Статья «Формы взаимодействия педагогов и родителей»
Формы взаимодействия педагогов и родителей
Для успешной работы важны три составляющие: педагог, ученик, родитель. От того, как эти составляющие взаимодействуют, зависит успех образовательной и воспитательной деятельности. Необходимо формировать сотруднические отношения, и главным, все-таки, является то, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе.
Под словом «союз» предполагается — единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и задачи, пути достижения намеченных результатов. Способы организации совместной деятельности, общения – это и есть формы взаимодействия педагогов и родителей.
Существуют следующие формы взаимодействия: коллективные, групповые и индивидуальные.
Наиболее известные коллективные формы взаимодействия педагогов и родителей: родительское собрание, родительский лекторий, конференция по обмену опытом воспитания детей, вечер вопросов и ответов, диспут-размышление по проблемам воспитания, встреча с администрацией, учителями класса.
Родительское собрание — основная форма работы родителей и педагога, в процессе которого обсуждаются проблемы жизни класса или школьного коллективов.
Родительский лекторий позволяет познакомить родителей с различными вопросами воспитания обучающихся, повышает их педагогическую культуру, помогает отработать единые подходы к воспитанию детей.
Конференция по обмену опытом воспитания детей может быть по определенной теме, которую может выбрать, как сам учитель, так и родители. Она будет действенна, если есть опыт хорошего положительного семейного воспитания по данной проблеме, в том случае, если кто-то из родителей готов поделиться.
Вечер вопросов и ответов проводится после того как, происходит опрос родителей, составляется группа проблемных, важных вопросов, которые возникают в процессе воспитании детей и при осуществлении взаимоотношений с ними.
Диспут-размышление по проблемам воспитания тоже очень интересный способ осуществления взаимодействия между участниками образовательного процесса. Для родителей это неплохая форма повышения педагогической культуры. Диспут должен происходить в непринужденной обстановке и позволять всех включать в обсуждение рассматриваемой проблемы.
Встречу с администрацией, учителями класса необходимо проводить ежегодно и желательно в начале учебного года. Педагоги, работающие в данном классе, знакомят родителей со своими требованиями, выслушивают пожелания родителей. Встреча может быть завершена индивидуальными консультациями, беседами или работой в группах с учетом возникших проблем и сложностей.
Очень важная форма взаимодействия педагога – это работа с родительским комитетом. Он выбирается родительским собранием на целый учебный год. При тесном взаимном контакте и понимании, благодаря родительскому комитету, возможна очень плодотворная работа по осуществлению воспитательного процесса обучающихся.
Групповые занятия могут носить исследовательский характер. Можно пригласить на урок родителей детей, которые испытывают затруднения в учебной деятельности. Также, используя групповые занятия, можно вовлечь детей и родителей в какую то совместную деятельность, имеющую общую цель. Одним из видов групповой деятельности можно предусмотреть взаимодействие с отцами детей. Так как их обычно трудно вовлечь в воспитательный процесс, то такого рода мероприятия очень ценны и важны.
Коллективные и групповые формы взаимодействия пронизывают индивидуальные формы. К ним относят задушевный разговор или беседу, консультацию с родителем по какой то теме, использование индивидуальных поручений, поиск решения проблемы совместно, диалог-переписку. Эти формы дадут положительный эффект, если удалось найти с каждым родителем индивидуальный стиль отношений. Очень важно расположить к себе родителей, завоевать доверие, вызвать на откровенность, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. Совместная работа классного руководителя и родителя поможет лучше понять ребенка, найти наиболее приемлемые способы решения проблем воспитания ребенка в семье и школе.
Благодаря всем этим формам работы высокая включенность родителей в дела школы приводит к повышению достижений учащихся, их желанию учиться и настойчивости в обучении как у учеников, так и у их родителей, улучшению поведения детей, положительному развитию их самооценки, более полному выполнению домашних заданий, к улучшению психологического климата в школе и мнения родителей об учителях.