с помощью незнакомого оборудования
б) любыми подручными средствами
в) только огнетушителем
г) только влажной плотной тканью
8. Как рекомендуется преодолевать горящее помещение при выходе из него?
а) бегом
б) ползком
в) накрывшись с головой мокрым одеялом, плотной тканью или верхней одеждой
г) отказаться от самостоятельной эвакуации из помещения и дышать через увлажненную ткань
9. Как нужно продвигаться через сильно задымленное помещение?
а) в полный рост и бегом
б) в полный рост медленно
в) скачками или на корточках
г) ползком или пригнувшись, придерживаясь за стены
10. Что необходимо предпринять человеку, если на нем загорелась одежда?
а) следует тушить одежду подручными средствами
б) следует приложить к горящему месту плотную ткань
в) следует снять горящую одежду и сбить пламя
г) следует лечь на землю и, перекатываясь, сбить плам1
11. Что запрещается делать при пожаре в квартире? Выберите правильные ответы:
а) при увеличении концентрации дыма передвигаться, пригнувшись или ползком
б) при выходе по незадымленной лестнице держаться за стены и поручни
в) выпрыгивать из окна, спускаться по водосточным трубам при помощи простыней
г) выходить через задымленную лестничную площадку и пользоваться лифтом
д) открывать двери и окна и тушить огонь до вызова пожарной охраны
е) при эвакуации из задымленного помещения пользоваться переносным карманным фонариком
ж) сообщать о пожаре в пожарную охрану
з) гасить водой включенные в сеть электроприборы
Практический тур: команде предлагается набор самых разнообразных вещей, из которых необходимо выбрать несколько и рассказать об их возможном применении во время пожара. Например, яркая одежда, скатерть, которую можно применить для привлечения к себе внимания, если вы находитесь в окне или на балконе многоэтажного здания. Ответ должен быть кратким, но обоснованным.
Станция - этап «Мой дом – моя крепость»
(правила личной безопасности дома и на улице)
Теоретическая подготовка:
Задание: Объясните правила, которые предлагает автор стихотворения
Если дядя подойдет и предложит бутерброд,
Пепси, яблоко, конфет,
Говори немедля «Нет».
На вопрос настырной тети
«Твоя мама на работе?»
Не придумывай ответ –
Говори немедля «Нет».
Ситуация знакома? Ты один остался дома,
Вдруг звонок… Гостям не верь –
Открывать не надо дверь!
Кто там: друг или бандит?
Вдруг войдет и навредит?
Вдруг под маской друга – зверь?
Открывать не надо дверь!
Плачет гость или смеется,
Пусть родителей дождется…
Повтори за мной теперь:
Открывать не надо дверь! (Стих: Г. Егоров)
В практическом туре предлагается команде обыграть предложенные в стихотворении ситуации, с которыми могут столкнуться дети и подростки
Если в квесте принимают участие учащиеся 8 классов, предлагается следующее задание.
Команда получает конверт со знаками и таблицу с описаниями знаков. Необходимо соотнести знак с его описанием.
Знак Осторожно электрическое напряжение
Знак «Заземление»
Знак запрещающий подачу на линию напряжения
Знак предупреждает об опасности приближения к токоведущим частям электроустановок, находящихся под напряжением
Провести блиц – опрос о правилах безопасного использование Всемирной Сети интернет.
Станция - этап «Природа и человек»
(автономное существование человека в природе)
Теоретическая подготовка. Добровольная и вынужденная автономия. Предлагается каждой команде выбрать 1 – 2 карточки с заданиями. Команда изучает задание и даёт ответы.
(для подготовки задания использованы тесты сайта https://infourok.ru/test-avtonomnoe-suschestvovanie-cheloveka-v-prirode-klass-2504088.html )
Автономное существование.
1. Автономное существование человека в природе – это:
а) существование человека в природных условиях с целью выполнения определённых задач за определённый промежуток времени;
б) существование человека в природных условиях вследствие возникших обстоятельств;
в) независимое, самостоятельное существование человека в природных условиях.
2. Что помогает человеку приспособиться к условиям автономного существования?
а) ничего не помогает;
б) умение расслабиться и дать волю чувствам и эмоциям;
в) умение управлять собой, своими мыслями и действиями; Г) советы друзей.
3. В чём состоит главная задача при подготовке и проведении похода в условиях автономии?
а) в получении удовольствия;
б) в получении новых впечатлений и сведений;
в) в обеспечении безопасности;
г) в образовании новых связей и знакомств.
4. Каковы основные правила безопасного поведения человека на природе?
а) вести себя прилично;
б) быть внимательным и осторожным;
в) на маршруте или привале не уходить от группы;
г) никаких правил не существует.
5. Особенностью подготовки к добровольной автономии в природных условиях является:
а) изучение местности и подготовка необходимого снаряжения;
б) личная физическая и психологическая подготовка человека к автономному пребыванию в природных условиях;
в) соответствие видов подготовки целям автономного существования.
6. Характерная особенность активного туризма состоит в том, что:
а) он даёт возможность туристу активно отдохнуть в природных условиях;
б) посредством активного туризма восстанавливается и укрепляется здоровье;
в) передвижения туристов по маршруту осуществляется за счёт собственных физических усилий.
7. Ярким примером добровольной автономии со спортивной целью явилось:
а) пересечение Ф. Конюховым Атлантического океана на одиночной гребной лодке;
б) пересечение А. Бомбаром Атлантического океана на надувной лодке;
в) покорение Южного полюса экспедицией Р. Амундсена.
8. Какая задача сразу встаёт перед человеком, попавшим в условия вынужденной автономии?
а) оценить обстановку и принять решение о дальнейших действиях;
б) как обеспечить условия жизнедеятельности в период автономного пребывания в природных условиях;
в) как выйти к людям.
9. В условиях вынужденной автономии жизнь и здоровье человека зависят:
а) от того, как быстро он будет найден спасателями;
б) от него самого;
в) от фактических условий автономного пребывания (погоды, климата, времени года и др.)
10. Что необходимо знать человеку, попавшему в экстремальную ситуацию?
а) сколько осталось жить;
б) сколько осталось пищи и есть ли тёплые вещи;
в) есть ли спички, нож, компас;
г) есть ли пострадавшие или ослабленные члены группы.
Станция – этап «Чтобы на уроке ты был в порядке, начинай его с зарядки!»
Задания на данном этапе прохождения квеста самые разнообразные, но все они относятся к физической культуре и к спорту. Цель данного этапа – физкульт – минутка. Небольшие по времени спортивные игры или (и) упражнения. Наиболее приемлемым, на наш взгляд, является массовое участие (вся команда) с несложным выполнением простых физических упражнений и элементов танца. Судейская команда, вместе с каждой прибывшей на этап командой, под музыкальное сопровождение выполняют ряд упражнений. Всем забавно и весело.
Подведение итогов игры:
1. После завершения прохождения этапов квест - игры в маршрутных листах команды суммируются полученные баллы.
2.Маршрутные листы сдаются командирами команд в жюри для подведения окончательных результатов игры.
Члены жюри, судьи каждого этапа, главный судья квест – игры, при подведении окончательных итогов, учитывают для каждой команды:
- правильность и чёткость выполнения заданий;
- творческий подход в решении как теоретических, так и в практических заданиях, в преодолении трудностей показа приобретённых навыков;
- умение работать в команде, умение проявить и показать свои индивидуальные качества;
- умение анализировать и принимать решение;
- слаженность работы команд.
Подводится итог квест – игры. Объявляется победитель. Команда - победителей награждается грамотами (дипломами) знатоков безопасного поведения.