Квест – игровая и педагогическая технология и форма взаимодействия педагога, детей и родителей
Квест – и игровая и педагогическая технология, и форма взаимодействия педагога, детей и родителей.
Составитель: Клям Елена Андреевна,
Социальный педагог,
МАУ ДО ДЮЦ «Каскад» г. Березники, 2020г.
Краткая аннотация: в статье рассказывается о квест-игре, как интересной форме взаимодействия педагогов, детей и родителей: дается характеристика квеста, описываются технологии проведения квестов.
Многие родители считают учреждения образования, в т.ч. и дополнительного – «перевалочным пунктом» пока они на работе. Другие, устраняясь от воспитания своих детей, считают, что именно на педагогов ложится вся ответственность за познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое и социально-коммуникативное развитие ребенка. Зачастую это становится причиной отсутствия взаимопонимания между педагогами и законными представителями детей.
Сегодня существует множество новых форм работы с родителями, основанных на сотрудничестве и взаимодействии, которые побуждают родителей к налаживанию взаимоотношений с детьми с позиции наставника, друга ребенка (приложение 1).
«Взаимодействие» – это обмен мнениями, эмоциями, информацией в процессе общения. Существуют как традиционные, так и нетрадиционные формы общения родителей и детей. Досуговые мероприятия – это одно из направлений нетрадиционных форм взаимодействия взрослых с детьми. Разновидностей досуговых мероприятий большое множество, и одно из них квест. Квест – это мероприятие в игровой приключенческой форме, во время которого участникам нужно пройти череду препятствий для достижения какой-либо цели. Квест способствует формированию умений решать определенные задачи через реализацию определенного сюжета. Многообразие возможностей делает квест – одним из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС.
Квест (заимствование англ. Quest) – «поиск, предмет поисков, поиск приключений, исполнение рыцарского обета». В мифологии и литературе на английском языке понятие «квест» изначально обозначало один из способов построения сюжета – путешествие персонажей к определенной цели через преодоление трудностей. Обычно во время этого путешествия героям приходится преодолевать многочисленные трудности и встречать множество персонажей, которые помогают либо мешают им. Уникальная образовательная технология чрезвычайно популярна в настоящее время и у детей, и у молодежи, как форма проведения обучения и досуга.
Дети и родители учатся договариваться, распределять обязанности, действовать вместе, переживать друг за друга, помогать. В хорошо организованной игре удовольствие приносит не только результат, но и процесс его достижения.
Как же проводится квест? Игра происходит следующим образом. Если участников (детей и их родителей) достаточно много, их можно поделить на команды, которые будут соревноваться между собой, выполняя различные задания. При делении участников на игровые команды важно, чтобы деление происходило в произвольной форме, чтобы в командах присутствовали и сильные и слабые участники. Когда участников мало, им следует выполнять миссии по парам, сохраняя соревновательную нотку. А можно объединить всех в одну большую и дружную команду, которая будет действовать сообща и достигнет поставленной цели.
Допускается линейный формат мероприятия, когда задания будут выдаваться последовательно. Следующее испытание становится доступным лишь после выполнения предыдущего. Нелинейный формат предполагает выдачу всех заданий одновременно, когда каждый участник должен проявить интеллект, физические способности, смекалку и внимательность для достижения главной цели быстрее всех остальных. Квесты можно проводить как на открытом воздухе, так и в здании.
Сценарии детско-родительских квестов могут быть разнообразны, но в каждом из них должна быть легенда, на основе которой и развивается игра. Следует четко обозначить цель предстоящей игры и учесть технические возможности организации мероприятия. Сценарии таких мероприятий составляются с учетом различных факторов: возраста участников, поставленных задач и целей игры, материально-технических возможностей, места проведения.
Квест, с его почти безграничными возможностями, оказывает неоценимую помощь педагогу, предоставляя возможность разнообразить воспитательно-образовательный процесс, сделать его необычным, запоминающимся, увлекательным, веселым, игровым, а также создать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности и обеспечить открытость дополнительного образования.
Приложение 1
.
Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей
Наименование | С какой целью используется эта форма | Формы проведения общения |
Информационно-аналитические | Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности | Проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик» |
Досуговые | Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми | Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках |
Познавательные | Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей | Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей |
Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские | Ознакомление родителей с работой учреждения дополнительного образования, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей | Информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-библиотек |
Исходя из этой таблицы, понятно, что родителей нужно вовлекать в общую работу учреждения и конкретного объединения, двигаться в одном направлении в воспитании и развитии ребёнка.
Список литературы:
1. Попова Г. П., Леликова Г. А. «Система работы с родителями. 5-6 кл. Разработка внеклассных мероприятий и родительских собраний». 2007г.
2. Барахтенко, Ю. Б. Квест – нетрадиционная форма взаимодействия ДОУ с родителями / Ю. Б. Барахтенко. 2018.
3. Анастасия Тармасина. Педагогический проект «Квест-игра как форма организации взаимодействия детей и родителей в ДОО» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/pedagogicheskii-proekt-kvest-igra-kak-forma-organizaci-vzaimodeistvija-detei-i-roditelei-v-do.html
Кузнецова Галина Ивановна